Возникновение русской православной церкви

Православие распространилось на русских землях благодаря их соседству с сильнейшим христианским центром – Константинополем. Это начало происходить еще во второй половине 9-го века, однако по-настоящему переломным стал 988 год, в котором Князь Владимир крестился сам и крестил всю Киевскую Русь.

В целом, историю православия на территории Руси можно разделить на 4 основных периода, каждый из которых достоин отдельного рассмотрения.

Крещение и период Византийского влияния

Первыми, в южных землях, просветительской деятельностью занимались Кирилл и Мефодий – знаменитые, возведенные в ранг святых равноапостольные братья. Вслед за этим христианскую веру приняла одна из сильнейших княгинь Киевской Руси – Ольга. После же крещения всего государства князем Владимиром, Русь стала Константинопольской митрополией. Это означало, что митрополитов, в период до нашествия монголов, присылал патриарх Византии.

В 1051 году на должность митрополита был поставлен уже русский человек – Илларион. Он был одним из наиболее образованных людей своего времени, его рукой было написано множество церковных текстов. Через некоторое время Византия восстановила традицию – присылать греческих митрополитов для правления русской церковью. Полную самостоятельность русская церковь получит только ко второй половине 15 века.

За эти 500 лет русские земли пережили множество бед. Этот список включает нашествие татаро-монгольского ига, междоусобные войны князей, сопровождающиеся борьбой за власть, нападения и политические интриги ближайших соседей. При всем этом церковь оставалась оплотом единства русских народов.

Отдельную роль играла просветительская роль церкви. С момента крещения Руси было построено множество храмов, в том числе и знаменитая Киево-Печерская лавра, которая стала оплотом, началом русского монашества. Афонское монашество с его благочестивыми традициями и целями в Киев привез Антоний Печерский, в честь которого лавра и была названа. Церкви и храмы были не только религиозными, но и образовательными центрами. Именно там писались летописи, по которым современные поколения изучают свою тысячелетнюю историю.

Под крылом выдающихся священнослужителей выросли такие знаменитые личности, как Дмитрий Донской, начавший освобождение родины от татаро-монголов на Куликовом поле, Андрей Рублев – один из самых талантливых иконописцев всех времен и многие другие.

Автокефалия

Избавляясь от влияния, разваливающегося к этому моменту, Константинополя, русская церковь обрела независимости. Уже в 1448 году Патриархат Византии перестал иметь влияние и присылать своих митрополитов на территорию русского государства. Благодаря Собору русских епископов это место занял Иона, а сам титул стал называться «Митрополит Московский и всея Руси».

В эти годы активно росло могущество Руси, ее монархи становились все более влиятельными в мире. Вместе с этим силу набирала и автокефальная русская церковь. К 1589 году было подписано разрешение о создании русского Патриархата, а впервые эту должность занял московский митрополит Иов.

В 17 веке русское государство пережило много бед, основным из которых было нападение польско-шведской армии. В эти годы Церкви снова выпала роль ободрять и поддерживать народ, возглавлять духовное сопротивление захватчикам. Патриарх того времени Ермоген героически проявлял свою верность народу и собственной земле, за что и был замучен интервентами. Он поддерживал ополчение, которое возглавляли Минин и Пожарский. Героическая защита Троице-Сергиевой Лавры, происходящая в 1608-1610 годах, славно описана в летописях и остается одним из поводов для гордости русского человека.

После исчезновения угрозы от интервентов, русская православная церковь занималась внутренними делами. Патриарх Никон правил выполнение обрядов, исправлял богослужебные книги и другие вспомогательные материалы для священников. Решения этого реформатора, а особенно их внедрение, не были продуманы до конца, поэтому некоторые из них привели к конфликту внутри Церкви, известному теперь как раскол старообрядчества.

Синодальный период русской церкви

18 век для Руси начался с правления Петра 1 и воплощения в жизнь его идей и реформ. Изменения в политике государства коснулись и православной Церкви. После кончины патриарха Адриана, случившейся в 1700 году, монарх задержал на 20 лет выборы нового главы Церкви. В итоге, в 1721 Петром был учрежден Святейший Синод, который включал в себя высших церковных управленцев того времени.

