Храм успения божией матери

Храм успения божией матери
Кипрская икона Божией Матери в с. Стромынь (Московская обл.)

По преданию, Кипрская икона была передана в Успенскую обитель преподобным Сергием Радонежским в благословение первому игумену – Леонтию, который по болезни недолго управлял монастырем. Следующим игуменом стал ученик святого Сергия – преподобный Савва Стромынский, мощи которого сейчас покоятся в храме. Обитель была малолюдна, а со временем монастырь пришел в запустение; кроме того, в XVI–XVII веках здесь был сильный пожар. В период тяжелых для Церкви екатерининских реформ обитель упразднили. Всю монастырскую церковную утварь перенесли в единственный оставшийся деревянный Никольский храм, обращенный в приходской. Туда же вместе с другими предметами убранства и утварью перенесли и Кипрскую икону.

По прошествии времени деревянный Никольский храм был разобран, а на его месте построили каменный, в честь Успения Божий Матери – в память об Успенском монастыре – с двумя боковыми приделами. Один придел освящен во имя святителя Николая, поскольку ранее здесь стоял Никольский храм, другой – во имя преподобного Сергия Радонежского, потому что он бывал здесь и сам указал место будущей обители.

Стромынская Кипрская икона Божией Матери прославилась тем, что по молитвам перед ней происходили исцеления людей, страдавших различными недугами. Начало почитанию этого образа было положено в 1841 году, когда уроженка Стромыни девица Мавра, – в некоторых описаниях ее ошибочно называют Марфой, – восемнадцати лет, страдавшая расслаблением, почти потеряв всякую надежду на исцеление, выздоровела после молебна, совершенного перед Кипрской иконой. Это событие произошло относительно недавно, и в Стромыни до сих пор помнят место, где стоял дом Мавры, и до сих пор здесь живут ее потомки. Другой очень известный случай произошел с крестьянином одного села Воскресенского уезда Московской губернии Алексеем Порфирьевым. Он тоже страдал немощью и расслаблением рук и ног. Когда его привезли в стромынский храм и отслужили водосвятный молебен Божией Матери перед Кипрской иконой, то он получил исцеление, сначала начал двигать руками и ногами, а затем сам стал ходить. Засвидетельствовано много чудес; сейчас ведется запись тех, что происходят в наши дни.

Празднование в честь Кипрской иконы Божией Матери совершается дважды в году – в первую неделю Великого поста и летом – 9/22 июля. В храм обычно приезжает очень много паломников – не только из Ногинского, точнее – Богородского района, но и из других мест Подмосковья. Не раз доводилось слышать от паломников, что, молясь перед иконой, они чувствуют какую-то сердечную теплоту. Это объяснимо, ведь храм намоленный, и каждый ощущает присутствие Божий Матери, Которая невидимо пребывает здесь, ведь не мы же храним Ее образ, а Она Сама бережет его и нас. Люди уезжают после службы одухотворенные и радостные, со слезами радости на глазах, поскольку чувствуют, что получают здесь духовную поддержку.

Еще одной святыней храма являются мощи преподобного Саввы.

Храм успения божией матери
Преподобный Савва Стромынский

Мощи были обретены уже в наше время. Прихожане писали митрополиту Ювеналию прошение разрешить поднять мощи святого Саввы из-под спуда. Преподобный почитался веками, было известно место его погребения, над ним с давних времен стояла часовня. По ходатайству митрополита Ювеналия Святейший Патриарх Алексий дал такое разрешение, и в 1996 году мощи были обретены и перенесены в храм. Сначала помест или святыню в простой деревянной раке, а через полтора года она была заменена позолоченной, со временем удалось воздвигнуть над не й золоченую сень.

Дни памяти: Собор радонежских святых; прославление 22 августа / 4 сентября; Блаженная кончина 20 июля / 2 августа.

Тропарь, глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: /
приим бо Крест, последовал еси Христу, /
и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, /
прилежати же о души, вещи безсмертней; /
темже и со Ангелы срадуется,
преподобне Савво, дух твой.

Храм успения божией матери

Фото Алексея Мельникова

Дорогие братия и сестры!

Для обеспечения безопасности прихожан, соблюдения санитарных норм и социальной дистанции мы вынуждены временно ввести запись на посещение богослужений в выходные и праздничные дни.

Запись ведётся по телефону +7 (495) 692-05-64 (с 11:00 до 17:00).

Богослужения возобновлены в 1996 году. В храме освящены два престола: в честь святителя Николая Чудотворца (в подклете храма) и главный престол — Успения Пресвятой Богородицы.

И. о. настоятеля — священник Владимир Лапшин. Также в храме служит протоиерей Олег Батов.
Староста храма и ответственный за социальное служение — Баранов Михаил Арсеньевич.
Богослужебные дни — среда, пятница, суббота, воскресенье и праздники. Ежедневно работает книжная лавка.

Храм успения божией матери

Храм на Google Maps
Газетный переулок, 15
Москва, Россия, 101999
Телефоны: (495) 692-05-63, 692-05-64
Электронная почта: здесь.
Внимание! Этот адрес не является личным адресом о. Владимира

Мы организовали для вас «Книгу помощи», в которой вы сможете написать о своих нуждах или предложить свои услуги (поиск работы, жилья, няни для ребенка, сиделки для больного и др.). Обращайтесь за свечной ящик.

Реквизиты для перечисления пожертвований

ИНН 7710011970
Приход Храма Успения на Успенском вражке, г. Москва
р/с 40703810838040100989 в ПАО СБЕРБАНК г. Москва
БИК 044525225
кор./счёт 30101810400000000225
назначение платежа:
«благотворительное пожертвование
на уставную деятельность»

Храм успения божией матери

Занятия ВШ 29 ноября

На занятии в 1 классе ребята поздравили ноябрьских именинников, разобрались, что такое звëзды, поиграли в игры. На 2 уроке сделали подарок для мам ко Дню Матери.

  • Храм успения божией матери
  • Храм успения божией матери
  • Храм успения божией матери
  • Храм успения божией матери

Поделиться:

  • Twitter
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Одноклассники
  • Google

Поздравление с Днём матери

«Слово «мама» — дорогое…»

Много раз доводилось быть свидетелем исполнения этой песни в самых различных ситуациях, и каждый раз я видел, как по щекам слышавших слова данной песни женщин бежали слезы. Многие из нас, задумываясь о своем возрасте, говорят, что ощущают себя намного моложе своих годов. А мне почему-то кажется, что, пока моя мама еще жива и рядом со мной, я могу смело чувствовать себя дитем. Ее ласка и забота с годами не ослабевают. Преподобный Паисий Святогорец, вспоминавший о своей матери с особым чувством благодарности, писал, что мать достигает большей любви и жертвенности, чем отец, поскольку отцу не представляется столько благоприятных возможностей приносить себя в жертву. Мать мучается с детьми, возится с ними больше, чем отец, но одновременно она «подзаряжается» от детей, отдаёт им всю себя. А отец и не мучается с детьми так много, как мать, но и не «подзаряжается». Подвиг материнства освящен Материнством Пресвятой Богородицы, испытавшей радость Богоматеринства и ужас Крестной смерти. Защищен он и страшным повелением от Господа: «Кто злословит свою мать , того должно предать смерти». (Это повеление было бы неплохо размещать сейчас в качестве напоминания во многих жилищах).

Сегодня у каждого из нас есть замечательный повод вспомнить о своей маме и только частично представить, сколько ею было положено сил, времени и «нервов» на алтарь любви к нам. Многие бессонные ночи, наши болезни, наши ошибки, наши падения, — все это и многое иное, подчас даже не замеченное нами, прошло острым мечем сквозь их сердце. Есть ли в мире то, чем мы смогли бы достойно отблагодарить за этот подвиг? На их превосходящую любовь мы можем ответить своим послушанием к их наставлениям и назиданиям, своей заботой о них, своим правильным и праведным житием.

Слово «мама» — дорогое.

Мамой нужно дорожить.

С ее лаской и заботой

Легче нам на свете жить.

С уважением и благодарностью к подвигу матери, прот. Илья

13 сентября 2020 года в День святых благоверных князей Петра и Февронии в Храме Святых Царственных Страстотерпцев в Аляухово (приписной храм храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках) состоялся Праздник русского костюма.

Традиционно праздник начался с молебна святым благоверным князьям — покровителям супружества, который отслужил настоятель храма протоиерей Алексий Гомонов. Молодые люди, наполнившие храм для того, чтобы помолиться о семейном счастье, с огромным вниманием слушали проповедь о. Алексия о том, как непросто в наше время не только создать, но и сохранить семью. Затем всех ждал весёлый многокрасочный праздник. Рядом с красавцем храмом — чудом деревянного зодчества — под шатрами была накрыта трапеза, а на сцене и на зелёной лужайке перед ней развернулись народные гулянья. Многие гости были в народных костюмах, а студия традиционного костюма «Русские начала» под руководством Татьяны Вальковой показала две свои уникальные коллекции. Был разыгран настоящий спектакль «Встреча Великого Князя» в праздничных северных костюмах и впервые, на нашем празднике, была показана новая коллекция московского ситцевого костюма.

Успение Пресвятой Богородицы

С 27 по 29 августа 2020 года в нашем храме прошли праздничные службы главного престольного праздника Успения Пресвятой Богородицы. В этом году Плащаница была украшена как никогда торжественно и благоговейно, что создавало в храме особенный молитвенный настрой.

В эти дни на службы стекается почти весь приход. Крестный ход после праздничной литургии стал кульминацией службы. А трапеза под сводами храма, на которой пелись всеми любимые молитвы Божией Матери, звучали духовные стихи и поздравления, стала радостным продолжением богослужения и еще больше сплотила прихожан и гостей праздника в одну большую дружную семью. А 29 августа вечером был отслужен чин Погребения Божией Матери с выносом Плащаницы.

Преображение Господне

Храм успения божией матери

19 августа в нашем храме прошло празднование Преображения Господня. Прошло две литургии — ранняя и поздняя, после которых традиционно состоялось освящение яблок и других фруктов. На радость прихожан батюшки окропили не только многоцветные богатые дары лета, но и их хозяев, пожелав, чтобы они созревали духовно и в своей жизни приносили Господу достойные плоды.

По окончании службы настоятель храма отец Алексий Гомонов поздравил дьякона Виктора Соловьева с годовщиной рукоположения. А отец Геннадий Лапшин и весь приход чествовали всеми любимого самого отца Алексея. Ведь именно в этот день он служил первую в своей жизни Литургию. Его многолетними трудами создается и крепнет наш большой приход-семья. Многая благая лета Вам, наш дорогой батюшка!

Царские дни в Аляухово

С 15 по 17 июля на подворье храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках в селе Аляухово, освящённом в честь Святых Царственных Страстотерпцев, прошли традиционные «Царские дни в Аляухово».
Празднования начались с малого престольного праздника в честь обретения мощей священномученика Иоанна Рижского, частицы мощей которого находятся в антиминсе и под престолом храма. Праздничная Литургия завершилась крестным ходом. Горячая проповедь батюшки о великом святом нашего времени, претерпевшем муки лютые и заживо сожженном, надолго осталась в наших сердцах. В сонме новомучеников и исповедников Российских этот святой занимает особое место величием и высотою духа. Затем продолжилась подготовка к главному престольному празднику. Дети и взрослые во главе с настоятелем храма о. Алексием вместе устанавливали шатры для праздничной трапезы. Трудились дружно, особенно старались дети, имевшие уже многолетний опыт в установке и дававшие чёткие указания новичкам.

  1. Поздравляем о. Геннадия с юбилеем!
  2. Отошла ко Господу Председатель приходского совета Афанасьева Людмила Владимировна
  3. О благословении куличей и пасх в домашних условиях
  4. Как освятить вербы дома

Страница 1 из 23

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • Вперед
  • В конец

В Москве храм Успения Пресвятой Богородицы считается истинным символом религии, который драгоценным камнем влился в историю России. Впервые о небольшой деревянной церквушке упоминается в начале 17 века. В ту эпоху Москва была сильно перенаселённым городом, а потому все здания отличались компактностью. Несмотря на плотность зданий, возле каждой дворцовой ремесленной слободы находился собственный храм. Видимо потому и сегодня в невероятной близости от Успенского собора находится Никольская церковь. Стоит отметить, что раньше святыня называлась «УспенияПресвятой Богородицы, что в Спасской слободе в Чигисах» по причине близости слободы, которая существовала до середины 17 века. Интересное название произошло от имени игумена Чигаса, который основал храм в 1483 году.

В начале 1654 года несколько городских гончаров построили себе небольшой однопрестольный Успенский собор, который был изготовлен из камня. И только в конце 1702 года его перестроили, сделав из него небольшую и уютную святыню. Интересен тот факт, что в оформлении храма участвовал популярный в то время мастер изразцового дела Степан Полубес. Ближе к 1770 году на территории Успенской церкви соорудили колокольню, которая состояла из трёх ярусов в величественном стиле барокко. Тогда же он приобрел окраску, которая сохранилась до наших дней.

Храм успения божией матери

Не лучшие времена пережил собор в 1812 году, во время нападения войск Наполеона. Всё самое ценное увезли с собой, а что осталось – подожгли. В конце 1836 года храм был отреставрирован и слегка перестроен.

В советское время многие правоверные церкви подвергались разрушениям и циничному уничтожению, но, к счастью, Успенскую церковь не постигла печальная участь. Именно потому в целости и сохранности остались колокола, иконы и прочие ценные реликвии. Что касается колоколов, то длительное время в них не звонили, но это не мешало пробираться украдкой в святыню многим богомольцам. Например, во время Великого поста число посетивших храм Пресвятой Богородицы достигло нескольких тысяч людей, что является феноменальным количеством на то время. После войны, в 1945 году, штат священнослужителей увеличили по причине роста популярности собора.

В 1948 году Успенский храм был благословлен Святейшим Патриархом Алексием I, после чего он стал подворьем Болгарского православного собора.

Живая реклама

Этот храм — настоящая реклама изразцового искусства. Даже стиль, в котором он построен, называется «дивное узорочье». А главная святыня церкви — икона Божией Матери «Троеручица» — размещается снаружи в изразцовом киоте на западной стене.

Храм успения божией матери

В 1654 году местные гончары выстроили себе новый каменный однопрестольный храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. В 1702 успенский придел перестроили, а позже появилась колокольня.

Успенская церковь получилась небольшой и уютной. В ее оформлении участвовал живший неподалеку мастер Степан Полубес. Его изделия стали своеобразной рекламой гончарной слободы. Полихромные изразцы украшают придел церкви и трапезную. На северном фасаде они создают широкий фриз, а южная сторона храма украшена небольшими вставками.

Это неслучайно, ведь изразцовое искусство и секрет изготовления непрозрачных глазурей (эмалей) в Россию принесли в конце XV века белорусские мастера, бежавшие в Москву от польских и литовских угнетателей. Тогда в декоре и стали использовать керамические плиты с рельефным узором. А о том, как развивалось русское изразцовое искусство, можно узнать в музее Мостовой башни на Измайловском острове.

  • Храм успения божией матери
  • Храм успения божией матери
  • Храм успения божией матери
  • Храм успения божией матери
  • Храм успения божией матери
  • Храм успения божией матери
  • Храм успения божией матери

Главной святыней Успенского храма в Гончарах является чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Она получила название в память исцеления Богородицей отсеченной руки святого Иоанна Дамаскина.

В России есть несколько списков с образа Троеручицы. Некоторые из них также считаются чудотворными. А в 1661 году один список прислали из Афонского Хилендарского монастыря в дар Патриарху Никону и выставили в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. В 1716 с него сняли другой список, который хранится в храме Успения Богородицы в Гончарах.

Сейчас для облегчения доступа к иконе на наружной западной стене храма в изразцовом киоте размещается еще один ее список. Также здесь с 1985 года находится Болгарское подворье, и в церкви можно приобрести альбом Патриарха Болгарского Неофита.

Х рам выстроен в 1475-1479 гг. по проекту архитектора Аристотеля Фиораванти. Храм являлся место венчания на царство царей, коронации императоров. Кафедральный собор московских митрополитов и патриархов, а также место их погребения.

Приделы: Димитрия Солунского, Похвалы Богородицы, Петра и Павла. Храм был закрыт в 1918 г. В 1955 г. получил музейный статус.

С 1990 г. по благословению Патриарха в праздничные дни проводятся богослужения.

Боголепова пустынь – уникальный памятник древнерусской истории и архитектуры 17-18 веков – расположен в Клинском районе по Волоколамскому направлению.

В древности здесь, на реке Яуза , существовало феодальное поселение (городище), укреплённое валом-крепостью, которая стала одним из форпостов на дальних рубежах Москвы, на древней дороге к Волоколамску, охраняя город от нашествия иноземных захватчиков. Крепостные сооружения монастыря никогда не использовались в обороне края, но стены обители (острога) служили гарантией неприкосновенности её границ.

Храм успения божией матери

Русская деревянная крепость XVII в. С рисунка А. Олеария, 1636 г.

Выбор места обители был определён природными условиями: река Яуза глубокая, многоводная, край богат водоплавающей птицей и боровой дичью, лес – ягодами, грибами, заводи реки кишели рыбой и раками. На Яузе были построены плотина и мельница, процветали кузнечное дело и строительство.

Храм успения божией матери

Художник В. Поленов «Старая мельница»

На протяжении многих лет Боголепова пустынь была деревянной, часть выгорела и снова отстраивалась.

В 1764 г. монастырь по Указу Екатерины II был упразднён за ненадобностью. После этого наступает хозяйственное запустение и разрушение.

В 1792 г. на месте деревянного храма, на средства В.Максимова, крестьянина дер. Степанцево, была построена ныне существующая каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы (архитектор Е.Фёдоров). По преданию, новую каменную церковь хотели возводить в людном месте, но приготовленные стройматериалы исчезли. Чудесным образом они оказались на месте бывшего монастыря, их обнаружил пастух, искавший пропавшее стадо. Ещё одним указанием свыше на это место было появление иконы Успения Богородицы на берёзе, растущей на берегу Яузы.

Храм успения божией матери

В память о деревянной церкви на том мес те был сначала поставлен кирпичный столб (часть ограды), а примерно в 1900 г. – часовня.
Храм успения божией матери

Наружное убранство храма в стиле позднего барокко. Внутри здание богато украшено сюжетными росписми и гризайлью, имитирующей лепнину.

В храме три придела. Главный – Успенский. Е го иконостас 1845 г. в 6 ярусов увенчан скульптурным Распятием. Интересно паникадило начала 19 века.

Храм успения божией матери Храм успения божией матери

Южный придел – в честь Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Северный придел – в честь Казанской иконы Божией Матери (был пристроен по проекту В.И.Веригина в 1880 г., в связи с чем была разобрана северная стена трапезной).

В новый храм были перенесены особо чтимые иконы: складная, покрытая слюдой, икона Успения Богородицы с образами свт. Николая и св. муч. Антипия на боковых створках, а также иконы Спасителя, Страстной Богоматери и Сошествия Господня в ад.

Колокольня. До 1917 г. на колокольне было семь колоколов.

На одном из колоколов (в 49 пудов), сохранившихся от деревянной церкви, была надпись о том, что отлит он 8 февраля 1763 г. на мирские деньги рачением старосты Стефана Кондратова мастером Константином Слизневым. Сведения об этом были записаны в метрике нового храма священником Иоанном Георгиевичем Ильинским в 1887 г.

Храм успения божией матери

Могила крестьянина князя Меншикова

Храм успения божией матери

Надпись на надгробии крестьянина кн.Меншикова

За алтарём Успенского храма сохранилось бронзовое надгробие в память крестьянина д.Степанцево Петра Матвеевича Ионова, попечителя храма. В 1847 г. его стараниями при священнике Дм.Ив.Лебедеве и церковном старосте Ив.Семёнове на пожертвования помещика С.А.Смирнова был вылит колокол в 150 пудов на заводе майорши А.П.Зенкович в Москве с надписью: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу. Во славу Единосущныя и Неразделимыя Троицы, Отца и Сына, и Святаго Духа» .

В 1871 г. стараниями его сына Ивана Петровича Ионова с благословения Московского митрополита Иннокентия при священнике И.Е.Новинском (?) и церковном старосте Михаиле Глебове был отлит самый большой колокол храма в 311 пудов.

Во времена советской власти храм пытались закрыть. По местному преданию, пришедшие для этой цели уполномоченные были изгнаны из храма сошедшим с иконы Архангелом Михаилом.

В 1941 г. во время оккупации храм был закрыт на один месяц. Церковная староста Ермолаева Анна, рискуя своей жизнью, наотрез отказалась выдать ключи от храма как отступавшим советским войскам, так и немецким оккупантам, не по-зволив использовать колокольню во время боёв. Её отношение к святому месту было примером для прихожан. А.Ермолаева похоронена при Успенской церкви.

28 августа — Успение Божией Матери

21 июля и 4 ноября — Казанской иконы Божией Матери

12 июля — первоверховных апостолов Петра и Павла

28 августа Православная Церковь празднует один из главных праздников – Успение Пресвятой Богородицы. Замечено, что на Руси именно в честь Успения освящено больше всего соборов и храмов. Почему именно это событие в жизни Богоматери так повлияло на русское храмостроительство нам рассказала кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры Культурологии ПСТГУ Наталья Эдуардовна Юферева.

Храм успения божией матери

— На мой взгляд, объяснение этого феномена может лежать в двух плоскостях: в культурной традиции и в религиозном сознании.

Что касается культурной традиции, то она закладывается с самого начала христианского храмостроительства на Руси. Первый каменный храм (так называемая Десятинная церковь) был посвящен Богородице, правда, нет сведений, какому именно Богородичному празднику, но само посвящение уже показательно: оно говорит об особом отношении русского народа к заступничеству Божьей Матери. Главный храм Киевской Руси именуется Софийским собором (по аналогии с главным Византийским храмом – Софией Константинопольской). Во втором по величине городе Киевской Руси, Новгороде, в XI веке тоже строится Софийский собор. И тут я люблю задавать студентам каверзный вопрос: а когда в этих Софийских соборах отмечаются престольные праздники? Каких только ответов я не слышала! За несколько лет единственная студентка случайно ответила правильно: «Может быть, в какие-то Богородичные праздники? Успение или Рождество Богородицы…»* (См. примечание редакции).

Храм успения божией матери

Софийский собор, Новгород wikipedia.org/wiki

Действительно, престольные праздники в русских Софийских соборах приходятся на Богородичные – на Рождество Богородицы в Киеве и на Ее Успение в Новгороде. И это очень важно для понимания традиции храмовых посвящений на Руси. Ведь когда князь Андрей Боголюбский задумал перенести столицу из Киева во Владимир-на-Клязьме, что он сделал? Прежде всего, построил каменный Успенский собор как будущий кафедральный собор Руси. Его мечте о стольном граде Владимире не суждено было сбыться, однако, когда русской столицей стал один из городов Владимиро-Суздальского княжества (Москва), то был возведен именно Успенский собор как главный храм Московской Руси. Преемственность посвящения между домонгольским «почти кафедральным» собором и кафедральным собором объединенного русского государства налицо. В новом государстве уже не стало разделения на княжества, а вместе с тем (в культурном аспекте) – и на художественные школы (иконописные, архитектурные). Все и вся подчинялись теперь Москве, она задавала политический, культурный, идеологический тон. И вот, по всем градам и весям стали строить большие соборы и малые храмы, посвящая их Успению Божьей Матери – по образу и подобию Успенского собора Московского Кремля. Мне кажется, именно в этом стремлении к подобию (характерному для средневекового сознания вообще) кроется культурная суть традиции посвящения русских храмов Успению Божьей Матери.

Храм успения божией матери

«Успенский собор Владимир 2011» , Фото Glavkom NN — собственная работа. http://ru.wikipedia.org/wiki/

Что же касается религиозного аспекта феномена столь широкого распространения Успенских храмов на Руси, то разгадка, думаю, находится в словах тропаря самого праздника: «…во Успении мира не оставила еси, Богородице». Суть того явления, о котором я хочу сказать, шире сугубо христианских представлений. В человеке заложено сознание, что именно усопший может оказать в нашем земном существовании какую-то особенную помощь – сверхъестественную, какую не смог бы оказать живой. На этом православная молитва к святым и даже иногда к своим умершим родственникам, о которых мы думаем, что они угодили Богу и имеют теперь перед Ним молитвенное дерзновение… Может быть, именно отсюда у русского народа такое особое отношение к празднику Успения Божьей Матери как к моменту некоего преображения Богородицы в Заступницу рода христианского. Ведь только во Успении Своем Пречистая и получает сверхъестественную возможность помогать всем и каждому на этой земле, кто обращается к Ней в молитве.

Храм успения божией матери

Успенский собор г Ярославля. Фото ww.flikr.com, Alexxx Malev

* Прим. ред — В православии Софийские храмы всегда посвящались Господу Иисусу Христу — Премудрости (Софии) Бога-Отца. В России после XVII века с Софией стала отождествляться Пресвятая Богородица. Таким образом, в русском православии сложилась традиция, когда храмы были посвящены Господу, но главные (престольные) торжества в них отмечались в Богородичные праздники.

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира
  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

В канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Александро-Невском скиту

Назначен временный управляющий Оренбургской епархией

Отошел ко Господу митрополит Иов (Тывонюк)

В Неделю 25-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Храм успения божией материПокровское благочиние Московской городской епархии

История

Каменный однопрестольный храм был построен в 1654 г. на месте деревянного, известного с первой четверти XVII в. Придел и трапезная пристроены в 1702 г., тогда же храм был украшен изразцами (мастер Степан Полубес). Колокольня построена в сер. XVIII в. Храм не закрывался.

В 1948 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия I Успенский храм стал подворьем Болгарской Православной Церкви. Позднее к нему был приписан московский храм свт. Николая Чудотворца на Болвановке.

Престолы

Главный — Успения Пресвятой Богородицы, придел — свт. Тихона Амафунтского.

Святыни

Чтимая икона Божией Матери «Троеручица» (1716), мощевик с частицами святынь: частью Животворящего Древа Креста Господня, каменя из Гроба Господня, частью жезла Моисеева и мощей многих святых.

Настоятель — архимандрит Феоктист (Димитров), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси.

Наводы

Курс — на эстетику и позитив!

Храм успения божией матери

Недалеко от усадьбы Загоскиной-Сабашниковых, что в Большом Левшинском переулке, находится церковь Успения на Могильцах. По воспоминаниям современников, это был один из самых посещаемых приходов всей Москвы, наряду с «Николой Явленным» на Арбате и «Большим Вознесением» у Никитских ворот. В эту церковь ездили специально — слушать замечательный хор крепостных, лучший в Москве. Церковь эта знаменита и как литературный персонаж — она упоминается в нескольких произведениях великих русских писателей.
Церковь Успения значится под №2 по Большому Могильцевскому переулку, который до 1922 года назывался в честь этой церкви — Большим Успенским. Но поскольку в Москве в то время было 11 Успенских переулков, он был переименован в Большой Могильцевский. Церковь стала называться Успения Пресвятой Богородицы, что на Могильцах. Название на «Могильцах» впервые упоминалось уже в 1560 году и возникло, по-видимому, из-за особенности местности, покрытой «могильцами» — небольшими холмами и кочками.

1. Церковь Успения Богородицы на Могильцах относится к числу древнейших в Москве по времени её основания — первый деревянный храм появился здесь не позднее XVI века. Считается, что в камне эту церковь впервые выстроил царь Алексей Михайлович около 1653 года. Строительство нового здания вместо обветшавшего было начато в 1791 году французским архитектором Н.Н. Леграном на средства статского советника В.И. Тутолмина и завершено после смерти архитектора в 1806.

Храм успения божией матери

2. Так появился в Москве редкий образец композиции православного храма с двумя башнями-колокольнями, примыкающими к входному порталу (подобно католическим соборам).

Храм успения божией матери

3. Храм представляет собой обычный для архитектуры московского классицизма тип «световая ротонда на четверике», но композиция с двумя высокими колокольнями, примыкающими к главному входу, оригинальна.

Храм успения божией матери

4. Внутренняя отделка центральной части была закончена в 1806 году, и в церкви появилась своя святыня — икона Богоматери «Неувядаемый Цвет».

Храм успения божией матери

Храм успения божией матери

3. Центральная световая ротонда стоит на четверике.

Храм успения божией матери

4. Колокольные башни расположены со стороны западного фасада.

Храм успения божией матери

5. Чугунные огражнения двух звонниц добавляют торжественности главному фасаду церкви.

Храм успения божией матери

6. Северный и южный порталы украшены колоннами дорического ордера.

Храм успения божией матери

Храм успения божией матери

8. Кирпичные стены вокруг всей церкви оштукатурены, нишы по бокам и с наружной стороны раньше были украшены изображениями апостолов и святителей. На западном фасаде в полукруглой нише над входом располагалась композиция «Успение Пресвятой Богородицы».

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах.Фотограф: Э.В. Готье-Дюфайе, 1914. Источник http://oldmos.ru/old/photo/view/5186

9. Церковь знаменита тем, что попала на страницы романа «Война и мир» Льва Толстого. Именно в неё Марья Дмитриевна Ахросимова приводила молиться Наташу Ростову из соседнего Чистого переулка, где располагался дом Ахросимовой.

Храм успения божией матери

10. Как известно, Ахросимова — лицо реальное и прототипом её была легендарная Анастасия Дмитриевна Офросимова, жена московского обер-кригскомиссара. Говорили, что своего добродушного супруга эта решительная, своенравная и властная женщина похитила из родительского дома и впоследствии нисколько с ним не церемонилась. Её хорошо знали и очень уважали в Москве, и побаивались в свете. Она могла кому угодно сказать всё, что думала, выругать кого-то в Благородном собрании или прилюдно отчитать московских полицейских за плохую, неисправную работу. Рассказывали про неё и такую историю: однажды в Арбатском театре в присутствии императора Александра I Офросимова разоблачила одного сенатора-взяточника. Погрозив ему пальцем, она указала на царскую ложу, и во весь голос молвила: “Берегись, NN!” Услышав это, император решил узнать, чего же должен опасаться сенатор. Когда всё выяснилось, тот был уволен со службы.

Храм успения божией матери

Храм успения божией матери

Храм успения божией матери

13. Успенская церковь «на Могильцах» упоминается ещё в одном сочинении Толстого: в ней венчались Левин и Китти из романа «Анна Каренина».

Храм успения божией матери

14. Назван храм и в одном из рассказов Антона Павловича Чехова: «Жил я в Москве, у Успения — на — Могильцах, в доме чиновника Трупова, стало быть, в одной из самых глухих местностей Арбата.» ( А.П.Чехов «Страшная ночь»)

Храм успения божией матери

15. Прихожанами этой церкви была московская интеллигенция, в том числе и сестра Владимира Соловьева, жившая рядом с храмом на углу Большого Власьевского переулка. Философ часто останавливался у неё, и возможно, сам посещал этот храм.
Гоголю тоже была знакома церковь Успения. Поблизости располагалась старинная московская усадьба, где жил писатель, директор московских театров, М.Н.Загоскин. У Загоскина была ценнейшая библиотека, Гоголь приходил сюда посмотреть на неё и вряд ли обходил стороной местную церковь.
В 1920 году в церкви отпевали известного русского философа, профессора Московского университета Л.М. Лопатина.

Храм успения божией матери

16. В 1932 году 12 июня храм был закрыт, в последующее время в нём располагались разные учреждения. Здание храма было изуродовано, внутри были сделаны межэтажные перекрытия, уничтожена богатая настенная роспись, пробиты дополнительные окна, снесены кресты с куполами.

Ссылка на основную публикацию