Икона державная божья матерь фото

День празднования 15 марта.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ДЕРЖАВНАЯ

Мы молимся, конечно, не конкретной иконе, а Божией Матери, и не важно через какой Ее образ. Хотя через икону Державная молятся обычно об укреплении веры и о мире, но нельзя забывать, что мир наступает в первую очередь в наших сердцах, а потом уже это проявляется во внешнем: в семье, в доме, в государстве.
Икона Державная, в первую очередь, ассоциируется с государством или с царской семьей, но не стоит забывать, что Святая Мария — это прежде всего любящая Господа. Она- наша молитвенница и заступница за нас, грешных людей, перед Своим Сыном. Любые молитвы перед любым Ее образом могут помочь в избавлении и очищении нас от грехов. Именно об этом, в первую очередь, и надо молится Ее светлому образу.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ДЕРЖАВНАЯ

Икона Божией Матери, именуемая «Державная», стала известна русскому православному народу 15 марта 1917 года, в день, когда будущий царственный страстотерпец император Николай II отрекся от престола.

Евдокии Адриановой, обычной крестьянке, во сне было открыто, что существует образ Богородицы, через который будет явлено небесное покровительство Царицы Небесной русскому народу. Крестьянка слышала такие слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся».

Когда Евдокия рассказала об этом настоятелю храма в подмосковном Коломенском отцу Николаю Лихачеву, он стал искать эту икону и обнаружил ее в подвале церкви. Икона была старая, большая, на ней был слой вековой пыли, очистив которую обнаружили Богородицу, сидящую на царском троне.
Икона державная божья матерь фотоКогда образ привели в порядок, обнаружили, что Младенец-Христос на коленях Божией Матери простер благословляющую руку. В одной руке Владычица держала скипетр, в другой — державу (знаки царской власти над миром), на главе Ее была корона, а на плечах — красная мантия или порфира. Лик Божией Матери на иконе строгий и царственный.
Крестьянка увидела эту икону и признала, что именно ее она видела во сне, а священник сразу же отслужил перед образом молебен с акафистом.

Слух о вновь найденной иконе быстро распространился не только в селе Коломенском; богомольцы стекались в церковь Вознесения из Москвы и других мест, получая от Божией Матери благодатную помощь. В «Сергиевских листках» описано прибытие Державной иконы Божией Матери в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где икона была встречена Великой княгиней Елисаветой Феодоровной и другими сестрами с большим торжеством. Икону для поклонения возили и в другие церкви, а по воскресным и праздничным дням она оставалась в селе Коломенском.

По некоторым данным, эта Державная икона Божией Матери до 1812 года пребывала в Вознесенском женском монастыре в Москве.

Но, когда Наполеон вошел в Москву, образ пришлось спасать, и поэтому икона оказалась в селе Коломенском где, по всей вероятности, забыли там на 105 лет, пока она не явила себя в положенное время.

Этот святой образ был обретен в тяжкое для России время.

Икона державная божья матерь фото

Храм в Коломенском

Царственный вид иконы, скипетр и держава словно подчеркивают, что Владычица приняла на Себя и опеку, и окормление верных чад Церкви Российской. Знаменательна и алая порфира Богоматери, цвет которой напоминает цвет крови…
Служба и акафист Державной иконе Пресвятой Богородицы составлены с участием Святейшего Патриарха Тихона († 1925).

Ныне эта святая икона находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда была возвращена 27 июля 1990 года.

ВЕЛИЧАНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПЕРЕД ЕЕ ИКОНОЙ «ДЕРЖАВНАЯ»

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.

Икона державная божья матерь фотоДорогие читатели! Мы открываем новую рубрику «Иконография», которая будет посвящена очень богатому и наполненному множеством сокровенных смыслов миру православной иконы. В этом номере предлагаем вашему вниманию материал о Державной иконе Божьей Матери, обретение которой вспоминается Церковью 15 марта.

В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная», или как она называлась первоначально «Божия Матерь Коломенская». Такое название было связано с местом ее обретения. Согласно донесению митрополита Московского Тихона, икона была найдена 2 марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенского.

Крестьянка слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова во снах стала видеть белую церковь с повторяющимся требованием найти чёрную икону и сделать её красной. Женщина рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма, и после долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая, почерневшая от времени икона. На доске проступало изображение Христа на коленях у Богородицы.

Такова вкратце история ее обретения. Сейчас же предлагаю нашим читателям разобрать иконографию этого интересного не только с религиозной, но и искусствоведческой точки зрения образа.

Надо сказать, что задача эта не так проста, как может показаться. Ведь существует около 150 различных видов икон Богоматери. Как разобраться во всем этом многообразии?

Чтобы облегчить работу над изучением разновидностей икон, ученые обычно делят их на 5 основных типов: «Умиление», или «Милующая» (по-гречески – «Елеуса»), «Путеводительница» (по-гречески – «Одигитрия»), «Молящаяся» (по-гречески – «Оранта»), «Всемилостивая» (по-гречески «Панахранта»), «Заступница» (по-гречески «Агиосотисса»).

Следует помнить, что такое деление иконографии на типы весьма условно и служит всего лишь ориентиром в огромном мире православной иконописи. В следующих наших материалах мы обязательно поговорим подробнее о каждом из вышеназванных иконописных типов, а пока вернемся к обсуждаемой нами Державной иконе Божией Матери.

К какому же типу относится «Державная» икона?

Определить это довольно сложно, но судя по всему она наиболее подходит к типу изображения Божией Матери «Всемилостивая». Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную власть Богородицы, совершеннейших из всех рождённых на земле людей.

Определившись с иконографическим типом, давайте рассмотрим Державную икону более детально.

В первую очередь стоит отметить, что Державная икона Божией Матери написана в реалистической, западноевропейской живописной манере. На основании художественных особенностей образ датируется кон. XVIII в. Такой вывод делается на том основании, что до конца XVIII в. существовала только каноничная, традиционная икона, и только после реформ Петра Великого русская культура приобрела светский характер и западноевропейскую ориентацию. Вместе с тем изменился и характер русской иконописи. Икона (размер 141×86 см) выполнена масляными красками по коричневому грунту на доске с полукруглым верхом. Низ иконы был опилен на 15-20 см, вероятно, после ее обретения из-за сильных повреждений доски.

На иконе мы можем видеть, что Богородица представлена как Царица Небесная и Царица Земная: облаченная в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зеленый хитон. Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простертой правой руке – скипетр, левая возложена на державу, на голове – царская корона, окруженная золотым нимбом. На коленях Богородицы – отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу. На заднем плане изображено небо, покрытое темной, почти черной, грозовой тучей. В верхней части иконы, над самой главой Божией Матери, тучи разрываются, слагаясь венцом и открывая темно-синее ночное небо. В этом бездонном небе изображен Бог Отец с простертой в благословении рукой, благословляющий Божию Матерь, сидящую на престоле с Младенцем Спасителем на руках.

Однако если для привычной нам живописи все перечисленные предметы не более чем своего рода декорации, сами по себе ничего не значащие, то в иконописи каждый, даже самый маленький предмет имеет огромное значение и порой является важным символом.

Попробуем разобраться с символикой нашей иконы, чтобы понять, какой глубокий смысл заложен в ее сюжете. Наш взор сразу же притягивает мафорий (греч. — покрывало) Богородицы, большой четырёхугольный плат, покрывающий голову и укрывающий всю фигуру, имеющий красный цвет (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Другая важная деталь одеяния – поручи (нарукавники). Поручи – деталь облачения священников; на иконах это символ сослужения, т.е. совместного служения Богородицы (а в её лице и всей Церкви) – Первосвященнику Христу. Голову венчает венец (корона) – знак Царства. Богоматерь — Царица Небесная, т. к. она Матерь Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Также корона – это свидетельство особого почитания данной иконы. В левой руке у Богородицы находятся держава, а в правой – скипетр, что символизирует верховную власть на земле. Отсюда и название иконы — «Державная». Богоматерь на иконе изображена с печальным ликом, но не с грустным. Её лик наполнен душевной ясностью, мудростью и большой духовной силой. Она торжественно являет Младенца миру и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. В верхней части иконы мы видим надпись «Образ Державной Пресвятой Богородицы».

Главный смысл подобных изображений Богородицы заключается в том ,что Дева Мария как никто другой на земле уподобилась Христу, став Самим Жилищем Божиим, утробой Божественного Воплощения.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, об избавлении от иноплеменных и, конечно же, о даровании исцеления телесного и душевного. С «Державной» иконы Божией матери сделано множество списков, которые также почитаются верующими как чудотворные. В честь иконы также строятся и храмы. Например, в Беларуси в честь иконы Божией Матери «Державная» освящены храмы в г. Ивацевичи и в Минском Свято-Елизаветинском монастыре.

Руководитель детской иконописной студии Дарья КАЛИБЕРДА

Дева Мария всегда приходит на помощь людям, находящимся в сложной ситуации. Она избавляет от тревожности, неуверенности и сомнений, подсказывает правильное решение, укрепляет в вере и спасает от проблем. Но в начале ХХ ст. Небесная Царица приняла под своё покровительство целую страну, явив верующим новый чтимый образ. Как это произошло и чем прославилась удивительная икона – читайте в нашей статье.

Икона державная божья матерь фото

Обретение реликвии

2 (по старому стилю – 15) марта 1917 г. – дата, известная всем, кто хотя бы немного интересуется историей. Именно тогда отрёкся от престола последний русский император Николай II Александрович. Но мало кто знает, что в этот день случилось и другое событие, дарящее православным христианам веру в то, что тёмные времена гонений рано или поздно закончатся.

Подлинник иконы из Казанской церкви села Коломенского
2 (15) марта 1917

Неподалёку от Москвы, в селе Коломенском (бывшей царской резиденции) жила бедная крестьянка Евдокия Адрианова. Она старалась вести праведную и добродетельную жизнь, быть кроткой, мирной и справедливой. И её усилия были вознаграждены – 13 февраля 1917 г. женщина увидела сон, в котором к ней обратился нежный голос: «В храме Вознесения, что в вашем селе, есть большой чёрный образ. Его следует взять, и сделать красным, и пусть перед ним молятся все верующие». Через некоторое время видение повторилось, однако на этот раз перед крестьянкой возник сияющий белоснежный храм, в котором стояла величественная Владычица.

Впечатлённая Евдокия сразу же отправилась к настоятелю церкви – отцу Николаю Лихачёву. Вместе они осмотрели все древние святыни, которые были на иконостасе, но ни одна из них не была похожа на явленный женщине лик. Тогда люди спустились в подвал – и среди мусора нашли расписанную красками доску. А отмыв её от пыли и паутины, поражённые прихожане обнаружили изображение Пречистой Девы! В Её руках были скипетр и держава, на голове – украшенный драгоценными камнями венец, а восседала Богородица на царском троне. Так и была обретена икона Божией Матери «Державная». Кроме того, в этот же день в селе появился новый родник – он забил из земли на склоне Москвы-реки. Вода из этого ключа исцеляла болезни.

Позже, благодаря сохранившимся записям из Воскресенской женской обители (Москва), историкам удалось установить происхождение реликвии. В 1812 г., перед войной с Наполеоном, её перевезли из Кремля в далёкую церковь, а потом забыли вернуть. Образ пребывал в безвестности целых 105 лет, пока, по соизволению Господа, не предстал перед христианами.

Ссылка на основную публикацию