Высший орган русской православной церкви

24 декабря 2010 г. в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

Священный синод

Священный Синод (в переводе с греческого «собрание», «собор») – один из высших органов церковного управления. Согласно главе V действующего Устава Русской Православной Церкви «Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами».

После упразднения Петром I патриаршего управления церковью, с 1721 по август 1917 г. учрежденный им Святейший Правительствующий Синод был главным государственным органом церковно-административной власти в Российской империи, который заменял собой патриарха в области общецерковных функций и внешних сношений. В 1918 г. Святейший Синод как государственный орган был ликвидирован де-юре декретом Совета Народных Комиссаров «О свободе совести, церковных и религиозных обществах».

После того как на Поместном соборе Православной российской церкви было восстановлено патриаршество, в феврале 1918 г. Священный Синод начал свою работу в качестве коллегиального управляющего органа. Однако указом Патриарха Тихона от 18 июля 1924 г. Синод и Высший Церковный Совет были распущены. В 1927 г. местоблюстителем патриаршего престола Сергием (Страгородским) был учрежден Временный патриарший Священный синод, который работал в качестве вспомогательного органа с совещательным голосом вплоть до 1935 г. Деятельность Священного синода была возобновлена на Поместном соборе 1945 г.

Принятое на Поместном Соборе «Положение об управлении Русской Православной Церковью» определило порядок работы и состав Священного Синода. Синодальный год разделен на две сессии: летняя с марта по август и зимняя с сентября по февраль. Председателем Синода является Патриарх, постоянные члены — митрополиты Киевский, Минский и Крутицкий. Архиерейский Собор 1961 г. расширил состав Синода, включив в число постоянных членов Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя Отдела внешних церковных сношений, а Архиерейский Собор 2000 г. – добавил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского и митрополита Кишиневского и всея Молдовы. Пять временных членов Синода из числа епархиальных архиереев вызываются на полугодовую сессию поочередно, по старшинству архиерейской хиротонии — по одному от каждой из пяти групп, на которые поделены епархии.

В настоящее время постоянными членами Священного Синода являются:

Председатель: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев);

митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан);

митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров);

митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Белоруссии Филарет (Вахромеев);

митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков);

митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир (Кантарян) ;

митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской патриархии Варсонофий (Судаков);

митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Иларион (Алфеев);

В качестве временных членов в зимней сессии 2010/2011 гг. принимают участие:

митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец);

митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион (Капрал);

архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (Хазов);

епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин);

епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил (Доровских);

Участие постоянных и временных членов в заседаниях Священного Синода является их канонической обязанностью. Заседания созываются Патриархом Московским и всея Руси (либо местоблюстителем патриаршего престола) и, как правило, являются закрытыми.

В обязанности Священного Синода входит:

1. Попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия;

2. Служение внутреннему единству Русской Православной Церкви;

3. Поддержание единства с другими Православными Церквами;

4. Организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения;

5. Оценка важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений;

6. Координация действий всей Полноты Русской Православной Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости;

7. Поддержание должных отношений между Церковью и государством в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством;

8. Установление порядка владения, пользования и распоряжения зданиями и имуществом Русской Православной Церкви.

Священный Синод избирает, назначает, в исключительных случаях перемещает архиереев и увольняет их на покой; назначает руководителей Синодальных учреждений и, по их представлению, их заместителей, а также ректоров Духовных академий и семинарий, настоятелей (настоятельниц) и наместников монастырей, архиереев, клириков и мирян для прохождения ответственного послушания за границей.

В настоящее время Священному Синоду подотчетны следующие синодальные учреждения: отдел внешних церковных связей (существует с 1946 г., до 2000 г. – отдел внешних церковных сношений); издательский совет; учебный комитет; отдел катехизации и религиозного образования; отдел по церковной благотворительности и социальному служению; миссионерский отдел; отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями; отдел по делам молодежи; отдел по взаимоотношениям церкви и общества; синодальный информационный отдел; отдел по тюремному служению; комитет по взаимодействию с казачеством; финансово-хозяйственное управление; управление делами Московской патриархии; синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II. Так же при Священном Синоде существуют следующие комиссии: библейско-богословская комиссия; комиссия по канонизации святых; Богослужебная комиссия; комиссия по делам монастырей.

Священный Синод образует и упраздняет епархии, изменяет их границы и наименования с последующим утверждением Архиерейским Собором; одобряет уставы монастырей и осуществляет общее наблюдение за монашеской жизнью. Дела в Священном Синоде решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя является решающим. В соответствии с Уставом РПЦ Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.

Работа Священного Синода осуществляется на основании повестки дня, представляемой Председателем и одобряемой членами Синода в начале первого заседания. В случае если Патриарх по какой-либо причине временно не может осуществлять председательские обязанности в Синоде, его замещает старейший по архиерейской хиротонии постоянный член Синода. Секретарем Синода является управляющий делами Московской Патриархии, на котором лежит ответственность за подготовку необходимых для Синода материалов и составление журналов заседаний.

Учреждён Всероссийским Собором в 1917 году. Состоял из патриарха, трёх членов Священного Синода, а также представителей приходского духовенства, монашествующих и мирян. Намеченный на 1921 год Поместный Собор созвать не удалось и формально в связи с истечением трехлетнего межсоборного срока полномочия избранных членов ВЦС прекратились, но фактически они были продолжены на неопределенно долгий срок до будущего Собора. Деятельность ВЦС продолжалась вплоть до апреля 1922 года, но произошедший в мае того года обновленческий раскол прервал её.

Впоследствии именем «Высшего Церковного Совета» пользовались раскольники тех лет, учредившие в 1923 году обновленческий, а в 1926 — григорианский «Временный» ВЦС.

В составе Русской Православной Церкви Высший Церковный Совет был возрожден в 2011 году. Московский Архиерейский Собор 2-4 февраля того года постановил придать регулярным совещаниям глав Синодальных учреждений «формальный статус с именованием их Высшим Церковным Советом, по аналогии с органом, учреждённым Всероссийским Церковным Собором в 1917 году.» Образование Высшего Церковного Совета было поручено Священному Синоду, который 22 марта того же года принял «Положение о Высшем Церковном Совете Русской Православной Церкви» и утвердил его первоначальный состав. На 28 декабря 2021 года в него входили [1]:

Русская Православная Церковь (РПЦ, Московский патриархат) – крупнейшая религиозная организация России, самая крупная автокефальная поместная православная церковь в мире.

Высший орган русской православной церкви

Святейший Патриарх Московский и всея Руси – патриарх Кирилл (с февраля 2009 года).

Высший орган русской православной церкви

История Русской Православной Церкви

Историки связывают появление РПЦ с момента Крещения Руси в 988 году, когда Митрополит Михаил был поставлен Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом на созданную в Киеве митрополию Константинопольского патриархата, создание которой признал и поддержал киевский князь Владимир Святославич.

После упадка Киевской земли, после нашествия татаро-монгол в 1299 году митрополия переместилась в Москву.

С 1488 года РПЦ получила статус автокефалии, когда Русскую митрополию возглавил епископ Иона без согласования с Константинополем.

Далее более века Московская митрополия управлялась независимыми епископами.

В середине XVII века, при патриархе Никоне, проводилось исправление богослужебных книг и иные меры по унификации московской богослужебной практики с греческой. Некоторые прежде принятые в Московской церкви обряды, начиная с двоеперстия, были объявлены еретическими; те, кто будет использовать их, были преданы анафеме на соборе 1656 года и на Большом Московском соборе. В результате произошёл раскол в Русской церкви, те кто продолжал использовать старые обряды стали официально именоваться «еретиками», позже — «раскольниками», а позднее получили название «старообрядцы».

В 1686 году было осуществлено согласованное с Константинополем переподчинение автономной Киевской митрополии Москве.

В 1700 году царь Пётр I запретил избрание нового патриарха (после смерти предыдущего), а через 20 лет учредил Святейший Правительствующий Синод, который, являясь одним из государственных органов, исполнял функции общецерковного управления с 1721 по январь 1918 года, — с императором (до 2 марта 1917 года) в качестве «крайнего Судии сей Коллегии».

Патриаршество в Православной российской церкви было восстановлено после только свержения самодержавия решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (10 ноября) 1917; первым патриархом в Советский период был избран святитель Тихон (Беллавин), митрополит Московский.

После Октябрьской революции 1917 года РПЦ была отчуждена от государства и предана преследованию и разложению. Прекратилось финансирование духовенства и церковного образования из казны. Далее Церковь пережила ряд инспирированных властями расколов и период гонений.

После смерти Патриарха в 1925 году власти сами назначили священника, который был вскоре изгнан и замучен.

По некоторым сведениям, в первые пять лет после большевистской революции было казнено 28 епископов и 1200 священников.

Основной мишенью антирелигиозной партийно-государственной кампании 1920-х и 1930-х годов была Патриаршая церковь, имевшая наибольшее число последователей. Почти весь её епископат, значительная часть священников и активных мирян были расстреляны или сосланы в концлагеря, богословские школы и иные формы религиозного обучения, кроме частного, были запрещены.

В тяжёлые для страны годы Великой Отечественной войны произошло заметное изменение политики советского государства в отношении Патриаршей церкви, Московская Патриархия была признана как единственная законная православная Церковь в СССР, исключая Грузию.

В 1943 году Собор епископов избрал митрополита Сергия (Страгородского) на Патриарший престол.

Во время правления Хрущева, к Церкви было вновь жесткое отношение, которое сохранилось и в 1980-х годах. Тогда Патриархат контролировали спецслужбы, в то же самое время Церковь шла на компромиссы с советским правительством.

К концу 80-х годов количество церквей в СССР было не более 7000, а монастырей не более 15.

В начале 1990-х годов в рамках политики гласности и перестройки М. Горбачева, началось изменение отношения государства к Церкви. Количество церквей стало расти, увеличивалось количество Епархий и приходов. Этот процесс идет и в 21 веке.

В 2008 году по официальной статистике Московский патриархат объединяет 156 епархий, в которых служит 196 архиереев (из них 148 епархиальных и 48 викарных). Количество приходов Московского патриархата достигло 29 141, общее число священнослужителей — 30 544; имеется 769 монастырей (372 мужских и 392 женских). На декабрь 2009 было уже 159 епархий, 30 142 прихода, духовенства – 32 266 человек.

Также развивается и сама структура Московского Патриархата.

Структура управления РПЦ

Согласно Уставу Русской православной церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями — каждый в своей компетенции.

Поместный собор решает все вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви, и избирает Патриарха. Созывается в сроки, которые определяются Архиерейским собором или, в исключительных случаях, Патриархом и Священным Синодом, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Последний собор был созван в январе 2009 года.

Архиерейский собор — поместный собор, в котором участвуют исключительно епископы. Является высшим органом иерархического управления Русской православной церкви. В его состав входят все правящие епископы Церкви, а также викарные епископы, возглавляющие синодальные учреждения и духовные академии; по Уставу, созывается не реже одного раза в четыре года.

Священный синод, согласно действующему уставу РПЦ, является высшим «органом управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». Состоит из председателя — Патриарха, девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев. Заседания Священного синода проходят не реже четырёх раз в году.

Патриарх — предстоятель Церкви, имеет титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Ему принадлежит «первенство чести» среди епископата Русской православной церкви. Имя Патриарха возносится во время богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви.

Высший церковный совет — новый постоянный исполнительный орган, действующий с марта 2011 года при Патриархе Московском и всея Руси и Священном синоде Русской православной церкви. Возглавляется Патриархом и состоит из руководителей синодальных учреждений Русской православной церкви.

Исполнительными органами Патриарха и Священного Синода являются Синодальные учреждения. К числу Синодальных учреждений относятся Отдел внешних церковных связей, Издательский совет, Учебный комитет, Отдел катехизации и религиозного образования, Отдел благотворительности и социального служения, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Отдел по делам молодежи. В Московскую Патриархию на правах Синодального учреждения входит Управление делами. В ведении каждого из Синодальных учреждений находится круг общецерковных дел, входящий в сферу его компетенции.

Высший церковный совет Русской Православной Церкви (сокращённо ВЦС) — исполнительный орган Русской православной церкви, действующий при Патриархе Московском и всея Руси и Священном Синоде Русской Православной Церкви. Возглавляется Патриархом и состоит из руководителей Синодальных учреждений Русской православной церкви.

Устав Русской Православной Церкви.

Глава VI. Высший Церковный Совет

  1. Высший Церковный Совет является исполнительным органом Русской Православной Церкви, действующим при Патриархе Московском и всея Руси и Священном Синоде. В период междупатриаршества Высший Церковный Совет действует при Местоблюстителе и Священном Синоде.
  2. Высший Церковный Совет подчиняется и подотчетен Патриарху Московскому и всея Руси (Местоблюстителю) и Священному Синоду.
  3. Высший Церковный Совет рассматривает:

а) вопросы богословского образования, просвещения, миссии, церковного социального служения, информационной деятельности канонических подразделений Русской Православной Церкви и церковных средств массовой информации;

б) вопросы взаимоотношений Церкви с государством, обществом, Поместными Православными Церквами, инославными конфессиями и нехристианскими религиями;

в) вопросы церковного управления и хозяйствования;

г) иные вопросы, переданные на рассмотрение Высшего Церковного Совета Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем).

  1. В задачи Высшего Церковного Совета входит:

а) координация деятельности синодальных и иных общецерковных учреждений;

б) обсуждение текущих вопросов церковной жизни, требующих согласованных действий со стороны синодальных и иных общецерковных учреждений;

в) принятие мер к исполнению определений Поместных и Архиерейских Соборов, постановлений и определений Священного Синода, указов и распоряжений Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя).

  1. Высший Церковный Совет:

а) заслушивает доклады руководителей или представителей синодальных и иных общецерковных учреждений о деятельности этих учреждений;

б) в пределах своей компетенции дает поручения синодальным учреждениям Русской Православной Церкви и контролирует их исполнение;

в) вносит предложения на рассмотрение Священного Синода или Межсоборного Присутствия.

  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Словарный запасПриложение показывает, в виде облака, 100 наиболее используемых слов в вашем дневнике, или в дневниках друзей. Каждое слово является ссылкой, на поиск этого слова в вашем дневнике.
  • ТоррНАДО — торрент-трекер для блоговТоррНАДО — торрент-трекер для блогов
  • Для дизайнеровтаблица цветов для дизайнера
  • Photoshop onlineДля того чтоб отредактировать картинку совсем не обязательно иметь фотошоп на комьпьютере. Это можно сделать с помощью приложения online photoshop =)

Высший орган русской православной церкви

– Глава Православной Церкви – Сам Господь наш Иисус Христос, Ее Основатель. Однако при этом каждая Поместная Церковь имеет своего Предстоятеля (буквально – тот, кто стоит впереди), избираемого из среды высшего, епископского, духовенства. В разных Церквах это может быть или Патриарх, или Митрополит, или Архиепископ. Но при этом Предстоятель не обладает какой-либо высшей благодатью, он является только первым среди равных, и все основные решения, которые принимаются в пределах Церкви, утверждаются преимущественно на особом Архиерейском Соборе (собрании епископов той или иной Церкви). Предстоятель может, например, инициировать, предложить то или иное действие, но без соборного его утверждения оно никогда не будет иметь силы. Пример тому – история Вселенских и Поместных Соборов, на которых только соборным разумом принимались основы христианского вероучения.

– Какова иерархия среди священнослужителей?

– В Православной Церкви принято деление священнослужителей на три категории или степени: архиерейскую, священническую и диаконскую. Прообраз такого деления мы можем увидеть в Церкви Ветхозаветной, священнослужители которой, будучи исключительно представителями одного колена – Левиина, имели следующую градацию: первосвященник (выполнял функции главного священника с определенными полномочиями), священники и левиты. В Ветхом Завете подобное деление было установлено Самим Богом и преподано через пророка Моисея, причем неоспоримость данного установления была доказана многими чудесами (самые яркие из них расцветший жезл первосвященника Аарона, а также погибель Корея, Дафана и Авирона, оспаривавших богоизбранность левитского священства). Современное же деление священства на три категории имеет свое основание в Новом Завете. Святые апостолы, избранные Самим Спасителем на служение Евангелию и исполнявшие функции епископов, для более успешного распространения учения Христа рукополагали для основываемых ими Церквей (конечно, не в нашем понимании – обширных многомиллионных Поместных Церквей, а первоначальных христианских общин) епископов, священников (пресвитеров) и диаконов.

– Кто такие диаконы, священники, епископы? В чем разница между ними?

– Епископы (архиереи) – это высшая степень священства. Представители этой степени являются преемниками самих апостолов. Епископы, в отличие от священников, могут совершать все богослужения и все Таинства. Кроме того, именно епископы имеют благодать рукополагать других людей для совершения ими священнического служения. Священники (пресвитеры или иереи) – священнослужители, которые имеют благодать совершать, как уже было сказано, все богослужения и Таинства, кроме Таинства Священства, следовательно, не могут передать другим то, что получили сами от епископа. Диаконы – низшая степень священства – самостоятельно не вправе совершать ни богослужений, ни Таинств, а лишь только участвовать и помогать при их совершении епископу или священнику.

– Что значит белое и черное духовенство?

– Более верно говорить: женатое духовенство и монашествующее. Женатое духовенство, как уже видно из самого названия, представляют те священники и диаконы, которые до своего рукоположения в священный сан вступили в брак (в православной традиции брак священнослужителям дозволяется только до хиротонии, после рукоположения жениться запрещено). Монашествующее духовенство – это те священнослужители, которые перед хиротонией (иногда – после хиротонии) были пострижены в монашество. В православной традиции в высшую священническую степень – епископскую – могут быть рукоположены только представители монашествующего духовенства.

– Что-то поменялось за 2000 лет существования христианства?

– Со времен существования Церкви в Ней кардинально ничего не поменялось, потому что Ее основная функция – спасать человека – одна и та же на все времена. Естественно, что с распространением христианства Церковь росла и географически, и, следовательно, административно. Так, если в древности епископ был главой местной Церкви, которая может быть приравнена к сегодняшнему приходу, со временем епископы стали возглавлять группы таких приходов-общин, образовавших отдельные церковно-административные единицы – епархии. Таким образом, церковное устройство благодаря своему развитию стало более сложным, но при этом сама цель Церкви, заключающаяся в приведении человека к Богу, не изменилась.

– Как происходят выборы в Церкви? Кто решает вопросы «карьерного роста»?

– Если мы говорим о выборах в высшую священническую степень – епископскую – то они, например, в Украинской Православной Церкви, происходят на особом собрании епископов – Священном Синоде, который, после Архиерейского Собора, является высшим органом церковного управления (Архиерейский Собор – это собрание всех епископов данной Церкви, а Синод – собрание только отдельных епископов, которые от лица Собора уполномочены решать те или иные церковные вопросы). Точно так же и хиротония будущего епископа совершается не одним каким-нибудь архиереем, пусть это будет даже и Предстоятель, а собором епископов. Вопрос «карьерного роста» тоже решается на Синоде, однако подобное решение более правильно назвать не «карьерный рост», а послушание голосу Церкви, ведь назначение на то или иное церковное служение не всегда связано с ростом в нашем представлении. Пример тому – история с великим учителем Церкви Григорием Богословом, который до своего назначения на столичную Константинопольскую кафедру был определен в небольшой городок Сасимы, вызывающий, по воспоминаниям самого святителя, в его сердце только слезы и отчаяние. Тем не менее, несмотря на свои личные взгляды и интересы, богослов исполнил свое послушание Церкви и в итоге стал епископом новой столицы Римской империи.

Высший орган русской православной церкви

Хотя в Рyсской пpaвослaвной цеpкви сyществyет строгий обычaй при богослyжении петь без сопровождения мyзыкaльных инстрyментов, есть все основания предполагать, что тaк было не всегдa.

В трaдициях некоторых церквей до сих пор используют мyзыку: в сиро-греческих церквях звучат треyгольники, колокольчики и крyги из метaллa; в гpеческих храмах нa остpове Коpфy и в Амеpике звучат оpгáны; в Эфиопской и в Коптской цеpквях во вpемя богослyжения могyт играть тpyбы, кимвaлы и дaже бapaбaны.

Использовaние инстpyментов не пpотивоpечит Святомy Писaнию: библейский цapь Дaвид игpaл нa псaлтиpи, a в «Откpовении Иоaннa Богословa» встpечaются стapцы, котоpые «поют песнь», деpжa в pyкaх гyсли (Откp. 1:8—9).

В книге «Тaйны истоpии дpевней мyзыки» Евгений Геpцмaн yтвеpждaет, что был нaйден пaпиpyс, нa котоpом текст молитвы Святой Тpоице сопpовождaется языческой нотацией для музыкальных инстpyментов.

В Киев из Византии

Обычaй петь при богослужении aкaпельно пpишел нa Рyсь из Визaнтии, тaм же полyчил paспpостpaнение обычaй сопpовождaть дyховное пение оpгáном, пpaвдa, делaлось это в зaлaх для тоpжеств. После того, кaк один из инстpyментов был преподнесен предводителю фрaнков Пипинy, a зaтем имперaторy Кaрлy Великомy, инстрyмент рaспрострaнился по всемy мирy.

Мyзыковед Леонид Ройзмaн в исследовaнии «Оpгáн в истоpии pyсской мyзыкaльной кyльтypы» писaл, что оpгaн появился нa Руси в X веке; это подверждают paскопки в Кеpчи, пpи котоpых нaшли остaтки оpгáнa, дaтиpyемого X веком – вpеменем, когдa Кеpчь стaлa «воpотaми» Рyси.

Из Европы – в Москву

Пеpвым свидетельством пpебывaния нa Рyси оpгáнов является фpескa нa стене Cофийского cобоpa, нa котоpой двa человека paскaчивaют мехи позитивa – небольшого оpгáнa, на котором играет мyзыкaнт; следyющее свидетельство относится к XV векy, когдa бpaт Coфьи Пaлеoлог пpивез в Мoсквy Иоaннa Сaльвaтоpa – специалиста по органам. В 1578 годy в Москву переехал голландец мaстеp-оpгaнист Готлиб Эйльгоф, полyчивший кличкy Дaнилo Hемчин, а дипломaт Джеpом Гоpсей из Англии в 1586 годy нaписaл, что для сестpы царя Бориса из Англии выписaли оpгáн и клaвикоpды.

Позитив быстро paспpостpaнился y небогатого людa: нa нем игpaли скомоpохи нa яpмaркaх, что вызывaло осyждение священников. Решением Стоглaвого собоpa тaкое «бесовская» игpa зaпpещaлась.

В XVII веке в Москве играли на органе русские музыканты Томилa Михaйлов, Боpис Овсоновa, Степaнов, Андpеев, работали мастера из Польши Ежи Пpоскypовский, Федоp Зaвaльский, специалисты по органам из Голландии Йохaн и Мельхеpт Лyны. Был известен органостроитель Симон Гyтовский — его орган был преподнесен шаху Персии.

Опыт Гамбурга — на русскую почву?

Рaзвитие оpгáнной мyзыки пpодолжилось пpи Петpе I, котоpый зaкaзaл в Гaмбypге y мaстеpa Аpпa Шнитгеpa оpеховый оpгáн с шестнaдцaтью pегистpaми. Paзyмеется, в Евpопе Пётp видел оpгáны, yстaновленные в местных цеpквях и собоpaх, нaпpимеp, прекрасно звучащий оpгáн Кaспapини в хpaме Петpa и Пaвлa в геpмaнском Гёpлице.

Достовеpно известно, что в pyсских пpaвослaвных хpaмaх и в петpовскую эпоху пpидеpживaлись пения aкaпеллой, но Ройзмaн нaстaивaет, что Петp зaкaзaл оpгáн для собоpa русского экзарха в Москве, и интрумент был спpоектиpовaн Боксбеpгом в 1715 годy. Однaко yпоминaний о том, что его поставили в храм РПЦ, нет.

С XVII века оpгáны пеpестaли yпотpеблять в нapоде, поскольку в одном из пожapов московская мaстеpскaя по производству позитивов сгоpелa, и восстaнaвливaть её не стaли.

Из храмов — в концертные залы

В XVIII – XIX векaх оpгáны произодили по всей России, но стояли они в кaтолических и пpотестaнтских цеpквях (нaпpимеp, в московском хpaме св. Екaтеpины или в хpaме Петpa и Пaвлa, в котоpом пpоводили концеpты), a эти хpaмы с тpyдом можно нaзвaть pyсскими. Знаменитостью в стране стал мaстеp-оpгaностpоитель Фpaнц Киpшник, котоpой зa свое искусство был приглaшен в Poттеpдaм.

Новый рaсцвет оргáннaя мyзыкa полyчилa в XIX веке. Князь Одоевский привез из Европы строителя органов Георгa Мельцеля для обустройства домaшнего оpгáнa «Себaстьянонa», нa котоpом мyзициpовaл Глинкa. Оpгáнные клaссы появились в Петеpбypгской и в Московской консеpвaтоpиях (сpеди стyдентов был Петp Чaйковский); оpгáны стояли в Импеpaтоpском теaтpе, в «Мapиинке», появились композитоpы, пишyщие для оpгáнов, нaпpимеp, Дмитpий Боpтнянский.

. и обратно в храмы

После 1918 годa сохpaнилось только 4 оpгáнa: оpгáн Вaлькеpa в Петеpбypге в кaтолической цеpкви св. Мapии, оpгáн «Вильгельм Зayэp» в лютеpaнской цеpкви св. Михaилa, оpгáн «Бpиндли и Фостеp» в петеpбypгской aнгликaнской цеpкви и оpгáн «Рёвеp» в pефоpмaтоpской цеpкви Москвы.

При СССР осталось «внецеpковное» пpеподaвaние оpгáнной мyзыки в консеpвaтоpиях. И если говоpить о появлении оpгáнов в цеpквях PПЦ, то это слyчилось пpи совесткой влaсти, когдa чaсть хpaмов «пеpепpофилиpовaли» в оpгáнные зaлы. До 2013 годa немецкий оpгáн стоял в пpaвослaвном хpaме во имя Св.Алексaндpa Невского нa Алом поле в Челябинске; тaкое использовaние хpaмов пpоисходило в СССР повсеместно, нaпpимеp, в Абхaзии в Пицyнде до сих поp есть оpгaнный зaл в пpaвослaвном хpaме X векa.

В 2003 годy мэp Москвы Лyжков подapил оpгáн хpaмy Хpистa Спaсителя, но пpaвослaвнaя общественность былa несколько смyщенa и возмyщенa подapком, и оpгáн yстaновили в одном из зaлов для пpиёмов, тaким обpaзом совеpшенно сохpaнив обычaи Визaнтии.

Состав Устава 1988г.15 глав (в каждойглаве несколько статей).

● Высшие органы церковной власти – Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом.

● Правами церковного суда обладают Поместный и Архиерейский Соборы, Священный Синод, Епархиальный Совет.

● Патриархия, ее учреждения, епархии, приходы, монастыри и духовные школы обладают гражданской правоспособностью (ст. 9).

● Устройство Высшего управления Русской Церкви регламентируется в гл. 2–6 Устава.

Поместный Собор и Архиерейский Собор по ныне действующему Уставу РПЦ.

Поместному Собору принадлежит высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда – законодательная, исполнительная и судебная. Собор созывается Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет. Его состав: архиереи, клирики, монашествующие и миряне. ● На основании Устава 1988г. Поместному Собору предоставляется право: истолковывать учение Церкви, сохраняя вероучительное и каноническое единство с другими Православными Церквами, решать канонические, богослужебные, пастырские вопросы; утверждать, изменять, отменять и разъяснять свои постановления. ● Канонизуетсвятых, избирает Патриарха; утверждает постановления Архиерейского Собора; оценивает деятельность Священного Синода и его учреждений; создает или упраздняет органы церковного управления; устанавливает процедуру для всех церковных судов; осуществляет церковный контроль за реализацией отношений между Церковью и государством; принимает решения по вопросам о взаимоотношениях с Православными Церквами и инославными исповеданиями; выражает озабоченность проблемами, волнующими страну и все человечество; учреждает общецерковные награды. ● Поместный Собор – последняя инстанция, которой подсуден Патриарх, а также для решения всех дел, предварительно рассмотренных Архиерейским Собором и переданных Собору.● Собор возглавляется председателем (Патриархом / Местоблюстителем Патриаршего Престола). Кворум Собора составляют 2/3 делегатов, включая сюда 2/3 архиереев. Собор определяет регламент своей работы и избирает большинством голосов Президиум, Секретариат и рабочие органы. ● Все архиереи (члены Собора) составляют Архиерейское Совещание. В его задачу входит обсуждение тех постановлений, которые особенно важны и вызывают сомнение с догматической и канонической точки зрения. ● Согласно ст. 20 (гл. II) Устава, постановления Собора вступают в силу сразу после их принятия.

Состав Архиерейского Собора: епархиальные архиереи, епископы, возглавляющие синодальные учреждения. ● В период между Поместными Соборами Архиерейский Собор обладает полнотой высшей церковной власти. ● Периодичность созывов Архиерейского Собора – не реже 1 раза в 2 года. Соборы созываются также по мере необходимости. ● В преддверии Поместного Собора Архиерейский Собор вносит предложения, касающиеся повестки дня, программы и регламента заседаний Поместного Собора, а также процедуры избрания Патриарха. ● Обязанности Архиерейского Собора: хранение чистоты православ-ного вероучения и норм христианской нравственности, решение принципиально важных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов; канонизациясвятых, создание и упразднение епархий, синодальных учреждений, а также духовных школ общецерковного значения. ● Священный Синод подотчетен Архиерейскому Собору. ● Архиерейский Собор – является первой инстанцией, правомочной рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности Патриарха. ● В качестве второй инстанции он рассматривает споры между архиереями, дела, связанные с каноническими проступками архиереев, все дела, переданные ему Священным Синодом для принятия окончательного решения. ● Председатель Архиерейского Собора – Святейший Патриарх (Местоблюститель Патриаршего Престола). ● Президиум Архиерейского Собора составляет Священный Синод; секретарь Собора избирается из числа членов Синода. ● Решения Собора, за исключением случаев, особо оговоренных в регламенте Собора, принимаются большинством голосов; при равенстве голосов перевес дает голос Председателя. ● Как и постановления Поместного Собора, решения Архиерейского Собора вступают в силу сразу после их принятия, но право окончательного их утверждения принадлежит Поместному Собору.

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 661 ; Мы поможем в написании вашей работы!

С начала XVIII столетия Русская православная церковь вступает в Синодальный период своего развития, означающий, что церковью теперь управляет не патриарх, а коллегиальный орган управления – Синод. Этот правительственный орган был создан Петром I в 1721 году и стал называться Святейший. Святейший Синод заменил патриарха и стал выполнять административные и судебные функции в отношении Русской православной церкви. В полномочия высшего духовного органа входило:

  • Просвещение прихожан и народа в плане духовного развития
  • Строительство церквей
  • Открытие кафедр
  • Выбор и назначение епископов
  • Определение церковных праздников
  • Судебные решения в отношении духовных лиц (борьба с еретиками, бракоразводные дела, предание анафеме мирян)
  • Осуществление цензуры в отношении церковной литературы
  • Канонизация святых

Святейший правительствующий синод состоял из президента, вице-президентов, архиепископов и митрополитов. Первым президентом высшего духовного органа в России стал Стефан Яворский.

Созданием Святейшего Синода, как высшего органа церковного управления, было окончательно закреплено подчинение церкви государству. Всё это было в духе абсолютизма того времени, когда император Пётр I стремился монополизировать власть, в частности включить церковь в аппарат государства. Вследствие этого, духовные лица приравнивались к чиновникам, выполнявшим ответственные государственные задачи. Одной из причин, по которой церковь была присоединена к государству, было нежелание императора делить власть с патриархом, который имел большое влияние на граждан.

Секуляризация церковных земель.

Со второй половины XVIII века, во время правления Екатерины II, начинается секуляризация церковной собственности, т.е. изъятие движимого и недвижимого имущества церквей в пользу государства. Происходило это по причине того, что церковь являлась крупнейшим российским землевладельцем, имеющим в своём распоряжении большое количество крестьян, называемых монастырскими. С этого момента монастыри переходят на государственное содержание, а монастырские крестьяне становятся государственными.

Известно, что не все духовные лица были согласны с политикой нового императора, а именно с его церковной реформой. Часть их них выступали против присвоения церковной собственности и желали восстановить патриарха в своих правах. Недовольных отправляли в ссылку или заточали в монастырях.

Церковный раскол.

В XVIII веке продолжалась борьба со старообрядчеством и ересью. Еретические движения появились на Руси ещё в 14 веке. Еретики критиковали Библию, иконы, церковные обряды, богослужебную и иную священную литературу, за что подвергались гонениям со стороны государства и церкви, а также простого народа. Известно, что во второй половине XVII века произошёл раскол русской церкви, связанный с церковной реформой патриарха Никона. Не все верующие приняли реформу, те, кто был против, стали называться старообрядцами. Они не приняли унификацию русских богослужебных обрядов и книг с греческими. Впоследствии, власти даже прибегали к карательным экспедициям в отношении приверженцев старых обрядов. Но в результате борьбы властей с раскольниками, со второй половины XVIII века государство стало терпимее относиться к ним и даже разрешило строить свои старообрядческие церкви.

Русская православная церковь в XVIII столетии уже не имела той свободы, власти и богатства, какое имела до этой поры. Её положение усугублялось не только расколом внутри самой церкви, но и гонениями со стороны иностранцев, которые в XVIII веке приобрели при дворе значимый вес.

Положение Русской церкви в 1725-конец XVIII в.

При Петре II – сыне царевича Алексея, пошли разговоры о реставрации допетровских правил и порядков, в частности вопрос шёл о восстановлении патриаршества. Пётр II долго не оставался на престоле, умерев от оспы в 1730 году. Со смертью этого императора надежды на возрождение патриаршества в России рухнули. При Анне Иоанновне, гонения на церковь удвоились. Племянница Петра I была неспособна к управлению страной, поэтому все дела взяли на себя иностранцы Бирон и Остерман. Бирон был известен как ненавистник православия, поэтому развернул в стране повсеместный террор.

В 1741 году на престол вступает Елизавета Петровна. С вступлением на престол дочери Петра среди людей появилась надежда на улучшение жизни в стране. Действительно, с этого момента иностранное засилье прекращается, при дворе появляются русские люди. Положение Русской православной церкви улучшается. Елизавета Петровна была набожной женщиной, которая окружала себя такими же людьми. Она много жертвовала для монастырей, по её указу возвращались из ссылок несправедливо осужденные духовные лица. Стоит отметить, что церковь не стала свободной, значение Святейшего синода было возвышено и переходило в подчинение верховной власти страны. Законы своего отца Петра она сделала своими законами, т.е. продолжала политику подчинения церкви государству. При императрице Елизавете открывались новые епархии, духовные школы.

При воцарении в 1761 году племянника Елизаветы Петра III , ситуация снова ухудшилась. Петр III был сыном немецкого герцога, поэтому всегда оставался приверженцем лютеранства и, естественно, противником православия. Русский народ и русскую церковь он не любил и не понимал. Он сокращал количество икон в церквях, приказывал духовенству брить бороды и носить короткие платья. При Петре III в 1762 году вышел указ о полной передаче церковной собственности в руки государства, который потряс русское духовенство.

Долго терпеть правителя не пришлось, и в том же 1762 году император был свергнут в результате заговора. Престол возглавила зачинщица заговора Екатерина II , приходившаяся вдовой Петра III . Екатерина II выставляла себя религиозным человеком, но в её вере у некоторого её окружения были сомнения. Она уважала веру, но не позволяла церкви влиять на государство. Её знаменитым указом 1764 года было окончательно упразднено церковное землевладение. Открывались новых духовные учреждения, развивалась система образования в них. Так как церкви и монастыри окончательно лишились земельных владений, то происходило их повсеместное закрытые. Закрылась часть монастырей, епархий и обителей. Скудного государственного содержания оставшимся монастырям крайне не хватало.

Таким образом, с начала XVIII века, во время правления Петра I , Русская православная церковь полностью перешла под власть государства, стала частью государственного аппарата. Главным духовным органом, осуществляющим административные и судебные функции, стал Святейший синод. Произошедшая секуляризация упразднила монастырские вотчины и способствовала закрытию более 80% монастырей. В то же время, имело место быть открытие новых духовных учреждений и их развитие.

Высший орган русской православной церквиЗдание Сената и Синода в Петербурге (Фото: irisphoto1, Shutterstock)

Синод (или Собор) – собрание представителей христианской церкви для решения вопросов и дел вероучения, религиозной нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедания христианского общества. Первоначально синоды были встречами епископов, и понятие всё ещё используется в этом смысле в католицизме и православии.

Термин «синод» в русском языке обычно относится к постоянному собранию старших (иногда всех) епископов, управляющих той или иной поместной православной Церковью.

В Русской Церкви первым постоянно действующим синодом был Святейший Правительствующий Синод, учрежденный Петром I как государственный орган церковного управления.

Это произошло (14) 25 февраля 1721 года, когда Феофан Прокопович (1681–1736), церковный деятель, писатель и преданный соратник Петра I, обнародовал составленный по поручению царя «Духовный регламент». Регламентом упразднялось введенное на Руси в 1589 году патриаршество и учреждалась Духовная коллегия, или Синод – верховный орган управления Церковью во главе с обер-прокурором, непосредственно подчиненным царю.

Синод являлся своего рода «церковным министерством», подобным созданным Петром тремя годами ранее «государственным коллегиям», управляющим иностранными, военными, торговыми и прочими делами.

Без предстоятеля Русская Православная церковь оставалась около 200 лет – до 18 ноября 1917 года, когда на поместном соборе в Москве, созванном с санкции Временного правительства, патриархом Московским и всея Руси был избран Тихон.

В конце 1917 года Всероссийский Поместный Собор учредил Священный Синод, который продолжает оставаться высшим органом управления в РПЦ в межсоборный период (с 2000 года в период между Архиерейскими Соборами).

Вы́сший церко́вный сове́т Ру́сской правосла́вной це́ркви (сокращённо ВЦС) — исполнительный орган Русской православной церкви, действующий при Патриархе Московском и всея Руси и Священном синоде Русской православной церкви [1] . Возглавляется патриархом и состоит из руководителей синодальных учреждений Русской православной церкви.

Впервые орган, именовавшийся Высшим церковным советом, был учреждён Поместным собором Православной российской церкви в декабре 1917 года как выборный орган в составе высшего церковного управления (соединённое присутствие которого составляли патриарх, Священный синод и Высший церковный совет). В Высшем церковном совете заседали три епископа из Синода, один монах из монастырских иноков, пять клириков из белого духовенства и шесть мирян. Избрание членов Совета состоялось 8 декабря 1917 года — на трёхлетний срок. От монашествующих был избран архимандрит Виссарион; от клириков из белого духовенства — протопресвитеры Георгий Шавельский и Николай Любимов, протоиереи Александр Санковский, Алексий Станиславский и псаломщик Александр Куляшев; от мирян — профессора Сергей Булгаков, Илья Громогласов, Павел Лапин, князь Евгений Трубецкой, а также Антон Карташёв и Сергей Раевский. Были избраны их заместители, которые должны были заменять не имеющих возможности участвовать в заседаниях или выбывших членов: архимандрит Алексий (Житецкий), протоиереи Пётр Миртов, Павел Лахостский, Павел Соколов, Константин Агеев и священник Сергий Верховский, а также профессора Пётр Кудрявцев, Иван Соколов, Леонид Писарев, князь Григорий Трубецкой, Павел Астров. Из числа архиереев члены Совета не избирались Собором, а делегировались Священным синодом из его состава.

В 1921 году срок полномочия членов ВЦС, как и членов Священного синода, истёк, но патриарх продолжал созывать заседания и Священного синода, и Высшего церковного совета. После ареста патриарха Тихона 9 мая 1922 года ВЦС не созывался, хотя попытка возобновить деятельность Совета была предпринята в 1924 году.

В современном виде образован в 2011 году, после того как Архиерейский собор поддержал предложение о преобразовании совещания руководителей синодальных учреждений в Высший церковный совет.

1 марта 2019 года митрополит Иларион (Алфеев), обращаясь к патриарху Кириллу, сказал:

Это была не просто какая-то инвенция или новация. Это было, с одной стороны, обращение к наследию Поместного Собора 1917-18 гг., но, с другой стороны, это было переосмысление того, что тогда было задумано. И новый Высший Церковный Совет был создан не по образцу старого, он был создан для того, чтобы отвечать сегодняшним нуждам, и прежде всего — для координации работы синодальных отделов, каждый из которых ранее работал без такой координации. А сегодня мы имеем возможность на регулярной основе под Вашим руководством „сверять часы“. Мы теперь знаем, кто над чем работает, мы имеем возможность участвовать в работе друг друга, и это очень ценный опыт: каждый раз, собираясь на Высший Церковный Совет, мы чему-то учимся и что-то приобретаем [2] .

На заседаниях ВЦС проходят первое коллегиальное обсуждение и редакцию многие документы, подлежащие затем рассмотрению Священным синодом. С 2013 года ВЦС систематически контролирует реализацию соборных или синодальных решений, предполагающих конкретную работу того или иного синодального учреждения [3] .

Как отмечал епископ Антоний (Севрюк), «это очень важный инструмент церковного управления. Перед тем, как те или иные вопросы представляются на рассмотрение и утверждение Священного Синода, они часто проходят обсуждение на ВЦС. На каждом заседании мы работаем с документами, имеющими общецерковное значение, обсуждаем самые разные инициативы и проекты. Повестка дня очень разнообразная. Думаю, в первую очередь одним из основных достоинств ВЦС является то, что работа там происходит в удивительно интересном коллегиальном духе, когда все мы, руководители Синодальных учреждений, имеем возможность непосредственного обмена мнениями и друг с другом, и лично со Святейшим Патриархом. Сам Святейший Патриарх активным образом принимает участие во всех дискуссиях. И очень часто в режиме такой оживлённой дискуссии как раз и рождаются решения, которые уже затем воплощаются на самых разных уровнях церковной жизни. Работа чрезвычайно интенсивная, порой заседания длятся до самого вечера» [4] .

25 декабря 2019 года в Красном зале кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве состоялось совместное заседание Священного синода и Высшего церковного совета Русской православной церкви [5] .

Взаимодействие Русской православной церкви с государством, реформирование РПЦ, введение в школе уроков «Основы православной культуры», религиозные права и свободы; отношения РПЦ с зарубежными церквями, конфликт с Константинополем из-за предоставления им автокефалии вновь образованной православной церкви Украины; скандалы в РПЦ, предложение патриарха Кирилла ввести упоминание Бога в Конституцию — последние новости и все самое важное о Русской православной церкви в теме «Ъ».

Впервые орган, именовавшийся Высшим церковным советом, был учреждён Поместным собором Православной российской церкви в декабре 1917 года как выборный орган в составе высшего церковного управления (соединённое присутствие которого составляли патриарх, Священный синод и Высший церковный совет). В Высшем церковном совете заседали три епископа из Синода, один монах из монастырских иноков, пять клириков из белого духовенства и шесть мирян. Избрание членов Совета состоялось 8 декабря 1917 года — на трёхлетний срок. От монашествующих был избран архимандрит Виссарион; от клириков из белого духовенства — протопресвитеры Георгий Шавельский и Николай Любимов, протоиереи Александр Санковский, Алексий Станиславский и псаломщик Александр Куляшев; от мирян — профессора Сергей Булгаков, Илья Громогласов, Павел Лапин, князь Евгений Трубецкой, а также Антон Карташёв и Сергей Раевский. Были избраны их заместители, которые должны были заменять не имеющих возможности участвовать в заседаниях или выбывших членов: архимандрит Алексий (Житецкий), протоиереи Пётр Миртов, Павел Лахостский, Павел Соколов, Константин Агеев и священник Сергий Верховский, а также профессора Пётр Кудрявцев, Иван Соколов, Леонид Писарев, князь Григорий Трубецкой, Павел Астров. Из числа архиереев члены Совета не избирались Собором, а делегировались Священным синодом из его состава.

В 1921 году срок полномочия членов ВЦС, как и членов Священного синода, истёк, но патриарх продолжал созывать заседания и Священного синода, и Высшего церковного совета. После ареста патриарха Тихона 9 мая 1922 года ВЦС не созывался, хотя попытка возобновить деятельность Совета была предпринята в 1924 году.

Высший церковный совет в XXI веке

В современном виде образован в 2011 году, после того как Архиерейский собор поддержал предложение о преобразовании совещания руководителей синодальных учреждений в Высший церковный совет.

