Собор иконы божией матери

Собор иконы божией матери

В христианстве есть огромное количество икон, которые имеют свою уникальную историю. Образ «Собор Пресвятой Богородицы» тоже относится к таким иконам, хоть и посвящен празднику, событию.

«Собор» переводится как сбор или массовая встреча. Это одна из наиболее распространенных икон в католицизме и православии. Перед ней можно читать молитвы или брать с собой в дальнюю дорогу. Ее не обязательно оставлять дома, потому что в своей помощи этот образ универсален и уникален.

История иконы

«Собор Пресвятой Богородицы» — это праздник, причем, один из самых древних в христианстве. Это встреча всех святых, пророков, ангелов и мучеников рядом с Богородицей 8 января. Даже обычные люди в этот день вспоминают Божью Матерь, потому она даровала миру Спасителя. Это постпразднество ко дню Рождества Христова. И именно к этому дню была написана данная икона.

Вариантов исполнения иконы несколько, потому как каждый из них был создан в различное время. Более новые образы содержат лишь святых и пророков, а вот многие старые содержат целые истории о жизненном пути Иисуса Христа, словно это взгляд в будущее, ведь Дева Мария знала, что ждет ее сына с самого начала.

Собор иконы божией матери

Собор иконы божией матери

Собор иконы божией матери

Данная икона может стать отличным подарком на Рождество Христово. Вы можете подарить ее своей матери, жене, сестре, а можете купить и для своего дома. Нужно ставить ее так, чтобы Богородица «видела» как можно больше.

Эту икону очень часто ставят на фасады церквей. Она есть, например, на южном фасаде церкви Божьей Матери в селе Глинково, которое находится в Сергиево-Посадском районе Московской области. Дело в том, что этот образ не имеет определенной цели. Он лишь указывает на важность Богородицы в рождении Христа.

В чем помогает икона

Это икона с уникальным разносторонним действием. Богородица всегда поможет вам обрести настроение и наведет вас на путь истинный в делах. Дома с такой иконой ссоры будут огромной редкостью. Она поможет в отношениях между детьми и родителями, а также между мужем и женой. Принимать общие решения для семьи будет гораздо легче. В начале нашей эры, когда христианство только зарождалось как мировая религия, эта икона была даже чудотворной. Многие образы помогали людям исцеляться от болезней и обретать смысл жизни.

Перед этой иконой можно и нужно читать следующие молитвы: «Живые помощи», «Отче наш», «Символ веры». Этот образ — символ большинства праздников, связанных с Богородицей — Сретения, Покрова, Преображения, Рождества. Если все плохо в личной жизни и если вас постоянно посещают негативные мысли, можно прочесть еще одну молитву: «Святые праотцы, мученики и все к Господу нашему приближенные, помогите нам грешным мир узреть настоящий, чтобы грусть и слабость духовная отступили навеки веков. Прости нас благодатная Матушка Заступница, яко же прегрешения наши оставляем мы без внимания. Яко же мы в вере нашей сомневаемся и деяния наши не замечаем темные. Помоги нам обрести счастье и дом наш преобразить добром и любовью. Аминь.»

Читайте эту молитву каждый день, если вы чувствуете, что вас одолевает грусть. Обязательно приобретите данную икону для своего дома, чтобы она оберегала ваши стены от всякого недоброго начала.

Один из величайших двунадесятых праздников, Рождество Христово — это день данной иконы. Точнее, ее день — 8 января, время воспоминаний о Матушке Заступнице. Именно эта дата является днем почитания иконы. Не забудьте посетить церковь в этот день, если у вас будет на то время и возможность. Помолитесь всем святым и Богородице, без которой не было бы Рождества Христова. Не забудьте поздравить всех матерей с этим праздником.

Собор иконы божией матери

Собор иконы божией матери

Собор иконы божией матери

Когда отмечается Собор Пресвятой Богородицы

Любой, даже совершенно невоцерковленный человек легко может назвать дату Рождества Христова — 7 января по новому стилю и 25 декабря по старому. Однако далеко не все знают, что на следующий день после Рождества, 8 января, Православная Церковь отмечает еще один большой праздник — Собор Пресвятой Богородицы. Почему же выбрана такая дата?

В Церкви есть традиция посвящать следующий день после годовщины большого события в истории святому, который послужил тому, чтобы оно смогло произойти. Так мы, христиане, воздаем благодарность этим святым. Например, после Крещения Господня, 20 января, отмечается праздник Собора честного и славного Иоанна Предтечи, без которого это Крещение не состоялось бы, а 8 января особо величаем Богородицу, Которая произвела на свет Господа нашего Иисуса Христа.

Надо заметить, что Собор Пресвятой Богородицы — один из древнейших праздников, учрежденных еще на заре христианства. Официальной датой его установления считается 681 год, когда состоялся VI Вселенский Собор, однако известен он был и гораздо раньше — еще в IV веке.

И это не удивительно, ведь кого, кроме Самого Господа Бога, стоит нам благодарить за приход в мир Его Сына, как не Богородицу? Это Она, чистая и непорочная, произвела на свет Богомладенца, и Ее мы благодарим за это вот уже две тысячи лет.

Как известно всем, кто знаком с Евангелиями, случилось это в Вифлееме, куда Мария вместе со Своим мужем Иосифом пришла, чтобы принять участие в переписи населения, учрежденной римским императором Августом. «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:4-7). Дальше Писание повествует о том, что Святое Семейство, будучи предупрежденным ангелом о замыслах иудейского царя Ирода истребить всех младенцев в возрасте до 2 лет, дабы не дать Истинному Царю прийти в мир, бежит в Египет, где и находится 7 лет, вплоть до смерти царя-грешника.

Кстати, в Египет Иосифа и Марию сопровождал также святой Иаков, сводный брат Господа, сын Иосифа от первого брака, который, будучи к тому времени уже взрослым мужчиной, взялся помочь им перенести все тяготы путешествия. А надо понимать, что в те времена дальние поездки были отнюдь не такими комфортными, как сейчас — путешествовали в лучшем случае верхом на ослах, а у кого не было денег и пешком, занимали подобные перемещения недели или даже месяцы. А особенно тяжелым путешествие должно было стать для Матери с грудным Младенцем и очень пожилого Иосифа, которому в то время было уже за 80.

Так что в день Собора Пресвятой Богородицы Церковь отдает дань также святому Иосифу Обручнику и святому Иакову, брату Господню. Кроме того, поминается и святой царь Давид, который является земным предком Иисуса Христа. Именно поэтому праздник и называется Собором, то есть, он посвящен не только Богородице, но и другим святым.

Собор Пресвятой Богородицы в России традиционно считается не только днем, когда мы воздаем особую благодарность Деве Марии, но праздником всех рожениц и акушеров. Ведь рождение каждого ребенка — это неоценимый дар Бога людям, великое чудо, воплотить которое дано только женщине. Привести в мир новую душу, дать ей жизнь, любовь, тепло, заботу, часть себя — это ли не великий подвиг и великая жертва, в которых мать становится сопричастной одновременно и дару Богородицы, и делу Бога, сотворившего человека по Своему образу и подобию. Конечно, как мы воздаем хвалу Матери Божьей за то, что Она дала жизнь Господу, так должны и благодарить своих матерей и тех людей, которые помогают им в рождении детей — акушеров.

8 января (26 декабря) было принято печь хлеб и нести его в церковь для освящения. Несколько караваев традиционно оставлялось в храме, остальные забирались с собой и делились между домочадцами.

Священник Игорь Сильченков, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, с. Рыбачье, г. Алушта, Симферопольской и Крымской епархии УПЦ МП (propovedi.su):

«В этот день мы поминаем Богородицу и тех святых, которые были в земной жизни рядом с Ней, те, кто помогали Ей в трудностях земной жизни. А наша земная жизнь не должна быть без трудностей, ведь иначе она приводит нас к духовному отуплению и деградации, гордыне и прочим грехам. И человек жив на земле, когда он преодолевает трудности, когда он с чем-то смиряется, когда отсекает свою волю и ищет помощи Божьей.

Человек уподобляется Господу и ангелам небесным, когда в трудностях начинает помогать другим, не зацикливается на собственных проблемах и болезнях, не закрывается от других. А если он живет только по собственной воле и думает только о себе, то озлобляется, его жизнь становится скучной и унылой. Служа же ближним нашим, мы приобретаем любовь как самоотвержение, как служение Богу и людям. Поэтому наши скорби — это благодать для тех, кто может нам помочь, а их скорби — это благодать для нас. Закончатся же трудности тогда, когда принесут свой духовный плод, для которого и были посланы. А если в скорбях мы ропщем на Бога, то они будут продолжаться и усиливаться.

Этих скорбей не избежал и Сам Господь, хотя Он свят и не нуждается в духовном совершенствовании, как мы с вами. И эти скорби начались у Него с самого рождения, ведь Он претерпел бегство и изгнание в Египет в самом начале Своей земной жизни.

И в этот святой день, который продолжает праздник Рождества Христова, мы должны восславить Господа, Который не оставляет нас в погибели, при этом не лишая скорбей».

Собор иконы божией матери

Москва. Бывший Знаменский монастырь. Собор иконы Божией Матери Знамение
Адрес: Москва, улица Варварка, 8 с
Строительство: 1679-1684 годы
Зодчие: Федор Григорьев, Григорий Анисимов
Стиль: Московское зодчество

Первый русский царь из династии Романовых — Михаил Федорович Романов, основал Знаменский монастырь в 1629-1630 гг. на месте своей бывшей родовой усадьбы. Собор иконы Божией Матери «Знамение» являлся центром монастырского ансамбля. Собор построен в 1679-1684 гг. костромскими мастерами Федором Григорьевым и Григорием Анисимовым по заказу И.М. Милославского.
В 1683 г. Милославский умер, не закончив строительство собора. Закончили его в 1684 г. По указу царя строительство «сметил» боярин Василий Федорович Одоевский. Двухэтажный пятиглавый собор строился по образцу Успенского собора и корпуса келий. Торжественно освящен 27 июля 1684 г. святейшим патриархом Иоакимом.
Главный престол — в честь иконы Божией Матери «Знамение» (семейная икона дома Романовых «Знамение» со святыми на полях сейчас находится в собрании Иркутского музея), придел преподобного Михаила Малеина. Нижний храм — во имя преподобного Сергия Радонежского, придел Святого Николая.
Знаменский собор подобно многим древним церквам внешне имеет форму корабля, переднюю часть которого представляют два алтаря: верхний и нижний, выступающий там, где верхний кончается, а заднюю часть — паперть с лестницей. Середину собора составляют возвышающиеся над прочими частями стены, квадратно расположенные, завершающиеся сводом и пятью главами, из которых четыре по углам глухи, шея же пятой главы составляет купол с четырьмя окнами. Внутри верхней церкви столпов нет, но свод, купол и главы опираются на толстые стены собора.
Первые сведения о росписи собора относятся в 1740 г. В 1782-1783 гг. было сделано новое оформление интерьера. Сомкнутый свод получил оформление в виде кессонов с лепными розетками в середине. Карниз поддерживают пилястры с парой картушей в середине каждой пилястры. В картушах раскрыта темперная живопись конца XVIII века. В центре купола центральной главы — «всевидящее око». Отделка конца XVIII в. сохранилась в алтарной апсиде второго яруса.
В 1784-1789 гг. была построена колокольня с новым братским корпусом. Колокольня была с юго-запада, каменная лестница — с северо-запада.
После разорения 1812 г монастырь был возобновлен на деньги Святейшего Синода и средства частных лиц. Работы по восстановлению были закончены к 1827 г.
Монастырь упразднили в 1923 году. В 1928-1929 гг. был закрыт собор и приспособлен под жилье. К началу 1960-х гг. он был обезглавлен, из пяти барабанов главок оставался только низ центрального. Внутри были жилые помещения. Вид крайне неприглядный.
Собор реставрировался в 1963-1972 гг. В соборе разместился лекционный и выставочный залы ВООПИК.
Богослужение возобновлено 10 октября 1992 г. Службы совершаются в нижнем храме. Храм входит в состав Патриаршего подворья храмов в Зарядье в Китай-городе.

Школа или худ. центр: Псков

Последняя четверть XIV в.

  • Антонова, Мнева 1963: Вторая половина XIV в.
  • Алпатов 1974: Вторая половина XIV в.
  • Лазарев 2000/1: Последняя четверть XIV в.
  • Иконопись ГТГ 2019: Конец XIV — начало XV вв.

Происходит из церкви Покрова на Торгу во Пскове (XVI в.), куда была перевезена из церкви Варвары (1618, деревянная церковь некогда женского монастыря, построенная на месте сгоревшей в 1561 г., время основания монастыря неизвестно).

Ниже цитируются:

  • = Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах.
  • = Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.

¦ 149. Собор Богоматери.

Вторая половина XIV века. Псковская школа.

В центре композиции, на фоне темно-зеленых горок, на оранжевом троне с прихотливо изогнутой спинкой, с белыми занавесками, восседает Богоматерь. Она поддерживает у груди изображение младенца, в двухцветной восьмиконечной славе. Слева — волхвы (надпись: «волхв[ы] кланяються»); ниже, справа — полуобнаженная фигура — олицетворение земли (надпись: «земля верт[еп принесоша]»); слева — полуобнаженная фигура пустыни (надпись: «пустыня ясли даеть»). Внизу певцы в белых одеждах с черными каймами и Козьма Маюмский, читающий книгу. Над горками — ангелы, изображенные без крыльев, и пастыри, В правом нижнем углу — фигура юноши, без нимба, переданная в сильном движении (надпись: «[ко]ля[да] (?)»). На фоне, в верхних углах — поясные Никола и Варвара. Вохрение темно-коричневое с желтыми бликами. Так же написаны обнаженные части тела земли и пустыни. Основные цвета: темно-зеленый изумрудного оттенка, красный оранжевого оттенка, коричневый и белый. Фон и поля цвета слоновой кости перечищены. Первоначально были желтыми.

Доска сосновая, шпонки врезные, сквозные. Паволока, левкас, яичная темпера. 81 × 61.
¦

Происходит из церкви Покрова «от торгу» в Пскове, куда была перевезена из деревянной Варваринской церкви 1 в том же городе.

Раскрыта в ЦГРМ в 1926–1927 годах В. О. Кириковым.

Поступила из ЦГРМ в 1934 году. [14906]
¦

¦ 73. Собор Богоматери

Последняя четверть XIV века. 81×61. Третьяковская галерея, Москва [14906].

Из Варваринской церкви в Пскове. Сохранность хорошая. Утрата левкаса на нижнем поле. Первоначальный желтый фон, поверх которого было наложено новое золото, утрачен вместе с крыльями ангелов и шапкой на голове среднего пастыря. Таким образом, мнение К. Онаша, будто лишенные крыльев ангелы непосредственно отражают учение стригольников, не имеет оснований. В верхних углах, явно по желанию заказчика иконы, представлены св. Николай и св. Варвара. Мария держит перед собой восьмиконечную звезду с изображением Спаса Еммануила. Справа ясли со спеленутым младенцем, которого согревают своим дыханием бык и осел. В XVI–XVII веках иконография Собора Богоматери усложняется (появляются олицетворения моря и ветров, стран света и другие подробности). В нашей иконе остается непонятной экспрессивная фигура юноши в нижнем правом углу, с поднятой правой рукой. М. А. Реформатская считает, что это фигура молодого пастуха, дивящегося на Вифлеемскую звезду.
¦

Беседа об иконе со старшим научным сотрудником отдела древнерусской живописи ГТГ Левоном Нерсесяном на радио «Эхо Москвы» www.echo.msk.ru Добавлено 14.01.2009
Детали
[A] Волхвы [B] Богоматерь на троне [C] Земля, приносящая в дар вертеп [D] Пустыня, приносящая в дар ясли

  • Древнерусская живопись 1958. [490] Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи: [Альбом репродукций]. — М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. — Илл. 23.
  • Антонова, Мнева 1963. [181] Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. 1, кат. № 149, стр. 190-191, илл. 101-103.
  • Реформатская 1968. [521] Реформатская М. А. О группе произведений псковской станковой живописи второй половины XIV века // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова [т. 4]. — М.: Наука, 1968. — С. 114–126.
  • Овчинников, Кишилов 1971. [570] Овчинников А., Кишилов Н. Живопись древнего Пскова. XIII–XVI века: [Альбом]. — М.: Издание ГУ Гознака, 1971. — Кат. № 10, илл. 15-19.
  • Алпатов 1974. [4] Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи = Colour in Early Russian Icon Painting. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — № 42.
  • Алпатов 1978. [89] Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. — М.: Искусство, 1978. — №133, 137, стр. 313.
  • ИРИ 1979-81. [7] История русского искусства: [Учебник для худож. вузов]. В 2-х т. — М.: Изобразительное искусство, 1979–81. — Том 1, стр. 52, илл. 53.
  • Псковская икона 1990. [113] Псковская икона XIII–XVI веков: [Альбом]. — Л.: Аврора, 1990. — № 18, стр. 295-296.
  • ГТГ 1995. [18] Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. — М.: Красная площадь, 1995. — № 37, стр. 103-105.
  • Реформатская 1997. [10613] Реформатская М. А. Об особенностях поэтической образности псковской иконы «Собор Богоматери» // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции [т. 18]. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. — С. 193–211.
  • Лазарев 2000/1. [9] Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 76, 324, № 73.
  • Иконопись ГТГ 2006. [725] Иконопись из собрания Третьяковской галереи. — М.: Сканрус, 2006. — Стр. 100-103, илл.
  • Иконопись ГТГ 2019. [10752] Иконопись. — М., 2019. — Стр. 88-93.

  • ФОТО
  • АУДИО
  • Еще в XVI в. за пределами Земляного города была основана Переяславская Ямская слобода. Вскоре тут появилась деревянная «церковь Иоанна Предтечи Усекновения честныя главы, по Переславской дороге, за Устретенскими вороты, в Гонной слободе» (первое упоминание — 1625 г.). В XVIII в. в связи с ликвидацией слободского уклада территория бывшей слободы была заселена представителями самых разных сословий.

    В 1712 г. храм сгорел, но уже на следующий год на деньги благотворителей и прихожан был отстроен заново. Главный престол был освящен в честь иконы Божией Матери Знамение. А в 1757-1766 гг. вместо деревянного был выстроен каменный храм в формах позднего барокко.

    В 1888 г. церковь перестроили: по сторонам двухсветного одноглавого четверика возвели два одинаковых придела (Усекновения главы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца) с гранеными апсидами, а трапезную увеличили с запада двумя дополнительными объемами и надстроили узким переходом со второго яруса колокольни на хоры. Внутри церкви, на южной стене трапезной над свечным ящиком, сохранилась памятная мраморная доска, сообщающая об этой перестройке. Здание храма приобрело современный вид. Благодаря тому, что на пристройках конца XIX в. были точно воспроизведены первоначальные барочные формы, храм не утратил своего стилистического единства, хотя и приобрел композиционную усложненность. До революции при Знаменском храме имелась богадельня и церковно-приходская школа.

    После 1917 г. церковь осталась действующей. В интерьерах сохранились иконостасы 2-ой пол. XIX в. Здесь чувствуется намоленность.

    В советское время сюда было передано большое количество икон и святынь из закрывавшихся московских храмов. В частности, в Знаменской церкви находится крест из разрушенной часовни у Крестовской заставы, поставленный в 1652 г. в память о встрече мощей св. Филиппа, митрополита Московского, а также деревянный крест-распятие XVIII в. из Страстного монастыря. С севера на клиросе главного храма находится икона Божией Матери Знамения с частицами мощей Святого Трифона (список XIX в. с новгородской иконы XVI в.), перенесенная из церкви Трифона в Напрудном. Еще одна святыня — икона святых Адриана и Наталии — была перенесена сюда из закрытого храма свв. Адриана и Наталии в Мещанской слободе.

    На колокольне сохранились старые колокола. Сохранилась и церковная ограда, построенная в XIX в.

    В 1979 г. храм был внешне отремонтирован. В 1980 г. по благословению Патриарха Тихона был освящен приставной престол во имя св. мч. Трифона. Новый престол был изготовлен из 250-летнего дуба прихожанином — столяром-краснодеревщиком В.И. Кудиновым. Несколько лет спустя был выстроен новый церковный дом. В 1997 г. освящен каменный крестильный храм во имя сщмч. Александра Хотовицкого.

    Община храма окормляет районное общество слепых.

    Церковь является объектом культурного наследия федерального значения и стоит на государственной охране.

    Собор иконы божией матери
    Московский Знаменский собор б. Знаменского монастыря. 1999-2000 гг.

    Московский собор в честь иконы Божией Матери «Знамение» бывш. Знаменского монастыря

    Строился с 1679 по 1684 год в качестве соборного храма Знаменского монастыря. Освящен 27 июля 1684 года, причем прежняя Знаменская церковь переименована в Благовещенскую. Главный престол вверху с сев. приделом Михаила Малеина (1910). Нижняя церковь преподобного Сергия с сев. приделом Николая Чудотворца. Колокольня построена в 1784-1789 гг. на основе бывш. церкви св. Иакова.

    После закрытия монастыря в 1929 году все помещения, в т.ч. и собор, отданы под жилье.

    В 1963-1972 годах собор отреставрировали, взяв за основу здание 1684 года. Интерьер собора перепланировали, в верхнем храме был оборудован зал со сценой. Затем здание собора было передано Дому пропаганды Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Спустя несколько лет здание вновь дало трещину и было закрыто на реставрацию, продолжавшуюся вплоть до начала 1990-х годов.

    В 1992 году был освящен нижний храм.

    Богослужение

    Богослужение возобновлено 10 октября 1992 г. Службы совершаются в нижнем храме прп. Сергия Радонежского.

    Храм входит в состав Патриаршего подворья храмов в Зарядье в Китай-городе.

    Архитектура

    Собор иконы божией матери
    Собор иконы Божией Матери «Знамение». Фото 13 октября 2013

    Пятиглавый кубовидный собор с высокой шатровой колокольней, галереями и лестницами был поставлен на склоне горы на фундаменте из дубовых свай.

    Возводили собор мастера из Костромы Федор Григорьев и Григорий Анисимов. Внешние фасады храма были выполнены в русских традициях, а внутри пятиглавый храм был бесстолпным – его своды опирались на мощные стены. Собор был построен в форме корабля. Храм был двухъярусным. В верхней части располагался не отапливаемый летний храм в честь иконы Знамение, внизу – теплый придел Афанасия Афонского и трапезная. Позднее нижний храм переосвятили в честь преподобного Сергия Радонежского с приделом Николая Чудотворца. В связи с тем, что в храмах, расположенных друг над другом, алтари не могли располагаться на одном уровне (чтобы те, кто находится в верхнем храме, не попирали ногами священный престол нижнего храма), нижний алтарь имел значительный выступ.

    При возведении собора были использованы некоторые строительные хитрости: устроены ложные закомары, глухие боковые главы, а центральную главу сделали из дерева и обили железом. Это было сделано для того, чтобы уменьшить нагрузку на несущие стены, ведь свод храма не поддерживали традиционные столпы. По северной и западной сторонам Знаменского собора проходили двухъярусные галереи. Отдельно от собора стояла шатровая колокольня, крытая зеленой черепицей.

    В нижнем ярусе собора размещалась теплая зимняя церковь Афанасия Афонского и обширная трапезная. С севера примыкала «поварня с хлебодарней», с северо-запада — помещение, сдаваемое внаем. Во втором этаже — летняя холодная церковь Богородицы Знамения с галереями — паперти с западной и северной сторон и ризницей.

    В 1784-1789 годах с юго-запада была построена колокольня с новым братским корпусом, каменная лестница — с северо-запада (разобраны в конце XVIII в.).

    Многочисленные пожары и возобновления после них привели к большим изменениям в облике собора.

    Во Всехсвятском храме находятся почитаемые как в Греции, так и в России святыни, привезенные из Киккского монастыря, расположенного на горе Киккос в северо-западной части острова Кипр.

    Это два мощевика: большой, в виде продолговатой раки, и малый, округлой формы, увенчанный высокой крышкой с крестом.

    В большом, в виде продолговатой раки-ковчега, помещены частицы мощей древних святых угодников:

    • Св. славного апостола Филимона;
    • Св. славного апостола Филиппа;
    • Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского;
    • Сщмч Антипы, еп. Пергамского;
    • Сщмч. Харалампия из Магнезии Фессалийской;
    • Вмч. Маманта из Гангры Пафлагонской;
    • Вмч. Мины из Египта;
    • Вмч. Артемия;
    • Прмц. Параскевы из Рима;
    • Мч. Трифона из Апамеи;
    • Мч. Саввы Стратилата;
    • Прп. Онисифора.

    В малом мощевике, округлой формы, почивает частица мощей святителя Николая Чудотворца.

    Собор иконы божией матери

    Собор иконы божией матери

    Каждое воскресенье эти ковчеги со святыми мощами износятся для всеобщего поклонения, а после Божественной литургии перед ними совершается водосвятный молебен.

    Всякий христианин молится своему небесному покровителю — тому святому угоднику, чье имя он носит. Вечером каждого понедельника в нашем храме совершается акафист всем святым перед мощами древних угодников Божиих. Таким образом, совершая по понедельникам молебное пение в честь всех святых, мы воздаем должное поклонение и своему святому.

    Собор иконы божией матери

    Одним из особо чтимых в народе святых является преподобный Серафим Саровский. И жизнью, и молитвенным предстательством подвижник Саровский близок душе православного человека, он незримо пребывает с ним в его страданиях, испытаниях и упованиях.

    25 ноября 1825 года Пресвятая Богородица в сопровождении святителя Климента и святителя Александрийского Петра явилась преподобному Серафиму Саровскому. Выйдя из затвора по повелению Божией Матери, Преподобный, зная прошедшее и провидя будущее, давал духовные советы, исполненные премудрости и добра.

    Собор иконы божией матери

    Преподобный Серафим особо почитаем и в нашем храме. Каждый вторник в вечернее время перед древним образом этого угодника Божьего читается акафист.

    В храме находится список иконы Божией Матери, именуемой «Киккской». На древнем киккском образе Пресвятой Богородицы, написанном святым апостолом и евангелистом Лукой, удостоившимся Ее благословения и облагодатствованном Ею, Пресвятая Дева изображена держащей Богомладенца, Сына Своего, на правой руке. Этот иконографический извод называется «Елеуса», то есть «Милостивая». Позже эта икона стала называться Милостивой-Киккской.

    Собор иконы божией матери

    Вечером каждую среду в храме Всех святых на Кулишках совершается акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Её «Киккская».

    Особое почитание во Всехсвятском храме воздаётся святителю и чудотворцу Николаю, архиепископу Мирликийскому.

    При совершении над будущим святителем Таинства священства, епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее этого угодника Божиего:

    При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали — и продолжают, по сей день — источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения. И ныне, возлежа частицей своих святых мощей в храме Всех святых на Кулишках, он, как и встарь, принимает верующих с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих — питателем, для плачущих — утешителем, для притесненных — заступником.

    Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 19 декабря и 22 мая, но и еженедельно, каждый четверг.

    Так и в московском Всехсвятском храме каждый четверг в Никольском приделе перед чтимым образом святителя Николая можно приложиться к частице его святых мощей: ковчег выносится для поклонения после окончания Божественной литургии и пребывает в храме до 20:00. Вечером этого дня совершается акафист угоднику Божьему.

    Собор иконы божией матери

    Из Ватопедского монастыря со Святой Горы Афон храму Всех святых на Кулишках передана в дар как благословение икона – список с чудотворного образа Божией Матери «Всецарица». Образ Богоматери «Всецарица» прославился многими чудесами и исцелениями от тяжелых недугов. Особенно усердно верующие люди молятся Божией Матери перед этой иконой с просьбами о помощи в лечении онкологических заболеваний.

    Каждую пятницу на нашем храме совершается вечерня с чтением акафиста Пресвятой Богородице перед иконой Её «Всецарица». По окончании богослужения всем желающим раздается освященный елей из лампады от этого чтимого образа.

    Во Всехсвятском храме также находятся и другие известные и почитаемые святыни:

    • Крест-распятие, являющийся подлинным произведением искусства;
    • Икона Божией Матери «Тихвинская»;
    • Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»;
    • Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия-Сумела»;
    • Икона Божией Матери «Милостивая»;
    • Икона великомученика и целителя Пантелеимона;
    • Икона святых богоотец Иоакима и Анны с частицами их мощей;
    • Икона св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова;
    • Икона святителя Спиридона Тримифунтского;
    • Икона святителя Луки Крымского;
    • Икона святого праведного Иоанна Русского с частью его покрова;
    • Икона мч. Андрея Стратилата.

    Собор икон Божией Матери

    День памяти: суббота 5 седмицы Великого поста – Похвала Божией Матери.

    Расположение: придел Иоанна Крестителя нижнего храма.

    В центре этой иконы располагается икона Божией Матери Толгская. Толгская икона Пресвятой Богородицы явилась 8 августа 1314 года Ростовскому святителю Прохору (в схиме Трифону). Объезжая епархию, святитель посетил белозерские пределы и отправился оттуда вниз по рекам Шексне и Волге к Ярославлю. При наступлении ночи была сделана остановка в 7 верстах от Ярославля, на правом берегу Волги напротив впадения в нее р. Толги. В полночь, когда все спали, святитель проснулся и увидел яркий свет, озарявший окрестность. Свет исходил от огненного столпа на другом берегу реки, к которому протянулся мост. Взяв жезл, святитель перешел на другой берег и, приблизившись к огненному столпу, увидел в нем икону Пресвятой Богородицы, стоявшую на воздухе. Пораженный видением, святитель долго молился и, когда возвращался обратно, забыл взять свой жезл.

    На другой день, после совершения утрени, когда святитель Прохор собрался продолжить путь в лодке, начали искать его жезл, но не могли нигде найти. Тогда святитель вспомнил, что забыл свой жезл на другом берегу реки, куда перешел по чудному мосту. Он рассказал о явлении и, посланные на тот берег на лодке слуги вернулись с известием, что увидели в лесу между деревьями икону Матери Божией, а рядом епископский жезл. Святитель немедленно переправился вместе со всеми людьми на тот берег и узнал явившуюся ему икону. После горячей молитвы перед иконой на том месте расчистили лес и заложили церковь. Как только об этом узнали жители Ярославля, они прибыли на указанное место. К полудню церковь уже построили, а вечером святитель освятил ее в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, перенес туда икону и установил празднование в день ее явления. Позже святитель Прохор устроил при этой церкви Толгский монастырь.

    Особенностью списка, находящегося в соборе, является то, что наряду с Толгской иконой Божией Матери изображено и множество других икон Богородицы, почитаемых православным народом. Общее число изображенных образов на иконе составляет 131.

    Собор Пресвятой Богородицы православная церковь отмечает 8 января – на следующий день после Светлого праздника Рождества Христова

    Во время празднования Собора Пресвятой Богородицы православный мир с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Деве Марии, которая родила Спасителя.

    Sputnik Грузии поинтересовался, что за праздник Собор Пресвятой Богородицы и каковы его суть и история.

    Собор Пресвятой Богородицы

    Праздник называется Собором Пресвятой Богородицы, потому что в этот день почитаются Святые, которые имеют непосредственное отношение к празднику Рождества Христова.

    В богослужебном годовом круге есть особенность — на следующий день после великого праздника совершается память Святых, послуживших этому событию.

    Собор иконы божией матери

    В Собор Пресвятой Богородицы почитают не только Богоматерь – в этот день вспоминают Иосифа — старца, который перед Богом поклялся, что сохранит девственность той, которая должна будет родить Спасителя всего сущего и на протяжении долгого времени помогал Деве Марии.

    Иосиф был первым, кто увидел ребенка — Иисуса Христа, он помог ей бежать в Египет от Ирода и его приспешников. Он также пожертвовал многим ради того, чтобы Христос мог воплотить в жизнь предсказания и исполнить свое предназначение.

    Вспоминают в праздник Собора Пресвятой Богородицы также царя Давида, который был прямым родственником Христа, и Святого Иакова, брата Господня, который был сыном Святого Иосифа Обручника от первого брака.

    Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

    История и традиции

    Праздник Собора Пресвятой Богородицы, установление которого относится к ранним временам Христианской Церкви, имеет древнее происхождение.

    Епифаний Кипрский, блаженный Августин и святой Амвросий Медиоланский уже в IV веке в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Спасителю с хвалой родившей Его Деве Марии.

    Указание праздновать Собор Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова было записано в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 году.

    Собор иконы божией матери

    В праздник Собора Пресвятой Богородицы женщины ходили по домам с поздравлениями и пели колядки – рождественские песни, посещали баб-повитух и причащали их ужином.

    Существует поверье, что в ночь на 8 января в храм сходятся все покойники, и покойные священники им правят служб, поэтому в этот день проводили обеды и панихиды по умершим.

    По церковному календарю 8 января также чествуют мученика Евфимия, преподобного Константина, преподобного Евареста и восемь икон Божией Матери, в том числе икона, которая называется «Милостивая».

    Милостивая

    Икона Божией Матери написана, по преданию, Святым евангелистом Лукой. Название «Киккотиса» (Пребывающая в Киккосе) икона получила от горы Киккос, что на острове Кипр. Икона находится в императорской обители, в храме, построенном в ее честь.

    Чудотворный образ Богородицы, долго странствовал, прежде чем попасть на остров Кипр. Сначала находился в одной из первых христианских общин в Египте. Когда там возникли гонения на христиан, Киккскую икону в 980 году отправили в Царьград, но на пути корабль захватили сарацины.

    Собор иконы божией матери

    Затем образ с великими почестями перевезли на остров Кипр, где он был помещен в сооруженный для него храм. Вокруг храма постепенно образовался монастырь.

    Многие чудеса стали совершаться от чудотворного образа Божией Матери «Милостивой», поэтому с древних времен по сей день в обитель со всех сторон стекаются люди, одержимые различными недугами, и получают по вере своей исцеление.

    Веруют в чудодейственную силу Святой иконы не только христиане, но и иноверцы.

    Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя «Милостивая».

    Чудотворная «Киккская» икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть.

    На иконе изображение Богоматери являет собой тип «Елеусы», лик Пресвятой Богоматери наклонен в левую сторону, Богомладенец поддерживает рукой край мафория божией Матери, а в соединенных вместе руках – греческий свиток.

    Собор иконы божией матери

    Чудотворный список был передан после разорения обители в 20-х годах прошлого столетия в близлежащий храм пророка Илии в Обыденском переулке.

    Когда монашеская жизнь в обители стала возрождаться, икона Божией Матери «Милостивая» вернулась в 1999 году на свое прежнее место. Молитва перед этой иконой укрепляет и духовно утешает всех, кто с верой и упованием обращается к Владычице Небесной.

    Молитва

    О Пресвятая и преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие! Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконими нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред Пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся Святому Образу Твоему. О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоносныя Твои руце, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози: благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    Материал подготовлен на основе открытых источников

Ссылка на основную публикацию