Вечери Твоея тайныя: главное песнопение Великого четверга

Великий четверток, великий четверг, воспоминание Тайной вечери. Прими, Господь, нас как причастников.

Великий четверток, великий четверг, воспоминание Тайной вечери. Прими, Господь, нас как причастников.

Великий четверток, великий четверг, воспоминание Тайной вечери. Вечери Твоей тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда.

Прими, Господь, нас как причастников. Не только то, что мы сегодня причастимся — но и причастниками к Твоему делу ради нашего спасения. Спасение наше тоже тайна: кто из нас знает, что он спасён будет.

Христос собрал Своих учеников в горницу в последний раз перед страданием, совершает Пасху — другая будет уже в Царстве Небесном, на земле все окончено. Установлена Евхаристия, потом она будет совершаться в продолжении всей жизни на земле, будучи, по сути дела, продолжением последней земной Евхаристии, когда Христос Сам был и говорил о том, что Он отдает Тело и Кровь Свою за спасение нас, грешных. Велика жертва, всего себя истощил Христос ради нашего спасения.

Другая Пасха будет в Царстве Небесном, когда Христос будет Жених нашей души, и это будет неизреченным блаженством и радостью.

Что же происходило тогда на Тайной вечере? Об установлении Евхаристии мы уже говорили, что Тело и Кровь Свою предаёт Христос, и мы будем питаться Телом и Кровью Христовыми, небесной пищей.

На Тайной вечере Христос умывал ноги ученикам Своим, тем самым показывая пример смирения. Он, Господь и Учитель, умывает ноги, служит ученикам. Так и мы должны служить друг другу. Кто хочет быть большим, да будет всем слугой.

Апостол Петр запротестовал по своему смирению: «Не умоешь ног моих вовек». — «Если не умою, не будешь иметь части со Мной».

Вечери Твоея тайныя: главное песнопение Великого четверга

Петр был горячий, иногда бросался из одной крайности в другую, говорит: не только ноги умывай, но и всё остальное. Но нужно было только ноги, потому что всё остальное было чисто.

— И вы чисты, но не все, — обратился Христос к остальным ученикам.

«Один из вас предаст Меня», — эти слова прозвучали неожиданно и заставили учеников задуматься: неужели среди них есть предатель?

— Кто же это, Господи? — стали спрашивать.

«Кто же это, Господи? — невольно можем спросить и мы. Кто может предать Господа? Почему, какая причина? Иногда можно услышать такие слова: я бы этого не сделал. Но, говоря так, мы не знаем самих себя. В нас может таиться и добро, таится и зло. И что больше — тайна нашей души. И когда мы показываем на других — «это может тот сделать, а не я!» — как раз мы и обманываем самих себя. Именно мы можем сделать.

Остановимся на двух учениках Христовых, Апостоле Петре и Иуде. Иуда, как известно, был сребролюбив. Он даже как будто и заботился о нищих, но это, как говорят сейчас, для отвода глаз, главное его внимание было обращено на серебро. Как говорят сейчас: вот будут деньги — будет всё. Вот она, опасность, и налицо. Из-за денег предают, из-за денег и убивают. Из-за денег Иуда предал Господа, после предательства он совершил и другой грех, грех отчаяния, уныния, об избавлении от которого мы в течении Великого поста молили Господа. Даже не страшен был грех предательства — Господь бы простил его. Страшно, что Иуда отчаялся, впал в уныние, как говорится в Евангелии: шед удавился. Отчаяние приводит к самоубийству — смертному греху.

Апостол Петр был бессребренником, искренним человеком, он думал, что пойдёт за Господом везде и всюду, меж тем как он переоценил свои силы, вдруг, от незначительной, казалось бы, причины — вопроса служанки. Он испугался и отказался от Господа.

Тут тоже совершилось предательство, но Апостол Петр не впал в уныние, а сразу своими горькими слезами воззвал к Господу, и Господь никогда не упрекнул его за это. Более того, повелел утверждать других. Казалось бы, сам слабый, как может утверждать других? Вот это и есть тайна: Господь знает душу каждого из нас. Если б у Петра не произошло случая отказа, кто знает, у него, может быть, развилась бы гордость от своих сил, а гордость тоже гибельный грех, Бог гордым противится, смирение ниспосылает благодать Божию, а благодать Божия делает то, что мы стоим и спасаемся.

Какой урок для нас отсюда? Первое — ни на кого не указывать пальцем, обращать внимание на самого себя, мы можем совершить любой грех. Вот потому и говорится в молитве перед Причастием: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, как Иуда. Поведать тайну врагам — это не то, что разболтать какую-то тайну, поведать тайну врагам — это стать на сторону врагов, изменить делу Божьему, оказаться предателем. И это мы все можем. Поэтому просим Господа: но яко разбойник исповедую Тя. То есть по своим делам мы все разбойники, никто не может похвалиться, ибо сразу окажется фарисеем, что значат наши дела по сравнению с нашими грехами?

Тайная вечеря — это тайна нашей души. Не только то, что совершилось в горнице, а какая тайна этот вот во прос: Господи, кто предаст Тебя. Предать Господа — это отказаться от своего спасения, погибнуть.

Все мы себя должны сознавать грешниками и заботиться о подобных нам грешниках.

— По тому узнают, что вы Мои ученики, — говорит Господь, — Если будете иметь любовь между собой.

Любовь — отличительное качество учеников Христовых. Вот сразу и покопаемся в своей душе, есть ли любовь у нас, может быть, кто-то стоит здесь и думает о своей обиде. Думать об обиде — это и думать о сребренниках, потому что сребренники — это всё земное… Не можем оторваться от земного, не можем прилепиться к небесному, а отсюда может быть и предательство. Думаешь о себе, что ты много значишь, в этом тоже есть предательство, самомнение, гордость ведут к предательству, такому, когда Бог нам начинает противиться, отнимать Свою благодать, а что мы можем без благодати Божией? Нам нужно любить друг друга, помогать друг другу, жертвовать за друга. Нет больше той любви, кто душу свою положит за друга. Мы иногда думаем, что можем, но если не можем простить другого, судим его, значит, не можем и жертвовать собой, вот налицо и переоценка наших сил.

Обычно в Великий четверг все хотят причаститься, очистить свою душу. Неслучайно в народе Великий четверг называется ещё чистым.

Вечери Твоея тайныя: главное песнопение Великого четверга

Дай Бог, чтоб мы из горницы, с Тайной вечери вышли обновленными. Служили бы друг другу, как и Господь служил нам, помнили о своих грехах и беспокоились о том, чтоб все люди спаслись. Всех бы любили, всем желали спасения. Любовь — это есть явная тайна нашей души, которая не может быть предательством, потому что она любит, всему верит, имеет веру, никого не судит, всем помогает.

Не бо врагом тайну повем, ни лобзания дадим как Иуда, но как разбойник исповедуем: помяни нас, Господи, во Царствии Твоем. Дай, Господи, чтоб мы вошли на Вечерю, в Царство Небесное, и радовались бы о спасении друг друга, и Христос был бы среди нас, наш Бог и Спаситель. Аминь.

— это песнопение поется вместо «Иже Херувимы» в четверг Страстной седмицы. В этот день Церковь вспоминает Тайную Вечерю — последнюю трапезу Христа с апостолами. Именно тогда Спаситель установил главное Таинство Церкви — Таинство Святого Причащения, Евхаристию. Каждый христианин стремится в этот день прийти в храм и причаститься.

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем.

Перевод: Сын Божий, сделай меня сегодня участником Твоей Тайной вечери: я врагам Твоим не открою тайны, и не дам Тебе такого поцелуя, как Иуда, но как разбойник (покаявшийся на кресте) верую в Тебя и говорю Тебе: вспомни меня, Господи, в Твоем Царстве.

Еще один вариант перевода:

«Сын Божий! сделай меня ныне участником Твоей тайной вечери (удостой причаститься), потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда (не буду изменять Тебе худою жизнью), но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».

В четверг страстной седьмицы во время последней трапезы с апостолами Христос установил Таинство Святого Причастия. Сын Божий угощал сотрапезников хлебом и вином. Они символизировали плоть и кровь Христа, его жертву во имя всех грешников, живущих на земле. Эта снедь вскоре превратилась в основу для проведения церковного таинства Причащения.

Вечери Твоея тайныя: главное песнопение Великого четверга

Во время Божественной Литургии верующие произносят речи раскаяния и прошения Господу. Молитва Вечери Твоея Тайныя перед причастием из покон веков является традиционной для проведения обряда. Сие песнопение помогает очистить душу и обрести покаяние, столь необходимое христианину для проведения таинства Причастия.

В чем помогает молитва Вечери Твоея Тайныя

Православный христианин должен помнить, что Отец Небесный ― это защита и опора в жизни любого мирянина. Не нужно стесняться просить Господа, ибо он милосерден и праведен. Молитва Вечери Твоея Тайныя читается в случаях:

  • В горестях и печалях. Дает возможность поговорить с Богом о жизненных трудностях.
  • В стремлении очиститься от грехопадения и получить прощение Господне.
  • На кухне или в столовой перед совершением трапезы. Благословляет на приготовление и принятие пищи. Выражает благодарность Господу за возможность вкушать яства.

Когда и как молиться

Вечери Твоея тайныя: главное песнопение Великого четверга

В Чистый четверг в ходе Литургии при участии в церковном таинстве причащения нужно читать молитву Вечери Твоея Тайныя.

Во время пения молитвы перед причастием важно чувствовать умиротворение и гнать от себя любые дурные помыслы. По православным канонам человек пришел в мир для доброты и любви к ближнему своему.

Голос должен идти из глубины сердца верующего, освящая душу христианина светом истины и прощения.

Произнося текст молитвы Вечери Твоея Тайныя нужно вспоминать о заклании Сына Божия, о его муках и чуде воскрешения

При этом следует всей душой стремиться слиться воедино с образом Христа.

Не лишним будет и каждодневное произношение молитвы, ибо дарует она плоды милости Божией. А именно:

  • Осеняет благословлением пищу и потому может использоваться каждый раз перед трапезой.
  • Дает стойкость духа смирения и утверждает верующего в покаянии.

Текст молитвы

Верую, Господи, и исповедаю, якоТы еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедший в мир грешные спасти, от них же первый(ая) есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением,и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставлене грехов и в жизнь вечную.

Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий причастника (причастницу) мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобызания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии твоем.

Да не во суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

Перевод текста молитвы на русский язык

Верую, Господи, открыто признаю, объявляю, что Ты поистине Христос, пришедший в мир грешных спасти, из которых первый (ая) , то есть самый(ая) большой(ая) есть я. Еще верую, что это есть самое пречистое Тело Твое, и эта самая есть честная Кровь Твоя. Поэтому молюсь тебе: помилуй меня и прости мне прегрешения, сделанные по собственной воле и сделанные против моего желания, которые сделал(а) словом или делом, знавши или не знавши, что это грешно.Удостой меня безнаказанно причаститься пречистых Таинств Твоих, для прощения грехов и получения вечной жизни.

Сын Божий, сделай меня участником (участницей) Твоей Тайной Вечери: я врагам Твоим не открою тайны, и не дам Тебе такого поцелуя, как Иуда, но как разбойник (покаявшийся на кресте) верую в Тебя и говорю Тебе: вспомни меня, Господи, в царстве твоем.

Господи! Пусть будет мне причащение Святых Твоих Таин не в осуждение или наказание, но во исцеление души и тела. Аминь.

Наверняка каждый человек, верящий в Господа, слышал эту икону. Как правило, икона «Тайная вечеря» располагается над парадным входом в храме и люди, которые часто посещают церковь, могут видеть ее. Более того, даже те, кто ни разу не был в храме и не посетил ни одного святого места, может быть знаком с этой иконой благодаря знаменитой фреске, написанной Леонардо да Винчи.

Вечери Твоея тайныя: главное песнопение Великого четверга

Содержание и значение иконы

На данной иконе запечатлены последние дни Иисуса Христа. В тот день он позвал всех своих последователей и угостил их хлебом, который символизировал его тело, страдающее за человеческие греховные деяния. Также в качестве угощения Сын Божий предложил им выпить вино, символизирующее его кровь, которая искупит все грехи искренне уверовавших людей.

Два этих главных символа позже использовали для проведения Причастия.

Собственно, они используются и до сих пор, а евангельская сцена указывает на то откуда появилась традиция.

Вечери Твоея тайныя: главное песнопение Великого четверга

Если поразмыслить глубже что означает икона Тайная Вечеря, становится понятным – она наполнена скрытым смыслом и является знаменем истинной веры и объединения всего человечества. Недавно ученым удалось выяснить, что Иисус во время вечери провел иудейский ритуал. Многие могут подумать, что подобным образом он нарушил древние традиции. Однако все наоборот, своим поступком он доказал, что служение Богу возможно без отрыва от общества и даже существующего уклада. Таким образом Христос, по сути, следовал традициям, которые были и за много времени до него и вдохнул в эти традиции новый смысл – смысл спасительный, для всего человечества.

Где располагают икону

Никто не может знать, в какое именно время происходило это событие. Также невозможно точно узнать, каким образом стало известно, что на ужине находится предатель. Одно можно знать точно, если человек проникся верой и хочет украсить свой дом ликом святых, то он без сомнения может повесить икону с изображением тайного ужина.

Если рассматривать, где вешать икону Тайная Вечеря, то значение не меняется в зависимости от помещения. Многие предпочитают вешать на кухне или в столовой. Этот образ может помочь всем, кто хочет пообщаться с Господом и поведать ему о своих неурядицах. К тому же данное изображение может посылать благословение, помогающее в приготовлении еды. До и после трапезы молясь перед этой иконой можно выразить благодарность Богу за посланную пищу.

Вечери Твоея тайныя: главное песнопение Великого четверга

Вообще значение иконы Тайная Вечеря является основополагающим для верующих, так как говорит об одном из наиболее существенных евангельских событий и о подвиге Христа.

Многие считают неприемлемым располагать такой образ в спальне, но равно как для кухни тут не наблюдается каких-либо запретов. Если речь ведется про православный дом, то иконы могут располагаться, практически везде (пожалуй, разве только ванна является неприемлемым вариантом). В остальном благословение иконы поможет и на кухне и в спальне.

В чем помогает икона Тайная Вечеря

Как сказано ранее про икону Тайная Вечеря, в доме ее значение многогранно.

Образ может использоваться в различных помещениях и помогать в разных делах

Если говорить о наиболее прикладном и насущном значении, то чаще всего используется образ для освещения пищи.

Помимо этого, может использоваться образ для того чтобы молиться после грехопадения и нарушения каких-либо обетов. Ведь, как вы знаете из описания икона Тайная Вечеря связана с этим. Ведь Христос сам говорил об апостолах, которые в страхе оставят его, об Иуде, который предаст и Петре, который отречется.

Сам Господь говорил о таких проявлениях, которые, пожалуй, следует назвать маловерием. Сами апостолы, которые потом явили чудеса и практически все приняли мученическую гибель, повели себя малодушно, когда Христа взяли под стражу. Поэтому и верующие могут раскаиваться перед этим образом.

Кто изображен на иконе Тайная Вечеря

Ближе всего к Спасителю располагается Иоанн Богослов, который вопрошает о предателе. Сам Иуда выдает себя, он протягивает руку к чаше и выделяется из числа других апостолов.

Другие иконы также изображают Христа и апостолов, но акцент может быть сделан, к примеру, на том как Христос преломляет хлеб, создавая традицию Евхаристии.

Молитва и акафист иконе Тайная Вечеря

Почитание иконы приходится на Великий Четверг в дни Пасхальной недели, этот день является переходящим, то есть каждый год высчитывается отдельно в зависимости от дня Пасхи.

Молитва

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистой Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившия Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки. Аминь

Тропарь на Великий Четверг

глас 8

Егда славнии ученицы / на умовении вечери просвещахуся, / тогда Иуда злочестивый, / сребролюбием недуговав, омрачашеся, / и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию предает. / Виждь, имений рачителю, / сих ради удавление употребивша! / Бежи несытыя души, / Учителю таковая дерзнувшия: / Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.

Кондак на Великий Четверг

глас 2

Хлеб прием в руце предатель, / сокровенно тыя простирает, / и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека, / и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец.

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый (или первая) есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.

Верую, Господи, открыто признаю, объявляю, что Ты поистине Христос, пришедший в мир грешных спасти, из которых первый (ая), т. е. самый (ая) большой (ая) есть я. Еще верую, что это есть самое пречистое Тело Твое, и эта самая есть честная Кровь Твоя. Поэтому молюсь Тебе: помилуй меня, и прости мне прегрешения, сделанные по собственной воле, и сделанные против моего желания, которые я сделал (ла) словом или делом, знавши или не знавши, что это грешно. И удостой меня безнаказанно причаститься пречистых Твоих Таинств, для прощения грехов и для получения вечной жизни.

Вечери Твоея тайныя днесь , Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем.

Сын Божий, сделай меня сегодня участником (участницей) Твоей Тайной вечери: я врагам Твоим не открою тайны, и не дам Тебе такого поцелуя, как Иуда, но как разбойник (покаявшийся на кресте) верую в Тебя и говорю Тебе: вспомни меня, Господи, в Твоем Царстве.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела.

Господи! пусть будет мне причащение Святых Твоих Таин не в осуждение или наказание, но во исцеление души и тела.

Исповедую – перед всеми открыто признаю, объявляю; от них же – из которых; аз – я; убо – поэтому; ведение – знание; неведение – незнание; сподоби – удостой; неосужденно – не осудив меня за это, – безнаказанно; оставление – прощение.

Вечеря – ужин; Тайная вечеря – та вечеря, на которой Иисус Христос установил таинство Причащения; причастника мя приими – сделай меня участником; бо – потому что; повем – открою, скажу; лобзания – целования, поцелуя; помяни мя – вспомни меня.

Источник: Закон Божий: для семьи и школы / сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. — 720 с. ISBN 978-985-511-297-7

Страстная неделя — шесть самых важных дней в году в жизни христианина. Каждый день — особая службы и особый смысл. О богослужениях и темах, которые Церковь предлагает нам для осмысления и поклонения, в цикле «Страстная седмица: день за днем».

Великий Четверг

Богослужение Великого Четверга:

Утром: Вечерня с Литургией Василия Великого.

Вечером: Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий.

Богословие Великого Четверга:

«Смолкли вопли и стенания грешной души и не слышно более клика в нощи: Се Жених грядет, — ибо Жених уже пришел и в горнице убранной совершает великую Вечерю Любви. Вместо песни Се Жених грядет поется тропарь Великого Четверга: Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконнным судиям Тебе Праведнаго Судию предает. Двойным чувством печали и радости проникнуто содержание богослужения Великого Четверга: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радости о той великой Радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его. Эта „крестная радость“ и есть та подлинная духовная радость, которая нам ныне дается» (В. Зандер).

Да, именно так! В этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Вся служба этого дня, наполнена трогательными и возвышенными текстами, прославляющими это Таинство, дающее нам Жизнь Вечную. И в этот же день в богослужебных текстах поднимается другая огромная тема: человеческая подлость.

Так эти темы и идут параллельно весь этот богослужебный день. Христос — Себя отдает нам, грешным, для нашей жизни и радости; а кое-кто стремится к другому: к жизни лукавой, суетной.

Большой глубиной смысла наполнены тексты Утрени этого дня и как жалко, что мы их не слышим, потому, что эта Утреня должна совершаться по Уставу ночью и на практике ее совершают только в монастырях. В приходских храмах мы приходим сразу к Вечерне с Литургией.

Мы уже упоминали о тропаре Егда славнии ученицы. Прочитаем весь этот тропарь, который будет не раз петься на службе Великого Четверга по-русски: Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господь, ко всем благой, слава Тебе!

Это не о Иуде, а о нас! Смотри, ты, читатель, слушатель, прихожанин. любитель стяжаний, к чему привела жадность. Смотри на пример Иуды и убегай от такого образа мыслей, как от огня.

А вот несколько текстов из канона на Утрени:

К таинственной трапезе все со страхом приблизившись, чистыми душами примем хлеб, оставаясь вместе с Владыкой, чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем, и сделать так, как мы увидели, друг другу покоряясь и друг другу ноги омывая, — ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал; но не услышал Иуда, раб и льстец.

Кивая головой, Иуда осуществлял злодеяние расчетливо, удобного времени ища, чтобы Судию предать на осуждение — Того, Кто всех Господь и Бог отцов наших.

«Один из вас», — взывал друзьям своим Христос, — «предаст Меня»; они же, оставив радость, тревогою и скорбью исполнялись: «Скажи, кто это», — говоря, «Боже отцов наших?»

Злополучный Искариот, закон любви забыв преднамеренно, ноги, те, что были омыты, приготовил к предательству; и вкушая Твой хлеб, Тело Божественное, поднял пяту на Тебя, Христе, и не захотел взывать: «Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!»

Принимал в десницу Тело, избавляющее от греха, бессовестный, и Божественную Кровь, изливаемую за мир; но не стыдился пить то, что продал за цену, не отвратился низости и не захотел взывать: «Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!»

Вновь и вновь Церковь в своих песнопениях Великого Четверга сопрягает эти две великие темы: Христос отдает Себя в пищу и питие — Иуда окончательно укореняется в мысли предать Учителя.

Но вот начинается Вечерня. Она плавно перейдет в Литургию и за этой Литургией смогут причаститься все желающие Истинных Тела и Крови Христовых.

Если и на Утрени мы слышали темы созревшего плана предательства и темы причащения, то на Вечерне и на Литургии эти темы достигают кульминации.

Чтец возглашает прокимен перед ветхозаветным чтением (паремией): Изми мя Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Стих: Иже помыслиша неправду в сердце весь день. И у нас перехватывает дыхание: Это же как будто возглас Самого Христа, Которому трудно поверить, что все неумолимо идет к страшной развязке.

Начинается литургия Василия Великого. Спокойная, величественная. Как полноводная река литургия несет нас к славной минуте причастия. Мы принимаем в себя Животворящие Тело и Кровь Христовы. Возможность причащаться и через это соединяться с Господом, принимать в себя Его животворную энергию и силу дана нам Христом на Тайной вечери. Мы — наследники Тайной вечери. Наша литургия — вышла из Сионской горницы и будет продолжаться до скончания века. Напоминая это, каждый раз, на литургии, когда к верующим выносится Чаша произносятся слова: Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем (русский перевод: Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда. Но как разбойник исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём»).

Мы помним, что после Тайной вечери, Спаситель с учениками пошли в Гефсиманский сад, где Христос стал молиться. Спаситель последние часы (один-два?) на воле. Ему не хочется быть одному. Хочется, чтобы твою грусть, твои последние минуты на свободе, перед мучениями, разделили близкие люди. Кто был для Христа самым близким, не считая Матери? Его ученики. Ученики были для Него семьей, самыми близкими. Спаситель просит: «Пободрствуйте со Мною. » Но утомленные ученики засыпают. Трижды просит их Христос пободрствовать и трижды они засыпают.

Вечером в Страстной Четверг совершается служба, которую можно было бы назвать «Моление в Гефсимании». Мы выходим на середину храма, точно в Элеонский сад. Мы читаем двенадцать Страстных Евангелий, вспоминая как Христа схватили, судили, убили. Это длинная и утомительная служба. Но это наше бодрствование со Христом! В руках у нас зажженные свечи, мы утомлены, но мы говорим: «Господи! Я тебя в эти минуты не оставлю, я не засну. »

Последние часы жизни Иисуса Христа перед казнью описаны в Новом Завете. Иисус, зная, что его ждет, собрал учеников для празднования еврейской Пасхи. На иконе «Тайная вечеря» изображен момент, когда Спаситель сообщает апостолам о предателе, своей скорой смерти, завещает им Евхаристию. Сюжет наполнен глубоким смыслом: святое Причастие стало одним из главных таинств христианства.

История написания образа

Событие, изображенное на иконе, описано в Евангелиях от Луки, Матфея, Марка. Действие происходит в Иерусалиме во время празднования Пасхи (даты возвращения евреев из египетского рабства). Иисус собрал на ужин (вечерю) своих самых близких учеников (12 апостолов), чтобы отметить этот праздник и проститься с ними.

Первосвященники нашли апостола, который согласился выдать Учителя. Иисус знал, что Иуда предаст его, и сказал об этом ученикам. Его будущее было предопределено Богом-Отцом.

Перед трапезой Иисус омыл ноги учеников. Во время вечери Христос раздал апостолам хлеб и вино и пояснил, что это символы Его плоти и крови. Кто попробует хлеб и вино, тот духовно станет един с ним. Этим обрядом Спаситель установил Новый Завет – Евхаристию (благодарение), таинство Причастия.

Иуда причастился, как и остальные апостолы, и покинул вечерю. В Гефсиманском саду этой же ночью он выдал Иисуса страже первосвященников. Дальше были унижения, крестный путь, распятие, страдания, смерть и воскресение Христа.

После тайной вечери и искупительной жертвы Спасителя апостолы наполнили Пасху другим содержанием. Теперь это праздник Воскресения Христа, победы над смертью. Православная церковь события этого дня поминает в Великий (чистый) четверг и на ежедневных литургиях в молитве Иоанна Златоуста.

Иконография

Самое известное изображение «Тайной вечери» принадлежит Леонардо да Винчи. Монументальная фреска (размер более 4 метров в высоту и 8 метров в длину) украшает заднюю стену трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грация в Милане. Время создания шедевра приходится на период расцвета Ренессанса (1495-1498 года). Заказчиком росписи был герцог Лудовико Сфорца, правитель Милана.

Вечери Твоея тайныя: главное песнопение Великого четверга

При создании фрески у художника возникла проблема, как должны выглядеть апостолы и Иисус Христос. В качестве модели Спасителя Леонардо да Винчи выбрал юного певчего из церковного хора. Молодой человек имел красивую, одухотворенную внешность.

Сложнее всего было найти прототип Иуды, как его себе представлял художник. Натурщиком для предателя-апостола стал бродяга. Пьяницу извлекли из канавы и привели к Леонардо да Винчи. Лицо несчастного было искажено страстями, злобным ожесточением.

Евангельский сюжет использовали, как известные художники и иконописцы, так и неизвестные древнерусские и средневековые мастера. На Руси иконы с одинаковым сюжетом датируются XV веком. Композиционное построение идентично для всех изображений: 12 учеников за общим столом, в центре – Иисус Христос. Отличие – в акцентах изображения.

На некоторых иконах подчеркивается предательство Иуды: у него одного отсутствует нимб, в руках может быть изображен кошель. Лица апостолов, узнавших, что среди них есть предатель, выражают удивление и негодование. На других образах нимб есть только у Христа. На столе изображены хлеб и вино. Иисус протягивает хлеб одному из учеников. Главный смысл такой иконы заключается в Причащении апостолов.

Вечери Твоея тайныя: главное песнопение Великого четверга

Значение иконы

Евангелисты повествуют, что Спаситель преподал апостолам 3 важнейших христианских заповеди:

  1. Смирение (когда омыл ноги учеников).
  2. Евхаристию.
  3. Любовь к ближнему.

Смирение стало одним из важнейших качеств христиан, в первую очередь, у монашествующих. Постом и молитвами монахи стараются победить в себе гордыню, превозносящую их перед другими верующими.

Смирение не унижает, а возвышает человека, потому как оно свидетельствует о его способности победить свои страсти, то есть силу духа. Когда смиряются слабые духом, то это не одно и то же, так как они подчиняются тем, кто сильнее их. Цель их смирения – возвыситься над другими. Иисус Христос, совершеннейший и безгрешный, показал пример смирения своим ученикам.

Нетрудно смирять себя перед Богом, осознавая свою греховность, перед самим собой. Намного сложнее смиряться перед другими людьми. Господь требует именно такого, истинного смирения, без которого невозможно единение с Ним.

Вечери Твоея тайныя: главное песнопение Великого четверга

На иконе «Тайная вечеря» изображены последние часы Христа до его смертных страданий. Евангелисты свидетельствуют, что Иисус являет ученикам свою любовь к ним со словами: «Как возлюбил меня Отец, и я возлюбил вас, пребудьте в любви моей». Он преломляет хлеб, наливает вина, поясняя, что это есть Плоть и Кровь Его.

Евхаристия – причащение к Телу и Крови искупителя людских грехов. Без Святого Причастия невозможно соединиться с Богом. Иисус Христос благословил апостолов на таинство до своего второго пришествия. Смысл иконы означает духовное соединение с Богом через принятие его искупительной жертвы.

В каких проблемах помогает?

В храме, перед иконой «Тайная вечеря» молят Господа о прощении грехов, (особенно во время поста, перед причащением к Святым дарам). Дома, в вечерней молитве перед образом благодарят за то, что есть достаток, никто не остался голодным. В молитвенном обращении к Господу можно изложить свои проблемы, испросить помощи.

Вечери Твоея тайныя: главное песнопение Великого четверга

Молитва и тропарь иконе «Тайная Вечеря»

Перед иконой полагается молиться следующими словами:

Тропарь

«В Великий Четверг Страстной недели одна из главных тем богослужения – предательство Иуды и просьба к Господу о прощении грехов перед Причастием».

Где нужно помещать икону в доме?

В православии значение иконы определяется ее положением в иконостасе. В церкви ее располагают над Царскими Вратами, иконами Спасителя и Богоматери. Где надо вешать икону дома, особой роли не играет. Но, исходя из сюжета святого изображения, ее часто размещают в помещении, где обедают, готовят пищу.

(см.: Мф 26, 1 7–29; Мк 14, 12–25; Лк 22, 7–38; Ин 13, 1–30)

Вечери Твоея тайныя: главное песнопение Великого четверга

Накануне праздника Пасхи ученики спросили Господа, где бы Он хотел совершить праздничную трапезу. Господь указал, к кому в Иерусалиме ученики должны обратиться: «Пойдите и скажите ему: “Время Мое близко; у тебя буду праздновать Пасху с Моими учениками”». Ученики сделали все, как им велел Иисус, и приготовили пасхальную трапезу. На этой трапезе присутствовали только Иисус Христос и двенадцать Его апостолов. Все они понимали, что происходит что-то особое, таинственное. «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания», — сказал ученикам Господь.

Однако между учениками возник спор, кто из них должен почитаться старшим. Господь прервал этот спор: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий». И, подавая Своим ученикам пример кротости и служения ближним, Господь встал, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце и умывальницу, начал умывать ноги Своим ученикам и отирать их полотенцем. Когда же Он умыл им ноги и надел одежду Свою, то, вернувшись за стол, сказал им: «Знаете ли, что Я сделал для вас? если Я, ваш Господь и Учитель, омыл вам ноги, то и вы должны умывать ноги друг другу».

Вечери Твоея тайныя: главное песнопение Великого четверга

Омовение ног

Пасхальная трапеза шла своим чередом. Но тут Господь взял хлеб и, сотворив благодарственную молитву, благословил и подал Своим ученикам со словами: «Примите, ешьте, сие есть тело Мое, которое за вас предается». А после, взяв чашу и вновь вознеся благодарственную молитву, подал ее со словами: «Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание». Так было установлено великое Таинство Евхаристии [1] . Господь за трапезой накануне Своей крестной смерти явил ученикам жертву, которую Он принесет за спасение людей. Это же чудо явления жертвы Христовой происходит и сейчас в каждом храме, где совершается Божественная литургия. Апостол говорит: Всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете Чашу сию, вы смерть Господню возвещаете, пока Он не придет. Кровью жертвенных животных скреплялся Ветхий Завет — союз Бога и древнего израильского народа. Своей собственной Кровью Господь скрепляет Новый Завет — вечный союз Бога и всего человечества. До Второго славного Пришествия Христова мы, христиане, приобщаясь Телу и Крови Христовым, не только соединяемся со Христом, но и объединяемся в единое тело со всеми теми, кто причащается вместе с нами. Это единое тело называется Церковью Христовой.

Вечери Твоея тайныя: главное песнопение Великого четверга

Причастие апостолов

Еще во время трапезы Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам: «Истину говорю вам: один из вас предаст Меня». Ученики недоумевали: о ком говорит Учитель? Они спрашивали Христа: не я ли, Господи? Иоанн Зеведеев, ученик, которого Господь особенно любил, припав к груди Иисуса, спросил Его: Господи! кто это? Господь ответил: «Тот, кому Я, обмакнув, подам кусок хлеба». И, обмакнув кусок, подал Иуде Искариоту со словами: Что делаешь, делай скорее. Сатана, толкавший ученика Христова на преступление против Учителя, в этот момент окончательно овладел Иудой. Иуда вышел в ночь и поспешил к врагам Господа. Однако никто из учеников не понял слов Спасителя. Они решили, что Господь отослал Иуду купить необходимое к празднику или раздать пожертвования нищим.

Евангельский текст не говорит прямо, причастился ли Иуда Тела и Крови Христовых или же Господь обличил предателя до установления Евхаристии. Но видно, как Господь до последнего пытается пробудить в Своем ученике совесть и удержать его от гибельного шага.

Ссылка на основную публикацию