Чудотворная икона николая чудотворца

Николай Чудотворец — удивительная личность. При жизни он был искренне верующим человеком. Он служил Богу, творя добро, помогая всем, кто нуждается, отдавая все свое имущество на благие цели. Этот человек показал многим неверующим силу молитвы, обратил их к христианству. Уже при жизни он творил чудеса, моля Спасителя о ближних.

После смерти тело Николая не разложилось, а превратилось в мощи. Другими словами, оно мумифицировалось без участия человека — это чудо, которое Бог творит, показывая всем, что при жизни умерший был настоящим праведником.

Кратко о Николае

С детства мальчик выделялся среди сверстников живостью ума, тягой к познанию мира и неиссякаемой энергией. Его очень интересовало священное писание — молодой Николай много времени проводил за его изучением.

Дядя святого был епископом. Он заметил у мальчика тягу к служению Господу, помог стать священнослужителем. Не только трудностями и лишениями Господь испытывал Николая, но и богатством. Сам он был из богатой семьи, что создает для молодого человека множество искушений. Вместо того чтобы стать разбалованным юношей, которого интересуют только гулянья, парень с молодых лет занимался благотворительностью. Он никому не отказывал в помощи, если видел, что человек действительно нуждается.

Жизненная позиция святого была крепкой, устойчивой. Период правления Диоклетиана (284–305 гг.) характеризуется гонением христиан. За проповедование слова Божьего Николай несколько раз был заточен.

Историки сходятся во мнении, что чудотворец имел идеальный нравственный облик: он не нарушал ни одну из заповедей, всегда подавлял внутри себя греховные чувства, например, злобу или зависть. Существует мнение о том, что во время Вселенского Собора (первый всеобщий сбор священников) Николай ударил своего оппонента за богохульные высказывания о Христе. Авторитетные ученые, например профессор истории церкви Василий Болотов, говорят о том, что это выдумка. В пользу этого утверждения свидетельствует то, что ни в одном из упоминаний о Никейском Соборе не фигурирует имя святителя Мирликийского. Его там просто не было. При этом никто не сомневается, что над ним проводили Соборный суд.

Чудотворная икона николая чудотворца

Известные деяния

Благодаря постоянному служению Богу через чтение молитв, проповедование, помощь нуждающимся, соблюдение заповедей, Николай при жизни мог творить чудеса. Господь прислушивался к его молитвам.

В частности, однажды Чудотворец воскресил человека. Когда начался шторм, он был на корабле. Стихия так разбушевалась, что ни один из моряков не думал остаться живым. Чтобы получить малейший шанс на спасение, они начали сворачивать паруса. Матрос, которому выпало залезть на мачту, упал с неё. Высота — около 3-4 метров. При таком падении выжить невозможно. Смерть юноши потрясла Николая, он упал на колени и воззвал к Господу. Парень ожил. Всему составу команды, находящемуся на корабле, также повезло — все остались невредимы. По возвращении домой они приняли христианство.

Другое деяние знакомо всем с детства. Оно о трех сестрах, которых отец не мог содержать, так как разорился. Зарабатывать самостоятельно женщина не имела права. Выдать девушек замуж было невозможно, так как не было приданого. Единственный вариант — отдать дочек в прислужницы, что практически означало рабство. Узнав об этом, Николай взял три мешочка золота и подбросил их по очереди каждой сестре. Чтобы его не заметили, он бросал деньги в окно. На третью ночь отец трех сестер заметил Николая и пал ниц перед ним, благодаря за щедрость. Чудотворец лишь взял с него клятву о том, что отец не расскажет никому о содеянном — Бог велел всем нам делать добро скрыто.

С легендой о трех сестрах связана западная сказка о Санта-Клаусе. Перед рождеством люди подвешивают перед камином носки, а после подкладывают внутрь подарки. Это связано с тем, что, по другой версии истории, Николай кидал мешочки с золотом в дымоход и они попадали в развешенные у камина чулки девушек. С тех пор и прижилась эта традиция.

Разные виды святынь

Существует несколько типов икон Николая Чудотворца:

Также существуют иконы с изображением деяний святого.

О чем чаще всего просят Николая Чудотворца?

Важно понимать, что любой святой покровительствует всем христианам, готов помочь каждому, кто обратится за помощью. Но существуют традиции, почитая которые, святыням с разными образами молятся о разных вещах. К Николаю чаще всего обращаются со следующим:

  • Защита путешественников, особенно моряков. Святой при жизни много путешествовал по воде. В искренней молитве он останавливал бури, воскрешал погибших членов команды, поэтому стал славиться как покровитель моряков. Николай был путешественником, совершал паломничества, из-за чего стал считаться помощником для каждого, кто странствует.
  • Защита детей.
  • Примирение враждующих. Чудотворец при жизни был мудрым человеком, способным вмешаться в спор и помочь сторонам избавиться от агрессии, прийти к компромиссу.
  • Поиск семейного счастья. У Николая просят о том, чтобы он помог встретить вторую половинку, с которой хочется прожить всю жизнь. Женатые люди обращаются в молитве к святому, чтобы он помог разрешить семейные ссоры, уберег от развода в тяжелые для пары времена.
  • Николая при жизни несправедливо осуждали, сажали в тюрьму за то, что он проповедовал христианскую веру. Поэтому ему молятся несправедливо осужденные, а также те, кто хочет исправиться, получить прощение за содеянные преступления, начать новую, праведную жизнь.

Дни почитания

  • 6/19 декабря – почитание иконы Никола зимний.
  • 9/22 мая – почитание иконы Никола вешний. Установлено после переноса святых мощей Чудотворца в итальянский город Бари, где они находятся по сей день.
  • 29 июля/11 августа – рождение Святого Николая.

Где можно помолиться чудотворным иконам Николая?

Николай Чудотворец есть практически у каждого православного храма. Поэтому помолиться, поставить свечку можно в ближайшей от вас церкви.

Перечень чудотворных списков иконы Николая Чудотворца:

  • Святой образ, написанный в Бари, где хранятся мощи святого. Находится в московском храме Христа Спасителя.
  • Изображение Николы в житии на Пресне — Храм Рождества Иоанна Предтечи. Аналогичная святыня принадлежит храму Преображения, находящегося в Песках.
  • Кафедральный собор Елохова хранит икону, на которой изображены Никола, Варвара и Василий Великий.
  • Колпинский лик в церкви Пресвятой Троицы.

Образ сей написан в начале XVII века по наклеенному на доске холсту в 5,5 вершков длиной и в 4,5 шириной (24,5х20 см). По сторонам от поясного образа Святителя Николая на полях изображены двое святых небольшого роста – страстотерпцы Борис и Глеб.
Около 1675 года Никольский монастырь в одночасье сгорел дотла. Когда монахи стали осматривать пепелище, среди золы они нашли неповрежденным один образ – небесного покровителя обители Николая Угодника. Обгорела только задняя сторона деки, а лик Чудотворца остался невредим. Это чудо скоро приобрело известность, на Николо-Малицу стали приходить богомольцы. Многие крестьяне окрестных селений и жители Твери всех сословий приняли активное участие в строительстве монастыря: «Как воды с гор, потекли в монастырь подаяния и приношения православных христиан». Однако среди всех благотворителей по-особому выделялся стольник Григорий Дмитриевич Овцын. Усердие его позволило монастырю начать каменное строительство. Во славу Божию были возведены двустолпный пяти¬главый Спасский собор, одноглавая Никольская церковь с Одигитриевским приделом и шатровой колокольней. Настоятельский корпус, братские кельи и службы заново срубили из дерева.
С тех пор сохранилось в монастыре предание, будто некий игумен, опасаясь, что обитель вновь оскудеет, запретил братии по ночам возжигать пред образом Николая Чудотворца лампаду. Ему хотелось сэкономить расход масла и уберечь обитель от пожара. Но однажды к игумену явился Святитель Николай и заверил его, что не оставит обитель без покровительства. С того времени и горели в Малицком монастыре пред образом Святителя Николая две неугасимые лампады – одна в церкви, другая – в часовне.
В дни коронационных торжеств 1742 года по случаю восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны действительная статс-дама ее величества, графиня Мавра Егоровна Шувалова, следуя из Петербурга в Москву и будучи беременной, сильно захворала. Она была вынуждена остановиться в Малицкой слободе. Прибывший из Твери доктор нашел состояние графини очень тяжёлым, опасаясь за жизнь младенца в утробе матери. Набожная хозяйка дома, в котором находилась сановитая гостья, решилась сказать ей о чудотворном образе Николая Мирликийского в Малицком монастыре. По желанию графини принесли эту икону и отслужили угоднику Христову молебен. Горячо молилась Мавра Егоровна и по вере своей получила облегчение, позволившее ей благополучно добраться до первопрестольного града. В Москве графиня в скором времени разрешилась от бремени, назвав новорожденного сына Николаем, крёстной матерью которого стала подруга графини императрица Елизавета Петровна.

