Алтарь в православной Церкви

Алтарь в православной Церкви

Алтарь — это главная часть храма, находящаяся на восточной стороне. Слово алтарь происходит от латинскиъ слов alta и ara: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении. Он действительно всегда находился на возвышении, по сравнению с остальной площадью храма. Почему так? Алтарь — это символ Престола Господня.

  1. Престола;
  2. Жертвенника;
  3. Ризницы;
  4. Кафедры.

Алтарь в храме сложно не заметить, ведь прообраз Престола должен быть прекрасным. Его всегда стараются украшать и выделять. Во время богослужения священник то выходит из алтаря, то вновь удаляется. Войти в алтарь может далеко не каждый. Именно там свершается подготовка к Таинству Евхаристии. И все же, каждый крещеный мужчина, хоть раз бывал в алтаре даже, если не помнит этого. Подробности о том, что такое алтарь и, какое место он занимает в храме — в нашем материале.

История

Алтари появились еще на заре христианства. В те времена в катакомбных храмах, где христиане иногда вынуждены были скрываться, в восточной части были отгорожены мощи святых мучеников. Мощи хранились в саркофаге — особой каменной гробнице. Именно там совершалось Таинство Евхаристии в воспоминание о Господе нашем Иисусе Христе по Его Завету.

Алтари находились на возвышении по сравнению с остальными зонами храма и символизировали собой Престол Господень. Поэтому Алтарь всегда стараются держать в чистоте, украшать коврами, а входить туда имеет право не каждый. Там, где совершается Таинство Евхаристии символически проходит Тайная Вечеря, когда Христос собирал Своих учеников. Раньше, в Ветхозаветные времена алтарь называли «Святая святых».

Алтарь в православной Церкви

Устройство алтаря

Жертвенник

Жертвенник — это стол, который находится в северо-восточной части алтаря, неподалеку от Престола. В соответствующие моменты литургии жертвенник представляет собой пещеру, где родился Христос, Голгофу, где Он был распят, и небесный Престол Славы, куда Он вознесся по Воскресении.

Именно здесь ведутся приготовления к Причастию, а в самом жертвеннике хранятся сосуды для свершения Таинства. Жертвенник обычно красиво украшен.

Престол

Престол — это стол, который находится в центральной части алтаря. Именно здесь свершается Таинство Евхаристии, и прикасаться к этому столу могут только священники. Для мирян это — запрещено. Нижний покров Престола называется катасаркой, верхний – индитией, что в переводе с греческого означает – «одеваю». Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой.

На престоле обычно хранятся:

  • крест для благословения верующих,
  • Евангелие,
  • антиминс – освещенная ткань с изображением погребения Иисуса Христа.
  • Внутри антиминса находится еще одна ткань, которая называется илитон.
  • Кроме илитона есть и антимисная губка. С ней собираются случайно упавшие частицы причастного хлеба на илитон после приготовления Святых Даров.
  • В илитоне находится частица от мощей святого, святого-мученика.

Ризница

Справа от престола располагается особое место, где в специальные одежды облачаются священнослужители. В ризнице хранятся богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов. Здесь находятся и богослужебные книги, а также предметы, которые используются во время литургии. В болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего становится самый обычный гардероб или даже простой стол.

Кафедра

Кафедра — это кресло, на котором сидит правящий архиерей, символизируя Христа Вседержителя, а духовенство в свою очередь изображает апостолов или тех старцев-священников, из видения евангелиста Иоанна Богослова во время архиерейских богослужений. В современных храмах чтят древние традиции и в восточной стене алтаря с внешней стороны храма оставляют полукружие – абсиду.

Кто может входить в алтарь

Поскольку женщины не могут быть священниками, в алтарь входить им тоже запрещено, хотя абсолютного запрета все-таки нет. В редких случаях в алтарь могли заходить диаконисы или инокини в женских монастырях.

Не могут заходить в алтарь и миряне-мужчины, не получившие на это специального благословения.

Зато все священнослужители имеют право находится в алтаре:

  • Священники;
  • Иподиаконы;
  • Чтецы.

Один раз в жизни в алтаре побывали все крещеные мужчины. Во время Таинства Крещения священник берет младенца на руки, подносит к Царским вратам и, если речь идет о мальчике, вносит его в алтарь.

Алтарь в православной Церкви

К алтарю надо относится с уважением и благоговейным трепетом, без разрешения входить в алтарь просто из любопытства не допускается. Алтарь по причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии — священное место. Надеемся, что знания об устройстве православного храма, помогут вам лучше понимать и суть совершаемых в нем Таинств.

Храм — это, прежде всего, проявление нашего желания общаться с Богом. Интерьер церковных зданий призван внушать благоговение прихожан и должен соответствовать определенным канонам.

Основными частями внутреннего устройства православного храма являются:

Алтарь. Должен быть направлен на восток. Как правило, строится на возвышении. Здесь же находится престол. Зона отделяется от других иконостасом с тремя проходами. Алтарей может быть несколько, каждый посвящен отдельному празднику или святому.

Средний храм. Центральный зал, где во время богослужений и других посещений находятся верующие.

Притвор. Здесь обычно располагается лавка со свечами, иконами и нательными крестами. В церковных постройках нового времени может отсутствовать.

Главная часть, символ Гроба Господня, престол — это стол, на котором осуществляется причащение. Он накрывается расписным платом. Сверху обязательно располагается Евангелие и распятие. Также здесь помещается дарохранительница, сделанная в виде миниатюрной часовни с гробницей.

За престолом принято располагать выносной крест с изображением распятия и образ Богоматери. Единых предписаний по форме и виду распятия нет.

Для росписи или мозаики на стенах алтаря часто используют образы херувимов, Божией Матери, Архангелов Михаила и Гавриила, литургистов и Евхаристии.

Украшенная иконами перегородка закрывает алтарь от верующих и имеет в себе три прохода. Центральные врата называются Царскими и обычно сделаны в виде решетки или резьбы. На них принято размещать образы Благовещения и четырех евангелистов. Со стороны престола проход прикрывает специальная тканевая завеса, иногда украшенная вышивкой. Северные и южные двери — одностворчатые, через них проходят священнослужители. Допустимо использование белокаменной резьбы с вкраплением икон.

Слева от центральных врат помещается образ Божией Матери, справа — Христа Спасителя и святого или праздника, в честь которого освящен храм; сверху ставится образ Тайной вечери, по бокам от нее располагаются изображения других священных событий. Остальное пространство слева и справа заполняется иконами наиболее чтимых в приходе событий и святых. Икона располагаются рядами, как правило, центром третьего служит образ Христа Вседержителя, четвертого — Матери Божией с Богомладенцем, пятого — Бога-Отца. Иконостас обязательно венчается крестом и освящается с использованием святой воды.

Роспись среднего храма чаще всего представляет из себя единую композицию. Распространенный вариант — размещение в середине купола Христоса Вседержителя, а далее последовательно серафимов, восьми архангелов и четырех евангелистов в парусах под куполом. На стенах располагают образы святых мучеников, апостолов и других значимых для церкви фигур. Северная и южная части могут быть посвящены событиям священной истории. Обязательным элементом в центральной части считается икона Голгофы, выполненная в натуральную величину или близко к тому.

Настенные росписи обычно не достигают пола. Нижняя часть стен закрывается панелями без каких-либо украшательств.

Для освещения создаются специальные светильники и лампады. Большие подсвечники также служат местом для свечей прихожан.

Все элементы внутреннего убранства оформляются в соответствии с выбранными для проекта стилем и эпохой. Отделку храма следует постоянно поддерживать в опрятном состоянии, в связи с чем необходимо регулярно проводить работы по реставрации.

Алтарь в православной Церкви

Устройство православного храма связано с символическими традициями, историей развития богослужения.

Основные части соборов называются:

  • алтарь – святое место;
  • наос – средняя часть;
  • притвор.

Каждая из них символизирует определённую область бытия, является повтором Божественной, небесной и земной жизни.

Схема внутреннего устройства православного храма

Изображённый на плане алтарь, отгороженный иконостасом от всего храма – святейшее место в соборе. Далее следует средняя часть храма, а затем притвор и паперть — площадка перед входом в церковь.

Алтарь в православной Церкви

На чертеже изображены основные части строения православного храма.

Описание внутреннего строения храма

Рассмотрим подробнее внутренне строение христианского храма.

Притвор

Так называют предхрамие, символизирующее греховную землю.

Алтарь в православной Церкви

К внешнему притвору относятся крыльцо с папертью. По древнерусскому обычаю на этом месте произносят молитвы кающиеся и люди, считающие себя недостойными находиться внутри храма, стоят просящие милостыню.

При монастырях в притворах располагают братскую Трапезную, являющуюся вторым тёплым храмом.

Над притвором строится башнеобразная колокольня, символизирующая свечу.

Святилище храма — средняя часть

Средняя часть здания считается храмом, символизируется земным бытиём, является частицей обновлённого человеческого мира. Называют это место нефами, оно расположено от притвора до святого места – алтаря.

Алтарь в православной Церкви

Здесь расположены иконы, выставленные в больших рамах или на узких специальных столиках, имеющих наклонные крышки, которые называются аналой. Перед святыми изображениями установлены подсвечники, куда прихожане могут поставить свечки. Светильник из множества свечей украшает интерьер этой части собора, люстра называется паникадилом.

Здесь же находится небольшой столик, на котором имеются подсвечники и распятие, называемое кануном или канунником. Это место панихид или заупокойных Богослужений.

Алтарь в православной Церкви

Традиционно наличие в храме образа Голгофы, который располагают в его средней части. Это изображение в виде деревянного Креста высотой в рост человека, на нём образ распятого Спасителя.

На нижней части восьмиконечного Креста, на подставке, имеется изображение, символизирующее череп и кости Адама.

Справа от Распятия расположена икона с образом Богоматери, слева Иоанна Богослова, иногда вместо него лик Марии Магдалены.

Солея в храме

Перед иконостасом и алтарём находится выступающее в храм возвышение, называемое солеей, посередине её выступ — амвон, что означает восхождение.

Алтарь в православной Церкви

По обоим краям возвышения устраиваются места, где располагается хор. Называют эти площадки – клиросом, «клирошанами» называли поющих священников.

Рядом с клиросом помещают хоругви – иконы, изготовленные на шёлковых тканях, прикреплённые к длинным древкам. Как церковные знамёна их проносят во время крестных ходов.

На полукруглой солее иногда расположены хоры в форме балкона. Они обычно расположены с западной стороны храма.

Алтарь в церкви

Традиционно располагается в восточной стороне, он обращён к восходу солнца.

Алтарь в православной Церкви

Алтарь считают «небом на земле». Он ассоциируется с образами Рая, считается небесным жилищем Господа. В дословном переводе алтарь называют «возвышенным жертвенником». Входить в него разрешается только помазанникам Божьим.

Внутри алтарь состоит из:

  1. Главной святыни, называемой Престолом для свершения Таинств.
  2. Горней высокой площадки, находящейся за престолом, куда помещают семисвечник и крест.
  3. Жертвенника, где готовится хлеб и вино для Таинства.
  4. Сосудохранилища и ризницы, в которых расположены священные сосуды и облачения священников для богослужения.

Иконостас отгораживает «Небо на земле» от остальных частей собора, заставлен иконами, в нём расположены врата. В центральные, называемые царскими, разрешено входить только священнослужителям. Врата с северной и южной стороны — для диаконов.

Образ Спасителя помещён справа от центральных врат, слева – икона Богоматери. После образа Спасителя место храмовой иконы, на которой изображён наиболее почитаемый святой, с чьим именем связано освещение храма.

Церковный придел

По традициям русской православной церкви не разрешается совершать более одной литургии в течение одного дня на одном и том же престоле. Поэтому устанавливаются в храме дополнительные престолы, для которых или выделяются части в основном здании, или делаются пристройки снаружи.

Алтарь в православной Церкви

Называют их приделами или пареклесиями, располагаются они в южной или северной стороне помещения. Наличие нескольких церковных приделов иногда не просто усложняет структуру храма, а и создаёт целый комплекс.

Престол

Является освящённым столом, нижняя одежда которого – белое полотно, верхняя – цветная дорогая ткань.