Синод оставался главным органом правления русской Церкви на протяжении 200 лет. Назначение в него можно было получить по протекции Императора или через светских чиновников – обер-прокуроров. Это превратило Церковь не в свободный духовный центр народа, а в чиновничий аппарат, что неблагоприятно сказалось на русском православии в целом.

Однако в годы правления Синода, а это с 1721 по 1917, были и положительны моменты в развитии Церкви. В этот период основной целью для духовного просвещения были выбраны окраины страны. Кроме этого, 19 век стал для православия кладезем ярких личностей, образцов святости. Среди громких имен можно перечислить московских митрополитов Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, а также старцев Оптиной и Глинской пустынь.

Советский период и новое Патриаршество

В 1917 году для русского православия наступило новое, сложное время. После февральской революции был созван всесоюзный церковный собор, основным решением которого был возврат к патриаршему способу управления церковью. Тогда же во главу Церкви был поставлен митрополит Тихон, ставший первым патриархом после длительного перерыва.

С 17 года 20 века быть религиозным деятелем было не просто – для советской власти такие люди были идеологическими противниками. Их буквально преследовали и репрессировали, доходило вплоть до массовых расстрелов и ссылок. Патриарх был арестован, после отказа предоставить властям священные ценности церкви. Так советами было образовано новое церковное течение, полностью солидарное с принципами коммунизма. Оно, однако, было не принято обществом.

После смерти Тихона, после долгой борьбы за власть, с подачи светской власти, к правлению пришел патриарх Сергий. Условия, которые ему пришлось принять, вызвали отторжение множества религиозных деятелей того времени.

Впоследствии эта тенденция неспешно, но все же набирала обороты. Сталин даже способствовал подключению православной Церкви к движению «Мира и разоружения» во многих странах мира.

Современная церковь началась с празднования 1000-летия с момента крещения Руси в 1988 году. Эта великая дата с новой силой обратила внимание на православную веру, заставило разрушающуюся к тому времени советскую власть начать диалог с Церковью, признать ее громадную роль в нравственном и политическом становлении русского государства.

Этот сложнейший период восстановления храмов и монастырей, реконструкции веры в душах людей, пришелся на правление патриарха Алексия. Как сложится в дальнейшем история православной веры, зависит как от русского народа в целом, так и от каждого русского человека в частности.

Русская Православная Церковь — самая крупная автокефальная церковь в мире. Ее историю относят к апостольским временам. Русская Церковь пережила раскол, падение монархии, годы богоборчества, войны и гонения, падение СССР и становление новой канонической территории. Мы собрали тезисы, которые помогут вам лучше узнать историю Русской Православной Церкви. Русская Православная Церковь: история История Русской Православной Церкви начинается […]

Русская Православная Церковь — самая крупная автокефальная церковь в мире. Ее историю относят к апостольским временам. Русская Церковь пережила раскол, падение монархии, годы богоборчества, войны и гонения, падение СССР и становление новой канонической территории. Мы собрали тезисы, которые помогут вам лучше узнать историю Русской Православной Церкви. Русская Православная Церковь: история История Русской Православной Церкви начинается […]

Возникновение русской православной церкви

Русская Православная Церковь — самая крупная автокефальная церковь в мире. Ее историю относят к апостольским временам. Русская Церковь пережила раскол, падение монархии, годы богоборчества, войны и гонения, падение СССР и становление новой канонической территории. Мы собрали тезисы, которые помогут вам лучше узнать историю Русской Православной Церкви.

Русская Православная Церковь: история

  • История Русской Православной Церкви начинается еще с апостольских времен. Когда ученики Христа ушли нести Слово Божие людям, путем апостола Андрея оказалась территория будущей Руси. Существует легенда о том, что апостол Андрей пришел на Крымскую землю. Люди, жившие там были язычниками и поклонялись идолам. Апостол Андрей проповедовал им Христа.
  • Тем не менее, от того времени, как по территории будущей Руси ходил апостол до Крещения Руси прошло девять веков. Многие считают началось истории Русской Церкви апостольские времена, для других же «точкой отсчета» становится Крещение Руси в 988 году, а третьи считают, что Русская Православная Церковь родилась в IV веке. В 1448 году появилась первая Автокефальная церковная организация, ее центр располагался в Москве. Тогда русские епископы впервые избрали митрополита Иону, как Предстоятеля Церкви без участия Константинопольского Патриархата.
  • В 1589—1593 годы Автокефалию признали формально и Церковь обрела самостоятельность. Изначально при Патриархе не было действующего Собора епископов — Священного Синода, что отличало Русскую Православную Церковь от других Церквей.
  • Пережила Русская Православная Церковь и сложные страницы собственной истории. А именно церковную реформу, когда появился термин «старообрядцы».
  • Во времена Петра I государственным органом, исполнявшим функцию общецерковного управления стал Священный Синод. Из-за нововведений царя духовенство стало довольно замкнутым обществом, а Церковь потеряла финансовую независимость.
  • Но самые трудные времена для Русской Православной Церкви настали в годы богоборчества после падения монархии. К 1939 году Церковь была практически уничтожена. Многие священнослужители осуждены или убиты. Гонения не позволяли верующим открыто молиться и посещать храмы, а сами храмы были осквернены или уничтожены.
  • После распада СССР, когда прекратились репрессии над Церковью и духовенством, проблемой стала «каноническая территория» Русской Православной Церкви, так как многие бывшие республики отделились. Благодаря акту о каноническом общении, поместные Церкви остались «неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви».
  • В октябре 2011 года Священный Синод утвердил реформу епархиального устройства с трехступенчатой системой управления — Патриархат — митрополия — епархия.

Русская Православная Церковь: устройство и управление

Порядок Церковной иерархии в современной Русской Православной Церкви выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Патриарх

Предстоятелем Русской Православной Церкви с 2009 года является Патриарх Кирилл.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был избран на Предстоятельское служение на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27-28 января 2009 года.

Структура Русской православной церкви (митрополии, епархии)

В Русской Православной Церкви более трехсот епархий, которые объединены в митрополии. Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю. Митрополиты и сейчас решают важнейшие вопросы в Русской Православной Церкви, но ее главой все же является Патриарх.

Список митрополий Русской Православной Церкви:

Алтайская митрополия
Архангельская митрополия
Астраханская митрополия
Башкортостанская митрополия
Белгородская митрополия
Брянская митрополия
Бурятская митрополия
Владимирская митрополия
Волгоградская митрополия
Вологодская митрополия
Воронежская митрополия
Вятская митрополия
Донская митрополия
Екатеринбургская митрополия
Забайкальская митрополия
Ивановская митрополия
Иркутская митрополия
Калининградская митрополия
Калужская митрополия
Карельская митрополия
Костромская митрополия
Красноярская митрополия
Кубанская митрополия
Кузбасская митрополия
Курганская митрополия
Курская митрополия
Липецкая митрополия
Марийская митрополия
Минская митрополия (Белорусский экзархат)
Мордовская митрополия
Мурманская митрополия
Нижегородская митрополия
Новгородская митрополия
Новосибирская митрополия
Омская митрополия
Оренбургская митрополия
Орловская митрополия
Пензенская митрополия
Пермская митрополия
Приамурская митрополия
Приморская митрополия
Псковская митрополия
Рязанская митрополия
Самарская митрополия
Санкт-Петербургская митрополия
Саратовская митрополия
Симбирская митрополия
Смоленская митрополия
Ставропольская митрополия
Тамбовская митрополия
Татарстанская митрополия
Тверская митрополия
Тобольская митрополия
Томская митрополия
Тульская митрополия
Удмуртская митрополия
Ханты-Мансийская митрополия
Челябинская митрополия
Чувашская митрополия
Ярославская митрополия

Существуют различные концепции истории, согласно которым по-разному исследуется и анализируется исторический процесс. Если посмотреть на историю с позиции религиозной, то она будет интересовать нас не с точки зрения точности изложения фактов или же раскрытия причинно-следственных взаимосвязей, а с точки зрения того, что можно сказать об отношениях между Богом и человеком. Каковы были эти отношения? Что из исторического опыта других людей мы можем почерпнуть для своей религиозной жизни?
патриарх Кирилл

Прообраз Церкви – евангельская община, из которой один Христа предал, другой отрекся, третий не уверовал, пока не пощупал. Чего же мы хотим от исторической Церкви? Никогда историческая Церковь не была совершенна. Об этом можно скорбеть, но нельзя делать вид, что это – не так. В истории Церкви не было Золотого века. Было пустынное монашество, мученики, но одновременно с этим было насилие, и недостойные игры с властью, и многое другое. Земная Церковь – не сообщество святых, а собрание кающихся грешников, людей, которые поняли, что они грешны, что сами с грехами не справятся, что им нужен помощник – Бог. И эта несовершенная организация на протяжении всей своей многовековой истории учится говорить с миром и слышать мир.
Александр Кравецкий

Авторы: А. В. Назаренко (Русская церковь во 2-й половине 15 – конце 16 века), В. А. Цыпин (Русская православная церковь в 1905–1917), О. Ю. Васильева, А. В. Журавский (Русская православная церковь в СССР) Авторы: А. В. Назаренко (Русская церковь во 2-й половине 15 – конце 16 века), В. А. Цыпин (Русская православная церковь в 1905–1917), О. Ю. Васильева; >>

ПРАВОСЛАВИЕ


Православие на Руси до монгольского нашествия

Возникновение русской православной церкви

Архив «Православной энциклопедии» «Святые мученики Борис и Глеб». Икона. Кон. 13 в. Киевский музей русского искусства.

Хри­стиа­ни­за­ция и судь­бы язы­че­ст­в а. Про­ник­но­ве­ние хри­сти­ан­ст­ва на вос­точ­но­сла­вян­ские зем­ли на­ча­лось в 9 в. син­хрон­но го­су­дар­ст­во­об­ра­зо­ва­тель­ным про­цес­сам. Су­дить о его кон­крет­ных фор­мах труд­но, т. к. на­чат­ки цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции с цен­тром в Кие­ве, с 860-х гг. фор­маль­но яв­ляв­шей­ся епи­ско­пи­ей Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та, бы­ли унич­то­же­ны в хо­де язы­че­ской ре­ак­ции по­сле за­хва­та Кие­ва кня­зем Оле­гом в кон. 9 в. Од­на­ко уже к 40-м гг. 10 в. сре­ди дру­жи­ны ки­ев­ско­го кня­зя Иго­ря бы­ло дос­та­точ­но мно­го хри­сти­ан. По­сле­до­вав­шая вско­ре ещё од­на по­пыт­ка хри­стиа­ни­за­ции Ру­си в прав­ле­ние кня­ги­ни Оль­ги, вдо­вы Иго­ря, ока­за­лась так­же не­удач­ной в свя­зи с ак­тив­ным со­про­тив­ле­ни­ем сто­рон­ни­ков язы­че­ст­ва, спло­тив­ших­ся во­круг ки­ев­ско­го кня­зя Свя­то­сла­ва Иго­ре­ви­ча, сы­на Оль­ги.

ПРАВОСЛА́ВИЕ (каль­ка с греч. ὀρθοδοξ ί α , букв. – пра­виль­ное мне­ние), со вре­мён древ­ней Церк­ви обо­зна­че­ние при­вер­жен­но­сти к ис­по­ве­да­нию ис­тин­ной хри­сти­ан­ской апо­столь­ской ве­ры в от­ли­чие от ере­сей , оп­ре­де­лив­шее по­сле раз­де­ле­ния церк­вей 1054 кон­фес­сио­наль­ное са­мо­име­но­ва­ние со­об­ще­ст­ва вост. церк­вей ви­зант. тра­ди­ции, на­хо­дя­щих­ся ме­ж­ду со­бой в дог­ма­тич. и са­кра­мен­таль­ном един­ст­ве на ос­но­ве вер­но­сти ре­ше­ни­ям Все­лен­ских со­бо­ров и свя­то­оте­че­ско­му пре­да­нию; яв­ля­ет­ся, т. о., си­но­ни­мом пра­во­слав­ной Церк­ви.

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 февраля 2016 г. в Гаване состоится первая в истории встреча глав Русской православной и Римско- католической церквей — патриарха Кирилла и папы римского Франциска. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку, содержащую основные сведения об истории и структуре Русской православной церкви.

С Божьей помощью: патриарх Московский и всея Руси и папа римский встретились впервые в истории Почему эта встреча так важна, что предшествовало и мешало ее проведению в прошлом и о чем договорились главы двух церквей – в материале ТАСС

Возникновение русской православной церкви

Русская православная церковь Московского патриархата (РПЦ МП) — самая крупная из ныне существующих автокефальных (самостоятельных) поместных православных церквей. В официальном списке исторического старшинства поместных церквей (диптихе) занимает пятое место из 15-ти.

История

В 988 г. состоялось крещение Руси. Первоначально глава русской церкви назначался из греческого духовенства Византии, в 1051 г. Иларион стал первым русским митрополитом Киевским и всея Руси. В 1448 г. Поместный собор русской церкви принял решение о ее автокефалии (самоуправлении) и самостоятельно избрал митрополита Московского и всея Руси Иону. В 1589 г. был избран первый патриарх, которым стал Иов, после чего самостоятельность русской церкви была признана Константинопольским патриархатом. В 1666 г. русская церковь пережила раскол в результате реформ патриарха Никона.

При императоре Петре I православная церковь в России была подчинена государству, патриаршество ликвидировано. С 1721 г. по 1917 г. церковь возглавлялась Святейшим Правительствующим Синодом. Его члены назначались императором, управляли Синодом государственные чиновники — обер-прокуроры.

Возникновение русской православной церкви

В ходе Поместного собора православной церкви, проходившего в 1917-1918 гг., было восстановлено патриаршество. Первым патриархом в ХХ в. был Тихон (Белавин; 1865-1925).

После Октябрьской революции 1917 г. пришедшие к власти большевики начали борьбу с религией. 2 февраля (20 января по старому стилю) 1918 г. вступил в силу декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым русская церковь была лишена прав юридического лица, земель и собственности. В период с 1917 г. по 1939 г. большинство церквей и монастырей было принудительно закрыто, большая часть священнослужителей — репрессирована. После смерти патриарха Тихона избрание нового главы церкви было запрещено властями.

В 1914 г. в российской православной церкви было более 55 тыс. храмов, по состоянию на 1915 г. в них служили 168 архиереев, более 66 тыс. священнослужителей. К 1939 г. осталось четыре архиерея, около 300 священников и столько же храмов.

В 1920-х гг. была создана Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ), объединившая русских православных эмигрантов, оказавшихся в изгнании в результате революции 1917 г. и Гражданской войны (1917-1922). В годы Великой Отечественной войны государство смягчило антирелигиозную политику. В 1943 г. с разрешения советского правительства состоялся Архиерейский собор, на котором был избран новый патриарх Сергий (Страгородский). Тогда же официально было закреплено современное название — Русская Православная Церковь.

Либерализация политики по отношению к православной церкви в СССР началась во время подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. 30 мая 1991 г. на основании закона «О свободе совести и религиозных организациях» церковь получила официальный статус религиозной организации и права юридического лица. В мае 2007 г. РПЦ воссоединилась с РПЦЗ.

Устройство

РПЦ зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация.

Поделиться:

Добавить комментарий Отменить ответ

Желаем нашему народу быть религиозно — грамотным и единым! Добро пожаловать!

Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. Свт. Епифания, еп. Кипрского (403). Свт. Германа, патриарха Константинопольского (740). Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (прославление 1913).

Прп. Дионисия Радонежского (1633). Второе обре́тение мощей прав. Симеона Верхотурского (1989). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V), и Полувия, еп. Ринокирского (V). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Румын.).

Сщмч. Петра Попова пресвитера (1937); мц. Евдокии Мартишкиной (1938).

Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9[50]. Лит. – Деян., 32 зач., XIII, 13–24. Ин., 18 зач., VI, 5–14. Сщмч.: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Ин., 36 зач., X, 9–16.

На утрене катавасия Преполовения: «Мо́ре огусти́л еси…».

На литургии вместо «Ангел вопияше. Светися. » – «Чужде ма́терем девство. ».

Возникновение русской православной церкви

Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, 18 лет возглавлявший Русскую Православную Церковь, скончался в пятницу на 80-м году жизни.

5 декабря 2008 года скончался патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

Патриарх Московский и всея Руси — титул предстоятеля Русской Православной Церкви.
Патриаршество было учреждено в Москве в 1589 году. До этого времени Русская Церковь возглавлялась митрополитами и до середины XV века относилась к Константинопольскому Патриархату и не имела самостоятельного управления.

Патриаршее достоинство московским митрополитам было усвоено лично Вселенским Патриархом Иеремией II и подтверждено Соборами в Константинополе в 1590 и 1593 годах. Первым Патриархом стал святитель Иов (1589-1605).

В 1721 году Патриаршество было упразднено. В 1721 году Петр I учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Правительствующий Синод — государственный орган высшей церковной власти в Российской Церкви. Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917 года.

Титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» принят в 1943 году патриархом Сергием по предложению Иосифа Сталина. До этого времени Патриарх носил титул «Московский и всея России». Замена России на Русь в титуле Патриарха связана с тем, что с возникновением СССР под Россией официально разумелась только РСФСР, в то время как юрисдикция Московской Патриархии простиралась и на территорию прочих республик Союза.

Согласно Уставу Русской православной церкви, принятому в 2000 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси «имеет первенство чести среди епископата Русской православной церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам… имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской православной церкви и управляет ею совместно со Священным синодом, являясь его Председателем». Патриарх созывает Архиерейские и Поместные соборы и председательствует на них, а также несет ответственность за исполнение их постановлений. Патриарх представляет Церковь во внешних сношениях, как с другими Церквями, так и со светской властью. В его обязанности входит поддержание единства иерархии РПЦ, издание (совместно с Синодом) указов об избрании и назначении епархиальных архиереев, он осуществляет контроль за деятельностью архиереев.

Согласно уставу, «внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест».

Патриарх Московский и всея Руси — епархиальный архиерей Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области, Священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляет патриаршими подворьями по всей стране, а также так называемыми ставропигиальными монастырями, подчиненными не местным архиереям, а напрямую Московской Патриархии.

В Русской Церкви этот Патриарха дается пожизненно, и это означает, что до самой смерти патриарх обязан служить Церкви, даже если он тяжело болен или находится в ссылке или заточении.

Хронологический список Патриархов Московских

Святитель Иов (23 января 1589 года — июнь 1605 года)

Игнатий (30 июня 1605 года — май 1606 года), поставлен Лжедмитрием I при живом Патриархе Иове и поэтому не включается в списки законных Патриархов, хотя поставлен с соблюдением всех формальностей

Священномученик Гермоген (или Ермоген) (3 июня 1606 года — 17 февраля 1612 года), причислен к лику святых в 1913 году.

Филарет (Федор Никитич Романов) (24 июня 1619 года — 1 октября 1633 года)

Иоасаф I (6 февраля 1634 года — 28 ноября 1640 года)

Иосиф (27 мая 1642 года — 15 апреля 1652 года)

Никон (Никита Минов) (25 июля 1652 года — 12 декабря 1666 года)

Иоасаф II (10 февраля 1667 года — 17 февраля 1672 года)

Питирим (7 июля 1672 года — 19 апреля 1673 года)

Иоаким (Савелов) (26 июля 1674 года — 17 марта 1690 года)

Адриан (24 августа 1690 года — 16 октября 1700 года)

После кончины патриарха Адриана преемник не избирался. В 1700-1721 годах Блюститель Патриаршего престола («Экзарх») — митрополит Ярославский Стефан (Яворский).

Московские Патриархи в 1917-2008 годах

Святитель Тихон (Василий Иванович Беллавин; 5 (18) ноября 1917 года — 25 марта (7 апреля) 1925 года)

Сергий (Иван Николаевич Страгородский; 8 сентября 1943 года — 15 мая 1944 года)

Алексий I (Сергей Владимирович Симанский 2 февраля 1945 года — 17 апреля 1970 года)

Пимен (Сергей Михайлович Извеков; 2 июня 1971 года — 3 мая 1990 года)

Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер; 10 июня 1990 года — 5 декабря 2008 года).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector