Вежливый инок. Как Сергий Радонежский узаконил русскую власть

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей; «Радонежский» — топонимическое прозвище; 3 мая 1314 — 25 сентября 1392) — монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси.
Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.
Дни памяти по юлианскому календарю: 5 июля (обретение мощей), 25 сентября (преставление).

Рождение и детство

Начало монашеской жизни

После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.
Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха.

Образование Троице-Сергиевого монастыря

Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.

Общественное служение Сергия Радонежского

Старость и кончина преподобного Сергия

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…
25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет, 18 июля 1422 были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет; день 18 июля является одним из дней памяти святого. При этом на языке древней церковной литературы нетленные мощи — это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости.В 1919 году, во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. В 1920—1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены церкви.
Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности, является легендарное Житие Сергия, написанное в 1417—1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом

Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых (до Макарьевских соборов русская церковь не знала обязательной соборной канонизации). Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено. Возможно, что Сергий «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы».
Максим Грек открыто высказывал прямые сомнения в святости Сергия. Причина сомнений была в том, что Сергий, как и московские святители «держали города, волости, сёла, собирали пошлины и оброки, имели богатства». (Здесь Максим Грек примыкает к нестяжателям.)
Церковный историк Е. Е. Голубинский не даёт однозначных сообщений о начале его почитания. Он упоминает две княжеские грамоты, написанные до 1448 года, в которых Сергий называется преподобным старцем, но считает что в них он указан пока как местночтимый святой. По его мнению, фактом причисления Сергия к лику святых для общецерковного почитания служит грамота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке, датируемая 1449 или 1450 годом (неопределённость года вызвана тем, что неизвестно, когда именно старое мартовское летоисчисление было заменено сентябрьским). В ней предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным и ставит его рядом с другими чудотворцами и святителями, угрожая лишить Шемяку «милости» московских святых. Голубинский считает, что общецерковное прославление Сергия Радонежского вместе с преподобным Кириллом Белозерским и святителем Алексием было одним из первых деяний митрополита Ионы после воззведения его на кафедру.
В ряде светских энциклопедий указано, что Сергий причислен к лику святых в 1452 году.
С одобрения папы римского Сергий Радонежский почитается лишь восточнокатолическими церквями.
Светские историки отмечают, что Сергий причислен к святым по политическим мотивам волей великого князя Василия Тёмного. Великий князь включил Сергия в число московских святых не специальным актом, а по частному случаю, в договорной грамоте 1448 года с князем Иваном Можайским.

НЕ ИУДОХРИСТИАНСКИЙ ВЗГЛЯД

Сидоров Г. А. Подвижничество Сергия Радонежского

Сидоров Г. А. Хронолого-эзотерический анализ развития современной цивилизации

ПОДВИЖНИЧЕСТВО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО.

Вежливый инок. Как Сергий Радонежский узаконил русскую власть

Вежливый инок. Как Сергий Радонежский узаконил русскую власть

На том месте, где родился Сергий, построен Варницкий монастырь. Фото: Commons.wikimedia.org / Al Shipilin

Но ему была дана другая судьба и даже другое имя — Сергий. По прозванию — Радонежский.

Почти кино

Хотя прозвание тоже могло быть — и даже некоторое время было — другим. «Ангела-хранителя Земли Русской», как о нём отозвался богослов Павел Флоренский, некогда величали иначе — Сергей Маковецкий. Нет-нет, ни капли кощунства! Дело в том, что основанная им обитель, нынешняя Троице-Сер­гиева лавра, расположилась на горе Маковец, что в 10 верстах от городка Радонеж. По месту и имя.

Конечно же, никто не собирается сравнивать современного актёра и одного из главных святых Русской Земли. Но когда читаешь «Житие Сергия», написанное его современником, товарищем и учеником Епифанием Премудрым, кажется, будто смотришь кино. Причём кино высокого класса.

Сергий, когда в монастыре кончился свежий хлеб, ел лежалый, сильно заплесневелый. Но даже такой он не за просто так получал, а зарабатывал — строил келью для одного из соратников. Тот в качестве платы вынес ему «решето с гнилым хлебом и сухими лепёшками, так что, когда Сергий вкушал, у него изо рта выходило облако пыли от гнилости хлеба».

Каждый, кто на морозе преломит старый, покрытый «поганой коркой» хлеб, увидит исходящее от него серо-зелёное облачко плесени. После этого кинематографическую детальность «Жития Сергия» подвергать сомнениям неловко.

Вежливый инок. Как Сергий Радонежский узаконил русскую власть

Новоскольцев А. Н. «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем». Репродукция картины. Источник: Commons.wikimedia.org

Чудеса и пророчества Сергия известны многим. Именно он предсказал Дмитрию Донскому победу в Куликовской битве 1380 г. И даже отправил на войну двух иноков своего монастыря — Пересвета и Ослябю.

Вежливый в чёрном

Это противоречило всем уставам — монах не имеет права брать в руки оружие. Но, думается, Сергий уже тогда толковал уставы более чем вольно. В конце концов, он имел на это право. Хотя бы по той причине, что лично участвовал в очень важных для Руси политических событиях.

Летопись говорит, что в 1365 г. среди нижегородских князей произошла «замятня». Братья, старший Дмитрий и младший Борис, поссорились. Первый хотел перейти к Москве, другой — остаться независимым правителем. Что делать Москве? Кровью усмирить непокорных? Но возглавить поход было некому. Князь Дмитрий, будущий Донской, тогда едва прекратил сосать соску. Вначале местоблюститель Московского престола митрополит Алексий действительно хотел отправить в Нижний «кованую рать». Но потом одумался. И сделал первый в нашей истории «ход конём». Отправил в Нижний не войско, а «вежливых людей». Но не в зелёном, а в чёрном. Игумена Павла, иеромонаха Германа и некоего «Сергия из Радонежа». Последний оказался самым вежливым. Силовые варианты он отмёл сразу. Но велел закрыть все храмы Нижнего и округи. Потихоньку, вежливо и в порядке очереди.

Через две недели Нижний Новгород, весь народ и всё княжество сами запросились под руку Москвы.

Когда говорят о Сергии Радонежском, часто забывают, что он был не только святой, но и деятельный участник политики Московских князей. Причём на долгие годы, а может, даже и на века. Именно Сергий благословил, а значит, и узаконил передачу верховной власти от отца к старшему сыну. Теперь нам это кажется естественным. Но тогда, в XIV столетии, это была революция. Раньше власть отходила к старшему в роду, из-за чего бывали смуты, войны и разорение, когда на трон садился не прямой потомок князя, а дядя или брат — потому что старше годами. После Сергия всё стало на свои места. Москва главнее всех, Московские князья правят Русью. От отца к сыну. Это закон.

Вежливый инок. Как Сергий Радонежский узаконил русскую власть

Очень соблазнительно представить себе настоятеля монастыря, который раздаёт советы князьям и митрополитам. Легко разруливает политические вопросы. И даже получает личные письма от самого Константинопольского Патриарха. Но всё-таки служение Сергия было иным.

Он по-прежнему был простой мужик. Набивший плотницким топором мозоли на руках. В случае голода и нужды ест гнилой хлеб. Носит рясу из простого сукна и копает огород под банальную репу. Зимой ходит на лыжах. И благословляет весёлые посиделки, когда крестьяне рубят капусту для квашения. В память о нём день, когда начинают это дело, так и называют — «Сергий Капустник». Да и самим словом «капустник», что обо­значает забавное самодеятельное представление, мы обязаны ему.

Александр Солженицын в финале рассказа «Матрёнин двор» сказал, что «не стоит село без праведника». Таким праведником для всей нашей земли стал Сергий. Равно понятный и сильным мира сего, и деревенскому мужику. Интересный факт — имя Сергий до XIV в. было на Руси не в почёте. А у кого сейчас нет знакомого с этим именем?

Частица мощей преподобного Сергия Радонежского и освященная на его мощах житийная икона переданы на Дон из Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

По благословению патриарха Кирилла освящение образа и передача частицы мощей состоялись 16 мая в Троицком соборе Лавры, сообщает сайт «Патриархия.ru».

18 мая митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий передал святыни в Сергиевский храм, строящийся в Левенцовском микрорайоне Ростова-на-Дону.

После передачи святынь в течение пяти дней в храме перед мощами ежедневно совершаются молебны.

Затем частица мощей будет доступна для поклонения верующим в Сергиевском храме Ростова-на-Дону (пересечение ул. Еляна и ул. Ткачева, мкр. «Левенцовский»).

Отмечается, что сейчас в Ростове-на-Дону начинается строительство храмового комплекса, в основе которого будет копия знаменитого Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

12 июня 2022 года из Свято-Троицкой Сергиевой лавры началось принесение ковчега с мощами преподобного Сергия Радонежского в епархии Русской Православной Церкви.

– Сегодня, в престольный праздник обители преподобного отца нашего Сергия Радонежского, мы собрались, чтобы положить начало всероссийскому крестному ходу с его честными мощами, 600-летие обретения которых Русская Церковь торжественно отмечает в этом году, – сказал Святейший Патриарх Кирилл 12 июня после Литургии на Соборной площади Лавры, сообщает сайт «Патриархия.ru».

Как отметил Предстоятель Церкви, «в принесении мощей примут участие, по меньшей мере, 50 епархий. Крестный ход охватит не только Россию, но и Беларусь, и Казахстан».

– А это значит, что миллионы людей смогут поклониться великой православной святыне, вознести свои молитвы к игумену Радонежскому, одному из самых почитаемых на Руси угодников Божиих, – подчеркнул Первосвятитель.

В 2022 году Русская Православная Церковь отмечает 600-летие со дня обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Комиссией Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь при поддержке ряда общественных организаций организована масштабная программа принесения ковчега с мощами святого в большинство крупных городов во всех федеральных округах России.

Поклониться святыне в течение ближайших месяцев смогут верующие около 60 епархий. Также планируется принесение мощей преподобного Сергия в города Беларуси и Казахстана.

Принесение мощей будет разделено на три этапа. Этап первый (13 июня — 18 июля): начальная точка маршрута — Екатеринбург, конечная — Вологда. Этап второй (19 июля — 29 августа): начальная точка маршрута — Ярославль, конечная — Севастополь. Этап третий (30 августа — 06 октября): начальная точка маршрута — Ростов-на-Дону, конечная — Балашиха.

Этап первый (13 июня — 18 июля):

  • Екатеринбург — прибытие 13 июня, отбытие 14 июня,
  • Челябинск — прибытие 15 июня, отбытие 16 июня,
  • Тюмень — прибытие 17 июня, отбытие 18 июня,
  • Омск — прибытие 19 июня, отбытие 21 июня,
  • Новосибирск — прибытие 21 июня, отбытие 22 июня,
  • Кемерово — прибытие 23 июня, отбытие 24 июня,
  • Красноярск — прибытие 25 июня, отбытие 26 июня,
  • Иркутск — прибытие 27 июня, отбытие 28 июня,
  • Улан-Удэ — прибытие 29 июня, отбытие 30 июня,
  • Чита — прибытие 1 июля, отбытие 2 июля,
  • Хабаровск — прибытие 3 июля, отбытие 4 июля,
  • Комсомольск-на-Амуре — прибытие 5 июля, отбытие 6 июля,
  • Владивосток — прибытие 7 июля, отбытие 8 июля,
  • Южно-Сахалинск — прибытие 9 июля, отбытие 10 июля,
  • Петропавсловск-Камчатский — прибытие 11 июля, отбытие 12 июля,
  • Якутск — прибытие 13 июля, отбытие 14 июля,
  • Норильск — прибытие 15 июля, отбытие 16 июля,
  • Вологда — прибытие 17 июля, отбытие 18 июля.

Этап второй (19 июля — 29 августа):

  • Ярославль — прибытие 19 июля, отбытие 20 июля,
  • Кострома — прибытие 21 июля, отбытие 22 июля,
  • Иваново — прибытие 22 июля, отбытие 23 июля,
  • Владимир — прибытие 24 июля, отбытие 25 июля,
  • Нижний Новгород — прибытие 25 июля, отбытие 27 июля,
  • Чебоксары — прибытие 28 июля, отбытие 29 июля,
  • Казань — прибытие 30 июля, отбытие 1 августа,
  • Ульяновск — прибытие 2 августа, отбытие 3 августа,
  • Самара — прибытие 4 августа, отбытие 5 августа,
  • Пенза — прибытие 6 августа, отбытие 7 августа,
  • Тамбов — прибытие 8 августа, отбытие 9 августа,
  • Саратов — прибытие 10 августа, отбытие 11 августа,
  • Волгоград — прибытие 12 августа, отбытие 14 августа,
  • Элиста — прибытие 15 августа, отбытие 16 августа,
  • Астрахань — прибытие 17 августа, отбытие 18 августа,
  • Владикавказ — прибытие 19 августа, отбытие 20 августа,
  • Ставрополь — прибытие 21 августа, отбытие 22 августа,
  • Краснодар — прибытие 23 августа, отбытие 25 августа,
  • Симферополь — прибытие 26 августа, отбытие 27 августа,
  • Севастополь — прибытие 27 августа, отбытие 29 августа.

Этап третий (30 августа — 06 октября):

  • Ростов-на-Дону — прибытие 30 августа, отбытие 1 сентября,
  • Воронеж — прибытие 2 сентября, отбытие 4 сентября,
  • Белгород — прибытие 4 сентября, отбытие 6 сентября,
  • Курск — прибытие 7 сентября, отбытие 9 сентября,
  • Орел — прибытие 9 сентября, отбытие 10 сентября,
  • Липецк — прибытие 11 сентября, отбытие 12 сентября,
  • Рязань — прибытие 13 сентября, отбытие 14 сентября,
  • Тула — прибытие 15 сентября, отбытие 16 сентября,
  • Калуга — прибытие 17 сентября, отбытие 18 сентября,
  • Брянск — прибытие 19 сентября, отбытие 21 сентября,
  • Смоленск — прибытие 21 сентября, отбытие 22 сентября,
  • Псков — прибытие 23 сентября, отбытие 24 сентября,
  • Санкт-Петербург — прибытие 25 сентября, отбытие 28 сентября,
  • Великий Новгород — прибытие 29 сентября, отбытие 30 сентября,
  • Тверь — прибытие 1 октября, отбытие 2 октября,
  • Одинцово — прибытие 3 октября,
  • Подольск — прибытие 4 октября,
  • Коломна — прибытие 5 октября,
  • Балашиха — прибытие 6 октября, отбытие 7 октября.

Внимание! Даты второго и третьего этапов могут меняться.

Принесение святых мощей преподобного Сергия Радонежского в епархии организовано по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Комиссией Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь, при поддержке ряда общественных организаций: Всемирного Русского Народного Собора, Общества содействия русскому историческому развитию «Царьград», Союза православных женщин, спортивной федерации «Двуглавый орел» и студенческого Братства Академистов.

| Читайте также:

Наши материалы о преподобном Сергии и его Лавре читайте здесь

Однажды, в разговоре с поэтом Сидоровым о его родном Воронеже, болгарская ясновидящая указала место на берегу реки Дон, где находилась древнерусская крепость и княжеская могила. Археологические раскопки подтвердили ее слова.

Вот что описала Ванга: «Вижу холм. Вижу реку (речь шла о Доне). В России много святых мест. Этот холм тоже освящен. Здесь трижды бывал святой Сергий и трижды благословил его. На этом месте он воздвигнул крест. Тут растут целебные травы. Тут находится целебный источник». (В. Сидоров. Людмила и Ванга).

Спустя 5 лет, в 1984 году, археологическая экспедиция под руководством профессора Пряхина обнаружила на этом холме развалины древнерусской крепости, а внизу, под холмом, действительно струился целебный родник».

Удивительно, что Ванга предсказала источник на холме, который был обнаружен при раскопках.

Еще Ванга говорила, что по этому холму надо ходить босиком, чтобы почувствовать его воздействие. Это место, по ее словам, трижды благословил святой Сергий. Про Сергия она сказала: «Вижу, как он держит Россию, словно на ладони. Вижу высокую церковь. Вижу людей в шлемах и с копьями».

Так она в точности описала картину Николая Рериха «Святой Сергий Радонежский».

Художник Святослав Николаевич Рерих (1904—1993) был сыном известного живописца Николая Константиновича Рериха. В 1978 году он был с официальным визитом в Болгарии по линии культурных связей между Болгарией и Индией, так как после смерти своего отца, всемирно известного художника Николая Рериха, он продолжил жить и творить в Индии. При встрече с Вангой он от нее услышал:

«Вижу Тибет и Гималаи. Там, в тех местах, зародилась древнейшая история человечества… Твой отец был неземным человеком. Не только художником, но и пророком. Все его картины — прозрения. Ты должен продолжить его дело».
(Сказано Вангой в 1978 году. Цитата по книге «Истина-то за Ванга» К. Стояновой.)

