Уния православной церкви

В 1439 г. на соборе православного и католического духовенства во Флоренции была заключена уния (лат. — единение) церквей восточной и западной. Православная церковь сохраняла свои обряды, но признавала все католические догматы и главенство папы римского. Константинопольский патриарх, идя на уступки, надеялся получить от католического запада помощь в борьбе против турецких завоевателей, под ударами которых рушилась Византийская империя.

В то время, когда в Константинополе только готовились к собору, на Руси был назначен митрополитом человек, выдающийся по образованию, грек по национальности – Исидор. Приехав в Москву, Исидор вскоре отправился на Флорентийский собор, одним из инициаторов и организаторов которого он был. Подписав унию, обласканный папою, он вернулся в Москву, объявил о состоявшемся соглашении с католической церковью. В Москве унии не приняли. Исидор был взят под стражу, затем ухитрился бежать в Литву, откуда перебрался в Италию.

Союз с католическим Западом не помог Византии в борьбе с завоевателями. В 1453 г. Константинополь был взят турками. Византийская империя прекратила свое существование.

Все эти события середины 15 в. имели важные последствия для дальнейшей истории Русской православной церкви.

Высший церковный орган («Освященный Собор») в полном составе входил в «верхнюю палату» Земского собора. Духовенство, как особое сословие наделялось рядом привилегий и льгот: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей.

Церковь в лице своих организаций являлось субъектом земельной собственности, вокруг которой уже с XVI в. разгорелась серьезная борьба. С этой собственностью было связано большое число людей: управляющих, крестьян, холопов, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей. До принятия Соборного Уложения 1649г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.

Власть патриарха опиралась на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей церкви в сословно-представительных органах власти и управления. Церковные приказы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти.

Церковь в своей деятельности опиралась на целую систему норм церковного права, содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве (сборнике постановлений церковного Собора 1551 г.).

Судебник 1497 г.: общая характеристика; основные правовые институты: собственность, обязательства, наследование; понятие преступления, классификация преступлений и система наказаний, судоустройство и судопроизводство, «суд» и «розыск», институт «облихования». Доказательства.

Суде́бник 1497 года — свод законов Русского государства; нормативно-правовой акт, созданный в целях систематизации существующих норм права. Памятник русского феодального права XV века, созданный в эпоху правления Ивана III. Издание Судебника 1497 года явилось важной мерой укрепления политического единства, усиления «центральной» власти.

Судебник 1497 года основывался на предшествующем законодательстве. Источниками этого нормативно-правового акта явились: Русская правда, включая её позднейшие редакции. Псковская судная грамота. Уставные грамоты — нормативные документы, издаваемые верховной властью по вопросам местного управления. Судные грамоты — постановления о судоустройстве, даруемые отдельным местностям и содержащие, кроме того, некоторые нормы гражданского и уголовного права. Судебные решения по отдельным вопросам.

В Судебнике 1497 года, как и любом феодальном своде законов, нормы права излагались без чёткой системы, казуально (то есть на каждый случай, вдаваясь в частности), открыто определяли привилегии господствующего слоя населения.

Однако уже наметилась определённая систематизация материала, чего (частично) не знали предшествующие законы.

Норм процессуального права (ведение розыскного и судебного процесса) в Судебнике значительно больше, чем норм материального права (гражданского, уголовного).

Ст. 67 Судебника устанавливала порядок объявления княжеских указов.

Юридическая техника, то есть совокупная связь приемов, применяемых при разработке содержания и структуры правовых предписаний государства, слабая.

Уния православной церкви

Первой серьезной попыткой подобного объединения (по задумкам, но не по результатам) стала Флорентийская уния, которая произошла в первой половине XV века. К этому времени, как мы знаем из церковной и светской истории, Византийская империя пришла к своему упадку и существовала практически в стенах одной только столицы – Константинополя, в то время как все остальные области были уже во власти турецкого султана.

Византийский император понимал, что единственно возможное средство для спасения Византии – помощь западных европейских государств. Но при этом существовала одна сложность: получить такую помощь можно было исключительно через сою, а точнее – через подчинение Папе Римскому. Последний, естественно, также видел в данном процессе немалую выгоду, ведь в 1433 г. в Базеле состоялся собор, на котором, кроме множества западных епископов, присутствовали представители светской власти во главе с императором Священной Римской Империи Сигизмундом. Одним из существенных положений Базельского собора было то, что собор отверг папский примат и признал свою власть выше власти римского епископа, что, естественно, не могло понравиться Папе, и последний, в свою очередь, не принял решений этого собора.

Таким образом, возможная грядущая уния с Восточной Церковью могла бы укрепить, как думал об этом Папа, авторитет Апостольского Престола и умалить решения Базельского собора. А для того, чтобы делегатов из Константинополя, которых, по замечанию современника, было более 600 человек во главе с императором Иоанном VIII Палеологом и Константинопольским Патриархом Иосифом II, а также полномочными представителями Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского патриархов, не «перехватили» и не переубедили базельцы, Папа даже пообещал взять на себя все расходы по содержанию представителей Восточной Церкви. И византийский император, находясь в затруднительном финансовом положении, принял предложения Папы.

Именно в таких условиях Папой Евгением IV был открыт в 1438 г. собор в Ферраре, который в 1439 г. переместился во Флоренцию. Данный собор начался с того, что на нем были осуждены участники Базельского собора, угрожавшие безоговорочному авторитету Папы Римского. Папа не выполнил обещанные восточным делегатам условия: никакого финансирования они не получили и со временем были даже вынуждены распродавать свои личные вещи для того, чтобы покупать пищу. Именно при таких обстоятельствах, практически в течение 5 месяцев находясь под давлением как Папы, так и Византийского императора и Патриарха, подавляющее большинство восточных делегатов 5 июля 1439 г. подписали определение собора, что, собственно, и вошло в историю под названием «Флорентийская уния». Неподписавших было только пятеро: митрополиты Эфесский Марк, Иверский Григорий (чтобы не подписывать решение собора, притворился сумасшедшим), Нитрийский Исаакий, Газский Софроний и епископ Ставропольский Исаия, который, предчувствуя неладное, тайно бежал из Флоренции.

Согласно Флорентийской унии, Восточная Церковь признавала такие нововведения Церкви Западной, как учение о filioque (исхождение Святого Духа от Отца и Сына), учение о чистилище, учение о примате Папы Римского и др. При этом, однако, была сделана одна небольшая оговорка: Восточная Церковь все же не станет вводить в практику латинские литургические обычаи.

Весьма интересен и тот факт, что столь ратовавший за унию Патриарх Иосиф так и не дожил до ее заключения: он умер через 8 дней после своего письменного одобрения filioque на внутреннем заседании византийской делегации.

В итоге восточная делегация, вернувшись домой без обещанной помощи, была воспринята, мягко говоря, недоброжелательно. Духовенство столицы прекратило поминать императора и не хотело сослужить с теми, кто подписал решения собора. Спустя пару лет практически все восточные делегаты стали открыто отрицать свое согласие с собором, утверждая, что его решения были достигнуты подкупом и угрозами со стороны Папы. Официально на соборе 1442 г. Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская Церкви отвергли Флорентийскую унию. А несколько позже, в 1450 году, в присутствии трех Восточных Патриархов был низложен униатский Константинопольский Патриарх Григорий – и православие вновь восторжествовало.

Но опять-таки подобным планам и устремлениям сбыться было не суждено. Перешедшие в унию православные не получили обещанных свобод и полномочий, но само православие в итоге оказалось вне закона.

Таким образом, как Флорентийская, так и Брестская уния – это по большому счету не что иное, как попытки Западной Церкви путем применения политической силы и власти, а также прочих уловок подчинить своему влиянию Церковь Православную. И к чему такие попытки привели, мы также хорошо знаем: сам православный народ отвергал любую возможность унии, несмотря даже на то, что ее насаждали «огнем и мечом».

У́НИЯ ЦЕРКО́ВНАЯ (лат. unio ecclesia­sti­ca), со­юз ме­ж­ду Рим­ско-ка­то­ли­че­ской и иной хри­сти­ан­ской (пра­во­слав­ной или древ­не­вос­точ­ной) церк­ва­ми, пред­по­ла­гаю­щий под­чи­не­ние па­пе Рим­ско­му, при­зна­ние ка­то­лич. дог­ма­ти­ки (в т. ч. чис­ти­ли­ща , filioque и пр.) при со­хра­не­нии как собств. бо­го­слу­жеб­ной и язы­ко­вой тра­ди­ции, так и эле­мен­тов ка­но­нич. строя. Как пра­ви­ло, по­ня­тие «У. ц.» не ис­поль­зу­ют по от­но­ше­нию к фак­там слия­ния ме­ж­ду разл. про­тес­тант­ски­ми церк­ва­ми.

УНИЯ (от лат. unio «соединяю»), в широком смысле – объединение различных по обряду и догме христианских церквей на условиях главенства одной из них. В конкретном (применительно к истории России) значении – процесс образования и эволюции Униатской, или Греко-католической церкви («униатства») на территориях бывших Российской империи и Советского Союза.

«Объединение» в этом смысле подразумевает признание верховного главенства папы Римского, равно как и других римско-католических догматов (об исхождении Святого Духа и от Бога Сына (filioque), а не только от Отца; о чистилище), наряду с сохранением православных обрядов и уставов, включая брачную жизнь белого духовенства и богослужение на церковнославянском языке. Хотя Восточная («византийская») и Западная («римская») церкви к середине 11 в. окончательно разделились, в последующие века не раз предпринимались попытки сближения Рима с Византией, особенно в условиях ослабления последней под натиском турок. Попыткой, имевшей особый резонанс на Руси, была Флорентийская уния, заключенная на соборе во Флоренции в 1439 при участии представителей почти всех православных церквей, включая русских посланцев во главе с митрополитом Исидором. Уния, однако, не была проведена в жизнь: в итоге бурных дебатов ее в 1440-е годы осудили – и тоже соборно – как в Константинополе, так и в Москве.

УНИА́ТСТВО, тер­мин, обо­зна­чаю­щий идео­ло­гию и прак­ти­ку объ­е­ди­не­ния по­ме­ст­ных вос­точ­но­хри­сти­ан­ских церк­вей и Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви под ка­но­нич. гла­вен­ст­вом па­пы. У. офор­ми­лось в сред­ние ве­ка [Ли­он­ская уния (см. Ли­он­ские со­бо­ры ), Фло­рен­тий­ская уния (см. Фер­ра­ро -Фло­рен­тий­ский со­бор ), ка­то­ли­ки вост. об­ря­да – ма­ро­ни­ты , мель­ки­ты, си­ро­ка­то­ли­ки, ар­мя­но­ка­то­ли­ки и др.]. Тер­мин «У.» ис­поль­зу­ет­ся так­же при­ме­ни­тель­но к осо­бой хри­сти­ан­ской суб­куль­ту­ре, сло­жив­шей­ся в ре­зуль­та­те осу­ще­ст­в­ле­ния ин­сти­туцио­наль­ной унии. По­сле Бре­ст­ской унии 1596 тер­мин при­ме­ня­ет­ся пре­им. к укр.-бе­ло­рус. ре­лиг. реа­ли­ям.

Уния православной церкви

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 февраля 2016 г. на Кубе состоится встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска . Это первая в истории встреча предстоятелей русской православной и римско-католической церквей.

Предыстория конфликта

Крещение Руси состоялось в 988 г. по Византийскому обряду. Русская церковь стала новой митрополией Константинопольской патриархии, к тому времени уже не подчинявшейся западной церкви, возглавляемой папой римским.

Догматической конфликт между католической и русской православной церковью возник сразу после раскола западной и восточной христианских церквей в 1054 г. Политический же конфликт начался в XIII-XIV веках, когда католицизм начал распространять свое влияние на славянские, в том числе русские земли.

В 1438-1439 гг. состоялся Ферраро-Флорентийский собор, на котором православному духовенству было предложено признать главенство папы римского в обмен на военную помощь Византии перед угрозой наступления турок. Несмотря на то, что Византия согласилась на это предложение, тем не менее помощи она не получила. Уния по ряду причин так и не состоялась, в том числе из-за сопротивления византийского духовенства и нежелания европейских монархов оказывать помощь Константинополю. Русская и грузинская церкви подписывать унию отказались, причем русская церковь объявила в 1448 г. о своей автокефалии (самостоятельности) от Константинопольского патриархата.

Возникновение униатства в Восточной Европе

Католичество в Российской империи

В XVIII-XIX веках Российская православная и Римско-католическая церкви не имели прямых контактов. При этом со времен Петра I и массового принятия иностранцев на государственную службу, отношение к католикам стало терпимей, им было дозволено открывать новые церкви в российских городах. В 1773 г. без согласования с Римом была создана католическая Могилевская архиепархия. В 1783 г. для ее канонического утверждения в Россию прибыл первый чрезвычайный посол Ватикана — Джованни Аркетти. После этого предстоятелей католических российских епархий Рим начал назначать с согласия российского императора.

В результате трех разделов Польши (1772, 1793 и 1795 гг.) в состав России вошли крупные области с католическим населением. В итоге в 1818 г. между российским правительством и Ватиканом был подписан первый конкордат (церковно-государственный договор), регулировавший правовое положение католиков. Он был расторгнут после польского восстания 1830-1831 гг.

В 1839 г. собор Русской греко-католической церкви в Полоцке (ныне Белоруссия) отменил Брестскую унию, приходы униатской церкви присоединились к Российской православной церкви. Униатскими остались только храмы на территории Австрийской империи. Окончательно Брестская уния была ликвидирована на Львовском соборе Украинской греко-католической церкви 1946 г. Соборы 1839 и 1946 гг. Католической церковью не признаются.

В 1847 г. был заключен второй конкордат, который, в частности, гарантировал финансирование российскими властями деятельности католической церкви в России. Однако и он был расторгнут в 1866 г. из-за поддержки Ватиканом польского восстания 1863 г. Разрыв отношений сопровождался конфискацией имущества католического духовенства и ликвидацией всех оставшихся униатских епархий (завершена в 1875 г.).

Дипломатические отношения России с Ватиканом были восстановлены только в 1893 г. После Октябрьского манифеста 1905 г. Римско-католическая церковь (РКЦ) получила возможность свободно осуществлять религиозную деятельность.

В советское время

5 февраля 1918 г. Советом народных комиссаров (СНК) был принят декрет об отделении церкви от государства, который, в частности, лишал имущественных прав все религиозные организации. Как православное, так и католическое духовенство подвергалось репрессиям со стороны советской власти. Имущество обеих церквей было национализировано, значительное число священнослужителей было приговорено к тюремному заключению или ссылке, причем католических епископов чаще всего высылали за рубеж.

В 1926 г. вместо епархий на территории СССР были образованы апостольские администратуры. Однако к середине 1930-х гг. почти все католические структуры в стране были разгромлены, священнослужители высланы или репрессированы.

Прямые двусторонние контакты между Русской православной церковью Московского патриархата (РПЦ МП) и Ватиканом стали развиваться со второй половины 1950-х гг. Наиболее активно — во время понтификата папы Иоанна XXIII (1958-1963), сторонника интенсификации межцерковного диалога. На I Всеправославном совещании на острове Родос (Греция) в 1961 г. было принято решение развивать отношения православных церквей «в духе любви Христовой». После этого представители РПЦ МП впервые присутствовали в качестве наблюдателей на II Ватиканском соборе в 1962 г.

В 1967 г. между церквями начался богословский диалог (обсуждение разногласий основ вероучения) на общецерковном уровне. Первые контакты состоялись в Ленинграде. В 1979 г. для диалога между четырнадцатью автокефальными православными церквями (включая РПЦ МП) и Ватиканом была создана Специальная международная комиссия по богословскому диалогу между Римско-католической церковью и православными церквями.

Проблемы в отношениях в настоящее время

По итогам прошедшего 17-24 июня 1993 г. заседания Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу была принята Баламандская декларация. В ней католическая сторона провозгласила отказ от прозелитизма (деятельность по обращению в свою конфессию), а православные церкви приняли существование Восточных католических церквей (Армянской католической, Маронитской, Халдейской католической и др.). В 2008 г. Патриарх Московской и Всея Руси Алексий II заявил, что тексту Баламандской декларации «никогда не придавалось догматического значения». По словам патриарха, «документ так и не стал для католиков препятствием для насаждения унии и продолжения экспансии на восток».

Из-за проблемных вопросов унии и прозелитизма в 1990-х гг. все прошедшие двусторонние конференции и совещания с участием РПЦ и РКЦ завершались безрезультатно.

Также конфликт вызвало решение папы Иоанна Павла II об учреждении в России четырех католических епархий вместо апостольских администратур. РПЦ отрицательно отреагировала на этот шаг, поскольку это означало создание на канонической территории РПЦ параллельной полноценной церковной структуры.

Несмотря на эти проблемы, заседания Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу продолжаются. Последняя из них, 13-я по счету, прошла в Аммане (Иордания) 16-22 сентября 2014 г. 14-е заседание Смешанной комиссии намечено на 2016 г.

Уния православной церкви

1. Объединение, союз государств. Персональная уния (объединение под властью одного монарха). Реальная уния (объединение на основе договора или одностороннего акта более сильного государства). Уния Австрии и Венгрии.

2. Объединение православной и католической церкви под властью папы римского, с сохранением православной церковью своих обрядов и богослужения на родном языке, существовавшее до 1946 г. Церковная уния.

[От лат. unio — единство, объединение]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • У́ния (от позднелат. unio «единение», иногда называют «монархическая уния») — союз (общность) государств, возглавляемый одним монархом; также церковная уния.

У’НИЯ, и, мн. нет, ж. [от латин. unio — единство]. 1. Объединение (книжн., полит.). Политическая у. Швеции и Норвегии в 19 веке. Личная у. государств (напр. Польши и Литвы в 15—18 вв. под властью одного короля). 2. Объединение православной церкви с католическою под властью папы римского, происшедшее частично в украинских областях Польши в конце 16 века и существовавшее до последнего времени (церк., истор.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

у́ния

1. истор. союз (объединение) двух или более государств ◆ Франция выдвинула свою программу-минимум ― «план Тардье», ― предусматривающий таможенную унию между Малой Антантой, Австрией и Венгрией. Борьба империалистов за Австрию, «Известия», 03.05.1934 г. (цитата из НКРЯ) ◆ На основании всенародного референдума Исландия, с 1380 года являвшаяся фактически владением Дании, а с 1918 года государством, объединенным с ней на началах унии, провозгласила себя независимой республикой. Борис Явелов, «Вокруг света», 15.06.2004 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Тот занимал позицию создания унии Албании с Югославией. Никита Хрущев, «Воспоминания», 1971 г. (цитата из НКРЯ)

2. религ. объединение православной и католической церкви под властью Папы Римского при сохранении традиционных форм православных обрядов ◆ В этом письме Острожский выразил желание принять унию в принципе, но заявил, что уния с Римом должна быть заключена не одной западнорусской епархией, а всей греко-православной церковью, а для достижения этого необходимо, чтобы уния была поддержана восточными патриархами, московитами и молдаванами. Г. В. Вернадский, «Россия в средние века», 1958 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Некоторые православные паны мирволили Наливайку из ненависти к возникавшей унии. Н. И. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Выпуск третий: XV–XVI столетия», 1862–1875 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Уже после Флорентийской унии (1439) в русских церковных кругах окончательно утвердилось недоверие к грекам, пошедшим на эту унию; русская Церковь стала сознавать себя единственной хранительницей истины Христовой в ее чистоте. В. В. Зеньковский, «История русской философии», 1948 г. (цитата из НКРЯ)

объединение православной и католич. церквей на условиях признания православной церковью главенства рим. папы, но при сохранении ею своих обрядов и богослужения на родном яз. После разделения церквей (1054) противоречия продолжали расти. Тем не менее папы стремились к установлению У. ц., надеясь таким образом подчинить своей власти православную церковь. Со стороны Византии попытки объединения церквей предпринимались не церковью, а императорами, рассчитывавшими снискать расположение папства и добиться от него помощи в защите империи от многочисл. врагов, прежде всего сельджуков. Так, несмотря на сопротивление константинопольского патриарха и большей части духовенства, Михаил VIII Палеолог пошел на соглашение с папой, в результате к-рого была заключена в 1274 (на 2-м Лионском соборе) Лионская уния, фактически не принятая в Византии ни духовенством, ни населением и осужденная Константинопольским собором 1285. Столь же безуспешной была Флорентийская уния, заключенная в 1439 на Флорентийском соборе, но не вошедшая в силу ни в Византии, ни на Руси (была отвергнута соборами православной церкви — Иерусалимским в 1443 и др.). После падения Византии папство тщетно пыталось склонить Русское гос-во к У. ц.; ему удалось в союзе с пр-вом Речи Посполитой навязать укр. и белорус. народам Брестскую унию 1596 (см. также Униатская церковь), в союзе с венг. феодалами ввести в Закарпатье и на терр. совр. Чехословакии Ужгородскую унию 1649, а в 1699 уния была распространена и на православное население Трансильвании. Брестская уния была официально расторгнута в 1946; в Трансильвании У. ц. была ликвидирована в 1948, в Закарпатье (СССР) — в 1949, в Чехословакии — в 1950.

Смотреть что такое УНИЯ ЦЕРКОВНАЯ в других словарях:

УНИЯ ЦЕРКОВНАЯ

УНИЯ ЦЕРКОВНАЯ

УНИЯ ЦЕРКОВНАЯ

— воссоединение исповеданий Православного и Католического при помощи некоторых взаимных уступок. Инициатива первых попыток У. Ц. исходила всегда от кат. смотреть

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector