Икона успения божией матери

Икона успения божией материИкона Успение Богородицы, в отличии от праздника, явилась довольно поздно — одно из первых изображений появилось приблизительно в 9 веке. В те времена Православная церковь наконец-то пережила тяжелейшую эпоху ереси. Важнейшие богословские положения были зафиксированы, окончились и времена иконоборчества. Именно тогда весь мир узнал о великом празднике Успения Богородицы, а данному событию было посвящено немало христианских образов.

Самые ранние изображения отличались от современных лаконичностью и малым количеством фигур. Центральную часть композиции занимает ложе, устланное тканями фиолетовых или пурпурных цветов, где нашло свой покой тело Пречистой Девы Марии. Рядом с кроватью расположились апостолы, чьи выражения лиц, жесты и позы говорят об огромнейшей скорби. Позади ложа стоит Иисус Христос, склонившийся над покоящимся телом Богородицы и держащий в своих руках душу Матери (изображена в виде упеленанного малыша). Над Богоматерью и Христом кружат ангелы. В древние времена икона Успения выглядела именно так: просто и незатейливо. Подобные изображения можно увидеть на резных иконах, образах из слоновой кости, на страницах книг.

Современные иконы

Позднее сюжет иконы сформировался до конца, произошло это примерно в 13 столетии. С тех пор оно не претерпевало существенных изменений, но оригиналы до наших времен не дошли. Современные художники умеют передать события того времени во всех деталях, чтобы максимально правильно передать рассказ об Успении. Среди важных деталей можно выделить следующие элементы:

  • Центральное положение на изображении занимает одр с покоящимся на нем телом Пречистой Девы Марии;
  • Тело Матери Божьей покрыто тканью алого, багряного, красного цвета, что символизирует всемогущество и власть. В данном же случае этот цвет говорит о царственности Царицы Небесной;
  • Вокруг смертного ложа со всех сторон стоят апостолы. В зависимости от размеров иконы варьируется и количество предстоящих святых;
  • На каждой иконе обязательно нарисованы святые Петр и Иоанн. Первый из них удерживает в своих руках кадило с фимиамом. Второй, склонившись над одром, плачет над телом Богоматери;
  • Нередко на больших фресках можно увидеть и близких при жизни Богородицы к ней людей. Например, Иоанна Дамаскина;
  • Около постели стоит зажженная свеча. Иногда можно увидеть образы, где около одра стоит человек с отрубленными верхними конечностями. Это Афония, который хотел перекинуть смертный одр, но ангел остановил его своим мечом. Этого ангела нередко изображают позади Афония;
  • Сзади кровати стоит Иисус Христос, окруженный большим Божественным нимбом. Его руки ласково держат новорожденного упеленанного ребенка, символизирующего душу Богоматери.

Изображённые события происходят в просторном крытом помещении, об этом свидетельствуют различные дополнительные нарисованные элементы: карнизы, арки, окна, колонны. В целом, композиция имеет глубокий смысл. Икона Успение Богородицы говорит о том, что смерть — это не конец жизни, а переход человеческой души из земного мира в небесный.

Икона успения божией матери

Известно огромное количество икон, на которых представлена Божья Матерь, и у каждого образа есть своя история и значение. Особо почитается икона «Успение Пресвятой Богородицы», в которой заключен важный смысл, что смерть это не тупик и не конец жизни для человека.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы» – описание

На образе представлен переход (успение) Божьей Матери из мира живых на небеса. Этот эпизод четко описан в Библии, где рассказано, что она долгое время обращалась к Господу с молитвами, прося забрать ее на небо. Однажды к ней пришел Гавриил и сообщил, что вскоре она обретет покой. В час ее успения появился божественный свет, окружающий смертный одр. Икона «Успение Пресвятой Богородицы», значение которой для верующих огромно, присутствует практически во всех храмах.

Кто изображен на иконе Успение Пресвятой Богородицы?

Образ уникален тем, что на нем уместились практически все моменты, указанные в рассказе об Успении. Иконография «Успения Пресвятой Богородицы» включает следующие детали:

  1. В центре представлен одр, на котором находится тело Божьей Матери. В большинстве образах он накрыт материей багряного цвета, который указывает на царское достоинство Царицы Небесной. О величестве Богородицы свидетельствуют и сандалии пурпурного цвета.
  2. Икона «Успения» изображает апостолов, которые расположились вокруг одра. Количество предстоящих фигур зависит от размера образа, но при этом обязательными участниками является Петр (у него кадильница, которой он окуривает ложе) и Иоанн (оплакивает Богородицу). Еще вместе с апостолами могут изображаться люди, которые имеют связь с Божьей Матерью.
  3. Перед ложем чаще изображена свеча. На некоторых иконах на краю постели можно увидеть отрубленные запястья, а рядом с одром и самого человека с искалеченными руками. Это Афоний, предпринявший попытку опрокинуть одр, но его остановил ангел с мечом.
  4. За ложем стоит Спаситель, который окружен огромным нимбом, символизирующим божественную славу. В руках он держит упеленанного младенца, который олицетворяет душу Божьей Матери.
  5. На некоторых иконах «Успения Пресвятой Богородицы» можно увидеть еще одну деталь – свободное поле в верхней части образа, которое покрыто облаками, и на них фигуры людей и ангелов. Иконописцы так представили апостолов, которые не смогли прибыть в Иерусалим для прощения.

Икона успения божией матери

Древние иконы «Успения»

Изображение смерти Богородицы было очень древним, ее композиция была разработана примерно в IX веке. В это время церковь переживала важные времена, поскольку происходила фиксация самых значимых богословских положений. В этот же период был сформирован и введен праздник Успения с его традициями и правилами. Изначально икона «Успение Богородицы» была лаконичной и малофигурной, но со временем образ был раскрыт более четко.

В чем помогает икона Успение Пресвятой Богородицы?

Молиться перед образом Божьей Матери можно каждый день, чтобы получить уверенность в своих силах. Кроме этого, молитвенные тексты искореняют страх перед физической смертью. Икона «Успение Божией Матери» собирает перед собой миллионы верующих людей, которые просят о прощении своих грехов, чтобы попасть в Царство Господа. Регулярные молитвенные прошения помогают не только исцелить душу, но и тело, избавляя от разных заболеваний. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» может использоваться для исповеди.

Икона Успение Пресвятой Богородицы – значение для дома

Считается, что православные образы являются самой мощной защитой, которая помогает уберечь дом и всех жильцов от разных проблем. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» окружит все положительной энергетикой и будет отталкивать негатив в любом его проявлении. Праздник Успение приходится на 28 (15) августа и в этот день рекомендуется обязательно помолиться перед образом в церкви или дома, отмаливая свои грехи и прося об укреплении веры. Есть основная молитва иконе «Успение Пресвятой Богородицы».

Икона успения божией матери

В вводной статье блога » Икона Успения Пресвятой Богородицы » рассказывается об истории праздника и об одноименной иконе, а в данной статье о наиболее почитаемых чудотворных иконах Успения Пресвятой Богородицы:

Икона Успения «Семигородная»

Икона успения божией матери

Эта икона написана святым Дионисием Глушицким. Из его обители она была перенесена некими отшельниками в непроходимый лес, верст за 20 от обители, за реку Двинцу. Тут была поставлена приходская церковь для Семигородской волости, в которой находилась Семигородная икона Успение Пресвятой Богородицы, называемая также Тупичевской.

В ХV веке здесь свирепствовала чума. Все жители этой волости вымерли, и церковь около полтораста лет стояла в запустении.

В 1593 году одной старице московского Новодевичьего монастыря Иулиании, лежавшей три года в расслаблении, явилась Сама Пресвятая Богородица и обещала исцеление, если она возобновит Семигородную пустынь.

Старица дала обещание возобновить, и тотчас же получила исцеление. Она исполнила обещание и при возобновленной пустыни жила с несколькими сестрами в общежитии. В конце XVII века Семигородная обитель обращена была в мужской монастырь.

(«Сердец наших утешение. 320 чудотворных икон Пресвятой Богородицы, молитвы о благодатной помощи в нуждах и немощах.» составитель священник Иоанн Бухарев. М , 2013 год )

Чудотворная икона Успения Киево — Печерская.

Другая почитаемая чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы — чудотворная икона Успения Киево — Печерская. Это древнейшая икона, врученная, по преданию, Самою Богородицею грекам, избранным Ею для построения Киево — Печерского храма. Богородица явилась мастерам в 1073 году во Влахернском храме Константинополя и даровала им икону, чтобы поместить ее в будущем храме.

( Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Автор-составитель С. Алексеев. «Библиополис» 2012 год. В данной книге названия «Семигородная» и Киево — Печерская соединены)

Икона Успения «Овиновская»

Эта икона находится в мужском Паисиевом монастыре Костромской епархии, на берегу Галичского озера. В царствование Великого князя Димитрия Донского некий боярин Овин, живший недалеко от этого монастыря, который тогда назывался Никольским, задумал построить в нем новую церковь вместо старой, обветшавшей.

При начале постройки двое прекрасных юношей принесли ему икону Божией Матери и посоветовали посвятить храм Успению Пресвятой Богородицы. Боярин так и сделал и принесенную икону поставил в храме. С этого времени икона получила название Овиновской.

Икона успения божией матери

Московский князь Василий Васильевич взял было сию икону в Москву и поставил в соборе; но в ту же ночь она невидимой силой была перенесена в прежний монастырь.

Игумен Успенской обители преподобный Паисий около 1449 года ездил в Москву с копией Овиновской иконы Успения с просьбой о покровительстве великим князем обители. Он с чудотворной иконой был торжественно встречен в Москве и столь же торжественно его проводили обратно, выдав ему нужную для монастыря грамоту.

Впоследствии преподобного Паисия возвели в сан архимандрита Успенского монастыря, а после его смерти обитель стала именоваться, наряду с прежним названием, еще и Паисиевским монастырем. В Свято — Успенском Паисиво — Галичском женском монастыре Костромской губернии и находится копия чудотворной Овиновской икона Успения Пресвятой Богородицы.

Икона успения божией матери

Далматская икона Успения Божией Матери – чудотворный образ, прославившийся в XVII в. Празднование иконе совершается 15/28 февраля.

Принадлежала преподобному иноку Далмату, основателю Успенской обители, вокруг которой впоследствии возник город Далматов Шадринского уезда Пермской губернии. В соборной церкви монастыря и хранился чудотворный образ.

В первой половине XVII столетия тобольский казак Дмитрий Иванович Мокринский по кончине жены удалился в Невьянский монастырь Тобольской епархии, где принял иночество с именем Далмат. Так как он отличался высокой добродетельной жизнью, братия Невьянского монастыря пожелала видеть его своим игуменом. Но смиренный Далмат, избегая славы человеческой, с которой было сопряжено настоятельское служение, удалился из обители, взяв с собой принесенный им из Тобольска келейный образ Успения Божией Матери. В 1644 г., идя берегом реки Исети, он пришел на место, называемое «Белое Городище», и здесь поселился в пещере, во владениях тюменского ясачного татарина Илигея.

Когда Илигей узнал, что на его землях появился инок, намеревающийся даже построить здесь обитель, он вознегодовал и, собрав родственников, отправился к подвижнику, намереваясь изгнать его. На ночлег он остановился прямо напротив пещеры Далмата, на другом берегу реки, рассчитывая на рассвете неожиданно напасть. В случае сопротивления или самозащиты иноку грозила смерть. Людской помощи ему ждать было неоткуда, бежать он тоже не мог. Но угоднику Божию и не нужна была человеческая защита. Ночью иноверцу Илигею явилась Богородица, в венце, в багряном одеянии и с пламенным мечом в руке. Она строго запретила причинять иноку вред и приказала дать ему землю для построения обители. После этого страшного видения татарин со всей своей свитой смиренно пришел к Далмату и отвел ему землю для монастыря. В этом же 1646 г. и был основан Далматов монастырь.

Неоднократно на новоучрежденную обитель нападали калмыки. Они сожигали начатые монастырские постройки; часть монахов была убита, другая часть пленена. После очередного разорения на пепелище была найдена невредимой икона Успения. Только один край, за который дерзнул схватить ее иноверец, остался обожженным. Эта особенность с того времени стала отличительным признаком Далматской иконы. Сам старец Далмат чудесным образом также спасся и своими трудами вновь восстанавливал обитель. Через несколько лет, благодаря его усердию, уже возвышалась деревянная церковь, а поблизости появились кельи. Вновь построенная деревянная церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы, а икона стала главной святыней монастыря.

В 1702 г. икона была поновлена тобольским иконописцем Иваном Никитиным.

В 1707 г. в монастыре был построен каменный Успенский собор, в котором и был помещен чудотворный образ.

Во время правления императрицы Екатерины II монастырь по молитвам перед Далматской иконой выдержал многодневную осаду пугачевцев.

Икону украшала драгоценная серебряная позолоченная риза, устроенная в 1800 г. попечением игумена Гедеона. В 1864 г. в Москве архимандритом Мефодием была заказана другая серебряная позолоченная чеканная риза с драгоценными камнями. (Слева: Чудотворная Далматская икона Успения Божией Матери в кивоте в Скорбященской церкви Далматовского монастыря. Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1912 г.)

19 апреля 1852 г. пожаром были уничтожены многие постройки монастыря, в т. ч. верхний придел Успенского собора, но Далматская икона вновь не пострадала.

До 1917 г. верующие, для того чтобы торжественно почтить Далматскую икону, два раза в год, в дни празднования иконе (15 февраля ст.ст.) и Успения Пресвятой Богородицы (15 августа ст.ст.), приходили в монастырь на поклонение. В рапорте 1864 г. настоятеля монастыря игумена Мефодия архиепископу Пермскому и Верхотурскому Неофиту сообщается о значительном стечении богомольцев (до 5 тыс.) в обитель из Пермской, Тобольской, Томской, Оренбургской губерний на поклонение иконе и могиле старца Далмата в дни памяти ап. Иоанна Богослова (во имя его освящен придел в нижнем Рождественском храме) и свт. Николая Мирликийского. В том же рапорте приведена просьба жителей г. Шадринска к епархиальному начальству о разрешении переносить Далматскую икону из обители в их город сроком на 1 месяц.

В начале 1920-х гг. после упразднения монастыря его насельники разошлись по другим обителям, унеся с собой Далматскую икону. В настоящее время сведений о местонахождении иконы не имеется.

Самым ранним источником, упоминающим «местную икону Пресвятыя Богородицы», чудесно спасшуюся от огня во время набега калмыков, является «Челобитная игумена Далматовского монастыря Исаака и келаря Никона к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с просьбой о пожаловании средств на монастырское строительство» . В монастырской описи от февраля 1905 г. список икон открывает чудотворный образ Успения Пресвятой Богородицы.

О внешнем виде иконы можно судить по хромолитографии начала XX в. Б. И. Фесенко и цветной фотографии того же времени С.М. Прокудина-Горского, зафиксировавшей вид иконы в киоте. Иконография Далматской иконы (размеры: 1 аршин 4 вершка (ок. 88 см) × 1 аршин 1/2 вершка (ок. 73 см)) относится к неполному изводу композиции «Успение Пресвятой Богородицы» (без явления апостолов в облаках, но с чудом усекновения рук Аффонию и фигурами жен перед архитектурными строениями).

Сохранились сведения о некоторых списках Далматской иконы. В 1853 г., выражая просьбу прихожан Захариевской церкви в г. Барнауле, церковный староста мещанин В. С. Мушников ходатайствовал перед архиепископом Пермским и Верхотурским Аркадием о разрешении иметь у себя в храме список Далматской иконы, «сходствующий с подлинным как цветом красок, так и мерою своей доски». В 1854 г. просьба была удовлетворена – шадринский иконописец Василий Бронников по поручению настоятеля монастыря архимандрита Мефодия исполнил список, который был отправлен в г. Барнаул. В 1859 г. братья Голышевы, подрядившиеся создать новое иконное убранство, сделали список Далматской иконы. Этот список украсил первоначальный оклад иконы 1800 г. К спискам Далматской иконы можно отнести и написанную в монастыре в 1725 г. иконописцем Тамакульской слободы священником Андреем Михайловым икону, которую украсили серебряным окладом. В 2002 г. иконописцем протоиереем Александром Маньшиным, настоятелем Введенской церкви с. Сухарева Валуйского района Белгородской обл., для Скорбященского храма Далматовского монастыря была написана икона Успения Пресвятой Богородицы, «размерами и образом подобная прежней чудотворной».

В 1521 году в Псково-Печерский монастырь двумя псковскими людьми Василием и Феодором принесена была новая икона Успения Божией Матери в житии, т. е. с изображением по сторонам важнейших событий из жизни Богоматери.

Написание иконы поручили они одному благочестивой жизни иконописцу, именем Алексию, по прозванию Малому.

Феодор впоследствии пострижен был в монашество и наречен Феофилом, по смерти погребен в Богом зданной пещере.

С 1523 года сия икона стала прославляться многими чудесами:

Исцелила бесноватых — чернеца и отрока; на праздник же Успения даровала одной женщине и отроку прозрение их очам и освободила от болезни нищего человека из Изборска, страдавшего в новолуние (лунатика).

Начиная с того праздника и в иные праздники происходят не только 3 или 5 чудес, но и по 50, и по 60 мужчин и женщин получают исцеления от различных недугов.

Множество и иных чудес сотворилось в обители Пресвятой Богородицы. То слышно было пение и видели свечку, горящую в пещерной церкви, то чувствовался аромат различных благовоний. Некоторые же из братии много раз видели свет, стоящий в ночи над монастырем Пречистой, расположенным в овраге,- и не только иноки видели это, но и мирские люди.

Некий человек по имени Иван Долгий видел как-то ночью свет, стоявший, как облако, над монастырем, и, подумав, что это от вещественного огня что-то горит в монастыре, прискакал на коне, желая чем-либо помочь; свет же тотчас поднялся в небеса. Об этом он сам поведал; иноки же восславили Бога, показавшего такие дивные чудеса в обители Пречистой Богородицы.

Псково-Печерские иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление» особенно прославились во время нашествия на Псков Стефана Батория, короля польского, в 1581 году.

При приближении его к городу архиепископ вызвал из Печерского монастыря игумена Тихона с чудотворными иконами Божией Матери.

За несколько дней до приступа, назначенного Баторием на угол крепости при Покровском монастыре, один благочестивый старец Дорофей, кузнец, сидел в сенях своей келии, и плакал о бедствии города; вдруг увидел он необыкновенный свет в виде столпа, который, возвышаясь до неба над Печерскою обителью, шел к Пскову чрез реку Великую по левую сторону Мирожского монастыря. В этом свете узрел он Пресвятую Богородицу, поддерживаемую по левую руку преподобным Антонием, начальником Киевских пещер, а по правую — Корнилием, игуменом Успенской Печерской обители.

Пресвятая Богородица, пройдя по воздуху чрез городскую стену, вошла в церковь Покровскую. Потом вышла из церкви и, ставши вместе с преподобными, вопросила:»Где Мирожский строитель Нифонт, епископ Новгородский?»

Св. епископ немедленно предстал пред Нею и с великою скорбию сказал: «Госпоже Пресвятая Владычица! В моем монастыре сего лета не бяше литургии».

На сие Богоматерь рекла: «Сыну Моему и Богу тако изволившу». Потом воззвала: «Где избранные Божии, лежащие в церкви св. Троицы?»

И тотчас предстали пред Нею благоверные князья: Василий Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, позади же их стали Николай Псковский и святые Евфросин с Саввою, и все с благоговением поклонились Ей.

Пресвятая Богородица, взирая с гневом на город, сказала: «О люди беззаконные! Вы прогневали Сына и Бога Моего и осквернили град сей грехами своими. И вот пришла на вас туга и беда велия, и вы Сына Моего Господа Бога и Меня не познали».

В это время пали пред Нею преподобные Корнилий и Евфросин с Саввою и блаженный Николай и со слезами молились: «Госпоже Владычице, Богородице! Есть грех на людях и беззаконие, но не прогневайся на них до зела! помолися Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших!» Все благоверные князья тоже припали к ногам Ее и со слезами молили о пощаде города.

Тогда Пресвятая Богородица призвала к Себе старца Дорофея, удостоившегося видения, и он в то же мгновение увидел себя у ног Богоматери. Она сказала ему: «Иди немедленно к воеводам, к Печерскому игумену и в собор Святой Троицы и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Бога и принесли бы Ее Печерский образ и хоругвь на стену города, на то место, где Я теперь стою, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу и стреляли бы из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры. Объяви людям, чтоб они плакали о грехах своих и молили бы Милостивого Бога о помиловании, а Я буду молиться Сыну и Богу Моему о прощении ваших грехов».

Когда старец Дорофей возвестил о бывшем ему видении, тогда Печерский игумен Тихон с духовенством и народом стал совершать ежедневно крестные хождения с иконою Успения Богородицы и другими иконами на указанное место, а воеводы и бояре поставили в той части стены три креста заветные.

Четыре дня не видно было никакого движения у неприятеля, но с 1 сентября стали заметны приготовления к приступу. Старейший из псковского духовенства, Печерский игумен Тихон, по некоему откровению, созвал поутру 6 сентября благовестом граждан в собор и сделал оттуда крестный ход к Покровскому углу с чудотворною Печерскою иконою Успения, с мощами св. благоверного князя Гавриила Псковского и со старою Печерскою хоругвиею. Весь народ с плачем и рыданием сопровождал крестный ход, не ожидая помощи и защиты ниоткуда, кроме Бога.

На другой день Стефан Баторий с самого рассвета открыл сильную пушечную пальбу по городу и продолжал ее во весь день до ночи и на другой день до девяти часов утра; в стене образовался большой пролом; начался приступ, и загорелась жестокая битва. Неприятель взял уже две башни и распустил на них знамена польские; защитники ослабевали; воевода Шуйский был ранен. Страх овладел сердцами всех, старики, женщины и дети наполняли церковь воплями и, по словам летописи, весь пол в Троицком соборе залили слезами, моля Бога о защите.

В эту тяжкую минуту немедленно были подняты святыни из собора и принесены к пролому. Мощи благоверного князя Гавриила с чудотворною иконою Печерскою, а наперед их прибыли к пролому три инока Печерского монастыря, родом бояре, бывшие ранее храбрыми воинами, и воскликнули громким голосом: «Не бойтесь, братие! Станем крепко! Устремимся на литовскую силу вместе! К нам грядет Богородица с милостию и заступлением и с помощию всех Святых».

Этот неожиданный голос духовных воинов воодушевил всех: «Богородица к нам грядет, о друзи! Умрем вместе за Христову веру и за православного царя! Не предадим града Пскова».

Вместе с этим началось молебствие пред проломом в виду защитников и врагов, и продолжалось крестное хождение к Покровской церкви.

Защитники мужественно устремились в пролом и крепко отражали врагов; даже женщины вмешивались в сражение, иные приносили жаждущим воинам воды, другие подавали им оружие, многие сами бросали на врагов камни и со стен лили на них горячую воду.

В это время защитники поставили большое псковское орудие у церкви Похвалы Богородицы и употребили его на поражение неприятеля.

Сражение с обеих сторон было жаркое, долговременное и упорное. К ночи 8-го сентября враги были вытеснены из пролома и в беспорядке прогнаны в поле, где на бегу поражены были народом и многие взяты в плен.

Осада продолжалась еще 6 месяцев, но продолжались и крестные ходы ежедневно на стены города с чудо­творною Печерскою иконою Богородицы.

Во время настоятельства игумена Саввы в Псково-Печерском монастыре царь Иоанн Васильевич IV повелел воеводе своему Юрию Токмакову обложить золотом от своей царской казны чудотворную икону Успения Пресвятой Богородицы в житии и сделать серебряный киот для нее.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери. Из статьи Шамордино, вышитые иконы монастыря.

Икона посвящена двунадесятому (одному из двенадцати) празднику Успения Пресвятой Богородицы. После Вознесения Христа Божия Матерь оставалась на попечении апостола Иоанна. Часто Она приходила помолиться ко Святому Гробу Господню. В одно из таких посещений Голгофы во время молитвы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о скором Её переселении из жизни земной в жизнь вечную.

С радостью восприняла Богородица весть о скорой встрече со Своим Сыном и попросила, чтобы Господь собрал к Её кончине апостолов, проповедовавших в это время Евангелие в разных концах мира. И Христос, действительно, чудесным образом собрал апостолов ко одру, на котором возлежала готовящаяся отойти в мир иной Богородица.

И вот все увидели, как в сиянии божественного света сошёл Христос, окружённый множеством Сил Небесных, и Пресвятая Богородица предала душу в Его руки. Пресвятая Дева была похоронена в Гефсимании. Предание рассказывает о многих чудесах, сопровождавших погребение Пресвятой Богородицы. Толпы людей следовали за Её телом, что не понравилось иудейским начальникам и священникам.

Один из иудейских священников по имени Афония схватился руками за гроб, чтобы опрокинуть его, но невидимо следовавший за гробом ангел отрубил ему руки. Афоний в раскаянии упал на колени перед гробом, прося о помиловании, и апостол Пётр исцелил его. Эта сцена изображается на некоторых списках иконы. У середины одра изображён Спаситель, принявший душу Богородицы.

День празднования: 28 августа (15 августа по старому стилю).

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери.

Икона успения божией матери

Один из двунадесятых праздников православной церкви – Успение Пресвятой Богородицы, икона, описывающая это событие, широко известна как в православной, так и в католической церкви. Посвящен этот праздник переселению Матери Божьей из жизни земной в жизнь вечную.

День Успения Пресвятой Богородицы

День окончания Успенского поста – 28 августа – ознаменуется одним из самых почитаемых праздников в христианстве, Успением Пресвятой Богородицы. Праздник этот символизирует торжество жизни над смертью, ведь Успение Богородицы – это не окончание жизни в обычном нашем понимании этого слова, а переселение Матери Божьей из земной юдоли на небеса.

За три дня до Успения к Богородице явился ангел и объявил, что скоро закончится ее земная жизнь. Мария смиренно приняла весть, сделала все распоряжения относительно своего имущества и похорон ее тела. Молясь Сыну своему об избавлении от мук загробных, она узнала, что Христос ждет ее на Небесах. Тогда Богородица попросила Господа собрать всех Апостолов, чтобы успеть попрощаться с ними. Некоторые иконы, изображающие Успение, показывают, как Апостолы на облаках, повинуясь Слову Господнему, переносятся в Иерусалим.

Икона Пресвятой Богородицы, значение

В христианской иконописи существует несколько вариантов икон, но общность изображения прослеживается на всех. В центре изображен гроб с телом Матери Божьей, над которой возвышается фигура Христа с душой Богородицы на руках. Сын Божий принял душу своей Матери сразу же после Успения, избавив ее от мук и терзаний – именно это и символизирует эта аллегория. Вокруг гроба стоят апостолы – их Богородица хотела видеть перед смертью, и Господь чудом собрал всех, исполняя ее желание. Апостолы и провожают Марию в последний путь – через Иерусалим к месту захоронения, к пещерам. На многих иконах на заднем фоне также изображаются ангелы – именно они и оберегали гроб с телом на протяжении всего пути, защищая его от фарисеев.

Икона Успение Пресвятой Богородицы, в чем помогает

Богородица – это защитница и помощница всех живых. Потому и просят у нее помощи в различных делах, защиты от напастей. Успение Матери Божьей – это краткий сон, смежение век, тут же сменившееся новой жизнью, отличной от земной. Именно в честь этого события и создана была Икона Успение Пресвятой Богородицы. О чем молятся у иконы? О спокойствии душевном, о придании сил, о здравии, о помощи в делах, о защите в пути – Богородица всепрощающа, она всегда защищает и помогает нам во всех делах наших.

Икона успения божией матери

Успение Пресвятой Богородицы – большой праздник в православии. Посвящен он представлению (гибели) Матери Божьей и ее вознесению на небеса. Каждый год 28 августа православные верующие идут в церковь, чтобы прикоснуться к истокам. Почему не нужно скорбеть? Потому что смерть – это лишь переход в иной мир. Душа умершего, который вел праведный образ жизни, возносится в Царствие небесное для вечной жизни в счастье и покое.

Икона успения божией матери

Так и Дева Мария, закончив свой земной путь и выполнив свое предначертание, отдала свою душу Отцу небесному, Иисусу. На иконах успения пресвятой, посвященных этому событию, можно видеть ангелов и архангелов рядом со смертным одром Богоматери и в центре – Ее Сына с малышом на руках. Младенец символизирует душу умершей Девы Марии. После смерти происходит перерождение для вечной жизни. Поэтому праздник радостный и светлый. Он означает победу жизни над смертью.

История праздника успения

Пречистая дева встретила архангела Гавриила по пути на Элеонскую гору, где она часто молилась. Он держал в руке пальмовую ветвь. Как мы знаем, с этим растением посланцы божьи приносили верующим благие вести. В этот раз Весть была о скорой кончине. Богоматерь узнала, что через 3 дня ей предстоит вознестись на небо и встретиться с Сыном своим. Иисус вознесет ее в Царствие Небесное, где мать будет жить вечно.

Вернувшись домой, Дева Мария рассказала о судьбоносной встрече. Затем она написала завещание, в котором указала, что хочет быть похоронена в Гефсимании около своих родителей. Также по завещанию ее ризы отходили бедным прислужницам, которые помогали Деве Марии честно и усердно долгие годы.

Согласно старому стилю, пятнадцатого августа должно было случиться успение богородицы. История праздника гласит, что в эту пору зажгли свечи в храме, где на украшенном цветами одре лежала Богоматерь. В один миг пространство залилось светом и в нем явились все небесные силы вместе с Господом.

Дева Мария возрадовалась, а Иисус обнял ее, произнеся слова одобрения. Тогда Он принял ее душу.

Икона успения божией матери

Тело Девы Марии поместили в гробницу, вход в которую завалили огромным камнем. Но через 3 дня апостол Фома стал просить и умолять дать ему возможность проститься с Пречистой. Тогда другие апостолы отодвинули камень и вошли с Фомой в пещеру. На лицах всех пришедших застыло величайшее изумление: на одре лежали лишь ризы, а самой Марии не было. В пещере витал приятный травяной аромат.

Что означает успение божией матери

Издавна праздник успения отмечают в храмах утренними службами, на которые православные приносят семена злаковых культур для освещения. Случалось это после ночных служб, как только всходило солнце.

Народ именовал Богородицу Пречистой, Госпожией. По этой причине праздник успения богородицы носит названия:

  • Госпожин день (Госпожинок);
  • Первая Пречистая;
  • Пасха Богородицы.

В этот день мы, верующие обрели свою заступницу на небесах. В горе и в печали, в страданиях и скорби, молимся мы иконам Богородицы с просьбами о помиловании, прощении, спасении. Просим о здоровье и исцелении. И она помогает всем страждущим, ходатайствует перед Господом о прощении и помощи заблудшим детям Его.

Икона Успение Пресвятой Богородицы чудотворная. Это наиболее сильный образ, у которого молятся о здоровье и помощи. Эта икона наделена властью помощи достойно пройти земной путь и не боятся смерти.

Успение богородицы – 28 августа

В преддверии праздника многие сомневаются, какого числа успение пресвятой богородицы. Ответ прост – 28 августа каждый год неизменно. Именно в это день заканчивается Успенский пост (продолжался с 14 по 28 августа).

В старые времена эту дату праздновали восемнадцатого января. Но император Маврикий приурочил успение богородицы к Дню Победы над персами и перенес дату на 28 августа.

Икона успения божией матери

Весь день верующие молятся и радуются. Нет места печали и грусти. Ведь этот день еще раз напоминает о возможности о вечной жизни. Этот день дает еще одну надежду на спасение. Творец вознаграждает праведное поведение. Все мы – дети его. И всем нам уготована вечная жизнь. Нужно лишь прийти к Нему, принять Его, полюбить Его.

земной наш путь – лишь этап перед жизнью вечной. Нужно пройти его достойно, с любовью и верой. Это путь учения, страданий и радости. Добрые поступки и чистые помыслы влияют на вечную жизнь. Она будет у тех, кто раскается в своих грехах и придет ко Христу. Он возьмет в Царствие небесное детей своих.

По Библии, смерть – результат грехопадения первых людей. Непослушание, проявленное Адамом и Евой, привело к их изгнанию из рая, где Господь поселил их навечно. Теперь же людям был уготован земной путь в страданиях, чтобы раскаяться и очиститься для вечной жизни.

Что значит «успение»? Это смерть. Но ее можно победить, открыв свои сердца добру, милосердию и вере. И пример тому – Воскрешение Христа и Успение Богородицы.

Приметы и традиции на день успения

  • Этот праздник проводят в семье. Помогают мамам, родителям. Благодарят их за заботу, молятся иконе успения пресвятой богородицы.
  • Нельзя обувать обновки, чтобы весь год не чувствовать дискомфорт.
  • Нельзя сквернословить и быть в плохом настроении.
  • Запрещено ходить босиком и протыкать землю острыми предметами, чтобы не привлечь неурожай.
  • Поврежденная в этот день нога сулит неудачи и препоны.
  • Хотя церковь однозначно относится к приверженности верующих к обрядам и суевериям. Нельзя верить в нелепые поверья. Есть одна вера: в Господа нашего.
  • Дождливый день успения – к сухой осени.
  • Нужно собирать фрукты и овощи нового урожая, делать заготовки на зиму. Особенно хорош будет засол огурцов.
  • Все готовят праздничные блюда для семейной трапезы в честь праздника успения. Пекут хлеб из муки нового урожая. Кусочек испеченного в праздник успения каравая помещают рядом с образами и хранят весь год. Такой хлеб имеет целительную силу.
  • Подают милостыню и помогают неимущим, заканчивают начатые дела.
  • Юноши, решившие жениться, идут в сваты.

Поздравляем всех верующих с этим светлым праздником и желаем мира, добра и света в душе и в жизни. Любите и будьте любимы. Живите в гармонии и счастье.

Икона успения божией матери Икона успения божией матери

Всего в православном календаре существует не менее 500 икон Божьей Матери. Каждая из них прославилась своими исцелениями, поэтому в каждом конкретном случае верующие молятся определённой иконе.

  • Так, всем обиженным, страдающим различными тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями, а также угнетённым, следует молиться пред иконой Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость».
  • Люди же, страдающие раковыми заболеваниями, молятся об исцелении иконе Божьей матери «Всецарица».
  • Казанской иконе Божьей Матери молятся о возвращении утраченного зрения, а также этой иконой благословляют молодоженов.

Однако считается, что молиться можно перед любой иконой, главное, чтобы молитва шла от чистого сердца. Ведь верующим человеком почитается не конкретная икона Пресвятой Богородицы, а сама Богородица, изображенная на ней.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы»

Икона успения божией материВ православном календаре большое значение имеют праздники Успения Богородицы. Одному из таких 12-ти праздников посвящена икона, которая называется «Успение Пресвятой Богородицы».

Через 15 лет после Вознесения Иисуса Матери-Богородице явился Архангел Гавриил, который сказал, что через три дня она переселится из земной жизни в вечное бытие. Известие о грядущей встрече с Сыном Божья Мать восприняла радостно и попросила Господа созвать к своей кончине всех апостолов, которые проповедовали в то время Евангелие в различных уголках мира. Иисус исполнил пожелание Пресвятой Богородицы и все апостолы собрались у Её одра в тот час, когда Она была готова отойти в иной мир.

В момент смерти Богородицы явился Иисус Христос, озарённый необыкновенным светом и принял душу Матери. Евреи же, прознавшие о погребении Богородицы и о присутствии на церемонии большого количества людей, решили оскорбить Её тело. Один из еврейских священников, Аффония, хотел опрокинуть гроб с Богородицей, но взявшись руками за его край, тут же лишился кистей рук. Аффоний раскаялся, упав на колени перед гробом, попросил о помиловании и тут же был исцелён апостолом Петром. Некоторые иконы изображают эту сцену. Также в центре иконы, у одра, изображается Иисус, который принял душу Богородицы.

Описание иконы «Успение Пресвятой Богородицы»

Эта икона считается самой древней и самой чтимой на Руси. Находится она в Киево-Печерской лавре. Её обнаружили чудесным образом работники, которые строили великую лаврскую церковь. Перед иконой «Успение Пресвятой Богородицы» на протяжении многих веков произносили свои молитвы больные и страждущие, и многим из них было послано исцеление и утешение. Во многих храмах есть точные копии этой иконы, и некоторые из них славятся своими чудотворными свойствами.

Высота иконы составляет 1,5 метра, ширина — 1,4 метра. Украшена икона серебряной вызолоченной ризой и золотыми венцами с бриллиантами на Иисусе и Богоматери. «Успение Пресвятой Богоматери» была написана святителем Петром с древнего образа иконы, которую привезли в Киев из Константинополя.

Видео об иконе «Успение Пресвятой Богородицы»

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» была написана после события, произошедшего в Константинополе в 10 веке. На столицу греческой империи напало огромное мусульманское войско. Помощи горожанам ждать было неоткуда, поэтому они отправились во Влахернский храм, в котором хранился головной покров Божьей Матери и Её риза, и начали отчаянно молиться Богу о спасении. Когда они молились, над храмом возник образ Пресвятой Девы, которая шла по воздуху с ангелами и святыми. Богородица произнесла молитву о спасении Константинополя, а затем, сняв с головы Свой покров, распростёрла его над верующими, которые читали молитвы в храме.

Это происшествие чрезвычайно вдохновило защитников Константинополя, им чудесным образом удалось отбить врага и спасти город. С тех пор православная Русь чтит праздник Покрова, который стал символом небесного покровительства и помощи.

Описание иконы «Покров Пресвятой Богородицы»

Икона успения божией материНа верхней части иконы изображено Покрывало Пресвятой Девы Марии, которое поддерживают ангелы. Под покровом и ангелами расположены святые, среди которых можно увидеть Романа Сладкопевца со свитком в руке, Андрея Юродивого и Епифания. В центре иконы изображена Пресвятая Богородица, на которую устремили свои взгляды окружающие Её святые и ангелы.

Икона Пресвятой Богородицы «Афонская»

Описание об иконе «Пресвятая Богородица Афонская» можно найти и под другим названием: «Игуменья Святой Горы» или «Экономисса». Согласно старому преданию Пресвятая Богородица, которой пришлось спасаться от гонений со стороны Ирода в Палестине, держала путь на остров Кипр, однако, сбившись с пути во время бури, Она попала на Афон. Высадившись на берег, Богородица, апостол Иоанн Богослов и другие Её спутники, встретились с местными жителями, которые поведали прибывшим, что в капище Аполлона идолы издавали голоса и велели народу отправляться на пристань, чтобы встретить Матерь Божью, Пречистую Деву Марию. Люди, пришедшие на пристань и действительно встретившие там прибывший корабль, спросили у Богородицы, действительно ли Она является Той, о которой говорили в капище идолы — Матерью Бога всех Богов. После подробного рассказа Пресвятой Девы о Христе-Спасителе народ с радостью принял Её слова, многие уверовали и приняли крещение. Когда Пресвятая Дева читала проповедь, было явлено множество знамений, которые подкрепляли истину Благой Вести.

Икона успения божией материПосле благословения афонского народа Богородица отправилась на Кипр, а гора Афон стала уделом Богоматери и убежищем для жаждущих спасения. Пресвятая Дева стала Игуменьей и покровительницей этих земель, здесь открылось множество монастырей и храмов. В настоящее время некоторые Афонские монастыри по традиции не имеют должности игумена, поскольку Игуменьей здесь считают Саму Божью Матерь.

Пред Афонскою иконой верующие читают молитвы об обретении жизненного смысла и духовного наставника, девушки молятся о послании им достойного мужа. Также этой иконой совершают благословение будущих жен, хранительниц домашнего очага.

Какой иконе Пресвятой Богородицы Вы молитесь чаще всего, и почему? Расскажите об этом в комментариях.

Видео об иконе Пресвятой Богородицы «Афонская»

Ссылка на основную публикацию