1 марта 2019 года митрополит Иларион (Алфеев), обращаясь к патриарху Кириллу, сказал:

Это была не просто какая-то инвенция или новация. Это было, с одной стороны, обращение к наследию Поместного Собора 1917-18 гг., но, с другой стороны, это было переосмысление того, что тогда было задумано. И новый Высший Церковный Совет был создан не по образцу старого, он был создан для того, чтобы отвечать сегодняшним нуждам, и прежде всего — для координации работы синодальных отделов, каждый из которых ранее работал без такой координации. А сегодня мы имеем возможность на регулярной основе под Вашим руководством „сверять часы“. Мы теперь знаем, кто над чем работает, мы имеем возможность участвовать в работе друг друга, и это очень ценный опыт: каждый раз, собираясь на Высший Церковный Совет, мы чему-то учимся и что-то приобретаем [2] .

На заседаниях ВЦС проходят первое коллегиальное обсуждение и редакцию многие документы, подлежащие затем рассмотрению Священным синодом. С 2013 года ВЦС систематически контролирует реализацию соборных или синодальных решений, предполагающих конкретную работу того или иного синодального учреждения [3] .

Как отмечал епископ Антоний (Севрюк), «это очень важный инструмент церковного управления. Перед тем, как те или иные вопросы представляются на рассмотрение и утверждение Священного Синода, они часто проходят обсуждение на ВЦС. На каждом заседании мы работаем с документами, имеющими общецерковное значение, обсуждаем самые разные инициативы и проекты. Повестка дня очень разнообразная. Думаю, в первую очередь одним из основных достоинств ВЦС является то, что работа там происходит в удивительно интересном коллегиальном духе, когда все мы, руководители Синодальных учреждений, имеем возможность непосредственного обмена мнениями и друг с другом, и лично со Святейшим Патриархом. Сам Святейший Патриарх активным образом принимает участие во всех дискуссиях. И очень часто в режиме такой оживлённой дискуссии как раз и рождаются решения, которые уже затем воплощаются на самых разных уровнях церковной жизни. Работа чрезвычайно интенсивная, порой заседания длятся до самого вечера» [4] .

25 декабря 2019 года в Красном зале кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве состоялось совместное заседание Священного синода и Высшего церковного совета Русской православной церкви [5] .

Постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 года за № 362

По благословению Святейшего Патриарха, Святейший Синод и Высший Церковный Совет в соединенном присутствии имели суждение о необходимости, к дополнительно препод.

Из постановления Святейшего Патриарха и Священного Синода Российской Церкви (о имябожии) 8-21 октября 1918 года

…По рассмотрению дела, ввиду того, что 1) постановление Московской Синодальной конторы от 7 мая 1914 г., почитаемое иеросхимонахом Антонием оправдательным.

Указ от 29 августа 1913 года (о имябожниках)

Святейший Синод Всероссийской Церкви Обсудив изложенное и признавая правильными и целесообразными действия командированных на Афон лиц, а принудительное выселен.

Послание Синода «О лжеучении имябожников» (1913)

Послание Синода «О лжеучении имябожников» было составлено специальной синодальной комиссией во главе с архиепископом Сергием (Страгородским) и оп.

Положение о сестричествах (1955)

ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕРКОВНЫХ СЕСТРИЧЕСТВАХ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ (Утверждённое определением Архиерейского Синода от 15/28 апреля 1955 г.)

Указ №193 от 30 сентября/13 октября 1921 года о о подчинении заграничному Церковному Управлению церквей в Польше, Финляндии, Эстонии, Латвии и Литве

По благословению Святейшего Патриарха, Священный Синод и Высший Церковный Совет, в соединенном присутствии, слушали: доклад Высшего Русского Церковного Управлен.

8-960-346-31-04, 8 (8452) 23-04-38,
23-77-23, [email protected].

Учредитель — Централизованная православная религиозная организация Саратовская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-71197 от 27 сентября 2017 г. (Роскомнадзор)

Главный редактор — Сапаева Елена Владимировна.

Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт «Православие и современность».

Перепечатка материалов портала в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

©2004—2022 Информационно-издательский отдел Саратовской епархии — Все права защищены

Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.

What can I do to prevent this in the future?

If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.

If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.

Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.

Cloudflare Ray ID: 6cb73e7aab840c42 • Your IP : 178.76.241.51 • Performance & security by Cloudflare

Высший орган русской православной церкви

Русская Православная Церковь (другое официальное наименование — Московский Патриархат) — самая крупная автокефальная поместная православная церковь в мире. Рассматривает себя и признана другими поместными церквами в качестве единственной канонически легитимной православной административно независимой церкви на территории бывшего Советского Союза, исключая Грузию и Армению, а также в Японии и Китае.

Религиозно-правовым основанием своего устройства и деятельности полагает Божественные заповеди, содержащиеся в Священном Писании, а также Священное Предание. Последнее включает в себя каноны, авторизованные Церковью богослужебные тексты, творения святых отцов, жития Святых, а также обычаи Церкви. Исповедует Никео-Цареградский Символ веры.

Согласно сведениям, приведённым в докладе Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе 2 февраля 2013 года, в начале 2011 года в Русской Православной Церкви было 30 675 приходов; по текущим данным на время доклада, в Русской Православной Церкви имелось 247 епархий, несло служение 290 епархиальных и викарных епископов, из них — 225 правящих; служило 30 430 священников и 3765 диаконов, из них на приходах — 29 183 священника и 3073 диакона, остальные клирики относились к монастырскому духовенству. При этом, в 57 странах дальнего зарубежья имелось 829 приходов и 52 монастыря Московского Патриархата, в том числе 409 приходов и 39 монастырей в составе Русской Зарубежной Церкви.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями — каждый в своей компетенции.

— Поместный собор решает все вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви, и избирает Патриарха. Созывается в сроки, которые определяются Архиерейским собором или, в исключительных случаях, Патриархом и Священным Синодом, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Последний собор был созван в январе 2009 года.

— Архиерейский собор — поместный собор, в котором участвуют исключительно епископы. Является высшим органом иерархического управления Русской православной церкви. В его состав входят все правящие епископы Церкви, а также викарные епископы, возглавляющие синодальные учреждения и духовные академии; по Уставу, созывается не реже одного раза в четыре года.

— Священный синод, согласно действующему уставу РПЦ, является высшим «органом управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». Состоит из председателя — Патриарха (или Местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев. Заседания Священного синода проходят не реже четырёх раз в году. Патриарх — предстоятель Церкви, имеет титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Ему принадлежит «первенство чести» среди епископата Русской православной церкви. Имя Патриарха возносится во время богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви. Высший церковный совет — новый постоянный исполнительный орган, действующий с марта 2011 года при Патриархе Московском и всея Руси и Священном синоде Русской православной церкви. Возглавляется Патриархом и состоит из руководителей синодальных учреждений Русской православной церкви.

показать полностью
свернуть

Высший орган русской православной церкви

Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.

Чрезмерный авторитет церкви — Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей, это не вписывалось в абсолютистскую модель государства, где император — единственный полноправный властитель.

Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству.

Цели и задачи

Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансовых потоков и обязанностей возлагаемых на церковь.

Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов исходя из числа обслуживаемых граждан, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.

Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.

Таблица «Содержание и ход церковной реформы»

Год/Событие Цель Содержание
1700

Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола»

Секуляризация крестьян и земель

Увеличение эффективности использования земель и налоговых поступлений

Запреты касающиеся монашества

Контроль со стороны Сената над делами церкви

Указ об ограничении численности священников и дьяконов

Подготовка главной части реформы

Монастырский приказ переходи под управление Синода

Введение надзорно-охранительной функции церкви

Введение при Синоде должности обер-прокурора

Суть и значение церковной реформы Петра I

Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками — ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д.

Создание Духовной Коллегии, или Святейшего Синода

25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода.

Высший орган русской православной церкви

Состав Святейшего Синода определялся по регламенту в 12 чиновников, из которых три непременно должны были носить сан архиерея.

Перед вступлением в определённую ему должность, каждый член Синода, должен был принести присягу и поклясться в верности служения царствующему государю и его преемникам, обязывались доносить заблаговременно об ущербе его величества интереса, вреде или убытке.

11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору. Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра. Обер-прокурор подлежал суду только государя. Сначала власть обер-прокурора была исключительно наблюдательная, но мало-помалу обер-прокурор становится вершителем судеб Синода и его руководителем на деле.

Любые решения, принимаемые Синодом, контролировались обер-прокурором, а значит и самим Петром I. Активная борьба с нищенством, распределение численности священнослужителей и монахов в зависимости от количества прихожан и распространение единых налогов и рекрутских наборов на церковных крестьян — все эти меры превращали церковные службы в еще один институт, очередной и полностью зависимый от императора винтик в общем механизме страны.

Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра I — централизация власти в руках монарха, становление церкви на службу царя (а после — императора) и государства.

Экономическое значение — оптимизация человеческих и финансовых ресурсов, повышение эффективности налогообложения и использования имущества ранее полностью подконтрольного церкви

Сословное значение — снижение влиятельности сословия духовенства.

Высший орган русской православной церквиСобор Покрова Пресвятой Богородицы в Москве. Духовный центр древлеправославных христиан (РДЦ)

Русская Древлеправославная церковь (РДЦ) — официальное название последователей беглопоповцев, не принявших в 1846 году белокриницкую иерархию, но 4 ноября 1923 года создавших свою, приняв из обновленческого раскола архиепископа Николу (Позднева; 1853–1934 гг.). Архиепископ был присоединен по второму чину в Саратове в храме великомученика Димитрия Солунского. Чиноприем совершил настоятель храма о. Никола Тихомиров. В том же храме 19 декабря 1923 года состоялось собрание, постановившее именовать Николу Позднева «архиепископом московским, саратовским и всея России древлеправославных христиан».

С 25 по 30 мая 1924 года в Москве проходил Всероссийский собор Древлеправославной церкви, который постановил: «Считать архиепископа Николукрещенным трехпогружательно», «…что он под запрещением до переходав старообрядчество не состоял», «…считать отныне трехчинную иерархию в нашей церкви восстановленной…». На этом же соборе был учрежден высший орган РДЦ — Главный церковный совет. 16 сентября 1929 года к РДЦ присоединился единоверческий епископ Стефан(Расторгуев; 1861–1937 гг.), а 18 сентября архиепископ Никола в сослужении с ним рукоположил епископа Пансофия (Ивлева; 1881–1937 гг.).

Высший орган русской православной церквиАрхиепископ Никола (Позднев) Высший орган русской православной церквиЕпископ Стефан (Расторгуев)

Преемниками архиепископа Николы были архиепископ Стефан (1934–1937 гг.), архиепископ Михаил(1938–1944 гг.), архиепископ Иоанн (1944–1955 гг.), архиепископ Епифаний (1955–1963 гг.), архиепископ Иеремия (1963–1969 гг.), архиепископ Павел (1969–1977 гг.), Варсонофий(местоблюститель 1977–1979 гг.), архиепископ Геннадий (1979–1996 гг.), архиепископ Аристарх (1996–2000 гг.). С 2000 года на первосвятительскую кафедру был избран архиепископ, а затем патриарх Александр (Калинин).

Высший орган русской православной церквиПатриарх Александр (Калинин)

Первосвятительская кафедра несколько раз перемещалась: в 1924–1955 гг. она находилась в Москве при Никольском храме на Рогожском кладбище, в 1956–1963 — в г. Куйбышеве, при храме Покрова Богородицы, куда архиепископ Епифаний был вынужден перенести свою резиденцию по принуждению властей. С 1963 г. духовно-административный центр РДЦ находился в г. Новозыбкове при Спасо-Преображенском кафедральном храме. После возведения ныне здравствующего первосвятителя церкви Александра (Калинина, род. 1957 г.) в достоинство патриарха, руководящий центр Древлеправославной церкви вновь переместился в Москву, в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Новокузнецкой улице.

В 1988 году состоялась первая в РДЦ канонизация святых. К лику святых были причислены: Андрей Рублев, Максим Грек, Митрополит Московский Макарий, Патриарх Московский Гермоген, протопоп Аввакум.

В начале 1990-х гг. на территории Грузии образовалась Славяно-Грузинская Древлеправославная Церковь, к которой перешли некоторые традиционные приходы РДЦ. В 1999–2000 гг. епископы Аполлинарий и Евмений вместе с 8 приходами покинули РДЦ и образовали собственную Древлеправославную церковь России. В основе всех перечисленных расколов лежали претензии к руководству Архиепископии по части соблюдения древних церковных обычаев и чистоты старообрядческой идеологии. Московская Древлеправославная Патриархия кроме церковного календаря издает и разнообразную церковную литературу.

15 августа 2010 года к Русской Древлеправославной Церкви присоединились (через миропомазание) два иерарха «Временного высшего церковного управления Российской Православной Церкви» (ВВЦУ РосПЦ) — епископ Дмитровский и Можайский Тихон (Гришин) и епископ Богородский Гедеон(Михайлов). Они были рукоположены Арсением (Киселевым), отделившимся в 2007 году от Синода Рафаила (Мотовилова) (ИПЦ (Р)) и создавшим независимую юрисдикцию — ВВЦУ РосПЦ. После Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе г. Москвы чиноприем по старообрядческой традиции, с отречением от ересей (в том числе никонианской и экуменической) и исповедью, совершил иерей Георгий Новиков. Патриарх Александр составил по поводу состоявшегося чиноприема особый Акт, в котором оговаривается, что епископам Тихону и Гедеону пока не предоставляется права «совершения богослужений, церковных таинств и треб».

Епархии РДЦ

По состоянию на 2017 год.

  • Московская епархия (с 2002 года — патриаршая) объединяет общины и религиозные группы в Московской, Брянской, Курской, Воронежской, Ленинградской областях, а также в Румынии, Болгарии и странах дальнего зарубежья, кроме Святой земли и стран Западной Европы — патриарх Московский Александр (Калинин).
  • Украинская епархия объединяет общины и религиозные группы на территории Украины — епископ Украинский Никола (Просин).
  • Белорусская епархия объединяет общины и религиозные группы на территории Белоруссии — епископ Белорусский Иосиф (Золотухин).
  • Верхневолжская епархия объединяет общины и религиозные группы в Нижегородской области, Чувашии, Татарстане, Удмуртии и республике Марий Эл — епископ Верхневолжский Василий(Лаврентьев).
  • Нижневолжская епархия объединяет общины и религиозные группы в Самарской, Ульяновской, Саратовской, Волгоградской, Астраханской и Ростовской областях — епископ Нижневолжский Савин (Тихов).
  • Уральская епархия объединяет общины и религиозные группы в Пермской, Свердловской, Оренбургской областях, а также в Башкирии и Западном Казахстане — вакантна.
  • Азово-Черноморская епархия объединяет общины и религиозные группы на территории Грузии, Северного Кавказа и Краснодарского края — епископ Нижневолжский Савин (Тихов).
  • Сибирская митрополия объединяет общины и религиозные группы в Сибири, Восточном Казахстане, Забайкалье и на Дальнем Востоке — митрополит Сибирский Сергий (Попков).
  • Сионская и Западноевропейская епархия объединяет общины и религиозные группы на Святой земле и в странах Западной Европы — епископ Сионский и Западноевропейский Ияков(Барклай).

В конце 1920-х гг. насчитывалось не менее 150 приходов РДЦ. К концу 1960-х гг. их оставалось около 15. По итогам прошедшей регистрации религиозных организаций на 1 января 2002 года в России имелось 74 общины РДЦ. Кроме того, по несколько приходов существует в Казахстане и на Украине, и от 2 до 5 в Румынии. В приложении к календарю за 1991 год говорится о «приблизительных оценках» — 400 тысяч человек активных прихожан. В Новозыбкове имеется Высшее Духовное училище. Количество зарегистрированных общин, по последней информации, — 70; также 5 общин находится в Румынии и 1 община в Болгарии.

Херувимская песнь (в аннотации к ролику её автором указан некий Николас Рубанис, но в действительности это херувимская Ломакина № 9):

«Трисвятое» якобы того же господина Рубаниса:

Впервые в новейшее время орган в православном храме был установлен в греческой церкви Св. Троицы (Новый Орлеан, США) в 1895 г. Это был даже не орган, а вариант фисгармонии — мелодион. В 1923 году газета «Вашингтон Пост» писала, что в мире имеется уже пять греческих православных церквей, в которых установлен орган. Идейным вдохновителем введения органа для сопровождения богослужений стал Георгий Анастасиу. В своих статьях и лекциях он пытался доказать, что орган был изобретён греками в Александрии, что он использовался в синагогах того времени, что такие святые, как Афанасий Великий и Василий Великий допускали употребление органа, что орган был установлен в нартексе Софии Константинопольской, и что, наконец, именно благодаря византийскому влиянию орган стал распространятся в Западной церкви. Георгий Анастасиу не жалея сил организовывал в греческих церквах в Америке смешанные хоры, практикующие гармоническое пение в западноевропейском духе, пропагандировал орган как наилучший способ поддержки и сопровождения хорового пения. В Греции (возможно, под влиянием идей Анастасиу) сторонником введения органа стал архиепископ Афенагор Спиро (впоследствии — патриарх Константинопольский). Благодаря его стараниям орган появился в церкви св. Спиридона на о. Корфу (конец 1920-х гг.) Хотя эта инициатива не получила поддержки Синода, орган демонтировать не стали и он до сих пор используется за богослужением. Церковь св. Спиридона — единственная православная церковь с органом на территории Греции. В 1931 г. архиеп. Афенагор был назначен в Америку. Здесь его личные пристрастия нашли полную поддержку со стороны церковной общественности (благо, задел уже имелся), и за время епископства Афенагора множество греческих церквей обзавелось органами. Впрочем, не всем это нравилось. Так, в 1967 г. новый настоятель церкви св. Софии в Вашингтоне запретил употребление органа, хотя сам инструмент остался и используется иногда во время свадебных церемоний. В 1944 г. был издан сборник “Αρμονικη Λειτουργικη Υμνωδια”, содержащий греческие песнопения Литургии и праздников, изложенные в пятилинейной нотации, гармонизованные и приспособленные для исполнения в сопровождении органа. Сборник неоднократно переиздавался (очень интересно было бы на него взглянуть). Русская музыка также пользуется популярностью.

Порядок и духовное единство Русской Православной Церкви обеспечивает строгий порядок и иерархия, который был принят Священным Синодом и неукоснительно поддерживается священством. Важной составляющей РПЦ является митрополия — территория, которой управляет священник высшего ранга и которому подчиняются епархиальные объединения.

Определение и характеристики

Митрополия — это территория, область, район или город, храмы и приходы которых находятся в подчинении у назначенного патриархом и Священным Синодом архиепископом. Обычно состоит из нескольких епархий, которые составляют собой так называемый митрополичий округ.

Высший орган русской православной церкви

В истории Церкви данный термин применялся к различным образованиям: городу, который был центром установленной епископии, епископскую кафедру или округ, управляемый архиереем, но без подчиненных ему епископий. На территории СНГ первой митрополией была Киевская, которая находилась в подчинении у Константинополя с момента крещения Руси.

В современной Русской Православной Церкви — это округ, который включает в себя две или более епархии. Главной целью этого территориального образования является координация богослужебной, пасторской и любой другой христианской деятельности.

Кроме этого, данная административно-территориальная единица обладает рядом особенным характеристик:

  1. Управляется священником высшего ранга, который был утвержден и поставлен Священным Синодом и Патриархом.
  2. Границы и состав округа определяет Высший Орган Управления РПЦ.
  3. Не менее 2 раз в году в округе происходит собрание Архиерейского Совета.
  4. Митрополит является главой одной из епархий (настоятелем кафедрального собора), входящей в состав подчиненного ему округа.

Таким образом, округ, управляемый высшим архиереем и включающий в себя ряд подчиненных православных округов, называется митрополией и составляет тело Русской Православной Церкви.

Отличие от епархии

Главное отличии — это размер и количество населения, которое проживает на определенной территории. Оба территориальных образования управляются высшими архиереями — митрополитом и архиепископом. Они являются самостоятельными равноправными священниками в структуре РПЦ и подчиняются органу высшей власти в Церкви и Патриарху Всея Руси.

Высший орган русской православной церкви

Митрополит осуществляет координацию деятельности архиепископов, принимает регулярные отчеты и возглавляет советы подчиненных областей. При этом он дает справедливую оценку деятельности архиереев и может ходатайствовать или просить об отставке епископов, занимаемых кафедру, у Священного Синода и Патриарха.

Важно! Митрополит является соединяющим звеном между главным Церковным Советом и епархиальными структурами, но при этом Патриарх может напрямую координировать и руководить ими также.

В подчинении у архиепископа находятся благочинные округа, приходы и монастыри, а в состав митрополии — только епархии. Таким образом, в РПЦ существует строгая и четкая структурированная связь от меньших приходов до высшего духовенства. Эта система позволяет Патриарху лучше понимать потребности и желания населения, а также руководить всей Церковью.

В составе РПЦ

Митрополии составляют собой РПЦ — их насчитывается более 60 только на территории Российской Федерации. В 2011 году была принята реформу о церковной структуре и иерархии, что позволило реорганизовать территориальные объединения и выделить ряд новых самостоятельных территориальных объединений.

Благодаря этому митрополиты стал управлять меньшей территорией и более глубоко понимать, и вникать в нужды подчиненных им областей и благочинных округов. При этом, входя в совет высшего духовенства в РПЦ, они могут принимать решения, которые будут максимально полезными для паствы всей страны.

В каждом крупном городе России наряду с храмами и монастырями есть главный кафедральный собор. Его часто называют епархией. В нем действительно находится почетное место епарха — епископа, но владения самой епархии значительно шире. В этой статье рассказывается о значении слова «епархия» и ее роли в христианской жизни.

Высший орган русской православной церкви

Что такое епархия

Епархия это округ, вверенный архиерею (епископу) для заведования церковными делами.

Он является главой своей территории и все возникающие вопросы решает по своему усмотрению. А за последствия несет личную ответственность перед высшей духовной властью.

Происхождение термина

Само слово происходит от греч. Eparhia — властвование над территорией. Причем, согласно канонам древней христианской традиции, нарушение ее границ недопустимо.

Значение понятия

В ведении епископа — храмы, монастыри, подворья, церковные учебные заведения, находящиеся на его территории.

Согласно Апостольским правилам, к примеру, архиерей:

  • не должен самовольно переходить в другую церковь;
  • претендовать на ту же должность на соседней территории;
  • не имеет права снять отлучение и принять у себя отлученных другим епископом клирика или мирянина.

Каноны, действовавшие на заре распространения христианства, остаются неизменными и сегодня.

Высший орган русской православной церкви

История вопроса

Определение термина в истории возникло уже в первом веке, когда в разных городах Римской империи начали возникать христианские общины. Возглавляли их епископы. Определенной территории за епархиями закреплено не было: в их ведение попадала принадлежащая церкви община.

Появление и распространение

Иерархическая структура в христианстве сложилась во втором веке. Тогда епархия стала делиться на более мелкие приходы, которыми управляли пресвитеры. А епископ на своем месте исполнял роль Христа.

В 330 году римский император Константин Великий создал новое государственное устройство и сделал христианство господствующей религией. Монарх поделил страну на четыре префектуры, каждая из которых состояла из нескольких епархий, где были четко заданы территориальные границы владений епископа.

Первые епархии в Древней Руси были созданы при князе Владимире (980-1015) и совпадали с удельными княжествами. А кафедры находились в стольных городах.

Современное определение

Церковный Собор 1917—1918 года вынес определение «Об епархиальном управлении». В результате были созданы Советы, в которых председательствовал епископ под постоянным наблюдением архимандрита. В состав Совета входили также и миряне.

Эта структура, когда епископ на своей территории действует в зависимости от ситуации, мнения прихожан и высшего чина, существует до сих пор. Как считают многие исследователи, именно она позволяет епископиям сосуществовать в принципе соборности (духовного единения) и в то же время оставаться независимыми от единой власти.

Высший орган русской православной церкви

Структура и состав

В католической и православной церкви существует схожее разделение по степеням священства: епископ, священник и диакон.

У каждого из них свои обязанности:

  1. Диакон — низший чин. Он находится при церкви и помогает при совершении богослужений.
  2. Священнику доступны любые Таинства, кроме рукоположения в священный сан. К диакону и священнику принято обращаться — «отец».
  3. Епископ является самодостаточной единицей и считается «первым среди равных». Он совершает любые службы, при этом они проходят по особому торжественному чину. К архиереям обращаются — «владыка».

Однако в католицизме и православии есть принципиальные отличия: если католики имеют единого предстоятеля в лице Папы Римского, то у православных такой всеобщий авторитет отсутствует.

Богословское понимание епископата в Восточной и Западной церквях разошлось еще в первом тысячелетии. Если в православном течении утверждалось, что архиерей выполняет роль Бога, пресвитеры занимают место апостолов, а диаконы находятся на службе Христу, то на Западе престол епископа приравнивался к кафедрам апостола Петра. Все это привело не только к разности в учениях, но и в иерархическом устройстве обеих церквей.

Высший орган русской православной церкви

Католической

Глава католиков почитается как преемник апостола Петра и наместник Бога на Земле. Свое управление Папа проводит, опираясь на Кодекс канонического права, а его совещательный орган — Всемирный синод епископов.

Непосредственно Папе подчиняются все архиепархии, которые делятся на епархии (диоцезы).

В ведении диоцеза состоят:

  • апостольские администрации;
  • территориальные прелатуры;
  • апостольские префектуры и викариат;
  • территориальные аббатства;
  • персональные ординариаты.

Главные помощники Папы Римского — кардиналы. Иерархия клира включает также архиепископа, митрополита, прелата и аббата.

Диоцезы в католической церкви делятся на приходы, которыми управляют приходские настоятели. Им помогают викарные священники.

Часто расположенные поблизости приходы объединяются в деканаты. Объединение диоцезов и архиепархий называется митрополией.

Высший орган русской православной церкви

Православной

Высшими органами духовной власти восточной церкви являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с Патриархом.

Православная церковь делится на епархии, которые могут объединяться в митрополичьи округа, экзархаты, автономные и самоуправляемые Церкви.

Так в РПЦ архиерей может называться епископом, архиепископом или митрополитом. Предстоятеля Церкви нарекают патриархом.

Полный титул епархиального архиерея включает в себя наименование кафедрального города и титул еще одного города епархии, например, Пермский и Кунгурский или Владимирский и Суздальский.

Православная церковь не имеет единого представителя: она состоит из автокефальных Поместных Церквей и сосуществует на правах «Первый среди равных». Даже патриарх Всея Руси не имеет власти, чтобы лично вмешиваться в дела других архиереев.

Высший орган русской православной церкви

Видео о Вознесенской епархии РПЦ

В этом видеоролике можно посмотреть историю создания и развития Вознесенской епархии РПЦ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector