Иверская икона Божией Матери. Иконография

Ивер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­хо­дя­ща­я­ся на Афоне, про­сла­ви­лась мно­ги­ми чу­де­са­ми. Слух о чу­до­твор­ном об­ра­зе через па­лом­ни­ков рас­про­стра­нил­ся по Рос­сии. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ни­кон (то­гда еще Но­воспас­ский ар­хи­манд­рит) об­ра­тил­ся к ар­хи­манд­ри­ту Ивер­ско­го Афон­ско­го мо­на­сты­ря Па­хо­мию (ко­то­рый при­был в Моск­ву за ми­ло­сты­ней для афон­ских оби­те­лей) с прось­бой при­слать спи­сок с чу­до­твор­ной Ивер­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Афон­ский инок Иам­влих на­пи­сал ко­пию с Ивер­ско­го об­ра­за, и через год ико­на, в со­про­вож­де­нии афон­ских мо­на­хов, при­бы­ла в Моск­ву. 13 ок­тяб­ря 1648 го­да она бы­ла тор­же­ствен­но встре­че­на жи­те­ля­ми сто­ли­цы. Ве­ли­кая свя­ты­ня Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Мос­ков­ская Ивер­ская ико­на про­слав­ле­на от Гос­по­да мно­ги­ми чу­де­са­ми.

Ивер­ская ико­на (ко­то­рая сей­час хра­нит­ся на Афоне) в IX ве­ке на­хо­ди­лась у од­ной бла­го­че­сти­вой вдо­вы, жив­шей близ го­ро­да Ни­кеи. При им­пе­ра­то­ре Фе­о­фи­ле (829–842) ико­но­бор­цы, уни­что­жав­шие свя­тые ико­ны, при­шли в дом этой хри­сти­ан­ки, и один во­ин ко­пьем уда­рил по об­ра­зу Бо­го­ро­ди­цы. Тот­час из по­ра­жен­но­го ме­ста по­тек­ла кровь. Вдо­ва, бо­ясь уни­что­же­ния свя­ты­ни, по­обе­ща­ла им­пе­ра­тор­ским во­и­нам день­ги и про­си­ла их до утра не тро­гать ико­ну. Ко­гда они ушли, жен­щи­на вме­сте с сы­ном (впо­след­ствии афон­ским ино­ком), для со­хра­не­ния свя­той ико­ны опу­сти­ла ее в мо­ре. Ико­на, стоя на во­де, при­плы­ла к Афо­ну. Афон­ские ино­ки, несколь­ко дней ви­дя в мо­ре ог­нен­ный столп, вос­хо­дя­щий до неба, при­шли к бе­ре­гу и на­шли свя­той об­раз, сто­я­щий на во­де. По­сле мо­леб­на о да­ро­ва­нии мо­на­сты­рю явив­шей­ся свя­ты­ни бла­го­че­сти­вый инок Ивер­ско­го мо­на­сты­ря свя­той Гав­ри­ил Гру­зин (па­мять 25 июля), по по­ве­ле­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри, явив­шей­ся ему во сне, по­шел по во­де, при­нял свя­тую ико­ну и по­ста­вил в хра­ме. Од­на­ко на сле­ду­ю­щий день ико­на бы­ла об­ре­те­на не в хра­ме, а над во­ро­та­ми оби­те­ли. Так по­вто­ря­лось несколь­ко раз, по­ка Пре­свя­тая Де­ва не от­кры­ла свя­то­му Гав­ри­и­лу Свою во­лю во сне, ска­зав, что не же­ла­ет быть хра­ни­мой ино­ка­ми, а хо­чет быть их Хра­ни­тель­ни­цей. По­сле это­го об­раз был по­став­лен над мо­на­стыр­ски­ми во­ро­та­ми, где находится и по сей день. По­это­му свя­тая ико­на на­зы­ва­ет­ся Пор­та­и­тис­сою, Вра­тар­ни­цею.

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской», глас 1

От святы́я ико́ны Твоея́,/ о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно,/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́,/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,// и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.

