Два николая чудотворца

Николай Чудотворец, Угодник Божий, на Руси испокон веку почитался едва ли наравне с Иисусом Христом и Богородицей, превыше всех других святых. В народе даже бытовала легенда, что Николай должен был стать Богом, да отказался. По убеждению русского человека, святитель Николай был его первым помощником во всех делах и защитником от всех бед. В одной из былин говорится: «Господи Владыко свет помилует, и Пресвятая Мать Богородица заступится, и сохранит да ведь Микола Многомилостивый».

Два николая чудотворца

Николай Чудотворец, Угодник Божий (megabook.ru)

Анонимный автор французской книги «NOUVE AU VOYAGE DU NORT» («Новые путешествия на Север»), вышедшей в 1682 году, среди прочего отмечает: «Простой русский народ чрезвычайно туп и идолопоклонник. Те, кто живут на Севере, в Архангельске, Коле на Кольском полуострове и т. д., не знают никакого иного бога, кроме святителя Николая, который, по мнению их, управляет всем миром. Они утверждают, что он приплыл на мельничном жернове от самой Италии до гавани, носящей его имя, близ Архангельска. И если кто выскажет недоверие к этой истории, он по меньшей мере рискует жизнью».

Оценки интеллектуального уровня русского человека со стороны заезжего французского писаки оставим на его совести. Тем не менее, суть его заметки соответствовала истине: почитание Николая Чудотворца на Руси было таковым, что святого воспринимали «главным заступником Русской земли». Более того, в таковом качестве его в средние века воспринимали и наши западные соседи – поляки. Теплых чувств к Руси они, разумеется, не питали, но как данность констатировали тот факт, что «Никола — бог-покровитель всех русских» (об этом, в частности, пишет средневековый писатель Ян Лисовский).

Еще один французский путешественник, де ла Мартиньер, также отмечая, что русские почитают святителя Николая как бога, добавил, что в результате и татары все русские иконы зовут «Николаями». Мартиньер, правда, указывал, что татары как мусульмане почитания икон не признают. Но австрийский дипломат Герберштейн рассказывает, что и татары, бывает, обращаются с молитвами к святителю Николаю.

Каноническое житие сообщает, что святитель Николай жил в III-IV вв., был архиепископом города Миры в Ликии — малоазийской провинции Римской империи (территория современной Турции) и принадлежал к числу выдающихся церковных деятелей первых веков христианства. Во время гонений на христиан, предпринятых римским императором Диоклетианом, святитель Николай вместе со своими единоверцами был заключен в тюрьму и пробыл там долгое время, «перенося тяжкие страдания, претерпевая голод и жажду и тюремную тесноту». Когда на римском престоле язычника Диоклетиана и его преемников сменил христианин Константин Великий, Николай вышел на свободу и продолжил свою церковную деятельность.

Святитель Николай не случайно почитается как чудотворец. Еще при жизни своей он прославился как умиротворитель враждующих и избавитель от напрасной смерти. В житии рассказывается о том, как святитель Николай словом успокаивал морские бури и спасал тонущие корабли, поэтому его почитали как покровителя всех плавающих и путешествующих. Неоднократно он являлся во сне сильным мира сего, чтобы восстановить справедливость и спасти невинно осужденных. Существует предание о том, как он оживил трех юношей, убитых разбойниками. Но часто помощь святителя Николая не носила чудесного характера, а была обычным человеческим милосердием – не таким уж, впрочем, распространенным явлением во все века.

Кстати, известен святитель Николай на Руси очень давно (в частности, князь Аскольд еще в 860 году крестился под именем Николая), однако настоящий культ святого угодника стал складываться только с конца XI века. И здесь не обошлось без политики. Тогдашний киевский князь Всеволод Ярославович хотя и считался «грекофилом», но вел очень активную политику по взаимодействию и с западным миром. Его дочь Евпраксия стала супругой германского императора Генриха IV, который находился в состоянии лютой вражды с римским престолом. Брак между тем тоже был несчастливым. И Евпраксии пришлось прибегнуть к помощи Папы, добиваясь расторжения брака, а тот охотно использовал откровения Евпраксии о частной жизни императора — для вселенского обличения последнего. Всеволод поддерживал партнерские отношения с папским престолом. А когда в 1087 году итальянские купцы перевезли мощи святителя Николая, архиепископа Мирликийского, из Мир в итальянский город Бари, объяснив свой поступок стремлением спасти христианскую святыню от уничтожения турками-мусульманами, Всеволод учредил на Руси праздник в честь этого события. Это — праздник, который сейчас называется «Николой Вешним» (т. е. «весенним») и приходится на 22 мая (9 мая по юлианскому календарю).

Генрих IV (megabook.ru)

Меж тем в греческой церкви такого праздника нет и по сей день. В римской церкви святитель Николай приобрел популярность под видом святого Николауса (прообраза Санта-Клауса), но всерьез он почитается только в Бари, где мощи святителя упокоены в крипте базилики, носящей его имя. А вот на Руси почитание святителя Николая, причем всеми слоями общества, стало беспрецедентным.

Так случилось потому, что на Руси образ святителя Николая, печальника о людских бедах, полностью заслонил образ Николая — церковного иерарха. В народном сознании Николай превратился в крестьянского – «мужицкого» — святого, мудрого и справедливого, понимающего повседневные человеческие нужды, всегда готового помочь. Впрочем, такие представления присущи не только крестьянам: Никола Угодник сыздавна считается и покровителем ратных людей, а с появлением русского флота – и его моряков (покровителем моряков он считается и в Греции).

Два николая чудотворца

Базилика Святого Николая в итальянском городе Бари, где хранятся мощи Николая Чудотворца (megabook.ru)

Николай Угодник, Никола Милостивый стал героем множества русских народных легенд, причем в них Николай зачастую противопоставляется другим святым — гордым и неприступным. Одно из преданий гласит, что шли как-то по земле святой Касьян и Никола Угодник, увидели мужика, пытавшегося вытащить увязнувший в грязи воз. Касьян прошел мимо — не захотел марать райского платья, а Никола помог мужику.

Когда узнал об этом Господь Бог, то положил Николе два праздника в году — весной и осенью. Это соответственно вышеупомянутый «Никола Вешний», называемый также «Никола с кормом» (это означает, что для скота созрели травы), и «Никола Зимний», отмечаемый 19 декабря (6 декабря по юлианскому календарю). А Касьянов день (в народе его называют также Касьян Немилостивый, Касьян Завистник, Кривой Касьян) отмечается один раз в 4 года – 29 февраля.

Фрагмент интервью игумена Сергия (Рыбко), настоятеля храма Преподобного Сергия Радонежского, о праздниках Николе Вешнем и Николе Зимнем.

Два николая чудотворца

Москва, 25.07.2021, 14:06:01, редакция FTimes.ru, автор Ксения Кирпик.

Два раза в год верующие почитают память святого Николая Чудотворца. В народе праздники разделили на Николая зимнего и Николая летнего. Несмотря на то, что отличаются традициями празднования, их объединяют воспоминания верующих о святом Николае и его поступках.

  • Летний и Зимний Николай: в чем отличия двух праздников
  • Как появился праздник Николая Летнего
  • Как празднуют праздник Николы Вешнего

Не все знают, в чем заключаются отличия праздника зимнего и летнего Николая. И почему было решено сделать сразу два торжества, посвященные одному и тому же святому.

Летний и Зимний Николай: в чем отличия двух праздников

Два николая чудотворца

В церковном календаре отмечено две даты празднования Николая Чудотворца. Первая связана с событием перенесения мощей святого. Произошло это 22 мая 1087 года. Отсюда и дата празднования летнего праздника – 22 мая.

Зимнего Николая отмечают 19 декабря. Именно в это число святой скончался. Согласно народным поверьям, Святой Николай зимой специально покрывает землю снегом, чтобы бороться с нечистью. На Летнего Николая принято обращаться к Чудотворцу с молитвами о здоровье и благосостоянии. Несмотря на то, что празднование в конце весны – 22 мая, люди считают, что праздник ознаменует приход лета.

На Холодного Николая также принято молиться и чествовать святого. Его считают покровителем детей, поэтому малыши с особым нетерпением ждут праздника 19 декабря, так как в этот день принято дарить подарки от святого Николая. А на летний праздник крестьяне пытаются привлечь внимание Чудотворца к полям и урожаю.

Как появился праздник Николая Летнего

Два николая чудотворца

После того, как Николай скончался, его мощи стали нетленными и мироточили. Для православных они были настоящей святыней, так как они знали их ценность.

Во время набегов турков в XI веке, они захотели избавиться от мощей святого Николая Чудотворца. Чтобы их обезопасить, верующие решили их перенести в город Бари. Им удалось обмануть турков, и мощи были доставлены в церковь Святого Стефана 22 мая. Они находятся там и по сей день.

Как празднуют праздник Николы Вешнего

Два николая чудотворца

У праздника очень много названий, среди которых Никола Вешний, Травный день, Николай Угодник. К этому дню уже много травы, и люди выгоняют скот на пастбище. За стадом всегда присматривали пастухи, а чтобы у них было желание следить за животными, их кормили сытным обедом и пирогами.

Летний Николай считался покровителем семейного очага. Даже есть одна история, связанная с моментами из жизни Николая Чудотворца. Один из горожан хотел изменить свое финансовое положение, и не придумал ничего лучше, как отдать свою дочь замуж за богатого парня. Но родственники жениха догадывались, что девушка из простой семьи, и не были согласны со свадьбой. Николая решил вмешаться, и помог решить проблему с неравенством брака. Он подбросил девушке кошелек с золотыми монетами, поэтому проблем с приданным у нее больше не было.

Поэтому утром на Николая Летнего молодые девушки обращались к святому с просьбами встретить «того самого». Зачастую они просили о состоятельном, красивом и умном женихе.

Два николая чудотворца

Николай Мирликийский после Иисуса и Богородицы наиболее почитаем в России, поэтому в РПЦ есть три памятные даты, посвящённые ему.

19 декабря успение Николая Чудотворца, по простому Никола зимний.

День 22 мая считается днём обретения мощей Николая Угодника (Никола вешний/летний). В 1087 они были изъяты из гробницы в Мирах итальянскими купцами. Когда её вскрыли, мощи плавали в благоухающем миро. Видимо и название миро пошло от города Миры.

В Италии жило много греков-беженцев из погибающей под нашествием турок Византийской империи. Они и организовали экспедицию с целью сохранения святыни от мусульманского поругания. Священники Лупп и Дрого прочли литию, перенесли останки на корабль. 22 числа корабль приплыл в порт Бари, где состоялось освящение мощей. Разместили их в церкви св. Стефана, позже построили специально под мощи новую церковь.

Некоторые мелкие косточки остались в саркофаге, их вывезли византийцы в 1 Крестовом походе. Они теперь в церкви св.Николая на о.Лидо.

Греческая Православная Церковь 22 мая не празднует, считая вывоз мощей воровством и святотатством.

В РПЦ с 12-13 веков отмечалось и Рождество Николая Чудотворца, выпадающее на 11 августа. Екатерина II упразднила этот праздник из месяцеслова, но теперь он туда возвращён.

Но это исключительно традиция русского православия.

Ссылка на основную публикацию