Элладская православная церковь

Христианство распространилось на территории теперешней Греции в I в. Согласно христианской версии, вера была принесена прибывшим в Афины апостолом Павлом, основавшим и утвердившим в ряде городов христианские общины, а св. Иоанн Богослов написал «Откровение» на острове Патмос.

Христианская церковь в Греции была образована во II в., а к VI в. почти все население страны приняло христианство. В течение длительного времени церковь зависела от столкновения интересов западной и восточной ветвей христианства, подчиняясь то Риму, то Константинополю. В IX в. Элладская церковь была введена в юрисдикцию Константинопольской церкви.

В период завоевания Греции турками (XIV—XV вв.), испытывая тяжелые притеснения от них, греки не теряли надежды на свое освобождение. В борьбе за независимость активное участие принимало и духовенство, в частности, архиепископ Герман в 1821 г. поднял народ на восстание против турецкого господства. В 1829 г. Турция признала автономию Греции, а в 1832 г. — независимость этого государства.

Новое правительство Греции, вопреки традиционной лояльности, воспротивилось тому, чтобы православная церковь оставалась под юрисдикцией Константинопольского патриархата, престол которого по-прежнему находился на территории Османской империи. Поэтому в 1833 г. церковь Греции была объявлена автокефальной и подчинена состоящему из пяти членов Постоянному Синоду епископов и королю, ставшему главой церкви. Однако понадобилось еще некоторое время для того, чтобы Турция политически, а Константинополь канонически признали этот акт. Автокефальный статус Греческой церкви был утвержден Константинополем в 1850 г. в патриаршем томосе, согласно которому архиепископ Афинский должен быть постоянным главой Синода епископов.

Когда Греция расширила свою территорию за счет Османской империи, новые православные епархии вошли в греческую церковь. Православная община на обширной территории северной Греции, завоеванной у Турции в 1912 г., оставалась непосредственно под юрисдикцией Вселенской патриархии до 1928 г., когда по соглашению 36 епархий были «временно» отданы под управление греческой церкви. Государственный контроль над греческой церковью постепенно ослаблялся с последовавшим введением церковных правовых норм, хотя последняя конституция (1975) признает православие «основной религией Греции». В отличие от предыдущих конституций Президент Греции не обязан быть православным христианином, и он не приносит клятву защищать основную религию страны. Конституция также утверждает, что православная церковь Греции «является автокефальной и управляется Священным Синодом из всех действующих епископов, и Постоянным Священным Синодом, составленным из членов первого Синода». Сегодня постоянно действующий Священный Синод состоит из 13 епископов, включая архиепископа Афинского в качестве его председателя. Ввиду планируемых изменений греческой конституции в 1995 г. церковь и государство начали диалог о возможных дальнейших изменениях их отношений. Однако в мае 1996 г. правительство объявило, что статьи действующей конституции останутся без изменений.

Элладская церковь в 1924 г. перешла с юлианского на григорианский календарь, с чем не согласилась часть духовенства и верующих, которые вышли из Элладской православной церкви, образовав Истинно-православную церковь старого календаря. В настоящее время Элладская церковь придерживается ново-юлианского календаря.

В стране имеется 92 епархии, 80 из которых в Северной Греции и на крупных островах Севера принадлежат греческой церкви, а восемь епархий на острове Крит и четыре на Додеканесских островах находятся иод юрисдикцией Вселенской патриархии. На территории Греции (св. гора Афон) расположен православный монастырь, действующий под юрисдикцией Константинопольской патриархии, всего же монастырей более 200.

Заметное возрождение греческой церкви началось после Второй мировой войны. Оно было поддержано «новым монашеством», или мирскими братьями, появившимися в начале XX в. Одна из самых крупных организаций — «Zoi» (zcor) — «жизнь»), основанная в 1911 г., достигла расцвета в середине 1960-х гг., когда в нее входило около 130 членов: практически все они были богословами, а 34 из них — священниками. Этот своего рода современный монашеский орден стремился изменить отношение греков к православной церкви, делая акцент на личной набожности, сочетая духовность с активным проповедничеством. В 1960 г. более традиционалистски настроенные члены вышли из «Zoi», чтобы образовать небольшое братство «Sotir». Хотя сегодня эти движения находятся в упадке и большинство их членов — престарелые люди, они представили новую модель религиозной жизни, оказавшую глубокое влияние на православную церковь. В последние годы благодаря широкому внедрению средств массовой информации церковь подняла авторитет и влияние в греческом обществе.

Глава Элладской церкви Патриарх Иероним II имеет титул: Архиепископ Афинский и всея Греции, его резиденция находится в Афинах. Богословская наука в Греции сконцентрирована на двух богословских факультетах — Афинского университета и университета города Салоники. Есть несколько семинарий для подготовки приходских священников, Институт византийского музыковедения.

Ви́ки (англ. wiki ) — веб-сайт, содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Форматирование текста и вставка различных объектов в текст производится с использованием вики-разметки. В частности, на базе этих принципов построена Википедия и другие проекты Фонда Викимедиа [1] .

Впервые термин «вики» для описания веб-сайта был использован в 1995 году Уордом Каннингемом, разработчиком первой вики-системы WikiWikiWeb, «Портлендского хранилища образцов» программного кода [2] , созданной 25 марта 1995 года, который заимствовал слово гавайского языка, означающее «быстрый» [3] [4] . Каннингем объяснил выбор названия движка тем, что он вспомнил работника международного аэропорта Гонолулу, посоветовавшего ему воспользоваться вики-вики шаттлом — небольшим автобусом, курсировавшим между терминалами аэропорта. Каннингем же планировал сделать движок, позволявший пользователям максимально быстро редактировать и создавать статьи. Каннингем первоначально описал вики как «простейшую онлайн-базу данных, которая может функционировать» [5] . Позже этому слову был придуман английский бэкроним «What I Know Is…» («то, что я знаю, это…») [6] .

Элладская православная церковь

Уорд Каннингем и его соавтор Бо Леуф в их книге The Wiki Way: Quick Collaboration on the Web описали сущность концепции вики следующим образом:

  • Вики предлагает всем пользователям редактировать любую страницу или создавать новые страницы на вики-сайте, используя обычный веб-браузер без каких-либо его расширений.
  • Вики поддерживает связи между разными страницами за счёт почти интуитивно понятного создания ссылок на другие страницы и отображения того, существуют данные страницы или нет.
  • Вики не является тщательно изготовленным сайтом для случайных посетителей. Напротив, Вики стремится привлечь посетителей к непрерывному процессу создания и сотрудничества, который постоянно меняет вид сайта.

Вики характеризуется такими признаками:

  • Возможность многократно править текст посредством самой вики-среды (сайта), без применения особых приспособлений на стороне редактора.
    • Особый язык разметки — так называемая вики-разметка, которая позволяет легко и быстро размечать в тексте структурные элементы и гиперссылки; форматировать и оформлять отдельные элементы [7] .
    • Учёт изменений (версий) страниц: возможность сравнения редакций и восстановления ранних.
  • Проявление изменений сразу после их внесения.
  • Разделение содержимого на именованные страницы.
    • Гипертекст: связь страниц и подразделов сайта через контекстные гиперссылки.
  • Множество авторов. Некоторые вики могут править все посетители сайта.

Элладская православная церковь

Для создания вики-среды необходимо особое ПО — движок вики. Это частный вид систем управления сайтом, довольно простой в своём устройстве и функциональности, поскольку почти все действия по структурированию и обработке содержимого делаются пользователями вручную.

Работа Википедии и других сайтов Фонда Викимедиа основана на движке MediaWiki.

Язык вики поддерживает гиперссылки для создания ссылок между вики-страницами и является более наглядным, чем HTML, и более безопасным, поскольку использование JavaScript и каскадных таблиц стилей ограничено.

Многие вики позволяют изменять своё содержимое всем желающим, а не только зарегистрированным пользователям. Подобно тому, как стены зданий и заборы исписывают непристойными надписями и украшают рисунками граффити, в таких вики иногда портят содержимое или добавляют что-то неуместное. Но, в отличие от стен и заборов, в вики легко вернуть содержимое к ранней версии: исправлять легче, чем портить. Если же кто-либо настойчиво и намеренно стремится навредить пользователям вики-сайта, можно закрыть ему возможность вносить правки.

Элла́дская правосла́вная це́рковь , одна из 15 автокефальных православных церквей. Другое её название — Греческая православная церковь. Христианство проникло на территорию Греции в I в. Основную роль в его распространении сыграл св. апостол Павел. Церковь была образована во II в. К VI в. уже почти всё население страны приняло христианство. Язычества продолжали придерживаться лишь некоторые горные племена.

В первое время церковь подчинялась то Риму, то Константинополю, но с IX в. находилась в юрисдикции Константинопольской православной церкви. После завоевания в 1503 Греции Турцией православное духовенство получило статус низших чиновников, представлявших интересы своего народа в политических и прочих контактах с турками. Позже духовенство принимало активное участие в борьбе за независимость Греции. Именно патрский архиепископ Герман поднял в 1821 народ на восстание, вылившееся в войну за независимость. В 1829 Турция была вынуждена признать автономию Греции, а в 1830 и её независимость. Вскоре после этого — в 1833 — греческие епископы объявили об автокефалии Элладской православной церкви в границах нового государства, а в 1850 её самостоятельность была признана Константинопольским патриархатом.

Догматика Элладской православной церкви не отличается от догматики других православных церквей. Элладская православная церковь имеет и сходную с другими православными церквами обрядность.

В 1924 Элладская православная церковь перешла с юлианского на григорианский календарь. Часть духовенства и верующих не согласились с переходом на новый календарь и вышли из Элладской православной церкви , образовав Истинно православную церковь старого календаря, которая позже раскололась на две самостоятельные церковные организации.

Элладская православная церковь с 1923 возглавляется архиепископом. Его полный титул — архиепископ Афинский и всей Эллады. Резиденция архиепископа находится в столице Греции — Афинах. Руководство церковью осуществляется Священным синодом, находящимся в какой-то мере под контролем государства. В состав Элладской православной церкви входит 81 епархия, причём 49 из них (расположенные на севере страны) формально находятся в юрисдикции Константинопольской православной церкви, хотя и представлены в синоде Элладской православной церкви .

По сравнению с другими православными церквами в Элладской православной церкви более существенную роль играют светские богословы: большинство преподавателей богословия и значительная часть проповедников — миряне.

Для религиозной жизни Греции очень характерно широкое распространение так называемых внутренних миссий. Самая значительная из таких организаций — братство «Зое» (по-гречески — «жизнь»), основанное в 1911. Это своего рода монашеский орден современного типа. Почти все члены братства имеют высшее богословское образование. Лишь один месяц в году они живут дома, остальное время проводят в странствии по стране, проповедуя и занимаясь образовательной деятельностью.

Элладская православная церковь имеет статус государственной церковной организации. Численность последователей Элладской православной церкви составляет около 10 млн. человек. Подавляющее большинство из них живёт в Греции. По этнической принадлежности — греки.

Народы и религии мира. — М.: Большая Российская энциклопедия . В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский . 1998 .

  • шиизм
  • Эфиопская православная церковь

Смотреть что такое «Элладская православная церковь» в других словарях:

Элладская православная церковь — Ἐκκλησία τῆς Ἑλλάδος … Википедия

Элладская Православная Церковь — Флаг Элладской православной церкви Элладская (Греческая) православная церковь (греч. Ἐκκλησία τῆς Ἑλλάδος) автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 11 е место в диптихе автокефальных поместных Церквей; имеет государственный статус.… … Википедия

Элладская Православная Церковь (Греческая Православная Церковь) — Входит в состав Церквей Вселенского православия. Христианство на территории Греции появилось при ап. Павле. С IV в. Греческие епископские кафедры входили в состав то Римской, то Константинопольской Церкви. В 1453 г. Греция была завоевана турками… … Религиозные термины

Православная Церковь в Америке — Orthodox Church in America … Википедия

Православная церковь Молдовы — Biserica Ortodoxă din Moldova … Википедия

Православная Церковь Молдовы — (Молдавско Кишинёвская митрополия) самоуправляемая часть Русской Православной Церкви. Охватывает территорию Молдавии и Приднестровья. Статус самоуправляемой был предоставлен 2 октября 1992 года решением Священного Синода РПЦ. ПЦМ включает шесть… … Википедия

Православная Церковь — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия

Православная церковь — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия

Православная церковь Чешских земель и Словакии — Pravoslavná církev v Českých zemích a na Slovensku Православная Церковь Чешских земель и Словакии … Википедия

Православная церковь Финляндии — Suomen ortodoksinen kirkko Православная церковь Финляндии (Финляндская архиепископия) … Википедия

Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Вселенского престола.

По обретении независимости в 1822 году и образовании Греческого королевства в 1832 году такое положение стало политически невозможным; в 1833 году по решению баварских регентов, от имени малолетнего короля Оттона I, специальной декларацией от 23 июля была провозглашена автокефалия Церкви на территории королевства. Главой Церкви объявлялся король. Такое одностороннее, в нарушение церковного права, провозглашение юрисдикционной независимости не было признано кириархальной Константинопольской Церковью, а также иными поместными Церквами. Возникла схизма, продолжавшаяся 17 лет.

29 июня 1850 года томосом Патриарха Анфима IV Церковь в Элладе была признана Вселенской Патриархией, которая, однако, зафиксировала ряд условий, обеспечивающих особый статус «Матери-Церкви» (Вселенской Патриархии) в Элладе.

Устройство и управление

Высшая власть в Элладской Церкви принадлежит Синоду всех епископов, который включает в себя всех епархиальных архиереев. Последние все имеют титул митрополитов и назначаются правительством Республики. Во главе Синода стоит Архиепископ Афинский и всей Эллады, избираемый, согласно Уставной хартии Греческой Церкви 1977 года, Синодом из числа находящихся на службе греческих митрополитов (епархиальных архиереев). По избрании, в течение 5 дней, президент Греции издаёт указ о его признании, после чего совершается интронизация новоизбранного.

Постоянный Синод, занимающийся повседневными вопросами общецерковного управления, состоит из Архиепископа и 12-и митрополитов, каждый из которых занимает пост члена Постоянного Синода один срок на сменной основе.

Включает 81 епархию, 30 из которых в Северной Греции и крупных островах Севера (так наз. Новые территории) номинально — в юрисдикции Вселенского Патриарха. 6 из 12 митрополитов Постоянного Синода представляют Новые территории.

Епархии Крита и Додеканеса, а также все монастыри Афона — под прямой юрисдикцией Вселенского Патриарха и не считаются частью Церкви Греции.

Имеет 200 монастырей; насчитывает около 8 млн членов (из 9,6 млн всего населения Греции).

В 1935 году в Элладской Православной Церкви произошёл открытый раскол, причиной которого стало неприятие частью Церкви предпринятого в 1924 году перехода с юлианского на григорианское летосчисление. Три епископа объявили о создании так называемой «Церкви истинно православных христиан» (греч. Εκκλησία των Γνησίων Ορθοδόξων Χριστιανών — Γ.Ο.Χ. ). В результате оформилось не признаваемое государством старостильное движение (греч. Παλαιοημερολογίτες ). С 1940-х старостильники стали разбиваться на более мелкие группировки. 31 декабря 1969 года старостильный синод архиепископа Авксентия (Пастраса) получил признание от синода Русской Зарубежной Церкви [1] .

Председатели Священного Синода Элладской Православной Церкви

Митрополиты Афинские
Неофит V

Михаил IV
Феофил
Прокопий I
Герман II
Прокопий II
Феоклит I
Мелетий III
Феоклит I (повторно)

1861—1862
1862—1873
1874—1889
1889—1896
1896—1901
1902—1917
1918—1920
1920—1922

Архиепископы Афинские (с 31 декабря 1923 г.) Хризостом I (Пападопулос)

Хрисанф (Филиппидис)
Дамаскин (Папандреу)
Спиридон (Влахос)
Дорофей III (Коттарас)
Феоклит II (Панагиотопулос)
Иаков III (Ваванатос)
Хризостом II (Хатзиставру)
Иероним I (Коцонис)
Серафим (Тикас)
Христодул (Параскеваидис)
Иероним II (Лиапис)

1938—1941
1941—1949
1949—1956
1956—1957
1957—1962
13.1.1962—25.1.1962
1962—1967
11.5.1967—19.12.1973
12.1.1974—1998
28.4.1998—28.1.2008
c 07.2.2008

Смотреть что такое «Элладская Православная Церковь (Греческая Православная Церковь)» в других словарях:

Элладская православная церковь — Ἐκκλησία τῆς Ἑλλάδος … Википедия

Элладская православная церковь — Элладская православная церковь, одна из 15 автокефальных православных церквей. Другое её название Греческая православная церковь. Христианство проникло на территорию Греции в I в. Основную роль в его распространении сыграл св. апостол Павел.… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Элладская Православная Церковь — Флаг Элладской православной церкви Элладская (Греческая) православная церковь (греч. Ἐκκλησία τῆς Ἑλλάδος) автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 11 е место в диптихе автокефальных поместных Церквей; имеет государственный статус.… … Википедия

Греческая православная церковь — Флаг Элладской православной церкви Элладская (Греческая) православная церковь (греч. Ἐκκλησία τῆς Ἑλλάδος) автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 11 е место в диптихе автокефальных поместных Церквей; имеет государственный статус.… … Википедия

Греческая Православная Церковь — Флаг Элладской православной церкви Элладская (Греческая) православная церковь (греч. Ἐκκλησία τῆς Ἑλλάδος) автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 11 е место в диптихе автокефальных поместных Церквей; имеет государственный статус.… … Википедия

Церковь объединения — Ветви христианства Католицизм Католическая церковь Римско католическая церковь Восточно католические церкви Старокатолики Православие Вселенская Православная церковь Албанская правосла … Википедия

Православная — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия

Православная Церковь — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия

Православная вера — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия

Православная ветвь — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия

Православная церковь и татаро-монгольское нашествие

Феодальная раздробленность на Руси была усугублена страшным народным бедствием — татаро-монгольским нашествием. Впервые Русь столкнулась с татаро-монголами в 1223 г., когда передовые отряды завоевателей под водительством Сабудай-Богатура и Джебе-Нойона нанесли на реке Калке жестокое поражение дружинам вздоривших между собой южнорусских князей. Это было как бы предостережением русским князьям, которые все больше и больше проявляли сепаратистские тенденции. Однако процесс дробления древнерусского государства продолжался, и в результате этого Русь встретила татаро-монгольское нашествие разобщенной, ослабленной нескончаемыми распрями удельных княжеств. В конце 1237 г. хан Батый двинул множество своих туменов[5] на Русь. В 1237–1238 гг. орды Батыя опустошили земли Северо-Восточной Руси, в 1239–1240 гг. Батый предпринял поход в южнорусские области и покорил их. В числе других городов после ожесточенного сражения пал Киев. Только западнорусские земли и Псковско-Новгородская область не были разорены завоевателями. На плечи потерпевшей поражение Руси на долгие годы тяжелым бременем легло татаро-монгольское иго.

Сотни городов были разрушены и сожжены, десятки тысяч воинов пали в неравной битве с жестокими захватчиками, огромное количество людей было угнано в рабство, оставшиеся были обложены тяжелой данью. Татаро-монгольское иго надолго задержало развитие экономической жизни в нашей стране. «По целому ряду производств, — пишет академик Б. А. Рыбаков, — мы можем проследить падение или даже полное забвение сложной техники, огрубление и опрощение ремесленной промышленности во второй половине XIII века. После монгольского завоевания исчез ряд технических приемов, знакомых Киевской Руси; в археологическом инвентаре исчезло много предметов, обычных для предшествующей эпохи».

Пострадали не только производительные силы, затормозилось и развитие общественных отношений. Б. А. Рыбаков считает, что «зарождавшаяся в XII–XIII вв. связь города с деревней, широкая торговля некоторых крупных городов с далекой периферией, а следовательно, и организация массового производства в городах — все это было уничтожено татарами почти повсеместно». Во время татаро-монгольского ига не воздвигались крупные города, почти не строилось сколько-нибудь значительных каменных зданий.

Времена татаро-монгольского владычества были черными днями не только в истории нашего народа, но и в истории русской православной церкви. Черными, но в другом смысле этого слова. Для русской православной церкви в результате самого неприглядного поведения ее пастырей этот период тяжелых народных испытаний и горя явился поистине периодом расцвета. В эту эпоху приобретались и умножались церковные имущества, и в конечном итоге церковь превратилась в важнейшую экономическую и политическую силу в русском обществе.

Справедливости ради следует отметить, что в момент нашествия татаро-монголов православная церковь сильно пострадала. По словам летописца, завоеватели «много же святых церквей огневи предаша, и монастыри и села пожгоша, а имение их поимаша», было от захватчиков «поругание черницам, и попадиам», в Рязани татаро-монголы «черница, и черницы и ерея емше, овых разсекаху мечи, а других стрелами состреляху и во огнь в метаху». Взяв Переяславль, сообщает летописец, татаро-монголы разграбили и разрушили церковь архангела Михаила, а епископа Семиона убили.

Однако очень быстро завоеватели поняли роль православной церкви и постарались привлечь ее на свою сторону. По-видимому, некоторые монгольские военачальники осознали это уже в ходе завоевания Руси. В летописи имеется сообщение о том, что после взятия Чернигова и сожжения города татаро-монголы «епискупа остави жива, и ведоша и в Глухов, и оттоле пустиша».

После того как покорение Руси было завершено, идет довольно быстрый процесс сближения русской православной церкви и завоевателей. В процессе этого сближения церковь получала все больше и больше экономических и политических привилегий. Тот же летописец сообщает нам, что в 1259 г. при обложении данью Псковской и Новгородской земель завоеватели освободили от ее уплаты «архимандритов, игумнов, и попов, и диаконов, и иноков, и крылошан и всего священнического причта». Через 20 лет после покорения Руси монголами, в 1261 г., митрополит Кирилл посылает в Орду в качестве своего постоянного представителя епископа Митрофана. После смерти митрополита Кирилла только что назначенный митрополит Максим (1283 г.) сам отправляется с визитом в Орду. И скоро православная церковь начинает пожинать щедрые плоды от сближения с завоевателями.

Через 30–40 лет после покорения Руси татарские ханы стали выдавать православной церкви особые грамоты (ярлыки), которые предоставляли церкви большие политические и экономические преимущества. Прежде всего этими ярлыками духовенство освобождалось от уплаты дани. Церкви удалось даже вернуть земли, которые были у нее до завоевания Руси татаро-монголами. В одном из ханских ярлыков ясно и недвусмысленно говорилось: «Земли, воды, огороды, винограды, мельницы, зимовища, летовища, да не замают их, а что будет взяли и они отдадут беспосульно».

Чем же объяснялось такое отношение к православной церкви со стороны ханов, слывших после принятия мусульманства ярыми фанатиками? В свое время Карамзин выдвинул версию о веротерпимости ханов, чем и объяснял их благосклонное отношение к христианству. Однако одной веротерпимостью невозможно объяснить взаимоотношения татаро-монгольских ханов и русской православной церкви. И действительно, в ханских ярлыках мы находим ясное объяснение тому, в связи с чем возник союз мусульман-ханов и христианских священнослужителей. Экономические и политические привилегии, согласно ярлыкам, предоставлялись православной церкви для того, чтобы та возносила богу молитвы за ханов. В ярлыке, дарованном ханом Узбеком митрополиту Петру, говорится: «И от Петра митрополита никто же да не взимает, и от всех людей его и от всего его причта: те бо за нас бога молят, и нас блюдут, и наше воинство укрепляют». Ханский ярлык, выданный в 1357 г. митрополиту Алексею, говорит: «Чингиз хан и первые цари, отцы наши, жаловали церковных людей, кои за них молилися… И мы… есмя Алексея митрополита пожаловали, как сядет на своем столе и молитву воздаст к богу за нас и за наше племя».

Татарские ханы обрели в лице русской православной церкви преданнейшего слугу. И на первых порах союз мусульманских завоевателей и православного духовенства был в равной степени выгоден для обеих сторон.

Татарские ханы получали в свои руки надежное средство для духовного закабаления побежденных. Церковь же приобретала большие привилегии, которые позволяли ей накапливать все новые богатства. Очень точно определил роль православной церкви в этот период Г. В. Плеханов: «Великое народное несчастие, — татарское нашествие, — принесло, таким образом, большую пользу «богомольцам» русской земли, которые, со своей стороны, умели ценить любезность «неверных и нечестивых царей»». Православная церковь не теряла времени даром и использовала все выгоды своего положения, предоставленные ей завоевателями. Татарских ханов русская православная церковь поддерживала до тех пор, пока она не увидела нового, более выгодного союзника в лице усиливающихся московских князей. Но к началу возвышения Москвы она превратилась в одну из самых могущественных организаций русского феодального общества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Юрисдикция Элладской Православной Церкви распространяется на территорию Греции (Греческая Республика). Древние митрополии, составляющие ныне ядро Элладской Церкви, вошли в юрисдикцию Константинопольской церкви в IX в., что вполне соответствовало их давним духовным связям.

С обретением политической независимости и образования в 1821 г. независимого Греческого государства на созванном в Нави- лии Соборе архиереев правительство объявило в июле 1833 г. Элладскую Церковь автокефальной. Но Константинопольский престол на провозглашение самостоятельности Элладской Церкви, являющейся частью Константинопольского Патриархата, без его согласия смотрел как на дело антиканоническое. В 1850 г. греческое правительство направило Патриарху Константинопольскому послание, в котором, извещая его о провозглашении самостоятельности Элладской Церкви и учреждении Синода, просило рассмотреть этот вопрос, признать Синод братом во Христе и благословить дело благочестивого греческого народа. Для решения церковных дел Эллады Патриарх Константинопольский Анфим IV в том же году созвал Собор, на котором и было постановлено, что элладские епархии, до сего времени подчинявшиеся Константинополю, освобождаются от всякой зависимости, а Элладская Церковь провозглашается автокефальной.

В 1866 г. к Элладской Православной Церкви присоединилась паства Ионических островов, которые в конце XVIII в. у венецианцев отнял Наполеон. В 1881 г. (по Берлинскому трактату 1878 г.) к Греции были присоединены Фессалия и часть Эпир (Арта), и девять местных епархий после надлежащих сношений местного Синода с Патриархом Константинопольским также вошли в состав Церкви Эллады.

Элладская Церковь сегодня имеет 84 епископа и около 9 млн верующих. В ней насчитывается около 7500 храмов, многие из которых являются выдающимися памятниками архитектуры.

Греческая православная церковь стала первой, признавшей ПЦУ. Это «открывает возможность для взаимодействия между двумя нашими поместными церквями во всех сферах», написал митрополит ПЦУ Епифаний.

Элладская православная церковь

Софийский собор в Киеве (фото из архива)

Православная церковь Эллады признала Православную церковь Украины. Об этом в субботу, 12 октября, сообщили украинский экс-президент Петр Порошенко и предстоятель ПЦУ митрополит Епифаний.

Порошенко выразил надежду, что в конечном итоге все православные церкви признают ПЦУ и войдут в полное общение с ней. В свою очередь, митрополит Епифаний поблагодарил архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима и «братьев-архиереев» за то, что они поддержали позицию Вселенского патриархата. Это «открывает возможность для взаимодействия между двумя нашими поместными церквями во всех сферах», написал митрополит Епифаний на своей странице в Facebook.

Контекст

Комментарий: Церковный спор на пороге светской Европы

Создание ПЦУ вызвало эйфорию в Киеве и всплеск воинственных заявлений в Москве. Федор Крашенинников о печальных выводах из российско-украинского церковного размежевания. (11.01.2019)

Комментарий: Бунт Филарета — первое испытание для ПЦУ

Почетный патриарх Православной церкви Украины Филарет отверг томос и объявил о восстановлении Киевского патриархата. О последствиях этого шага для будущего ПЦУ — Сергей Руденко. (21.06.2019)

Элладская православная церковь входит в число крупнейших православных церквей мира. Она действует на части территории Греции и занимает 11-е место в диптихе автокефальных поместных церквей.

Автокефалия ПЦУ

В начале декабря 2018 года объединительный поместный собор в Киеве принял решение о создании единой ПЦУ и избрал митрополита Епифания ее предстоятелем. Вселенский патриарх Варфоломей 5 января 2019 года подписал томос о предоставлении ПЦУ автокефалии, а на следующий день передал его Епифанию. В конце мая 2019 года Епифаний признал недействительным все документы Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), выданные после 30 января. Варфоломей заявил, что не признаёт УПЦ КП.

В Украине также действует Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), которая не признала решение объединительного поместного собора и считает сам собор неканоническим.

Подписывайтесь на новости DW в | Twitter | Youtube | или установите приложение DW для | iOS | Android

Элладская православная церковь

Как в Украине объединили православных

Новая православная церковь в Украине

15 декабря 2018 года в Софийском соборе в Киеве состоялся объединительный поместный собор, на котором была учреждена новая автокефальная православная церковь Украины.

Элладская православная церковь

Как в Украине объединили православных

Предстоятелем стал митрополит Епифаний

Предстоятелем поместной православной церкви в Украине избран митрополит Епифаний из Украинской православной церкви Киевского патриархата (в центре). Он считается ближайшим сподвижником патриарха УПЦ КП Филарета. Сам Филарет не выдвинул свою кандидатуру. Одним из вероятных претендентов на пост главы новой церкви считался митрополит Винницкий Симеон — представитель УПЦ Московского патриархата.

Элладская православная церковь

Как в Украине объединили православных

Собор в закрытом режиме

В объединительном соборе принимали участие 192 делегата. Заседание проходило в закрытом режиме, без представителей СМИ.

Элладская православная церковь

Как в Украине объединили православных

Независимая и равноправная

Украинская церковь стала автокефальной, то есть независимой и равноправной с другими поместными церквами. Синод новой церкви будет состоять из 12 архиереев. Каждые полгода половина Синода будет проходить ротацию, а срок полномочий члена Синода составит один год.

Элладская православная церковь

Как в Украине объединили православных

«Большой государственный вопрос»

В своем выступлении на соборе президент Украины Петр Порошенко поблагодарил Вселенского патриарха Варфоломея, участников собора и «всех, кто верил в то, что это возможно», «кто за это боролся». «Сейчас решается большой государственный вопрос, — продолжил президент. — И я хочу сказать тем, кто собрался: вы непосредственные участники становления украинской независимой церкви».

Элладская православная церковь

Как в Украине объединили православных

Тысячи верующих со всей Украины

На Софийской площади собрались тысячи верующих со всех областей Украины, большинство приехали в столицу организованно. На площади установили большой экран для трансляции молебна, а также выступлений президента Украины Петра Порошенко и представителя Вселенского патриархата из Константинополя. В центре Киева были усилены меры безопасности.

Элладская православная церковь

Как в Украине объединили православных

Решение Вселенского патриархата

Синод Вселенского патриархата решил начать процедуру предоставления автокефалии Украинской церкви в октябре. Был отменен указ 1686 года, в соответствии с которым Киевская митрополия попала под юрисдикцию Москвы, а также возобновлен канонический статус предстоятеля Украинской православной церкви Киевского патриарха Филарета и главы Украинской автокефальной православной церкви Макария.

Элладская православная церковь

Как в Украине объединили православных

РПЦ разорвала отношения с Константинополем

Русская православная церковь выступает против предоставления автокефалии украинской церкви. РПЦ объявила о разрыве отношений с Константинопольским патриархатом, поскольку тот лишил юридической силы указ от 1686 года о передаче Москве Киевской митрополии и снял анафему с глав двух неканонических церквей в Украине.

  • Элладская Православная Церковь
  • О патриархии

Христианскую веру принес на территорию современной Греции (Эллады) апостол Павел, который во время второго и третьего благовестнических путешествий основал и утвердил христианские общины в ряде городов Македонии и Ахаии.

Апостол Иоанн Богослов на о. Патмос написал книгу Откровение. В Благовещенском кафедральном соборе в Афинах почивают мощи патриарха Константинопольского святого Григория V (+1821), а в кафедральном соборе в Фессалониках — мощи святителя Григория Паламы (+ ок. 1360). На о. Эвбея, в г. Неон Прокопион, находятся мощи преподобного Иоанна Русского, Исповедника (+1730), прославленного в лике святых Константинопольской, Русской и Элладской Православными Церквами. В монастырях Эллады сохранилось много древних икон, фресок, рукописей, редких старинных книг.

Элладская Церковь автокефальная с 1850 года.

Каноническая территория — Греция. Элладская Церковь — одна из крупнейших. Она состоит из 1 архиепископии и 77 митрополий, имеет 200 монастырей и насчитывает ок. 8 млн. православных верующих (из 9, 6 млн. всего населения Греции).

Титул Предстоятеля Элладской Православной Церкви: «Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады».

Резиденция Предстоятеля находится в Афинах.

Элладская православная церковь

Элладская православная церковь
Εκκλησία της Ελλάδος
Элладская православная церковь Благовещенский собор в Афинах
Общие сведения
Основатели святой апостол Павел
Церковь-мать Константинопольская православная церковь
Автокефалия провозглашена 1833, признана Константинопольской церковью 29 июня 1850
Руководство
Предстоятель Иероним II (Лиапис)
Центр Афины, Греция
Резиденция предстоятеля Афины
Территории
Юрисдикция (территория) Греция
Богослужение
Богослужебный язык греческий
Музыкальная традиция византийская
Календарь новоюлианский [1]
Статистика
Епископов 146
Епархий 81
Монастырей 200
Верующих 9 246 230
Сайт www.ecclesia.gr
Элладская православная церковь на Викискладе

Элла́дская (Гре́ческая) правосла́вная це́рковь (официально Це́рковь Элла́ды, греч. Εκκλησία της Ελλάδος ) — автокефальная поместная православная церковь, имеющая 11-е место в диптихе автокефальных поместных церквей; имеет государственный статус. В настоящее время придерживается новоюлианского календаря.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Устройство и управление
  • 3 Современное состояние
  • 4 Председатели Священного Синода Элладской Православной Церкви
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

История

Элладская православная церковь

Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Константинопольской православной церкви.

По обретении независимости в 1822 году и образовании Греческого королевства в 1832 году такое положение стало политически невозможным; в 1833 году по решению баварских регентов, от имени малолетнего короля Оттона I, специальной декларацией от 23 июля была провозглашена автокефалия Церкви на территории королевства. Главой Церкви объявлялся король. Такое одностороннее, в нарушение церковного права, провозглашение юрисдикционной независимости не было признано кириархальной Константинопольской Церковью, а также иными поместными Церквами. Возникла схизма, продолжавшаяся 17 лет.

29 июня 1850 года томосом Патриарха Анфима IV Церковь в Элладе была признана Вселенской Патриархией, которая, однако, зафиксировала ряд условий, обеспечивающих особый статус «Матери-Церкви» (Вселенской Патриархии) в Элладе.

В 1924 году церковь перешла на новоюлианский календарь, что вызвало протест у части прихожан и клириков.

4 сентября 1928 года было выработано совместное соглашение Элладской и Константинопольской Церквей относительно 36 епархий, оказавшихся после Лозаннского договора на территории Греции. Согласно Патриаршему и Синодальному актам епархии «новых территорий» (Эпира, Южной Македонии, Западной Фракии и большинство островов Эгейского архипелага), формально оставаясь в юрисдикции Константинопольского Патриархата, вошли в состав Элладской Церкви (то есть были административно подчинены ей), согласно уже принятому государственному закону Греции № 3615 от 15 июля 1928 года [2] .

В 1935 году три епископа, активно протестовавшие против нового календаря, объявили о создании так называемой «Церкви истинно православных христиан» (греч. Εκκλησία των Γνησίων Ορθοδόξων Χριστιανών — Γ.Ο.Χ. ). В результате оформилось непризнаваемое другими православными церквами старостильное движение (греч. Παλαιοημερολογίτες ). С 1940-х старостильники стали разбиваться на более мелкие группировки.

Во время Второй мировой войны Церковь оказалась в трудном положении. В первую очередь, необходимо пополнить ряды убитых священников: их было около шестисот. Вторая проблема: восстановление разрушенных церквей. Архиепископ Афинский организовал для этой цели сбор пожертвований по всей Греции [3] .

С 1949 года государство приняло на себя материальную заботу о духовенстве. Учителя семинарий и преподаватели Закона Божия в средней школе находятся на положении государственных чиновников; семинарии также содержатся на государственный счёт [3] .

Устройство и управление

Высшая власть в Элладской Церкви принадлежит Священному Синоду Иерархов (Ιερά Σύνοδο της Ιεραρχίας), который включает в себя всех епархиальных архиереев. Последние все имеют титул митрополитов и назначаются правительством Республики. Во главе Синода стоит Архиепископ Афинский и всей Эллады (Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος), избираемый, согласно Уставной хартии Греческой Церкви 1977 года, Синодом из числа находящихся на службе греческих митрополитов (епархиальных архиереев). По избрании, в течение 5 дней, президент Греции издаёт указ о его признании, после чего совершается интронизация новоизбранного.

Постоянный Священный Синод (Διαρκής Ιερά Σύνοδος), занимающийся повседневными вопросами общецерковного управления, состоит из Архиепископа и 12-и митрополитов, каждый из которых занимает пост члена Постоянного Синода один срок на сменной основе.

Элладская православная церковь

Собор епископов Элладской церкви на внеочередном заседании в Афинах принял решение о признании Православной церкви Украины. Об этом сообщил предстоятель ПЦУ, митрополит Киевский и всей Украины Епифаний (Думенко). Он сказал, что установление полного евхаристического единения и официальных отношений между поместными церквями станет новой страницей в истории Украины и Греции.

Элладская православная церковь – вторая признавшая Украинскую вслед за Константинопольской.

Обсуждение вопроса началось ещё зимой, вскоре после получения Православной церковью Украины томоса об автокефалии, отмечается на сайте LB.ua,

В состав Собора входят все правящие епископы Греции, в отличие от Синода, где заседают 12 из более чем 140 архиереев.

  • 5 декабря 2018 года украинские церкви объединились в единую Православную церковь Украины, которую возглавил митрополит Епифаний.
  • 5 января 2019 года в Стамбуле был подписан томос об автокефалии украинской церкви, 6 января патриарх Варфоломей передал его митрополиту Киевскому и всей Украины Епифанию.
  • Представители Русской православной церкви (УПЦ МП) преимущественно отказались признать её, но отдельные приходы переходят в ПЦУ, отмечает «Украинская правда».

Юрисдикция Элладской Православной Церкви распространяется на территорию Греции (Греческая Республика). Древние митрополии, составляющие ныне ядро Элладской Церкви, вошли в юрисдикцию Константинопольской Церкви в IX в., что вполне соответствовало их давним духовным связям.

Территория современной Греции была завоевана Османской империей в XIV—XV вв., и ее греческое население в полной мере познало на себе тяжесть турецкого гнета.

С обретением политической независимости и образования в 1821 г. независимого Греческого государства на созванном в Навилии Соборе архиереев правительство объявило в июле 1833 г. Элладскую Церковь автокефальной. Такое одностороннее, в нарушение церковного права, провозглашение юрисдикционной независимости не было признано Константинопольской Церковью. Возникла схизма (др.-греч. раскол), продолжавшаяся 17 лет. В 1850 г. греческое правительство направило Патриарху Константинопольскому послание, в котором, извещая его о провозглашении самостоятельности Элладской Церкви и учреждении Синода, просило рассмотреть этот вопрос, признать Синод братом во Христе и благословить дело благочестивого греческого народа. Для решения церковных дел Эллады Патриарх Константинопольский Анфим IV в том же году созвал Собор, на котором и была признана автокефалия Элладской Церкви.

Каноническая территория — Греция. Элладская Церковь насчитывает около 8 млн православных верующих (из 9,6 млн всего населения Греции). В монастырях сохранилось много древних икон, фресок, рукописей, редких старинных книг.

Ссылка на основную публикацию