Перевод: От святой иконы Твоей, о Владычица Богородица, излечения и лекарства в изобилии подаются всем с верой и любовью приходящим к ней. Также и мою болезнь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело излечи благодатью Твоей, Пречистая.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской», глас 1

Де́рзость ненави́дящих о́браз Госпо́день,/ и держа́ва нечести́вых безбо́жно в Нике́ю прии́де,/ и по́сланнии безчелове́чно вдови́цу,/ благоче́стно чту́щую ико́ну Богома́тере, истязу́ют,/ но та́я но́щию с сы́ном ико́ну в мо́ре пусти́, вопию́щи:/ сла́ва Тебе́, Чи́стая,/ я́ко непроходи́мое мо́ре плещи́ своя́ подаде́, // сла́ва правоше́ствию Твоему́, Еди́на Нетле́нная.

Перевод: Наглость ненавидящих образ Господа, власть нечестивых (иконоборческая ересь) безбожно наступила в Никее, и посланные бесчеловечно мучают вдову, благочестиво почитающую икону Богоматери, но вдова с сыном ночью отпустили икону в море взывая: «Слава Тебе, Чистая, так как непроходимое море подставило Тебе (как) плечи (свои волны), слава прямому пути Твоему, Единственно Нетленная».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской», глас 8

А́ще и в мо́ре вве́ржена бысть свята́я ико́на Твоя́, Богоро́дице,/ от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в,/ но яви́лася есть Храни́тельница Афо́на/ и Врата́рница оби́тели И́верския, враги́ устраша́ющая/ и в Правосла́вней Росси́йстей стране́// чту́щия Тя от всех бед и напа́стей избавля́ющая.

Перевод: Хотя и в море была погружена святая икона Твоя, Богородица, вдовой, которая не могла спасти икону от врагов, но была обретена и стала Хранительницей Афона и Вратарницей обители Иверской, устрашающей врагов, и в Православной Российской стране, почитающих Тебя, от всех бед и несчастий избавляющая.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской», глас 4

Совозсия́ днесь Све́ту Воскресе́ния свет чи́стыя ико́ны Твоея́,/ обоя́ ве́село торжеству́юще вопие́м:// сохрани́ раб Твои́х благода́тию, Влады́чице.

Перевод: Сегодня воссиял вместе со Светом Воскресения свет почитаемой иконы Твоей, оба света с радостью празднуя, взываем: «Сохрани рабов Твоих благодатью, Владычица».

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»

О Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода, Цари́це Небесе́ и земли́! Вонми́ многоболе́зненному воздыха́нию душ на́ших, при́зри с высоты́ святы́я Твоея́ на нас, с ве́рою и любо́вию поклоня́ющихся пречи́стому о́бразу Твоему́. Се бо, грехми́ погружа́емии и скорбьми́ обурева́емии, взира́юще на Твой о́браз, я́ко живе́й Ти су́щей с на́ми, прино́сим смире́нная моле́ния на́ша. Не и́мамы бо ни ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства, ни утеше́ния, то́кмо Тебе́, о, Ма́ти всех скорбя́щих и обремене́нных! Помози́ нам, не́мощным, утоли́ скорбь на́шу, наста́ви на путь пра́вый нас, заблужда́ющих, уврачу́й и спаси́ безнаде́жных, да́руй нам про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре и тишине́ проводи́ти, пода́ждь христиа́нскую кончи́ну и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́ яви́ся нам милосе́рдая Засту́пница, да всегда́ пое́м, велича́ем и сла́вим Тя, я́ко благу́ю Засту́пницу ро́да христиа́нскаго, со все́ми угоди́вшими Бо́гу. Ами́нь.

Иверская икона Божией Матери, Вратарница или Привратница принадлежит к иконописному типу Одигитрия (Одигитрия — так называлась икона Богородицы, написанная, но преданию, евангелистом Лукой, из греч. «указующая путь»).

