Троицкий патерик

Согласно постановлению Седьмого Вселенского Собора Православная Церковь почитает образ «наряду с Крестом и Евангелием». Создание иконы является подвигом благочестия, предполагающим благодатную помощь свыше. Отсюда и особый чин святости – чин святых иконописцев во главе с апостолом и евангелистом Лукою. В Русской Церкви к лику святых иконописцев причислены святой Алипий Печерский, преподобный Дионисий Глушицкий и величайший русский иконописец преподобный Андрей Рублев.

Исторические сведения о преподобном Андрее крайне скудны. О его происхождении ничего не известно. Прозвище «Рублев», которое сохранилось за ним в монашестве, по-видимому, родовое. Оно имеет характерное для русских фамилий окончание. В XIV–XV веках такие фамилии носили только знатные люди.

Год рождения преподобного Андрея неизвестен. Предполагают, что он родился около 1360 года. Эта дата является условной, официально принятой в современной исторической науке.

Некоторые исследователи считают, что святой Андрей в юные годы жил в Византии. В его художественном наследии имеется изображение греческого морского судна (на фреске «Земля и море отдают мертвых», владимирский Успенский собор, 1408 г.). Мачты, реи, флаг на корме – все написано с таким знанием корабля, что можно предположить одно из двух: либо святой Андрей видел такие корабли, т. е. был на море, либо получил эти сведения от своего наставника – художника греческого происхождения. Согласно одной из гипотез, святой Андрей был учеником знаменитого Феофана Грека. Это предположение основано на том, что в записи 1405 года их имена упоминаются рядом, причем первым идет Феофан. То, что Феофан Грек оказал определенное и, может быть, немалое воздействие на святого Андрея, можно считать несомненным, хотя бы в силу того, что они трудились какое-то время вместе и юный Андрей, конечно, внимательно наблюдал, как работает знаменитый грек.

Место пострижения преподобного Андрея достоверно неизвестно, но вся его жизнь связана с двумя монастырями – Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве. Предание, восходящее к концу XVI века, видит в святом Андрее духовного сына преподобного Никона Радонежского. Однако современные исследования показывают, что постриг он принял скорее всего в Спасо-Андрониковом монастыре. Эти две версии не противоречат друг другу, поскольку оба монастыря были тесно связаны между собой. Очевидно, что святой Андрей был в послушании у преподобного Никона, когда трудился в Троицком монастыре и писал иконы в Троицком соборе. Поскольку инок Андрей постоянно выполнял заказы митрополита и великого князя, естественно было ему находиться «под рукой» у владык, т. е. в одном из московских монастырей (его иконы сохранились в Благовещенском соборе в Московском Кремле). Пребывая в Спасо-Андрониковом монастыре, он жил в духовной среде учеников Преподобного Сергия, с которыми тесно общался во время поездок, связанных с выполнением заказов.

В 1408 году, как сообщает летопись, преподобный Андрей вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным расписывает Успенский собор во Владимире. Предание о тесном сотрудничестве двух иконописцев-подвижников бережно сохранялось на протяжении XV века и было записано святым Иосифом Волоцким. Стяжанием великой Божественной благодати преподобный Иосиф объясняет их полный уход от всякого земного попечения, «яко никогда же о земных упражнятися». Они «предуспели» в Божественной любви, которая открылась им и привлекла в себе. Созерцание икон являлось для них праздником, исполняющим сердце «божественной радостью и светлостью», возводящим ум от материального, огрубленного, недвижимого подражания к невещественному, источающему жизнь мира Первообразу. Отсюда и особое значение иконы как свидетельства об истине, отсюда и особо проникновенное отношение к каждому движению кисти.

Троицкий патерик

Житийная икона прп. Андрея Рублева с клеймами

«Сего ради», т. е. ради столь высокого и столь духовного образа жизни, «Владыко Христос тех прослави и в конечный час смертный». Уже после кончины святого Андрея Даниил Черный, не разлучавшийся с ним в сердце своем всю жизнь, умирая, получил откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии Небесном: «Виде… Андрея во мнозе славе и с радостию призывающа его в вечное оно и бесконечное блаженство».

На протяжении ХѴІ–ХѴІІ веков память этих иконописцев, в первую очередь святого Андрея, была окружена глубоким почитанием. В середине XVI века Стоглавый Собор возвел его иконы во всеобщий образец, предписав писать образ Святой Троицы так же, как писал Андрей Рублев.

Свидетельство о признании святости преподобного Андрея находим в строгановском иконописном подлиннике (конец XVI века). Подлинник сообщает: «Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия святые иконы написал, все чудотворные… а прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу…». Здесь святой Андрей именуется преподобным, все его иконы признаются особо благодатными, указывается на его принадлежность к духовной традиции святых Сергия и Никона. Имя святого Андрея встречается и в древних месяцесловах. На миниатюрах рукописей XVI века он изображается с нимбом. Согласно традиции, в Троице-Сергиевом монастыре память преподобного Андрея совершалась 17 июля, в день памяти святого Андрея Критского.

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1988 года причислил Андрея Рублева к лику святых для общецерковного почитания. «О преподобном Андрее современники свидетельствовали как о подвижнике святой жизни, обильно проявлявшем христианскую любовь к ближним, – говорится в Деяниях Собора. – Через многие иконы преподобного Андрея, особенно через образ „Святой Троицы“, ставший совершенным выражением догмата о Триедином Боге после более чем тысячелетнего его осмысления в православной иконографии, христианское благовестие в наши дни распространяется по всему миру».

Троицкий патерик

По явному Промыслу Божию именно в наше время «Святая Троица» преподобного Андрея, а также и другие его произведения приобрели значение свидетельства истины православия пред лицом всего мира. «Божественнаго света лучами облистаемый, преподобне Андрее, Христа познал еси – Божию Премудрость и Силу и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси Единство во Святей Троице, мы же со удивлением и радостию вопием ти: имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице, моли просветити души наша» (тропарь, глас 3-й).

В. Лебедев

Источник: В. Лебедев. Преподобный Андрей Рублев // Журнал Московской Патриархии. – 1989. – № 7. – С. 40.

17 июля православные вспоминают преподобного Андрея Рублёва — одного из величайших древнерусских живописцев, чья личность до сих пор остаётся загадкой. Исторические сведения о нем очень скудны: точная дата рождения и происхождение художника не известны. Но важно главное: Церковь чтит память преподобного Андрея Рублева именно как святого иконописца, росписи которого украшают старейшие соборы страны. Иконы преподобного, в числе которых и знаменитая «Троица», говорят о художнике лучше всяких слов.

Андрей Рублев — биография святого и как он связан с Сергием Радонежским

О житии преподобного Андрея Рублева летописи рассказывают очень мало. Принято считать, что иконописец родился около 1340-1350 года. Судя по фамилии, происходящей от слова «рубель» (так на Руси называли приспособление для стирки и глажения белья), его отец был ремесленником. Вся жизнь преподобного Андрея Рублева тесно связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве.

Как создавалась главная русская икона — Троица Андрея Рублева

Первое летописное упоминание о художнике относится к 1405 году. В нем сообщается, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. В 1408 году он совместно с Даниилом Чёрным делал росписи Успенского собора во Владимире.

Самая известная икона Андрея Рублева — «Троица» — была создана около 1420 года в период работы Рублева над росписью Троицкого собора на территории Троице-Сергиева монастыря. В «Сказании о святых иконописцах» сохранилось свидетельство того, что Никон Радонежский просил Рублева написать образ святой Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию.

Сюжет иконы построен на 18-й главе книги Бытия, где описывается, как Бог в виде трех мужей или ангелов явился праотцу Аврааму и его жене Сарре у мамврийского дуба. Эта сцена приобрела особое значение для христианской Церкви после принятия на II Вселенском соборе (381 г.) догмата о триединстве Божества и стала одним из ключевых в иконографии.

Уникальность написанной Рублевым «Троицы» в том, что впервые вместо обычной бытовой сцены он изобразил наполненное глубоким символическим смыслом событие. Она отличается от остальных существующих вариаций библейского сюжета особенной гармонией всех элементов, выражающей основную идею самопожертвования как высочайшего состояния духа. В настоящее время икона хранится в Третьяковской галерее.

Где покоятся святые мощи Андрея Рублева и другие памятные места, связанные со святым

Местонахождение мощей преподобного Андрея Рублева является одной из исторических загадок. После смерти иконописец был погребён в Спасо-Андрониковом монастыре. При проведении раскопок на территории обители в 2006 году было обнаружено захоронение, предположительно относящееся к XV веку. По мнению экспертов, найденные останки принадлежат Андрею Рублёву.

Помимо Троице-Сергиева и Спасо-Андроникова монастыря, на карте России есть немало мест, связанных с именем великого живописца. Работы Рублева можно увидеть в Государственной Третьяковской Галерее, Благовещенском соборе Московского Кремля, Успенском соборе во Владимире. Во многих города есть памятники и скульптуры, посвященные Андрею Рублеву: у входа в ЦМиАР и парк имени Пушкина во Владимире, а также на фронтоне Омской государственной библиотеки.

В Третьяковской галерее хранится и самое прославленное произведение Андрея Рублева — знаменитая «Троица». Созданная в расцвете творческих сил, икона является вершиной в искусстве художника. Во времена Андрея Рублева тема Троицы, воплощавшая идею триединого божества (Отца, Сына и Святого Духа), воспринималась как символ отражения вселенского бытия, высшей истины, символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага. Сергий Радонежский основал недалеко от Москвы монастырь с главным храмом во имя Троицы, твердо веруя, что «взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего».

Преподобный Сергий Радонежский, под влиянием идей которого сформировалось мировоззрение Андрея Рублева, был святым подвижником и выдающейся личностью в истории человечества. Он ратовал за преодоление междоусобиц, деятельно участвовал в политической жизни Москвы, способствовал ее возвышению, мирил враждовавших князей, содействовал объединению русских земель вокруг Москвы. Особой заслугой Сергия Радонежского было его участие в подготовке Куликовской битвы, когда он своими советами и духовным опытом помогал Дмитрию Донскому, укреплял в нем уверенность в правильности избранного пути и, наконец, благословил русское воинство перед Куликовской битвой. Личность Сергия Радонежского обладала особым авторитетом для современников, на его идеях было воспитано поколение людей эпохи Куликовской битвы, и Андрей Рублев как духовный наследник этих идей воплотил их в своем творчестве.

В двадцатых годах XV века артель мастеров, возглавляемая Андреем Рублевым и Даниилом Черным, украсила иконами и фресками Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия, возведенный над его гробом. В состав иконостаса вошла как высокочтимый храмовый образ икона «Троица», помещенная по традиции в нижнем (местном) ряду с правой стороны от Царских врат. Существует свидетельство одного из источников XVII века о том, как игумен монастыря Никон поручил Андрею Рублеву «образ написати пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию».

В основе сюжета «Троицы» лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму божества в виде трех прекрасных юношей-ангелов. Авраам с женою Сарой угощали пришельцев под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах. Издавна существует несколько вариантов изображения Троицы, иногда с подробностями застолья и эпизодами заклания тельца и печения хлеба (в собрании галереи это иконы Троицы XIV века из Ростова Великого и XV века из Пскова).

В рублевской же иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их состоянии. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения — жертвенная любовь. Левый ангел, означающий Бога-Отца, правой рукой благословляет чашу. Средний ангел (Сын), изображенный в евангельских одеждах Иисуса Христа, опущенной на престол правой рукой с символическим перстосложением, выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву. Таким образом, изображение Ветхозаветной Троицы (то есть с подробностями сюжета из Ветхого Завета) превращается в образ Евхаристии (Благой жертвы), символически воспроизводящей смысл евангельской Тайной вечери и установленное на ней таинство (причащение хлебом и вином как телом и кровью Христа). Исследователи подчеркивают символическое космологическое значение композиционного круга, в который лаконично и естественно вписывается изображение. В круге видят отражение идеи Вселенной, мира, единства, объемлющего собою множественность, космос. При постижении содержания «Троицы» важно понять его многогранность. Символика и многозначность образов «Троицы» восходят к древнейшим временам. У большинства народов такие понятия (и изображения), как древо, чаша, трапеза, дом (храм), гора, круг, имели символическое значение. Глубина осведомленности Андрея Рублева в области древних символических образов и их толкований, умение соединить их смысл с содержанием христианского догмата предполагают высокую образованность, характерную для тогдашнего просвещенного общества и, в частности, для вероятного окружения художника.

Символика «Троицы» соотнесена с ее живописно-стилистическими свойствами. Среди них важнейшее значение имеет цвет. Так как созерцаемое божество являло собой картину райского горнего мира, художник с помощью красок стремился передать возвышенную «небесную» красоту, открывшуюся земному взору. Живопись Андрея Рублева, особенно Звенигородского чина, отличают особая чистота цвета, благородство тональных переходов, умение придать колориту светоносность сияния. Свет излучают не только золотые фоны, орнаментальные разделки и ассисты, но и нежная плавь светлых ликов, чистые оттенки охры, умиротворенно-ясные голубые, розовые и зеленые тона одежд ангелов. Символичность колорита в иконе особенно ошутима в ведущем звучании сине-голубого, именуемого рублевским голубцом. Постигая красоту и глубину содержания, соотнося смысл «Троицы» с идеями Сергия Радонежского о созерцательности, нравственном усовершенствовании, мире, согласии, мы как бы соприкасаемся с внутренним миром Андрея Рублева, его помыслами, претворенными в этом произведении.

Троицкий патерик

1. Неизвестны не только точная дата рождения святого, место, где он появился на свет, но даже имя. Скорее всего, великий иконописец родился где-то в Подмосковье, вероятнее всего, в 1360 году, а назвали его как-то на букву «А». Андрей — монашеское имя преподобного, а по традиции того времени при постриге давалось новое имя, начинающееся на ту же букву, что и прежнее, мирское. Фамилия Рублев проливает свет на происхождение: рубель — инструмент для накатки кож, значит, родился иконописец в семье ремесленников.

Троицкий патерик

Троицкий патерик

Как ни странно, о детстве святого можно судить определеннее. Для этого достаточно окунуться в летописи. 1360 год, на Руси неспокойно: в Орде «замятие» — ордынские ханы воюют за первенство, что отзывается у нас смутой да междоусобицами: великокняжеский титул надо получать у новых ордынских правителей каждый раз заново. В 1362 году в Подмосковье как раз мобилизация по поводу похода московского войска на Владимир, по счастью, в тот год обошлось без крови. Передышка недолгая, в 1364 году из Нижнего Новгорода в Москву приходит чума. «Прииде сея казнь, — читаем в летописи, — и такое множество было мертвых, что не успевали живые погребать их», «был мор велик и страшен, везде бо мертвии в градах и в селах, в домах и у церквей. И туга и скорбь и плачь неутишим. дворы многи пусты быша, а в иных один остался или два. » Следующий 1365 год отмечен такой великой засухой, что за два часа Москва сгорела без остатка. А засуха — это не только пожары, но и голод. 1366 год — опять чума «во граде Москве и во всех пределах его». Конец 1360-х — начало 1370-х годов: кровопролитные распри между Московским и Тверским княжеством вспыхивают с новой силой, сейчас они отмечены особой, остервенелой жестокостью: разорение, сжигание городов и сел, захват в плен мирных жителей — страшная, братоубийственная разделенность русских людей. 1368 год — литовец «Ольгерд собра силу многу и приде к Москве в силе тяжце», еще бы! Ведь к нему присоединились тверские и смоленские полки. Перейдя границы московского княжества враг «нача воевати порубежные места, жещи и грабити, а люди сещи». За скупыми строчками летописи стоят великие страдания беззащитных жителей сел и малых городов — изрубленные тела близких, ограбленные и сожженные жилища, холод и голод зимы. Ответный поход москвичей на Тверь был не менее жесток, война двух княжеств длилась не один год, затишья были кратки. Как пишет летописец: «Мир стоит до рати, а рать до мира» — замкнутый круг жестокости, ненависти, зверств, причем людей родных, близких по крови.

Троицкий патерик

Каким чудом в этой адской мясорубке выжил ребенок, будущий автор «самых гармоничных образов мирового искусства»? Как не озлобился? В чем увидел, узрел тот свет, которым наполнены его иконы? Как не потерял веру? С чего взял, что высок не только Бог, но и человек? Что человек может быть так одухотворен и гармоничен, каким он его пишет?

2. Этот поразительный контраст крайне жестокой исторической эпохи и умиротворенно-гармоничных образов великого живописца отчетливо показан в знаменитой ленте Андрея Тарковского. Конечно, фильм нельзя считать биографическим, это художественное исследование о том, что творчество не бесполезно, не бессмысленно, что оно способно преображать самую глухую, дикую реальность. Да, фильм — не биография святого, и все же в кинополотне есть важный факт из жизни Рублева, историчность которого не оспаривается. Речь идет об обете молчания. Помните, страшный набег на Владимир ордынского войска Эдигея? Разграбление города и храма, гибель икон и фресок. На глазах у Рублева ордынец тащит юродивую девушку, и тут художник не выдерживает, разбивая голову насильника топором. Да, эпизод стоит на зыбкой почве художественного вымысла, но здесь это неважно. Важно, что последовало за этим. Желая искупить грех убийства, Рублев Тарковского дает обет молчания. И держит его. Вот этот факт и проливает свет на все.

Троицкий патерик

Из летописей известно, что к 1405 году сорокапятилетний иконописец уже был монахом — «чернец Андрей» вместе с Феофаном Греком и Прохором-старцем расписывал Благовещенский собор в Кремле. «Чернецами» народ называл монахов — по цвету одеяния, символизировавшего отречение от мира. Но ведь монах не просто уходит из мира, отрекаясь от него. Он молится. С молитвой и связана разгадка главной тайны Рублева.

Речь идет о мистическом подвижничестве, называемом «исихазм», от греческого слова «исихия» — молчание, безмолвие, покой. На Руси центром мистического подвига тогда был Троице-Сергиев монастырь. Рублев жил в среде учеников и последователей Сергия Радонежского, они и стали, как считают ученые, его наставниками в исихазме. Святой Иосиф Волоцкий в XVI веке напишет об исихасте-художнике, который через «великое тщание о постничестве и иноческом жительстве» сумел «ум и мысль возносити к невещественному, чувственное же око возводити к написанным образам». Так появлялось тихое, созерцательное искусство Рублева, которое Д.С. Лихачев назовет стилем «психологической умиротворенности». За этим искусством стоял огромный личный духовный труд. Икона стала лишь результатом этого внутреннего духовного подвига, этого опыта просветленного, «углубленного» человека. Рублев, пишет историк Л.А. Успенский, «показывает не борьбу с падшей природой, а победу духа над этой природой, центр тяжести у него не в труде подвига, а в радости его плода, в благости и легкости. поэтому при необычайной глубине содержания его искусства оно по-детски радостно и легко, полно безмятежного покоя и теплоты».

Сегодня, когда каждый желает высказаться, прокричать, протрещать о себе, независимо от того, есть ли что за душой или нет, урок нам крайне полезный.

Зачем они молчали?

Исихазм, молчальничество — направление в монашестве, известно с IV века, расцвет — в XIV веке. Одна из целей исихии, безмолвия — достижение внутренней тишины, цельности душевных и телесных состояний, внутреннего духовного сосредоточения в непрестанной «умной» молитве, на «внутреннем делании» человека, а не внешней стороне его жизни. Святой живописец Андрей Рублев и был таким молчальником.

17 июля православные вспоминают преподобного Андрея Рублёва — одного из величайших древнерусских художников, чья личность до сих пор остаётся загадкой.

Биография

Троицкий патерик

По мнению большинства учёных, «Андрей Иванов сын Рублёв», как было подписано на одной из его работ, родился около 1360 года в Московском княжестве (по другой версии, в Великом Новгороде). Судя по фамилии, происходящей от слова «рубель» (так на Руси называли приспособление для стирки и глажения белья), его отец был ремесленником.

В «Сказании о святых иконописцах» (XVII век) говорится, что Андрей Рублёв жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, который стал игуменом после смерти Сергия Радонежского.

Здесь Андрей Рублёв был пострижен в монахи (по другой гипотезе, он принял постриг в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве). Мирское имя художника неизвестно.

Троицкий патерик

Скончался художник 29 января (11 февраля по новому стилю) 1430 года в Москве во время чумы. Иконописец был погребён в Спасо-Андрониковом монастыре. В 1988 году его канонизировал Поместный собор РПЦ.

За всю жизнь лицо художника ни разу не было запечатлено. Впрочем, существует мнение, что среди его икон в Благовещенском соборе может быть и собственный автопортрет в образе Иуды Искариота.

В 2006 году при раскопках в Спасо-Андрониковом монастыре было обнаружено захоронение предположительно XV века. По мнению главного специалиста Московского бюро судмедэкспертизы Сергея Никитина, найденные останки принадлежат Андрею Рублёву.

На основе находки в течение семи лет длились работы по воссозданию облика иконописца при помощи многочисленных исследований, анализов и технических разработок.

Творчество Андрея Рублёва

Работы художника отличаются чистой и благородной цветовой гаммой, плавностью контуров и своеобразным внутренним сиянием. Иконописец имел глубокие познания в сфере древних символов и образов, их толкования, что, безусловно, повлияло на стиль и характер его творений.

Троицкий патерик

Отпечаток на творчество Рублёва наложили исторические события, которым он был свидетелем: междоусобные войны, набеги татар, моровая язва — всё откликалось в сумрачных тонах, впечатляющих образах, не свойственных автору. Несмотря на это, творчество Андрея Рублёва всегда было проникнуто гуманизмом и неисчерпаемой любовью к жизни.

Искусствовед Михаил Алпатов писал: «Искусство Рублёва — это, прежде всего, искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания. Андрей Рублёв возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию».

Первое упоминание об Андрее Рублёве в летописи появилось в 1405 году. В ней говорилось, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Рублёв преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственную работу с именитым Феофаном Греком.

Второй раз в летописи Андрей Рублёв упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире (роспись сохранилась частично). В 1420-х годах иконописец и Даниил Чёрный руководили работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти работы не сохранились.

Самая известная икона Андрея Рублева — «Троица» — была написана около 1420 года. Она отличается от остальных существующих вариаций библейского сюжета особенной гармонией всех элементов, выражающей основную идею самопожертвования как высочайшего состояния духа. В настоящее время икона хранится в Третьяковской галерее.

Где можно увидеть иконы Андрея Рублёва?

Многие работы были безвозвратно утрачены, однако сохранившиеся до наших дней можно увидеть:

  • «Троица» (1420) — Государственная Третьяковская Галерея, Москва;
  • «Спас в силах» (1408) — Государственная Третьяковская Галерея, Москва;
  • «Сошествие во ад» (1408 – 1410) — Государственная Третьяковская Галерея, Москва;
  • «Благовещение» (1405) — иконостас Благовещенского собора Московского Кремля;
  • «Архангел Михаил» (1408) — иконостас Успенского собора во Владимире;
  • «Вознесение Господне» (1408) — праздничный ряд иконостаса Успенского собора во Владимире;
  • «Архангел Михаил» (1408) — иконостас Успенского собора во Владимире;
  • «Архангел Гавриил» (1408) — иконостас Успенского собора во Владимире;
  • «Богоматерь» (1408) — иконостас Успенского собора во Владимире;
  • «Григорий Богослов» (1408) — иконостас Успенского собора во Владимире;
  • «Иоанн Златоуст» (1408) — цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире;
  • «Иоанн Богослов» (1408) — иконостас Успенского собора во Владимире;
  • «Иоанн Предтеча» (1408) — иконостас Успенского собора во Владимире;
  • «Андрей Первозванный» (1408) — иконостас Успенского собора во Владимире.

Троицкий патерик

Музеи, памятники и фильмы, названные в честь Андрея Рублёва

Троицкий патерик

  • Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (1985) на территории Спасо-Андроникова монастыря;
  • памятники Андрею Рублёву у входа в ЦМиАР, у входа в парк имени Пушкина во Владимире, а также скульптура на фронтоне Омской государственной библиотеки;
  • почтовая марка с изображением Андрея Рублёва;
  • кратер на Меркурии имени Андрея Рублёва;
  • фильм «Андрей Рублёв» (1966) Андрея Тарковского, разделённый на восемь новелл и повествующий о жизни русского иконописца;
  • научно-популярный фильм «Андрей Рублёв» (1987) Л. Никитиной;
  • храм прп. Андрея Рублёва в Раменках (в процессе строительства), Электростали, Братске.

Троицкий патерик

Праздник «Учитель и ученик. Игумен земли русской Сергий Радонежский и великий русский иконописец Андрей Рублев»

Праздник приурочен ко дню памяти великого русского иконописца, преподобного Андрея Рублева, чья жизнь и творчество неразрывно связаны со Спасо-Андрониковым монастырем – он был монахом этой обители и незадолго до своей кончины выполнил росписи Спасского собора.

18 июля — день обретения мощей святого Сергия, игумена Русской земли — преподобного Сергия Радонежского, стоявшего у истоков основания Спасо-Андроникова монастыря. Иконописец Андрей Рублев считается его духовным учеником в художественной форме воплотившим заветы своего учителя.
«Сергий сердцем чуял добро, Рублев узрел его очами» (М.В. Алпатов).

Программа праздника:

  • 14:00 Творческое занятие для школьников старших классов(15+) и взрослых “Знакомство с техникой отмывки китайской тушью” . Проводит Е.В. Рябова.
  • 16:00 и 17:00 Тематическая экскурсия: “Сергий Радонежский, Андрей Рублев и Спасо – Андроников монастырь”.
  • 16:45 Демонстрация документального фильма “Андрей Рублев – выдающийся русский иконописец”. Вход свободный.
  • 18:00 Лекция “Преподобные Сергий Радонежский и Андрей Рублев — учитель и ученик”.
    Читает старший научный сотрудник Ю.В. Дорофеев.

Билеты приобретаются в кассе музея.

Стоимость билета на творческое занятие – 100 руб.
Стоимость экскурсии — 200 руб. + входной билет в экспозицию.
Стоимость билет на лекцию – 250 руб. (для пенсионеров и студентов – 150 руб., дети до 16 лет, многодетные, инвалиды 1 и 2 групп — бесплатно)

Подробная информация по телефонам +7(495) 678-14-67, 678-98-03 или пишите в WhatsApp +7-926-909-1634.

На иконе Андрея Рублёва «Троица» Бог Отец и Бог Сын в синих ризах, что знаменует Их единосущность; Сын сидит одесную Отца за столом, указуя десницей на закланного, как на Себя Самого, приносимого в жертву; напротив Отца в огненном одеянии Святой Дух, не сотворён, не рожден, но исходящ. При этом на иконе Рублёва явлены не отдельные ипостаси, а Троица в целом, как сказал П.А.Флоренский: «Если есть Троица Рублёва, то есть Бог».

В заключительной песни «Рая» Данте спрашивает, кто геометр, способный измерить круг, в котором виден наш (человеческий) образ, круг Иисуса Христа в троекружии Троицы. Этот геометр родится через сорок лет после смерти Данте. Андрей Рублёв впишет человеческий образ в круги ипостасей, отражающиеся один в другом, как радуга в радуге по слову того же Данте, о котором никогда не слышал Андрей Рублёв, пишущий в своей «Троице» духовный опыт Сергия Радонежского, он же тайновидец Троицы.

«Троица» Рублёва — гармония до созерцания, музыка до слуха, творчество до творчества.

(Из книги «Креациология, или наука творчества»)

История создания «Святой Троицы» Андрея Рублева — на грани мистификации. Ни год написания, ни заказчик — ничего не известно о главном произведении православного искусства. Икона скромно провисела 5 веков в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, ничем не привлекая внимание мирян: не мироточила, не исцеляла, не чудотворила. Все изменилось в начале XX века, когда ее «открыли». Что же увидели современники?

Икона написана по ветхозаветному сюжету «Гостеприимство Авраама». Согласно оригиналу, праотец Авраам встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников, которых в дальнейшем назовут ангелами. Они рассказали Аврааму, что через год у того родится сын, от которого пойдет народ иудейский. Затем двое ангелов отправились карать жителей Содома, а третий ангел остался с Авраамом.

Сюжет этот трактовался различно. Идея того, что в образе ангелов Аврааму открылась единая сущность триипостасного бога — Святой Троицы, — утвердилась к IX-X векам.

Средневековые иконописцы обязательно изображали всех участников притчи. Рублев представил ее по-своему. Мы не видим ни Авраама, ни его жены Сары, а только Троицу. Ангелов расположены так, что линии их фигур образуют замкнутый круг. У каждого есть скипетр (символ власти) и лазурные одежды (знак неземной сущности).

Андрей Рублев со своей иконой

В центре — Бог Отец. Как первый среди равных он носит знаки власти: пурпурные одежды с золотой полосой через плечо. Он обращен в сторону Святого Духа, которому, словно бы, задает вопрос о том, кто пойдет на искупительную жертву. При этом он благословляет чашу, поднося к ней два перста. Святой Дух, отвечая Богу Отцу, указывает на Бога Сына. Последний смиренно принимает участь. Его зеленая накидка (гиматий) говорит о двойственной природе (человеческой и божественной).

Троица сидит за столом, на котором чаша с головой тельца — символ страданий Христа, на которые он пойдет ради искупления грехов человечества. Эта чаша и есть смысловой центр иконы.

На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (в трактовке Рублева древо жизни, которое Бог посадил в Эдеме) и гора (прообраз Голгофы, на которую суждено взойти Иисусу).

Кто заказал «Троицу» Рублеву? Точного ответа нет. Версия, с которой на сегодня согласно большинство исследователей, гласит, что икона была выполнена в похвалу Сергию Радонежскому по заказу его ученика и преемника игумена Никона. Он пригласил артель Андрея Рублёва и Даниила Черного завершить убранство только что построенного Троицкого собора. Иконописцы должны были расписать храм фресками, а также создать многоярусный иконостас. Вопрос о том, когда именно это могло произойти, остается открытым.

Примечательно, что ни в житии Сергия, ни в житии Никона не сказано ни слова о «Святой Троице». Впервые о ней упоминается в постановлении Стоглавого собора (1551 год), где она признается соответствующей церковным канонам. С 1575 года икона занимала главное место в «местном» ряду иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Затем ее неоднократно обкладывали золотом.

«Зырянская Троица»

На рубеже XIX-XX веков русская иконопись была «открыта» как искусство. Иконы начали вынимать из окладов, которые закрывали их практически полностью, а также расчищать от олифы и лака, поверх которых русские иконописцы писали новое изображение, как правило, совпадавшее по сюжету, но в соответствии с новыми эстетическими требованиями, предъявляемыми временем. Такое поновление икон могло привести к тому, что менялись размеры и пропорции фигур, их позы, другие детали.

К тому времени «Святая Троица» не пользовалась почитанием верующих: она не исцеляла, не совершала чудес, не мироточила. Но когда ее «открыли», то все были поражены красотой авторского слоя. Вместо тёмных, «дымных» тонов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы зрители увидели яркие солнечные краски, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы XIV — первой половины XV века. Рублев не знал памятников итальянского искусства, а следовательно, и ничего не мог из них позаимствовать. Его главным источником была византийская живопись палеологовской эпохи.

Сразу после раскрытия «Святой Троицы» начались проблемы с ее сохранностью. За последние 100 лет ее неоднократно реставрировали.

Судьба художника

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. Строфы Пушкина, пожалуй, — лучшее резюме для биографии Андрея Рублева. Впрочем, мы даже не знаем, как его звали. Под именем Андрей он принял постриг, а как его звали в миру — тайна сия мраком покрыта. То же касается и фамилии. Вероятно, что Рублев — это прозвище по роду занятий его отца.

Неизвестно и то, где и когда он родился, какого был происхождения, как начал заниматься иконописью. И что самое загадочное — как ему удалось создать шедевр, по красоте соперничающий с произведениями мирового искусства.

Фрески Успенского собора во Владимире

Первое упоминание о Рублеве в летописи появилось в 1405 году. В документе указано, что Феофан Грек, Прохор-старец и чернец Андрей Рублев расписали Благовещенский собор в Московском кремле. Это говорит о том, что уже к этому времени Рублев был опытным мастером, которому могли доверить такую ответственную работу. Уже через 3 года Рублев, согласно летописи, делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. На этот раз у Рублева есть помощники и ученики. В 1420-х годах вместе с Даниилом Чёрным он руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились.

В целом, из наследия Рублева до нас дошло совсем немного. пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать работы, которые сегодня с уверенностью исследователи атрибутируют Рублеву: что-то не сохранилось, а чье-то авторство пересмотрено, увы, не в пользу иконописца.

Троицкий патерик
Преп. Андрей Рублев, икона.

Андрей Рублёв (+ ок. 1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный

Память 4 июля, 13 июня (вместе с его сподвижниками прпп. Андроником, Саввой и Александром, игум. Московскими, и иконописцем Даниилом Чёрным), 29 января (в предполагаемый день преставления; Греч. [1]), в Соборах Московских и Радонежских святых

В древнем житии преподобного Сергия Радонежского, составленном его учеником Епифанием, украшенном многочисленными миниатюрами (список XVI в.), Андрей Рублев изображен в трех видах: сидящим на подмостках и пишущим на стене храма образ Нерукотворенного Спаса; приходящим к новопостроенной в лавре каменной церкви и погребаемым лаврской братией.

Скончался, согласно одному из предположений, 29 января 1430 года в Андрониковом монастыре.

Наиболее крупные работы Андрея Рублева — иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Деисис работы Феофана Грека и Андрея Рублева, равно как и вся златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве в 1547.

Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества. На Стоглавом соборе (1551) иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания: прямо было ведено «писати живописцем иконы с древних образов, как греческий живописцы писали, и как писал Андрей Рублев и протчии пресловутый живописцы».

Большая работа по реставрации его произведений и уточнению его художественной биографии, проделанная в XX веке, привела и к образованию романтической «рублевской легенды», извлекающей героизированную фигуру художника из анонимно-аскетической, надындивидуальной среды средневекового творчества.

Местночтимый святой с XVI века, был канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 году.

Творчество

Троицкий патерик
Троица, А. Рублёв, 1425 — 1427. Государственная Третьяковская галерея

Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Святой Руси. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина (“Спас”, “Апостол Павел” (находится в Русском музее), “Архангел Михаил”, все — рубеж XIV-XV веков), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи.

В конце XIV — начале XV века Рублев создал свой шедевр — икону “Троица” (находится в Государственной Третьяковской галерее на сюжет «Гостеприимство Авраама». Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. «Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.

В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублев расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.

Из фресок Рублева во Владимирском Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества Божественной справедливости. Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют, что к тому времени он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

В 1425 — 1427 годах Рублев совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. Колорит поздних икон более сумрачен; в части из них усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427) последней работой Рублева. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV — начало XV века), иконы — «Владимирская Богоматерь» (ок. 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» — все ок. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр «Евангелия Хитрово».

С 1959 в Андрониковом монастыре действует Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи.

Искусствовед М. В. Алпатов писал: «Искусство Рублева — это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания»; «Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию».

Созидатели и разрушители. Quis? Quid? Ubi? Quibus auxiliis? Cur? Quomodo? Quando?

585-летие блаженной кончины прп. Андрея Рублева помянули в обители Преподобного Сергия

Сегодня все истинные почитатели гения земли Русской прп. Андрея Рублева († 1428) празднуют память всемирно известного иконописца Древней Руси кто келейно, кто на праздничной Литургии. Сегодня, 30 октября 2013 года, исполняется 585 лет со дня его блаженной кончины.

О преподобне отче Андрее, зело облагодатствованный пресветлым даром видения первообразов красоты Божественных! О дивный плоде Церкве Российския, отрасле благая Сергием великим насажденного древа! В грозное бо время постави тя Господь свидетеля своего и земли нашея молитвенника велика тя содела. Кто исповесть безчисленныя труды и подвиги твоя, разум земный превосходящия и единому токмо ведомых Господу, имиже благодать писания чудотворящих икон стяжал еси! Ты благоуханием святых твоих икон весь мир исполнил еси, наипаче образом Пресвятыя Троицы, да воззрением нань побеждается всякий грех и ненавистная рознь мира сего. О преподобне и пречудне отче, призри с высоты, идеже в Божественнем свете пребываеши, и услыши молитвы нас, грешных, и, яко имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице, со преподобным Сергием и всеми святыми моли Владыку всех, о еже Церковь его укрепити, разобщенных соединити, расточенных собрати и в разумение истины всем приити, отвратити от нас праведный гнев Свой и исполнити даров Духа Святаго, любве, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания, земное же странствие прейти нам, грешным, безбедно, в будущем же веце сподобится с тобою и всеми святыми прославляти Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

От юности к Божественней красоте устремляяся,/ чудный иконописец в земли Российстей был еси,/ и богоносным твоим учителем поревновав,/ сиянием добродетелей украсился еси, преподобне Андрее,// темже и явися Церкве нашея похвала и радование.

Кондак преподобного Андрея Рублева, глас 8

Опубликовано на официальном сайте Свято-Троицкой Сергиевой лавры 30 Октября 2013 г.:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector