17 января церковный календарь 2020

На семнадцатое января приходится сразу четыре церковных праздника, почитаемых православными христианами. Мы стараемся сообщать читателям о каждом значимом событии. На наших страницах вы узнаете не только о торжествах, но также об их истории, обрядах и приметах, связанных с праздником.

Церковные православные праздники 17 января

Святки

Одиннадцатый день Святок. Праздники от Рождества до Крещения называют Сплошной седмицей. Христиане восточного обряда отмечают праздники в течение многих веков подряд.

Pot with kutia — traditional Christmas sweet meal

В христианской церкви есть особенный праздник, который принято отмечать с Рождественского Сочельника до Крещения Господня. Таким образом, период торжества длится с 7 по 19 января. В течение Святок выделяются три важных праздника. Первым из них является Сочельник, отмечаемый 6 января. Вторым – Рождество, которое особенно почитается верующими, и приходится на 7 января. Завершающим цикл праздником является Крещение Господне, отмечаемое 19 января. В течение двух святочных недель принято отдыхать от тяжелой работы и веселиться в разной форме. Так как церковный праздник длится более суток, его назвали в множественном числе (Святки).

Об истоках традиций

Традиция празднования начинается в глубокой древности. Известно о том, что еще во времена известного христианского богослова Ефрема Сирина, который умер в 373 году нашей эры, были первые упоминания о Святках. Информацию подтверждает и церковный устав, написанный Саввой Освященным, умершим в 532 году. С 567 года нашей эры и вплоть до сегодняшнего дня череду дней между торжеством Богоявления и Рождеством Христовым считали праздничной.

Святителя Евстафия I, архиепископа Сербского

В христианской церкви вспоминают о благих делах архиепископа Сербского Евстафия Первого, который жил в XIII столетии нашей эры.

Святитель Евстафий был архиепископом Сербии. Он правил во второй половине XIII столетий во времена, когда там был монархом Стефан Урош, живший с 1262 по 1320 годы. Родился он в Будимильской области. Родители святителя были благочестивыми, поэтому имели возможность обеспечить ребенку хорошее духовное воспитание. С ранних лет все замечали одаренность Евстафия, поэтому было решено отдать его на обучение книжным премудростям. Особенный интерес он испытывал к Священному Писанию, поэтому регулярно совершенствовался в благочестии.

С окончанием обучения юноша принял решение уйти в монастырь, чтобы там постричься в монахи. Обитель Архангела Михаила располагалась в Зетской области, в Черногории. Здесь он жил в строгом обете, поэтому среди в христианском мире быстро стал известен, как великий подвижник. Затем он отправился в священный путь в Иерусалим, чтобы поклониться святому Гробу Господню. По пути к священному месту для всех христиан он погостил на Святой Горе Афон. Вдохновленный радушным приемом, он решил поселиться в Хилендарском монастыре. Преподобный Евстафий получил широкую известность и уважение среди христиан, ведь правильно обучал верующих. Вскоре его возвели в сан игумена.

Спустя несколько лет святитель получил новый вызов – его повысили до епископа Зетской епархии. Это вынудило его вернуться на родные земли. Благодаря большому духовному опыту и монашеской практике его быстро полюбили христиане на родине. Довольно быстро ему подарили сан архиепископа сербского, преемника святого Саввы. В течение следующих семи лет Евстафий стоял во главе Сербской церкви и умер в 1285 году. Его похоронили в монастыре Жидоча, а спустя какое-то время тело святого перенесли в Пеши (или Печ). И сегодня останки Евстафия хранятся в соборе святых апостолов Петра и Павла.

Собор 70-ти Апостолов

В этот день вспоминают о семидесяти апостолах, которые были учениками Спасителя нашего Иисуса Христа.

Православная Церковь установила праздник, посвященный 70 апостолам Христа, чтобы заявить о равночестии учеников Спасителя. Таким образом, между христианами не должно быть разногласия в необходимости почитать святых. Каждый из них был избран Всевышним, чтобы распространять Евангелие в разных частях света. Кроме непосредственного празднования Собора святых апостолов, в течение 12 месяцев отмечаются и другие праздники, посвященные апостолам: [апостола Иакова, брата Господня] (23 октября), [Марка евангелиста] (25 апреля), [Луки, евангелиста] (18 октября), [Клеопы], брата [Иосифа Обручника], [Симеона], сына его (27 апреля), [Варнавы] (11 июня), [Иосии], или Иосифа, называемого Варсавою или Иустом (30 октября), [Фаддея] (21 августа), [Анании] (1 октября), Стефана, архидиакона (27 декабря), [Филиппа] из [7 диаконов] (II октября), [Прохора] из 7 диаконов (28 июля), [Никанора] из 7 диаконов (28 июля и 28 декабря), [Тимона] из 7 диаконов (28 июля и 30 декабря), [Пармена] из 7 диаконов (28 июня), [Тимофея] (22 января), [Тита] (25 августа), [Филимона] (22 ноября и 19 февраля), [Онисима] (15 февраля), [Епафраса] и [Архиппа] (22 ноября и 19 февраля), [Силы], [Силуана], [Крискента], или Криска (30 июля), [Криспа] и [Епенета] (30 июля), [Андроника] (17 мая и 30 июля), [Стахия], [Амплия], [Урвана], [Наркисса], [Апеллия] (31 октября), [Аристовула] (31 октября и 16 марта), [Иродиона], или Родиона (8 апреля и 10 ноября). [Агава], [Руфа], [Асинкрита], [Флегонта] (8 апреля), [Ерма] (5 ноября и 31 мая), [Патрова] (5 ноября), [Ермия] (8 апреля), [Лина], [Гаия], [Филолога] (5 ноября), [Лукия] (10 сентября), [Иасона] (28 апреля), [Сосипатра] (28 апреля и 10 ноября), [Олимпа] или Олимпана (10 ноября), [Тертия] (30 октября и 10 ноября), [Ераста], [Куарта] (10 ноября), [Евода] (7 сентября), [Онисифора] (7 сентября и 8 декабря), [Климента] (25 ноября), [Сосфена] (8 декабря), [Аполлоса] (10 сентября и 8 декабря), [Тихика], [Епафродита] (8 декабря), [Карпа] (26 мая), [Кодрата] (21 сентября), [Марка], он же Иоанн, [Зины] (27 сентября), [Аристарха] (15 апреля и 27 сентября), [Пуда], [Трофима] (15 апреля). [Марка], племянника [Варнавы], [Артема] (30 октября), [Акилы] (14 июля), [Фортуната], [Ахаика] (4 января).

Когда Святой Дух спустился с Небес, апостолы начали проповедование Слова Божьего в разных странах мира. Некоторые из них последовали за каждым из двенадцати основных апостолов. Так, вместе были евангелисты Марк и Лука, Тимофей, сопровождавший апостола Павла, а также святой Прохор, который помогал в благих делах Иоанну Богослову. Некоторые из святых пострадали за Христа, тогда как другие вовсе приняли мученическую смерть, не отказываясь от веры в Бога.

К числу семидесяти апостолов со временем были причислены еще два. Одним из них был святой апостол Кифа, увидевший Господа после Воскресения. Также чтят Симеона, которого называют Нигером. Каждого из них уважали в Церкви, ведь святые распространяли среди народа апостольскую проповедь. Основной заслугой каждого из 70-ти апостолов называют их мудрые учения. Они научили остальных уважать Единую и Нераздельную Троицу. В IX столетии Иосиф Песнописец подарил Православной Церкви канон, посвященный дню Собора семидесяти Христовых апостолов.

Преподобного Феоктиста

Святой Феоктист был игуменом монастыря, расположенного на итальянском острове Сицилия. Он жил в городе Кукума в VIII столетии нашей эры.

Преподобный Феоктист является основателем сицилийской обители, построенной в городе Кукума. Он был избран игуменом монастыря, где проживали греческие монахи. Иноки из Греции сбежали сюда, будучи гонимыми иконоборцами. Умер преподобный в 800 году нашей эры.

17 января отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 17 января

Соборная память 70 апостолов — учеников Иисуса Христа.

Церковь чествует архиепископа Сербского Евстафия I. Жил в XIII веке.

Празднование памяти святого Феоктиста — игумена монастыря в городе Кукуме на острове Сицилия. Жил в VIII веке.

Сплошная седмица. Период от Рождества до Крещения. Празднование имеет древнее происхождение.

Внимание! Ниже размещены правила питания для мирян – обычных людей. Они более мягкие, чем для монахов и содержат три степени поста: пища без мяса, пост и строгий пост. Для определения степени строгости своего поста проконсультируйтесь со священником.

Январь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Внимание! Ниже размещены правила питания для монахов. Они более жесткие, чем для мирян – обычных людей и содержат шесть степеней поста. В современной монастырской практике возможно смягчение некоторых норм питания.

Январь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Посты в январе

Православные праздники в январе

Календарь трапез в январе

Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы).

Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.

Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла.

Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла.

Запрещается принимать пищу до появления на небе первой звезды. В этот день принято сухоядение (потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед). Традиционное блюдо – сочиво (вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом).

Прп. Антония Великого (356). Прп. Антония Дымского (1224).

Прп. Антония Черноезерского (XVI).

Сщмч. Виктора пресвитера (1931). Сщмч. Павла пресвитера (1938).

Евангельские Чтения

Молитвы

Ревнителя Илию нравы подражая,/ Крестителю правыми стезями последуя,/ отче Антоние,/ пустыни был еси житель/ и вселенную утвердил еси молитвами твоими./ Темже моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Житейския молвы отринув,/ безмолвно житие скончал еси,/ Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший,/ с ним убо тя почитаем,// отцев начальниче, Антоние.

Добродетелей ревнителю, / пустынный житель, / подвижник веры Христа Бога нашего, / пощением и труды умертвивый плотская вожделения, / тезоимените великому Антонию, / егоже житию поревновал еси / и во егоже имя Божественный храм воздвигл еси, / купно с ним, преподобне Антоние, моли Спасителя всех, / да и нас сотворит победители плотских похотей / и храмы Духа Святаго, / по велицей Его милости.

Сверстник и подражатель преподобному Варлааму,/ послушание к нему истинное стяжав,/ достоин явился ему преемник,/ упасши до времене стадо его,/ добродетелем же его поревновав,/ в туюжде меру возраста достигл еси,/ безмолвие пустынное возлюбив,/ и угоден Господеви показался еси,/ первоначальный быв пустыни при езере Дымском,/ тем ти вопием:/ с преподобным Варлаамом, отче Антоние, моли о нас Бога,/ да даст нам такожде угодити Ему, якоже и ты,/ образе послушания и безмолвия тихий рачителю.

Прп. Антония Великого (356). Прп. Антония Дымского (1224).

Прп. Антония Черноезерского (XVI).

Сщмч. Виктора пресвитера (1931). Сщмч. Павла пресвитера (1938).

Евангельские Чтения

Молитвы

Ревнителя Илию нравы подражая,/ Крестителю правыми стезями последуя,/ отче Антоние,/ пустыни был еси житель/ и вселенную утвердил еси молитвами твоими./ Темже моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Житейския молвы отринув,/ безмолвно житие скончал еси,/ Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший,/ с ним убо тя почитаем,// отцев начальниче, Антоние.

Добродетелей ревнителю, / пустынный житель, / подвижник веры Христа Бога нашего, / пощением и труды умертвивый плотская вожделения, / тезоимените великому Антонию, / егоже житию поревновал еси / и во егоже имя Божественный храм воздвигл еси, / купно с ним, преподобне Антоние, моли Спасителя всех, / да и нас сотворит победители плотских похотей / и храмы Духа Святаго, / по велицей Его милости.

Сверстник и подражатель преподобному Варлааму,/ послушание к нему истинное стяжав,/ достоин явился ему преемник,/ упасши до времене стадо его,/ добродетелем же его поревновав,/ в туюжде меру возраста достигл еси,/ безмолвие пустынное возлюбив,/ и угоден Господеви показался еси,/ первоначальный быв пустыни при езере Дымском,/ тем ти вопием:/ с преподобным Варлаамом, отче Антоние, моли о нас Бога,/ да даст нам такожде угодити Ему, якоже и ты,/ образе послушания и безмолвия тихий рачителю.

