Диптих православных церквей

  • Словник
  • Рубрикатор
  • Избранные статьи
  • От редакции
  • Календарь
  • Иллюстрации
  • Новое в электронной версии
  • Исправленные статьи
  • Дополненные статьи
  • Новые статьи
  • Список сокращений

Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Слово «диптих» произошло от двух древнегреческих δύο — «два» + πτῠχή — «табличка, дощечка». В древней Греции и Риме использовались для записи различной информации. Диптих — это две деревянные, металлические или костяные таблички, соединенные между собой. Записи велись во внутренних складках, в то время как внешняя часть могла украшаться различными способами. Помимо них существовали такие «блокноты» с тремя и более табличками и назывались триптихами (с тремя), тетраптихами (четырьмя), пентаптихами (пятью), и такие таблички в целом имели название полиптих от слова πολύ-πτῠχος — «многотабличный», или же состоящий из многих табличек.

Консульские складни

В Византии такие таблички вручались консулам после поступления на службу. Самый старый известный консульский диптих был сделан в 406 году, причем последний найденный датирован 541 годом. Они отличались большим размером. На внутренней стороне помещался список консулов, а на внешней (обложке) изображался заказчик самого диптиха. Частично консульские таблички были использованы в качестве досок для напрестольного Евангелия и других церковных книг.

Диптих православных церквей

Православие

В церковной среде диптих — это список автокефальных православных церквей, а также их последовательность поминовения во время богослужений. На этом основании распределяются места при сослужении глав и представителей Церквей, во время присутствия на православных форумах, соборах и других общих мероприятиях. Диптих — это основа церковного этикета.

Благодаря религии, сохранились и консульские складни, поскольку хранились церквями и украшались эмалью, золотом и драгоценными камнями. Впоследствии на диптихах стали изображать Иисуса Христа, Божью Матерь, апостолов и иллюстрации событий священной истории. В Древней Церкви создавались двойные таблички различных видов, среди которых были:

  • Мартирологи — списки мучеников и святых.
  • Крещальные диптихи — с именами новокрещенных лиц.
  • Списки живых христиан — обычно имена местного епископа и архиереев, клириков и других членов церковной общины.
  • Списки усопших христиан, в которые вносились имена преставившихся епископов, диаконов, пресвитеров и клириков местной общины.
  • Епископские списки с именами епископов, живых или усопших.

Современное время

В настоящее время диптих — это композиция двух фотографий, состоящая из различных или двух частей одного изображения. Это создает возможность выражать смысловую нагрузку и эмоции. Два взаимодополняющих изображения, рассказывающих один и тот же сюжет, но под разными углами.

Фотографов, занимающихся таким способом самовыражения, не очень много, но и среди них есть интересные работы.

Диптих православных церквей

Можно самому научиться создавать диптих при помощи двух фотографий, сделанных в разное время. При этом у такой фотографии появляется собственная история, которую можно выразить без слов.

Диптих православных церквей

Также существуют художники, рисующие диптихи, которые, по сути, являются двумя картинами, расположенными рядом друг с другом.

Диптих православных церквей

Художники выставляют свои картины в галереях рядом друг с другом, при продаже картины рекомендуется не менять местами, чтобы не исказить замысел автора. Вот что значит диптих в современное время.

Что такое православные диптихи? Что туда входит? Об этом мы расскажем Вам в нашей информационной статье.

Межправославная подготовительная комиссия
Шамбези 21-26 февраля 2011 г.

Православные диптихи

1. Церковное установление священных диптихов подтверждается решениями Вселенских Соборов и существованием последовательной церковной практики, выражающей стремление Церкви к достижению единства и правильному функционированию церковного тела в единстве веры и соединении любви. В этом смысле священные диптихи всегда были связаны с соборным сознанием Церкви, подтверждая единство Православных Церквей. Кроме того внесение в диптихи имени Предстоятеля означало принятие его в церковное общение, а невнесение или исключение из диптихов имени Предстоятеля означало прекращение церковного общения с ним. Именно из-за этого значения священных диптихов для единства Церкви необходимо разработать в будущем единые диптихи всей Православной Церкви. Именно поэтому вопрос об окончательном установлении единых диптихов Православной Церкви был единогласно избран на первом Всеправославном предсоборном Совещании (1976 ) в качестве одной из тем для Святого и Великого Собора Православной Церкви.

2. До нынешнего времени применялись следующие критерии для вписывания и порядка Церквей в священных диптихах:

а) признание статуса Церкви со стороны Вселенских Соборов, принимая во внимание как апостольское происхождение, так и особое политическое значение Церкви. Это относится к четырем древним патриархатам и Церкви Кипра.
б) признание статуса Церкви со стороны всех православных Церквей, принимая во внимание политические обстоятельства и апостольское преемство Церкви. Это было достигнуто в случае всех Православных Церквей за исключением Американской Православной Церкви (OCA), хотя до настоящего времени не достигнуто всеправославного единства в отношении порядка некоторых из них (Кипра, Грузии, Польши и Албании).
в) древность получения Церкви статуса автокефалии или патриаршей чести и достоинства.
г) преимущество патриаршей чести по отношении к простой автокефалии.
д) внесение в священные диптихи только автокефальных Православных Церквей.

3. Межправославная подготовительная комиссия рассмотрела просьбу Польской и Албанской Церквей о едином порядке их поминовения в священных диптихах всех Православных Церквей, где Польская Церковь предшествует Албанской, и предложила исправить священные диптихи православной Церкви в этом отношении.

4. Межправославная подготовительная комиссия также рассмотрела и особые случаи:

а) просьбу святейшей Грузинской Церкви о получении ей шестого места в священных диптихах всех Православных Церквей ввиду ее апостольского происхождения и древности получения автокефалии и патриаршего достоинства.
б) просьбу святейшей Кипрской Церкви о получении ей более высокого места в священных диптихах по причине ее апостольского происхождения и того, что ее автокефалия была провозглашена Третьим Вселенским Собором в Эфесе (431).
в) заметное различие в священных диптихах некоторых Церквей, которые включают в свои диптихи отдельные Церкви, без всеправославного признания автокефалии последних.

Комиссия подтвердила свою слабость в поиске единых и приемлемых для всех решений по этим вопросам.

Подписи:
Иоанн, митр. Пергамский, председатель
Сергий, митр. Мыса Доброй Надежды
Иоанн, митр. Западной и Центральной Европы
Исихий, митр. Капитолиадский
Илларион, митр. Волоколамский
Амфилохий, митр. Черногорский и Приморский
Георгий Григорица
Кирилл, митр. Варненский
Герасим, митр Зугдидский и Цаишский
Георгий, митр. Пафосский
Игнатий, митр. Димитриадский
Иеремия, архиеп. Вроцлавский и Щецинский
Димитрий, митр. Аргирокастрский
Георгий, архиеп. Михайловский
Иеремия, митр. Швецарский, секретарь Комиссии

Православные диптихи

Как говорят некоторые экуменисты : Рим – Отец , Константинополь – Мать , а Протестантские церкви – их дети. В Православии 2 Диптиха : в Константинопольский занесено -15 патриархов , в Московский тоже 15, но они различаются . Диптих — порядок старшинства чести .

В церковной среде под термином «диптих» чаще всего понимается упорядоченный список Поместных Автокефальных Православных Церквей и, соответственно, последовательность поминовения их Предстоятелей во время богослужений. На основании диптиха распределяются места при сослужении глав и представителей Церквей, а также во время их присутствия на соборах, всеправославных форумах и других совместных мероприятиях. Таким образом диптих является одной из основ церковного этикета.На формирование современного диптиха оказали влияние различные факторы: древность Церквей, хронологическая последовательность провозглашения автокефалий, политическое значение городов с кафедрами первых епископов.

Диптих православных церквей

Константинопольский Диптих

1. Константинопольская церковь

14. Чехии и Словакии

15. Украина . 20 апреля 2018 , Синод Вселенского патриархата принял прошение о предоставлении томаса об автокефалии Православной церкви Украины.

Ныне Вселенская Православная Церковь включает девять Патриархатов. В порядке диптиха это: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский Патриархаты; шесть автокефальных Церквей возглавляются: три – архиепископами: Кипрская, Элладская и Албанская – и три – митрополитами: Польская, Чешских земель и Словакии и Американская. В Константинопольской Церкви признается несколько иной диптих: в нем нет места для Американской Православной Церкви, автокефальный статус которой там отвергается, а Грузинской Церкви отведено место после Болгарской – девятое. Константинопольский диптих употребляется и другими грекоязычными Православными Церквями.

Московский Диптих

14. Чехии и Словакии

15. Америки и Канады

Кроме того , есть пять пентархов , церквей упомянутых Вселенскими соборами — Константинопольская , Александрийская , Антиохийская , Иерусалимская , Кипрская .

СЕВЕР

Чехии и Словакии

ВОСТОК

ЮГ

ЗАПАД ( Америка )

Америки и Канады

ЦЕНТР ( Евразия )

Просмотров: 2930

  • Назад

Поиск

Карта энциклопедии

Награды энциклопедии

История энциклопедии

Контакты

Свидетельство ЭЛ № ФС 77-73976

от 19.10.2018 Роскомнадзора 12+

ISSN online 2658 — 6053

Ассоциация СМИ AВОСЬСОВА

CМИ » Скандимания » с 1999

Домены энциклопедии

Православные диптихи

Как говорят некоторые экуменисты : Рим – Отец , Константинополь – Мать , а Протестантские церкви – их дети. В Православии 2 Диптиха : в Константинопольский занесено -15 патриархов , в Московский тоже 15, но они различаются . Диптих — порядок старшинства чести .

В церковной среде под термином «диптих» чаще всего понимается упорядоченный список Поместных Автокефальных Православных Церквей и, соответственно, последовательность поминовения их Предстоятелей во время богослужений. На основании диптиха распределяются места при сослужении глав и представителей Церквей, а также во время их присутствия на соборах, всеправославных форумах и других совместных мероприятиях. Таким образом диптих является одной из основ церковного этикета.На формирование современного диптиха оказали влияние различные факторы: древность Церквей, хронологическая последовательность провозглашения автокефалий, политическое значение городов с кафедрами первых епископов.

Диптих православных церквей

Константинопольский Диптих

1. Константинопольская церковь

14. Чехии и Словакии

15. Украина . 20 апреля 2018 , Синод Вселенского патриархата принял прошение о предоставлении томаса об автокефалии Православной церкви Украины.

Ныне Вселенская Православная Церковь включает девять Патриархатов. В порядке диптиха это: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский Патриархаты; шесть автокефальных Церквей возглавляются: три – архиепископами: Кипрская, Элладская и Албанская – и три – митрополитами: Польская, Чешских земель и Словакии и Американская. В Константинопольской Церкви признается несколько иной диптих: в нем нет места для Американской Православной Церкви, автокефальный статус которой там отвергается, а Грузинской Церкви отведено место после Болгарской – девятое. Константинопольский диптих употребляется и другими грекоязычными Православными Церквями.

Московский Диптих

14. Чехии и Словакии

15. Америки и Канады

Кроме того , есть пять пентархов , церквей упомянутых Вселенскими соборами — Константинопольская , Александрийская , Антиохийская , Иерусалимская , Кипрская .

СЕВЕР

Чехии и Словакии

ВОСТОК

ЮГ

ЗАПАД ( Америка )

Америки и Канады

ЦЕНТР ( Евразия )

Просмотров: 2930

  • Назад

Поиск

Карта энциклопедии

Награды энциклопедии

История энциклопедии

Контакты

Свидетельство ЭЛ № ФС 77-73976

от 19.10.2018 Роскомнадзора 12+

ISSN online 2658 — 6053

Ассоциация СМИ AВОСЬСОВА

CМИ » Скандимания » с 1999

Домены энциклопедии

[1] О вопросе выработки единого диптиха Православной Церкви см. ст. диптих, раздел «Диптихи Автокефальных Церквей».

[2] С 14 сентября 2018 года патриарх Константинопольский не поминается за богослужением в Русской Православной Церкви. См. «ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 14 сентября 2018 года», официальный сайт Русской Православной Церкви, 14 сентября 2018, http://www.patriarchia.ru/db/text/5268260.html

[3] 3 ноября 2019 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл, согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 октября того года, прекратил поминовение предстоятеля Элладской Православной Церкви как архиерея вступившего в общение с представителями украинских неканонических раскольнических сообществ. См. «Патриарх Кирилл прекратил поминовение главы Элладской церкви», Интерфакс-Религия, 3 ноября 2019, http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=73691 ; «Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 17 октября 2019, http://www.patriarchia.ru/db/text/5515008.html

[4] Православная Церковь в Америке (см. подробнее) признана только пятью из 14 иных автокефальных Церквей.

Синод РПЦ принял более либеральные подходы к требованиям, какие имена можно использовать при крещении, в том числе если это таинство человек принимает во взрослом возрасте.

МИНСК, 27 дек – Sputnik. Русская православная церковь изменила правила крещения, исключив ограничения, связанные с именами святых любых помесных православных церквей мира.

Диптих православных церквей

Такая информация опубликована в журналах заседания Синода и размещена на сайте РПЦ.

В соответствии с каноническим правом, имя при крещении младенца в православии давалось по Святцам (каждый день года посвящен каким-нибудь православным святым и соответственно выбирали имя при принятии таинства крещения). Теперь Синод исключил ограничения по именам.

«Подчеркнуть недопустимость каких-либо ограничений в богослужебном поминовении и допущении к церковным таинствам верующих, носящих национальные имена, традиционные для других поместных православных церквей», – говорится в журнале заседания Синода.

Согласно комментарию к решению Синода, речь идет о том, что под именами «в иных национальных звучаниях» имеется в виду, к примеру, Иоанн – Джон, Иоанна – Жанна.

Теперь детей можно крестить под именами святых, которые содержатся в Святцах других православных церквей.

Есть рекомендации Синода и по поводу имянаречения людей, которые во взрослом возрасте решили принять Таинство Крещения. К примеру, есть пояснения к тому, когда имя человека не имеет аналога в месяцесловах поместных православных церквей. В таком случае он может сам себе выбрать имя для крещения из месяцеслова, причем желательно, чтобы оно было близко по звучанию с гражданским именем.

Такие изменения в практику присвоения крестильного имени ребенку или взрослому в РПЦ объяснили тем, что месяцеслов Русской церкви не всегда содержит имена святых поместных церквей. Кроме этого, согласно библейской традиции, главенствующее право давать имя ребенку принадлежит его родителям.

В Диптих православных помесных церквей Московского патриархата входят 15 церквей, в числе которых грузинская, болгарская, польская, белорусская, православная церковь в Америке.

На сайте Вселенского патриархата в списке автокефальных церквей нет недавно созданной раскольнической религиозной организации «ПЦУ», т.н. «новой украинской церкви».

В разделе «Патриархаты и Автокефальные Церкви» значатся:

Церковь Чехословакии и Словакии

Может быть потому что эту «новую украинскую церковь» не признала ни одна Каноническая Православная церковь мира?

Что вообще происходит, зачем Порошенко эти абсолютно несвойственные ему функции и к чему это приведет?

ПЦУ даже сектой религиозной назвать нельзя. Это бандитская структура, созданная для оправдания террора против православных верующих людей на Украине. было бы очень и очень странно, если бы уважаемые патриархи православной церкви признали её как церковь. Это ведь, только, клиническим идиотам непонятно, что она представляет собой. Посмотрите, кто и в какой компании выдавал бумажку о создании церкви — это агенты (Варфоломей) безбожного ЦРУ своим же агентам ЦРУ на Украине в окружении политических и криминальных гопников типа главаря днепропетровской ОПГ Нарика.

Если вы на сайте Вселенского патриархата не видите Украинской православной церкви в списке автокефальных церквей, то, вероятно, вы зашли на какой-то левый сайт или пользуетесь ссылкой на неверный источник информации. Чтобы вам помочь дам вам ссылку на официальный сайт вселенского Патриархата . Вот она.

Правда сама страница на английском языке, но слова «Church of Ukraine», надеюсь в переводе не нуждаются.

При желании ту же информацию можно прочитать по-французски или по-гречески.

Поэтому еще раз, просьба к тем, кто думает, что в списке православных церквей нет украинской церкви , или даже что такой церкви вообще нет. Проверьте ссылку, по которой вы заходите и старайтесь пользоваться первоисточниками и официальными страницами, а не слухами или информацией из желтой прессы.

Потому что нет такой церкви.

И быть не может, так как автокефалия предоставляется канонической церкви, а на Украине взяли две раскольничьи организации «объединили» их и предоставили автокефалию. Причём тот кто предоставил эту «автокефалию» не имел на это никакого права, поэтому на сегодня (05.02.2019 года) эту «новую украинскую церковь» не признала ни одна Православная церковь мира.

Вот вам и томос и автокефалия, вместе взятые.

И цель инициатора всего этого бедлама Порошенко понятна, ещё больший разрыв общества на Украине, этнически русских от украинцев, и делается это по заданию спецслужб США и в угоду своим украинским националистам.

Приведёт это к религиозной войне, так глядишь на этой войне как на волне и пересидит Порошенко свой второй президентский срок, ведь тогда народу будет не до внутренних проблем, которые, надо признать, растут как снежный ком зимой в тёплую погоду, народ будет воевать за свои храмы, одна часть их будет защищать, а другая бандеровская, не имеющая никакого отношения к религии их захватывать, ведь у единственной канонической Православной церкви УПЦ Московского патриархата на территории Украины более 12 тысяч церквей, приходов, монастырей, и чтобы захватить их нужны годы и реки крови.

Вот в какую беспросветную тьму завёл Украину Порошенко.

Митрополит Антоний (Паканич) о принципах взаимоотношений между епископами и вопросах управления в Православной Церкви.

Диптих православных церквей

Единство – принцип существования Православных Церквей

Единство Православных Церквей – это единство братьев во Христе, которые живут в разных уголках земли и не забыли о своем духовном родстве.

Христос – глава Церкви

Когда Христос послал своих учеников проповедовать Евангелие, Он не определил никого из них быть главенствующим над остальными.
Каждый из апостолов получил по жребию особую область – не для почестей и прибыли, а для проповеди и свидетельства об Истине.

Правила для всех без исключения

Руководствуясь духом братской любви в общем деле спасения, Православная Церковь на Вселенских Соборах установила четкие правила, которыми должны руководствоваться предстоятели Поместных Церквей.

Не желай дома ближнего твоего

Так, второе правило Второго Вселенского Собора гласит: «Областные епископы да не простирают своея власти на церкви за пределами своей области и да не смешивают церквей…»

«Первенство чести» – иллюзия

Третье правило этого же Собора говорит о «первенстве чести», которое имеет Константинопольский предстоятель в православном мире (после римского епископа, который впоследствии отпал от Вселенского Православия), – первенстве чести, но не первенстве власти. Причем основанием такого высокого положения Цареградского епископа было не что иное, как нахождение его кафедры в новой столице Римской империи.

Главное первенство – первенство в добродетели

Тридцать шестое правило Трулльского Собора устанавливает «порядок чести» первых четырех Патриархатов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского, на основании которого складывается и пополняется диптих Поместных Церквей.

Церковные правила устанавливают особый характер отношений внутри православного мира, в духе, исполненном христианской любви и взаимоуважения.

Предпочтение этнических интересов общецерковным – заблуждение

Административное деление Вселенской Церкви строится прежде всего на территориальном, а не этническом принципе.

В нормальных условиях православные христиане любой народности, проживающие на одной территории, составляют один приход и окормляются одним епархиальным епископом, ибо, по слову апостола Павла, во Христе «нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного».

В главном – единомыслие, во второстепенном – разнообразие

Национальные особенности, безусловно, учитываются. Так, в Украинской Православной Церкви есть епархии, где по надобности проводят богослужение, в том числе и на языке местных верующих. Но они не должны стать поводом для разделения Церкви — Тела Христова. И уж точно не должны быть поводом к высокомерному возвеличиванию своего народа над другими. Потому говорить сейчас, подобно константинопольскому патриарху, о главенстве греческого народа (как и любого другого) в Церкви неуместно и недопустимо.

Нет избранных, есть Христовы

Время богоизбранного народа осталось в Ветхом Завете, теперь мы все один народ — народ Христов.

Слово «диптих» произошло от двух древнегреческих δύο — «два» + πτῠχή — «табличка, дощечка». В древней Греции и Риме использовались для записи различной информации. Диптих — это две деревянные, металлические или костяные таблички, соединенные между собой. Записи велись во внутренних складках, в то время как внешняя часть могла украшаться различными способами. Помимо них существовали такие «блокноты» с тремя и более табличками и назывались триптихами (с тремя), тетраптихами (четырьмя), пентаптихами (пятью), и такие таблички в целом имели название полиптих от слова πολύ-πτῠχος — «многотабличный», или же состоящий из многих табличек.

Консульские складни

В Византии такие таблички вручались консулам после поступления на службу. Самый старый известный консульский диптих был сделан в 406 году, причем последний найденный датирован 541 годом. Они отличались большим размером. На внутренней стороне помещался список консулов, а на внешней (обложке) изображался заказчик самого диптиха. Частично консульские таблички были использованы в качестве досок для напрестольного Евангелия и других церковных книг.

Диптих православных церквей

Православие

В церковной среде диптих — это список автокефальных православных церквей, а также их последовательность поминовения во время богослужений. На этом основании распределяются места при сослужении глав и представителей Церквей, во время присутствия на православных форумах, соборах и других общих мероприятиях. Диптих — это основа церковного этикета.

Благодаря религии, сохранились и консульские складни, поскольку хранились церквями и украшались эмалью, золотом и драгоценными камнями. Впоследствии на диптихах стали изображать Иисуса Христа, Божью Матерь, апостолов и иллюстрации событий священной истории. В Древней Церкви создавались двойные таблички различных видов, среди которых были:

  • Мартирологи — списки мучеников и святых.
  • Крещальные диптихи — с именами новокрещенных лиц.
  • Списки живых христиан — обычно имена местного епископа и архиереев, клириков и других членов церковной общины.
  • Списки усопших христиан, в которые вносились имена преставившихся епископов, диаконов, пресвитеров и клириков местной общины.
  • Епископские списки с именами епископов, живых или усопших.

Современное время

В настоящее время диптих — это композиция двух фотографий, состоящая из различных или двух частей одного изображения. Это создает возможность выражать смысловую нагрузку и эмоции. Два взаимодополняющих изображения, рассказывающих один и тот же сюжет, но под разными углами.

Фотографов, занимающихся таким способом самовыражения, не очень много, но и среди них есть интересные работы.

Диптих православных церквей

Можно самому научиться создавать диптих при помощи двух фотографий, сделанных в разное время. При этом у такой фотографии появляется собственная история, которую можно выразить без слов.

Диптих православных церквей

Также существуют художники, рисующие диптихи, которые, по сути, являются двумя картинами, расположенными рядом друг с другом.

Диптих православных церквей

Художники выставляют свои картины в галереях рядом друг с другом, при продаже картины рекомендуется не менять местами, чтобы не исказить замысел автора. Вот что значит диптих в современное время.

Диптих православных церквей

Сегодня «Российская газета» объясняет значение и дает толкования ключевым понятиям из «словаря раскола».

Томос

Томос (иногда пишут «томас»), наверное, главное слово из «словаря раскола», в переводе с греческого означает «кусок» и происходит от глаголов «резать», «делить».

Оно означает «указ» самого высшего по сану человека — предстоятеля самостоятельной православной церкви. Такой указ издается по важному вопросу церковного устройства и сопровождается более торжественной и полной подписью, чем другие патриаршие указы.

Именно томосом обычно предоставляется самостоятельность или автономия какой-либо церковной области, после чего она становится отдельной автокефальной церковью.

Но томос издает «материнская» церковь, которая предоставляет автономию в управлении какой-то части своей церкви. Константинопольская церковь вот уже 300 лет не материнская церковь для украинского православия, по сути, она входит в чужую семью. Томос она решила предоставить раскольникам Украинской православной церкви, сняв с них анафему и запреты в служении. При том, что наскоро оправданные получатели томоса никак не могут договориться между собой.

Вот как комментирует проект предоставления Константинополем томоса заместитель главы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе:

— Остается открытым вопрос: кому все-таки Константинополь собирается дать томос при столь больших разногласиях среди его потенциальных получателей? Этот вопрос следует задать человеку, который инициировал этот абсолютно беззаконный и не основанный ни на каких церковных канонах процесс, — патриарху Варфоломею. В истории церкви томосы предоставлялись, но уже существующим церковным структурам. В данном случае ситуация уникальная: группа политических и религиозных авантюристов пытается создать фейковую религиозную структуру и вручить ей документ, который они почему-то называют томосом. На самом деле это скорее «лицензия на осуществление религиозной деятельности».

Автокефалия

Автокефалия в переводе с греческого означает «амоглавие». Это самостоятельный статус поместной церкви, предполагающий ее административную независимость от других поместных церквей.

Во главе автокефальной церкви стоит свой предстоятель — патриарх или архиепископ. Необходимое условие предоставления автокефалии — желание большинства верующих, духовенства и епископата ее получить. Напомним, что Константинополь, готовый предоставить автокефалию украинскому православию, никак не учитывает, что каноническая Украинская православная церковь ее не просила — ни у Москвы, ни тем более у Константинополя. Даровать автокефалию церковной области может только «материнская» церковь, в юрисдикции которой находится претендующая на автокефалию ее каноническая часть. Материнской для украинского православия является Русская православная церковь.

Евхаристическое общение

Евхаристия (в переводе с греческого — «благодарение») — это таинство причащения, занимающее центральное место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной церкви.

Евхаристическое общение — это общение в Евхаристии, то есть совместное причащение Святых Христовых Таин или возможность совместного причащения. Соответственно и возможность совместной подготовки этого таинства. Всякая Божественная литургия и предшествующая ей Проскомидия — это подготовка к тому, чтобы таинственным и непостижимым для человека образом хлеб и вино, которые участвуют в богослужении, стали Телом и Кровью Христа.

Пребывание Поместных православных церквей в евхаристическом общении означает, что священнослужители этих церквей могут совместно совершать Божественную литургию, а церковный народ — причащаться Святых Христовых Таин в храмах этих церквей — и своей, и той, с которой она сохраняет евхаристическое общение.

Разрыв общения означает, что совместное служение и причащение Святых Христовых Таин невозможно.

Экзарх

Диптих православных церквей

Диптих православных церквей

Экзарх, буквально означающий в переводе с греческого «глава, руководитель», — это представитель патриарха. Обычно экзархами посылаются архиереи — епископы, архиепископы или митрополиты. Экзарх руководит отдельным церковным округом за пределами той страны, где находится предстоятель. В Русской православной церкви, например, экзарх есть на территории Белоруссии.

Патриарх Константинопольский Варфоломей, нарушая все каноны, послал в Киев, на чужую каноническую территорию, двух своих «экзархов», которые якобы должны подготовить украинских православных к получению томоса.

Диптих

Диптих (в переводе с греческого — «сложенный вдвое») — это упорядоченный список автокефальных (самостоятельных) православных церквей. А также последовательность поминовения их предстоятелей во время богослужений. Диптих Русской церкви выглядит так:

14. Чешских земель и Словакии

15. Православная церковь в Америке.

Диптих — основа церковного этикета. Согласно ему распределяются места за богослужением и на любом совместном мероприятии, в котором участвуют несколько предстоятелей. Место в диптихе не дает преимуществ — это первенство чести, а не власти. Все автокефальные церкви равноправны.

Диптих православных церквей

Диптих православных церквей

Напомним, что сейчас решением Синода Русской православной церкви поминовение Константинопольского патриарха, как и сослужение с ним и с иерархами его церкви, приостановлено.

Фанар

Фанар — район Стамбула (Турция), в котором находится резиденция Константинопольского патриарха. Эта резиденция была построена на деньги русского царя Федора Иоанновича в 1601 году. В СМИ это слово часто употребляется как синоним официальной церковной власти Константинополя.

В публикации использованы материалы журнала «Фома».

Что такое автокефалия?

Автокефалия — это статус независимости поместной Церкви от других поместных Церквей. Просить автокефалию, — значит просить независимости. Слово произошло от греческого αὐτοκεφαλία , что в переводе означает «самовозглавление».

В Православной Церкви существуют различные поместные Церкви, которые все вместе состоят в единстве вероучения, но каждая из поместных Церквей — автокефальная, независимая. Автокефалия — административный статус, который относится к области церковного права.

Автокефалию может запросить любая поместная Церковь, которая готова обеспечить самоуправления. Во главе автокефальной Церкви стоит епископ. Каждая автокефальная Церковь имеет собственную цепочку Апостольского преемства.

Права автокефальной Церкви

Автокефальные Церкви имеют права на:

  • свои законы, касающиеся административной части и иерархического положения;
  • канонизацию святых по собственному усмотрению;
  • самостоятельное освещение миры (С точки зрения Московского Патриархата, исключительной прерогативой автокефальной церкви является право самостоятельно совершать мироварение. С точки зрения Константинопольского Патриархата право совершать мироварение принадлежит Константинопольскому Патриарху в сослужении представителей Поместных Православных Церквей);
  • введение новых песнопений;
  • самостоятельное ведение суда;
  • созыв поместных церквей и инициирование созыва автокефальных церквей.

Порядок провозглашения автокефалии

Порядок провозглашения автокефалии долгое время был предметом спора. Вопрос даже собирались вынести на рассмотрение Всеправославного Собора в 2016-ом году. Константинопольская кафедра и иные поместные Церкви имеют ряд разногласий по этому вопросу. Он до сих пор остается очень острым.

Автокефалия Русской Православной Церкви

Автокефалия Русской Православной Церкви отсчитывается с 1448 года. Начало независимости положило избрание митрополита Московского и всея Руси (Ионы) русскими архиереями по бла­го­сло­ве­нию Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Гри­го­рия III . Учреждение в России патриаршества в 1589 году прочно утвердило самостоятельность Русской Православной Церкви.

Сколько автокефальных Церквей существует?

Сейчас насчитывается 15 автокефальных Церквей:

  1. Константинопольская,
  2. Александрийская (Египет и некоторые страны Африки),
  3. Антиохийская (Сирия и Ливан),
  4. Иерусалимская,
  5. Русская,
  6. Грузинская,
  7. Сербская,
  8. Румынская,
  9. Болгарская,
  10. Кипрская,
  11. Элладская (Греческая),
  12. Албанская,
  13. Польская,
  14. Чехословацкая,
  15. Американская.
  16. Диптих Константинопольской Церкви включает также Украинскую Православную Церковь. Константинопольская православная церковь дала статус автокефалии Церкви Украины в 2019 году. Часть общепризнанных автокефалий не согласны с таким решением, другая же част пока не сделала официального заявления по этому поводу.

Существуют автокефалии, которые объявили о своей независимости, но это решение не было принято другими автокефальными Церквями:

  • Заграничная русская православная церковь.
  • Автономная Российская православная церковь.
  • Истинно – православная русская церковь.
  • Автокефальная церковь Белоруссии.
  • Старообрядческая Русская православная церковь.
  • Древлеправосланая русская церковь.
  • Древлеправлславная поморская церковь.
  • Древлеправославная церковь старопоморья.
Ссылка на основную публикацию