Формирование русской православной церкви

Работа посвящена становлению Христианства на территории России. Его роли в формировании и развитии российской государственности. Проведено исследование, демонстрирующее современное положение Русской Православной Церкви в субъектах Российской Федерации. Оценено влияние данной структуры на различные регионы России.

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

Ануфриев Виктор Александрович

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет

Поделиться работой

Enter the password to open this PDF file:

Рецензии:

Отзывы:

Информация

Разделы

Контакты

+7 (910) 433-45-62
пн — пт, 10:00 — 18:00 МСК

Сайт создан в рамках проекта «Востребованное образование». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодёжи».

Поддержка платформы осуществляется в рамках проекта Ресурсного центра по открытой публикации учебных и выпускных квалификационных работ «Научный корреспондент» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Интернет-издание «Научный корреспондент». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70641.
Учредитель: Ассоциация интернет-издателей. Главный редактор: Трищенко Н.Д.

Научный Корреспондент, .
Содержимое сайта, если не указано иное, опубликовано в соответствии с лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)

Москва. 3 ноября. INTERFAX.RU — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что именно православие сформировало многонациональную Россию.

«Мы говорим о Православной церкви как о нравственной доминанте, сформировавшей условия существования Русского мира. Не было бы православия — не было бы многонациональной и великой России, не было бы Русского мира, потому что в этом бы Русском мире, как и в России, иные чувствовали бы себя очень неудобно и боролись бы с тем центром, который подавлял их самобытность», — заявил патриарх, выступая в четверг на открытии X Ассамблеи Русского мира.

По его словам, некоторые из соседних государств «тоже претендовали на то, чтобы стать великими от моря и до моря».

«Не получилось. Именно потому, что господствующая нация утверждала, что это пространство именно для представителей этой нации и религии. Это вызвало мощное сопротивление всех остальных, и глобального проекта не получилось. Русские никогда не говорили, что это великое пространство для русских и только для православных. Они говорили, что это для всех», — заявил предстоятель.

Он отметил, что православие сформировало мягкость, податливость русского человека, «которую ошибочно воспринимают за слабость», его открытость к другим.

Патриарх подчеркнул, что в условиях современной глобализации особенно актуально сбережение и развитие русского языка и культуры. Он надеется, что благодаря вновь созданному и возглавленному им Обществу русской словесности вместе с фондом «Русский мир» удастся вести научно-просветительскую, культурно-образовательную деятельность для углубленного изучения русского языка и русской культуры как в России, так и в дальнем зарубежье.

Патриарх сообщил, что в странах дальнего зарубежья действуют 891 приход и 56 монастырей Русской православной церкви.

Утверждение новой веры завершило процесс формирования единой древнерусской народности и стало важнейшим фактором упрочения Киевского государства. С принятием христианства установилось централизованное церковное управление во главе с митрополитом, которого сначала присылали из Константинополя. Позднее на эту должность византийский патриарх стал назначать местного священнослужителя. В крупные города митрополит назначал епископов, которым подчинялись создававшиеся на местах церкви и монастыри. Чётко организованная церковная иерархия способствовала централизации светской власти. Уже при Владимире Святославовиче церковный суд совершался по греческим законам (по т. н. «Кормчей книге»). Это ускорило кодификацию гражданского права и создание в первой половине XI в. кодекса «Русской правды». Христианская религия придала новый статус княжеской власти, божественной по происхождению и предназначению. Это обстоятельство повысило авторитет князя и возложило на него огромную ответственность. Теперь князья должны были сообразовывать свои действия с положением помазанника божьего.

Крещение Руси стало поворотным этапом в развитии русской культуры: появился славянский алфавит (кириллица), начался перевод церковных книг на славянский язык, стали развиваться книжное просвещение, литература, появились исторические повествования (летописи), развивались архитектура, строительное искусство, живопись. Церковь оказала огромное влияние на развитие социальных отношений. Христианская мораль не признавала неравенства между людьми, осуждала холопство (рабство), грубое отношение и убийство холопов. Принимая христианство и становясь церковными людьми, холопы получали свободу. По сравнению с холопами князя они были относительно свободны. С крещением Руси в жизни людей утверждались морально-этические нормы христианской религии. Среди верующих церковь провозглашала благотворительность и милосердие. При монастырях устраивались богадельни – приюты для больных, бездомных и престарелых. Христианская мораль и церковь серьёзно влияли на семейные отношения – обязательное заключение брака, неодобрение разводов, запрет многоженства, взаимоотношения в семье. Под влиянием христианства постепенно в прошлое уходили обычаи кровной мести, смягчались жестокие нравы, присущие язычеству.

Постепенно в быт внедрялись новые, христианские праздники и обряды. Нередко они как бы подстраивались под языческие. Так в народном праздничном календаре появились пары: Коляда – Рождество Христово, Семик – Троица, Иван Купала – Иоанн Креститель и др. Привычные, традиционные языческие верования смешивались с новыми, христианскими. Происходили напластования, поскольку на христианских святых переносились свойства и дела языческих персонажей. Христианская церковь, хотя и вела борьбу с язычеством, на самом деле немало восприняла от него, от его миросозерцания и обрядности. Люди Древней Руси не могли не ощущать сходства новой веры со старой, которое проявлялось в понятиях о высшей силе, создавшей мир и управлявшей им, о постоянной борьбе добра и зла, о возможности посредством религиозных обрядов и молитв воздействовать на них. Язычество частью отмирало, частью сохранялось, постепенно изменяясь, частью внедрялось в народное православие. В результате столь сложных взаимодействий язычества и православия на Руси сложилось такое религиозное, духовное образование, которое принято называть двоеверием.

Издание является учебником бакалавра теологии и посвящено новейшей истории Русской Православной Церкви с 1917 по 2019 год. В нем впервые были собраны и изучены материалы, охватывающие наиболее сложный и драматичный век ее существования. Книга написана на основе широкого круга источников, в том числе документов отечественных и зарубежных архивов.

Учебное пособие адресовано преподавателям и студентам православных духовных учебных заведений, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей Русской Православной Церкви.

  • Вид товара Бумажная книга
  • Тематика Учебник бакалавра теологии
  • Тираж 3000
  • Год издания 2022
  • Издательство Издательский дом «Познание»
  • Количество страниц 776
  • Цветность блока ч/б
  • ISBN 978-5-6044875-6-3
  • Знак информационной продукции 12+
  • Гриф Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви
  • Номер ИС РПЦ 21-116-0399
  • Формат 70х100/16
  • Переплёт Твердый
  • Обложка Матовая
  • Бумага офсетная
  • Комментарии
  • Содержание
  • Персоны
  • Комментарии

Ответственный редактор А. С. Савельева
Художественное оформление М. В. Кагарлицкая
Верстка М. Н. Горец
Корректор Д. С. Яковлева

Церковная история неразрывно связана с историей мира, поэтому христианину постоянно приходится решать вопрос, как всегда оставаться человеком Церкви – как хранить верность Христу в условиях гонений или игнорирования Церкви, как в свете Священного Писания и Предания отвечать на вызовы времени. Изучение истории Русской Церкви позволяет поставить эти актуальные вопросы и определиться с ответами.

«История Русской Православной Церкви» — курс для тех, кто хочет понять православную церковную историю как богословие, лучше узнать русскую духовную традицию с ее достижениями и проблемами.

Формирование русской православной церкви

В Издательском доме «Познание» вышел в свет учебник для бакалавриата теологии «История Русской Православной Церкви. ХХ век — начало XXI века». Впервые в одном издании собраны материалы, охватывающие наиболее сложный и драматичный век существования Русской Православной Церкви. Учебник подготовлен при участии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, сообщает Патриархия.ru.

Настоящее издание является результатом труда целого коллектива авторов, известных ученых, представляющих ведущие высшие учебные заведения. Авторы учебника — доктор исторических наук, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, профессор Санкт-Петербургской духовной академии М.В. Шкаровский; доктор исторических наук, профессор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, профессор Санкт-Петербургской духовной академии С.Л. Фирсов; доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Александр Мазырин; доктор исторических наук, доктор церковной истории, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, преподаватель Пермской духовной семинарии протоиерей Алексий Марченко; доктор исторических наук, профессор Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, профессор Пензенской духовной семинарии И.И. Маслова; доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета А.А. Кострюков.

В учебнике подробно изложено бурное развитие Русской Церкви при Святейших Патриархах Алексии II и Кирилле, внешнецерковная деятельность, борьба с расколами в некоторых бывших республиках СССР и восстановление исторического единства Московского Патриархата с Русской Православной Церковью Заграницей (2007 г.) и Архиепископией западноевропейских приходов русской традиции (2019 г.).

При подготовке пособия были использованы опубликованные до 1991 года источники, характеризующие интересные сведения о борьбе с влиянием религиозных организаций, политику советского государства и коммунистической партии по отношению к Русской Православной Церкви. Также были использованы опубликованные документы Московского Патриархата, показывающие реакцию на действия государственных органов; нарративные источники, содержащие разносторонний материал о чувствах, мыслях, настроениях и поведении священнослужителей и верующих различных религиозных течений и другие.

Учебник «История Русской Православной Церкви. ХХ век — начало XXI века» — неординарное явление в современной церковной педагогике и науке. Он уникален тем, что носит далекий от компиляции, ярко выраженный исследовательский характер.

Учебное пособие предназначено для студентов православных духовных учебных заведений, а также теологических подразделений светских вузов. Оно ориентировано на формирование у учащихся представления об основных этапах и важнейших событиях в новейшей истории Русской Православной Церкви.

История Русской православной церкви охватывает огромный период от образования миссийной русской митрополии (861 г.) по сегодняшний день.

В истории Русской православной церкви принято выделять домонгольский, монгольский, московский, петербургский, советский и современный периоды.

Домонгольский период истории Русской православной церкви

Монгольский период истории Русской православной церкви

Московский период истории Русской православной церкви

Петербургский период истории Русской православной церкви

Советский период истории Русской православной церкви

В августе 1917 г. в Москве открылся Поместный собор Русской православной церкви, на котором было принято решение о восстановлении патриаршества. Патриархом был избран митрополит Московский Тихон (Белавин). 23 января 1918г. Советом народных комиссаров был принят декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь лишалась прав юридического лица, ее имущество становилось собственностью государства. В соответствии с Конституцией РСФСР 1918 г. духовенство было лишено гражданских прав. Православная церковь пыталась найти линию взаимоотношений с новой властью. В духе лояльности к Советской власти было составлено «Завещание» патриарха Тихона. После смерти патриарха Тихона власть в церкви переходит к митрополиту Сергию (Страгородскому). В 1922 г. возникает обновленческий раскол. Обновленцы ввели женатый епископат, разрешили повторный брак духовенства, стремились изменить литургическую практику церкви, согласовать Евангелие с коммунистической идеологией, объявили Иисуса Христа первым революционером. Однако программы обновленцев не разделялись большинством верующих.

Против консенсуса церкви с Советской властью выступила часть русского епископата в эмиграции, которая в Сремских Карловцах (Югославия) в 1923 г. образовала Временный Синод, ставший во главе Русской православной церкви за границей. Это событие стало именоваться «карловацкий раскол».

К 1939 г. на территории СССР оставалось около 100 действующих православных храмов и 3 находящихся на своих кафедрах епископа. Во время Великой Отечественной войны положение церкви изменилось. Желание использовать церковь в политических интересах побудило И. В. Сталина провести в 1943 г. совещание с руководством РПЦ, на котором было согласовано избрание патриарха Московского и Всея Руси, каковым стал митрополит Сергий. Началось открытие храмов и освобождение духовенства из лагерей. После кончины патриарха Сергия на Поместном соборе в феврале 1945 г. патриархом был избран митрополит Алексий.
Начиная с 1958 г. в связи с изменением идеологической обстановки в стране положение церкви вновь ухудшается. Атеистическая кампания, начатая при Н. С. Хрущеве, имела целью «преодоление религиозных пережитков». К 1961 г. были закрыты 7000 из 14 000 приходов, 5 из 8 семинарий, 31 из 47 монастырей. На Поместном соборе 1971 г. патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Пимен (Извеков). В его правлении давление советских властей продолжилось, количество церковных приходов продолжало сокращаться. Важнейшим событием стало празднование 1000-летия крещения Руси в 1988 г. На посвященном юбилею соборе был принят Устав об управлении церковью.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Изучение истории отношений Русской Православной Церкви и государства призвано способствовать формированию у студентов целостного представления об исторических путях развития России, которые невозможно понять вне отношений православной Церкви и государства.

Цель дисциплины «Русская Церковь и государство» – формирование у студентов целостного представления о природе Православия и взаимоотношениях Церкви и государства, исторических путях Церкви в России.

В результате освоения дисциплины студент должен

Знать:

– периодизацию истории РПЦ,

– специфику отношений «Церковь – Власть», главнейшие события и проблемы истории Русской Православной Церкви в контексте её отношений с Властью;

– главнейших церковно-исторических деятелей,

– религиозной составляющей национальной культуры;

Уметь:

– анализировать важнейшие события и проблемы в истории отношений государства и РПЦ,

– самостоятельно и адекватно оценивать события исторического прошлого и современной общественно-политической жизни России с учетом исторической роли Православия как ведущей традиционной религии страны;

– давать обоснованную историческую оценку явлений духовной жизни.

Владеть:

– навыками поиска, отбора и анализа учебной, учебно-методической, справочной и научной литературы и источников для решения поставленного вопроса (проблемы).

– навыками анализа исторического факта, процесса, роли личности в истории;

– навыками ведения научных дискуссий и дебатов;

– навыками работы с научной литературой, отражающей авторскую концепцию, точку зрения научной школы, ведущей дискуссии с представителями иных научных школ.

– навыками анализа исторического источника.

– навыками оценивания (рецензирования) научной литературы, соотнесения собственных оценок факта, события, явления, процесса и пр. с оценками, данными автором рецензируемого произведения.

– навыками создания информационных и творческих проектов, проявления творческих способностей в поиске оптимального и нешаблонного пути «подачи» аудитории учебного материала.

Дисциплина, в первую очередь, может быть рекомендована обучающимся по направлению подготовки «Педагогическое образование».

В рамках данного направления дисциплина формирует такие компетенции, как

– способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2);

– способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6).

– способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14)

Ссылка на основную публикацию