Прп. Антония Великого (356). Прп. Антония Дымского (1224).

Прп. Антония Черноезерского (XVI).

Сщмч. Виктора пресвитера (1931). Сщмч. Павла пресвитера (1938).

Евангельские Чтения

Молитвы

Ревнителя Илию нравы подражая,/ Крестителю правыми стезями последуя,/ отче Антоние,/ пустыни был еси житель/ и вселенную утвердил еси молитвами твоими./ Темже моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Житейския молвы отринув,/ безмолвно житие скончал еси,/ Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший,/ с ним убо тя почитаем,// отцев начальниче, Антоние.

Добродетелей ревнителю, / пустынный житель, / подвижник веры Христа Бога нашего, / пощением и труды умертвивый плотская вожделения, / тезоимените великому Антонию, / егоже житию поревновал еси / и во егоже имя Божественный храм воздвигл еси, / купно с ним, преподобне Антоние, моли Спасителя всех, / да и нас сотворит победители плотских похотей / и храмы Духа Святаго, / по велицей Его милости.

Сверстник и подражатель преподобному Варлааму,/ послушание к нему истинное стяжав,/ достоин явился ему преемник,/ упасши до времене стадо его,/ добродетелем же его поревновав,/ в туюжде меру возраста достигл еси,/ безмолвие пустынное возлюбив,/ и угоден Господеви показался еси,/ первоначальный быв пустыни при езере Дымском,/ тем ти вопием:/ с преподобным Варлаамом, отче Антоние, моли о нас Бога,/ да даст нам такожде угодити Ему, якоже и ты,/ образе послушания и безмолвия тихий рачителю.

Собор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, первомч. архидиакона Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика; Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800). Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285). Прп. Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прмч. Зосимы и мч. Афанасия (III–IV). Сщмчч. Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева пресвитеров (1933); сщмч. Николая Маслова пресвитера (1939); сщмч. Павла Фелицына пресвитера (1941). Литургии не положено. Часы навечерия. На 1-м часе: Деян., 33 зач.,XIII, 25–32. Мф., 5 зач.,III, 1–11. На 3-м часе: Деян., 42 зач.,XIX, 1–8. Мк., 1 зач.,I, 1–8. На 6-м часе: Рим., 91 зач.,VI, 3–11. Мк., 2 зач.,I, 9–15. На 9-м часе: Тит., 302 зач.,II, 11–14; III, 4–7. Мф., 6 зач.,III, 13–17. В этот день 1-й час к утрене не присоединяется, но совершаются отдельно часы навечерия Богоявления и изобразительны. Блаженны читаются. Вечерня совершается в свое время.

Тропарь и кондак предпразднства

Тропарь апостолов, глас 3:

Апо́столи святи́и… (см. приложение 2.6)

Кондак апостолов, глас 2:

Христо́вых ученико́в лик се́дмьдесят/ боже́ственно, ве́рнии, в пе́снех восхва́лим,/ те́ми бо вси навыко́хом Тро́ицу почита́ти Неразде́льную,// и пребыва́ют свети́льницы Боже́ственныя ве́ры.

На часах тропарь предпразднства, глас 4:

Возвраща́шеся иногда́ Иорда́н река́ ми́лотию Елисе́евою,/ возне́сшуся Илии́,/ и разделя́хуся во́ды сю́ду и сю́ду/ и бысть ему́ сух путь, и́же мо́крый,/ во о́браз вои́стинну Креще́ния,/ и́мже мы теку́щее жития́ прехо́дим ше́ствие:// Христо́с яви́ся во Иорда́не, освяти́ти во́ды.

В Послании апостола Павла к Титу звучит мысль о том, что человек спасается не своими – возможно, праведными – делами, но только милостью Божией (Тит. 3, 4–7). Эти замечательные слова можно распространить не только на дело спасения, но и вообще на всякое дело, которое совершает человек. Чем больше у человека возможностей, чем выше он стоит на лестнице власти, чем больше у него материальных средств, тем больше искушений думать, что все происходящее, в том числе при его участии, есть результат его таланта, его сил, его знаний, его богатства. Но если человек что-то совершает, то либо с помощью Божией, либо потому, что Бог попускает ему совершить те или иные дела. А без воли Божией ничего не происходит.

К сосло́вию по́слан му́чеников,/ му́ченик был еси́ и́стинен,/ пострада́в за Христа́ крепча́йше, всехва́льне,/ мощми́ же возврати́лся еси́ ве́рою посла́вшей тя, Вонифа́тие блаже́нне,/ моли́ Христа́ Бо́га// прия́ти нам грехо́в проще́ние.

Кондак мученика Вонифатия, глас 4:

Свяще́ние непоро́чное/ самово́льне тебе́ приве́л еси́,/ И́же от Де́вы тебе́ ра́ди роди́тися хотя́щему,/ свя́те венчено́сче,// прему́дре Вонифа́тие.

Услаждения, услада, сладость – это то, что вкусно, приятно, то, что доставляет удовольствие. И если вся жизнь человека направлена на получение удовольствия, на потребление некоей услады в прямом или переносном смысле слова, то происходит духовное расслабление. Человек перестает думать о своей внутренней жизни, он перестает концентрировать мысль на главном, контролировать свои поступки и дела, он начинает жить по инерции, которая определяется стремлением к наслаждению. Действительно, человек, утратив духовное измерение своей жизни, теряет свою свободу и становится игрушкой страстей и инстинктов. Его жизнь уже нельзя назвать в полной мере жизнью разумного человека. Но если внимательнее отнестись ко всему, что нас сейчас окружает, – информации, которую мы получаем, идеалам и ценностям, которые нам навязываются посредством рекламы, фильмов, телевизионных передач, социальных сетей, парализующих сознание нашей молодежи, – мы увидим, что все это направлено на формирование устойчивого навыка стремиться только к одному – к услаждению себя.

Церковный календарь содержит в себе даты основных православных праздников, посвященных воспоминанию исторических событий из жизни Иисуса Христа, Девы Марии (Богородицы) и других святых. При помощи календаря можно узнать дату начала и конца постов, Пасхи и других великих христианских праздников в 2020 году.

Православный календарь на 2020 год

Великие праздники

Важнейшие православные праздники отличаются особенно торжественным богослужением. Самым большим и светлым событием в церковном календаре христиан является Пасха. Она имеет особый статус и наиболее торжественную службу. Дата празднования определяется по солнечно-лунному календарю и уникальна для каждого года (попадает в период с 4 апреля по 8 мая).

Остальные великие праздники делятся на двунадесятые и недвунадесятые.

Двунадесятые – это 12 важнейших праздников православного календаря, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их разделяют на две категории:

  • Непереходящие
    Имеют фиксированную дату, каждый год приходятся на одно и то же число. К ним относят 9 двунадесятых праздников.
  • Переходящие
    Имеют уникальную для каждого года дату, которая зависит от даты празднования Пасхи и перемещается вместе с ней. К ним относят 3 двунадесятых праздника.

Недвунадесятые – это 5 великих праздников Православной Церкви, посвященных рождению и смерти Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню и памяти святителя Василия.

Православные посты и сплошные седмицы

Пост – период ограничения в еде, в который следует воздержаться от принятия пищи животного происхождения.

Выделяют 4 многодневных поста: Великий, Петров (Апостольский), Успенский, Рождественский и 3 однодневных: Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи и Воздвижение Креста Господня. Также существует пост по средам и пятницам.

Сплошные седмицы – это недели, в течение которых отменяется пост по средам и пятницам. В году 5 таких седмиц: Святки, Мытаря и фарисея, Сырная (запрещено мясо), Пасхальная, Троицкая.

Дни особого поминовения усопших

В дни общего поминовения всех умерших христиан принято посещать могилы усопших родственников и молиться о них. В кругу богослужебного года такими датами являются: Вселенская родительская суббота, 2-4 субботы Великого Поста, Радоница, Поминовение усопших воинов, Троицкая и Димитриевская родительская субботы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector