Феодоровская икона божией матери в костроме

Сегодня православные верующие в Костроме отмечают День явления чудотворной покровительницы нашего города — Феодоровской иконы Божией Матери

Феодоровская икона божией матери в костроме

Праздник начался с Божественной литургии в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы, которую возглавил митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт. Сотни верующих прошли крестным ходом от собора к Сусанинской площади, где состоялся молебен. После крестным ходом православные горожане прошли до Костромского Кремля, где все желающие смогли поклониться главной святыне нашего края.

По преданиям, в 1239 году костромской князь Василий Георгиевич во время охоты обнаружил в лесу висящую на сосне икону. Позднее на месте явления святыни, на берегу реки Запрудня, был основан монастырь во имя Нерукотворного Спаса. Сейчас это церковь Спаса Нерукотворного Образа на реке Запрудне.

В настоящее время почитаемая в Русской православной церкви чудотворная икона Богородицы хранится в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасиина монастыря в Костроме. Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича. Именно этим святым Ликом мать благословила Михаила Федоровича Романова на достойное царствование.

Феодоровская икона божией матери в костроме

27 марта святая Церковь вспоминает чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Феодоровская». Эта икона Богоматери тесно связана с историей рода Романовых. Даже иноземным невестам, выходившим замуж за российских князей и принимавших Православие, давали отчество «Феодоровна» по названию чтимого родового образа. Но икона «Феодоровская» имеет настолько древнюю историю, что и до династии Романовых святыня особо почиталась царским семейством. Поэтому с полной уверенностью икону «Феодоровская» можно назвать покровительницей российского престола.

Происхождение образа и наименования

По преданию икона «Феодоровская» принадлежит кисти апостола и евангелиста Луки. Остается загадкой, каким образом святыня попала на русские земли. Первые упоминания о «Феодоровской» восходят к XII веку. В часовне города Городец икона была обретена святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем. Затем на том месте был возведен монастырь. Там и пребывала святыня, пока обитель, да и сам городок не разорил Батый со своим войском. Городец был сожжен. Какое-то время считалось, что икона тоже погибла в огне.

Феодоровская икона божией матери в костроме

Городецкий Феодоровский мужской монастырь

Святой образ обнаружился в 1239-м году. Князь Василий Костромской во время охоты увидел в лесу висящую на сосне икону. Он попытался снять ее, но образ взмыл в воздух. В это самое время костромичи увидели светлого мужа в богатых воинских одеждах, который нес по городу образ Пресвятой Богородицы. По одеянию он был похож на святого Феодора Стратилата. После этого князь, духовенство и народ отправились к той иконе в лес, отслужили перед ней молебен, и только тогда ее удалось снять с сосны. Святыню установили в храме в честь святого Феодора Стратилата, того самого, что видели жители Костромы в чудесном видении. С тех пор икону и стали называть «Феодоровской».

Феодоровская икона божией матери в костроме

Благоверный князь Александр Невский

История «Феодоровской» тесно связана с именем и другого великого князя — Александра Невского, вошедшего в небесное воинство в лике святых благоверных. В 1239-м году его отец Ярослав Всеволодович благословил его иконой «Феодоровская» на брак с дочерью полоцкого царя Александрой. На обратной стороне образа находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), которая всегда на Руси считалась покровительницей невест и свадеб.

Феодоровская икона божией матери в костроме

С того времени «Феодоровская» всегда находилась при святом благоверном князе Александре Невском. Она стала его молельным образом, и великий князь всегда брал его с собой во все походы и на все сражения. Надеясь и уповая на милость Царицы Небесной, святой Александр не проиграл ни одной битвы!

Благословение на царство Романовых

Так как же образ «Феодоровская» стал родовым для всей династии Романовых? Случилось это в 1613-м году. Страна переживала страшные времена: отсутствие государя, натиск иноземных интервентов, смута, голод… Решено было поставить на русский престол Михаила Федоровича Романова — сына Патриарха Филарета и инокини Марфы. Он приходился родственником последнего царя из рода Рюриковичей.

