Икона Влахернской Божией Матери из Спасо-Влахернского женского монастыря в Деденево.
Эта икона из Влахернского храма Константинополя положила начало иконографии «Одигитрия», то есть Путеводительница. По преданию, именно с этой иконой Патриарх Сергий (610 – 631 гг.) обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородицы («Суббота Акафиста»).
Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IХ веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви.
В 1654 году Влахернская икона была привезена в Москву в дар царю Алексею Михайловичу.
По одной версии, после падения Константинополя святой образ попал на Афон и именно афонские монахи передали его в Москву. По другой – после взятия Константинополя турками икону перенесли в женский монастырь во имя Христа Пантократора. Когда же завоеватели превратили монастырский храм в мечеть, святой образ вместе с церковной утварью христиане замуровали в глухом окне. Более ста лет находилась святыня в замурованной нише, пока не была обнаружена в 1616 году. Икону каким-то образом передали христианам, а уже после они отправили её в дар московскому царю.
Икона представляет собою рельефное погрудное изображение Богородицы. На Её левой руке высоко сидящий Младенец, одной рукой двуперстно благословляющий, в другой держащий свёрнутый свиток.
«Она не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части Её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх», – писал Павел Алеппский, описывая приезд в Москву в начале 1655 года антиохийского патриарха Макария.
Преподнесённая в дар древняя византийская святыня два с лишним столетия находилась в Успенском соборе Кремля. В 1918 году икону из закрытого для моления собора удалось перенести в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке. После разрушения этого храма в 1931 году чудотворный образ был изъят в Кремль для включения в собрание Государственных музеев Московского Кремля. В составе этого собрания православная святыня состоит до сих пор.
Известно, что одновременно с этой святыней в Москву была привезена ещё одна Влахернская икона Пресвятой Богородицы. В настоящее время она находится в Третьяковской галерее.
День празднования: 20 июля (7 июля по старому стилю).
Еще о Влахернской иконе Божией Матери
Влахернская икона Божией Матери (Одигитрия) , одна из особо чтимых в Москве в 17 веке греческих икон. Привезена в 1653 из Константинополя в дар царю Алексею Михайловичу. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания — с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в Успенском соборе Московского Кремля; царь брал ее с собой в военные походы. Празднование иконы совершалось в пятую неделю Великого поста (суббота Акафиста). Влахернская икона — рельефная, исполнена воскомастикой и темперой; по иконографическому типу — список Одигитрии, близкий к Смоленской иконе Божией Матери; создана во второй половине 15 — начале 16 (?) веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись «Богохранимая». В настоящее время икона хранится в церкви Ризположения Московского Кремля. Чтимые рельефные списки второй половины 17 — начала 18 веков: в родовом имении Строгановых-Голицыных в с. Влахернском (Кузьминки) под Москвой (ныне в Третьяковской галерее), в Высокопетровском монастыре в Москве (ныне в церкви Рождества Богоматери в Симоновом монастыре), в Спасо-Влахернском монастыре под г. Дмитровым (ныне в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Москве).
![]() |
Влахернская икона Божией Матери |
Влахернская икона Божией Матери
Чудотворная икона Богородицы Влахернская явилась в Антиохии с именем “Одигитрии”. В 437 имп. Евдокией была перенесена в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, где сестра императора св. Пульхерия поставила ее во Влахернскую церковь.
В VIII веке, когда возникла в Константинополе иконоборческая ересь, некоторые благочестивые мужи взяли ночью из Влахернской церкви честную икону Богородицы “Одигитрии” и отнесли в обитель Пантократорову. Там они скрыли ее в церковной стене и, затеплив пред нею лампаду, заложили камнями. В такой сокровенности находилась икона около ста лет, до смерти последних ересеначальников. Когда же в греческой империи восстановлено было иконопочитание, ревнители Православия, по откровению Божию, обрели чудотворную икону в стене церкви Пантократоровой и пред нею горящую лампаду. С великим торжеством поставили ее на прежнее место во Влахернской церкви.
По взятии турками Царьграда “Одигитрия” некоторое время скрываема была в Патриархии, откуда для большей безопасности отправлена на Афон, а 17 октября 1654 — в Москву к царю Алексею Михайловичу. Патриарх Никон встретил ее на Лобном месте. Когда царь изъявил сомнение относительно чудотворной силы иконы Влахернской, то 10 декабря того же 1654 правитель иерусалимского престола (?) Гавриил, особой грамотой принося благодарность царю за присланную к нему милостыню, объяснил, что поднесенная государю через грека Димитрия Костинари чудотворная икона Богородицы Влахернской была некогда покровительницей Константинополя и греческих императоров, она же сопровождала царя Ираклия в походе против персов, и подтвердил, что о ее “чудесах обстоятельно повествуется в истории”. С тех пор сия икона пребывает в Успенском соборе в Москве.
В 1812, после изгнания врагов из Москвы, икона сия была найдена несколько поврежденной и без доски, в которую она вставлена. Теперь она врезана в новую кипарисную доску и украшена серебряной ризой.
Влахернская икона сделана из воскомастики. С этой иконы в России были сделаны слепки, которые находились: один в московском Высокопетровском монастыре, другой в селе Кузьминки, кн. Голицына, и третий в селе Деденеве, близ Дмитрова, в Спасо-Влахернском монастыре. И эти иконы, в свою очередь, прославились многими благодатными явлениями.
Празднование:
История
Влахернская икона Божией Матери обретена в Иерусалиме императрицей Евдокией во времена святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского (память 2 июля), и преподобного Евфимия Великого (память 20 января). Святая икона была послана в Константинополь, где императрица Пульхерия поставила ее в церкви Влахернской, там же хранилась честная риза Богородицы (празднование 2 июля).
Эту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей. Именно с этой иконой Патриарх Сергий (610–631) обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами [1] . В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородице («Суббота Акафиста»). Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IХ веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви.
После падения Константинополя в 1453 году, Влахернская икона была перенесена на Афон, а в 1654 году прислана афонскими иноками в дар царю Алексею Михайловичу в Москву, где была помещена в Успенский собор.
Чудотворная икона сделана из восковой мастики и широко почитается среди православных верующих.
В настоящее время Влахернская икона находится в Успенском соборе Московского Кремля.
Примечание
[1] Согласно афонскому преданию, это была икона Богородицы Акафистная (Приветствие Богородицы, Мироточивая). (В статье С. Снессоревой, посвященной празднику Похвалы Богородицы говорится о том, что патриарх Сергий носил на руках своих икону Богородицы Влахернскую).
Влахернская икона Божией Матери обретена в Иерусалиме императрицей Евдокией во времена святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского (память 2 июля), и преподобного Евфимия Великого (память 20 января). Святая икона была послана в Константинополь, где императрица Пульхерия поставила ее в церкви Влахернской, там же хранилась честная риза Богородицы (празднование 2 июля).
Эту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей. Именно с этой иконой Патриарх Сергий (610–631) обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородице («Суббота Акафиста»). Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IХ веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви.
После падения Константинополя в 1453 году, Влахернская икона была перенесена на Афон, а в 1654 году прислана афонскими иноками в дар царю Алексею Михайловичу в Москву, где была помещена в Успенский собор.
Чудотворная икона сделана из восковой мастики и широко почитается среди православных верующих.
В настоящее время Влахернская икона находится в Успенском соборе Московского Кремля.
Чудотворный список Влахернской иконы Божией Матери (дат. 1701 г.) – одна из древних святынь Высоко-Петровского монастыря. Это один из трех известных списков древней чудотворной иконы, датируемой IV в. и хранимой ныне в Успенском соборе Московского Кремля.
После революции чудом уцелевший Высоко-Петровский список хранился в запасниках Исторического музея, а потом пребывал в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове.
2 марта 2017 г. Святейший Патриарх Кирилл собственноручно вернул икону в Сергиевский храм монастыря, где она пребывала до революции.
Уникальность Влахернской иконы состоит в том, что она выполнена в технике воскомастики, то есть является рельефным изображением. Высоко-Петровский список полностью повторяет размеры и иконографию оригинала. Образ представляет собой ковчег, в котором высоким рельефом вырезано по дереву, покрыто левкасом и расписано темперой изображение Богородицы с Младенцем.