1 патриарх русской православной церкви

Патриаршество на Руси: история, порядок избрания и список Патриархов Московских

Патриаршество на Руси ведет свое начало с 1589 года: первым патриархом при царе Федоре Иоанновиче стал святитель Иов.

До этого над Русской Церковью стоял Константинопольский Патриархат, который после захвата Византии турками пребывал в весьма тяжелом положении. Вести переговоры об учреждении патриаршества в Москве должен был Борис Годунов, но затем порешили, что Антиохийский патриарх будет ходатайствовать об этом перед Восточными патриархами. К 4 июля все переговоры были окончены, и патриарх, совершив паломничество в Чудов и Троице-Сергиев монастыри, покинул Москву.

Петр I в 1721 году упраздняет институт патриаршества, введя вместо него Духовную коллегию – будущий Святейший Правительствующий Синод.

К патриаршеству страна вернулась только при большевиках, а в 1943 году Сталин предлагает именовать предстоятеля Русской Православной Церкви «Святейшим Патриархом Московским и всея Руси».

Сан Патриарха сохраняется до конца жизни, поэтому патриарх обязан служить Церкви, несмотря на состояние здоровья и прочие жизненные невзгоды.

Нового Патриарха избирают на Поместном соборе не позднее полугода после освобождения Престола. Кандидат (не моложе 40 лет) должен иметь высшее богословское образование и опыт епархиального управления. Процедуру избрания устанавливает Священный Синод. Так, патриарха Тихона избрали методом жребия, Сергия – открытым голосованием по одобрению правительства, а Алексия Второго – тайным голосованием в два тура.

Алексий II стал пятнадцатым по счету Патриархом Московским и Всея Руси. Интронизация Предстоятеля РПЦ состоялась 10 июня 1990 года.

Все Патриархи Московские:

1. Святитель Иов (23 января 1589 г. — июнь 1605 г.)

— Игнатий (30 июня 1605 г. — май 1606 г.). Считается незаконным Патриархом, поставленным Лжедмитрием I.

2. Священномученик Гермоген (3 июня 1606 г. — 17 февраля 1612 г.), в 1913 году причислен к лику святых.

3. Филарет (Фёдор Никитич Романов) (24 июня 1619 г.- 1 октября 1633 г.)

4. Иоасаф I (6 февраля 1634 г. — 28 ноября 1640 г.)

5. Иосиф (27 мая 1642 г. — 15 апреля 1652 г.)

6. Никон (Никита Минов) (25 июля 1652 г. — 12 декабря 1666 г.)

7. Иоасаф II (10 февраля 1667 г. — 17 февраля 1672 г.)

8. Питирим (7 июля 1672 г. — 19 апреля 1673 г.)

9. Иоаким (Савелов) (26 июля 1674 г. — 17 марта 1690 г.)

10. Адриан (24 августа 1690 г. — 16 октября 1700 г.)

После кончины Адриана преемника не избирали. В 1700-1721 годах Блюститель Патриаршего престола («Экзарх») — митрополит Ярославский Стефан (Яворский).

11. Святитель Тихон (Василий Иванович Белавин) (5 (18) ноября 1917 г. — 25 марта (7 апреля) 1925 г.)

12. Сергий (Иван Николаевич Страгородский) (8 сентября 1943 г. — 15 мая 1944 г.)

13. Алексий I (Сергей Владимирович Симанский) (2 февраля 1945 г. — 17 апреля 1970 г.)

14. Пимен (Сергей Михайлович Извеков) (2 июня 1971 г. — 3 мая 1990 г.)

15. Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер) (10 июня 1990 г. — 5 декабря 2008 г.).

ЧИТАЙТЕ В «КП»

Православие в годы Советской власти

В 1917 году в нашей стране произошел огромный переворот – после Октябрьской революции монархия пала, власть перешла к большевикам. Начались нелегкие времена для Православной церкви на Руси. Кровавые вожди (Ленин и Сталин) гнали верующих, ссылали в лагеря, где те погибали, отдавали приказ расстреливать священнослужителей. Разрушались храмы, сжигались иконы.

Но, благодаря этим гонениям, было значительно пополнено число ангельское мучениками за веру. Тогда именно и стало понятно, кто же на самом деле истинно верит во Христа. Гонения, как лакмусовая бумажка, показали, чья вера истинная. Верующие без страха, мужественно исповедовали в эти тяжелые времена свою веру, радостно шли в заточения и на смерть.