Феодоровская икона божией матери в костроме

Однако мать Михаила Федоровича, понимая всю ответственность и тяжесть этого шага, долго не давала согласия и благословения на возведение в государи ее сына. Тогда архиепископ Феодорит поднес к инокине Марфе образ Пресвятой Богородицы «Феодоровская» и сказал: «Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога». Только после этих слов инокиня Марфа благословила им своего сына на царский престол. Произошло это в Костромском Троицком соборе Ипатьевского монастыря, который в связи с этим событием называют «колыбелью дома Романовых». Так образ «Феодоровская», которым был благословлен на престол первый из Романовых, становится родовым для всей августейшей династии. Эта икона Богоматери всегда находилась при государях — до самых последних и страшных дней. После расстрела царственных страстотерпцев в доме Ипатьева в Екатеринбурге был найден образ «Феодоровская», с которым царица Александра Федоровна никогда не расставалась.

Чудотворный образ

С образом Пресвятой Богородицы «Феодоровская» связано множество случаев чудотворений, которые происходили по милости Божией. Даже само явление иконы князю Василию произошло чудесным образом. Дважды Костромской собор, в котором пребывал образ Богоматери, был сожжен, и оба раза сама икона оставалась в целости. Известен также чудесный случай заступничества Матери Божией при набеге татар на Кострому, случившемся в 1272-м году. Тогда князь Василий Ярославович — младший брат Александра Невского, вышел на бой с захватчиками, призывая на помощь Богоматерь и взяв с собой икону «Феодоровская». Как гласит предание, татары разбежались, пораженные необыкновенным сиянием святого образа.

Феодоровская икона божией матери в костроме

Случаи помощи Пресвятой Богородицы по молитвам перед образом «Феодоровская» происходили на протяжении многих веков. Об особом почитании иконы свидетельствуют ее многочисленные списки. В народе всегда с особой теплотой и любовью относились к «Феодоровской». Перед этим образом молятся Богородице, прося помощи при женитьбе и семейных неурядицах, о даровании чад и в трудных родах. И Матушка Богородица помогает верующим — о многочисленных чудесах по слезным прошениям перед «Феодоровской» имеются письменные свидетельства.

Является чудом и сам тот факт, что оригинал Костромской святыни вообще сохранился от уничтожения большевиками — и это несмотря на то, что она была знаковой для царственной семьи. Кстати, через некоторое время после кровавой расправы над августейшими особами икона «Феодоровская» потемнела, хотя веками хранила светлый лик…

Феодоровская икона божией матери в костроме

Сегодня икона Пресвятой Богородицы находится в Богоявленско-Анастасиинском кафедральном соборе города Кострома. Туда для поклонения чудотворному образу стекается большое число паломников — особенно в дни торжеств. В честь иконы «Феодоровская» установлены два празднества: 27 марта — день избрания Михаила Федоровича Романова на царство и 29 августа — в память о чудесном обретении иконы в 1239-м году.

Клейма:

  1. Святой великомученик Феодор Стратилат приносит икону Божией Матери в Кострому
  2. Явление иконы костромскому князю Василию Ярославичу во время охоты
  3. Моление князя Василия перед иконой
  4. К месту явления иконы прибывает крестный ход из Костромы
  5. Поставление иконы в Феодоровском соборном храме
  6. Первый пожар в Феодоровской соборной церкви
  7. Чудесное обретение иконы после пожара
  8. Поставление иконы в новом соборном храме
  9. Моление костромичей пред иконой о защите города от монголо-татар
  10. Выступление князя Василия с войском и чудотворной иконой на битву
  11. Чудесное ослепление врагов лучами от иконы
  12. Поражение монголо-татарского войска
  13. Победоносное возвращение костромской дружины в город
  14. Благодарственное моление пред ликом чудотворного образа
  15. Второй пожар в соборной церкви
  16. Чудесное спасение иконы, вознесенной над огнем
  17. Совет князя Василия с горожанами о строительстве в Костроме Успенского собора
  18. Поставление чудотворной иконы в Успенском соборе
  19. Моление пред чудотворной Феодоровской иконой
  20. Пресвятая Богородица — небесная покровительница Костромы

  • Тихомирова 2007. [2902] Тихомирова Е. Л. Феодоровский образ Пресвятой Богородицы. Сказание в иконе. — М.: Гранд-Холдинг, 2007.
  • Каткова 2008. [5708] Каткова С. С. Икона «Богоматерь Федоровская со Сказанием» // XII научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): Сб. статей. — Ярославль, 2008. — С. 55–67.

Феодоровская икона божией матери в костроме

Дорогие братья и сестры, паломничество в Кострому к Чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери – успешно состоялось!

21 июня наши паломники прочли акафист Феодоровской иконе Божией Матери и особенно помолились за всех нас, чтобы Господь, по молитвам Царицы Небесной, исполнил наши прошения, во благо спасения души!

22 июня отец Димитрий помолился пред великой святыней — Чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, совершил Молебен, вознес молитву за все поданные Вами на молебное пение имена.

Наши паломники несколько раз подходили к Феодоровскому образу, приложили все наши письма с прошениями, поставили свечи и передали вот такой красивый букет цветов!

Феодоровская икона божией матери в костроме

По окончании паломничества мы получили от них следующее сообщение:

Дорогие братья и сестры! Перед чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери отслужен молебен и все имена были прочитаны священником Димитрием. Записки батюшка положил к иконе и особенно молился за всех вас! Большой букет цветов мы поднесли со священником к иконе и приложили его. Мы почувствовали единство с Вами, и что Пресвятая Богородица всех нас слышит и любит. Слава Богу за все.

Также во время телефонного разговора, состоявшегося с нашими паломниками по окончании поездки, мы почувствовали ту духовную радость и благодать, которая их окружала! Думаем, что и Вы, заочно участвуя в паломничестве, были согреты материнской любовью Пресвятой Богородицы!

А теперь давайте прочтем небольшой рассказ о чудесной помощи, явленный от Чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и записанный в летописи Богоявленского собора г. Костромы:

«Мы с мужем долго не имели детей. Осенью прошлого года я попросила одну рабу Божию помолиться. В ответ на мою просьбу эта милосердная раба Божия принесла мне маслице и иконочку Феодоровской Божией Матери, где на обратной стороне было написано, что данный образ освящен у Феодоровской иконы Божией Матери в вашем монастыре. А месяца через три произошло чудо! Господь, по молитвам Пресвятой Богородицы, смилостивился надо мною грешной, так что в данное время я ожидаю появления на свет нашего долгожданного человечка…»

Дорогие братья и сестры, поздравляем всех тех из Вас, кто принял участие в заочном паломничестве, с приобщением к великой христианской святыне!

Да ниспошлет на Вас милостивый Господь от Своих щедрот небесные и земные блага, по молитвам и теплому заступлению Пресвятой Богородицы!

Храни Вас Царица Небесная под Своим всесильным Покровом!

Чудотворная Феодоровская икона Божией матери.

Великое чудо даровано нам — Феодоровская икона Божией Матери, главная святыня костромской земли. Покровительница Костромы, накрепко вплавлена она и в общероссийскую историю. С глубокой древности она прославлена многими чудотворениями, и даже многочисленные копии, списки с неё оказывались чудотворными.

История Феодоровской иконы — цепь загадок, указывающих на Тайну, пред которой мы с благоговением останавливаемся. В некотором смысле Феодоровская — самая таинственная, самая мистическая из икон Божией Матери. Загадочно её происхождение, тайной покрыто её появление на Руси. Не разгаданы многие события, с нею связанные. Чудесно уже само её существование после стольких возможностей пропасть…

Когда и кем была писана икона — вот первая загадка. «Феодоровская — Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой», — уверенно отвечает «Настольная книга священнослужителя». «Феодоровская — древняя икона византийского письма, времени Македонской династии, то есть 9–11 веков», — возражает ей современный писатель. В том же альманахе «Памятники Отечества», откуда взято это утверждение, можно прочесть и другое: это икона 13 века, «была написана к свадьбе князя Александра Невского». Удивителен диапазон датировок. Ещё удивительнее, что в наше-то перенасыщенное научностью время никто ещё не подступился к прославленной иконе с целью серьёзного исследования.

