Дево радуйся молитва

Практически все православные верующие считают молитву «Богородица Дева, радуйся» одной из самых популярных и почитаемых молитв. Многие верующие называют это обращение к пресвятой Богородице «Ангельским приветствием».

Полный текст молитвы «Богородица Дева, радуйся» — это молитвословия, представляющие собой восхваляющие Богоматерь приветственные фразы, написанные в Евангелие. К примеру, одна из них произносилась устами архангела Гавриила, сообщающего Деве Марии о рождении будущего Спасителя.

Толкование молитвы «Богородица Дево, радуйся»

Смысл молитвы «Богородица Дева, радуйся» — в помощи всему человечеству, и, конечно, в том, что земное служение Богоматери – рождение Иисуса Христа, искупившего в будущем все грехи человеческие. Поэтому спасение души каждого из нас зависит от искренности и истинной веры в Господа Бога.

  • «Богородица» — родившая Бога;
  • «Радуйся, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах» — эти слова взяты из приветствия Архангела Гавриила на Благовещении, когда он известил Пресвятую Деву Марию о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа Сына Божия (Лк.1:28).
  • «Благословенна Ты в женах» — эти слова означают, что Пресвятая Дева Мария выбрана Господом стать Матерью Божией среди множества других женщин, соответственно, прославлена более всех других жен (Лк.1:42; Пс.44:18).
  • «Благодатная» – значит исполненная благодати, милости от Бога.
  • «Благословен Плод чрева Твоего» — слова приветствия праведной Елисаветы, когда Святая Дева Мария после Благовещения пожелала ее посетить (Лк.1:42).
  • «Плод чрева Ее» – младенец Девы Марии, т.е. сын Божий Иисус Христос.

Текст молитвы «Богородице Дево, радуйся» на русском языке есть в каждом молитвослове, поэтому, если вы не знаете наизусть все её слова, можно воспользоваться им. Тем более, читать её можно и на церковнославянском, и на русском языке, так слова там указаны с ударениями.

Читают молитву в таких ситуациях:

  • для укрепления веры;
  • в горе и печали;
  • в унынии;
  • перед принятием пищи;
  • в долгой и трудной дороге;
  • изгоняя злых духов.

Главное – помнить, что читать обращение к Богоматери надо искренне и с чистым сердцем. Ни в коем случае нельзя обращаться к молитве, чтобы пожелать кому-либо несчастья или обмануть. Помыслы человека, произносящего эти богоугодные слова, должны быть также не греховны.

Текст молитвы «Богородице Дево, радуйся»

На церковнославянском языке с ударениями

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.

На русском языке

Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

Среди множества молитв, обращённых к Божией Матери, особое место занимает Песнь Пресвятой Богородице, но правильно ли называть это песнопение молитвой, ведь здесь, вроде бы, нет никаких прошений?

Дево радуйся молитва

«Богородице Дево, радуйся» на разных языках

В современной редакции эта молитва по-церковнославянски звучит так: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

В старинных книгах можно встретить немного другой вариант окончания молитвы: «я́ко родила́ еси́ Христа́ Спа́са, Изба́вителя душа́м на́шим».

На интернет-ресурсах есть греческий, сербский, молдавский и другие переводы молитвы.

На латыни аналог песнопения «Богородице Дево, радуйся» — молитва «Аве Мария». Приведем ее в русском переводе: «Радуйся, Мария, благодати полная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего Иисус. Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь».

В каждом из переводов есть свои детали, но в целом их объединяет одно: в основу молитвы «Богородице Дево, радуйся» положено приветствие, сказанное при Благовещении архангелом Гавриилом Деве Марии: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1:28).

В материале о «Богородичном правиле» — молитвенном повторении «Богородице Дево, радуйся» 150 раз — мы рассматривали ещё две цитаты из Библии. Это величание Девы Марии праведной Елизаветой: «Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк. 1:42). И ответ Самой Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1:47).

Нетрудно заметить, что в евангельском тексте отсутствуют выражения «Богородице Дево», «Марие», «родила еси душ наших», однако они прекрасно дополняют библейские фразы и делают их цельной молитвой.

Кто автор этой молитвы?

Церковные историки не могут назвать единого автора Песни Пресвятой Богородице. Иногда авторство приписывают святителю Кириллу Александрийскому, одному из Отцов Церкви V века. Известно, что после Третьего Вселенского собора (431 год) приветствие Архангела Гавриила стало часто встречаться в гимнах и проповедях, посвящённых Божией Матери.

До наших дней сохранился найденный в Египте осколок глиняного сосуда, который содержит греческий текст, близкий к «Богородице Дево, радуйся». Этот сосуд датируют VI-VII веками. Значит, в то время молитва уже была распространена.

Известный литургист, доктор церковной истории, профессор Михаил Скабалланович находит прототип тропаря «Богородице Дево» в поминальной молитве на древней литургии апостола Иакова, чин которой сложился к IV веку. Отголоски этого можно найти и в более поздних литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Скорее всего, после слов «Изрядно о Пресвятей, Пречистей…» священник читал именно эту молитву. Сегодня в этот момент службы хор поёт «Достойно есть» — песнопение, также посвященное Божией Матери.

Три типа молитвы

После исторического экскурса вернёмся к вопросу, вынесенному в заголовок. Можно ли назвать молитвой слова, в которых мы у Богородицы ничего не просим — ни здоровья, ни денег, ни благополучия?

Чтобы ответить на него, нужно вспомнить, что молитва — это не только просьбы о чём-то. Это прежде всего наш разговор с Богом, Богородицей или святыми. А в любом разговоре можно затрагивать разные темы.

Обычно выделяют три типа молитвы: просительную, благодарственную и славословную. Просительная молитва — это привычные нам «дай, подай, помоги». Такие прошения встречаются чаще всего. После получения просимого было бы неплохо поблагодарить Господа или Его святых. Это и есть благодарственная молитва.

В молитве славословной, к которой относится «Богородице Дево, радуйся», мы уже не просим и не благодарим, а вместе с Небесными бесплотными Силами восхваляем Пречистую Деву Марию.

О чём мы просим Господа и Богородицу?

Фактически, молитва «Богородице Дево, радуйся» состоит из четырёх частей.

1. «Богородице Дево, радуйся»

Пожелание радости — это обычная форма приветствия в древности. Вспомним, как часто это слово встречается в посланиях апостолов. «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться» (Иак. 1:1), — вот одна из цитат.

Исповедуя Пречистую Деву Богородицей, мы словно касаемся самого существа Божией Матери и получаем Её благословение. В одной книге есть слова монаха-отшельника, который говорил, что эти слова слышит не только Богородица, окружённая ангелами. Нашу молитву слышат и бесы. Вот почему они тут же начинают отвлекать ум на что угодно, тем самым мешая молиться. Сумеем пройти это испытание — тогда станем в своём славословии подобны ангелам.

2. «Благодатная Марие, Господь с Тобою»

Это фактически цитата из Евангелия от Луки. Повторяя приветствие, сказанное архангелом Гавриилом при извещении Марии о будущем рождении Иисуса Христа, мы невольно соприкасаемся с историей как Ветхого, так и Нового Завета. Мы подтверждаем, что с Девой Марией зримо или незримо всегда присутствует Господь. А значит, Он присутствует и с нами.

«Господь с Тобою. Эти слова можно сказать всякому человеку, хранящему заповеди Господни. И ко всем Господь близок, только люди сердцами своими далеки от Него, по мыслям своим, по намерениям, по расположениям сердечным, по словам и делам своим, противным закону Божию», — говорил праведный Иоанн Кронштадтский.

3. «Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего»

Произнося слова праведной Елисаветы, к которой пришла Богородица, мы вместе с Елисаветой подчёркиваем: Дева Мария — наиболее «благословенная», то есть наиболее прославленная среди остальных людей, когда-либо живших на Земле. Чудесное зачатие и рождение Иисуса Христа освятило и душу Богородицы, и Её плоть. Она удостоилась венца святости, к чему нужно стремиться и нам.

4. «Яко Спаса родила еси душ наших»

Христос — Спаситель наших душ. Будучи распятым на Кресте, Он пролил Кровь за каждого из нас. А мы своими грехами словно вновь пригвождаем Спасителя ко Кресту. Между тем, именно спасение души и стремление в Царство Божие должны стать целью нашей жизни. Часто ли такие прошения звучат в наших повседневных молитвах? Скорее всего, нет.

Таким образом, «Богородице Дево, радуйся» — это молитва, которая имеет очень глубокий смысл. Прославляя Матерь Божию, мы радуемся вместе с Ней, наполняя и свою душу Божественным светом.

Вступая через Пречистую Деву в общение с Богом, мы получаем в Её лице нашу заступницу и ходатаицу. И в бедах, и в радостях мы прибегаем к Матери Божией. Наверное, поэтому эту молитву так любят в народе.

На протяжении всей своей долгой истории Восточная Римская империя или Византия постоянно с кем-то воевала. На неё поочередно или все вместе нападали персы, арабы, скифы, славяне. В большинстве случаев Византии удавалось справляться с врагами и выходить победительницей из многочисленных войн. Со временем у византийского войска появилась традиция — в случае триумфа при возвращении домой нести впереди особое знамя, названное «тропайа». Оно символизировало собой военную мощь империи. Впоследствии от слова «тропайа» было образовано церковное понятие «тропарь». Оно стало обозначать торжественное песнопение, в котором прославляется победа — мученика над язычеством, преподобного — над страстями, наконец, Самого Спасителя, Господа Иисуса Христа — над смертью.

В современном богослужении используется множество тропарей. Но самым древним является тропарь, названный по первым своим словам, «Богородице Дево, радуйся». О содержании данного молитвословия рассказывает священник Антоний Борисов:

Тропарь «Богородице Дево, радуйся» состоит из двух частей. Первая звучит так: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою». Перевести этот текст на русский язык можно так: «Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою». Эта часть тропаря была составлена на основании приветствия архангела Гавриила к Божией Матери. Чтобы возвестить Пресвятой Деве о том, что Господь избрал Её стать Матерью Спасителя мира, к Ней послан был архангел Гавриил. Он явился перед Девой Марией, сказав: «радуйся благодатная! (то есть исполненная благодати Божией). Господь с Тобою! Благословенна Ты среди жён». Слова «Благословенна Ты в женах (т.е. среди жён)» означают, что Пресвятая Дева Мария, как Матерь Божия, прославлена более всех других женщин. Вторая часть тропаря «Богородице Дево, радуйся» составлена на основании другого приветствия — святой Елисаветы, матери пророка Иоанна Предтечи, к Божией Матери. Звучит эта часть так: «Благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». По-русски её можно передать так: «Благословен Плод, Тобою рождённый, потому что Ты родила Спасителя душ наших». Под словами «Плод чрева Твоего» понимается Сын Божий Иисус Христос. Это приветствие святая Елисавета произнесла, когда увидела Деву Марию и поняла, что Та в скором времени родит Спасителя Мира.

Тропарь «Богородице Дево, радуйся» поётся на каждой вечерне, которая служится в субботу вечером, т.е. накануне воскресенья, а также на других праздничных службах. Во время пения «Богородице Дево, радуйся» в знак особой торжественности священник открывает Царские врата — центральные двери иконостаса. Это является символом того, что через рождение Спасителя от Богородицы людям было открыто Царство Небесное. А теперь давайте послушаем молитву «Богородице Дево, радуйся» в исполнении хора Валаамского монастыря.

Ссылка на основную публикацию