Революция дала нашей церкви колоссальное число новомучеников, священномучеников (архиереев, священников, пострадавших за веру). В те трудные времена некоторые церкви не закрывались, там шли службы, которые иногда заканчивались расстрелом прихожан и священнослужителей.

Видимо, такое кровавое время нужно было нашему народу для очищения, прозрения.

В годы Великой Отечественной русский народ от порабощения немецких захватчиков спасла только вера и молитва. Сталин, доселе гнавший церковь, отдал приказ открыть храмы, вернуть священников с поля битвы. Народ воскрес, с верой все молились о победе, ходили крестным ходом с чудотворными иконами. И произошло чудо: несмотря на превосходство вооруженных сил захватчиков, русская армия одержала победу.

Многие приписывают это чудо заступничеству Царицы Небесной, к Которой в то время возносились горячие молитвы. Русь вспомнила о том, что она звалась «святой», и показала свое возрождение.

Однако, после победы в войне не произошло стабильного расцвета православной веры на Руси. Народ как бы расслабился снова, храмов было очень мало, разрушенные храмы не восстанавливались. Люди очень мало ходили в церковь, а участвовали в Таинствах еще меньше. В годы правления Хрущева люди боялись крестить ребенка в храме, опасаясь огласки и увольнения с работы.

Верующих во времена оттепели считали сумасшедшими. А во времена Брежневского «застоя» отношение к верующим было ни чем не лучше. Над ними часто смеялись, стыдили. По всей стране, в школах и на производствах производилась активная атеистическая пропаганда. А накануне больших церковных праздников верующих уговаривали не посещать храм, завлекали молодежь популярными концертами по телевидению на Пасху.

Но после того как Советская власть рухнула в нашей стране, вместе с ней пал и атеизм. Россия снова возродилась, начали строиться и реставрироваться храмы, открываться монастыри, которые были часто музеями. Церкви стали отдаваться обратно храмы и монастыри, превратившиеся за годы Советской власти в кинотеатры, клубы, автозаправки, магазины, книгохранилища, овощехранилища и даже жилые дома. Русский народ повалил в церковь толпами. Словно наша страна проснулась от тяжелого сна. И этот расцвет длится, и по сей день.

Статистика

Выборка. Подробнее см. Статистика Русской Православной Церкви

Первый Святейший Патриарх царствующего града Москвы и Великого Российского царствия

Иов (в миру Иван) был первым московским патриархом. Он происходил из посадской семьи города Старицы. С ранних лет испытывал интерес к чтению, поэтому был отдан на обучение в местный Успенский монастырь. Под влиянием архимандрита Германа в 1556 году принял постриг. В 1569 году после посещения монастыря Иваном Грозным был назначен его архимандритом.

В 1571 году по приказу Ивана Грозного Иов был переведен в Москву и сначала стал архимандритом Симонова монастыря, потом – Новоспасского. В 1581 году он стал епископом Коломенским, в 1586 году – архиепископом Ростовским. После опалы, наложенной на митрополита Дионисия, в конце 1586 года Иов был возведен в сан митрополита Московского.

В январе 1589 года, когда был решен вопрос об учреждении московской патриархии, Иов был провозглашен первым Патриархом Московским. Современники объясняли особую любовь царей к Иову тем, что он был высокообразованным, обладал хорошей памятью и красивым голосом. Во время проводимой им службы присутствующие не могли удержаться от слез, так проникновенно он говорил и пел.

Иов во всем поддерживал царя Федора и его супругу. Поэтому он оказал большую помощь их ставленнику Б. Ф. Годунову в избрании на престол. После смерти царя Федора и ухода царицы Ирины в монастырь именно Иов возглавил временное правительство. Затем организовал созыв Земского собора для царского избрания и на его заседании зачитал свое сочинение «Повесть о честном житии царя Федора Ивановича». В нем не столько прославлялся умерший государь, сколько доказывалось, что главным участником всех царских дел и начинаний был Б. Ф. Годунов. По утверждению патриарха, только он был достоин царского престола.

Поскольку иных кандидатов на престол не было, то 17 февраля 1598 г. участники собора избрали новым царем Бориса Годунова. Затем Иов организовал народные шествия в Новодевичий монастырь, где находились Борис с сестрой, для умоления всенародного избранника принять царский титул. Поскольку Годунов постоянно отвечал отказом, Иов объявил 21 февраля новым праздником в честь Богоматери Одигитрии и во главе бояр, служителей двора и большой толпы народа сам отправился в монастырь. Там в ходе обряда «умоления иконой» Б. Ф. Годунов согласился стать царем.

После восшествия царя Бориса на престол патриарх Иов стал его надежной опорой. Он не осудил решение царя выдать свою дочь за одного из иностранных принцев – шведского Густава или датского Иоганна, хотя те были иной веры. Он выступил с разоблачением самозваного царевича Дмитрия. По его указанию представители духовенства выяснили настоящее имя авантюриста, им оказался беглый монах Гришка Отрепьев, живший в кремлевском Чудове монастыре и служивший у Иова келейником.

После смерти царя Бориса в апреле 1605 г. Иов поддержал его сына царевича Федора как нареченного царя и начал подготовку к его венчанию на царство. Но из-за измены царского войска под Кромами в мае того же года не успел осуществить эту церемонию. В июне Годуновы были свергнуты, а Иов по приказу Лжедмитрия был отправлен в Старицкий Успенский монастырь. Там он через некоторое время ослеп.

В 1607 году по просьбе нового царя Василия Шуйского и патриарха Гермогена Иов приехал в Москву и принял участие в церемонии покаяния москвичей. Со слезами на глазах они просили прощения у бывшего пастыря за изгнание. Он всех прощал. После возвращения в Старицу Иов вскоре умер. Сохранилось около 20-ти его посланий разным лицам, а также ряд других сочинений.

Автор: Л.Е. Морозова, доктор исторических наук

Христианство на землях Руси начало распространяться задолго до её официального крещения князем Владимиром. Жители одной из величайших христианских держав того времени — Византийской империи — проникали вглубь Восточной Европы с торговыми или духовными миссиями, постепенно обращая в свою веру местное население. По мнению ряда историков, массовое крещение русских могли провести братья-проповедники Кирилл и Мефодий в ходе своего путешествия в соседнюю Хазарию в 860—861 годах.

В 954 или 957 году крещение во время своего визита в Константинополь приняла киевская великая княгиня Ольга. Её сын Святослав взглядов матери не разделял, в отличие от внука Владимира: по легенде, пообщавшись с иудеями, мусульманами и христианами западного обряда, киевский князь по разным причинам отверг их религии. И только христианство восточного обряда нашло отклик в его душе. В 987 или 988 году он крестился в Херсонесе Таврическом, после чего состоялось крещение всей Руси.

Христианство на Руси

Русская церковь долгое время являлась одной из митрополий Константинопольского патриархата. После того как на Руси начался период феодальной раздробленности, а население Среднего Поднепровья стало массово мигрировать на территорию современной России, князь Андрей Боголюбский обратился к Константинополю с просьбой учредить для Северо-Восточной Руси отдельную митрополию. Однако патриарх Лука Хрисоверг данную просьбу отверг, а киевский митрополит стал именоваться с этого момента митрополитом всея Руси. Первым митрополитом Киевским славянского происхождения стал Иларион в 1051 году.

В XII—XIII веках экономический, политический и военный центр русских земель сместился на северо-восток, а позиции Киева ослабли. Решающим ударом по бывшей столице Руси стало монгольское нашествие 1240 года. В результате полного упадка Киева митрополит Максим в 1299 году перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. А с 1325-го местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва, превратившаяся в мощный политико-экономический центр восточнославянских земель.

Последним митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Москве, назначенным из Константинополя, стал в 1437 году Исидор. По мнению историков, данное назначение должно было обеспечить поддержку со стороны митрополии проведению Флорентийского собора. Надежды Константинополя и Рима Исидор оправдал, подписав в 1439 году Соборное определение об унии, согласно которому православная церковь должна была принять все догматы церкви римской.

Однако уния потерпела крах — как в Константинополе, так и в Москве — ввиду полного отторжения со стороны населения. И если в находящемся на грани полного упадка Константинополе уния некоторое время формально соблюдалась из-за позиции императора и патриарха, то в Москве она не была воспринята ни народом, ни властью.

Духовная самостоятельность

За свои заслуги перед папой Исидор в 1439 году был возведён в сан кардинала римской церкви с титулом Санти-Марчеллино-и-Пьетро и присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции). Прибыв в 1441 году в Москву, Исидор попытался присоединить русскую церковь к католической. Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе он помянул Папу Римского и прочёл с амвона Соборное определение Ферраро-Флорентийского собора. Это вызвало возмущение как у обычных прихожан, так и у российских властей. Через три дня Исидор был арестован и заточён в Чудов монастырь. Но бежал оттуда в Тверь, откуда через Литву попал в Византию и Рим. В дальнейшем он занимал различные должности в католической церкви.

На Соборе епископов Восточной Руси Исидора осудили как отступника и отвергли унию. Московский собор 1448 года поставил на Русскую митрополию епископа Рязанского Иону. Это решение не согласовывалось с Константинополем, где на тот момент у власти ещё находились униаты. Русская церковь фактически стала автокефальной. Её отношения с Константинополем были восстановлены через несколько лет, когда Византия пала под ударами турок, а унию ликвидировали.

«Флорентийская уния подтолкнула Россию к религиозной самостоятельности», — отметил в беседе с RT религиовед и историк Роман Багдасаров.

Начиная с правления великого князя Ивана III, женатого на византийской принцессе Софье Палеолог, в России начала формироваться особая идеология, согласно которой после падения Константинополя Москва становилась новым оплотом вселенского православия. В России заговорили о перспективе учреждения отдельного патриаршества.

«С венчанием Ивана IV на царство это событие стало неизбежным. Московское царство представило себя как законного наследника Второго Рима — Византии, где была так называемая симфония властей — светской и церковной. Одним из условий этой гармонии было соответствие сана патриарха высоте царского сана», — рассказал RT кандидат исторических наук, доцент МГПУ, писатель Игорь Андреев.

«Между тем Москва, которой был нужен свой патриарх, продолжала находиться в статусе митрополии в составе Константинопольской патриархии. При этом Россия оставалась единственным сохранившимся православным царством в окружении иноверческих государств, что делало её центром православного мира», — добавил историк.

В 1588 году в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II. После долгих переговоров с российскими властями он согласился учредить в России патриаршество и наречь патриархом митрополита Московского Иова, сподвижника Бориса Годунова. Наречение состоялось 2 февраля 1589 года. Три дня спустя константинопольский патриарх Иеремия II совершил интронизацию первого русского патриарха. А перед тем как покинуть Москву, Иеремия II оставил в России Уложенную грамоту, подтверждавшую факт учреждения патриаршества в России.

На соборе 1593 года в Константинополе Иеремия II, а также патриарх Александрийский Мелетий Пигас, патриарх Антиохийский Иоаким и патриарх Иерусалимский Софроний официально утвердили введение патриаршества в Москве.

Большинство епископских кафедр при Иове были повышены в ранге, появлялись новые. Патриарх возвёл в сан четырёх митрополитов. При нём проводилась активная миссионерская деятельность.

Тяжёлым испытанием для русской церкви стала Смута, а также попытки Речи Посполитой совместно с Папой Римским создать Русскую униатскую церковь. Однако все эти трудности в XVII веке были преодолены.

«Сказать с уверенностью, почему патриаршество было учреждено именно в 1589 году, сложно. Этому поспособствовал целый ряд факторов. Ранее до этого руки не доходили из-за бесконечных войн, и только при царе Фёдоре подвернулся удобный случай, когда в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II», — рассказал Андреев.

«Конкретная дата стала во многом делом случая, дополненного усилиями царского шурина Бориса Годунова, который выступал за возвышение статуса царской власти и московской церкви», — добавил он.

По словам Романа Багдасарова, процесс обретения автономии русской церковью был долгим, а события второй половины XVI века сыграли важную роль в истории.

«Фактически в 1589 году произошло возникновение того, что мы сегодня определяем как русский мир», — подытожил Багдасаров.

Все предстоятели Церкви за 5 минут

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Патриарх Кирилл — шестнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви. Скорее всего, мы еще хорошо помним Патриарха Алексия II, часто слышим о Патриархе Тихоне (спасибо юбилею революции) и можем поспорить за чаем о реформах Патриарха Никона. А кем были остальные Предстоятели? Мы решили вспомнить, чем запомнились прошлые Патриархи и поделиться этим с нашими читателями.

Первый Патриарх Московский жил в период с 1525 по 1607 годы, Патриархом он был с 1589 года.

Мирское имя Первого Патриарха — Иван или Иоанн, а монашеское, принятое с постригом, — ИОВ, в честь библейского Иова.

В 1989 году его канонизировали как святителя РПЦ.

Иов поначалу стал игуменом Старицкого Успенского монастыря, а благодаря вниманию Ивана Грозного переведен в Москву в Симонов монастырь как архимандрит, затем — в Новоспасский монастырь. Иов также был избран епископом Коломенским, архиепископом Ростовским.

Митрополитом Московским Иов стал благодаря Борису Годунову.

1 патриарх русской православной церкви

Титул предстоятеля автокефальной Православной церкви Патриарх на Руси был впервые присвоен в 1589 году близкому сподвижнику Бориса Годунова и митрополиту Московскому Иову. В миру Патриарх носил имя Иоанн. Его еще в отроческие годы отдали в монастырь для получения образования. В 24 года в день своего венчания он уговорил архимандрида монастыря постричь его в монахи.

Его воля была исполнена и всю свою жизнь он посвятил церкви.

После смерти Годунова и смерти Федора Борисовича Лжедмитрий Иова как монаха отправил в изгнание в 1606 году. Через год Василий Шуйский реабилитировал Патриарха, но тот уже был полностью слеп и остался в монастыре родного города Старице и в 1607 году был похоронен в Успенском монастыре.

Установление патриаршества на Руси было одним из главных достижений Бориса Годунова. Русская церковь в это время формально зависела от восточных патриархов. Но после захвата Византии турками Московский митрополит стал богаче и властью выше Антиохийского, Александрийского, Иерусалимского и Константинопольского патриархов.

И в Москву потянулись с востока делегации за милостью, привозя в благодарность реликвии: иконы, мощи и т.д. Но русским хотелось большего — своего патриарха. И когда в Москву за деньгами приехал Константинопольский патриарх Иеремия, Борис Годунов разыграл блестящую партию: патриарху предложили перенести свою резиденцию из иноверческого Константинополя в сытую Москву. А для убедительности почти год держали под домашним арестом. В итоге патриарх согласился, но тогда ему объявили, что кафедра будет не в Москве, а в провинциальном Владимире. Отказываться было поздно, да и золотая клетка надоела. Иеремия согласился поставить московского митрополита Иова Московским патриархом.

Борис Годунов гордился этим дипломатическим трюком, благодаря которому русская церковь стала независимой.

Ответ — Иов.

Московский Патриархат был создан в 1589 году. Прибывший в Москву Вселенский Патриарх (Архиепископ Константинополя) Иеремия II провел сложные переговоры, в результате которых титул Московского Патриарха получил митрополит Иов.

Немного дополню ответ tester9 про «сложные переговоры». Дело в том, что после падения Константинополя в 1453 году все четыре восточные патриархии (Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская и Константинопольская) оказались на захваченных мусульманами территориях. Соответственно, финансовые дела церкви под турецким владычеством сильно пошатнулись. Русь по факту осталась единственной крупной православной страной, куда греческие патриархи регулярно наведывались за «вспомоществованием». Соответственно, сначала русские великие князья, а затем и цари ставили вопрос о введении русской патриархии, раз уж Русь кормит греческих иерархов. Но хитрые старцы всячески уходили от ответа. Царю Борису Годунову весь этот цирк-маскарад надоел, и когда за очередной порцией денег к нему приехал Вселенский Патриарх Иеремия II, Годунов прямо поставил перед ним вопрос — благословит ли он введение патриаршества на Руси. Иеремия отказался, тогда царь Борис велел заточить Иеремию в темницу и каждый день урезал рацион. После того, как Иеремию перевели на одну только воду и он осознал скорую перспективу приобщиться к лику святых, преставившись от голода в московских застенках, он согласился на условия Бориса. В итоге «трудные переговоры» завершились церемонией вступления в патриарщество Иова, любимого клирика Бориса Годунова.

1 патриарх русской православной церкви

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил с юбилеем председателя Отдела внешних внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Волоколамского Илариона, которому исполнилось 55 лет.

Патриарх отметил вклад священника в развитие Русской православной церкви, его способности и дарования, а также ответственность, с которой исполняется всякое послушание, возлагаемое Священноначалием. И наградил его орденом Преподобного Сергия Радонежского II степени – общецерковной наградой Русской православной церкви.

В поздравлении, опубликованном на сайте РПЦ, патриарх упомянул о научно-богословской работе и музыкальном творчестве митрополита, его работе на должности главы редсовета журнала Московской патриархии, посту ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры. И обратил внимание на то, с какой убедительностью митрополит Иларион свидетельствует о Господе и Спасителе нашем, а также о преображающей силе христианской веры.

1 патриарх русской православной церкви

Имя: Патриарх Кирилл (Patriarh Kirill)

Настоящее имя: Владимир Гундяев

Отчество: Михайлович

День рождения: 20 ноября 1946 (74 года)

Кто родился в этот день: 12 чел.

Место рождения: Ленинград

Вес: 92 кг

Карьера: религиозный деятель, лидер РПЦ

  • Детство и семья
  • Образование
  • Религиозная деятельность
  • Общественная деятельность
  • Патриаршество
  • Скандалы
  • Личная жизнь патриарха Кирилла
  • Патриарх Кирилл сейчас

Фото: Патриарх Кирилл

1 патриарх русской православной церкви

1 патриарх русской православной церкви

1 патриарх русской православной церкви

1 патриарх русской православной церкви

1 патриарх русской православной церкви

Биография Патриарха Кирилла

1 патриарх русской православной церкви

Детство и семья

Владимир Гундяев родился в Ленинграде 20 ноября 1946 года в религиозной, несмотря на царившие в те годы антицерковные настроения, семье.

Его дед Василий Степанович (1879 г.р.), уроженец Лукояновского уезда, был машинистом по образованию, сам начал изучать богословскую литературу. В 1922 году оказался в Соловках по доносу обновленцев (религиозное течение, вставшее в оппозицию православной церкви после революции и какое-то время поддерживавшееся большевиками), противником которых он являлся. Но и в лагере Василий не отказался от своей веры, проводил тайные богослужения, за что однажды месяц провел в штрафном изоляторе. В ссылке христианин пробыл до 1955 года.

1 патриарх русской православной церкви

1 патриарх русской православной церкви

1 патриарх русской православной церкви

Его жена, Раиса Владимировна Кучина (1909 г.р.), преподавала немецкий язык в школе. Также будучи религиозным человеком, она с удовольствием пела в церковном хоре, где и познакомилась с будущим мужем.

Вместе с женой Михаил три года провел на Колыме, затем вернулся в Ленинград, работал на заводе. В 1940 году на свет появился первенец Николай. В военные годы Михаил помогал укреплять город во время осады, в 1943 ушел на фронт. После победы семья стала жить в городе, оправлявшемся от блокады, вскоре родился их второй сын Владимир. В это время государство стало налаживать диалог с церковью, а потому Гундяев, рискуя потерять высокое положение в обществе, все же попросил о рукоположении. В 1947 году Михаил был возведен в сан дьякона и назначен в храм Смоленской иконы Божией Матери.

1 патриарх русской православной церкви

1 патриарх русской православной церкви

На становление взглядов Владимира сильно повлиял дед, вернувшийся домой в середине 50-х. Он рассказал внуку, что даже во время самых суровых лагерных испытаний, уносивших жизни большинства людей, он никогда не испытывал страха. «Для меня это был живой опыт и живой образ человека, который знал, что такое любовь Божия», – позже вспоминал патриарх.

Каждый школьный день был для Владимира испытанием. Противник коммунистического режима, он не стал ни пионером, ни комсомольцем. Когда директор школы убеждал Гундяева надеть пионерский галстук, тот ответил: «Хорошо. Если вы не против, что я буду в красном галстуке ходить в церковь. Потому что я буду». Постоянные педсоветы и выволочки у директора не мешали Вове хорошо учиться. Душа будущего патриарха лежала к физике и другим точным дисциплинам.

Образование

1 патриарх русской православной церкви

Религиозная деятельность

1 патриарх русской православной церкви

1 патриарх русской православной церкви

Общественная деятельность

1 патриарх русской православной церкви

1 патриарх русской православной церкви

Патриаршество

1 патриарх русской православной церкви

1 патриарх русской православной церкви

Скандалы

1 патриарх русской православной церкви

Также митрополита Кирилла обвиняли в связях с КГБ. В 2003 году президент Владимир Путин получил письмо, в котором прямо говорилось о том, что Кирилл является агентом КГБ. Автором письма выступил священник Московской хельсинкской группы, однако его действия, расцененные обществом как провокация, не принесли никаких результатов.

В 2010 году вокруг имени патриарха разгорелся новый скандал. Соратница Кирилла Лидия Леонова обнаружила в его квартире толстый слой пыли. Прибывшая комиссия постановила, что вещество попало из квартиры снизу – ее владелец, академик и священнослужитель УПЦ МП Юрий Шевченко делал ремонт. Экспертиза показала, что в пыли содержатся канцерогенные вещества. Нанесенный имуществу ущерб составил более 20 млн. рублей, которые Лидия Леонова в результате отсудила у Шевченко.

Однако прессу заинтересовал не столько нанесенный имуществу патриарха ущерб, сколько статус Лидии Леоновой, видимо, проживавшей в квартире Владимира Гундяева. Позже в эфире радиопередачи Владимира Соловьева владелец недвижимости пояснил, что квартира была подарена ему заместителем Юрия Лужкова по указу Бориса Ельцина, при этом сам патриарх «не прожил в ней и недели», а передал ее в пользование троюродной сестре – Лидии Леоновой.

В 2012 году на сайте РПЦ была выложена фотография патриарха с дорогими часами Breguet на запястье. Позже часы исчезли с фотографии, однако остались в отражении на столе. В пресс-службе РПЦ этот инцидент назвали «нелепой ошибкой фоторедактора». Вскоре на сайт вернулась оригинальная версия фотографии – с часами.

1 патриарх русской православной церкви

Главный вызов для Русской православной церкви сейчас – антиканонические, разбойнические действия Константинопольского патриарха Варфоломея. Об этом заявил в эфире телеканала «Россия 24» глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

То, с чем в РПЦ столкнулись в 2018 году, раскололо всю православную церковь, говорит Иларион. Раскол в православном мире из-за действий Константинопольского патриарха углубляется.

«И, конечно, мы не могли на это не реагировать. Мы разорвали общение с Константинопольским патриархом. Это большая трагедия», – сказал Иларион, отметив при этом, что этот раскол развивается за пределами РПЦ.

По его словам, в Русской православной церкви продолжают молиться о патриархе Варфоломее и о других иерархах, которые уклонились в раскол или поддержали его.

«Но мы благодарим Бога за то, что нашей Церкви раскол не коснулся», – отметил он.

РПЦ, говорит Иларион, не потеряла практически ни одного прихода, кроме насильственно захваченных украинскими раскольниками, а ее епископат в России, в Белоруссии, на Украине, в Молдавии и в других странах, входящих в единое каноническое пространство церкви, «единомыслен и солидарен».

Не так давно Русская православная церковь приросла еще одной структурой – Архиепископией западноевропейских приходов, долгое время состоявшей в Константинопольском патриархате, а теперь состоящей в РПЦ, отметил Иларион. Главной задачей Русской православной церкви сейчас он называет укрепление ее единства, а главная задача ОВЦС, по словам митрополита, состоит в том, чтобы «оборонять наши священные границы и не допускать посягательств на то наследие, которое формировалось веками».

Продолжая тему церковного раскола, митрополит Иларион также отметил: Украинскую православную церковь пытаются лишить ее исторического названия, предлагая переименовать ее в Российскую православную церковь на Украине. Украинскую православную церковь, по словам Илариона, хотят представить российской «пятой колонной», хотя ее прихожанами являются украинцы – патриоты своей страны.

We are checking your browser. gufo.me

Why do I have to complete a CAPTCHA?

Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.

What can I do to prevent this in the future?

If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.

If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.

Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.

Cloudflare Ray ID: 67443cf5be64498d • Your IP : 178.76.241.51 • Performance & security by Cloudflare

1 патриарх русской православной церквиЕсли обычного человека спросить, кто такой Патриарх, то, весьма вероятно, он ответит, что Патриарх – это глава Церкви. Действительно, мы часто, например, слышим в новостях про Святейшего Патриарха Кирилла, что «глава Русской Православной Церкви совершил то-то или то-то».

Однако такое словоупотребление нельзя считать безупречным. Ведь в собственном смысле Главою Церкви, которая есть Тело Христово, является только сам Спаситель. Апостол Павел говорит, что «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф 5. 23). Церковь непосредственно основана самим Богом, и единственный Глава Вселенской Церкви – это Иисус Христос.

Однако в Православии Вселенская Церковь в известном смысле состоит из Поместных Церквей. Их на сегодняшний день, которые являются полностью независимыми и самоуправляемыми, всего пятнадцать, и восемь из них – это Патриархаты (т.е., они возглавляются Патриархами): Константинопольский (Турция), Александрийский (Египет), Антиохийский (Сирия), Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский.

Патриархом в Православии называют верховного иерарха, который совершает управление вверенной ему Поместной Церковью совместно со Священным Синодом. И то, что он не властвует в своем управлении подобно единоличному монарху, выражено в древнегреческом слове ὁ πατριάρχης (patriarhēs).

Патриарх в Православии — это не какая-то высшая степень священства. Он не является носителем высшей сакральной власти в Поместной Церкви, которой Она должна безоговорочно подчиняться. Это скорее почетный титул, которым отмечается первый среди епископов.

Таким образом, Патриарх в Православной Церкви никак не может, как Римский папа в Католической, являться последней и решающей инстанцией по любым догматическим и нравственным вопросам. В Катехизисе Католической Церкви 1992 года, в пункте 882 говорится, что «Римский первосвященник имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви полную верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять». И даже Вселенский Собор у римо-католиков считается таковым, только если папа его созвал и утвердил его постановления.

В то же время, например, применительно к Патриарху Московскому и всея Руси в Уставе нашей Церкви на самом деле даже не используется слово «глава». Патриарх там именуется Предстоятелем Русской Православной Церкви, который «имеет первенство чести среди епископов и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам».

Из самого слова «предстоятель» ясно, что это тот, кто стоит впереди всех, самый первый, предводитель. Значит, Предстоятель Русской Православной Церкви — это первый в Русской Церкви, тот, кто её возглавляет. В разные времена в разных странах главы Церквей назывались митрополитами, архиепископами, папами. Предстоятель Русской Церкви носит титул Патриарха.

В ранней Церкви предстоятель — это прежде всего глава христианской общины. Он предстоятельствует христианам, собранным на служение Богу, на общее дело — Литургию. Пока Церковь была немногочисленна, такими предстоятелями были апостолы, ближайшие ученики Христа. Непосредственными преемниками и продолжателями служения апостолов стали епископы. Главным служением епископа становится совершение Таинств. С богослужением связана проповедь, наставление в основах веры и соблюдение чистоты церковного учения. В переводе с греческого «епископ» означает «блюститель», «наблюдатель». Таким образом, епископское служение включает в себя ещё одну обязанность — наблюдать и управлять жизнью церковных общин и вне богослужения.

Предстоятель может существовать только вместе, в неразрывном единстве с Церковью. Основанием этого внутреннего единства является то, что Церковь есть одно духовное тело. Глава этого тела — Христос, а части — все верующие. Для того чтобы человек мог жить, нужно, чтобы все органы работали слаженно и выполняли каждый на своем месте положенную работу. Церковь — организм не менее сложный, чем человеческое тело, она объединяет множество людей. Одни могут принести пользу Церкви, другим, наоборот, требуется помощь. И хотя бы поэтому Церковь должна иметь чёткое устройство — иерархию.

Иерархия — это порядок подчинения, или просто расположение от низшего к высшему или наоборот.

Высшими органами церковной власти по Уставу являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с Патриархом. И именно Поместному Собору принадлежит высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда.

В таком устройстве церковного управления выражается, что Римо-католическая Церковь больше напоминает абсолютную монархию, в то время как для Православной определяющим является соборное начало. Именно во Вселенском соборе Православие видит высшую инстанцию земной Церкви.

Патриархами также называют благочестивых родоначальников еврейского народа, которые были ветхозаветными святыми. Им Бог впервые дал Откровение, заключил с ними Завет и обещал Спасителя. То есть это слово используется применительно к Аврааму, Исааку, Иакову и его 12 сыновьям. Поэтому Бог Откровения назван в Библии «Богом отцов» (Исх 3:13; Втор 4:37; 12:1; Суд 2:12; 4 и др.), и Богом «Авраама, Исаака и Иакова». Первым патриархом Церковь называет ветхозаветного Авраама, потому что он стал духовным «отцом верующих». В истории ранней Церкви патриархами могли называться и епископы — не предстоятели. Лишь со временем так стали именовать тех епископов, которым доверялось управление Церковью.

Но церковная власть, как власть духовная, является прежде всего служением, и притом служением жертвенным, пример которого подал Сам Христос — Основатель Церкви. Недаром священник или епископ часто сравнивается с пастырем, то есть с пастухом. Он не просто кормится от своего стада, но живёт с ним, знает каждую овцу, заботится о ней и готов жизнь свою положить за неё (смотри Евангелие от Иоанна, глава 10, стих 11). Пастырство — не ремесло, не руководство, не властвование, а ласковое, жертвенное служение. Для него необходим призыв свыше, избрание от Бога.

В Церкви существует много служений, и исполняющие их равны перед Богом. Различие же заключается не в степени власти, а в ответственности. Управлять Церковью, быть её Предстоятелем — служение очень ответственное и необходимое. «Предстательствовать» означает ещё и вступаться за тех, над кем ты поставлен. Предстоять за народ перед властями — значит проявить деятельную, мужественную любовь, защитить от тех, кто может погубить честь и жизнь человека. Предстоять за народ перед Богом — значит быть единым со своим народом, чувствовать каждую его мольбу, печалиться и радоваться вместе с ним. Патриарх предстоит перед Богом за вверенную ему Церковь, за народ Божий, и вместе они составляют единое стадо единого Пастыря — Господа нашего Иисуса Христа.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ссылка на основную публикацию