Алтарь в православной Церкви

Это место для священных предметов, специфика которых в том, что прикасаться к ним разрешено только священнослужителям.

Жертвенник в православном храме

Находится с левой стороны от престола. Высотой жертвенный стол такой же, как и престол.

Алтарь в православной Церкви

Используется для обряда приготовления вина и просфир, которые нужны для причастия.

Амвон

Это место в виде полукруглого выступа по центру солеи, с которого священником произносятся речи и проповеди.

Архитектурные элементы храма

По внешности православного храма определяется его предназначение. Он может быть в виде:

  1. Креста – символа спасения.
  2. Круга, символизирующего вечность.
  3. Квадрата, связанного с землёй и духовной крепостью.
  4. Восьмиугольника, олицетворяющего Вифлеемскую звезду.
  5. Корабля, повторяющего Ноев ковчег.

Алтарь в православной Церкви

Принадлежностью убранства храма являются:

  • образы на иконах и фресках;
  • светильники, которые зажигаются в зависимости от значимости службы;
  • лампады.

Если посмотреть на фото с храмами, то заметно общее в их строении – это наличие куполов, которые венчает глава с крестом. Например, утроение куполов символизирует Святую Троицу.

Для прихожан, как для детей так и для взрослых, православный храм воспринимается как Царствие Небесное. Знать, как называются основные части церкви, полезно всем, для этой цели хорошо помогает рисунок или картинка с подписями.

Алтарь в православной Церкви

П равославный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.

Сам храм предназначен непосредственно для верующих.

Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Самое важное место в алтаре — престол — особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из полотна и верхней — из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица. возвышающийся посреди него.

Антиминс — главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого. В первые века христианства служба (литургия) всегда совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Без антиминса службу совершать нельзя. Недаром само слово антиминс переводится с греческого как “вместопрестолие”. Обыкновенно антиминс завернут в другой плат — илитон, напоминающий повязку на голове Христа в гробу.

Дарохранительница — это ящичек в виде небольшой церковки. Здесь хранятся святые дары для причащения больных. А на дом к ним для причащения священник ходит с дароносицей.

Место за престолом у восточной стены специально делается немного возвышенным, называется “горним местом” и считается самым святым местом даже на алтаре. Здесь традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.

На алтаре, за алтарной преградой (иконостасом) у северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником. Здесь готовятся хлеб и вино для причастия. Для их торжественного приготовления во время обряда проскомидии на жертвеннике находятся: потир — святая чаша, в которую вливается вино с водою (симол крови Христа); дискос — блюдо на подставке для причастного хлеба (символ тела Христа); звездица — две дуги, соединенные крестом, чтобы ставить их на дискос и покров не касался частиц просфор (звездица — символ звезды вифлеемской); копие — острая палочка для вынимания частиц из просфор (символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица — ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой — воздухом.

Кроме того, за алтарной преградой хранятся: кадильница, дикирий (двусвечник) и трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при освящении их).

В иконостасе, отделяющем храм от алтаря, устроены три двери. Средние — самые большие — носят название царских врат. Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Кроме дверей царские врата перекрывает завеса, как правило красного цвета. Сами царские врата украшены иконами Благовешения и изображениями четырех евангелистов. А над ними помещают икону с изображением Тайной вечери.

В живописной системе православного храма небесные силы изображаются подножием Господа и помещаются ниже него по куполу или в простенках барабана. При этом реально изображаются Престолы в виде огненных крылатых колес, Херувимы — в виде шестикрылых ликов и Архангелы в человеческом образе. Иногда же в больших храмах в простенках барабана изображают видимых носителей божественной силы — пророков. Их традиционно шесть: Давид, Соломон, Исайя, Иеремия, Иезекиль, Даниил.

На парусах храма помещают изображения евангелистов. Иногда вместо евангелистов (или вместе с ними) помещают тетраморф (четырех символических животных). При этом существует две различные версии соответствия животных евангелистам. Согласно пророчествам Иезекиля престол Иеговы окружают четверо существ: лев (Иоанн), орел (Марк), человек (Матфей) и вол (Лука). Однако чаще встречается соотношение, предложенное Августином Блаженным и Иеронимом: лев — Марк, орел — Иоанн, человек или ангел — Матфей, телец — Лука.

Следующей по сакральности считается алтарная стена, то есть внутренняя восточная стена храма. Если купол — это образы церкви небесной, то алтарная стена — образы церкви земной. В полукупольном завершении над полуцилиндрической апсидой — алтарной конхе почти всегда помещается изображение Богоматери, либо восседающей на троне, либо Оранты, стоящей в рост с воздетыми руками. Иногда же здесь изображали Христа Вседержителя. Сразу под конхой помещается сцена Евхаристии апостолов. А еще ниже в один или два ряда располагаются святители христианской церкви (Николай Чудотворец, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст и др.).

Алтарь в православной Церкви

Весь внешний вид христианской церкви и ее внутреннее устройство целиком и полностью выражают свое устремление к Господу, а также служат спасению души человека. Обычно та часть храма, в которой находится алтарь, обращена на восток. Дело в том, что именно восток символизирует рай.

Любая христианская церковь может иметь от одного до нескольких куполов. Один купол – это Спаситель, три купола – святая Троица, пять куполов – Христос и четыре апостола-евангелиста. Если храм имеет двенадцать куполов – это двенадцать апостолов-учеников Иисуса Христа. Купола христианской церкви завершаются восьмиконечными крестами, символизирующими спасение.

Часть церкви, отделенная от нее сплошной стеной, называется притвором. Она служит местом пребывания для кающихся и оглашенных. Вообще притвор является символом земного бытия. Также рядом с христианской церковью обычно располагается звонница (или колокольня).

Внутреннее устройство христианской церкви

Алтарь. Это символ Небесного Царства и области Божьего бытия. Полукруглый алтарь обычно отделен от средней части христианского храма специальной алтарной преградой. Она развивается до иконостаса. Внутри алтаря находится специальный престол, служащий для свершения тех или иных церковных таинств.

В левой части престола обычно находится жертвенник. Это место необходимо для свершения проскомидии. Справа от престола находится диаконник, т.е. место, где совершаются литургии. Часть алтаря, направленная на восток, имеет одну или три апсиды – округлые формы. Возвышение, которое находится между алтарем и средней частью христианской церкви, называется солеей. Это – место всех церковнослужителей. В его центре находится амвон, необходимый для проповеди.

Средняя часть христианской церкви – это своеобразный мир Ангелов и праведников, символизирующий человеческую природу Иисуса Христа и душу человека. Эта часть может иметь разнообразные формы – от продолговатой или округлой до восьмиугольной. Сегодня наиболее распространена крестово-купольная форма церкви. Внутри средней части церкви обычно размещаются хоры (галереи), а также дополнительные приделы – особые алтари, обращенные на восток и отделенные от основной церкви своим собственным иконостасом.

Стоит отметить, что весь интерьер христианской церкви покрыт настенными росписями. Это фрески. Они располагаются по принципу иерархии священных изображений и в соответствии с символикой всех частей храма. Все фрески представляют стилистическое единство – единую догматическую систему, которая непосредственно связана с литургическим действом. Алтарь также расписан фресками.

Есть такая поговорка: «Выйти замуж не напасть, как бы замужем не пропасть». Нечто похожее можно сказать и про людей, переступающих порог церкви. Сейчас, когда по статистике каждый третий брак заканчивается разводом, отношения человека с церковью порой тоже складываются непросто. Все чаще приходится слышать печальные истории про искренних верующих христиан, которые со временем разочаровались, выгорели или вовсе ушли из Церкви. В чем же дело? С какими кризисами сталкиваются православные, оказавшись в церковной общине? Попробуем разобрать четыре основные проблемы, к которым стоит быть готовым на пути воцерковления. Сразу оговорюсь, что эти проблемы мы будем обсуждать на примере нашей поместной Русской Православной Церкви, хотя в том или ином виде они могут присутствовать и в других православных церквях.

Итак, начнем с первой, внешней проблемы. Назовем ее «церковный этикет». Пожалуй, это самое обширное поле для домыслов, суеверий и даже анекдотов. Недавно на одном приходском сайте мне попался православный справочник начинающего прихожанина. В нем, помимо разделов о внешнем виде, иконах и свечах, оказался список обязательных крестных знамений, поясных и земных поклонов на богослужении, а также подробный словарь-разговорник с указаниями, как следует общаться с мирянином, священником и епископом. Безусловно, любой религии свойственны определенные внешние нормы и правила, которые позволяют почувствовать свою принадлежность к традиции. Но, слепо ставя внешнюю форму выше содержания, мы рискуем лишиться живого общения, искренней молитвы и своей собственной индивидуальности.

Обучившись основным нормам церковного этикета, мы неизбежно столкнемся с новой трудностью. Вся внешняя молитвенная жизнь у православных протекает на церковно-славянском языке, который, несмотря на внешнюю схожесть с русским, все же отличается от него и по грамматике, и по лексике. В результате по самым оптимистичным подсчетам более половины прихожан с трудом понимают тексты домашних и церковных молитв. Как бы то ни было, эту проблему в церковной среде не замалчивают и ищут пути ее решения. С одной стороны, открываются курсы и онлайн-школы по изучению церковно-славянского языка. С другой, совершенствуются переводы. Издаются Библии, молитвословы и последования богослужений на современном русском языке. Появляются храмы, где на нем частично или полностью служат литургию.

Следующая проблема лежит глубже и переходит от внешнего к внутреннему. У верующего человека, особенно у того, кто недавно пришел в религиозную традицию, появляются сотни вопросов о том, что можно и чего нельзя: о посте и ограничениях, о частоте исповеди и причастия, об отношениях с Богом, с самим собой и своими близкими. Иными словами, для построения своей духовной жизни человеку нужны понятные подсказки и правила, чтобы на них опереться. Нужен образец, к которому можно стремиться. Сложность в том, что свод правил или устав, на который сегодня опирается Русская Православная Церковь, был создан несколько веков назад в мужском монастыре на территории современного Израиля. То есть это устав, написанный монахами для монахов. Какой-либо устав для мирян, к сожалению, так и не был сформирован, а современных церковных документов на практике оказывается недостаточно. Поэтому, когда православный мирянин с ненормированным рабочим графиком, ипотекой, двумя-тремя детьми и пожилыми родителями задаётся вопросами о строгости поста или о формате домашнего молитвенного правила, ему стоит рассчитывать исключительно на мнение и адекватность священника, которому он эти вопросы задает.

Наконец, мы подходим к наиболее сложной проблеме, которая подчас оказывается непреодолимой даже для православных «со стажем». Обозначим ее так: несовершенная церковь земная, которая очень отличается от совершенной Церкви Небесной. Церкви земной как организации и собранию неидеальных людей свойственны все человеческие слабости: разномыслия и разногласия, деление на группы и поиск врагов вне этих групп, неосторожные высказывания и неоднозначные поступки. Эти явления обескураживают и расстраивают, но они не должны удивлять. С евангельских времен и по сей день в основании нашей церкви есть всего один совершенный Человек, точнее Богочеловек — Христос. Всем остальным христианам, кем бы они ни были, какой бы пост ни занимали, свойственно падать и ошибаться. В связи с этим вспоминается евангельская притча:

«Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою»

(Мф. 13:24-30)

Пока существует наш несовершенный мир, плевелам суждено расти рядом с пшеницей, как внутри церкви и общества, так и внутри каждого человеческого сердца. Но только Бог умеет отделять сорняки, не повреждая добрых плодов. Оставим Ему это право.

А сами будем помнить, что православное общество — это живые люди. Это мы. Значит, именно мы можем своим примером и светом христианской любви создавать такую церковь, из которой не хочется уходить.

Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий направил циркулярное письмо епархиальным Преосвященным на территории России. Документ напоминает о мерах профилактики распространения коронавирусной инфекции. Перечисленные в документе правила благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Сегодняшнее циркулярное письмо Управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия о мерах профилактики распространения коронавирусной инфекции в приходах и монастырях Русской Православной Церкви, по сути, во многом повторило весенние предписания. Об этом напомнил руководитель религиозной редакции Царьграда Михаил Тюренков.

«Ещё в середине марта этого года в храмах и обителях были предприняты поистине беспрецедентные санитарно-эпидемиологические меры, однако это не остановило чиновников, закрывших православные святыни непосредственно накануне главного христианского праздника, Светлого Христова Воскресения, Пасхи Господней. Этот печальный опыт, когда светские власти очевидно превысили свои полномочия, нарушив конституционные права верующих, не должен повториться», — заметил Тюренков.

По его словам, в том числе и поэтому священноначалие намеренно «перестраховывается», усиливая профилактические ограничения в приходах и монастырях. Хотя, в первую очередь, эти меры, конечно же, направлены на сохранение жизней и здоровья прихожан и паломников.

Как сказано в письме, подписанном Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Воскресенским Дионисием, соблюдение перечисленных правил сейчас — это «вопрос послушания Церкви». Кроме того, это и действенная помощь врачам, пекущимся о нашем здоровье, «порой из последних сил».

Святейший Патриарх благословил строго соблюдать в храмах и монастырях следующие уже известные правила:

  1. Обеспечить дежурство в храме приходских сторожей, иных сотрудников или волонтёров на всем протяжении времени открытия храма для посетителей. Поручить перечисленным сотрудникам допускать людей в храм при наличии у них гигиенических масок, которые должны быть надеты во время присутствия в храме.
  2. На входах в храм установить дезинфекционные диспенсеры (или иные емкости с дезинфицирующими средствами) и своевременно их пополнять. Диспенсеры (емкости) также можно установить внутри храма, особенно при большой площади такового.
  3. Священнослужителям при общении с прихожанами носить маски, в том числе при совершении исповеди. Рекомендовать исповедующимся готовить список совершённых ими грехов на бумаге и подавать его принимающему исповедь священнику.
  4. Священнослужителям воздерживаться от преподания руки для целования.
  5. Сотрудникам храма и волонтёрам, взаимодействующим с прихожанами, носить маски и перчатки.
  6. Священнослужителям, сотрудникам и волонтёрам, находящимся в контакте с прихожанами, обрабатывать руки либо защитные перчатки антисептиками не реже, чем раз в два часа, и соблюдать общие меры гигиены.
  7. Обязать священнослужителей осуществлять дезинфекцию рук антисептиком непосредственно перед совершением проскомидии, а церковнослужителей и всех сотрудников храма — перед каждым прикосновением к просфорам, хлебам для совершения литии, антидору.
  8. Строго соблюдать режим проветривания храма, его уборки и обработки на протяжении дня дезинфицирующими растворами икон и иных предметов церковного убранства в соответствии с разделом «Указания общего характера» утвержденной Священным Синодом Инструкции настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи угрозой распространения коронавирусной инфекции.
  9. Разместить на видном месте при входе в храм плакаты, напоминающие о правилах профилактики, которым должны следовать прихожане во время пребывания в храме.
  10. Крестить, венчать и отпевать с соблюдением вышеизложенных правил, а также с учетом указаний, содержащихся в упомянутой выше Инструкции относительно порядка совершения таинств Крещения и Миропомазания.
  11. В соответствии с Инструкцией, утвержденной Священным Синодом, священнослужителям, церковнослужителям и сотрудникам приходов, подворий и монастырей при недомогании и любых признаках ОРВИ немедленно сообщать об этом настоятелю (игумену, игумении) и, оставаясь дома, обращаться за медицинской помощью. Настоятелям, игуменам и игумениям организовать обязательные регулярные замеры температуры в течение дня у священнослужителей, церковнослужителей, а также у сотрудников храмов.

Кроме того, следует напомнить игуменам и игумениям ставропигиальных и епархиальных обителей, что в случае заболевания хотя бы даже одного насельника (насельницы) монастырь должен быть закрыт на 14-дневный карантин с проведением профилактических мероприятий (а именно: тестирования всех насельников или насельниц; проведения дезинфекции посещений).

В регионах с особенно сложной эпидемической ситуацией епархиальным архиереям рекомендуется издавать распоряжения о закрытии монастырей для посетителей в качестве профилактической меры.

Летом, в пору отпусков, православные христиане нередко совершают паломничества или просто путешествуют, в том числе, по Западной Европе или восточным странам. При этом перед ними нередко встает проблема: как относиться к инославным храмам, можно ли заходить в них, нужно ли при этом осенять себе Крестным знамением, допустима ли молитва, как вести себя в отношении пребывающих там святынь, – воспринимать ли святыни инославных лишь как объекты культурного наследия или же относиться к ним с почтением, подобающим христианским святыням?

Алтарь в православной Церкви

Отвечает известный пастырь протоиерей Олег Стеняев:

Посещая Западную Европу, я обратил внимание, что во многих католических храмах в передней части перед алтарем выставлены православные иконы. Мне кажется, что они и установлены специально для того, чтобы православный христианин, зашедший в католический храм, мог приложиться к иконе. Это я видел во Франции, но не знаю, встречается ли такое в других европейских странах. Хотя, конечно же, если у путешественника есть желание посетить именно храм, чтобы помолиться в нем Господу, то ему следует выяснить, где находится ближайшая православная церковь – русская, греческая, сербская или болгарская и посещать с молитвенной целью именно православную церковь.

С другой стороны, многие храмы на Святой земле являются католическими, но православные, приезжая туда, имеют возможность помолиться в них, так как это общехристианские святыни. Достаточно вспомнить храм Гроба Господня, ведь там совершают службы христиане всех церквей – православные, армяне, католики и другие. Или вспомните посещение Патриархом Алексием II собора Парижской Богоматери. Многие восприняли это как нечто скандальное, но в действительности в этом Соборе пребывает немало православных святынь, и Святейший прикладывался к Терновому венцу Господа, который крестоносцы вывезли в свое время в Европу. А в католическом храме Успения Божией Матери на Святой Земле православные также совершают молитвы, и никому в голову не приходит их в чем-то их обвинить. Нам нельзя молиться вместе с представителями других вер, православные каноны запрещают совместную молитву с инославными и иноверцами, а в почитании христианских святынь ничего предосудительного нет.

Кончено же, заходя в католический храм, следует перекреститься. Крестное знамение – это оружие, которым мы должны пользоваться, тем более, когда мы сталкиваемся с другой духовностью, так что совсем не лишним будет осенить себя крестом. Это не будет означать какого-то особого почитания культового здания католиков, а станет лишь проявлением православным христианином некоторой осторожности, когда он входит в культовое здание людей иной веры. Каноны напрямую запрещают нам посещать лишь синагоги, но относительно еретических храмов, насколько я знаю, таких канонов нет. Тем не менее, я думаю, что просто из праздного любопытства заходить в такие храмы все же не стоит.

Но есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного. Если русский человек находится на отдыхе в Египте, то в Хургаде он вполне может посетить коптскую киниссу, где пребывает частица мощей св. Игнатия Богоносца. Я знаю, что многие православные христиане приходят в этот храм, чтобы поклониться святым мощам, которые находятся там рядом с алтарем. Многие православные россияне, приезжающие в Египет, также посещают там такие святыни, как монастыри Антония Великого и Павла Послушливого, которые находятся у коптов, но имеют, конечно, общехристианское значение. В пещеру Антония Великого, например, надо подниматься на три тысячи ступеней вверх, читая Псалтирь.

Русский человек, также может найти очень много христианских святынь и в Западной Европе, куда они были вывезены во время крестовых походов. Например, мощи святителя Николая, перевезенные крестоносцами из Мир в Бари. И приходиться признать, что если бы тогда попущением Божиим, они не были бы фактически украдены, то они бы просто пропали – таким образом Господь промыслительно сохранил наши святыни среди людей другой веры.

Так что в этих случаях гибкость допустима. Единственное, чего нельзя делать православным, так это молиться вместе с католиками, протестантами или монофиситами и, тем более, участвовать с ними в таинствах – эти запреты мы должны соблюдать очень строго.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.

What can I do to prevent this in the future?

If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.

If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.

Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.

Cloudflare Ray ID: 6aafc0d85d149039 • Your IP : 178.76.241.51 • Performance & security by Cloudflare

Ссылка на основную публикацию