Иверская икона Божией Матери. Иконография

Изображение Богоматери – поясное. Ее голова слегка склонена к Младенцу. Правую руку Она подняла в молитвенном жесте на уровне груди.

На левой руке Богоматери – высоко и прямо, в легком повороте к Ней, — сидит Богомладенец. Его голова немного откинута назад.

Правая рука Младенца с благословляющим жестом вытянута вперед к руке Богоматери.

В левой Он держит свиток, который вертикально опирается на колено.

Некое вместилище – подобие трона для Младенца – зрительно создают положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория (Мафорий — древняя верхняя женская одежда; длинное покрывало, спускающееся с головы до пят. Одна из важнейших реликвий, связанных с памятью Богоматери. С 474 года эта святыня находилась в Константинополе во Влахернском храме. Мафорий Богоматери изображается на иконах преимущественно багряного тона, чаще пурпурный с тремя восьмиконечними звездами)

Их лики – с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами. И у Богомладенца, и у Богоматери – сосредоточенный взгляд, устремленный вперед.

Бо­го­ма­терь на сей иконе изо­бра­же­на в ви­де мо­на­хи­ни с жез­лом и чет­ка­ми в ле­вой ру­ке и све­чой в пра­вой ру­ке. Об­раз этот на­хо­дит­ся в Алек­се­ев­ском муж­ском мо­на­сты­ре г. Уг­ли­ча Яро­слав­ской гу­бер­нии.

До 1894 го­да ико­на пре­бы­ва­ла в кла­до­вой оби­те­ли. 23 июня это­го го­да из Пе­тер­бур­га при­был в оби­тель один боль­ной ку­пец. Явив­шись к на­сто­я­те­лю, он по­дроб­но рас­ска­зал о сво­ей бо­лез­ни и о том, что ему яви­лась во сне Бо­жия Ма­терь и по­ве­ле­ла от­пра­вить­ся в Уг­лич, где на­хо­дит­ся Ее ико­на, и по­мо­лить­ся пе­ред ней, обе­щая ему ис­це­ле­ние. На­сто­я­тель ве­лел разыс­кать эту ико­ну. Его по­ве­ле­ние бы­ло ис­пол­не­но, и ико­на с ве­ли­ким тор­же­ством бы­ла пе­ре­не­се­на в Успен­ский храм мо­на­сты­ря. Ко­гда боль­ной ку­пец по­мо­лил­ся пе­ред ней, то в ско­ром вре­ме­ни со­вер­шен­но вы­здо­ро­вел. В бла­го­дар­ность за по­лу­чен­ное ис­це­ле­ние он об­ло­жил ико­ну се­реб­ря­ной вы­зо­ло­чен­ной ри­зой.

В на­сто­я­щее вре­мя у сей чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ро­ди­цы так­же по­да­ют­ся ис­це­ле­ния тем, кто при­бе­га­ет к Ца­ри­це Небес­ной с ве­рой в Ее пред­ста­тель­ство пе­ред Бо­гом. По ак­там, со­став­лен­ным яро­слав­ской ду­хов­ной кон­си­сто­ри­ей, с 1894 г. по на­сто­я­щее вре­мя при сей иконе со­вер­ши­лось бо­лее со­ро­ка чу­дес­ных ис­це­ле­ний.

Иверская икона Божией Матери. Иконография

История почитания Иверской Иконы Божией Матери в России началась в середине XVII века.

В 1647 году афонские монахи из монастыря Ивирон рассказали настоятелю Новоспасского монастыря архимандриту Никону (будущему патриарху Всея Руси) о своей святыне – чудотворной иконе Божией Матери «Вратарнице». Рассказ был, естественно, передан и царю Алексею Михайловичу. Вскоре, по просьбе русского государя, на Афоне была сделана копия иконы.

Само написание образа афонским изографом монахом Ямвлихом было молитвенным торжественным процессом, его описание сохранилось до наших дней. Позднее, государь Алексей Михайлович вложил первый список Иверской в Новодевичий монастырь. По прошествии многих лет, когда монастырь был закрыт атеистическим большевистским правительством, Иверская оказалась в коллекции Исторического музея. Недавно, на выставке в главном здании ГИМа, она выставлялась для поклонения.

Вскоре после написания первого списка патриарх Никон решил основать в честь Иверского образа монашескую обитель на Валдае. Для новой обители в Греции был заказан второй список, который в 1656 году был привезен в Россию. Увы, в годы лихолетья следы этого чтимого образа затерялись. Никто не знает, была икона уничтожена или скрыта…

Однако москвичи полюбили образ Вратарницы и хотели иметь его рядом с собой. Тогда с первого списка московскими мастерами был сделан новый список — увеличенного размера. В 1669 году этот образ, как и его первоначальный прототип, был установлен на вратах – только в Москве это были Воскресенские ворота Китай-города. Постепенно Иверская стала молельным образом всех пришедших в древнюю столицу.

В 80-х годах XVIII века, когда в Москве свирепствовала моровая язва и у людей не осталось никакой надежды, кроме упования на помощь Божию, Иверская икона была установлена в нижней части ворот, а вокруг нее построена часовня.

Именно с Иверской начиналась Москва того времени:

«А вон за тою дверцей
Куда народ валит –
Там Иверское сердце
Червонное горит…»

Многие из тех, кто из-за старости, слабости и болезней уже не мог дойти до часовни, просили принести образ к ним домой. И вот, икона стала путешественницей: с боков ее оковали железом, сделали специальные носилки, летом они устанавливались на повозку, зимой – на сани. Для многих такое благодатное посещение было последней надеждой – и вера не оказывалась тщетной. Велись записи многих исцелений.

Иверская икона Божией Матери. Иконография

Часовня Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот, Москва.

На время, когда образ путешествовал, на ее место ставился список – «икона-заместительница», таких списков было сделано несколько.

Так и пребывала в Москве Иверская икона до красного переворота 1917 г. Вскоре из часовни были вывезено золото – оклады, лампады, дары исцеленных москвичей. Все пошло в переплавку для советского правительства, но часовня действовала еще 12 лет. Только в 1929 году часовня была окончательно закрыта, древняя икона изъята. Только одну «икону-заместительницу» дали перевезти в храм Воскресения в Сокольниках – тогда в этот храм свозилось много святынь из закрытых церквей. Но древний список считался утраченным.

В начале 1960-х годов в запасниках Третьяковской галереи была обнаружена и описана Иверская икона московского письма, поступившая в 1933 году, и по написанию отнесенная сначала к последней четверти XVII века. Однако некоторые исследователи уже тогда предположили, что это и есть главная Иверская из часовни. Но реставрация иконы была тогда отложена на долгий срок.

Срок пришел в 2002 году, когда под руководством реставратора ГТГ Антонины Ивановны Собаршовой была проведена реставрация. После реставрации можно с точностью говорить о том, что обретена чудотворная Иверская.

Низ иконы обит железом, с боков сохранились места, где были приделаны кольца для переноски. Воспроизведены греческие надписи оригинала, которые для верности переведены и по-русски. Краска в нижней части иконы утрачена оттого, что много лет к ней прикладывались тысячи и тысячи человек.

Сравнение с имеющимися фотографиями, сделанными до 1929 года, говорит о том, что перед нами часовенный образ. Сразу после реставрации Иверская была передана в храм свт. Николая в Толмачах – домовый храм Третьяковской галереи, и сейчас каждый может почтить Царицу Небесную перед Ее чудотворным образом…

Трудно описывать икону, любые слова о милосердном и спокойном взгляде Богородицы кажутся искусственными, лишними. Лучше прийти и помолиться…

Читайте также:

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа.

Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.

Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!

26 октября — день празднования в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы

Приблизительное время чтения: 2 мин.

В IX веке икона, которая известна ныне как Иверская и хранится на Афоне, находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки. Когда один из воинов копьем ударил по образу Богородицы, из пораженного места тотчас потекла кровь.

Иверская икона Божией Матери. Иконография

Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком) для сохранения святой иконы опустила ее в море.
Через два века икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Монахи грузинского Иверского монастыря на Святой Горе, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу. Они нашли святой образ, который стоял на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря, преподобный Гавриил Святогорец, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме.

Иверская икона Божией Матери. Иконография

Святая Гора Афон. Фото Horia Varlan

Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла во сне святому Гавриилу Свою волю: Она не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами.

Иверская икона Божией Матери. Иконография

Иверский монастырь в XVIII веке.
Зарисовка грузинского путешественника и писателя Тимоти Габашвили

Поэтому святая икона называется Портаитиссою, то есть Вратарницей. А от имени обители – Иверский монастырь – она получила наименование Иверская.

Иверская икона Божией Матери. Иконография

Монастырь Ивирон на Афонском полустрове. Фото Michalis Famelis

Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня.
По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы. Каждый год братия крестным ходом идет на берег моря, где принял икону инок Гавриил.

Память 12 февраля в память принесения в Свято-озерский монастырь в 1656 году [1], 31 марта в память явления у Святой Горы Афон в 999 году (Амер. [2]), 23 апреля в память возвращения списка в Москву в 2012 году, 13 октября в память принесения в Москву в 1648 году [3] и во вторник Светлой седмицы

Эта икона Богородицы в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 — 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем [4] ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли [5], женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Поддерживаемый незримой силой, образ встал на воде, и волны понесли его в море.

Иверская икона Божией Матери. Иконография
Прп. Гавриил идёт по водам к Иверской иконе Божией Матери. Грузинская икона

Прошло более полутора веков. 31 марта 999 года икона явилась у Святой горы Афон [6]. В течение нескольких дней видя огненный столп в море, восходящий до неба, иноки пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. Отцы несколько раз пытались вынести его на сушу, но икона отдалялась вглубь. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде и принял святую икону. Тут же, на берегу моря, отслужили отцы благодарственный молебен, и в это время на месте, где была поставлена икона, забил живительный родник. После этого икону с почестями отнесли в Иверский монастырь и поставили в алтаре. Наутро монах, зажигающий лампады, не нашел иконы на месте. Ее обрели над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен в специально сооруженной малой церкви при монастырских воротах. Поэтому икона называется также Портаитиссой (Вратарницей). Икона и по сей день хранится на Афоне.

Чтимые списки в России

Иверская икона Божией Матери. Иконография
«Портаитисса», Иверская икона Божией Матери. Современная греческая икона.

Древнейший сберегаемый на Руси список иконы был принесен с Афона в 1648 году. С 1654 года на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре Москвы, а после закрытия обители в советские годы хранился в фондах Государственного исторического музея. 6 мая 2012 года в Московском Новодевичьем женском монастыре образ был торжественно возвращен Русской Православной Церкви. Духовенством Московской епархии Иверская икона была перенесена крестным ходом в Смоленский собор и установлена на солее, а по окончании молебного пения клир монастыря перенёс образ на постоянное пребывание в Московский Успенский собор. 6 июня 2012 года Священный Синод Русской Православной Церкви установил в ознаменование этого события еще один день ежегодного почитания Иверской иконы.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Де́рзость ненави́дящих о́браз Госпо́день/ и держа́ва нечести́вых безбо́жно в Нике́ю прии́де,/ и по́сланнии безчелове́чно вдови́цу,/ благоче́стно чту́щую ико́ну Богома́тери, истязу́ют,/ но та́я но́щию с сы́ном ико́ну в мо́ре пусти́, вопию́щи:/ сла́ва Тебе́, Чи́стая,/ я́ко непроходи́мое мо́ре плещи́ своя́ подаде́,// сла́ва правоше́ствию Твоему́, Еди́на Нетле́нная.

Ин тропарь, глас 1

От святы́я ико́ны Твоея́, о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к не́й./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́,/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,/ и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.

Кондак, глас 8

А́ще и в мо́ре вве́ржена быёсть свята́я ико́на Твоя́, Богоро́дице,/ от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в,/ но яви́лася е́сть Храни́тельница Афо́на/ и Врата́рница оби́тели Иве́рския, враги́ устраша́ющая/ и в Правосла́вней Росси́йстей стране́// чту́щия Тя́ от все́х бе́д и напа́стей избавля́ющая.

Ин кондак, глас 4 (Подобен: Явился еси днесь вселенней:)

Совозсия́ дне́сь Све́ту Воскресе́ния све́т чи́стыя ико́ны Твоея́,/ обоя́ ве́село торжеству́юще вопие́м:// сохрани́ ра́б Твои́х благодати́ю, Влады́чице.

Использованные материалы

  • Страница календаря на портале Православие.RU:
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life433.htm
    • http://georgia.orthodoxy.ru/index.php?cat=_calend&ii=0&jj=3
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/2269360.html
    • http://www.holytrinityorthodox.com/ru/calendar/los/February/12-01.htm
    • http://files2.regentjob.ru/minea/oct/oct339.html (тропарь)
    • http://files2.regentjob.ru/minea/oct/oct348.html (кондак)
    • http://korolev.msk.ru/minea/feb/feb397.html (ин тропарь)
    • http://korolev.msk.ru/minea/feb/feb404.html (ин кондак)
    • https://www.imiviron.gr/imiviron-eshop/eshop/?lang=en&product-cato=42

    [1] «Иверской иконы Божией Матери. Празднование с 1656 года в честь принесения ее в свято-озерской монастырь» (Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Том II, http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatseslo. 2_1 .

    [2] «Appearance of the Iveron Icon of the Mother of God», страница календаря официального сайта Православной Церкви в Америке, http://oca.org/saints/lives/2020/03/31/100962-appearance-of-. god .

    Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

    «ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ» еще можно поискать:

    полнотекстовый поиск в Древе: Google
    в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
    в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

    Память 12 февраля в память принесения в Свято-озерский монастырь в 1656 году [1], 31 марта в память явления у Святой Горы Афон в 999 году (Амер. [2]), 23 апреля в память возвращения списка в Москву в 2012 году, 13 октября в память принесения в Москву в 1648 году [3] и во вторник Светлой седмицы

    Эта икона Богородицы в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 — 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем [4] ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли [5], женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Поддерживаемый незримой силой, образ встал на воде, и волны понесли его в море.

    Иверская икона Божией Матери. Иконография
    Прп. Гавриил идёт по водам к Иверской иконе Божией Матери. Грузинская икона

    Прошло более полутора веков. 31 марта 999 года икона явилась у Святой горы Афон [6]. В течение нескольких дней видя огненный столп в море, восходящий до неба, иноки пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. Отцы несколько раз пытались вынести его на сушу, но икона отдалялась вглубь. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде и принял святую икону. Тут же, на берегу моря, отслужили отцы благодарственный молебен, и в это время на месте, где была поставлена икона, забил живительный родник. После этого икону с почестями отнесли в Иверский монастырь и поставили в алтаре. Наутро монах, зажигающий лампады, не нашел иконы на месте. Ее обрели над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен в специально сооруженной малой церкви при монастырских воротах. Поэтому икона называется также Портаитиссой (Вратарницей). Икона и по сей день хранится на Афоне.

    Чтимые списки в России

    Иверская икона Божией Матери. Иконография
    «Портаитисса», Иверская икона Божией Матери. Современная греческая икона.

    Древнейший сберегаемый на Руси список иконы был принесен с Афона в 1648 году. С 1654 года на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре Москвы, а после закрытия обители в советские годы хранился в фондах Государственного исторического музея. 6 мая 2012 года в Московском Новодевичьем женском монастыре образ был торжественно возвращен Русской Православной Церкви. Духовенством Московской епархии Иверская икона была перенесена крестным ходом в Смоленский собор и установлена на солее, а по окончании молебного пения клир монастыря перенёс образ на постоянное пребывание в Московский Успенский собор. 6 июня 2012 года Священный Синод Русской Православной Церкви установил в ознаменование этого события еще один день ежегодного почитания Иверской иконы.

    Молитвословия

    Тропарь, глас 1

    Де́рзость ненави́дящих о́браз Госпо́день/ и держа́ва нечести́вых безбо́жно в Нике́ю прии́де,/ и по́сланнии безчелове́чно вдови́цу,/ благоче́стно чту́щую ико́ну Богома́тери, истязу́ют,/ но та́я но́щию с сы́ном ико́ну в мо́ре пусти́, вопию́щи:/ сла́ва Тебе́, Чи́стая,/ я́ко непроходи́мое мо́ре плещи́ своя́ подаде́,// сла́ва правоше́ствию Твоему́, Еди́на Нетле́нная.

    Ин тропарь, глас 1

    От святы́я ико́ны Твоея́, о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к не́й./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́,/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,/ и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.

    Кондак, глас 8

    А́ще и в мо́ре вве́ржена быёсть свята́я ико́на Твоя́, Богоро́дице,/ от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в,/ но яви́лася е́сть Храни́тельница Афо́на/ и Врата́рница оби́тели Иве́рския, враги́ устраша́ющая/ и в Правосла́вней Росси́йстей стране́// чту́щия Тя́ от все́х бе́д и напа́стей избавля́ющая.

    Ин кондак, глас 4 (Подобен: Явился еси днесь вселенней:)

    Совозсия́ дне́сь Све́ту Воскресе́ния све́т чи́стыя ико́ны Твоея́,/ обоя́ ве́село торжеству́юще вопие́м:// сохрани́ ра́б Твои́х благодати́ю, Влады́чице.

    Использованные материалы

    • Страница календаря на портале Православие.RU:
      • http://days.pravoslavie.ru/Life/life433.htm
      • http://georgia.orthodoxy.ru/index.php?cat=_calend&ii=0&jj=3
      • http://www.patriarchia.ru/db/text/2269360.html
      • http://www.holytrinityorthodox.com/ru/calendar/los/February/12-01.htm
      • http://files2.regentjob.ru/minea/oct/oct339.html (тропарь)
      • http://files2.regentjob.ru/minea/oct/oct348.html (кондак)
      • http://korolev.msk.ru/minea/feb/feb397.html (ин тропарь)
      • http://korolev.msk.ru/minea/feb/feb404.html (ин кондак)
      • https://www.imiviron.gr/imiviron-eshop/eshop/?lang=en&product-cato=42

      [1] «Иверской иконы Божией Матери. Празднование с 1656 года в честь принесения ее в свято-озерской монастырь» (Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Том II, http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatseslo. 2_1 .

      [2] «Appearance of the Iveron Icon of the Mother of God», страница календаря официального сайта Православной Церкви в Америке, http://oca.org/saints/lives/2020/03/31/100962-appearance-of-. god .

      Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

      «ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ» еще можно поискать:

      полнотекстовый поиск в Древе: Google
      в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
      в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

      Память 12 февраля в память принесения в Свято-озерский монастырь в 1656 году [1], 31 марта в память явления у Святой Горы Афон в 999 году (Амер. [2]), 23 апреля в память возвращения списка в Москву в 2012 году, 13 октября в память принесения в Москву в 1648 году [3] и во вторник Светлой седмицы

      Эта икона Богородицы в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 — 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем [4] ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли [5], женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Поддерживаемый незримой силой, образ встал на воде, и волны понесли его в море.

      Иверская икона Божией Матери. Иконография
      Прп. Гавриил идёт по водам к Иверской иконе Божией Матери. Грузинская икона

      Прошло более полутора веков. 31 марта 999 года икона явилась у Святой горы Афон [6]. В течение нескольких дней видя огненный столп в море, восходящий до неба, иноки пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. Отцы несколько раз пытались вынести его на сушу, но икона отдалялась вглубь. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде и принял святую икону. Тут же, на берегу моря, отслужили отцы благодарственный молебен, и в это время на месте, где была поставлена икона, забил живительный родник. После этого икону с почестями отнесли в Иверский монастырь и поставили в алтаре. Наутро монах, зажигающий лампады, не нашел иконы на месте. Ее обрели над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен в специально сооруженной малой церкви при монастырских воротах. Поэтому икона называется также Портаитиссой (Вратарницей). Икона и по сей день хранится на Афоне.

      Чтимые списки в России

      Иверская икона Божией Матери. Иконография
      «Портаитисса», Иверская икона Божией Матери. Современная греческая икона.

      Древнейший сберегаемый на Руси список иконы был принесен с Афона в 1648 году. С 1654 года на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре Москвы, а после закрытия обители в советские годы хранился в фондах Государственного исторического музея. 6 мая 2012 года в Московском Новодевичьем женском монастыре образ был торжественно возвращен Русской Православной Церкви. Духовенством Московской епархии Иверская икона была перенесена крестным ходом в Смоленский собор и установлена на солее, а по окончании молебного пения клир монастыря перенёс образ на постоянное пребывание в Московский Успенский собор. 6 июня 2012 года Священный Синод Русской Православной Церкви установил в ознаменование этого события еще один день ежегодного почитания Иверской иконы.

      Молитвословия

      Тропарь, глас 1

      Де́рзость ненави́дящих о́браз Госпо́день/ и держа́ва нечести́вых безбо́жно в Нике́ю прии́де,/ и по́сланнии безчелове́чно вдови́цу,/ благоче́стно чту́щую ико́ну Богома́тери, истязу́ют,/ но та́я но́щию с сы́ном ико́ну в мо́ре пусти́, вопию́щи:/ сла́ва Тебе́, Чи́стая,/ я́ко непроходи́мое мо́ре плещи́ своя́ подаде́,// сла́ва правоше́ствию Твоему́, Еди́на Нетле́нная.

      Ин тропарь, глас 1

      От святы́я ико́ны Твоея́, о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к не́й./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́,/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,/ и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.

      Кондак, глас 8

      А́ще и в мо́ре вве́ржена быёсть свята́я ико́на Твоя́, Богоро́дице,/ от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в,/ но яви́лася е́сть Храни́тельница Афо́на/ и Врата́рница оби́тели Иве́рския, враги́ устраша́ющая/ и в Правосла́вней Росси́йстей стране́// чту́щия Тя́ от все́х бе́д и напа́стей избавля́ющая.

      Ин кондак, глас 4 (Подобен: Явился еси днесь вселенней:)

      Совозсия́ дне́сь Све́ту Воскресе́ния све́т чи́стыя ико́ны Твоея́,/ обоя́ ве́село торжеству́юще вопие́м:// сохрани́ ра́б Твои́х благодати́ю, Влады́чице.

      Использованные материалы

      • Страница календаря на портале Православие.RU:
        • http://days.pravoslavie.ru/Life/life433.htm
        • http://georgia.orthodoxy.ru/index.php?cat=_calend&ii=0&jj=3
        • http://www.patriarchia.ru/db/text/2269360.html
        • http://www.holytrinityorthodox.com/ru/calendar/los/February/12-01.htm
        • http://files2.regentjob.ru/minea/oct/oct339.html (тропарь)
        • http://files2.regentjob.ru/minea/oct/oct348.html (кондак)
        • http://korolev.msk.ru/minea/feb/feb397.html (ин тропарь)
        • http://korolev.msk.ru/minea/feb/feb404.html (ин кондак)
        • https://www.imiviron.gr/imiviron-eshop/eshop/?lang=en&product-cato=42

        [1] «Иверской иконы Божией Матери. Празднование с 1656 года в честь принесения ее в свято-озерской монастырь» (Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Том II, http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatseslo. 2_1 .

        [2] «Appearance of the Iveron Icon of the Mother of God», страница календаря официального сайта Православной Церкви в Америке, http://oca.org/saints/lives/2020/03/31/100962-appearance-of-. god .

        Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

        «ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ» еще можно поискать:

        полнотекстовый поиск в Древе: Google
        в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
        в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

Ссылка на основную публикацию