Храм божьей матери на большой ордынке

Построен в 1791 году. Престолы: главный — Спаса Преображения, приделы — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», прп. Варлаама Хутынского История: в XVI в. на этом месте находилась деревянная церковь Варлаама Хутынского, по одной версии, построенная в связи с походом Василия III на Казань, по другой — новгородцами, поселившимися в Замоскворечье.

В 1685 г. ее сменил кирпичный храм Спаса Преображения — предшественник существующего храма, сооруженного в два этапа на средства купцов Долговых. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся здесь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1783 — 1991 гг. по проекту В. И. Баженова выстроили трапезную с престолами — Варлаама Хутынского и в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость», и колокольню. В 1834 — 1836 гг. по проекту архитектора О. И. Бове сооружен собственно храм с престолом Спаса Преображения в стиле ампир. Архитектура трапезной и колокольни выдержаны в стиле зрелого классицизма. Торжественно и монументально решен интерьер храма. Барабан поддерживают 12 ионических колонн, в богатом интерьере выделяется строгий ампирный иконостас и рельефные чугунные плиты пола, изготовленные по эскизам Бове.

Иконы для иконостаса Скорбященского придела выполнены в 1788 г. иеромонахом Вонифатием из Саровской пустыни. На территории сохранились двухэтажные здания богадельни и дом причта. В 1933 г. храм был закрыт, но не разорен. В 1948 г. богослужения возобновились. В 1950-е гг. регент Н. В. Матвеев создал при храме знаменитый церковный хор. При храме действуют Центр реабилитации лиц, отошедших от православия, библиотека, воскресные школы для детей и взрослых, кружки золотошвейного шитья и иконописи. Святыни: Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость»; Чтимая икона Лонгина-сотника; Чтимая икона прп. Алексия, человека Божия; Чтимая икона Андрея Первозванного; Чтимая икона Божией Матери «Черниговская»; День памяти: 24 октября/6 ноября.

В храме совершаются следующие ежедневные Богослужения: утром: Божественная литургия — 8:00; вечером: Вечерня и Утреня — 18:00; в воскресные и праздничные дни: две Божественные литургии: ранняя – 7:00; поздняя — 10:00. Всенощное Богослужение: 18:00. В воскресные дни совершается Акафист перед чудотворным образом Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». По четвергам совершается водосвятный молебен у чудотворной иконы мч. Лонгина сотника об исцелении глазных болезней — 11:30. По пятницам совершается Заупокойная Всенощная – 18:00. По субботам совершается водосвятный молебен у чудотворной иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» об исцелении лиц, страдающих недугом пьянства и наркомании – 15:30. Крестины, венчание, отпевания, очные и заочные, панихиды, молебны и прочие церковные таинства и требы прихожане могут оформить через свечной ящик. При храме действует воскресная школа, библиотека, Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения.

В 1688 году состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

В 1783 году церковь была перестроена архитектором Васиоием Баженовым. Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).

Современное здание трехпрестольного храма было построено в 1836 году. Архитектор О.И. Бове. Великое освящение храма совершил святитель Филарет Московский.

Главный престол освящен в честь Преображения Господня, боковые приделы – иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и преподобного Варлаама Хутынского.

В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1932 году.

Мученическую кончину претерпел последний настоятель храма – протоиерей Константин Любомудров.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Икона Божией матери «Всех скорбящих Радость». Иконы преподобного Варлаама Хутынского, мученика Лонгина сотника, апостола Андрея Первозванного, святителя ФиларетаМосковского с мощами этих святых угодников Божиих. Ковчег с мощами многих святых Вселенской Церкви

БОГОСЛУЖЕНИЕ

Ежедневно: Литургия в 8:00 ч., вечерня в 18:00 ч.
В воскресные и праздничные дни: ранняя Литургия в 7:00 ч. и поздняя — в 10:00 ч.
Ежедневно: молебен пред иконой Богородицы «Всех скорбящих Радость» после Литургии.
Четверг: молебен у чтимой иконы мч. Лонгина сотника в 11:30 ч.
Суббота: молебен мч. Вонифатию в 15:30 ч.
Воскресенье: вечерня с акафистом Пресвятой Богородицы пред чудотворной иконой «Всех скорбящих Радость» в 18:00 ч.

ДУХОВЕНСТВО

СХЕМА ПРОЕЗДА

Проезд до ст. метро «Третьяковская», из выхода из метро налево 30 метров.

Мелкий снег, переходящий в дождь и обратно из воды в твёрдое состояние, барабанил по зонту. Конец апреля в Москве в 2015 году теплом не радовал. Я то доставал зонтик, то прятал его. Ветер чуть не сломал его после неудачных попыток вырвать зонт из моих рук. Что может согреть в холодную пору — ну конечно какая-нибудь история. И эта история на моём пути встретилась. Если быть точнее, я сначала увидел церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», уж потом из капель дождя, атмосферы московской улицы Большая Ордынка и загадочности храма выкристаллизовалась история…

Есть храмы, посвященные одному святому или священному событию. В них только один главный алтарь. Но храмов не столь много как бы хотелось верующим и поэтому были придуманы приделы, позволяющие в едином пространстве храма реализовать несколько алтарей и позволить прихожанам выбирать к какому из святых они хотят обратить в минуты церковного общения.

В церкви Спаса Преображения, имеющей второе название — церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», имеются три придела: Спаса Преображения, «Всех скорбящих Радость» иконы Божией Матери и Варлаама Хутынского.

В Москве только еще в двух храмах есть приделы в честь Варлаама Хутынского: церкви «Знамение» иконы Божией Матери на Шереметевом дворе и соборе Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Не слишком много для Москвы.

Варлаам Хутынский (в миру Алекса Михайлович) жил в Великом Новгороде в XII веке, дата его рождения канула в Лету и известна лишь дата его смерти — 6 ноября 1192. Им был основан Спасо-Преображенского Хутынского монастыря. После смерти был причислен к лику святых. C 1136 по 1478 год в Великом Новгороде существовала Новгородская республика, занимавшая обширные земли. Самым почитаемым святым этих мест стал Варлаам Хутынский.

Московское княжество многое предпринимало для присоединения новгородских земель и во время одного из приездов в Новгород великого князя Василия II Васильевича Тёмного в 1460 году на вече новгородцы всерьёз обсуждали вопрос об убиении великого князя. Но не убили и в это же время произошло чудо, связанное с мощами Варлаама Хутынского. Был у Василия II любимый слуга родом из Рязани Григорий Тумгель, бывший постельничим великого князя и сопровождающий его в поездке в Великий Новгород. Здесь Тумгель тяжело заболел и был спасен от смерти только благодаря своим молитвам Варлааму Хутынскому. Слухи пошли по земле русской и вскорости люди рассказывали, что мёртвого великокняжеского слугу принесли к мощам святого и слуга ожил. Вот так рождаются легенды.

И хотя полного присоединения Новгородской республики к Московскому княжеству не произошло к тому времени, но произошёл сдвиг в религиозном сознании людей. На новгородской земле стали почитать Сергия Радонежского, в на остальной территории Руси — Варлаама Хутынского, они стали самыми популярными святыми. И не даром, когда в 1521 году в память об избавлении Москвы от осады войска хана Махмет-Гирея на стене над Фроловскими (ныне Спасскими) воротами была создана фреска-икона «Спас Смоленский», то на ней был изображен Спаситель с коленопреклоненно предстоящими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским.

Вплоть до XIX века все проходящие под иконой должны были обнажать голову и кланяться, независимо от вероисповедания. Даже с наглого Наполеона ветер сорвал его знаменитую треуголку, когда он въезжал в Кремль через Спасские ворота. Чудесным образом фреска-икона спаслась во времена борьбы с религией и через 73 года после своего исчезновения, как казалось на века, в 2010 году икона вновь увидела свет. Новгородский святой сотоварищи снова приветствует проходящий люд.

Гораздо раньше иконы-фрески в Кремле в 1461 году появился престол Варлаама Хутынского в церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи в Кремле, тогда еще деревянной. Церковь была одной из самых ранних построек в Кремле и имела статус соборной митрополита Московского, рядом с ней располагался двор митрополита Московского. Деревянную церковь как водится заменили каменной, в 1584 году её освятили во имя мученика Уара, святого покровителя царевича Димитрия — последнего сына царя Ивана IV Грозного. А 1847 году император Николай I приказал разобрать обветшавшую и сильно пострадавшую во время пожара 1812 года церковь. Его эстетическому вкусу претило наблюдение столь непотребного вида из окна. От церкви, в которой был первый престол Варлаама Хутынского осталась лишь литография Андре Дюрана, выполненная художником в 1839 году.

А нынешняя церковь Спаса Преображения (иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость») была построена в 1523 году как первый московский храм во имя Святого Варлаама Хутынского и только потом обзавелась приделами во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Господня (1625 год) и чудотворной иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» (1713 год), а затем поменяла название.

Известность церковь приобрела в 1688 году когда благодаря иконе была исцелена Евфимия Петровна Папина, сестра Иоакима — патриарха Московского с 26 июля 1674 года по 17 марта 1690 года. Евфимия более года жестоко страдала от раны в боку, откуда уже готовы были выпасть внутренности, но однажды ей во сне пришла Богородица и сообщила об чудодейственной иконе «Всех Скорбящих Радость» , находящейся в храма Преображения Господня на Ордынке.

После того, как священник из храма пришел с иконой и провёл молебен с водосвятием, болезнь отступила. Чудо произошло, только никто из служителей церкви не мог вспомнить, когда в храме появилась эта икона. Была она довольно-таки ветхой и даже пришлось вставлять кипарисовые вставки, чтобы она не развалилась на части. По косвенным признакам предположили, что икона была специально написана для этого храма, исходя из того, что среди четырёх святых в верхней части иконы справа изображен Варлаам Хутынский, в честь которого изначально церковь и назвалась. Иконописца тоже не нашли. Главное, что икона свершила чудо и резонанс получился широким — на всю Россию. В царской иконописной мастерской, существовавшей при Оружейной палате стали создавать с иконы списки (копии). И тут на сцене появляется любимая сестра императора Петра Первого -царевна Наталья Петровна (1673–1716).

Жила царевна с 1708 года в Санкт-Петербурге на Крестовском острове, но регулярно наезжала в Первопрестольную. Прослышала она про чудодейственную икону и решила, что такая лепота ей нужна самой и желательно находящаяся рядом. И тут возникает загвоздка, никто не может с точностью утверждать: копия уехала в Санкт-Петербург или был экспроприирован оригинал чудо-иконы. Но особых громких чудес у московской иконы не наблюдалось. А Наталья разместила икону в домовой церкви, затем был построен одноименный храм для иконы. Санкт-петербургская копия побывала в Прутском походе 1711 года с императором Петром Первым и была любима всеми последующими членами императорской семьи, особенно императрицей Екатериной Второй. Несколько раз для неё создавались оклады. Наталья Петровна и Екатерина Вторая не жалели серебра, а их потомок Александр Второй золота.

Много списков иконы ходило по Руси. Только вот куда делись первоначальная икона и её петербургская сестрица никто достоверно не знает. Икона, считающаяся иконой царевны, не совпадает со старинной литографией её изображавшей. Икона, бывшая в московском храме, по мнению многих утеряна в период закрытия храма, а икона, находящаяся ныне в храме, является даром патриарха Алексия после повторного открытия храма в 1948 году и является одной из многочисленных копий, сделанных императорскими иконописцами. В детективной истории рано ставить точку, но откроется ли когда-нибудь вся правда — трудно сказать. Снег с дождём заканчиваются и я иду дальше мимо церкви.

Ведь в Москве есть еще множество мест с загадочными и легендарными историями.

Храм Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость является одним из излюбленных культурных пространств, на базе которого организовывается множество различных событий, служащих для интересного времяпрепровождения в Москве.

Для путешественников храм будет представлять интерес как образец архитектуры и традиционной культуры, один из пунктов экскурсионной программы. Это также центр религиозной жизни Москвы, место собрания верующих и проведения богослужений.

Посещение храма Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость может стать для вас еще одним способом проведения досуга и позволит узнать новое о своем городе. А если вы находитесь в Москве как турист — храм Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость будет достойным пунктом экскурсионной программы.

Храм Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость находится по адресу: р-н Якиманка, улица Большая Ордынка, 20, возле станции метро Третьяковская.

О месте «Храм Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке»

Места похожие на «Храм Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке»

Место «Храм Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке» находится по адресу: Москва, ул. Ордынка Б., д. 20 .

Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам максимально полезный контент.
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с Условиями использования файлов cookie.

Отели рядом с Храм Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке

Фотографии

Куда сходить и что посмотреть в Москве

А также

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

тел: +7 (495) 951-52-20
пн-пт 07:30–19:30; сб 08:00–21:00; вс 06:30–19:30

ул. Большая Ордынка, 20, стр. 10

На месте храма в XVI веке существовала деревянная церковь преподобного Варлаама Хутынского в «Ордынцах» (упоминается в летописях под 1571 годом; а её постройку одни исследователи связывают с походом Василия III на Казань (1523), другие — с выходцами из Новгорода, поселившимися в Замоскворечье). В 1683—1685 годах был построен каменный храм, который именовали Преображенским. После прославления в ней в 1688 году иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», которая, по преданию, исцелила тяжелобольную сестру патриарха Иоакима, за храмом закрепилось название этого чудотворного образа. В церкви был сделан престол в честь иконы, о чём свидетельствует антиминс, выданный для него в 1713 году. В 1770 году придел иконы «Всех скорбящих Радость» был обновлён на средства Г. Любовниковой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector