Божья матерь державная

(празд. 2 марта), чудотворный образ, обретенный в день отречения от престола имп. мч. Николая II Александровича. Согласно сведениям, зафиксированным в 1917 г. (Душеполезный собеседник. 1917. Окт.), Пресв. Богородица дважды явилась во сне крестьянке Евдокии Андриановой из дер. Починок Бронницкого у. 13 февр. Евдокия услышала только слова Богородицы: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». 26 февр. она видела белую церковь, а в ней восседавшую величественную женщину, лик которой был сокрыт. Крестьянка решила найти увиденную во сне церковь. 2 марта 1917 г. в с. Коломенском близ Москвы она поняла, что ц. Вознесения Господня и есть та самая церковь, к-рую она искала. Вместе с настоятелем свящ. Николаем Лихачёвым в подвале была обретена большая темная икона Божией Матери, в к-рой Евдокия узнала явленный ей образ.

Божья матерь державная

Вскоре икона была обновлена в иконописной мастерской Алексиевского мон-ря в Москве. Совпадение дня явления иконы с днем отречения императора было воспринято рус. правосл. народом как символическое свидетельство передачи верховной царской власти и попечительства о России Самой Богородице.

Икона сразу стала почитаться как чудотворная, с нее делали списки, к-рые рассылали по стране. Икону возили на молебны в др. храмы, на фабрики и заводы Москвы, в Коломенском она оставалась только по воскресным и праздничным дням. В Марфо-Мариинской обители перед Д. и. молилась прмц. вел. кн. Елисавета Феодоровна с сестрами (Сергиевские листки. № 18). Один из списков в сер. 20-х гг. XX в. находился в ц. во имя св. Алексия, человека Божия, на Петроградской стороне в С.-Петербурге.

Служба и акафист Д. и. были составлены с участием св. Тихона Патриарха Московского и всея России; после прославления иконы по его указанию из частей акафистов почитавшихся в России икон было написано славословие Д. и., названное Акафист акафистов. Др. служба была составлена В. В. Богородицким (Акафист Пресв. Богородице явления ради чудотв. Ея иконы Державныя в с. Коломенском, близ града Москвы, 2 марта 1917 г. Джорд., 1984. С. 37-40).

Божья матерь державная

Название иконы соответствует ее иконографии. Богородица представлена как Царица Небесная и Царица Земная: облаченная в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зеленый хитон, Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простертой правой руке — скипетр, левая возложена на державу, на голове — царская корона, окруженная золотым нимбом. На коленях Богородицы — отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу; вверху в облаках — благословляющий Господь Саваоф.

Икона (размер 141×86 см) выполнена масляными красками по коричневому грунту на доске с полукруглым верхом. Низ иконы был опилен на 15-20 см, вероятно, после ее обретения из-за сильных повреждений доски. На основании художественных особенностей образ датируется кон. XVIII в. По нек-рым сведениям, Д. и. происходит из Вознесенского девичьего монастыря в Московском Кремле, откуда была вывезена в Коломенское перед нашествием Наполеона в 1812 г. Однако в сохранившихся архивных документах Вознесенского мон-ря сведений об этой иконе не обнаружено ( Меняйло В . А . Иконы из Вознесенского монастыря Моск. Кремля: Кат. М., 2005). В 1928 г. Д. и. поступила в ГИМ, в 1988 г. передана на выставку в издательский отдел МП и в течение 2 лет хранилась там, в алтаре домового храма во имя прп. Иосифа Волоцкого. В 1990 г. возвращена в Коломенское, где находится в наст. время в ц. Казанской иконы Божией Матери справа, перед иконостасом, возле клироса. Церковное предание связывает возвращение чудотворной иконы с началом освобождения Русской Церкви от богоборческого ига.

С Д. и. было сделано много списков. В числе сохранившихся ранних произведений кон. 10-х — 20-х гг. XX в.- иконы из ГМЗК, ЦМиАР, ц. Рождества св. Иоанна Предтечи в ТСЛ, др. списки из придела ц. Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, образ нач. 20-х гг. XX в. работы худож. Н. С. Чернышёва из ц. св. Илии пророка в Обыденском пер.

Почитание Д. и. в кон. XX — нач. XXI в.

Божья матерь державная

С 1992 г. по благословению архим. Наума (Байбородова), архим. Кирилла (Павлова) и схиигум. Илия (Ноздрина) группа верующих ежедневно читала акафист Д. и. на месте разрушенного храма Христа Спасителя. В 1993 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил строительство храма-часовни в честь Д. и. как начала воссоздания храма Христа Спасителя (архит. А. Б. Барабанов). Закладка храма состоялась 10 нояб. 1994 г., освящение — 8 нояб. 1995 г. Тогда же в качестве храмового образа был создан список Д. и., который в 1999 г. участвовал в крестном ходе (облете) на самолете вокруг России (в наст. время находится в Артемиевом Веркольском муж. монастыре). В 2000 г. в храме, справа от иконостаса, был поставлен образ работы Л. Н. Шеховцовой в серебряном окладе с драгоценными камнями. Он не является точным списком чудотворной святыни (с утраченным нижним краем), а представляет полнофигурную копию-реконструкцию (размер 160×90 см), выполненную на основе исследования реставратора В. В. Филатова. У него сохранилась фотография образа 1917 г., полученная родственниками Королёвыми от руководительницы иконописной мастерской Алексиевского монастыря в Москве мон. Ангелины (Обуховой).

ХХ ст. – один из самых страшных, тяжёлых и непредсказуемых периодов мировой истории. Войны, падение монархий и насаждение нового политического строя, трансформации культурной и социальной сферы – всё это оставило свой след на человеческом сознании. Но был тогда и неизменный ориентир, который позволял чувствовать себя спокойно и уверенно даже в самые страшные дни. Таким духовным маяком являлась вера.

Господь и Дева Мария заботились о всех христианах, указывая им праведный путь, избавляя от непосильных испытаний, предупреждая грехи и пороки. С их соизволения происходили многочисленные чудеса, людям являлись благодатные образа, что укрепляли душу и сердце. Одним из них оказалась икона Божией Матери «Державная» – о ней и пойдёт речь в нашей статье.

Божья матерь державная

История реликвии

Дата обретения образа очень символична, ведь он предстал перед верующими 2 (по старому стилю – 15) марта 1917 г., в тот же день, когда последний русский император Николай ІІ Александрович отрёкся от престола. Вот как это произошло.

Неподалёку от подмосковного сельца Коломенское, в небольшой слободе Перерва жила крестьянка Евдокия Адрианова. 13 февраля она узрела сон, в котором звучал ангельский голос: «В храме Вознесения есть большая чёрная икона. Возьмите её, сделайте красной и молитесь перед святым ликом». Проснувшись, женщина стала взывать к Иисусу, прося Творца вразумить её и помочь принять правильное решение. И 26 февраля она удостоилась ещё одного видения – христианке пригрезилась величественная белоснежная церковь, внутри которой восседала сама Богородица.

Подлинник иконы из Казанской церкви села Коломенского 2 (15) марта 1917

Ошеломлённая Евдокия отправилась в Коломенское – и убедилась, что сельский храм выглядит точь-в-точь как собор из её сна. Тогда женщина обратилась к настоятелю прихода, отцу Николаю Лихачёву, который как раз готовился служить вечерний молебен. Вместе они пошли в храм, но, осмотрев весь иконостас, так и не обнаружили нужной реликвии. Тогда, вместе со сторожем церкви и ещё несколькими прихожанами, они стали искать в других местах – на колокольне, под лестницей, в чуланах и подсобных помещениях.

Наконец, спустившись в подпол, люди извлекли из завалов рухляди большую святыню, полностью почерневшую от старости. Когда доску благоговейно очистили, поражённым христианам открылся великолепный лик Пречистой Девы, запечатлённой на троне с Богомладенцем на коленях. Согласно записям, некогда он принадлежал Вознесенской женской обители, но в 1812 г., перед наполеоновским нашествием, был передан на хранение в отдалённую деревушку.

Вскоре известие об удивительном образе облетело всю страну. В воскресенье и праздники его посещали паломники, а в будние дни реликвию отправляли в ближние церкви, заводы и фабрики, чтобы к ней могли припасть все страждущие. В частности, святыня побывала в женской Марфо-Мариинской обители милосердия (Замоскворечье), где перед ней склонялась сама игуменья, великая княгиня Елисавета Фёдоровна. Под руководством патриарха монахи составили особый акафист Державной иконе Божией Матери, списки которой имелись к тому времени во многих храмах.

После революции образ был изъят и помещён в коллекцию Государственного исторического музея, однако связанные с ним чудеса продолжали происходить и в СССР. Так, в 1925 г., в день обретения реликвии, освободили из тюрьмы протоиерея В. Воробьёва (настоятеля ныне разрушенного собора Св. Николая в Плотниках, Москва). Святой отец всем сердцем любил и чтил этот лик Божьей Матери и часто посещал церковь, где она находилась, вместе с дьяконом, певчими и прихожанами.

В конце 1980-тых гг. икону забрали из музейных запасников и поместили в домовой храм издательского отдела Московского Патриархата. А уже 27 июля 1990 г., в канун памяти св. князя Владимира, её с почестями перенесли в действующий в Коломенском Казанский собор, водрузив у правого клироса. Там образ находится и по сей день, за одним исключением – в честь объединения Русской и Русской Зарубежной церкви, которое случилось в 2007 г., святыню провезли по всем приходам Европы, США и даже Австралии!

Божья матерь державная
Икона Божией Матери «Державная»
из янтаря

Икона Божьей Матери «Державная» – фото и описание и значение

Этот лик очень символичен, полон тайных аллюзий и скрытых смыслов. Богато отделанная алая порфира, венец, скипетр и держава Девы Марии выглядят как драгоценный наряд императоров и королей, демонстрируя Её высшую власть над миром. А зелёный хитон, скрывающийся под верхней ризой, напоминает о вечной жизни, обновлении, радости, которые дарует вера.

Светлое одеяние отрока Иисуса Христа – олицетворение Его духовной чистоты, кротости, мудрости. Об этом свидетельствует и поза Спасителя – десницей Он благословляет христиан, припадающих к реликвии, а левой рукой указывает на державу, лежащую на колене Богородицы.

В облаках над сидящими на престоле фигурами виден лик Господа Саваофа – Он словно бы осеняет своей благодатью всех, кто склоняется перед иконой. Кроме того, такое изображение воплощает ипостась Всемогущего Творца, Владыки всех земных и небесных сил, воинств и существ.

Считалось, что обретённая в бурное революционное время святыня оберегает мир от преждевременного пришествия Антихриста. После падения монархической власти бремя защитницы взяла на себя сама Небесная Царица, приняв государственные регалии, и с тех пор она хранит их для достойного правителя, даруя верующим надежду на лучшее будущее, утешая и духовно окормляя всех, кто взывает к Господу.

Икона «Державная Божья Матерь» – в чём помогает реликвия?

Христиане, припадавшие к чудесному образу, неоднократно отмечали его удивительную силу, способную преодолеть любые проблемы. Он служит неиссякаемым источником вдохновения и поддержки, исцеляет дух и тело даже тогда, когда современная медицина бессильна, позволяет найти своё жизненное предназначение, избавляет от страхов, тревог и сомнений, делает человека спокойным и уверенным в себе. К святыне обращаются и за прощением неправедных поступков, и за очищением души от низменных страстей, недобрых желаний, злых чувств.

Разрешает реликвия и различные житейские затруднения – недостачу финансов, материальные сложности, неурядицы с жильём. Припадая к ней, юные девушки просят об удачном замужестве, верном, добром и любящем спутнике жизни, красивых и здоровых детях. Кроме того, икона умягчает сердца врагов, предупреждает личные и профессиональные ссоры, конфликты и недоразумения, защищает Вас от завистников и недоброжелателей.

Дева Мария всегда приходит на помощь людям, находящимся в сложной ситуации. Она избавляет от тревожности, неуверенности и сомнений, подсказывает правильное решение, укрепляет в вере и спасает от проблем. Но в начале ХХ ст. Небесная Царица приняла под своё покровительство целую страну, явив верующим новый чтимый образ. Как это произошло и чем прославилась удивительная икона – читайте в нашей статье.

Божья матерь державная

Обретение иконы «Державная»

2 (по старому стилю – 15) марта 1917 г. – дата, известная всем, кто хотя бы немного интересуется историей. Именно тогда отрёкся от престола последний русский император Николай II Александрович. Но мало кто знает, что в этот день случилось и другое событие, дарящее православным христианам веру в то, что тёмные времена гонений рано или поздно закончатся.

Подлинник иконы из Казанской церкви
села Коломенского
2 (15) марта 1917

Неподалёку от Москвы, в селе Коломенском (бывшей царской резиденции) жила бедная крестьянка Евдокия Адрианова. Она старалась вести праведную и добродетельную жизнь, быть кроткой, мирной и справедливой. И её усилия были вознаграждены – 13 февраля 1917 г. женщина увидела сон, в котором к ней обратился нежный голос: «В храме Вознесения, что в вашем селе, есть большой чёрный образ. Его следует взять, и сделать красным, и пусть перед ним молятся все верующие». Через некоторое время видение повторилось, однако на этот раз перед крестьянкой возник сияющий белоснежный храм, в котором стояла величественная Владычица.

Впечатлённая Евдокия сразу же отправилась к настоятелю церкви – отцу Николаю Лихачёву. Вместе они осмотрели все древние святыни, которые были на иконостасе, но ни одна из них не была похожа на явленный женщине лик. Тогда люди спустились в подвал – и среди мусора нашли расписанную красками доску. А отмыв её от пыли и паутины, поражённые прихожане обнаружили изображение Пречистой Девы! В Её руках были скипетр и держава, на голове – украшенный драгоценными камнями венец, а восседала Богородица на царском троне. Так и была обретена икона Божией Матери «Державная». Кроме того, в этот же день в селе появился новый родник – он забил из земли на склоне Москвы-реки. Вода из этого ключа исцеляла болезни.

Позже, благодаря сохранившимся записям из Воскресенской женской обители (Москва), историкам удалось установить происхождение реликвии. В 1812 г., перед войной с Наполеоном, её перевезли из Кремля в далёкую церковь, а потом забыли вернуть. Образ пребывал в безвестности целых 105 лет, пока, по соизволению Господа, не предстал перед христианами.

Божья матерь державнаяДержавная икона Божией Матери — описание

В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная».

Этот образ Свой Матерь Божия явила русскому православному народу 2/15 марта 1917 года, в день отречения от престола царя-мученика Николая Александровича. Жительнице слободы Перерва крестьянке Евдокии Адриановой были два сновидения: первое 13-го февраля и второе 26-го февраля.13-го февраля во сне был голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний и спустя две недели, 26-го февраля, как бы в ответ на усердную молитву, Адриановой снится белая церковь, и в ней величественно восседает Женщина, в Которой своим сердцем Адрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика. Евдокия отправилась в Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.

Настоятелем церкви Вознесения был священник о. Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Адрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета как поступить. О. Николай собирался служить вечерню и пригласил Адрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но Адрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. И вот именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем. Царица Небесная была написана со знаками царской власти: в красной порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках — откуда и произошло название “Державная”.

Всю Россию облетело известие о том, что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы. Вскоре большие группы богомольцев стали посещать село Коломенское, прибегая к благодатной помощи Царицы Небесной, и Она, Заступница усердная, изливает неоскудно от этого образа милость Свою всем страждущим и с верою приходящим к Ней, как об этом свидетельствуют их молитвенные благодарения за полученную небесную помощь. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна с сестрами. Скоро почти в каждом храме появился список с “Державной”; были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие святитель Тихон.

После революции, в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования Ее “Державной” иконы в 1925 году был освобожден из тюрьмы настоятель храма Святителя Николая в Плотниках протоиерей Владимир Воробьев, очень почитавший “Державную” и ранее по воскресеньям часто ходивший со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист.

Чувство, с каким было воспринято здоровой частью русского общества обретение «Державной» иконы, прекрасно выразил в Своем Стихотворении С. Бехтеев (в 1934 году):

Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,Божья матерь державная
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.

В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:

«Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю».

Покайся ж, Русь, злосчастная блудница…
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит.

Да сохранит и нас, Заступница Небесная, от всяких бед и напастей!

Наиглавнейшая святыня российских монархистов — Державная икона Божией Матери обретена в ХХ в. Хотя история ее берет начало значительно раньше. Считается одним из самых почитаемых образов Богоматери. Есть мнение, что «Державная» сильно значима для наделенных большой государственной властью и является покровительницей правителей страны. На самом деле не все так просто. Обращаются к ней не только властители, но и обычные православные.

Описание образа Царицы Небесной

Божья матерь державная

Взору предстает несколько необычный образ. Традиционно христиане привыкли к изображению Смиренной, здесь же чуть иначе. На коленях Матери — Младенец-Христос благословляет всех простертой рукой. Владычица восседает на троне властительницы, держа в руках знаки власти (скипетр, державу).

Суровый лик строг. На фото видно, что на голове царская корона, а вокруг светящийся нимб. Накинута красная мантия — еще один символ власти. Все указывает на то, что русский народ теперь имеет своего божественного попечителя.

История появления

Божья матерь державная

В 1917 г., когда отрекся от престола император Николай Второй (15 марта), в подмосковном Коломенском вдруг явил себя образ Матери Господа нашего Иисуса Христа. Некая православная женщина по имени Евдокия Андриянова из соседнего села несколько раз видела один и тот же странный сон, где к ней обращался тихий голос с повелением сходить в белый храм, отыскать там икону и сделать ее красной. Верующая крестьянка постаралась исполнить наказ. Она поделилась своими видениями с настоятелем Вознесенской церкви отцом Николаем.

Батюшка поверил прихожанке, решив, что сон вещий. Начались лихорадочные поиски по всему храму. Были осмотрены все уголки и стены. Долго не могли обнаружить икону, но когда добрались до заваленного подвала церковного, то среди ветшающих досок она была найдена, самая крупная и черная стояла в ряду других икон, как будто в ожидании чего-то. Есть версия, что, возможно, была вывезена из столицы спрятана во время войны с французами в 1812 г. и всепоглощающего пожара.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Пыль толстым слоем покрывала невидимое изображение. Когда с трудом оттерли въевшуюся копоть и грязь, то увидели Пречистую в красном облачении. Восседала она на троне, в руках держала знаки власти, а голова была увенчана великолепной короной. На коленях сидел маленький Иисус. Сновидица сразу узнала лик, о котором вещал во сне голос.

О том, что Богородица явилась в новом образе, в скором времени долетело до многих богомольцев в разные уголки России. Этому событию придавалось большое значение среди всех слоев населения, якобы пришла Матерь Божья на помощь многострадальной Руси в трудный час, и теперь, когда нет у нее законного правителя, будет сама вершить судьбу страны.

Другие считали, что появление забытого образа вновь перед людьми — предупреждение о грядущих страшных событиях для народа и православной церкви и наказаниях за тяжкие прегрешения. Многие до сих пор придерживаются этого мнения, вспоминая гонения на церковнослужителей в первые годы советской власти и кровавые революционные события.

Чудеса

Икона помогала немощным исцеляться. В самом Коломенском вдруг забил родник с целебной водой. К нему стали приходить люди из разных городов и губерний. Перед ликом Заступницы молились не только о телесном здоровье, но и о возврате душевного.

С тех пор икону не раз возили по другим храмам, чтобы дать возможность как можно большему количеству людей склониться перед святыней. В дни, посвященные чудесному образу, его оставляют в Коломенском, где совершаются в честь него обряды.

О чем молятся

Божья матерь державная

Прежде всего, христиане просят о выздоровлении своих близких либо придании сил после тяжелой болезни. Практически с любой просьбой идут богомольцы к чудо творящей. Они душевно читают молитвы

  • О помощи в поисках второй половинки, избавления от тягостного одиночества.
  • О том, чтобы восстановились финансовые дела, разрешились вопросы, связанные с долгами и кредитами.
  • О мирной жизни и душевном покое, согласии между родственниками друзьями.
  • О спасении в годы смуты и войн от смерти, голода и болезни.
  • Об усмирении злобного врага, обретения им спокойствия духа и доброжелательности к молящемуся.

Все, кто ищет помощи, может подойти и помолиться. Главное, чтобы на сердце не было никакого негатива, отрицательного посыла даже в сторону своего заклятого недруга.

Место нахождения сегодня иконы «Державная» Божья Матерь

50 лет исторический музей держал в своих заказниках подлинник образа. Если же находились в советскую эпоху какие-то списки, то они исчезали или целенаправленно уничтожались. Однако в 1990 г. икону вернули обратно в Коломенское.

Божья матерь державная

Сегодня ей можно помолиться там же, в церкви «Казанской» иконы Божией Матери, где она в основном и пребывает.

Наиболее известные списки

Божья матерь державная

С оригинала время от времени делались многочисленные списки, но лишь немногие старые удалось сохранить. Их несколько, и находятся они в разных местах, наиболее популярные из них следующие.

  • В московской церкви муч. Иоанна Воина в Москве.
  • Чудотворный. Николо-Перервинский монастырь. Отдан монахиней Агнией.

Дни почитания

Отмечается праздник Державной иконы Божией Матери в марте, 15 числа по новому стилю. В обители в это время обязательно совершается в честь нее крестный ход. Образ выносится из церкви, вместе с народом совершается обход здания.

Еще раз празднуют в самом Коломенском в июле, в день, когда икона была обретена. 27 числа.

Божья матерь державная

Икона Богоматери «Державная» известна в православном мире. Чудотворный лик множество раз помогал верующим справиться с недугами и неприятностями на жизненном пути.

Державную икону называют главной святыней России. Этот лик почитаем и среди правителей, которые считают Богоматерь своей покровительницей. Множество чудес исцеления произошло со времени обретения иконы, и каждый год православные верующие отмечают день Державной Богоматери, вознося хвалебные молитвы.

История и описание иконы

Икона была обретена в селе Коломенское в 1917 году. Одна из христианок рассказала священнослужителю о странных снах, в которых ей видится церковь и голос приказывает отыскать святую икону. Долговременные поиски увенчались успехом, и из-под завалов разрушенной церкви был вынесен образ Богоматери. После того, как с иконы удалили грязь и копоть, перед изумленными селянами предстал чудесный образ Девы Марии, держащей на руках младенца Иисуса. Икона выписана в красных тонах. Богоматерь изображена сидящей на царственном троне, с короной на голове, державой и скипетром. Над ее челом находится нимб, символ святости.

Божья матерь державная

Чудесное известие быстро распространилось. Одни считали появление святыни знаком о том, что России покровительствуют Высшие силы, другие же видели в появлении иконы предзнаменование о скорых трудностях, которые нужно встретить с мужеством.

В день чудесной находки, по словам очевидцев, из-под земли начал бить источник, который обладал поистине уникальными свойствами. По сей день к нему стекаются паломники, чтобы испить святой воды и помолиться перед иконой Богоматери, которая находится в Коломенском храме.

Где находится икона

Списки с иконы можно найти практически в любом храме и церкви. Наиболее известные образы находятся в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Новосибирске, Краснодаре и Краснодарском крае, Ярославле, Пскове, Калуге, Самаре, Чувашии.

Каждый список являет собой прекрасное творение иконописцев, которые искусно скопировали икону Богоматери. Поклониться святым образам приходят все, кто желает обрести покровительство Высших Сил и защитить себя от любых неприятностей.

В чем помогает Державная икона Божией Матери

Божья матерь державная

Множество православных верующих преклоняются перед ликом в надежде избавиться от многочисленных проблем, связанных со всеми сферами жизни. Молитвы возносят перед святыней и при следующих обстоятельствах:

  • болезни родных и близких;
  • восстановление сил после сложных недугов;
  • поиск второй половинки;
  • утрата правильного пути в жизни;
  • финансовые проблемы;
  • трудности на работе;
  • помощь в воспитании детей;
  • исцеление душевных ран;
  • восстановление мира и окончание войн;
  • усмирение злобы.

Священнослужители призывают покаяться перед Державной иконой Богоматери в грехах и помолиться о том, что на душе. Высшие Силы обязательно услышат молитвы и придут на помощь в минуту слабости.

Дата празднования

15 марта (2 марта по старому стилю) совершается праздничная литургия, где прихожане возносят благодарственные молитвы Деве Марии, которая подарила миру Спасителя. В этот день Небеса открыты и откликаются на все просьбы, если они не содержат корысти.

Божья матерь державная

Молитва Божией Матери перед иконой

«Заступница рода человеческого, Пресвятая Дева Мария! К Тебе обращаемся в искренних молитвах и с надеждой в сердцах. Помоги, покровительница, убереги от лихого да наставь на путь истинный. Излечи болезни тела и духа, дай сил противиться проискам дьявольским и не оставь чад наших без присмотра. Помоги, Богоматерь, справиться с раздорами и разладами, сохрани мир во всем мире. Будем славить Тебя и Сына Твоего, Спасителя нашего, во веки веков. Аминь».

Каждое молитвенное слово, произнесенное вами искренне, обязательно найдет отклик. Во время продолжительного Великого поста обращение к Богородице поможет справиться с трудностями и очистить душу от грехов.

Божья матерь державная

Здесь вы можете заказать требы и молебны у иконы Богородицы «Державная»

О чем возносят молитвы и заказывают молебны перед образом Пресвятой Богородицы:

— о спокойной жизни

— о прекращении междоусобиц

— когда неспокойствия на сердце

— когда тяжело на душе

Икона Богородицы «Державная»

Исследователи определяют время написания образа XVIII веком, но его обретение и широкое почитание началось лишь в 1917 году. В течение длительного времени крестьянка Евдокия из деревни Перервы видела во сне Пресвятую Богородицу. Божия Матерь велела женщине идти в Вознесенскую церковь села Коломенское и найти в подвале старинную, почерневшую икону. От крестьянки требовалось также обновить обветшавший образ. Повторяющиеся сновидения натолкнули Евдокию на мысль, что ее сны имеют божественную природу. 15 марта женщина направилась в Коломенское.

Божья матерь державная

Священник, выслушав историю Евдокии, принял решение организовать поиски святыни. В результате в подвале храма была обнаружена старинная икона. На ней изображалась сидящая Богородица с Младенцем Христом на коленях. На голове Святой Девы была одета корона, в руках Она держала скипетр и державу, символы царской власти. Платье Божией Матери было полностью окрашено в красный цвет. О событии поспешили уведомить будущего патриарха, митрополита Тихона. А спустя несколько часов вся страна узнала о том, что от престола отрекся царь Николай II.

Событие было воспринято верующими как символическое: власть в России в Свои руки взяла Пресвятая Богородица. Иконописцы начали активно создавать копии образа, а верующие стали возносить молитву у иконы Богородицы «Державная». Трудами патриарха Тихона была составлена служба обретенной святыне. На Россию надвигались трудные времена, но вопреки опасениям, икона не пострадала во время гонений, а попала в Исторический музей как экспонат. После распада Советского Союза образ благополучно вернулся в Вознесенскую церковь Коломенского.

С Державной иконой связывают и события, произошедшие в португальском городе Фатима в 1917 году. Трем детям регулярно являлась Божия Матерь и сообщала пророчества. Сообщения касались, в том числе, событий в России: грядущим революции, гражданской войне и богоборческом периоде. В 2003 и 2017 годах Державную икону привозили в Фатиму для поклонения верующим.

Обычно христиане возносят молитву у иконы Богородицы «Державная», прося о мире и спокойствии на сердце, прекращении междоусобиц, в том числе в семье.

Требы совершаются в монастыре иконы Божией Матери «Державная».

В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная».

Божья матерь державная

Этот образ Свой Матерь Божия явила русскому православному народу 2/15 марта 1917 года, в день отречения от престола царя-мученика Николая Александровича. Жительнице слободы Перерва крестьянке Евдокии Адриановой были два сновидения: первое 13-го февраля и второе 26-го февраля. 13-го февраля во сне был голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний и спустя две недели, 26-го февраля, как бы в ответ на усердную молитву, Адриановой снится белая церковь, и в ней величественно восседает Женщина, в Которой своим сердцем Адрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика. Евдокия отправилась в Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.

Настоятелем церкви Вознесения был священник о. Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Адрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета как поступить. О. Николай собирался служить вечерню и пригласил Адрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но Адрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. И вот именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем. Царица Небесная была написана со знаками царской власти: в красной порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках — откуда и произошло название «Державная”.

Всю Россию облетело известие о том, что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы. Вскоре большие группы богомольцев стали посещать село Коломенское, прибегая к благодатной помощи Царицы Небесной, и Она, Заступница усердная, изливает неоскудно от этого образа милость Свою всем страждущим и с верою приходящим к Ней, как об этом свидетельствуют их молитвенные благодарения за полученную небесную помощь. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна с сестрами. Скоро почти в каждом храме появился список с «Державной”; были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие святитель Тихон.

После революции, в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования Ее «Державной” иконы в 1925 году был освобожден из тюрьмы настоятель храма Святителя Николая в Плотниках протоиерей Владимир Воробьев, очень почитавший «Державную” и ранее по воскресеньям часто ходивший со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист.

По записям в своих книгах Вознесенский женский монастырь в Москве установил, что икона прежде принадлежала ему и в 1812 году перед нашествием Наполеона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского.

После революции она хранилась в запасниках Исторического музея. 27 июля 1990 г., в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, икону перевезли в родное Коломенское из домовой церкви издательского отдела Патриархии, где Она год простояла в алтаре после передачи Храм-часовня во имя Державной иконы Божией Матери ее Историческим музеем. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском. Явленная икона написана на выщербленной доске поблекшими от времени красками. Создается впечатление, что в свое время масло было наложено на голую древесину, без грунта. Нижняя часть обветшала и икона нуждается в реставрации.

В 1995 г. возрождение взорванного 5 декабря 1931 г. Храма Христа Спасителя началось со строительства деревянного храма-часовни в честь «Державной» иконы Божией Матери, в которой служились первые Божественные Литургии. Именно по молитвам Пресвятой Богородицы величественный Храм был восстановлен в кратчайшие сроки.

Чувство, с каким было воспринято здоровой частью русского общества обретение «Державной» иконы, прекрасно выразил в Своем Стихотворении С. Бехтеев:

Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
«Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю».
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница.
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит.

«Державная» икона Божией Матери. Галерея икон.

Икона Божией Матери «Державная» явила себя русскому православному народу 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день отречения царя-мученика Николая II от престола. Крестьянке Евдокии Андриановой, жившей недалеко от села Коломенского, в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское в Вознесенскую церковь.

Настоятель церкви отец Николай Лихачев, выслушав её рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую чёрную икону. Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках. На коленях Она держала благословляющего Богомладенца Иисуса.

В этом образе Евдокия Андрианова увидела полное соответствие со своими сновидениями. Впоследствии было установлено, что в Коломенское икону привезли в 1812 году на хранение при эвакуации Вознесенского монастыря Московского Кремля, но затем о ней забыли.

Многие стали считать, что символ этой иконы в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки (копии) иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе и дивный акафист, составленный с участием патриарха Тихона.

Но вскоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконы, молившихся перед ней по всей России. Списки иконы были изъяты из всех церквей, были арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы был изъят и более полувека томился в запасниках Исторического музея. В настоящее время икона возвращена в храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.

День празднования: 15 марта (2 марта по старому стилю).

Еще об Державной иконе Божией Матери

«Державная» икона Божией Матери, чудотворная икона Богоматери, явленная, согласно сказанию, в день отречения от престола 2 (15) марта 1917 императора Николая II, что в глазах русского православного народа знаменовало передачу верховной царской власти и попечительства о России Богоматери.

Икона была найдена в подвале церкви Вознесения в Коломенском и сразу же получила почитание как чудотворная.

Икону возили по московским храмам, фабрикам и заводам; с нее делали копии-списки.

Название иконы «Державная» соответствует ее иконографии: Богоматерь изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, облаченная в красную царскую одежду, на голове — корона, в правой руке — скипетр, в левой — держава (шар — символ Вселенной), на Ее коленях — Отрок Христос, благословляющий правой рукой, а левой указывающий на державу; вверху в облаках — благословляющий Бог Отец.

Икона исполнена масляными красками на доске с полукруглым верхом, датируется концом 18 века. Первоначально она принадлежала кремлевскому женскому Вознесенскому монастырю; в 1812 при наступлении Наполеона была спрятана в Коломенском, где осталась забытой.

В 1928 «Державная» икона была передана в Государственный Исторический музей, в 1990 возвращена в Коломенское (в церковь Казанской Богоматери в Коломенском).

Празднование — 2 (15) марта.

«Державная» икона Божией Матери. Из статьи Шамордино, вышитые иконы монастыря.

Божья матерь державная

Автор: Роман Билибин

Россия, как в прошлом и Восточная Римская империя (Византия), находится под особым Покровом Пресвятой Богородицы. Особое почитание Божьей Матери на Руси, передача древнейших чудотворных Ее икон из Константинополя, началось сразу с момента Крещения Руси. Чудодейственная помощь Божьей Матери и явление Ее чудотворных икон сопровождали всю историю России. Все значимые для истории нашего государства события, были ознаменованы особой помощью Царицы Небесной. Не стало исключением и событие отстранения Помазанника Божия — св. государя царя-мученика Николая II от власти и последовавшее за этим великое богоотступничество и по сути разрушение исторической России.

2 марта (15 по н.с.) 1917 года в день отстранения от власти Государя императора Николая II заговорщиками, обычной крестьянке из Подмосковной деревни Перервы Евдокии Адриановой, было видение, в котором сказано об образе Богородицы, через который будет явлено Небесное покровительство Царицы Небесной русскому народу. Евдокия услышала: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». Крестьянка рассказала об этом настоятелю храма в Коломенском отцу Николаю Лихачеву. Икона была найдена в подвале церкви. Это был старинный, большого размера, со слоем вековой пыли, образ Богородицы, сидящей на царском троне.

Весть о явления образа Богородицы в день отстранения от Престола Государя стала знаком того, что Сама Царица Небесная взяла управление России в Свои руки и стала ее Заступницей. Явление образа Пречистой свидетельствовало о грядущих испытаниях для Православной Церкви и всей страны, как наказание за многочисленные грехи.

В день обретения образа, в Коломенском, вышел из земли целебный источник. С тех пор было написано много ее списков, было выявлено множество чудесных исцелений недугов тела и души перед Ее ликом.

Державная икона Божьей Матери стала одной из главных святынь монархистов России и одним из самых почитаемых образов Богородицы среди верующих Русской Православной Церкви.

Русский православный народ, монархисты России и все, кто ждет возвращения нашей Родины на свои исторические пути, верят, что по Покровом Пресвятой Богородицы Россия выстоит все испытания и будет Ею хранима до скончания века, верят, что молитвами и Покровом Матери Божьей нашему народу простится грех предательства Помазанника Божия и Богоотступничества и вновь Богом будет дарован православный Государь.

Одно из самых запоминающихся исторических событий начала XX века – конец царского правления в России. В день отречения от престола последнего русского царя Николая II – произошло явление необычной иконы Богородицы.

История ее полна тайн и загадок. Неизвестно даже происхождение образа. Попала в Вознесенский монастырь села Коломенского близь Москвы еще во время войны 1812 года. Со временем она была забыта и затерялась.

Но неожиданно, 15 марта 1917 крестьянка Евдокия Адрианова обратилась к настоятелю Вознесенского храма с необычной просьбой найти икону Богородицы, которую она видела во сне.

Прихожанка уверяла, что Сама Божия Матерь указала женщине «белый храм», где находится забытый образ. После поисков, икона действительно была обнаружена в подвале, почерневшая от времени и хранения. Образ был отмыт и «поновлён». На иконе предстала Богородица в красном монаршем облачении, восседающая на троне, а в Ее руках – регалии царской власти – скипетр и держава.

Божья матерь державная

Явление Царицы Небесной в таком образе в день отречения царя от трона народ воспринял мистически: «Богородица приняла царскую власть, и теперь будет покровительствовать осиротевшей России».

Новоявленный образ стал очень популярен среди верующих, и вскоре появилось множество его копий. События, охватившие страну, вызывали массовое беспокойство и волнение. Для многих русских политические перемены стали страшной трагедией, загубившей тысячи невинных судеб. Только вера в небесное покровительство Божией Матери над отчизной вселяла надежду.

Новая власть, опасаясь оппозиционных настроений, изъяла оригинал иконы и отправила на хранение в запасник Исторического музея. Даже копии этого образа было запрещено хранить.

Несмотря на частую «забываемость» этого образа, сегодня он является одним из самых почитаемых в России. Секрет прост: Богородица Державная – характерно русский образ. В его истории отражена трагедия нашего государства, трагедия всего русского народа. Державная стала синонимом патриотизма и любви к отечеству.

Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
«Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю».
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница.
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит.
С. Бехтеев, 1934 год

Ссылка на основную публикацию