Вряд ли, конечно, писали её в 13 веке. Ибо первые достоверные сведения о ней относятся к веку 12‑му, ко времени князя Юрия Долгорукого, основавшего Городец на Волге. И уже тогда икона почиталась как древняя и чудотворная, с незапамятных времён хранившая подступы к Городцу в кладбищенской часовне. Юрия Долгорукого жители Городца и попросили перенести эту икону в новый построенный им собор. Однако даже с крестным ходом не смогли сдвинуть её с места. Тогда поняли, что Матерь Божия Сама избрала для Себя место сие. Но когда избрала и как появилась здесь? До скончания земных времён это останется загадкой.

Не все знают, что у Феодоровской иконы есть оборотная сторона с замечательным изображением великомученицы Параскевы Пятницы. Святая Параскева — образец христианского терпения и смирения, и в этом смысле её образ на обороте Феодоровской символичен. Считается, что он и был написан в 13 веке к свадьбе Александра Невского по указанию его отца, великого князя Ярослава Всеволодовича (православное имя князя Ярослава было Фёдор, и существует даже мнение, что отсюда пошло прозвание иконы). Но некоторые говорят, что образ святой Параскевы был известен ещё при Юрии Долгоруком.

Как бы то ни было, «чудотворная Феодоровская икона Божией матери — благословение отца — постоянно находилась при святом Александре Невском, была его моленным образом», — читаем мы в третьем томе той же «Настольной книги священнослужителя». Другие, возражая, что князь Александр мог молиться перед иконой только в последние дни свои, когда умирал в Городце, утверждают, что в память о нём икона была передана его младшему брату Василию Костромскому и так оказалась в Костроме.

Могло быть и так. Но в памяти народной, запечатлённой акафистом, появление иконы в Костроме связано с чудом, равным её исчезновению из Городца. Да и не могло быть иначе, если со смертью святого князя Александра «закатилось солнце Русской земли», и чудотворная икона на время сокрылась от сего мира. Ушла, чтобы вернуться в него уже в другом месте.

Феодоровская икона Божией матери.

В праздник Успения Богородицы 15 (28) августа 1263 г. необычайный, нездешне одетый воин прошествовал по улицам Костромы с иконой Божией Матери. С изумлением узнавали в нем святого Феодора Стратилата, как если бы он сошёл со стен посвящённого ему городского собора. Из нездешнего, запредельного мира принёс сюда икону этот небесный покровитель Костромы. И на следующий день её обнаружил на дереве у речки Запрудни юный князь Василий. Чудный образ не дался ему в руки, покуда к Запрудне не пришёл крестный ход духовенства. С великими почестями доставили его в соборный храм Феодора Стратилата, от которого икона получила своё прозвание уже на века.

А затем Матерь Божия Сама защитила костромичей своей иконой, обратив огненную силу на врагов. Когда к городу подошли татарские полчища для очередного набега, князь Василий повелел нести впереди дружины драгоценную Феодоровскую. От лика Богоматери брызнули на татар нестерпимые огненные лучи, и те кинулись врассыпную. Озеро, на берегу которого это случилось, с той поры стало называться Святым.

А князь Василий за крепкую веру стал великим князем. Фактической столицей Руси сделалась тогда Кострома.

Сама Пресвятая Богородица сделала тогда Кострому столицей Святой Руси при князе, которому доверила обрести свою икону.

Столицей Руси много веков спустя сотворила Матерь Божия Кострому при царе, которого благословила Своею иконой. И престол, оставшийся от князя Василия, словно дожидался здесь юного царя Михаила. Два раза была Кострома столицей. И два праздника в году Феодоровской иконе. Один — от первого «столичного» князя день её обретения 16 (29) августа. Второй — в день благословения в Костроме на царство Михаила Романова — 14 (27) марта. …Может, настанет когда черед и третьему подобному празднику.

