Сергий радонежский кирилл

Поделиться

Сергий радонежский кирилл

Родители и младенец Варфоломей: 1. Рождение. 2. У колыбели. 3. Крещение. Фрагмент иконы «Сергий Радонежский с житием».

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Когда отроку Варфоломею было около 12 лет, он попросил у родителей благословения на монашество; те не возражали, но просили подождать до их смерти.
Когда семья сильно обнищала из-за длительного голода в Ростовской земле и притеснений со стороны московских князей, они переселились в Московское княжество, в Радонеж, где жили близ церкви Рождества Христова

К концу жизни Кирилл и Мария вместе приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре в трех верстах от Радонежа, в то время одновременно мужском и женском. За ними, уже немощными, ухаживал Стефан, также поселившийся в монастыре после смерти своей жены. Умерли они около 1337 года, благословив Варфоломея на иноческий подвиг. Дети похоронили их в Покровском соборе, где и поныне находятся их мощи, и преподобный Сергий перед принятием важных решений и перед своими опасными дальними пешими переходами по Русской земле всегда посещал место их упокоения.

Общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии состоялось в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, 3 апреля 1992 года.

31 января (18 января по старому стилю – церковному юлианскому календарю). Понедельник 33-й седмицы по Пятидесятнице (тридцать третьей недели после великого двунадесятого праздника Пятидесятницы – Святой Троицы). Поста нет. В Русской Православной Церкви сегодня совершается память 13 известных по именам святых. Далее коротко расскажем о них.

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия Радонежского. По дороге из Москвы в Сергиев Посад есть небольшой городок Хотьково, находящийся в непосредственной близости от села Радонеж, места, где провёл свои детские годы игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Своим основанием Хотьково обязано древнему Покровскому Хотькову монастырю. Обители, в которой в 30-х годах XIV века от Рождества Христова приняли монашеский постриг благочестивые родители преподобного Сергия – Кирилл и Мария Радонежские.

Подробнее об этих великих русских святых, а также о самой Покровской Хотьковой монашеской обители, где почивают их мощи, вы можете узнать из нашего материала «Родители преподобного Сергия», опубликованного на сайте телеканала Царьград.

Святители Афанасий и Кирилл, архиепископы Александрийские. Великие церковные учителя и богословы, авторы многочисленных духовных сочинений, Предстоятели Александрийской Церкви в 328-373 и 412-444 годах от Рождества Христова соответственно. Оба святителя прославились как борцы с язычеством, иудаизмом и ересями. В силу последнего «нетолерантный» образ святителя Кирилла Александрийского был крайне тенденциозно представлен в фильме «Агора» (2009) испанского режиссёра Алехандро Аменабара.

Сергий радонежский кирилл

Святители Афанасий и Кирилл Александрийские. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобный Маркиан Кирский (Киринейский). Святой IV столетия, совершавший монашеские духовные подвиги в пустынном уединении недалеко от города Кира. Как повествует Житие этого древнего подвижника, он жил в собственноручно построенной маленькой хижине в строгом посте и непрестанных молитвах, постоянно пел псалмы и читал Божественные книги. Позднее, когда весть о старце Маркиане распространилась достаточно широко, вокруг него стали собираться ученики, в связи с чем преподобный основал для них монашескую обитель. Известно, что Господь даровал святому Маркиану дар чудотворений: так, однажды увидев заползшую к нему в келью змею, он помолился, и змея была охвачена пламенем. Ночью же старец мог читать без светильника: ему освещал книги чудотворный Небесный свет. Преподобный Маркиан Кирский (также именуемый Киринейским) совершил немало и других чудес. Почил святой старец в 388 году от Рождества Христова.

Преподобный Афанасий Сяндемский, Вологодский. Русский святой второй половины XV – первой половины XVI века, ученик преподобного Александра Свирского. Основатель Успенской монашеской пустыни между озёрами Сяндема и Рощинское близ города Олонца. Одно время был настоятелем Свирского монастыря, после чего вернулся в основанную им пустынь, где глубоким старцем отошёл ко Господу в 1550 году от Рождества Христова.

Сергий радонежский кирилл

Преподобный Афанасий Сяндемский, Вологодский. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобный Афанасий Наволоцкий. Русский святой, совершавший духовные подвиги на рубеже XVI-XVII столетий. Известно, что он пришёл в Олонецкую землю из Каргопольских приделов. Относительно недалеко от современного Петрозаводска старец Афанасий основал монашескую обитель.

Священномученики Михаил Каргополов (1919), Евгений Исадский (1930), Владимир Зубкович, Николай Красовский, Сергий Лебедев и Александр Русинов (1938), пресвитеры. Православные священники, принявшие мученические венцы в разные годы советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с памятью сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам-Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Cеверная подпружная арка, 4-я пара медальонов сверху, правая композиция.

© Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Кирилл Белозерский изображён справа.

Поясное фронтальное изображение святого в трехцветном медальоне, внизу ограниченное белильной обводкой медальона, вверху не доходящее до нее на 0,6 см.

Руки согнуты в локтях перед грудью. В сжатой, слегка приподнятой кисти левой руки выписан по диагонали свернутый, выполненный белилами с розоватой тонировкой, свиток. Кисть правой руки с отстающим большим пальцем расправлена внутрь по диагонали, выше кисти левой руки.

Оливково-желтая мантия (санкирные пятна чередуются с участками темно-желтой подкладки) покрывает всю фигуру, приоткрывая у запястий края широких рукавов светло-желтого хитона с белильными высветлениями и красно-коричневыми линиями складок.

На плечах ― спущенный бледно-голубой куколь (по левкасу) с просвечивающим розовато-охристым предварительным рисунком.

Лик ― продолговатый, с впалыми щеками, длинным прямым носом, высоким, выпуклым, сильно открытым лбом, серыми глазами.

Вохрение личного и седых волос, бороды и усов ― светлое по оливково-зеленому санкирю с охряной подкладкой. Щеки моделированы парами длинных мазков под углом друг к другу, у переносицы ― более узкими. Пробела и белильные движки лежат по форме.

Длинная, окладистая борода овальной формы с прядями, идущими по ее абрису, и короткие, открывающие уши, волосы моделированы тонкими параллельными белильными линиями.

Желтый нимб с широкой красно-коричневой внутренней и узкой белильной внешней обводками уменьшен по отношению к первоначальному рисунку.

Центральный круг медальона ― розовато-вишневого цвета (красная охра, положенная широкими хаотичными мазками разной плотности, тонко лессирована белилами). Внешняя и средняя полосы плотно перекрыты белилами, через которые просвечивает светло-розовая на внешней полосе и темно-розовая на средней подкладка. Белила положены после выписки всей фигуры (справа слегка заходят на нимб).

Фон серо-голубой (азурит по рефти).

Левкасный шов по верхнему краю разгранки, которая идет внизу композиции.

В верхней части фона с обеих сторон тонкая неглубокая графья для обозначения высоты букв надписи, частично сохранившейся справа, слева по рефтяным следам читаются буквы.

Графьи на фигуре нет.

Составитель описания: Г.В. Давыдова

Литература.

Вздорнов Г.И. Неизвестная статья А.И. Анисимова «Иконизация Кирилла Белозерского» // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. 1987. – М., 1988. – С. 184‒201.

С. 195 [из статьи А.И. Анисимов, 1918 г.]: «… мы можем даже указать теперь ту выдающуюся художественную индивидуальность, которая оказала особенно решительное влияние в этом направлении. Я разумею Дионисия – автора ферапонтовской росписи. … о нем не замечено ещё той характерной черты его творчества, которая заключалась в особом смягчении иконографических типов, в придании им миловидности и даже какой-то женственности. Мученицы и мученики, святители и пророки, праотцы и преподобные – все под кистью Дионисия приобретали одну общую роднящую их фамильную черту изящества, благообразия и некоторой сладостной манерности. Среди медальонов, покрывающих своды и арки центрального деления Богородице-Рождественского храма, есть как раз медальон с изображением преподобного Кирилла Белозерского. И здесь, на фреске начала ХVI века, мы видим святого уже окончательно преображенным: в его облике не сохранилось не одной из тех черт, которые когда-то добросовестно старался запечат(с. 196)леть для потомства, гладя на живую натуру, преподобный Дионисий Глушицкий».

