Икона владимирской божьей матери спб

Другое

Действия

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
(Лк. 1, глава 1: 24-38)
Показать полностью.
Протоиерей Георгий Шмид: Когда-то Бог Творец, создавая мир, говорил «Да будет свет», «Да будет твердь», а здесь уже не Творец, а само творение своим согласием с волей Божьей, повторяя «да будет», низводит в мир Самого Творца. Здесь раскрывается самая главная тайна того, каким образом совершается спасение Богом человека – при самом прямом и непосредственном соучастии самого человека, в данном случае в образе Девы Марии.

Полная версия проповеди настоятеля в праздник Благовещения — в прикрепленном аудио.

32 года назад, 7 апреля 1990 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) совершил освящение храма Владимирской иконы Божией Матери. Показать полностью. Сам владыка Алексий стал его первым настоятелем.

Почти за год до этого в 1989 году, спустя 57 лет после закрытия, отчуждения и запустения, церковь Владимирской иконы Божией Матери была передана Ленинградской епархии и возвращена верующим.
В 2000 году церковь получила статус собора.

Процветания нашему собору и низкий поклон всем тем, чьим неравнодушием, молитвами и заслугами по воле Господней сохранен собор и возрождена в нем духовная жизнь!

На фото:
1 — митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, будущий Патриарх Московский и всея Руси, освящает наш верхний храм 7 апреля 1990 г.

2 — здание церкви Владимирской иконы Божией Матери в конце 80х годов в том плачевном состоянии, в котором оно было передано Ленинградской епархии.

Отличный памятник архитектурной мысли 18 века, построенный в стиле барокко и искусно украшенный башенками, колоннами и куполами. Владимирский собор — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, действующих в настоящее время. Его главной святыней является икона Владимирской Божьей Матери.

Собор представляет собой великолепное пятикупольное здание и колокольню. Внутри находятся уникальнейшие иконостасы 18 века, один из которых выполнен по эскизам Растрелли. Есть возможность услышать золотые голоса известного по всей территории Европы хора мальчиков, а также мелодичный перезвон колоколов в исполнении учеников действующей в храме школы звонарей.

В августе 1761 года были заложены первые камни церкви в честь Божьей Матери — иконы Владимирской. С 1764 по 1783 год осуществлялось строительство самого собора, в 1783 году — возведение колокольни. В 1917 году богослужения были запрещены. В 1990 году храм был вновь освящен.

Икона владимирской божьей матери спб

Собор Владимирской иконы Божией Матери- одно из самых замечательных зданий Петербурга, построенный в стиле раннего классицизма, принадлежит к архитектурным памятникам 2-ой половины ХVIII века.

Главный Престол его верхнего храма освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери, неусыпной и милосердной Заступницы Земли Русской. Собор Владимирской иконы Божией Матери как бы находится под ее благодатью, сохранившей храм для возрождения в наше время.

Как и многие петербургские храмы, нынешний собор Владимирской иконы Божией Матери возник на месте своей деревянной предшественницы. Церковь Во имя Божией Матери, Владимирской иконы, была построена в так называемых Дворцовых или Придворных слободах, находившихся позади Фонтанки, в районе современных Владимирского и Загородного проспектов. Своё основание она получила в 1746 году в доме Ф. Якимова, где был установлен походный иконостас. Приход первого деревянного пятикупольного храма, построенного из купленного в 1747 году деревянного здания церкви преподобного Сергия стараниями обер-гофмаршала императорского двора Д. А. Шепелева и комиссара ведомства главной дворцовой канцелярии Ф. Якимова, составили чины придворного ведомства, расквартированные в этой части города.

Именно деревянная Владимирская церковь стала первой, возведённой после исторического «изоустного указа» императрицы Елизаветы Петровны, данного барону И. А. Черкасову, управляющему Кабинетом Ее императорского величества, о строительстве храмов о пяти главах «таким подобием, как в Москве, на Успенском Соборе».

Заложенная и освященная в 1747г деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери стала прототипом для последующего церковного строительства в северной столице.

В 1756 году Елизавета Петровна, уступив просьбам прихожан, разрешила обывателям придворных слобод собирать деньги на строительство каменного храма.

Планы и чертежи новой церкви были готовы уже в 1759 году, но к закладке фундамента приступили только 20 августа 1761 года. Через 8 лет закончили строительство первого этажа каменного храма с тремя престолами. Средний престол во имя преподобного Иоанна Дамаскина в нижнем этаже храма был освящен 8 ноября 1768 года архиепископом Гавриилом Кременецким; в следующем году тем же преосвященным освящены были и оба боковых престола,- на южной стороне во имя св. священномученика Харлампия (22 февраля), а на северной — но имя св. пророка Илии (30 июня). Церковь в верхнем этаже с престолом во имя Владимирской Божьей Матери окончательно достроена в 1783 году и была освящена митрополитом Гавриилом 9 апреля 1783 года. В том же году по проекту архитектора Д. Кваренги было закончено строительство отдельно стоящей трёхъярусной колокольни.

Создание окончательного архитектурного образа церкви связано с именами архитекторов XIX столетня—А. И. Мельникова, А. Гольма, А. И. Руско.

Собор и колокольня играют большую градостроительную роль. Монументальное по своим размерам здание Собора Владимирской иконы Божией Матери замыкает перспективу Загородного проспекта и поныне сохраняет значение архитектурной доминанты района Владимирской площади.

Главным убранством верхнего храма является иконостас основного престола во имя Владимирской иконы Божией Матери, чудесным образом дошедший до наших дней из глубины XVIII столетия и принадлежит к уникальным произведениям церковного искусства, сохранившееся число которых ныне не превышает и нескольких десятков по всей России. Памятник архитектуры, иконописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, созданный в середине XVIII века по проекту гениального Б. Ф. Растрелли лучшими мастерами елизаветинской эпохи, иконостас в главных своих деталях сохранился в первозданном виде в отличие от многих других иконостасов этого зодчего, утраченных и восстановленных заново в первой половине XIX столетия.

В 1868 году в северной стороне верхнего храма был устроен новый престол во имя Божией Матери Всех скорбящих Радости. В 1872 году в южной стороне верхнего собора был устроен ещё один престол — во имя святых великомучениц Веры, Надежды Любови и матери их Софии. Этот престол был сооружен на средства, пожертвованные собору потомственным почётным гражданином И. П. Лесниковым и освящен высокопреосвященным митрополитом Исидором. После этого Собор Владимирской церковь стала шестипрестольной.

Главными святынями храма являются икона Владимирской иконы Божьей Матери, икона «Нерукотворный Спас», освященная св. праведным Иоанном Кронштадтским. а также образ св. прп. Серафима Саровского с частицей его святых мощей.

В 1930 году храм был закрыт, в его помещениях разместились книжные фонды Государственной Публичной Библиотеки для создания в нем филиала — специальной Антирелигиозной библиотеки. Устоявший в блокаду храм после войны передали под хранилище книг Библиотеки Академии Наук, а в 1947 году под трикотажное производство.

В августе 1989 года Собор Владимирской иконы Божией Матери был передан ленинградской Епархии. Этому возвращению много способствовали видные светские петербуржцы-учёный, историк и писатель, русский патриот Л. Н. Гумилев и Пoчетный гражданин Санкт-Петербурга Д. С. Лихачев, один из предков которого был старостой храма.

В 1992-1994 годах на всех главах церкви и колокольне были установлены новые титановые кресты, в 1996 году отремонтированы купола. В 1999 году завершена реставрация и окраска стен верхнего храма.

7 апреля 1990 года, на Благовещение, недавно почившим Патриархом Московским и всея Руси, в то время Митрополитом Ленинградским и Новгородским, Алексием (Ридигером), было совершено освящение храма, он же стал и его настоятелем. Эта традиция сохраняется: настоятелем Собора Владимирской иконы Божией Матери в Петербурге является Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.

Указом Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского от 7 мая 2000 года храму присвоен статус собора.

Туристов со всего мира привлекает уникальная архитектура и мощная энергетика Владимирского собора в Санкт-Петербурге, а для коренных жителей города – это намоленное место, где они восстанавливают душевное равновесие, наполняясь потоком Духовной Энергии. После посещения собора надолго остается чувство умиротворения и радости.

История Собора

История величественного храма началась в XVIII столетии с маленькой временной церкви, расположенной в частном доме, которую посещали горожане, живущие в округе. Места для прихожан не хватало, и тогда в 1745 году была построена небольшая церквушка из дерева, основой для которой стала старая часовня.

Эта церковь быстро пришла в ветхое состояние, и городские жители обратились к императрице с просьбой о постройке нового здания

В 1760 году был заложен каменный фундамент для грандиозной стройки. Сбор средств организовал Иоанн Кириков, который не дожил до освящения храма 13 лет, он погиб от руки грабителей. Точная дата открытия неизвестна, освятили храм в 1783 году.

Перестройка церкви сопровождалась перепланировкой окружающей территории, так появилась одноименная площадь – Владимирская.

История образа

Храм назван именем Чудотворной Иконы Божьей Матери, по преданию она была написана Лукой на столешнице, за которой до этого трапезничали Спаситель и Богоматерь.

Увидев сотворенный Святым Апостолом образ, Пречистая Дева произнесла: «Благодать Родшегося от Мя и Моя с сим образом да будет»

В XII столетии был сделан список с образа и подарен в киевское княжество Юрию Долгорукому, оригинал же находился в Константинополе.

Святой Образ поместили в киевском монастыре, но через несколько лет один из сыновей Долгорукого – Андрей – решил перевезти икону на север государства. Во время переезда, после отдыха в городе Владимир лошади, везущие платформу, на которой находилась икона, остановились и не захотели двигаться дальше.

Князь в молитвах обратился к Спасительнице за помощью. В видении ему явилась Богородица и повелела оставить икону в этом городе, с тех пор она носит имя – Владимирская.

Икона владимирской божьей матери спб

Перемещения иконы:

  • в 1480 году Лик Спасительницы перевозят в московский патриархат и размещают в Успенском Соборе, во Владимире остается копия, которую сотворил Андрей Рублев
  • после революции образ помещают в Третьяковской галерее, где она пробыла до конца ХХ столетия
  • в 1999 году ее переправляют в Толмачи, в церковь Святого Николая

Со времен появления Чудотворного образа зафиксировано немало удивительных событий, связанных с ним.

  • В конце XIV столетия был совершен крестный ход с Великим Образом на руках. Люди просили Богородицу защитить их от хана Тамерлана, напавшего на Русь. Во сне Тамерлану явилась Спасительница и приказала остановить войну. Хан повиновался и отступил.
  • Шествие вдоль городских стен с Чудотворной иконой на руках спасло столицу от нападения татар в середине XV столетия. После многолюдной молитвы горожан к Богородице по непонятным причинам татары прекратили осаду города.
  • Бой с татаро-монголами так и не состоялся в конце XV столетия. Русские воины вышли навстречу врагу, неся в первом ряду икону Спасительницы. Враг сразу отступил.

Много чудес и исцелений связаны с Чудотворной иконой. Молитвы к ней всегда услышаны, они ни раз спасали в период тяжких испытаний страну и каждого, кто обращался к ней с верой и надеждой. В знак благодарности люди приносили жемчуг, золотые и серебряные кольца, которыми украшали Образ Спасительницы.

Икона владимирской божьей матери спб

В Соборе находится копия Чудотворной иконы, почитаемая не менее чем оригинал, который помещен в киот с пуленепробиваемой защитой и находится в музее Третьяковской Галереи.

Статус храма

Собор, в котором находится Чудотворный образ, считается самым главным и значимым в своем регионе. Соборный статус храму присвоили в 2000 году. Он дается навечно и не подлежит пересмотру, поэтому собор занимает особое положение – от простого храма его отличает то, что Божественные Службы проводят только Высшие Духовные Священнослужители:

  • епископ
  • архиепископ
  • патриарх
  • митрополит

Категорию Кафедрального Собора присваивают по каким-либо особым причинам, Божественные Литургии в них проводит епископ. В таком Соборе обязательно присутствие кафедры – специального епископского трона, который устанавливается с восточной стороны от алтаря.

Архитектура

С середины XVIII века по указу императрицы Елизаветы Петровны в столице начали возводить традиционные христианские пятиглавые церкви, которые пришли на смену храмам, архитектурой напоминающие лютеранские.

Имя автора Владимирского архитектурного комплекса до сих пор точно неизвестно. Есть версия, что это мог быть швейцарский зодчий Антонио Трезини.

Известны имена других мастеров, трудившихся над возведением храма:

  • С. Чевакенский
  • А. Ринальди
  • И. Старов
  • А. Квасов

Двухэтажное здание построено в классическом строгом и сдержанном стиле, но фасады и колокольни украшены пышными элементами барокко:

  • лепным декором
  • коринфскими колоннами
  • лучковыми арками
  • множеством скульптур, расположенных на фасадах

Куполами и фигурными башнями разной величины, опять же в стиле барокко, украшены каменные часовни и боковые дополнительные престолы.

В соборе имеется несколько престолов.

На нижнем теплом этаже они освящены в честь святых:

  • центральный – Иоанна Дамаскина
  • северный – священномученника Харлампия
  • южный – пророка Илии

На верхнем холодном этаже престолы посвящены Святым Ликам:

  • основной – Владимирской Божьей Матери
  • правый – Всех Скорбящих Радость
  • левый – Софии и ее дочерям Вере, Надежде, Любови

Основной массив пятикупольного сооружения удивительно цельно сливается с колокольней, высота которой 67 метров.

Владимирская церковь представляет собой архитектурный памятник XVIII века. Она возникла на месте своей деревянной предшественницы. Именно деревянная Владимирская церковь – 1-я возведенная после «изоустного указа» Елизаветы Петровны. Заложенная и освященная в 1747 году она стала прототипом для последующего церковного строительства в Северной столице.

Строительство каменного храма в Петербурге

Строительство каменного храма началось на Торговой площади только в 1761 году, несмотря на то, что планы и чертежи были готовы еще в 1759. В 1783 году она была освящена митрополитом Гавриилом.

Икона владимирской божьей матери спб

Архитектура храма

По архитектуре собор представляет собой двухъярусное крестово-купольное, четырехстопное, пятиглавое, двухэтажное здание, с тремя притворами и апсидой. Основной объем собора имеет в плане форму квадрата со срезанными углами. Наружное убранство храма выполнено в стиле барокко, в этом же стиле выполнены каменные часовни, расположенные на северо-западном и юго-западном углах участка. Отметка звонницы — 40,5 м, основания креста — 64,1 метра от поверхности земли.

Экскурсия в Собор Владимирской иконы Божьей матери

Приглашаем вас посетить уникальные храмы и святыни Санкт-Петербурга вместе с индивидуальной экскурсией от personaltours!

Икона владимирской божьей матери спб

Главные святыни храма

Икона Владимирской иконы Божьей Матери, икона «Нерукотворны спас» и образ святого проповедника Серафима Саровского с частицей мощей – главные святыни храма. Иконостас основного престола во имя Владимирской иконы Божьей Матери принадлежит к уникальным произведениям церковного искусства и является главным убранством верхнего храма.

Икона владимирской божьей матери спб

Жизнь храма после ВОВ

В 1930 году храм закрыли, а в его помещениях разместили Антирелигиозную библиотеку — филиал Государственной Публичной Библиотеки. После войны в храме также хранились книги Библиотеки Академии наук. С 1947 года здание храма принадлежало Ленпромкомбинату Физкультпромснаба. После 60-летнего отчуждения в 1989 году собор был передан ленинградской Епархии.

Сегодня Собор Владимирской иконы Божьей Матери является действующим храмом. С 1996 года по настоящее время настоятелем церкви является митрополит Владимир. В соборе выпускается Приходская газета и совершается социальное служение.

Воскресная и звонарская школы

При храме находится Детская Воскресная школа «Логос», целью которой является раскрыть перед учащимися существо православной веры так, чтобы она воспринималась как система духовных ценностей, наполняющих жизнь смыслом и содержанием. Также существует церковная звонарская школа, которая готовит звонарей и открыта для всех желающих с 2000 года. В соборе есть библиотека духовных книг, некоторые из которых доступны для скачивания.

Главный праздник в храме – день Сретения Владимирской иконы Божьей Матери, который празднуется 26 августа по старому стилю или 8 сентября по новому.

Икона владимирской божьей матери спб

Икона Божией Матери «Умиление» (Локотская) прибыла в Петербург из Курской области. Святыню встретили накануне во Владимирской иконы Божией Матери.

Торжественную встречу образа провел митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

Перед иконой был совершен молебен, после чего к ней допустили прихожан, сообщает петербургской митрополии.

Икона Божией Матери «Умиление» (Локотская) — литографическая копия знаменитой Дивеевской иконы, перед которой молился преподобный Серафим Саровский.

Подлинник иконы был сделан жительницей поселка Локоть в 1994 году. Она вырезала изображение Богородицы из плакатного календаря и повесила как икону. Спустя некоторое время он замироточил и заблагоухал, а на обратной стороне иконы проявились образ Богородицы и Спас Нерукотворный.

Святыню поместили в двустороннюю ризу и поставили в киот. Мироточение продолжается по сей день.

Икона останется в Петербурге до 9 июня.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Вскоре после основания Петербурга местность за Фонтанкой отвели служителям Дворцовой канцелярии, и один из них – комиссар Федор Якимов – в 1746 устроил в своем доме на углу Колокольной и Грязной (ныне улица Марата) церковь с походным иконостасом. Через год в Придворные слободы, как назвали этот квартал, была перенесена с Литейной деревянная церковь (см. собор прп. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО всей артиллерии), которую 25 августа 1748 архиепископ Феодосий освятил во имя Владимирской Божией Матери. Прошел год, и в ней появился придел прп. Иоанна Дамаскина, но церковь вскоре стала „зело тесна“.
В 1756 было дано разрешение на возведение на „торговой площади“ большого каменного храма. Подготовка началась через три года и 26 августа 1761 состоялась закладка. Выдержанный в переходных от барокко к классицизму формах двухэтажный храм строился в несколько этапов, вероятно, по проекту П. А. Трезини. В теплом нижнем храме архиепископ Коломенский Гавриил освятил 8 ноября 1768 главный придел прп. Иоанна Дамаскина, после чего настала очередь двух боковых – сщмч. Харлампия (22 февраля 1769) и прор. Илии (20 июля 1769); освящение же верхней церкви задержалось до 9 апреля 1788.
В нее в 1809 из Аничкова дворца (см. церковь благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО при Аничковом дворце) был перенесен замечательный барочный иконостас, сделанный, очевидно, по эскизу Б. Растрелли. Когда шла отделка верхней церкви, Д. Кваренги завершил по своему проекту возведение отдельно стоящей колокольни (ее в 1848 надстроил Ф. И. Руска).
На этом история строительства не закончилась. С западной стороны в 1830–1831 А. И. Мельников возвел притвор с лестницей, а в 1850–1853 Ф. И. Руска – угловые часовни и ограду. При переделке верхней церкви в теплую, в ней в 1868 был устроен придел Божией Матери „Всех скорбящих радости“, а в 1872, в южной части, – придел свв. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Чтобы облегчить доступ в эти приделы, А. Л. Гольм пристроил в 1883 лестницы, оформленные снаружи в стиле всего здания. Большая реставрация была произведена в 1887–1888, ибо в храме проходила часть торжеств по случаю 900-летия крещения Руси. Видимо, в это время в нижней церкви появился иконостас „в старинном греческом вкусе“.
В 1890 на колокольню подняли колокол весом в 665 пудов, отлитый на охтинском заводе Орлова. В 1892 по проекту Г. И. Карпова была возведена еще одна угловая часовня.
Главной святыней церкви была привезенная из Москвы икона Владимирской Божией Матери в списке середины XVIII века, украшенная замечательной золоченой ризой с драгоценными камнями. В серебряном ампирном ковчеге хранились 150 частиц мощей святых угодников. Выдающийся столичный ювелир А. Помо сделал в 1809–1810 из четырех пудов серебра прекрасную дарохранительницу с изображением сада Иосифа Аримафейского.
Чеканные пудовые оклады из серебра украшали два Евангелия елизаветинской эпохи. В XVIII веке дочь фельдмаршала кн. П. Б. Шереметева подарила шитые жемчугом воздухи. Из Дрездена, по преданию, поступили в 1814 три картины школы Рубенса: „Святое семейство“, „Тайная вечеря“ и „Снятие с креста“. Из Аничкова дворца попала в храм икона св. Алексия Человека Божия, принадлежавшая ранее гр. А. Г. Орлову.
В Ильин день с крестным ходом – одним из самых торжественных в столице – из Казанского собора приносили чудотворную икону Казанской Божией Матери, и перед ней служился молебен.
С 1863 при церкви существовало благотворительное общество, содержавшее детский приют и женскую богадельню, действовало „Общество любителей Слова Божиего“.
В последние годы жизни прихожанином церкви был живший рядом Ф. М. Достоевский, памятник которому поставлен неподалеку. В 1828 в церкви отпевали няню Пушкина – Арину Родионовну, жившую на углу Кузнечного переулка и Николаевской улицы.
Долго (1860–1898) в храме служил священником, а затем настоятелем прот. Николай Михайлович Вирославский, его историк. Последним настоятелем перед 1917 был прот. Александр Алексеевич Владимирский.
Церковь закрыта 22 июня 1932; часть имущества вывезена в Знаменскую церковь (см. церковь ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ, Знаменскую); в здание переведено антирелигиозное отделение Публичной библиотеки.
Охраняемое государством как памятник архитектуры здание долгое время было занято фабрикой „Ленмашучет“. В народе ходили рассказы, что внутри временами являлся призрак старого священника, своим видом укорявший осквернителей церкви.
В августе 1989 церковь возвращена верующим и уже 7 апреля 1990 освящена митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием. Верхний храм полностью отреставрирован, в 2000 начата реставрация нижнего. В том же году старинная церковь стала собором.

Архивные источники
РГИА. Ф. 218. Оп. 3. Д. 1255; Ф. 797. Оп. 3. Д. 12075.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 4206. Ф. 513. Оп. 102. Д. 4696.
Литературные источники
Вирославский Н. М. Описание церкви во имя Божией Матери Владимирской иконы… СПб., 1876.
ИСС. 1876. Т. 5. С. 351–372; 1878. Т. 6. С. 11–13.
ЛМХ. Вып. 3. С. 120–124.
ПАЛ. C.298–299.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 21–24.
Периодика
ВПГ. 1888. № 142.
ВИ. 1890. № 1112. С. 341.
ПЛ. 1892. № 203.
СПбВ. 2000. № 141.
ЦВ. 2000. № 5. С. 15–16.

У этого величественного храма, стоящего в центре города, до сих пор не установлено авторство. Но таков уж Петербург, что здесь могут случаться разные, в том числе и самые невероятные, события. Собор принадлежит к архитектурным памятникам ХVIII века. По поводу имени архитектора существуют разные предположения. Но для прихожан, да и всех горожан он связан с Владимирской иконой Божией Матери, которая считается неусыпной заступницей Русской земли. И это, наверное, главное.

Как и многие петербургские храмы, нынешний Владимирский собор возник на месте своей деревянной предшественницы. Владимирская церковь была построена в так называемых Дворцовых или придворных слободах. Они находились на левом берегу Фонтанки, в районе современных Владимирского и Загородного проспектов. Во времена императрицы Елизаветы Петровны началось благоустройство слобод. Расселение здесь шло по профессиональной принадлежности обывателей, о чём сегодня и напоминают названия переулков и улиц: Хлебный, Поварской, Кузнечный, Стремянная. Благоустраивались и «придворные слободы», где жили служащие придворного ведомства.

Икона владимирской божьей матери спб

Вид церкви Владимирской иконы Божией Матери. XIX в.

В каждой слободе был свой храм. Жители придворной и Дворцовой слобод посещали Владимирскую церковь с походным иконостасом, с 1746 года находившуюся в доме комиссара главной дворцовой канцелярии Ф.И. Якимова.

Затем дом был выкуплен для перестройки в деревянный храм. Пожертвовал свои средства на строительство церкви управляющий кабинетом её императорского величества барон И.А. Черкасов.

Именно деревянная Владимирская церковь стала первой, возведённой после исторического «изоустного указа» императрицы Елизаветы I Петровны о строительстве в Петербурге храмов о пяти главах «таким подобием, как в Москве, на Успенском Соборе».

Освященная в 1747 году деревянная пятиглавая Владимирская церковь стала прототипом для последующего церковного строительства в Северной столице.

В августе 1748 года в новой деревянной церкви архиепископом Феодосием был освящён престол во имя Владимирской иконы Божией Матери. На следующий день после освящения, в храмовый праздник, на литургии в новоосвященной церкви присутствовала императрица Елизавета Петровна.

Через год в трапезной церкви был устроен ещё одни престол во имя преподобного Иоанна Дамаскина.

В 1756 году Елизавета I Петровна, уступив просьбам прихожан, разрешила жителям придворных слобод собирать деньги на строительство каменного храма. Большую роль в этом деле сыграл иерей Владимирской церкви Иоанн Кириков. Интересно, что многие годы спустя старожилы и будут называть его строителем каменного храма.

Планы и чертежи новой церкви были готовы уже в 1759 году, при императрице Елизавете Петровне. Но строительство по разным причинам откладывалось. К закладке фундамента приступили только в 1761 году, когда престол заняла императрица Екатерина II.

Первый этаж каменного храма с тремя престолами был возведён через восемь лет.

Средний престол во имя преподобного Иоанна Дамаскина в нижнем этаже храма был освящен в ноябре 1768 года.

В следующем году были освящены и оба боковых престола – на южной стороне во имя св. священномученика Харлампия, а на северной – во имя св. пророка Илии.

Церковь в верхнем этаже с престолом во имя Владимирской иконы Божией Матери была завершена в 1783 году и была освящена митрополитом Гавриилом в апреле 1783 года. В том же году было закончено строительство отдельно стоящей трёхъярусной колокольни.

Если архивные документы не сохранили имя архитектора – автора проекта каменного храма, то автор колокольни известен. Это известный архитектор и живописец Джакомо Кваренги. Колокольня находится к северу от здания собора. Её фасады решены в стиле классицизма. Колокольня завершена куполом с фонарём. Отметка звонницы – 40,5 метра, основания креста – 64,1 метра от поверхности земли.

Создание окончательного архитектурного образа церкви связано с именами архитекторов XIX столетия – А.И. Мельникова, А. Гольма, Л.И. Руска.

По своей архитектуре Владимирский собор представляет двухъярусное крестово-купольное, четырёхстопное, пятиглавое, двухэтажное здание с тремя притворами и апсидой.

Основной объем собора имеет в плане форму квадрата со срезанными углами. С запада к основному объему примыкает помещение трапезной и притвор с лестницами, ведущими на второй этаж. Купола храма покоятся на высоких круглых барабанах, увенчанных луковицами. Средний барабан увенчан куполом колоколообразной формы. Наружное убранство храма выполнено в стиле барокко. Фасады декорированы коринфскими колоннами, оконные проёмы оформлены лепным декором, а северный и южный фасады – разорванными лучковыми арками. На северо-западном и юго-западном углах участка расположены каменные часовни, также выполненные в стиле барокко.

Собор и колокольня играют большую градостроительную роль. Монументальное по своим размерам здание собора замыкает перспективу Загородного проспекта и поныне сохраняет значение архитектурной доминанты района Владимирской площади.

Интерьер верхнего храма определяют массивные пилоны, лепной декор в основании купола, барельефы евангелистов в парусах, принадлежащих, по мнению специалистов, одним из ведущих скульпторов того времени. Главным убранством верхнего храма является иконостас основного престола.

Этот памятник архитектуры, иконописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства чудесным образом дошёл до наших дней из глубины XVIII столетия и принадлежит к уникальным произведениям искусства. Иконостас, созданный в середине XVIII века по проекту гениального Растрелли лучшими русскими мастерами, в главных своих деталях сохранился в первозданном виде, в отличие от многих других иконостасов этого зодчего, утраченных и восстановленных заново в первой половине XIX столетия.

Это образец произведения подлинно петербургского барочного стиля. Иконостас украшен иконами с лицевой и с внутренней алтарной стороны. Лицевой, развёрнутый в приходскую часть храма иконостас, вероятно, поступил в собор из так называемой Кабинетной церкви Аничкова дворца после её закрытия в 1809 или 1810 годах.

В нижней части храм приземист. Интерьер нижней части храма, включая иконостасы трёх престолов, не сохранился.

В 1868 году в северной стороне верхнего храма был устроен новый престол во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». В 1872 году в южной стороне верхнего собора был устроен ещё один престол – во имя святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. После этого церковь стала шестипрестольной.

Храм был закрыт в 1930 году. Его помещения были отданы Государственной публичной библиотеке для размещения в нем филиала – Антирелигиозной библиотеки. Здесь же обосновался ещё и строительный трест. После войны устоявший в блокаду храм вновь передали под хранилище книг Библиотеки академии наук, а в 1947 году здесь разместилось трикотажное производство.

В 1989 году, после отчуждения и запустения, собор был возвращен церкви. Способствовали возвращению собора и видные петербуржцы – учёный, историк и писатель Л.Н. Гумилев и академик Д.С. Лихачев, один из предков которого был старостой храма.

Главными святынями храма являются икона Владимирской иконы Божьей Матери, икона «Нерукотворный Спас», освященная св. праведным Иоанном Кронштадтским, а также образ Серафима Саровского с частицей его святых мощей.

Ссылка на основную публикацию