Лежа на смертном одре, графиня дала обет Господу по выздоровлении перестроить деревянную Малицкую обитель в камне. Счастливый отец, граф Петр Иванович Шувалов, с большим желанием откликнулся на благочестивое движение души своей супруги. Влиятельнейший государственный деятель того времени, президент Военной коллегии, он прежде всего был православным русским человеком. И первым даром монастырю стала украшающая икону Святителя «золотая риза с драгоценными камнями (вес – девяносто семь золотников)». В доме графа до той поры хранилась святыня всего Шуваловского рода серебряный позлащенный ковчег со ста частицами святых мощей, в том числе Николая Чудотворца. Она также была передана Малицкой обители.
С 1751 года в Николо-Малицком монастыре на средства графа Шувалова возводится комплекс новых каменных построек в стиле барокко. По плану реконструкции обитель приняла правильную прямоугольную форму. В ее центре располагался перестроенный Спасский собор в виде усложненного греческого креста с приделом Николая Мирликийского и ризницей.
В годы правления Александра II Освободителя (1855-1881 г.г.) по стране прошли эпидемии холеры и тифа. Эти страшные болезни собирали по России гибельную жатву и люди не знали, как от них уберечься. Тверской край также подвергся страшным бедствиям. Жители Твери и окрестных деревень толпами стекались в Малицы просить заступничества Святителя Николая Чудотворца. Те, кто приходил в обитель с мольбой о помощи, не только сами не пострадали, но и домашние их были не тронуты смертельными болезнями.
Замечательной традицией того времени явился учрежденный в 1863 году в память избавления Твери от эпидемий и пожаров крестный ход с образом Святителя из Никольской обители к Кафедральному Спасо-Преображенскому собору, где икона пребывала до 21 мая. В день памяти святого торжественная процессия с сотнями хоругвей доставляла икону обратно в монастырь.
В дни, когда икона Святителя Николая находилась в Твери, ее по просьбам горожан носили по домам. Хозяева домов служили пред образом Николая Угодника молебны, проводили водоосвящения, давали больным коснуться чудотворного образа и попросить исцеления. Икона была доступна каждому, кто чтил Святителя Николая. Люди получали помощь, и слава о чудотворном образе Малицкой обители распространялась.
После Октябрьского переворота 1917 года начались притеснения, а в 20-е годы последовало расхищение и уничтожение монастыря. В Тверском архиве сохранилось последнее документальное упоминание о Малицком чудотворном образе Святителя Николая от 12 мая 1929 года.
Это было прошение Николо-Малицкого церковного совета к Тверскому губернскому административному отделу разрешить 22 мая перенести крестным ходом икону Николая Чудотворца из монастыря в церковь Вознесения, что за р. Волгой. Там она должна была находиться для поклонения верующих до 14 июля, а затем вновь вернуть в обитель. Авторы прошения ссылались на «столетнюю» практику и наивно полагали, что им разрешат провести крестный ход. Но прошение осталось без ответа, никаких распоряжений церковный совет не получил.
До сих пор не удалось документально установить дату закрытия Малицкого монастыря. В массовом порядке монастыри, за редким исключением, были закрыты и уничтожены по всей стране в 1929-30 г.г.
После окончания Великой Отечественной Войны, когда режим атеистической советской власти по отн ошению к Церкви немного смягчился, верующие люди, тайно сохранившие чудотворную икону Святителя, передали её в тверской храм Белая Троица, единственный действующий на тот момент в Калинине. Там святыня находилась долгие годы, в киоте, рядом с мощами святого Макария Калязинского, продолжая исцелять от недугов просящих и дожидаясь своего исторического возвращения на священную монастырскую землю.
Главным событием в современной истории обители можно считать возвращение под монастырские своды старинной иконы Святителя Николая, чудом спасённой во время пожара и исцелившей умирающую графиню Шувалову. Это радостное событие произошло летом 2010 года. Невероятно, но из всех святынь древнего монастыря, уничтоженных и утраченных в советские годы, необъяснимым чудесным образом сохранилась только эта икона великого заступника Николаевской обители.
Уже в святых стенах восстановленной обители чудеса исцеления человеческих болезней перед возвращенной иконой Святителя Николая продолжаются. Получают облегчение верующие с тяжёлыми, незаживающими ожогами, травмами, стремительно теряющие зрение, мужественно борющиеся с онкологическими заболеваниями, серьёзной патологией беременности и бесплодием.

Чудотворная икона николая чудотворца

ВОЗРОДИМ СВЯТЫНЮ

Внесите свой посильный вклад в Благое дело возрождения Отмицкого монастыря. У Господа даже малая лепта, принесенная от всего сердца, не останется без награды.

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

При Николаевском Малицком мужском монастыре с 20 сентября 2015 года работает Воскресная школа для детей. Занятия проводятся по воскресным дням в 12 часов. (с)

Дни почитания — 22 мая, 11 августа и 19 декабря.

Николаю Угоднику молятся о благополучии в пути, от бури и потопления на море, об исцелении от разных недугов, о покровительстве семейного очага, о помощи в разных бедах, от грусти и уныния, за детей, чтобы пристроить в замужество дочерей, о помощи в бедности и нужде, о заступничестве за вдов и сирот, о сострадании к беззащитным, в плену у врагов.

Архиепископ Мира Литийского был прославлен как Божий угодник.

Одна пара не могла иметь детей, они долго молились Господу о малыше. Спустя время у них родился прекрасный ребенок и назван он был Николаем. Еще с рождения он начал проявлять чудеса. Его мать Нонна, которая долго была больна, получила исцеление во время родов. Во время крещения младенца, тот простоял в святой купели около трех часов без чьей либо помощи, тем самым воздавая честь Пресвятой Троице. Всем стало понятно, что малыш был непростым ребенком.

С юности Николай Чудотворец проявлял милосердие ко всей пастве, помогал нуждающимся и отдавал свое имущество нищим. Свои благородные дела он старался делать тайно и никому о них не рассказывал. Он проводил день за днем в храме, молясь о людях, которые хотели получить помощь. Есть легенда, как Николай тайно помог одному богатому купцу, который остался нищим. У того было трое дочерей, тяжелое финансовое положение натолкнуло купца на мысль. Он решил отдать своих дочерей на блудодеяние и тем самым поправить свое материальное состояние. Спаситель Николай, узнав об этом, был расстроен и дабы купец не взял на себя этот грех, он пришел ночью к их дому и бросил в их окна мешочки золота. Так он спас эту семью от грехопадения.

Епископ Патарский принял решение поклониться святым местам в Иерусалиме и назначил Николая управляющим паствой. Чудотворец с любовью и трепетностью исполнял наказ. По возвращению епископа, Николай чудотворец обратился к тому за благословением на поездку в Иерусалим по святым местам. По пути к святой земле, у святителя Николая было видение, в котором он видел крушение корабля от шторма. Он видел на корабле самого дьявола. По прошениям людей, Николай долго молился о спокойствии моря, и катастрофы удалось избежать. Во время этой же поездки матрос разбился, упав с мачты. Николай чудотворец с помощью молитв воскресил его.

Приехав в святой город Иерусалим, первым делом святой Николай поднялся на Голгофу, на которой был распят Иисус. Он долго благодарил Спасителя за спасение народа и неустанно молился. Позже паломник прошел по всем святым местам, останавливаясь в каждом для молитвы. На Сионской горе, перед великим Николаем ночью открылись двери в церковь. После обхода всех святых мест, Николай решил уйти в пустыню, но Господь остановил его и повелел возвращаться домой. Вернувшись на Родину, чудотворец стал членом братства Святого Сиона. Но его Божественный глас сказал, что это не его жизненная дорога, что на земле его ждут великие дела и многие люди должны получить его помощь.

Чудотворец дожил до глубокой старости и тихо скончался во сне. Его нетленные мощи решили сохранить. Местная Кафедральная церковь поместила их в раку. Мощи долго мироточили, миро использовали во благо людей, многие люди исцелялись с ее помощью.

Было принято решение передать мощи Николая Чудотворца в церковь святого Стефана, которая располагалась недалеко от моря. Во время торжественного перенесения, многие люди получали исцеление от своих недугов, что еще больше укрепляло веру в людей о чудесной помощи Николая Чудотворца. Позже в его честь был построен храм во имя святителя Николая.

Очень много чудесных образов Николая Чудотворца сохранились в России. До сих пор в его честь строятся храмы и монастыри. Именем Николай нарекают очень много младенцев.

Дни памяти Николая Угодника — 22 мая, 11 августа и 19 декабря. В эти дни люди молятся и просят помощи о милосердии к беззащитным, о крепкой семье, об удачном замужестве, исцелении всех болезней.

О святыне

Великорецкая икона Николая Чудотворца доступна для поклонения в Свято-Успенском Трифоновом мужском монастыре города Кирова.
Велико почитание святителя Николая в христианском мире. Почти семнадцать веков прошло после блаженной кончины Мирликийского чудотворца, но не ослабела народная любовь к нему, не померкла со временем его слава. Тысячи храмов посвящены святителю, написано множество икон с изображением святого, среди которых прославились чудотворные и особо чтимые образы. Как звезды сияют эти святыни на церковном небосклоне, указуя путь к спасению через бушующее море житейских страстей. Одной из ярчайших звезд этого великого сонма светит чудотворный Великорецкий образ святителя Николая.

Церковное предание бережно хранит память о явлении этого чудотворного образа. Начало древнейшей традиции крестного хода связано с обретением его на берегу реки Великой жителем деревни Крутицы Семеном Агалаковым. Однажды, как повествует сказание о явлении иконы, «некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся».
Первое чудо от иконы произошло там же в деревне, когда приложившись к чудотворной иконе исцелился крестьянин, который не мог ходить. Люди местных деревень, узнав о творящихся чудесах от иконы, стремились побывать на том месте и возблагодарить Бога за дарованную им святыню. С этого времени берет свое начало и почитание места явления иконы. На берегу реки Великой, вскоре построили деревянную часовню. Она стала местом паломничества. Из окрестных деревень и сел шли люди поклониться святому месту. Источник, появившийся у сосны, где явился чудотворный образ, стал источником исцеления страждущих и скорбящих, чающих утешения Божия. Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы Вятского края – града Хлынова. Спустя некоторое время по соборному решению хлыновское духовенство и градоначальники обратились к жителям Великорецких деревень с просьбой перенести чудотворную икону в Хлынов ради ее безопасности и «многонародного собрания». Забирая икону, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой к месту его славного явления. Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций Вятской земли – Великорецкий крестный ход. Чудотворный образ был принесен в Хлынов и торжественно внесен в главный храм города во имя святого Прокопия Устюжского. Вскоре в честь святой иконы был сооружен деревянный Никольский собор, ставший на долгие годы главным городскими собором. Именно в этот храм со слезами и молитвой к святителю Николаю приходил великий подвижник, молитвенник и печальник земли Вятской преподобный Трифон Вятский – отец вятского монашества.

По приказу царя Ивана Грозного и благословению патриарха Макария, в 1555 году, Великорецкая икона совершила свое первое путешествие в Москву. Это событие действительно явилось славой имени святителя Николая на земле Российской. Проезжая по городам и селам от святой иконы исцелялись больные и творились многие чудеса. Летопись рассказывает: «и шел Николин образ Вяткою и Камою вниз, да Волгою вверх на Казань и на Свиязской город, и на Нижний Новгород Окою вверх до Коломны, а от Коломны Москвою рекою вверх». Это путешествие нашло отражение в знаменитом лицевом летописном своде, составленном в XVI столетии. Примечательно, то что в составители свода разделили рассказ о путешествии на две части, чтобы зримо отразить обширность пространств, освящаемых шествием чудотворного образа. Великорецкий чудотворный образ прибыл в первопрестольную столицу в праздник Петра и Павла. По принятому в то время обычаю, икону встречали в разных местах на подступах к городу именитые сановники, подчеркивая значимость происходящего. Судно с иконой плыло по Москве реке до Николо-Угрешского монастыря, где по повелению государя было встречено братом царя князем Юрием Васильевичем со свитою. У Симонова монастыря встречал сам государь всея Руси с боярами и именитыми людьми Московскими, как повествует летопись «с великою верою и многим желанием».

У Яузкого моста икону встречали архиереи и собор духовенства. Встерча сопровождалась торжественным крестным ходом. Предстоятель русской церкви – митрополит Макарий встречал чудотворный образ у Флоровских ворот Кремля. Икону торжественно внесли в Успенский собор «и поставиша против митрополичьего места», где митрополит в присутствии царя и огромного стечения православного люда совершил молебствие. «И на следующий день, — говорится в летописи, — в церкви Пречистыя быша неоскудные чудеса от образа великого чудотворца Николы…».

В те годы на Красной площади развернулось грандиозное строительство выдающегося памятника Казанской победы – собора Покрова на Рву или храма Василия Блаженного. По указу царя один из приделов этого удивительного храма был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая. Известно, что в ознаменование всех этих событий был установлен крестный ход из Успенского собора в придел «Николы Великорецкого на рву» и приурочен он был именно к 29 июля (11 августа н.с.) – празднику Рождества Николая Чудотворца. Установление в Москве празднования Рождества Николая Чудотворца, восходит к традиции существовавшей в Новгороде в XVI столетии и, очевидно, является инициативой митрополита Макария. Сам крестный ход и богослужения этого дня отображены на страницах лицевого летописного свода. Для нового храма и царских вкладов в российские обители, митрополитом Макарием были сделаны списки с чудотворного образа.

Как встреча великорецкой иконы, так и ее возвращение сопровождалось торжественным крестным ходом с участием царя и митрополита при огромном стечении народа. Маршрут возвращения иконы проходил через Вологду.

После взятия Казани татарское войско разбежалось и занималось разбоем по всей Руси. Чтобы сохранить чудотворный образ Николая Великорецкого государь приказал спрятать икону в Вологде. На набережной реки близ Ильинского монастыря, чудотворную икону закопали в известь. Образ находился там до тех пор, пока жители сражались за оборону города Вологды от нашествия татар. После победы, государю написали, что «татары под городом Вологдой разбиты живущими в нем и заступлением угодника и чудотворца Николая». Царь, узнав о случившемся, повелел написать список с иконы и оставить его в Вологде, а саму чудотворную Великорецкую икону отпустить на Вятку. Список был написан, а на том месте, где хранилась икона, был построен храм во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца, прозванная в народе «на извести». Ныне это Александро-Невская церковь в Вологде.

Школа или худ. центр: Новгород; Киев

  • Onasch 1961: XII в.
  • Алпатов 1978: XII в.
  • Новгородская икона 1983: Вторая половина XIII в.
  • ГТГ 1995: Конец XII — начало XIII вв.
  • Лазарев 2000/1: Начало XIII в.

Происходит из Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, куда, по монастырскому преданию, была привезена из Новгорода Иваном Грозным в 1564 году вместе с иконой Ярославской Богоматери.

Ниже цитируются:

  • = Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах.
  • = Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.

¦ 9. Никола, со святыми на полях.

Средник — XII век. , изображения на полях — XIII век. Новгород.

Никола изображен по пояс, с закрытым Евангелием, поддерживаемым окутанной фелонью левой рукой, поверх которой лежит омофор. Большая длинная кисть правой руки с вытянутыми средним и указательным, и сомкнутыми мизинцем, безымянным и большим пальцами, представлена сбоку, что делает ее жест особенно выразительным. Плечи Николы как бы сжаты полями доски, а боковые части фигуры срезаны ими. Это увеличивает значительность продолговатой с высоким лбом головы Николы и его покрытого морщинами аскетического лица. Обращенные влево светлые глаза его широко раскрыты, сдвинутые брови изломаны, припухлые губы маленького рта сжаты. Вохрение жидкой охрой по светло-охряному санкирю. Темно-красные и оливково-зеленые тени приплеснуты. Очертания носа, бровей, век и контуры морщин — красновато-коричневые. Губы темно-красные.
¦ Волосы исполнены белильными мазками (почти не сохранились), лежащими поверх зеленоватой рефти. Фелонь темно-коричневая, с черными описями складок и серебряным ассистом, расходящимся лучеобразно от сплошных серебряных пятен-бликов. От живописи белого омофора уцелели следы. Сохранились также фрагменты золота на вороте, крестах омофора и крышке Евангелия. Обрез его киноварный с черными застежками. Первоначальный фон серебряный, такой же как и ассист. Надпись и левкас нимба относятся к XVI веку.

На белых полях поверх чинок левкаса XIII века, особенно хорошо различимых на левом поле, написаны десять святых и етимасия. Эту живопись нужно отнести к новгородской школе. Вохрение без санкиря желтой охрой с красной подрумянкой и белыми мазками-движками. Вверху поясные «Казма» и Дамиан в коричневых и синих неярких одеждах. Престол (етимасия) с темно-коричневым по желтому фону орнаментом изображен посредине. На киноварной подушке его, покрытой синей тканью, спускающейся к красному подножию, стоит книга с красным обрезом и желтой, украшенной камнями крышкой. На боковых полях изображены фигуры в рост, в три ряда, попарно по обе стороны от средника. Первыми представлены князья: слева — Борис, справа — Глеб, в синем и коричневом корзнах поверх коричневых и киноварных кафтанов. Ножны мечей и сапоги их красные. Посредине мученики: слева — «Флур», справа — Лавр, в синих и красных одеждах. Внизу слева — преподобная «Овдокия» в коричневой монашеской мантии. Плат и параманд ее — зеленовато-голубые, испод сиреневый с белыми пробелами. Справа — мученица До[мн]а (?) в сиреневом с белыми пробелами мафории и синем исподе. На нижнем поле слева — поясная Параскева (?) в красном мафории, справа — поясная «Фотинниа», в голубом мафории и коричневой одежде. Нимбы у святых на полях желтые с киноварной обводкой, надписи черные.

Доска липовая. Древние набивные торцовые шпонки утрачены. Их заменяют более поздние шпонки, скрепляющие планки. Кроме того, на обороте четыре более поздние врезные короткие шпонки, из которых одна утрачена. Паволока, левкас, яичная темпера. 140×93. С доделками 145×94.

Происходит из Новодевичьего монастыря в Москве, куда по монастырскому преданию икона Николы была привезена из Новгорода Иваном Грозным вместе с иконой Ярославской Богоматери 1564 года, и теперь находящейся в этом .

Икона Николы раскрыта в 1919 году в Комиссии И. И. Сусловым, В. А. и М. И. Тюлиными, В. К. Тарыгиным и П. И. Цепковым.

В ГТГ поступила в 1930 году из ГИМ. [12862]
¦

¦ 9. Николай Чудотворец

Начало XIII века. 145×94. Третьяковская галерея, Москва [12862].

Из Ново-Девичьего монастыря в Москве, куда, по монастырскому преданию, была привезена из Новгорода Иваном Грозным в 1564 году вместе с иконой Ярославской Богоматери ( Ретковская Л. С. Новодевичий монастырь. Путеводитель по музею. М., 1956, с. 38). От серебряного фона мало что осталось. От первоначальной живописи белого омофора уцелели лишь незначительные фрагменты, как и от золота на вороте, крестах омофора и крышке Евангелия. Надпись и левкас нимба относятся к XVI веку. Лик, сама фигура и изображения на полях сохранились хорошо. Поля, в подражание серебряным окладам, украшены небольшими фигурками, которые написаны на белом фоне. Эти изображения, принадлежащие другому мастеру, могли быть выполнены позднее средника, что, однако, мало вероятно. Наверху представлены этимасия и полуфигуры Косьмы и Дамиана, на боковых полях Борис и Глеб, Флор и Лавр, Евдокия и Домна (?), внизу Параскева Пятница и Фотиния. Подбор святых указывает на Новгород как место выполнения иконы. В пользу этого говорят также орнамент трона и «рваная» трактовка волос, встречающаяся только в новгородских памятниках (икона Николая Чудотворца в Русском музее, фреска в Старой Ладоге).
¦

Детали
[A] Флор [B] Лавр [C] Евдокия [D] Фотиния
[E] Святой князь Глеб

  • Древнерусская живопись 1958. [490] Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи: [Альбом репродукций]. — М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. — Илл. 12.
  • Onasch 1961. [477] Onasch K. Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1961. — S. 347, Taf. 9.
  • Антонова, Мнева 1963. [181] Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. I, № 9, стр. 69-71, илл. 31.
  • Живопись домонгольской Руси 1974. [162] Живопись домонгольской Руси: Каталог выставки. — М.: Советский художник, 1974. — Стр. 94-97, кат. № 21.
  • Алпатов 1978. [89] Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. — М.: Искусство, 1978. — №40, стр. 299.
  • Салько 1982. [167] Салько Н. Б. Живопись Древней Руси XI — начала XIII века: Мозаики. Иконы. Фрески. — Л.: Художник РСФСР, 1982. — Стр. 226, 233, илл. 206-208.
  • Новгородская икона 1983. [28] Новгородская икона XII–XVII веков. — Л.: Аврора, 1983. — №№ 12, 13 (детали), стр. 281.
  • ГТГ 1995. [18] Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. — М.: Красная площадь, 1995. — № 9, стр. 54-56.
  • Лазарев 2000/1. [9] Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 37, 165, № 9.
  • Иконопись ГТГ 2006. [725] Иконопись из собрания Третьяковской галереи. — М.: Сканрус, 2006. — Стр. 36-37, илл.
  • Марфо-Мариинская обитель 2012. [8396] Марфо-Мариинская обитель и Реставрационный центр имени И. Э. Грабаря. Страницы истории. — М., ВХНРЦ, 2012. — Т. 3, илл. 9.
  • Иконопись ГТГ 2019. [10752] Иконопись. — М., 2019. — Стр. 38-39.

В день святителя Николая состоятся панигеры в афонских монастырях Ставроникита и Григориат.

Ставроникита

Собор монастыря Ставроникита посвящен святителю Николаю. В этом храме находится чудотворная икона «Никола Устричный». Икона интересна тем, что на ней до сих пор находятся прилипшие ракушки.

Согласно преданию, икона была брошена в море и была чудесно обретена рыбаками. К лику Николая Чудотворца прикипела раковина, которую хотели удалить, поэтому икона немного повреждена.

Патриарх Иеремия, который в это время обновлял обитель, думал вновь освятить её в честь Предтечи Иоанна. Но благодаря чудесному обретению, освятил в честь святителя Чудотворца Мирликийского.

Чудотворная икона николая чудотворца

По некоторым данным икона пробыла в море возле Афона не менее семи веков, может из-за иконоборцем в IX столетии. Также она могла оказаться в море во время ограблений обителей.

Раковину, которая была снята с иконы, не выбросили: на одну створку стали класть часть Богородичной просфоры. Из другой изготовили панагию Вознесения Христова. Панагию подарили Патриарху Иову, получившему это сан после Константинопольского Собора. До этого все Московские владыки носили чин митрополитов. Драгоценная панагия была реликвией, которую Патриархи передавали один другому. Во время богоборчества святыня пропала.

Григориат

Святыня хранится в соборном храме монастыря Григориат. Образ почитаем издавна.

С именем святителя Николая здесь связано чудесное спасение братии монастыря от голода в зиму немецкой оккупации 1940-1941 года.

Чудотворная икона николая чудотворца

В кладовых монастыря закончился хлеб. К монахам подошел неизвестный им старый священник и спросил, что они делают и где их хлеб.

Монахи подтвердили, что это последние зерна. Неизвестный священник взял в руки немного хлебных зерен, благословил и бросил на последний хлеб. Благословил четыре стороны света, монастырь, море. Монахи спросили священника откуда он и предложили хлеба и оливок.

— Издалека, из Мир Ликийских, ответил он.

Один монах принес ему угощение, но старец стал невидим. Благословленного хлеба хватило до нового урожая.

Чудотворная икона николая чудотворцаПочему святителя Николая называют «Никола мокрый»? — чудо

Дорогие посетители! В некоторых храмах мы можем встретить образ Николая Чудотворца, который в народе называется — «Николой мокрым». Это странное и интересное название пошло от сотворенного великим угодником Христовым чуда, которое мы и размещаем ниже.

Жили в Киеве муж с женою, имевшие единственного сына — еще младенца. Благочестивые эти люди особую веру имели к святителю Николаю и мученикам Борису и Глебу. Однажды они возвращались после праздника из Вышгорода, где находились святые мощи святых мучеников. Когда плыли по Днепру на лодке, жена, державшая младенца на руках, задремала и уронила ребенка в воду. Невозможно представить себе горе бедных родителей. В своих сетованиях они с жалобой и укором обращались особенно к святителю Николаю. Скоро несчастные одумались и, решив, что, видимо, чем-то прогневали Бога, с горячей молитвой обратились к Чудотворцу, прося прощения и утешения в постигшем их горе.

На следующее утро пономарь Софийского Собора в Киеве, придя в храм, услышал детский плач. Вместе со сторожем он вошел на хоры. Здесь перед образом святителя Николая они увидели лежащего младенца, всего мокрого как будто только что взятого из воды. Весть о найденном младенце быстро долетела до родителей. Они тотчас побежали в церковь и здесь действительно узнали в ребенке свое утонувшее дитя. Радостные они возвратились домой, благодаря Бога и Его великого Чудотворца. Образ же святителя, перед которым был найден утонувший младенец, до сих пор называют «Никола Мокрый»

Небольшая круглая часовня с синим куполом, расположившаяся неподалеку от Преображенского и Никольского соборов Николо-Угрешского монастыря в городе Дзержинский, поставлена на том месте, где по легенде более шестисот лет назад произошло чудесное явление иконы святого Николая Чудотворца.

В конце XIX века в Николо-Угрешском монастыре жил монах и писатель Пимен Благово, издавший несколько книг по истории обители. В них мы находим описания обстоятельств Угрешского чуда. У Пимена был доступ к древним монастырским документам и бумагам. В одной из своих книг он приводит текст старинной записи, ни года, ни авторства которой писатель установить не смог: «Великий князь Дмитрий Иоаннович Донской вышел из града Москвы против нечестивого Мамая царя Татарского, и отойдя от Москвы пятнадцать поприщ, встал в шатрах в спокойном месте для отдыха с воинством своим. И явился ему на этом месте удивительный образ Николая Чудотворца, украшенный краской, окруженный звездами и освещенный великим светом, стоящий сам по себе на воздухе над сосной, ни на чем не держащийся. И, когда молился ему великий князь Дмитрий Иоаннович Донской – икона сама сошла с высоты и легла в добрые его руки».

Явление иконы, таким образом, произошло непосредственно перед Куликовской битвой в 1380 году и стало для князя предзнаменованием, которое укрепило его веру в успешный исход схватки. На обратном пути Дмитрий Донской вернулся к сосне, где ему явилась икона и, совершив молитву, велел построить на этом месте церковь в честь святого Николая.

Явления святого Николая во времена Монголо-татарского ига

Обстоятельства явления иконы Николая Чудотворца в Угреше напоминают несколько подобных случаев. Начиная с XIII века, церковное предание знает о целом ряде явлений икон святого Николая, два из которых произошли на территории нынешней Московской области. Все подобные таинственные события, так или иначе, были связаны с бедой нашествия монголо-татар. Однако, явление святого князю Дмитрию Донскому перед битвой с Мамаем, можно считать наиболее знаковым в этом ряду.

Первое явление иконы Николая произошло накануне нашествия хана Батыя. В 1220-е годы рязанский князь Феодор случайно встретил на реке Осетр странствующего греческого священника с иконой святого Николая. Грек убедил князя, что ему явился сам Чудотворец и велел отвезти икону из Крыма в земли Рязанские. Эта икона известна нам теперь как «Никола Зарайский», а одна из древнейших ее копий хранится сегодня в Подмосковье в соборе Зарайского кремля.

Явления не прекратились и в годы ослабления власти Золотой Орды. В начале XV века видение святого Николая с мечом в руке, как гласит предание, привело в ужас отряд монголо-татарского хана Едигея, который неожиданно напал на Можайск. Появившийся образ назвали «Николой Можайским», а его копии стали очень почитаемы в самых разных уголках России. Похожая история произошла у реки Коренек в нынешней Белгородской области. Эти земли также часто разоряли кочевники. Во время очередного набега монахи увидели в реке необычную икону святого Николая и, надев торжественные богослужебные ризы, вышли с иконой к воде, где у плотины толпились отряды монголо-татар. Заметив икону, враг испугался и устремился прочь, не сделав монахам никакого вреда. С тех пор этот образ стали называть «Никола Ратный».

Одна из самых известных историй явления иконы Николая Чудотворца произошла практически в одно время с Угрешским чудом. Через три года после Куликовской битвы икона святого Николая таинственным образом появилась в реке близ нынешнего села Великорецкое Кировской области. Образ, на котором святой Николай изображен по пояс вместе с несколькими картинами из его жития, получил имя «Никола Великорецкий». Эта икона очень почиталась не только в Вятке и ее окрестностях, но и по всей России. В 1555 году оба чудесных образа встретились в Угрешском монастыре. В тот год из Вятки к царю Ивану Грозному приезжали священники с просьбой к московским мастерам обновить краски старинного Великорецкого «Николы». Они плыли с иконой водными путями по Каме, Волге, Оке и Москве. Царь приказал своему младшему брату Юрию Васильевичу встречать «Николу Великорецкого» именно в Угрешском монастыре.

Никольский монастырь на Угреше

С явления иконы Николая Чудотворца князю Дмитрию начинается история Николо-Угрешского монастыря. Старинное слово Угреша, скорее всего, происходит от названия ручья, протекавшего в этих местах. По мнению некоторых филологов, реки с подобным названием указывают на расселение в их округе балтийских племен. Например, название знаменитой реки Угра в Калужской области, где в древности проживали эти племена, возможно, имеет тот же корень, что и Угреша.

В долгой истории Николо-Угрешского монастыря были периоды расцвета, запустения и возрождения. Расцветом обители можно назвать время правления двух первых царей из династии Романовых – Михаила Федоровича и его сына Алексея Михайловича. Оба набожных монарха имели обычай праздновать «Николу вешнего», то есть весенний день памяти святого Николая, отмечаемого 9 мая по церковному календарю, именно в Угрешском монастыре. Иногда царь ходил на богомолье из столицы пешком, но чаще шел «водой», то есть плыл на судне по реке Москве.

После воцарения Петра обитель приходит в упадок. Запустение продолжалось почти сто пятьдесят лет. Когда-то любимый царями монастырь, занимавший высокое одиннадцатое место в иерархии всех русских монастырей, стоял заброшенный и позабытый всеми. Однако обители было суждено восстановить былую славу. В 1830-е годы в Угрешский монастырь приезжают монах Иларий и его помощник Пимен Мясников – ученики первого оптинского старца Льва Наголкина. С этими двумя монахами в дальнейшем будет связано возрождение обители и постройка всех основных храмов, сохранившихся до наших дней. Пимен, ставший настоятелем монастыря после Илария, был в 2004 году причислен церковью к лику святых. Сегодня его мощи хранятся в грандиозном по своим размерам Преображенском соборе и считаются одной из главных святынь обители.

Судьба чудотворной Угрешской иконы

Легендарный чудотворный образ Николая, спустившийся в руки Дмитрия Донского, до революции 1917 года хранился в Никольском соборе монастыря. После закрытия монастыря и разрушения Никольского собора реликвия попала в Москву: сначала в музей-усадьбу «Коломенское», а потом в Третьяковскую галерею. В Третьяковской галерее икона реставрировалась, однако в постоянную экспозицию древнего русского искусства не попала. Десятилетия икона пролежала в запасниках музея, куда не было доступа простым посетителям. 25 декабря 2015 года образ святого Николая Угрешского впервые за почти сто лет вынесли в православную церковь, где перед ним было совершено богослужение. Икона была помещена в музейной церкви в Толмачах, которая примыкает непосредственно к корпусам галереи. На это событие из Николо-Угрешского монастыря в Москву приезжали монахи и настоятель, чтобы почтить древнюю подмосковную святыню.

Ссылка на основную публикацию