С. 200, сноска 37: Парные медальоны с изображением русских и общехристианских святых украшают подпружные арки собора … [в т.ч.] Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского. Сходные мысли об «иконизации» или иными словами об идеализации первоначального изображения Кирилла были высказаны значительно позже также Н.Г. Порфиридовым, но следует помнить, что часто общаясь с А.И. Анисимовым в Новгороде (с 1918 по 1928 гг.) Н.Г. Порфиридов, вероятно, либо слышал сообщение Анисимова, либо имел с ним разговоры на ту же тему. См.: Порфиридов Н.Г. О путях развития художественных образов в древнерусском искусстве // ТОДРЛ. 1960. ХVI. С. 48-49.

Сергий радонежский кирилл

Как обычно разворачивается сюжет во многих русских сказках? «Жил-был Берендей и было у него три сына». Разумеется, самым «воспитанным и неупитанным» всегда оказывался младший сын. В семье Кирилла и Марии тоже было три сына. Но самым известным из них стал средний – Сергий, основоположник русского монашества.

Имя в монашестве: Кирилл и Мария
Время жизни: конец 13 – 1-я половина 14 века
Место жизни: Ростов, потом – Радонеж
Ремесло: бояре, потом – схимонахи
Подвиг: благочестивая жизнь и воспитание троих сыновей, двое из которых впоследствии стали монахами, в том числе Сергий, игумен Радонежский

Кирилл был знатным боярином, состоял на службе у князя Ростовского Константина, а потом у его младшего сына Василия. По долгу службы сопровождал князей в поездках в Золотую Орду. Однако жил боярин вместе с супругой не в городе, а рядом — в селе Варницы: их имение находилось на берегу реки Ишни, в нескольких километрах от столицы княжества.

Сергий радонежский кириллПроисхождение его жены, Марии, неизвестно. Летопись сохранила только сведения о том, что она очень трепетно относилась к Церкви, как многие люди того времени: вместе с супругом они всегда посещали храм, соблюдали посты и другие церковные установления, принимали странников и не жалели денег на благотворительность.

Пост Мария соблюдала даже во время беременности, не давая себе поблажек. У супругов родилось три сына: Стефан, Варфоломей и Петр. Варфоломей (это имя означает «сын радости») в будущем станет основоположником русского монашества, преподобным Сергием, игуменом Радонежским. Но пока, в юности, он не всегда радовал своих родителей…

В отличие от братьев, он был совершенно не способен к обучению грамоте и в церковной школе отставал от всех. Он со слезами молился, чтобы, наконец, овладеть этой неподатливой наукой, но все оставалось по-прежнему. Пока однажды, посланный отцом в поле за лошадьми, 13-летний Варфоломей не встретил старца-схимника. Он попросил того прийти в дом своих родителей, за трапезой старец предсказал Кириллу и Марии, что «отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Благословив их, схимник удалился. Грамота Варфоломею, к родительской радости, с той поры стала даваться легко.

Однако по-боярски семейству жить оставалось недолго: обычные для того времени княжеские междоусобицы принесли Кириллу и Марии разорение. Около 1328 года семейство вынуждено было покинуть Ростов и поселиться в маленьком городе Радонеже в московских землях (50-60 км от Москвы). На месте имения Кирилла и Марии под Ростовом теперь находится Варницкий монастырь.

Кирилл был уже стар, поэтому вместо него на службу князю поступил старший сын Стефан. И он, и младший Петр, были уже женаты. Но Варфоломей не спешил с женитьбой. Он еще юношей упал к родительским ногам, прося благословения на монашество. Кирилл и Мария не противились решению сыну, но просили его прожить с ними до их смерти. Варфоломей покорился и, как мог, помогал родителям в старости.

Сергий радонежский кирилл

Преподобный Сергий перед гробами родителей

В конце жизни они приняли постриг в Хотьковском Покровском монастыре (до 16 века он был смешанным, мужским и женским), расположенном в 3 километрах от Радонежа. И скончались в 1337 году схимниками. Могила Кирилла и Марии Радонежских – одна из главных святынь монастыря и по сей день.

Почти в то же время, в 1330-е годы, в этот же монастырь пришел старший сын Кирилла и Марии, