Сколько святых в православной церкви

В первое воскресенье после дня Святой Троицы Православная Церковь празднует день Всех Святых. Подробности этого праздника Вы сможете узнать из нашей статьи!

День Всех святых

Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй, и душам нашим велию милость.

Сколько святых в православной церкви

День Всех святых

День всех святых – словосочетание знакомое и в то же время странное. Оно вошло в обиходную речь в одной обёртке с британским Хэллоуином (чьё название означает All Hallows Eve – Вечер Всех Святых) – кельтским началом года которое в средневековой Британии отмечалось с поминовения Всех Святых. Первое упоминание об этом празднике встречается в IV веке, а в 609 г. римский папа Бонифаций IV в день Всех Святых освятил римский Пантеон в честь Богородицы и всех мучеников, чтобы, по выражению великого английского историка Беды, «память всех святых могла в будущем совершаться в месте, где почитали не богов, а демонов».

Все святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь, это день ее рождения, посажен росток в землю. И вот мы видим, каким ярким цветом расцвел посаженный цветок – святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители. День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого. Этот плод созрел не в каких-то полубогах, великанах или инопланетянах, а обычных людях, сделанных из того же теста, что и мы с вами. Святыми не рождаются, ими становятся (как стал раскаявшийся разбойник Опта, основавший знаменитую Оптину Пустынь), «стяжая Духа Святого», по словам св. Серафима Саровского. В святых мы почитаем не безгрешность (безгрешен только Бог), не творимые ими чудеса, высказываемые предсказания, подвиги аскетики или ратного дела, а ту благодать Божию, которая в них просияла, сделав их «чистыми жилищами Божиими», по словам св. Иоанна Дамаскина.

Как писал апостол Павел, “одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков” (I Кор. 12. 8-11) Согласно словам Апостола, церковь почитает самых разных людей, получивших бесценный дар Святого Духа через свою жизнь или через свою смерть. При этом надо понимать, что почти никто из святых не становился таким мгновенно, но никто не обретал «помазание Божией благодати» внезапно и без своего сильного желания быть с Богом. Но помимо помазания благодатью святые всегда оставались обычными людьми со своими привычками, сложными моментами в биографии, за которые они горько каялись, и человеческими немощами. Интересно, что в церковных канонах есть строгое предупреждение, запрещающее православному считать что святые безгрешны.

Апостол Павел называет святыми всех верующих христиан. И понятно – человек сотворен Богом по образу и подобию Божиему и смысл жизни христианина состоит в том, чтобы от образа, заложенного в каждом из нас, перейти к подобию Божию: «будьте святы, как Отец Ваш Небесный», говорится в Библии.

К святости, по учению Церкви, призван каждый. История знает немало парадоксов: нередко святыми становились, казалось бы, совершенно потерянные для общества люди.

Первым вошел в рай… разбойник. Тот самый, который висел на кресте справа от Христа. Распят он был за свои «заслуги» сам это признавал. Но искреннего покаяния в последнюю минуту жизни и слов, обращенных к распятому Христу «Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем» оказалось достаточно для того, чтобы войти в рай.

Мария Египетская– еще один парадоксальный пример: с ранней юности она предавалась разврату, утопала во грехе соблазняла всех окружающих мужчин. И вдруг она захотела войти в церковь, куда ее не пустила сила Божия. Тогда Мария и поняла весь ужас своей жизни и до конца дней каялась о своих прегрешениях.

Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно… Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях.

Церковная канонизация не определяет прославление святого у Бога: для судьбы человека неважно, прославлен ли он Церковью, ведь это лишь признание факта, официальное благословение на всенародное почитание.

Основными условиями для канонизации являются праведное житие, православие безукоризненное, народное почитание и чудотворения, совершаемые по молитвам святого.

Для канонизации святого важно и то, что со дня смерти должно пройти определенное время. Иначе слишком велик риск податься сиюминутным влечениям и увидеть святость там, где ее нет, как происходит, например, с кампаниями по прославлению Ивана Грозного или Распутина – несмотря на неоднократные заявления церкви о невозможности их прославления, некоторые люди упорствуют и пытаются собирать документы в поддержку.

Обычно канонизация совершается не раньше, чем через 50 лет поле смерти святого, так, например, благоверный князь Андрей Боголюбский или Димитрий Донской были прославлены только в год тысячелетия Крещения Руси – то есть много веков спустя после смерти.

Святые почитались с самых ранних веков христианства

Вначале это были апостолы, а затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от веры (таковым являлся римлянин Леонид, чью память мы празднуем тоже сегодня, 18 июня). За ним последовало почитание выдающихся церковных деятелей, прославившихся дарами Святого Духа (все мы знаем самого почитаемого у нас святителя Николая Чудотворца). С укреплением христианства начали чтить благоверных правителей и правительниц (таковыми были благоверный князь Александр Невский, сын его Даниил Московский, святой покровитель столицы) и преподобных монахов (таких как Сергий Радонежский и Серафим Саровский).

В наши дни, когда нам известны имена тысяч россиян, пострадавших за веру Христову в годы советской власти, святые нам близки как никогда. Они практически наши современники, они обитали на соседних улицах, слушали радио, ездили в автомобилях, ходили в магазины и жили обычной, нашей с вами жизнью. Тем самым они показывают нам, насколько близко от нас находится благодать Божия, стоит лишь захотеть и обожение, теозис, — главная цель жизни христианской – оказывается достижимой. Поэтому мы празднуем сегодня память тех обычных людей, кто стяжал Духа Святого и обрёл помазание благодати.

Сколько святых в православной церквиСвятость многообразна, как многообразны те благодатные дары, которыми Бог наделяет своих угодников в разных странах и в разные эпохи. В православных традициях сложилось несколько основных форм Святости, в соответствии с которыми всех святых подразделяют на чины — разряды. В первые века христианства Святыми считались ветхозаветные праотцы, ветхозаветные пророки, апостолы и мученики.

Канонизация Святого свидетельствует о глубокой вере в Христа, стойкости духа и благих делах за веру. Святые становятся нашими помощниками в житейских невзгодах. Мы обращаемся к ним за помощью через молитву.

Сонм православных Святых многочислен. Каждый из них имеет свой чин в зависимости от того, кем он был и какими делами прославился в земной жизни. Чин мы видим на иконах в кратком написании перед именем Святого.

Выделяют следующие чины:

  1. Апостолы (ап.) — 12 ближайших учеников Иисуса (Иоанн Богослов, Петр Кифа, Варфоломей, Иуда Фаддей, Иуда Искариот и др.) и апостолы от семидесяти, распространявшие православие в 1 в. н.э. Имена последних озвучены спустя несколько столетий после событий Евангелия.
  2. Бессребренники (бесср.) — врачеватели болезней и другие мастера, не бравшие платы за свой труд (Пантелеймон, Ермолай, Косма и Дамиан).
  3. Благоверные (блгв.) — правители, укреплявшие веру своего народа в Господа и Небесные Силы (Ярослав Мудрый, Дмитрий Донской, Александр Невский, Андрей Боголюбский).
  4. Блаженные (блж., блаж.) — юродивые и некоторые другие святые (Блаженная Матрона Московская, Августин Блаженный).
  5. Исповедники (исп.) — христиане, которые во времена религиозных гонений, отстаивали веру и распространяли ее среди других. В списках РПЦ исповедники появляются только в 20 в. (Николай Могилевский, Амвросий Полянский, Виктор Островидов, Иоанн Оленевский).
  6. Мученики (мч., мц.) — умершие насильственной смертью за распространение веры (Феодосия Морозова, Павел Коломенский). Мученики, имевшие церковный сан, называются священномучениками (сщмч., сщмц.) — Кукша Печерский, патриарх Гермоген. Новомученики (нмч., нмц.) — погибли во времена советской власти (Иоанн Кочуров, Петр Полянский). Великомученики (вмч., вмц.) — христиане, погибшие за веру в особо тяжких муках (Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Стратилат, Екатерина Александрийская). Преподобномученики (прмч., прмц.) — монахи (Андрей Критский, Григорий Печерский).
  7. Праведные (прав.) — священнослужители и простые миряне, жившие праведной жизнью (Феофан Затворник, старец Силуан).
  8. Преподобные (прп.) — монахи, распространявшие веру (Иоанн Лествичник, Антоний и Феодосий Печерские, Евфросиния Полоцкая, Никита Переяславский).
  9. Пророки (прр., прор.) — участники библейских событий, несшие народу Божью волю (Иоанн Креститель, Иезекииль, Иеремия, Исайя, Даниил).

Для всех чинов, как и для отдельных Святых написаны церковные чтения и песнопения. Существуют иконы, на которых Святые изображаются группами, объединенными по лику святости, например, Три Святителя, Мученики и Новомученики Государства Российского.

Это личности, которых церковь и верующие особенно чтят за их стойкость в вере, бескорыстие, стремление преодолеть греховность, способность творить чудеса и др. Считается, что такие люди достигли «прямого» соединения с Богом.
Сколько святых в православной церкви
Святым не поклоняются (поклоняются лишь Богу), а просят ходатайствовать о чём-то перед ним. Изображают святых с сияющим кругом вокруг головы – символом, внешним признаком святости.

Сколько всего святых в православии?

Точной цифры тут нет. По преставлениям христиан, Бог приближает человека к себе и тот становится святым, но люди об этом могут никогда и не узнать. Среди них безвестные мученики за веру, погибшие на аренах римских цирков, в советских тюрьмах и лагерях.

Мы можем лишь подсчитать число тех, которых объявила святыми сама земная церковь. В православный месяцеслов (церковный календарь) внесено 5008 имён святых. Эта цифра тоже приблизительна, потому что:

— были позабытые ныне православные святые, которых когда-то почитали на Востоке;

— помимо «общеправославных», есть многочисленные святые, которых чтят в разных поместных церквах;
Сколько святых в православной церкви
— немало западных святых, которые канонизированы до разделения христианства на православие и католичество; однако их выверенного списка нет.

Почитают ли в церкви хоть как-то те тысячи святых, имена которых неизвестны?

Для этого у православных есть особый праздник – «Неделя всех святых». В его названии сохранилось старинное название седьмого дня недели – воскресенья.

Этот праздник отмечают через семь дней после Троицы. В календаре католиков этот день привязан к чёткой дате – 1-е ноября.

Кто стал первым русским святым?

Их было двое – братья-князья Борис и Глеб (это их имена при рождении, после крещения они стали Романом и Давидом). Отцом их был киевский князь Владимир Креститель. По распространённой версии Борис и Глеб погибли от рук убийц, посланных их братом Святополком. Их подвиг христиане видят в отказе от вооружённого сопротивления, смирении перед угрозой смерти.

И до гибели братьев на Руси жили святые, но церковь канонизировала их позднее чем Бориса и Глеба. Это были крещёные воин-варяг Феодор и его сын Иоанн, убитые толпой дружинников при князе Владимире, когда тот был ещё язычником.
Сколько святых в православной церкви
Позднее к святым причислили и самого Владимира – как крестителя Руси, а также княгиню Ольгу, которая стал христианкой ещё до того, как была крещена Русь.

Всегда ли святые добродетельны?

Святые – это земные люди, жизнь которых далеко не всегда была беспорочной. Церковь причислила к лику святых одного из двух злодеев, распятых рядом с Христом: преступник перед смертью раскаялся и принял Иисуса.

В жестоких гонениях на христиан участвовал в молодости апостол Павел. Аморальной, в нашем представлении, была первоначально и жизнь равноапостольной Марии Египетской. Знаменитый монастырь Оптина пустынь в Калужской области основан раскаявшимся разбойником по имени Опт, который стал монахом Макарием.

В общем, святые были лишены обычных людских страстей, но научились контролировать, направлять их, следовать высшим духовным потребностям.

При каких условиях человека могут объявить святым?

В Русской церкви для этого приняты три условия: его благочестивая жизнь, почитание народом и чудеса, творимые благодаря его останкам или обращением к его имени. Третье условие считается самым важным, это как бы указание самого Бога на то, что данная личность соединена с ним. Кроме того, с момента смерти праведника должно пройти хотя бы несколько десятков лет.
Сколько святых в православной церкви
Общая процедура (она называется канонизацией) такова. Создаётся комиссия, которая собирает и оценивает свидетельства о благочестивости, почитании и чудесах. Если свидетельств много и они признаются достоверными, высший церковный орган – Собор, принимает решение о канонизации.

Конечно, святым человека делает не она – решение означает лишь официальное признание его подвига и разрешение чтить его, наравне с другими святыми, обращаться к нему с молитвами.

Разряды — чины святых в известной степени условны. Кто достиг святости, а кто нет, равно как и общее число святых, известно лишь Богу. Тех из них, чья жизнь и подвиги известны, Церковь канонизировала, то есть объявила прославленными с соответствующим почитанием.

Имя того или иного святого принято сочетать с «ликом», званием, разрядом — чином святых. Один и тот же человек может прославиться различными подвигами. Святость многообразна, как многообразны те благодатные дары, которыми Бог наделяет Своих угодников.

Патриархи и праотцы — это ветхозаветные святые, предки по плоти Господа Иисуса Христа. Среди них почитаются Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие.

Пророки — это Божие избранники, преимущественно ветхозаветного времени, миссия которых состояла в возвещении людям воли Божией. Они предсказывали пришествие Христа — Мессии и важнейшие события в жизни народов.

Среди пророков выделяются Илия, Елисей, Моисей, Аарон, Самуил, Иоад, Азария, Давид-псалмопевец, Иессей; великие пророки: Исаия, Даниил, Иеремия, Иезекиил (книги этих пророков имеются в ветхозаветном каноне);

12 малых пророков, чьи книги также входят в Ветхий Завет: Осия, Иоиль, Амос, Авлий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия; Иоанн Креститель был последним ветхозаветным пророком.

Апостолы — ближайшие ученики Христовы, посланные Им в разные страны мира проповедовать христианскую веру. Почти все они приняли мученическую смерть. Апостолы стали первыми христианскими святыми.

Главных апостолов 12: Петр, Андрей, Иаков Зеведеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Леввей, прозванный Фаддеем (по Евангелию от Луки — Иуда Иаковлев), Симон Кананит и Матфий, причисленный к 11 вместо предавшего Христа Иуды Искариота.

Богослужения в честь апостолов совершали уже в III веке. Общий праздник — Собор 12 апостолов — был введен в V — VI веках. Один из четырех церковных постов — Петровский — называют апостольским, так как его завершает день памяти апостолов Петра и Павла.

В церковной неделе (седмице) апостолам посвящен четверг. Апостолами также называются проповедники Евангелия из числа дополнительных учеников Христовых, 70 апостолов; среди них апостолы Марк и Лука.

Четыре апостола, написавшие Евангелия, называются еще Евангелистами: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Ближайшие ученики апостолов, оставившие после себя труды, именуются мужами апостольскими.

С первых веков христианства идет непрерывный ряд святых, именуемых отцами и учителями Церкви. Отцами Церкви принято называть тех церковных писателей, которые прославились святостью жизни и наставления которых пользуются особым авторитетом.

В IV веке жили святители: Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Позже жили святитель Григорий Палама, святитель Марк Ефесский и другие.

Святые, оказавшие большие услуги Церкви в распространении и утверждении Христовой веры, именуются равноапостольными; среди них следует назвать мироносицу Марию Магдалину, святую Нину, просветительницу Грузии, царя Константина Великого и мать его Елену, святых братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян, святого князя Владимира и бабушку его княгиню Ольгу.

Святители — это святые, прослужившие Богу в епископском звании и которые еще при жизни прославились чудесами. Среди них особой любовью пользуется святитель Николай Чудотворец, святитель Спиридон Тримифунтский, святой Тихон Задонский.

Мученики — это христиане, отдавшие свою жизнь за веру Христову. Среди них различаются великомученики и прославившиеся чудесами; священномученики — мученики, носившие епископский или священнический сан; преподобномученики — мученики монашеского звания.

Среди мучеников следует назвать великомученика и целителя Пантелеймона, великомученика и победоносца Георгия, святых великомучениц Варвару и Екатерину.

Исповедники и страстотерпцы — это христиане, мужественно исповедавшие свою веру и претерпевшие гонения за истину. Среди них следует вспомнить преподобного Максима Исповедника.

Преподобные — это христианские подвижники, послужившие Богу в монашеском звании. Многие из преподобных достигли большого духовного совершенства. Среди них надо вспомнить преподобного Антония Великого, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, преподобного Паисия Святогорца и других.

Праведные — это святые мужи и жены разных званий, прославившиеся добродетельной жизнью в миру. Среди них следует упомянуть праведного Иоанна Кронштадского, праведных Иоакима и Анну, называемых Богоотцами; Филарета Московского и других.

Блаженные и Христа ради юродивые — мужи и жены разных званий, добровольно несшие в миру подвиг крайней нищеты, тяжелый подвиг кажущегося слабоумия и ненормальности, будучи на самом деле наделены Богом даром духовной мудрости и прозорливости.

Среди них надо назвать святого Андрея, Христа ради юродивого; святого Василия Блаженного, блаженную Ксению Петербургскую и многих других.

Благоверные — это правители (князья и княгини, цари и царицы), отличавшиеся благочестивой жизнью и употребившие монархическую власть на укрепление православной веры, на дела милосердия.

Это князья Александр Невский, Даниил Московский, Довмонт Псковский, Петр и Феврония Муромские, Михаил Тверской, Анна Кашинская и другие.

Бессребреники — это святые, занимавшиеся бескорыстным профессиональным служением. Любой талант дан от Бога и должен быть употреблен для прославления Бога, то есть на беззаветное служение людям.

Примером бессребреников являются Косма и Дамиан, в Риме пострадавшие и Косма и Дамиан, мученики Аравийские.

Церковь, видя на примере святых то, каким задумал человека Бог, прославляет Творца: «Дивен Бог во святых Своих». Прославление того или иного христианина в качестве святого проводится Церковью лишь после его смерти на основании свидетельств о его жизни. Тогда же канонизированным святым присваиваются те или иные разряды — чины святых.

Точное количество в мире святых никому не известно, но католики в последние времена ведут подсчеты: в период с 1588 по 1988 год канонизировали 679 святых.

А папа Иоанн Павел 2-й поднапрягся, и за 27 лет нахождения на престоле он канонизировал аж 482 католических святых.

Сотни имен святых упоминаются здесь.

Святые Русской Православной Церкви указаны и здесь.

Православные верующие считают, что всех их знает только Бог, а ориентировочно можно взять число порядка 10 тысяч.

Православные святые Сергий Радонежский и Серафим Саровский приходили к Розе Юсим.

В том мире их святость видна всем, потому что мертвые видят живые энергии.

12-ть ближайших учеников Христа:

  1. Апостол Андрей Первозванный;
  2. Апостол Варфоломей;
  3. Апостол Иаков Алфеев;
  4. Апостол Иаков Зеведеев;
  5. Апостол Иоанн Богослов и Евангелист;
  6. Апостол Матфей, Евангелист;
  7. Апостол Матфий;
  8. Апостол Пётр, Первоверховный;
  9. Апостол Симон Кананит;
  10. Апостол Фаддей;
  11. Апостол Филипп;
  12. Апостол Фома.

Равные по почитанию с 12-тью учениками Христа:

  1. Апостол Лука, Евангелист;
  2. Апостол Марк, Евангелист;
  3. Апостол Павел, Первоверховный.

Великие святители

  1. Святитель Василий Великий († 379 год).
  2. Святитель Григорий Богослов († 389 год);
  3. Святитель Иоанн Златоуст († 407 год);
  4. Святитель Афанасий Великий († 373 год);

Равные по почитанию с Великими святителями:

Великомученики

Великие преподобные

Равные по почитанию с Великими преподобными:

IV век

  1. Преподобный Аммон, Египетский († 357 год);
  2. Преподобный Ефрем Сирин († 373 год);
  3. Преподобный Иоанн Прозорливый, Египетский († 394 год);
  4. Преподобный Макарий Александрийский, Египетский († 394 год);
  5. Преподобный Павел Фивейский († 341 год);
  6. Преподобный Памва Нитрийский, пустынник († 386 год).

V век

  1. Преподобный Виссарион Египетский, пустынник († конец V века);
  2. Преподобный Герасим Иорданский († 475 год);
  3. Преподобный Даниил Столпник († 490 год).
  4. Преподобный Симеон Столпник († 459 год).

VI век

  1. Преподобный Авва Дорофей († конец VI века);
  2. Преподобный Кириак Отшельник, Палестинский († 556 год);
  3. Преподобная Мария Египетская († 522 год);
  4. Преподобный Савва Освященный († 532 год).

VII век

  1. Преподобный Иоанн Лествичник, Синайский († 649 год);
  2. Преподобный Исаак Сирин († ок. 700 года).

VIII век

  1. Преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 753 года);
  2. Преподобный Петр Афонский († 734 год).

IX век

  1. Преподобный Феодор Студит († 826 год).

XI век

  1. Преподобный Симеон Новый Богослов († 1022 год).

XIV век

  1. Преподобный Григорий Палама († 1359 год).

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Все угодившие Богу и прославленные церковью последователи Христа подразделяются на чины (лики). К тому или иному лику святых относят по определенным признакам: церковная степень, род занятий. Тот праведник, который угодил Богу в чине архиерея, будет относиться к лику святителей.

И действительно, эти угодники Божии в основе своей деятельности буквально занимались тем, что освящали новые храмы и просвещали умы и сердца народа Божьего. Многие из них оставили на века свои письменные труды.

Сколько святых в православной церкви

Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов
Двусторонняя икона-таблетка
Школа или худ. центр: Новгород
Конец XV — начало XVI вв.
Иконы Великого Новгорода 2008: Конец XV в. (1484–1504 годы)
Трифонова 2013: Конец XV в.
24 × 19.5 см
Новгородский гос. историко-архитектурный
и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия
Инв. 3099
Входит в серию таблеток из собора Св. Софии в Новгороде.

Содержание страницы

  • Первые святители Церкви
    • Полезные материалы
  • Три вселенских святителя
    • Василий Великий (330-379)
    • Григорий Богослов (329-389)
    • Иоанн Златоуст (349-407)
    • Похожие статьи

Первые святители Церкви

Кто же был самым первым святителем в истории? Это был предстоятель Иерусалимской церкви, по преданию, поставленный на эту должность самим Христом, который явился ему после Воскресения. Его звали Иаков, сын того человека, с кем была обручена Дева Мария.

Иаков был апостолом от 70-ти и был уважаем за добродетели целомудрия. Он председательствовал на апостольском соборе в Иерусалиме уже как глава поместной церкви. Известны его послания, которые включены в канон Нового Завета.

Полезные материалы

В 10 веке началось распространение христианства на Руси. Князь Владимир привез из Византии епископа Михаила, который стал первым митрополитом Киевским. Он был послан патриархом цареградским (Константинопольским) на Русскую землю для утверждения христианства в помощь Киевскому князю. По приезде новый митрополит стал поставлять священников и диаконов, освящать церкви, истреблять идолов. Святитель Михаил скончался в 932 году, его останки поместили в Десятинную церковь.

Известен всему миру святитель Николай, архиепископ города Миры Ликийской, воссиявший своей святостью в 4 веке.

Три вселенских святителя

Великими просветителями и «учителями вселенной» считаются святители Василий, Григорий, Иоанн. Первого зовут Великим, второго Богословом, а третьего Златоустом, за его «златые уста». Они жили в 4-ом и 5-ом веках. После их смерти среди почитателей возникли споры о том, кто из них имеет большее достоинство.

Народ долгое время не мог определиться, кому воздать первенство. Возникли три группы почитателей, каждая из которых превозносила своего святого. Конец вражде был положен после того, как. Святители сами явились во сне одному благочестивому старцу и объяснили, что нет среди них ни первого, ни последнего. С тех пор в православной церкви стали отмечать их совместное празднование 12 февраля.

Василий Великий (330-379)

Был родом из Каппадокии. Его родители Василий и Эмилия, были знатными и образованными. Они дали сыну самое лучшее образование. Доброе христианское влияние на него оказала его бабка Макрина.

Святой известен всему миру своими книгами. Самая популярная из них «Беседы на Шестоднев» рассказывает о творении всего мироздания. Все его труды отличаются глубиной мысли, а так же высотой духа. Василий был архиепископом города Кесарии Каппадокийской.

Григорий Богослов так отзывается о творениях Василия Великого:

Память его чтится в церкви 14 января.

Григорий Богослов (329-389)

Его родители Григорий и Нонна были почтенными людьми. Отец был из неверующей семьи, а мать – благочестивая христианка. Она выпросила у Бога сына, дав обещание посвятить его на служение церкви. Она же привела к Христу и своего мужа, который стал впоследствии епископом Назианзским и заставил сына принять священство.

Дарованный Богом мальчик отличался от сверстников целомудрием, стремлением к иночеству. Во время учебы в Афинском университете Григорий сблизился с Василием Великим, после они жили долгое время в одном монастыре. Всю жизнь Григорий отдал на борьбу за чистоту христианской веры. Написал множество сочинений, дожил до преклонных лет и, оставив по болезни святительскую кафедру, куда он был назначен вопреки своей воле, вскоре предал душу Богу.

Иоанн Златоуст (349-407)

Известен составлением чина литургии, названного его именем. Его родителей звали Секунд и Анфуса. Они были благочестивыми и благородными. Отец, служивший на почетной воинской должности, умер рано. Воспитанием будущего святителя занималась мать, которая, оставшись вдовой в молодом возрасте, не стала выходить замуж повторно, а полностью отдала себя воспитанию сына. Она утвердила его в христианской вере, отдала на обучение философии и другим наукам. Иоанн учился в Афинах, где превзошел всех студентов, а так же многих известных философов своим умом и красноречием.

Завершив учебу, Иоанн хотел сразу уйти от мира, но послушал мать и прослужил церковным чтецом три года, пока она не умерла. После похорон, раздав все имущество, Иоанн ушел в монастырь, где написал первые сочинения. Там же он совершал многочисленные чудеса исцелений, и даже спас окрестные селения от свирепого льва.

Позже св. Иоанн был поставлен в священники. Он начал проповедовать так, что все жители Антиохии бросали свои дела и с радостью шли, чтобы слушать его. Одна женщина назвала его Златоустым, это меткое прозвище осталось с ним навсегда. В тоже время Иоанн продолжал исцелять больных, приводить к истинной вере множество еретиков и язычников.

Когда умер Константинопольский патриарх Григорий, Иоанна избрали на его место. Здесь святой Иоанн много потрудился для церкви, в частности очистил город от еретиков, впервые установив Крестные ходы. Им было написано множество сочинений, составлен чин Божественной Литургии, по которому служат в церкви по сей день.

Своим обличительным словом Иоанн Златоуст нажил множество врагов. После долгих интриг и ложных обвинений им удалось изгнать святого. В бесчестии и тяжких страданиях он достиг места своей ссылки в Малой Армении, но и там его слово произвело благотворное действие на местное население. Тогда смиренного страдальца с издевательствами и мучениями повезли в более удаленное и пустынное место. По пути туда святитель скончался. Память его 26 (13) ноября.

Святительское звание, как видим, заслуживается самоотверженным несением тяжелого Креста. Всецелая преданность Богу, острый ум, забота о простых людях — вот основные условия для достойного прохождения этого призвания.

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

Все святые, молите Бога о нас!

А знаете ли Вы, что проект включает в себя более 13000 изображений, 2240 святых? Теперь Вы можете терпеливо просмотреть весь список, а если Вам нужен какой-то конкретный святой, то проще воспользоваться системой поиска. Также на сайте есть разделы минейные иконы и фотографии христианских реликвий.

Автор: Maks Апр 24, 2019

Критерии определения духовного подвига в православии очень строги. Представляем 10 самых почитаемых святых, канонизированных Русской православной церковью.

Борис и Глеб

Первые русские святые. Сыновья киевского князя Владимира и византийской принцессы. Родились около 990 года. По достижении совершеннолетия приняли христианство. В 1015 году Владимир послал Бориса отразить набег печенегов. Княжич врагов не встретил, но в дороге узнал о смерти отца, а также о том, что киевский престол занял Святополк, который хочет его убить. Дружинники предложили Борису идти на Киев. Тот отказался поднять оружие против старшего брата. Святополк послал к Борису убийц, но и тогда княжич запретил поднимать оружие для защиты. Позже убийц подослали и к Глебу. Он уже знал о смерти брата и о грозящей опасности. Но, как и Борис, запретил дружинникам проливать кровь и погиб. Братья были канонизированы в 1039 году как страстотерпцы, что подчеркивает принятие ими мученической смерти не от рук гонителей христианства, а от единоверцев. Их мученический подвиг состоит в беззлобии и непротивлении врагам. Дни памяти: 15 мая, 6 августа и 18 сентября (здесь и далее даты по новому стилю).

Владимир Креститель

Сын киевского князя Святослава. Сначала княжил в Новгороде, в 978 году захватил киевский престол. В 988 году принял христианство по греческому образцу и сделал его официальной религией Киевской Руси. При крещении получил имя Василий. Прославлен в лике святых как равноапостольный — за проповедование Евангелия и обращение целого народа в христианство. Точная дата канонизации неизвестна, но не ранее середины XII века. День памяти: 28 июля. Почитается также католической церковью.

Михаил Черниговский

Князь Черниговский, с 1238 года — великий князь Киевский. Участвовал в битве на Калке. В 1246 году был вызван в Орду. Перед входом в шатер Батыя монгольские жрецы велели ему пройти через священный огонь и поклониться их идолам. Михаил ответил, что «христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». За отказ от поклонения князь был казнен. Канонизирован в 1572 году в лике мученика. Дни памяти: 27 февраля и 3 октября.

Александр Невский

Князь Новгородский, Киевский и Владимирский. Одержав важные победы, остановил экспансию на Русь Швеции и Тевтонского ордена. Старался поддерживать мир с Ордой, иногда жестоко принуждая к этому подданных. В 1262 году был вызван в ставку хана Берке, который хотел вынудить Русь выставить войско для похода на Иран. Смог отговорить Берке, но по дороге домой заболел. Перед смертью принял постриг под именем Алексий. Канонизирован в 1547 году в лике чудотворцев. Дни памяти: 5 июня, 12 сентября, 6 декабря.

Сергий Радонежский

В миру Варфоломей. Духовный наставник многих князей, в том числе Дмитрия Донского и его отца. Примирял враждующих русских правителей, уговаривал их подчиниться власти Москвы. Почитался на Руси как «духовный собиратель народа русского». Основатель ряда монастырей. Канонизирован в середине XV века в лике преподобных, то есть угодивших Богу послушанием, подвижничеством и монашеским подвигом. Дни памяти: 18 июля и 8 октября. С 1969 года почитается также католической церковью.

Василий Блаженный

Из крестьян. Обладал даром предвидения. В 16 лет отправился странствовать и принял подвиг юродства. В православной традиции это род религиозного подвижничества, сопровождаемого полным отказом от материальных благ. Молва приписывает Василию множество чудес. Канонизирован в 1588 году. День памяти: 15 августа. Покровский собор на Красной площади обычно называют храмом Василия Блаженного.

Стефан Пермский

Мирское имя неизвестно, отец был священником. Рождение Стефана как «епископа и учителя Пермского» предсказал праведник Прокопий Устюжский. Стефана можно назвать первым русским миссионером. Проповедовал христианскую веру в землях коми, создал для них алфавит и переводил на их язык духовную литературу. Почитается РПЦ в лике святителей. Канонизирован Собором 1549 года, однако в Пермской земле почитался святым еще при жизни из-за приписываемых ему чудес. День памяти: 9 мая.

Ксения Петербургская

(между 1719/1730-не позднее 1806)

Из дворян. После ранней кончины мужа приняла подвиг юродства. Все имущество пожертвовала бедным. Вела строго аскетический образ жизни. С возрастом у Ксении открылся дар предвидения. Предсказала смерть Елизаветы Петровны, Иоанна Антоновича, Павла I. Канонизирована в 1988 году в лике блаженных (в широком смысле это всякий, кто наслаждается видением Бога и общается с Ним). Дни памяти: 6 февраля и 6 июня.

Нил Сорский

Происхождение неизвестно. Называл себя «невежей и поселянином», но, судя по всему, получил хорошее образование. Постриг в Кирилло-Белозерском монастыре принял в середине 1450-х годов. В монастыре занимал видное положение. Вместе с несколькими учениками совершил труднейшее паломничество в Палестину и Сирию. По возвращении основал скит на реке Соре. Крупный православный теоретик, основатель скитского движения. Критиковал церковь за излишнюю пышность обрядов. Канонизирован не позднее конца XVII века в лике преподобных. День памяти: 20 мая.

Серафим Саровский

В миру Прохор Машнин. Из богатой купеческой семьи. После нескольких знамений принял постриг. С 1794-го по 1810 год жил в лесу, приняв на себя ряд тяжелых обетов, в том числе молчания. Легенды приписывают ему множество сотворенных чудес. Вернулся в монастырь, но жил затворником, умер во время молитвы. Канонизирован в 1903 году в лике преподобных (за монашеский подвиг). Дни памяти: 15 января и 1 августа.

Прежде чем начинать говорить о первых святых, следует вообще понять, кем является святой. Как правило, святым становится какая-то историческая личность, которая проявила себя в деле веры. При этом достижения могут быть совершенно разными и люди тоже могут быть разными о чем подробнее скажем далее.
Тем не менее, есть некоторые объединяющие факторы, отличающие святого от не святого. Например, чудеса, происходящие и при жизни святого и после того как он отходит в другой мир, но оттуда может являться во снах, либо наяву и давать какие-то блага, помогать. Помимо этого святой нередко страдает за собственную веру и совершает различные духовные подвиги.

Почитание святых

Почитание святых, как правило, идет из низов общества. Этот процесс наблюдается и в первые века развития римско-византийского христианства и в начале развития русской православной церкви. Суть заключается в обретении фигуры святых как великих заступников, помогающим тем слоям общества, которым более никто помочь не может.
К примеру, почитание часто распространялось из среды бедняков, заключенных и других несчастных. Многие истории нередко говорят о банальной материальной помощи, как история Николая Чудотворца, или исцелении от недугов благодаря какому-то святому. Власти в свою очередь (в том числе и церковные) просто перенимают такую традицию, стандартизируют и, так сказать, ставят на поток.
Кстати, именно поэтому на протяжении довольно длительного времени в русской церкви в разных регионах почитались разные святые. Где-то епархия принимала одних подвижников, где-то других и использовала эти образы для паствы. Собственно, даже сейчас есть святые особо почитаемые в отдельных областях страны.

Как становятся святыми

Стать святым на самом деле не трудно, для этого требуется, по сути, решение церкви. Таким образом, становится понятным – во многом звание святого является номинальным и может как-то отличаться от подлинных духовных достижений и церковь тоже принимает этот факт. В православной традиции есть такие люди, которые почитаются, но не известны особенно пастве и формально не считаются святыми, но они, согласно доктрине церкви, занимают положение на Небесах равно положению святых, в общем, там довольно трудная концепция, куда следует отдельно углубляться.
Так или иначе, для принятия решения о канонизации церковь имеет специальную комиссию. Решения могут быть приняты разными органами. Например, ранее на заре русской православной церкви канонизировать могли в отдельной епархии, но решающим всегда было слово киевской митрополии, далее более высокое значение приобрел московский митрополит, потом священный Синод, сейчас снова решения принимаются в столичной митрополии.
Если говорить о первых святых, то они могли быть и локальными, даже почитаться только в каком-то одном монастыре или небольшом городе, но могли быть и общеизвестными. Характерным примером тут являются первые православные князья и мученики. Нередко канонизировались и отшельники и духовные подвижники, но многие из них по понятным причинам были меньше известны простому народу и больше оставались в рамках закрытой церковной культуры.

Самые известные первые святые

Теперь, пожалуй, настал черед рассказать про самих первых святых и наиболее ярких подробностях биографий этих людей.
•Борис и Глеб. Одни из первых русских православных святых, которые в дальнейшем стали незримыми защитниками русского воинства и приходили на помощь многим последующим князьям. К примеру, они упоминаются в житии Александра Невского. Вывод о святости этих князей был сделан после вскрытия мощей, источавших благовония и остались без признаков разложения.
•Феодосий Печерский. Он действовал на заре развития Киево-Печерской лавры и стал довольно значимым святым для православного мира 11-12 веков. Был учеником Антония, основавшего лавру, но основную часть времени он провел в затворе, поэтому был не известен пастве. Феодосий в свою очередь вел в том числе и публичную деятельность и проповедовал, поэтому и стал почитаемым святым практически сразу.
•Авраам Смоленский. Проживал в Смоленске в 12 веке, родился в довольно богатой семье, с детства был набожным, много посещал церковь, прославился как искушенный проповедник. Помимо этого известен прижизненными чудесами, написал пару икон, более всего интересовался темой Страшного суда Божия.
•Стефан Пермский. Не многие знают этого святого, а он вполне достоин почитания, так как вел весьма трудную работу – проповедовал у язычников. Стефан не просто давал язычникам новые знания и обучал христианской любви, но и сам подстраивался под нравы этого народа. Он обращал языческие народы поблизости от Перми, создавал для них собственную удобную письменность на основе рун, переводил книги.
•Сергий Радонежский. В отличие от предыдущего святого этот преподобный, неверное, является одним из самых известных вообще во всей стране и православной культуре в целом. Отличительной заслугой Сергия Радонежского стало развитие отшельничества и пустынножительства. Такая традиция позволила преобразить монашеский труд, сделать его немного более суровым, но при этом и получить более высокий эффект от духовной работы.
Также следует отметить сонм святых, относящихся к Киево-Печерской лавре. Они во многом стояли у истоков русского православного монашества, в традиции особенно упоминаются 118 святых, мощи до сих пор остаются в лавре.
Отдельной группой являются и святые князья, ставшие яркими представителями русской православной традиции. Для многих может быть странным факт канонизации князей как таковых, ведь князья, как известно, захватывают земли, эксплуатируют подданных и уничтожают представителей других княжеств. Тем не менее, нужно сказать о роли православия в судьбах русских князей, нередко выбиравших довольно нетипичный и благостный христианский путь.
Например, Дмитрий Донской известен не только как освободитель земель, но и как невероятно мирный князь. Когда другие правители русской земли дрались за территорию, использовали подлость и даже нанимали татар, чтобы расправиться с конкурентами, Донской действовал иначе, он всегда старался решить ситуацию мирно и избежал множества сражений только для того чтобы сберечь народ.
Отмеченные выше Борис и Глеб пострадали именно за православную веру, более того, они знали о предательстве собственного брата, решившего погубить младших ради власти и богатства, но не стали восставать против него и приняли свою участь.

Помимо этого следует отметить и других русских князей, канонизированных впоследствии:
•Ольга;
•Владимир;
•Михаил Черниговский;
•Федор Ярославский и сыновья;
•Михаил Тверской;
•Александр Невский

Нужно сказать, эти князья, как вообще любые князья, отмечались церковью только за духовные заслуги, но не за какие-то политические дела или нечто подобное. Как читатели могут помнить из начала данного материала, святость определяется по ряду параметров и просто хороший человек в понимании обывателя совсем не равен святому, который может быть даже не совсем понятен для обывательского понимания нормы и морали.

Согласно обычаям русского именования православное имя (церковное, каноническое) – это личное имя, данное человеку и закреплённое за ним по христианским традициям. К ним относятся имена, которые взяты из православного календаря. Поэтому их ещё называют календарные, либо агиографические имена. Они имеют в основном греческое происхождение, но встречаются имена, образовавшиеся благодаря латинским и славянским языковым группам.

Верующие люди стараются проживать свою жизнь согласно религии, соблюдая все её традиции. Так согласно Библейским традициям вопросу имени для православного человека всегда придавалось большое значение. Люди считали, что, дав ребёнку имя праведника, его носитель становился причастником к доле святости и славы, которую имел первоначальный обладатель имени у Бога. Поэтому как у иудеев, так и у христиан во многих поколениях повторялись имена Исаака, Авраама и Иакова.

В раннем христианстве не существовало определенного регламента получения имени человеку. Немало имён было языческого характера. А христианскими их сделали обладающие ими люди, став святыми.

Эффект прецедента для любого верующего в его жизни играет очень важную роль. Так если в его религиозной жизни произошёл случай, ставший примером, то и последующий свой путь необходимо строить таким же образом. Всё это делается для достижения главной цели, которая заключается в спасении собственной души.

Можно сказать, что такой подход в чём-то напоминает традиции Ветхого завета. Но стоит отметить и разницу. Так в Ветхом завете святые, чьи имена носят люди, не играют в их жизни активно роли и являются в большей степени данью традиций, чем проявлением чего-то свехестественного.

С точки зрения христианства всё наоборот. Человек, носящий имя святого, имеет тесную взаимосвязь с ним. Святой является «небесным покровителем» этого человека и оказывает влияние на его судьбу. Такая традиция — давать имена в честь святых и получать в их лице поддержку – быстро заняла своё место в религии. Она появилась на Руси вместе с принятием Православия. А князь Владимир, креститель Руси, в таинстве крещения получил имя Василий.

В семьях христиан в России имя всегда выбиралось родителями. А в Синодальный период это право перешло к священнослужителю, совершающему таинство крещения. Он в свою очередь чаще всего пользовался святцами. Святцы представляют собой распределенный по датам кончины список святых. Эти даты считались началом вечной жизни и именно на них приходились особые церковные праздники. Благодаря тому, что святцы за многовековую историю постоянно пополнялись, в настоящее время Церковь практически ежедневно отмечает память святых. Таким образом, у родственников, придерживающихся этих обычаев, есть возможность выбора. Но чаще всего имя ребёнку даётся непосредственно родителями, а священник лишь подтверждает его при имянаречении.

Как выбрать имя новорождённому?

Имя ребёнку в христианских семьях родители обычно дают в честь канонизированных святых. Выбор обычно осуществляется либо по святцам, либо в честь святого, почитаемого в семье. Так родители в своём чаде могут увековечить своё отношение к небесному покровителю.

Со временем каноническое имя вошло в употребление и утвердилось как основное имя человека. Часто имена меняли свою форму в произношении и написании. Так, например, имя Иоанн стало звучать в неканоническом виде как Иван. А некоторые имена религиозных деятелей средневековья, такие как Ольга, Глеб, Владимир, были канонизированы и внесены в ряд календарных.

В советское время православные имена сознательно вытеснялись, замещаясь иностранными и «советскими» именами. С наступлением «оттепели» 50-60-х годов снова начался всплеск популярности некоторых православных имен, таких как Екатерина, Анастасия, Елизавета.

Ссылка на основную публикацию