Собор Феодоровской иконы Божией Матери

Собор Феодоровской иконы Божией Матери

Пам. арх. (федеральн.)

1911-1914 — гражд. инж. Кричинский Степан Самойлович

2009 — реставрация, восстановление

14.09.2013 — Завершилась реставрация Феодоровского собора на Миргородской улице, 1в. Обновленный храм, который в этом году отмечает столетие, освятил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Завод молочный № 2 «Ленмолококомбината» (..1965-1973..)

Строительство храма велось на территории

подворья Федоровского городецкого мужского монастыря Нижегородской епархии.

Монастырь был основан в нач. XII в. князем Юрием II Всеволодовичем в Городце, на берегу Волги. В Городецком монастыре в древности находилась чудотворная икона Федоровской Божией Матери. Позднее образ был перенесен в костромской Ипатьевский монастырь, где 14 марта 1613 г. инокиня Марфа благословила им на царство своего сына, боярина Михаила Романова.

Инициатором строительства выступила в 1908 г. черносотенно-монархическая организация «Союз русского народа».

Молебен на месте будущего строительства отслужен 30 мая 1911 г. Храм торжественно заложен 5 августа 1911 г. Чин совершил высокопреосвященный Антоний Волынский в присутствии великого князя Михаила Александровича, который под первый камень опустил монету времен царя Михаила Федоровича.

Фасад был облицован белым старицким камнем с орнаментом и украшен с северной стороны родословным деревом Романовых майоликовой иконой, выполненной по эскизу С. В. Чехонина. Над входом размещался мозаичный Спас, копия с работы М. Васнецова. Купол облицован золоченой медью.

Высокий иконостас написан московскими мастерами.

С. С. Кричинский. Проект.
1910 г. Картон, акварель.

Иконостас верхней церкви
в соборе Феодоровской
Божией Матери.

Майоликовый образ
Феодоровской
Божией Матери.

Фото, видимо, 1940-х гг.
Рядом дом церкви (?)

На каждом этаже двухэтажного храма находилось по три придела.

На втором этаже: главный придел — Федоровской иконы Божией Матери и св. прп. Михаила Малеина; правый (южный) — св. Николая Чудотворца и св. мчц. Царицы Александры; левый (северный) — св. Алексия митрополита и св. Михаила Тверского. Св. Михаил Малеин — покровитель царя Михаила, св. Николай Чудотворец и св. царица Александра — небесные покровители последнего русского императора и императрицы, св. Алексий — покровитель наследника престола, св. Михаил Тверской — покровитель брата императора великого князя Михаила Александровича.

Пятиярусный резной иконостас главного придела верхнего храма, позолоченный под «старое золото», выполнен он по рисунку С. С. Кричинского московским мастером И. М. Дикаревым. Кричинский писал, что он для составления рисунка иконостаса руководствовался для верхних рядов иконостасом церкви Грузинской Божией Матери (приходская церковь бояр Романовых), а для нижнего яруса — иконостасами ярославских церквей. Иконы написали московские иконописцы Г. И. и М. И. Чириковы, (иконы деисусного и пророческого рядов и местные иконы правого придела), М. И. Дикарев (праздничный ряд и местные иконы левого придела), В. П. Гурьянов (местный ряд главного иконостаса) и, возможно, Н. С. Емельянов (иконы праотеческого ряда главного иконостаса и ангельский чин в двух придельных иконостасах).

По всему храму установили специальные наклонные столики — аналои, и киоты, выполненные в стиле храма, где были помещены иконы святых, соименных членам царской семьи, а также наиболее популярных в России святых и почитаемых праздников и богородичных икон. Многие их тех икон были написаны отцом и сыном М. И, и М. М. Дикаревыми.

В храме висело большое паникадило, выполненное в форме шапки Мономаха.

15 января 1914 г. в присутствии Николая I был освящен главный придел. Официальное название храма «Соборный храм иконы Федоровской Божией Матери и Святого Благоверного Князя Александра Невского в память 300-летия царствования Дома Романовых».

Собор Феодоровской иконы Божией Матери

Храм расположен в живописном парке района Бибирево, сооружен в лучших традициях русского деревянного зодчества. Построенный в 2004 г., усилиями Управы района «Бибирево» и прихода храма Ризоположения в Леонове, храм освящён в честь преподобных отцов Антония и Феодосия Печерских, основоположников Лавры, стойких монахов и подвижников благочестия.

богослужение:
Литургия — суббота и воскресенье в 9:00
Вечернее богослужение — пятница в 17:00
Всенощное бдение — суббота в 17:00
Чтение акафистов каждый четверг в 16:00.
Таинство исповеди — в дни богослужений в 17:00 и 8:30

беседы со взрослыми о православной вере: воскресенье в 14:30
огласительные беседы перед Крещением:
пятница — 19:00, суббота —19:30

Воскресная школа для детей :
Занятия проходят по субботам с 13:00 до 17:00
в здании библиотеки №: 69
по адресу: ул. Корнейчука, д. 40.

престольный праздник:

Собор Феодоровской иконы Божией Матери

Настоятель — протоиерей Александр Сорокин.

Содержание

История

Строительство и освящение

Собор Феодоровской иконы Божией Матери

В 1907 году, в ознаменование приближающегося 300-летия Дома Романовых, было решено соорудить в столице собор.

В 1909 году был учреждён строительный комитет, который был принят под августейшее покровительство великим князем Михаилом Александровичем; председателем комитета стал свитский (до 25 октября 1909 года — при великом князе Михаиле Александровиче) генерал-майор Д.Я. Дашков.

В конкурсе проектов победил проект архитектора С.С. Кричинского, и в 1910 году он был принят к осуществлению. Место было выбрано на пересечении Полтавской и Миргородской улиц, возле Николаевского вокзала.

Закладка храма состоялась в 5 августа 1911 года в присутствии великого князя Михаила Александровича; богослужение возглавил архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий); после молебна присутствовавшие клали в приготовленное углубление в месте закладки монеты, причём великий князь опустил монету времени царя Михаила Фёдоровича [1] .

14 марта 1913 года состоялось торжественное поднятие креста на центральную главу строящегося собора — после молебна, служение которого возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV [2] .

7 сентября 1913 года были освящены боковые приделы нижнего храма. 15 января 1914 года освящение главного придела верхнего храма совершил митрополит Владимир (Богоявленский); присутствовал император Николай II, который прибыл с дочерьми Ольгою, Татианой и Марией, а также великой княгинею Елисаветой Феодоровной (присутствовали также многие другие члены императорской фамилии и правительства); к началу литургии прибыла императрица Мария Феодоровна с дочерью Ольгою Александровною [3] .

В советский период

1 января 1918 года Строительный комитет прекратил свою деятельность. В 1920 и 1921 году при храме существовала воскресная школа для детей трёх возрастных групп — от 6 до 15 лет; монахи объединились в Александро-Невское братство, действовавшее при Лавре [4] . Настоятель Досифей (Степанов), как и большинство духовенства Петрограда в 1922 году, признал власть обновленцев, которые поддерживались государственными властями РСФСР. Причину он впоследствии изложил так:

Отрывок из покаянного письма к патриарху Тихону
Резолюция Тихона: «Прощаю и принимаю»:

В октябре 1926 года настоятелем храма был назначен один из наиболее популярных пастырей в городе архимандрит Лев (Егоров) [5] . Приход действовал ещё девять лет и был закрыт в 1932 году:

протокол заседания президиума исполкома облсовета по вопросу о ликвидации Романовской церкви:

Вскоре после выхода этого постановления храм-памятник был превращен в молокозавод и перестроен, его купола снесли.

В течение сорока лет церковь, полностью перепланированная внутри, стояла обезглавленной, с сиротливо торчащими барабанами. Здание постепенно, с течением времени, обрастало уродливыми пристройками. В 1970-е годы планировался визит президента США Р. Никсона, и барабаны поспешно демонтировали, окончательно лишив здание того вида, который мог хотя бы отдалённо напоминать церковь.

Восстановление

Собор Феодоровской иконы Божией Матери

В 1993 году городские власти приняли решение о перебазировании молокозавода и передаче Феодоровского храма епархии.

В 1993 году, не дожидаясь полной передачи здания храма, рядом был сооружён и 28 марта 1998 года освящён храм святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Храм возвращён в ведение епархии в августе 2005 года. С конца 2006 года Попечительский совет храма возглавляет председатель Высшего совета партии «Единая Россия» Председатель Госдумы Борис Грызлов; работы планируется закончить к 2013 году [6]

27 марта 2011 года завершена реставрация колокольни, на которую подняли точную копию колокольного ансамбля XIX века. [7]

Описание

Одна из стен храма повторяет кремлёвскую стену, символизируя единение Москвы и Санкт-Петербурга, двух городов — столиц России.

Храм был украшен цветными изразцами и майоликом. Северный фасад, выходящий на Миргородскую улицу, был облицован белым старицким камнем, и на нём было изображено огромное родословное древо Романовых и Феодоровская икона [8] . Купол собора был покрыт золочёной медью, а над входом находилась копия работы Васнецова «Мозаичный Спас».

Среди многочисленных колоколов на колокольне собора были в том числе и «именные», посвящённые каждому из членов семьи Николая II.

На площади перед храмом планировалось установить памятник Александру Невскому.

Собор Феодоровской иконы Божией Матери

Феодоровская церковь занимает особое место в истории Вятки. Это был последний храм, построенный в дореволюционном городе. Его строительство тесно связано с масштабными торжествами, которые происходили в 1913 г. по всей России в честь 300-летия семьи Романовых, поэтому церковь также называли «Романовской».

История храма началась с анонимного письма, в котором неустановленное лицо сообщало епископу Вятскому и Слободскому Никандру о желании жителей северной части Вятки построить храм. Газета «Вятская речь» в день закладки нового храма сообщала о том, что «преосвященный Никандр по приезде на Вятскую кафедру обратил серьезное внимание на отсутствие приходских храмов в северной и южной частях города Вятки. Городская дума по ходатайству вятского архиерея уступила места в северной и южной частях города под постройку храмов, и первой началась постройка в южной части города. Преосв. Никандр внес первую лепту на это святое дело, выделив из своих личных средств тысячу рублей».

Собор Феодоровской иконы Божией Матери

После этого в 1914 г. был создан комитет по постройке храма, в него вошли П. Н. Шкляев (председатель), О. А. Танаевский (товарищ председателя), члены комитета И. А. Чарушин, А. А. Истомин, А. В. Румянцев, П. А. Шильников, Ф. А. Ездаков, В. М. Хлебников и др. «Вятские епархиальные ведомости» 18 июня 1915 г. писали, что «новый храм строится в память 300-летия дома Романовых. Место для него выбрано весьма удачно. Расположенный на весьма высоком берегу р. Вятки (близ арестантских рот), он будет виден на десяток вёрст кругом. В то же время он удовлетворит давно назревшую потребность в храме на северной окраине г. Вятки, доселе храма лишённой». В 1915 г. нижний храм был освящен в честь всероссийской святыни – Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы Российского государства и Царского Дома Романовых. Верхний этаж – во имя Святителя Николая. Приход церкви насчитывал в то время 30 человек в возрасте от 40 до 60 лет.

Собор Феодоровской иконы Божией Матери

Архитектором храма был выбран И. А. Чарушин. Если в проекте Серафимовской церкви автор черпал вдохновение в облике храмов Москвы ХVII в., то во внешнем виде Феодоровской церкви заметно влияние новгородской и псковской храмовой архитектуры. Можно перечислить лишь некоторые характерные детали: строгий облик здания – скупость в декоре, щипцовые фронтоны, псковская звонница – вместо колокольни. Интересно, что Чарушин и на этот раз не отказался от многоглавия, только декоративные маковки получили иную форму – не луковиц (как в облике Серафимовской церкви), а «языков пламени». Небольшой по объему храм смотрится высоким, устремлённым в небо.

Собор Феодоровской иконы Божией Матери

В 1929 г. храм был закрыт, приняли решение переоборудовать его под клуб текстильщиков, а в 1930 г. и вовсе под общежитие Стройуча. Интересно, что последним проектом занимался все тот же архитектор И. А. Чарушин. Существует версия, что таким образом он хотел спасти храм от разрушения. На нижнем этаже было спроектировано 6 жилых помещений, 2 кладовые, умывальная комната и т. д.; на верхнем этаже – 5 жилых помещений, «красный уголок», две кладовые, кубовая, умывальная и сторожевая комнаты. Так, на долгие годы церковь была вынуждена «забыть» о своём предназначении.

В годы Великой Отечественной войны в здании церкви располагался сборный пункт, она стала военным объектом и была обнесена колючей проволокой. Фактически в этот период из бывшей Феодоровской церкви кировские солдаты уходили прямо на фронт. Бывший следователь военной прокуратуры Тамара Сергеевна Наумова в интервью историку М. С. Соловьевой так вспоминала это время:

«В Кирове формировались полки из команд, которые прибывали из Борового, Вишкиля, Слободского и т. д. Зимой из них формировали знаменитые лыжные батальоны. Команды прибывали в церковь, где их обмундировывали, снаряжали, и рота готовилась к отправке. Маршевые роты следовали на Киров-Котласский, строились на плацу и отправлялись на фронт… Мне, как следователю военной прокуратуры, не раз приходилось бывать в данной церкви (были случаи членовредительства). Так как она была военным объектом, её обнесли колючей проволокой, поставили часовых. На первом этаже церкви было высокое жилое помещение, по периметру которого в 4 яруса располагались нары. Был глубокий подвал, где размещались военные склады (обмундирование, снаряжение, продовольствие). Церковь – это распределительная рота 34-й стрелковой дивизии, через которую прошли 252353 человека. Сплошным потоком шло на фронт новое пополнение, которое как кровь вливалось в ослабленные части действующей армии».

Собор Феодоровской иконы Божией Матери

В 1946 г. здание вновь возвращено Русской православной церкви, в нем возобновились богослужения. Послевоенный год был очень голодным, очевидцы вспоминали огромное количество гробов, умерших ежечасно привозили отпевать в церковь. В начале 1960-х гг. в городе ожидали приезд Н. С. Хрущева, одновременно в СССР шел новый виток антирелигиозной кампании. В 1958 – 1961 гг. в Кировской области были закрыты двадцать церквей. Хрущев в итоге в Киров так и не приехал, но в результате излишнего «рвения» городских властей в октябре 1962 г. храм снова закрыли и обрекли на гибель. Проживавшие в соседних домах кировчане вспоминали, что ни первым, ни вторым взрывом разрушить церковь не удалось. Позднее всё-таки смогли взорвать колокольню, далее за дело принялись танки: они тянули за тросы, привязанные к выступающим частям сооружения, и в итоге развалили храм. В таком полуразрушенном виде здание церкви простояло некоторое время, пока его постепенно не разобрали. Обломками камней храма замостили проезжую часть улицы Розы Люксембург.

Собор Феодоровской иконы Божией Матери

В 1974 г. городские власти попытались возвести на этом святом месте памятник в честь 600-летия г. Кирова, в основании храма была заложена т. н. капсула времени. В нее поместили около 30 экспонатов, в основном продукты предприятий Кировской области: куклы, гармошки, шины, шубы и т. д. Также в капсуле оказались бюсты Ленина и Кирова, первым же номером шло послание будущему поколению от пионеров прошлого. Что пожелали эти дети 1970-х своим потомкам, по сей день остается загадкой. После закладки капсулы в этом месте набережной более 30 лет был пустырь.

Собор Феодоровской иконы Божией Матери

В 2002 г. администрация города разрешила Вятской епархии начать работы по восстановлению Феодоровской церкви. На стадии проектирования выяснилось, что набережная не выдержит тяжелое каменное здание – начнутся оползни. Было решено отказаться от первоначального замысла восстановить церковь по проекту Чарушина. В 2006 г. Вятская епархия предложила возвести на этом месте небольшой деревянный храм – копию Владимирской церкви в резиденции президента РФ на Валдае, что и было сделано. 25 августа 2007 г. новый Феодоровский храм был освящен.

Собор Феодоровской иконы Божией Матери

Феодоровский собор Санкт-Петербурга, Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых‏‎ (1913 — ) — модернистская экуменическая община.

Содержание

восстановление храма

В 1993 году городские власти приняли решение о перебазировании молокозавода и передаче Феодоровского храма епархии.

В 1993 году, не дожидаясь полной передачи здания храма, рядом был сооружен и 28 марта 1998 года освящен храм святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Храм возвращен в ведение епархии в августе 2005 года. С конца 2006 года Попечительский совет храма возглавил Борис Грызлов, являвшийся на тот момент председателем Высшего совета партии «Единая Россия» и Председателем Государственной Думы Российской Федерации.

27 марта 2011 года завершена реставрация колокольни [1] .

28 апреля 2013 года было завершено воссоздание мозаики образа Спасителя над парадным входом в собор [2] .

Все работы в соборе были завершены в 2013 году, к 100-летию со дня его возведения и 400-летию дома Романовых [3] .

14 сентября 2013 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом совершен чин великого освящения трех престолов верхнего храма собора в присутствии председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, министра культуры России Владимира Мединского, председателя попечительского совета собора Бориса Грызлова и прихожан [4] .

Интерьер нижнего храма выполнен по проекту о. Зинона (Теодора). Он написал все фрески в алтарной части и часть икон.

литургические реформы

Несколько раз в году проводятся детские литургии, крещальные литургии [5] , ночные литургии, миссионерские литургии (литургии оглашенных с комментариями) [6] [7] . Регулярно совершается «вечерня по древнему чину» (автор чина — о. Зинон (Теодор)) [8] .

Ведется модернистская индоктринация. Среди катехизаторов: о. Александр Сорокин, о. Ианнуарий (Ивлиев), Зинон (Теодор), о. Димитрий Сизоненко, о. Алексий Волчков, о. Владимир Коваль-Зайцев, диакон Олег Луферов, Сергей Земсков, Виктор Андриянов, Александр Квакин, Марина Смирнова, о. Владимир Хулап, а также преподаватель Высшей католической семинарии «Мария-Царица апостолов» католический священник-кларетинец Мариано Хосе Седано Сиерра и др. Открыта школа библейской филологии по изучению языков Писания. При храме открыта воскресная школа для детей.

Работают группы взаимопомощи зависимых от алкоголя и наркотиков. Действует экскурсионная служба. Храм участвует в акции «Ночь музеев» (с 2016 года) [9] .

Община активно сотрудничала с сектой священника Георгия Кочеткова в конце 1990-х гг., в настоящее время сотрудничает с общиной Тезе, общиной Chemin Neuf.

руководство

члены

события

  • молодежная просветительская конференция «Евхаристия: богословие и практика» (11 июня 2007).
  • просветительская конференция «Таинство Брака – Таинство Единения» (2 января 2008).
  • Приходская община в жизни Церкви: прошлое, настоящее и будущее (конференция) (13 — 14 мая 2015).

25 мая 2013 года в исполнении хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением Юрия Герасимова и ансамбля Kronwerk Вrass под руководством Ильи Кузнецова прозвучало «Молебное благодарение».

Возведение собора датируется 1913 годом. Эта дата выбрана не случайно, так как именно в этот год произошло празднование, посвященное 300-летию правления династии Романовых. В этот период по всей стране начинают закладывать всевозможные памятники, ритуальные сооружения, дворцы и монументы. Свое название храм также получил абсолютно осознанно. По известным фактам, в 1613 году шел период смуты, и по его окончанию правителем был выбран сын патриарха Филарета Михаил Романов, который, в свою очередь, отказывался от титулов и почестей и абсолютно не желал царствовать. В результате долгих размышлений, предложение посольства Михаил принял, а его мать окрестила и благословила его иконой Божией Матери. С тех времен образ Божией Матери признан фамильным для рода Романовых. С Феодоровской иконой связали еще и одну почетную традицию. Множество царей рода Романовых женилось на заморских принцессах, которые в честь иконы брали себе отчество Федоровна.

Из истории известно, что территория под храм была подарена наследниками одного очень влиятельного мецената Дмитрия Пачаджи. Когда собор был возведен, останки гражданина Пачаджи были захоронены в склепе под колокольней. После Революции 1917 года храм подвергся разграблению и разрушению со стороны коммунистов. Двери храма были закрыты на долгие годы, а большевики стали использовать его в качестве подсобных помещений. Конечно, многие росписи стен и иконостас не сохранились. Восстанавливать храм стали уже после того, как он вернулся в распоряжение верующих, это конец 20 века. Так как средств из казны не было, реставрация осуществлялась на пожертвования верующих. Стены храма были вновь расписаны в 2003 году, к счастью, роспись эта сохранилась и по сей день. В тот же период времени в колокольне снова зазвенели колокола. Это было завершение реставрационных работ, которое свершилось спустя 100 лет с момента освящения храма.

Где находится Церковь Феодоровской иконы Божией Матери?

Храм находится по адресу улица Макенского, 2. Зная эти точные координаты, можно воспользоваться услугами такси, поехать на личном автомобиле, используя при этом навигатор или же сесть на автобус, идущий по соответствующему маршруту.

Чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери, сыгравшую важную роль в истории России XVII века, чествует Православная Церковь в субботу 27 марта 2021 года.

По Преданию Церкви, Феодоровская икона была написана святым апостолом Лукой. Когда эта икона была принесена на Русь точно неизвестно, но в начале XII века она уже была в нашей стране.

Именно в начале XII века Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович, дядя святого благоверного князя Александра Невского, при обустройстве города Китеж пожелал перенести в него икону Богородицы.

Однако, как ни старался князь, икона не сходила с места. Приняв это за особый знак от Матери Божией, князь основал на месте нахождения иконы, в небольшой часовне, Городецкий монастырь.

С этого времени икона стала пребывать в Городецком Феодоровском монастыре, название которого происходило от города Городец Нижегородской области, который располагался рядом, а также храма святого великомученика Феодора Стратилата.

В дальнейшем с историей Феодоровского образа было связано множество чудесных случаев. Так, в 1238 году, во время захвата ордами хана Батыя Городца, икона таинственно скрылась из города, т.к. сами жители не успели ее спасти от татаро-монголов.

В 1239 году икона чудесным образом явилась костромскому князю Василию Георгиевичу (будущему Великому князю Владимирскому), младшему брату Александра Невского. Она была помещена в храме святого Феодора Стратилата, в честь чего (по одной из версий) и получила название «Феодоровская».

Этот образ особо почитался на Руси девушками и замужними женщинами, т.к. по молитве к нему благополучно протекала беременность, успешно разрешались тяжелые роды, а бесплодные зачинали детей. Также икона считалась покровительницей рода Александра Невского.

Феодоровская икона сыграла свою роль во время преодоления Смуты XVII века, ведь именно перед ней будущий царь и основатель новой династии Михаил Романов получил в 1613 году благословение на восшествие на престол. С того момента икона стала покровительницей и рода Романовых, связав два выдающихся княжеских рода России.

С чудотворной иконой связано и одно таинственное событие революционных лет. После убийства в июле 1918 года в Екатеринбурге Царской семьи Феодоровская икона настолько потемнела, что стало практически невозможно различить изображенные на ней фигуры Богородицы и Младенца Христа. В таком состоянии она пребывает и в наши дни.

Сегодня икона Божией Матери «Феодоровская» постоянно находится в кафедральном Богоявленском соборе Костромы.

Главной святыней Костромского края является чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Икона эта известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским. Чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года, когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.

По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли; этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь

Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа, по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской.

В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году.

14 марта, по старому стилю, 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение. Согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться перед волей Божией. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь города Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта, по новому стилю.

Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетил последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна».

В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Также с 1991 года ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы.

Празднования в честь Феодоровской иконы Царицы Небесной проходят, в соответствии с церковным календарем, 27 марта и 29 августа. В день празднования явления иконы, 29 августа, после Божественной литургии совершается общегородской крестный ход: от Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора он выходит на центральную Сусанинскую площадь города, где служится молебен – и затем крестный ход направляется к Спасо-Запрудненской церкви, на место явления святыни в XIII веке. 29 августа 2002 года торжества в честь чудотворного Феодоровского образа Богоматери впер- вые в истории Костромы возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

С 2001 года по благословению церковного священноначалия чудотворная Феодоровская икона Божией Матери приносится в различные епархии Русской Православной Церкви для поклонения верующих, участвует в общецерковных торжествах и значимых событиях. В 2009 году пред ликом костромской святыни, принесенной в московский Храм Христа Спасителя, состоялись избрание на Патриарший престол и интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 2003 году был начат сбор пожертвований для восстановления золотой ризы, украшавшей икону до 1922 года. Благодаря усердию верующих из многих городов и селений России и зарубежья, прилагавших для украшения святыни и свои средства, и ювелирные изделия, уже в 2006 году золотая риза была вновь изготовлена по ее сохранившимся изображениям. Ныне, как и в прежние времена, она возлагается на Феодоровский образ Богоматери в праздничные дни.

С 2014 года ежегодно в конце сентября чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы приносится в Ипатьевскую слободу Костромы, расположенную вблизи Святого озера, места славных битв 1262 и 1609 годов. В Иоанно-Богословской церкви Ипатьевской слободы архиерейским чином совершается Божественная литургия с сугубым заупокойным поминовением героев-воинов минувших веков, а затем крестный ход с чудотворной иконой отправляется на берега Святого озера к сохранившейся там часовне. Еще недавно это озеро официально именовалось Некрасовским, но в 2019 году по представлению администрации Костромской области правительство Российской Федерации возвратило озеру его древнее название – Святое.

19 июля 2015 года в ходе визита в Костромскую епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Костромской кремль (Центральный парк города Костромы) и совершил чин освящения закладного камня в основание Успенского кафедрального собора. Так началось восстановление уничтоженного в 1934 году соборного ансамбля Костромского кремля.

Сейчас близится к завершению основной объем строительных работ по восстановлению Богоявленского собора и кремлевской колокольни. В дальнейшем планируется приступить к воссозданию Успенского собора, под своды которого, на место своего старинного пребывания, вернется и главная святыня Костромы – чудотворный Феодоровский образ Божией Матери.

Собор Феодоровской иконы Божией МатериИстория Феодоровской, что во граде Костроме, иконы Божией Матери начинается с 1239 года. Как свидетельствует древний летописец, обретена сия святая икона была костромским князем Василием Георгиевичем во время охоты — образ Божией Матери стоял на дереве. После того как пришедшим из города на зов князя духовенством был отслужен молебен, образ был перенесен в соборную церковь великомученика Феодора Стратилата. Было это в день празднования Перенесения Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа, 16/29 августа. Собравшиеся в храме рассказали, что накануне в городе видели воина, подобного обличием вмч. Феодору Стратилату. Воин нес на руках икону.

В дальнейшем обретенная святая икона прославилась многочисленными чудесами – исцелениями от различных болезней, помощью по молитве перед нею в трудных обстоятельствах.

При двух сильнейших пожарах, уничтоживших все дотла в соборной церкви, икона осталась невредима. Преднесением святой иконы с молитвенным пением перед войском город Кострома был избавлен от разорения татарами.

Со времени вступления на престол первого царя из Дома Романовых — Михаила Феодоровича в 1613 г. Феодоровская икона Пресвятой Богородицы стала покровительницей царствующего Дома. В честь этого была установлена вторая дата празднования иконе — 14/27 марта.

Этим образом благословлялись на царство все представители династии Романовых, сугубо чтившие святыню. Почиталась икона и св. Царем — мучеником Николаем II и его Семьею. Царственные страстотерпцы имели при себе копию Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, которая была найдена после их расстрела в Ипатьевском доме.

В 1869 г. в храм святителя Николая в Кленниках московская почетная гражданка Анна Васильевна Левина пожертвовала списанный с древней чудотворной иконы, что в г. Костроме, образ Феодоровской Божией Матери. Св. праведный Алексий очень этот образ чтил, имел обыкновение каждую среду после вечерни совершать перед ним молебен с чтением канона. Однажды в преддверии событий 1917 г. во время служения такого молебна из глаз Царицы Небесной покатились слезы. Св. прав. Алексий был этим потрясен. Священномученик Сергий продолжил традицию почитания образа, молебны по средам служились вплоть до закрытия храма. В 1932 г., когда храм был закрыт и его святыни разорялись, Феодоровская икона Пресвятой Богородицы была передана общиной храма духовной дочери св. прав. Алексия — Марии Николаевне Соколовой (монахине Иулиании), у которой и хранилась более 40 лет; перед кончиной она передала образ в ризницу Покровского храма при Московской духовной академии. В 1990 г. вновь открывается храм святителя Николая в Кленниках, и святой образ Царицы Небесной по милости Божией вернулся в него.

Теперь, как и прежде, по средам после вечерни совершается молебен с пением канона-параклиса перед этим чудотворным образом.

Преподобный Амвросий Оптинский благословлял прибегать к молитве перед Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы женщинам, ожидающим ребенка. И ныне женщины, носящие дитя во чреве, молятся перед этим образом Божией Матери, просят Ее помощи в благополучном разрешении от бремени.

Молитвы пред иконой Божией Матери «Фео́доровская»

Тропарь, глас 4:

Прише́ствием честны́я Твоея́ ико́ны, Богоотрокови́це, / обра́дованный днесь богохрани́мый град Кострома́, / я́коже дре́вний Изра́иль к Киво́ту Заве́та, / притека́ет ко изображе́нию лица́ Твоего́ / и воплоти́вшагося от Тебе́ Бо́га на́шего, / да Твои́м Ма́терним к Нему́ предста́тельством / при́сно хода́тайствуеши все́м / под сень кро́ва Твоего́ прибега́ющим // мир и ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8:

Благода́рственная принося́ще Ти раби́ Твои́, Богороди́тельнице, о всех, / и́миже благоде́яла еси гра́ду нашему, / из глубины́ души́ взыва́ем к Тебе́, и ми́лися де́ем: / не преста́ни, Влады́чице, Ма́терними к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему моли́твами / подава́ти вся блага́я и спаси́тельная всем / ве́рою и любо́вию вопию́щим Ти: // Ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Ссылка на основную публикацию