Ванга так и сказала его сыну Святославу: «Все картины Рериха — прозрения, предсказания. Они зашифрованы, но внимательное и чуткое сердце подскажет код, и смысл полотен со временем прояснится!»

Сама Людмила так описывала ту встречу Ванги с сыном Рериха: «Ванга сказала, что картину рукой художника рисовали 4 души, которые пришли из иного мира. Говорила, что надо, чтобы о ней знали все. Просила беречь картину как самое большое богатство России. Просила не посылать ее в другие страны, так как она предназначена лишь для России. Говорила, что святой Сергий Радонежский — водитель всего человечества, что он преобразовался в свет, его тело из света.

Картина, которую Ванга заповедала хранить как главное богатство страны, сейчас экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Ее цвета и образы завораживают. На переднем плане картины во весь рост стоит святой Сергий Радонежский. Облачен он в фиолетовые и синие монашеские одежды — цвета, обозначающие высшую духовность. На ладонях своих он держит церковь — собор Покрова на Нерли, наиболее красивый старинный храм Российской Федерации. Три круга на бело-синем платье, обозначающие единство прошлого, настоящего и будущего, подразумевают: это защитничество было, есть и будет. А знак всевидящего Ока в фиолетовом треугольнике над головой святителя в тревожном небе означает, что преподобный Сергий осуществляет свою миссию по высшей воле.

О месте на горе рядом с Доном Ванга говорила:

— А что за памятник на холме? — Военным летчикам. — А почему около него вижу космонавтов? — В его открытии принимал участие космонавт Береговой. С неожиданной силой, обращаясь ко мне:
— Ты здесь должен бывать постоянно. Этот холм особый. Чтобы почувствовать его токи, надо ходить босиком. Тут растут целебные травы. Тут находится целебный источник. Постоянно держи в своей памяти реку, холм, памятник.

После минутной паузы:

— В России много священных мест. Этот холм тоже освящен. Здесь трижды бывал святой Сергей и трижды благословил его. На этом месте он воздвигнул крест. Поэтому ты должен чувствовать себя здесь как в церкви. Ты должен приходить сюда, чтоб получать силу от Святого Сергея.

Пройдет пять лет, и эти слова Ванги (к тому времени полузабытые) воскреснут в моей памяти и вот почему. На соседнем холме начнутся раскопки. Почти сразу экспедиция наткнется на руины древнерусской крепости. Возникнет гипотеза, что это и есть тот самый летописный Воронеж, следы которого считались безвозвратно утерянными. Руководитель экспедиции профессор Пряхин поделится со мной планами на будущее. Оказывается, они намечают провести раскопки и того бугра, который долгие годы служил мне своеобразным рабочим кабинетом. По их предположениям, там находится княжеское захоронение. Предварительная рекогносцировка уже проделана. Внизу у подножия бугра они обнаружили небольшой родничок, о существовании которого я не подозревал. Вместе с Пряхиным я спускался к этому родничку и пил из ладоней чистую ледяную воду. А сам думал: не тот ли это целебный источник, о котором мне говорила Ванга? (отрывок из книги Валентина Сидорова «Людмила и Ванга»)

Вежливый инок. Как Сергий Радонежский узаконил русскую власть

«г. Семилуки, памятник советским лётчикам в парке».Фото с ru.wikipedia.org
В 1894 году при строительстве железной дороги «Воронеж—Курск» здесь возник небольшой полустанок, названный, как близлежащее село Семилуки. В то время здесь был всего лишь один дом путевого обходчика.

Места возле города богаты археологическими памятниками. Раскопки (1984—1988 годов) показали, что на территории города существовало древнее поселение периода Киевской Руси. Учёные датируют его XII—XIII веками. Есть предположение, что в начале XII века это поселение уже существовало. Об этом красноречиво свидетельствуют летописи. Эти края были захвачены половцами. Называлось поселение в то время Усугрув (в переводе с тюркского Ус — река, Угров — ров, гора), что означало поселение у реки на высокой горе. Русское название этого поселения было, по-видимому, Огибень (так впоследствии был назван мужской монастырь).

Древняя река Нил несет в себе множество преданий о некогда населявших ее берега народах. Прикосновение к четыре тысячелетней культуре, порожденной таинственной древней цивилизацией, всегда не безынтересно. На специализированном сайте предлагаются экскурсионные туры в Египет, Иорданию, Мальту и др..

Принесение ковчега с частицей мощей одного из самых почитаемых в России православных святых состоится в Ростове-на-Дону с 30 августа по 1 сентября.

Вежливый инок. Как Сергий Радонежский узаконил русскую власть

Вежливый инок. Как Сергий Радонежский узаконил русскую власть

В рамках празднования 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского в донской столице пройдут богослужения и крестный ход. Местом встречи ковчега назначен Свято-Иверский женский монастырь.

Ковчег с частицей мощей «духовного собирателя русского народа» уже прибыл в Ростов-на-Дону. Каждые два часа в храме Иверской иконы Божией Матери сегодня будут проходить молебны с акафистом преподобному Сергию Радонежскому.

В 17.40 в Свято-Иверский женский монастырь прибудет глава Донской митрополии, который возглавит крестный ход с ковчегом к храму Святой Троицы монастыря.

С 18 часов митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий возглавит всенощное бдение, которое завершится завтра в 8 утра Божественной литургией.

Богослужения в Свято-Иверском женском монастыре продолжатся 31 августа и 1 сентября: молебны будут проходить в 10.00,11.30, 13.00 и 14.30, а в 17.00 — вечернее богослужение.

Ковчег со святыми мощами покинет Свято-Иверский женский монастырь 1 сентября в 19.00.

Вежливый инок. Как Сергий Радонежский узаконил русскую власть

Храмовый комплекс, уникальный духовно-культурный и образовательный центр, где планируется создание творческих мастерских, возрождение и развитие традиционных ремесел, различного церковного искусства, научно-просветительская деятельность, работа с детьми и молодежью.

По благословению Главы Донской митрополии, митрополита Ростовского и Новочеркасского Мрекурия и по многочисленным пожеланиям жителей города в июле 2012 г. в Левенцовском районе г. Ростова-на-Дону был создан православный приход храма преподобного Сергия Радонежского. Символично, что закладка камня и начало строительства в 2014 году связаны с юбилейным торжеством — всероссийским празднованием 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

В этот год Троице-Сергиева Лавра станет центром внимания всей страны, и как лучи от солнца будут сиять все храмы Русской Православной Церкви, посвященные преподобному Сергию.

Настоятелем прихода назначен штатный клирик прихода храма Святого Георгия Победоносца, руководитель приходской иконописной мастерской, заместитель председателя архитектурно- искусствоведческой комиссии Донской Митрополии, священник Александр Литвиненко.

В Левенцовском районе нашего города на сегодняшний день ведется активное строительство жилых комплексов, включающих в себя все инфраструктуры — детские сады и площадки, школы, поликлиники, зоны отдыха, магазины. В молодом микрорайоне необходим православный храм, традиционно являющийся центром духовной жизни, активной социальной деятельности, а также показателем стабильности в обществе.

С самого начала храмовый комплекс задуман как уникальный духовно-культурный центр Ростовской епархии.

На территории комплекса планируется создать художественные и производственные мастерские, аудитории для проведения лекций и занятий просветительского характера, музей церковной археологии. Таким образом, основными направлениями деятельности прихода будут: возрождение и развитие различных видов церковного искусства, обучение традиционным ремеслам, культурно-просветительская и научная работа, образовательная работа с детьми и молодежью.

Храмовый комплекс имеет площадь 1,5 Га и будет располагаться на пересечении улиц Солженицына, 339-й Стрелковой дивизии — в южной части общественно-деловой части жилого района «Левенцовский». В пространстве микрорайона он будет представлять собой небольшой квартал, открытый для обозрения с разных сторон. Окруженный магистральными дорогами и современными высотными зданиями он должен восприниматься как некий «Сергиев посад» , тихий и величественный островок духовной жизни. По периметру комплекс будет окружен зданиями, стилистически связанными с главным храмом, там будут располагаться мастерские, помещения хозяйственного назначения, церковно-причтовый дом, учебные аудитории. Во внешнем облике построек будут пропорционально сочетаться белый камень и дерево.

Особенностью подворья будет размещение на его территории помимо приходской трапезной еще и столовой с традиционной русской кухней, открытой для всех желающих. Также на подворье будет построена гостиница для паломников. Внутри всего комплекса предполагается множество зеленых насаждений, прогулочные дорожки, скамьи для отдыха, детская площадка, фонтан и декоративный пруд. Любой посетитель, будь то прихожанин или случайный прохожий должен иметь возможность не только помолиться в храме, но и отдохнуть душой, поразмышлять в окружении живой природы.

Духовная жизнь прихода будет концентрироваться вокруг двух храмов. Большой белокаменный храм в честь преподобного Сергия Радонежского будет центром всего храмового комплекса. Малый деревянный храм в честь ученика Святого Сергия — великого русского иконописца преподобного Андрея Рублева. Прототипом будущего храма Сергия Радонежского является шедевр древнерусского белокаменного зодчества — Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, который был построен в 1422-1423г. Древнейшая роспись внутренних стен собора и его пятиярусный иконостас выполнены преподобным иконописцем Андреем Рублевым и мастерами его круга, на солее, в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия. Воспроизвести внешний облик древнего собора планируется и во внутреннем убранстве нового храма, подражая высокому иконописному стилю XV века, а на солее- устроить раку с частицей мощей святого игумена земли Русской.

Идея посвящения храмового комплекса преподобному Сергию Радонежскому как нельзя более отвечает современному состоянию нашего общества. Бездуховность и разобщенность, отсутствие любви мешают человеку увидеть не только Бога, но порой и своего ближнего. Преподобный же Сергий посвящал свою обитель Пресвятой Троице, дабы воззрением на Нее каждый побеждал «страх ненавистной розни мира сего». И сейчас обществу необходимо такое напоминание. Хочется не только в наименовании прихода, но главным образом в делах воплотить призыв Радонежского игумена. Совместная молитва, совместные дела, совместная трапеза — вот что помогает человеку обрести мир и единство.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра, по праву носящая звание «сердце России», с древности и по сей день является центром духовности, культуры, дел милосердия и служения страждущему миру. Всё это возможно воплотить и на территории храма во имя преподобного Сергия Радонежского, обещающего стать жемчужиной города Ростова-на-Дону.

5 октября 2014 года, в неделю 17-ю по Пятидесятнице, Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий возглавил чин освящения храма в честь преподобного Сергия Радонежского и совершил Божественную литургию.

Возведение храма осуществилось по Межрегиональному православному проекту «Казачьи рубежи России» в рамках празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского в Российской Федерации в 2014 году.

Вежливый инок. Как Сергий Радонежский узаконил русскую власть

Автор публикации «Непрядва и неправда» Александр Меленберг анализирует памятники древнерусской письменности, в которых отражены события 1380 г. (т.н. особый блок «произведений куликовского цикла»):

Победа на Куликовом поле, безусловно, является одним из самых значительных событий в истории России. Как и всякое явление подобного масштаба, с годами ее стали сопровождать всевозможные домыслы, добавления, «новые подробности», присочиняемые, как правило, с благими намерениями. В какой-то момент такие виртуальные факты вдруг выходят на первый план, делаются не просто историческим штампом, а непреложной истиной. В истории Куликовской битвы такого рода «истины» тоже встречаются.

Первыми из них по времени написания являются статья 1380 г. рогожского летописца и аналогичная ей по содержанию статья 1380 г. Симоновской летописи. По мнению специалистов, оба этих источника вошли в летописный свод 1409 г., то есть их читали современники Куликовской битвы. В чем и ценность! Так вот, при описании подготовки к походу и самого сражения имя Сергия Радонежского там вообще не упоминается. Следовательно, ни о каком благословении им великого князя не идет и речи.

Второе по времени из сохранившихся свидетельств о событиях 1380 г. передает Новгородская 1-я летопись. Специалисты считают ее также восходящей к своду 1409 г. В том смысле, что он являлся первоисточником для новгородского автора летописи. Сама же Новгородская 1-я летопись появилась в летописном своде 1448 г., следовательно, была создана в 40-е гг. XV столетия. Со времени Куликовской битвы прошло уже более 6о лет. Живых свидетелей этого грандиозного события практически не осталось, по крайней мере, их можно было бы по пальцам пересчитать.

И здесь о Сергии Радонежском вообще не упоминается.

В то же время новгородский автор сообщает интересный факт, который никак бы не мог увидеть свет в предыдущих повествованиях московских авторов: перед самой битвой, когда русские вышли на Куликово поле и увидели против себя готовую к бою татарскую рать, первой их реакцией была паника, многие новобранцы из московских полков бросились бежать. Но далее летописец воздает должное великому князю Дмитрию Ивановичу и князю Владимиру Серпуховскому, которые резко прекратили панику в рядах своих воинов и быстро настроили их на боевой лад.

Третий по времени рассказ о Куликовском сражении нашел место на листах Софийской 1-й и (с почти аналогичным текстом) Новгородской 4-й летописей. Обе они восходят к общему протографу – Новгородско-Софийскому своду 30-х гг. XV в. Но при этом рукопись Софийской 1-й летописи датируется специалистами 1481 г. По крайней мере, в этот год она была закончена. Оригинал Новгородской 4-й еще позднее. Понятно, что ни о каких живых свидетелях битвы 1380 г. говорить не приходится.

Сто лет прошло, и в летописях впервые упомянуто имя Сергия Радонежского. Но совсем не в том контексте, в каком связывают его с Куликами нынешние апологеты: «И тогда приспе грамота от преподобного игумена Сергиа от святого старца, благословенаа». Но никакого столь трогательно сейчас многими описываемого посещения в августе 1380 г. великим князем Дмитрием, будущим Донским, Троице-Сергиева монастыря и получения им личного благословения и напутствия от настоятеля старца Сергия в летописном источнике не было. А было письменное пожелание удачи (если пошел, значит, иди до конца, и да помогут тебе. ), пришедшее на Дон 6 сентября 1380 г., за два дня до сражения.

Все вышеупомянутые произведения куликовского цикла относятся к предмету истории, а вот следующий по времени памятник цикла – это уже литература. «Задонщина» – поэтическое произведение на мотив и в стиле «Слова о полку Игореве». Авторство этого сочинения связывают с именем Софония Рязанца. Имя Сергия Радонежского там вообще не упоминается.

Прошел еще какой-то отрезок времени, и на основе «Задонщины» в начале XVI в. появился прозаический литературный текст «Сказание о Мамаевом побоище». Здесь автор уже подпускает в сюжет массу фантазий и новых коллизий, способствующих поддержанию интриги в его романе. Вот здесь-то Сергий Радонежский уже благословляет Дмитрия Донского по полной программе: и устно в Троицком монастыре, и письменно на Дону. Отсюда и черпают вдохновение все ныне с жаром говорящие о благословении великим старцем великого князя. Согласитесь, в обыденной жизни довольно странно и даже нелепо выглядят попытки принимать эпизоды литературного сюжета за чистую монету, да еще и истово убеждать в том окружающих.

С легкой руки Карамзина утвердился тезис о духовном участии Сергия Радонежского в подготовке похода на татар. Он написал буквально следующие строки: «. Димитрий, устроив полки к выступлению, желал с братом своим Владимиром Андреевичем, со всеми князьями и воеводами принять благословление Сергия, игумена далекой Троицкой обители. Летописцы говорят, что он предсказал Димитрию кровопролитие ужасное, но победу — смерть многих героев православных, но спасение великого князя; упросил его обедать в монастыре, окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, Александра Пересвета и Ослябю, из коих первый был некогда боярином Брянским и витязем мужественным. Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал: «Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов. «

Из вышеизложенного ясно, что отношения Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, сложившиеся перед Куликовской битвой, не были таковы, чтобы просить и получать благословение. В XIV в. это было всем ясно. Но XV и XVI вв. возникла необходимость подвести под действия светской власти священную санкцию. Было ли это связано с завершением собирания русских земель и развитием идеи «Москва — третий Рим» или с окончательным освобождением от власти татар — сейчас трудно сказать. Однако понятно, что возникновение легенды о благословении Дмитрия преподобным Сергием — это яркий пример большого государственного пиара, который и сегодня продолжает успешно работать.

Ссылка на основную публикацию