С 17 века, с благословения на царство первого из Романовых, Феодоровская икона вошла в зенит всероссийской славы. Множество копий, списанных с неё, в свою очередь прославились чудотворениями. Российские государи считали долгом приезжать в Кострому, чтобы приложиться не к копии — к самой чудотворной. Как до того к ней прикладывался Димитрий Донской, святой благоверный князь, бежавший под её защиту от хана Тохтамыша. И сын его, великий князь Василий, бежавший сюда же от хана Едигея. И Борис Годунов, бежавший от самого себя…

К духовному подвигу во имя Отечества призывает нас чудотворная Феодоровская икона Божией Матери и теперь, когда России так нужно заступничество и сыновья любовь тех, кто верит в её будущность.

Феодоровская икона божией матери в костроме

Икона Божией Матери Феодоровская — Костромская

Икона Божией Матери Феодоровская — Костромская по преданию была написана евангелистом Лукой. Свое название образ получил от отца Александра Невского, великого князя Ярослава Всеволодовича, в крещении носившего имя Феодор. Обрел икону в начале тринадцатого века его старший брат, Юрий в ветхой часовне близ города Городца. Князь Юрий погиб в битве с золотоордынцами на реке СИти и позже был причислен к лику святых. А Ярослав перенес его мощи в Успенский собор города Владимира. Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в тысяча двести тридцать седьмом году Золотой Ордой. Он поднял ее из пепла, отстроил города, монастыри и храмы. Иконой, которую он унаследовал от брата, Ярослав благословил брак своего сына, святого Александра Невского. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — благословение отца — постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. Позже ее унаследовал его младший брат костромской князь Василий. Икона больше трехсот лет пребывала в Костромском соборе. Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и ее широкое почитание по всей России связано с прекращением Смутного времени. Этим образом в тысяча шестьсот тринадцатом году был благословлен при избрании на царство Михаил Романов.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

  • Храм в честь иконы
  • Статья
  • Молитвы

Феодоровская икона – чудотворная икона Божией Матери, главная святыня Костромы, одна из древнейших и наиболее почитаемых русских икон. На оборотной стороне иконы находится изображение великомученицы Параскевы. Икона сохранилась очень плохо. В течение нескольких веков ее многократно поновляли, и от оригинальной живописи на ликах Богоматери и Христа сохранились очень незначительные фрагменты.

По преданию XIII века, икона была написана апостолом-евангелистом Лукой и неведомым путем попала в Городецкое княжество, где была найдена князем Юрием в древней часовне. После смерти князя его брат Ярослав (в крещении Феодор) благословил ею брак своего сына Александра Невского. После смерти Александра его брат Василий перенес икону из Городца в Кострому в церковь Феодора Стратилата. С того дня икона стала называться Феодоровской.

В 1613 году мать Михаила Романова благословила его на царство Феодоровской иконой. Михаил привез в Москву список этой иконы, и в дальнейшем она стала особо почитаться в царском роду Романовых. С ростом известности иконы распространялись и ее списки, некоторые из них становились чудотворными.

После революции Феодоровская икона не была отправлена в музей, а находилась в разное время в разных храмах Костромы. Это был исключительный случай в истории Русской православной церкви того периода. В 1991 году икону перенесли в кафедральный Богоявленский собор, главный собор Костромской епархии. Тогда же начали вести запись современных чудес, совершающихся благодаря Феодоровской иконе. Уже известно более 100 таких событий.

Интересные факты об Иконе Божией Матери Феодоровской

С конца XVIII века все иностранные принцессы, выходя замуж за русских императоров и великих князей, принимали православие и получали отчество Федоровна в честь Феодоровской иконы

По сей день постоянно появляются новые свитетельства, когда безнадежно бездетные пары становятся родителями после усиленных молитв Богородице перед Её Феодоровской иконой.

Случаи для молитв Иконе Божией Матери Феодоровской

о счастливом браке

в случаях длительной бездетности супругов

о благополучном течении беременности

о благополучном родоразрешении

за рожениц в трудных родах

об исцелении от женских болезней

Феодоровская икона считается покровительницей православной семьи и женщин – невест, жен, беременных.

Феодоровская икона божией матери в костроме

Сегодня православные верующие в Костроме отмечают День явления Феодоровской иконы Божией Матери – чудотворной покровительницы нашего города. Праздник начался с Божественной литургии в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы, которую возглавил митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт.

В честь светлого праздника сотни верующих направились крестным ходом из собора к Сусанинской площади, где состоялся молебен. Затем, крестным ходом православные горожане прошли до Костромского Кремля, где все желающие смогли поклониться главной святыне нашего края.

По преданиям, в 1239 году костромской князь Василий Георгиевич во время охоты обнаружил в лесу висящую на сосне икону. Позднее на месте явления святыни, на берегу реки Запрудня, был основан монастырь во имя Нерукотворного Спаса. Сейчас это церковь Спаса Нерукотворного Образа на реке Запрудне.

В настоящее время почитаемая в Русской православной церкви чудотворная икона Богородицы хранится в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасиина монастыря в Костроме. Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича.

Феодоровская икона божией матери в костроме

Феодоровская икона божией матери в костромеФеодоровский образ Богородицы — один из самых почитаемых за свои чудотворения. Согласно преданиям данную икону считают творением рук евангелиста Луки, так как ее иконография чем-то напоминает Владимирский образ. Считается святыней семьи Романовых, нынче хранится в Богоявленском соборе костромской Богоявленско-Анастасииной монашеской обители.

О возникновении иконы мало что известно, а появление Феодоровского образа окутано легендами и преданиями, первые из которых датированы приблизительно 12 столетием. В этом старейшем легендарном сказании говорится о том, что Феодоровская икона Богоматери располагалась в небольшой часовенке городка Городец. Через несколько лет на месте ветхой часовенки была воздвигнута монастырская обитель во имя данной иконы, ставшей важнейшей его святыней. 1238 год ознаменовался плохими событиями для города, на него напали войска Батыя, которые изничтожили все вокруг, в том числе подожгли монастырь.

Но прямых доказательств тому, что такой монастырь в действительности существовал, пока не найдено. Историки предполагают, что вместе со сгоревшим монастырем была утрачена и икона, которая в дальнейшем снова была обретена.

Легенды, связанные с историей иконы

Все последующие легенды о возникновении образа, по мнению историков, говорят о ее повторном обретении. Первая легенда гласит, что в августе 1239 была замечена икона, которая висела на ветвях деревьев поблизости реки Запрудни. Ее обнаружил тогдашний костромской правитель — князь Василий Квашня. Все священнослужители и жители городка занялись переносом святыни в Кострому, где ее разместили в соборе Успения Пресвятой Богородицы. На месте явления Феодоровской иконы Пречистой Девы Марии была выстроена Запрудненская Спасская монастырская обитель. Свое название образ получил в честь великого мученика Феодора. Вскоре Кострому посетил человек, проживавший в Городце, признавший в образе ту святыню, которая пропа ла из сожженного собора.

Феодоровская икона божией матери в костроме

Феодоровская икона божией матери в костроме

Феодоровская икона божией матери в костроме

Второе придание походит на первое, но есть некоторые отличия. Феодоровская икона была обнаружена Василием Ярославичем, который был младшим наследником княжеского престола семьи Невских. Второе отличие заключается в том, что дата обретения приходится не на 1239 год, а на 1263. Именно этот год упоминается в сказании, датированном 1670 годом и написанном пером местного иеродиакона.

Третья легенда в корне отличается от двух вышесказанных, согласно этому легендарному сказу икона была обнаружена в деревянной часовенке, расположенной неподалеку от Городца. Ее нашел местный князь Юрий Всеволодович. Он забрал святыню, которая после его кончины стала принадлежать Ярославу — младшему брату умершего князя. Именно Феодоровской иконой Пречистой Девы Марии был благословлен брак Александра Невского и его невесты Александры Брячиславовны. Когда князь Александр умер, святыня стала собственностью Василия Ярославича, доставившего ее в Костромскую область. Пристанищем святыни, прошедшей столь долгий путь из сожженной церкви Батыем, стала церковь Феодора Стратилата.

Молитва пред иконой Феодоровской Богоматери

К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей; к кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небеси и земли: кто исторгнет мя от тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастях, избави от озлоблений и скорбей, и всяких недугов, и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему Матернему заступлению себе вручаю; буди мне Мати и надеждо, покров, и помощь, и заступление, радость и утешение, и скорая во всем Помощнице. О, чудная Владычице! Всяк притекает к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит; сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: Радуйся, Мати Божия, Предстательница и Заступница наша усердная, во веки веков. Аминь.

Адрес Богоявленско-Анастасиина (Богоявленского) монастыря: Кострома, ул. Симановского, 26. Телефон: 8 (494) 231-63-48

Феодоровская икона божией матери в костроме

Ильинский храм

  • История
  • Святые покровители
  • Реставрация
  • Фотографии храма

Воскресная школа

  • Уроки
  • Сценарии
  • Разработки
  • Полезная информация

Катехизация

  • Беседы
  • Встречи

Жизнь прихода

Вера, надежда, любовь

  • Праздники
  • Богослужебный круг
  • Священное Писание
  • Святыни
  • Слово пастыря

Село Яковлевское

  • Как добраться
  • История родного края
  • Виды

Разное

  • Читальный зал
  • Галерея
  • Ссылки

У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» — здесь и имя великомученика Феодора Стратилата, и святой Параскевы, и благоверного князя Александра Невского. С Феодоровской иконой связано и начало новой династии русских царей – Романовых.

Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским. Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме.

Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились. Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле – Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

Известно, что в том же 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына — благоверного великого князя Александра Невского – на брак с Александрой, дочерью полоцкого царя князя Брячислава. И здесь раскрывается еще одна особенность Феодоровской иконы: на оборотной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест.

За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Ополчение князя составляла лишь малая дружина, которую ему удалось наскоро собрать. Не надеясь на свои силы, князь велел нести перед собой образ Защитницы христиан. Во время битвы совершилось чудо: от лика Пресвятой Богородицы стали исходить ослепительные лучи света. Пораженные жгучими лучами татары обратились в бегство, битва окончилась победой костромчян. В память об этом чуде князь утвердил крест, как раз на месте, где во время битвы стояла икона, позднее там была выстроена каменная часовня, а близлежащее озеро было названо Святым.

Феодоровская икона божией матери в костроме

Одно из значимых в истории нашей страны событий также связано с именем Феодоровской иконы – избрание на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря посольство Земского собора долго уговаривало Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу принять избрание. На все мольбы они оставались непреклонны. Только речь Феодорита, архиепископа Рязанского, уповающего на помощь Пресвятой Богородицы, склонили Марфу к согласию благословить своего сына на царство. Она упала пред Феодоровской иконой и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!» С этого времени образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Федоровна в честь фамильной иконы.

Существует несколько списков с иконы Феодоровская, первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву.

Сегодня Феодоровская икона Божьей Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. В честь этой чудотворной иконы установлены два торжественных праздника: 29 августа по новому стилю – в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и 27 марта – в память об избрании Михаила Романова на царство.

Феодоровская икона Божьей Матери почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогающая в трудных родах.

Завтра, 3 апреля в 10 часов, от Богоявленского кафедрального собора будет совершен объезд вокруг города Костромы с Феодоровской иконой Божией Матери.

По примеру решения Святейшего Патриарха Кирилла о совершении объезда вокруг Москвы с честным образом Богоматери «Умиление» 3 апреля в 10.00 начнется объезд вокруг Костромы с Феодоровской иконой Божией Матери.

Икона проследует по городу через Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь, Свято-Тихоновский храм (микрорайон Давыдовский), Александро-Антониновский храм (Селище) и Никольский храм в Ребровке.

Владыка Ферапонт призвал священнослужителей, монашествующих и мирян в указанные часы в своих домах молиться и совершить чтение акафиста Божией Матери с приложением молитвы, читаемой «во время вредоносного поветрия».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector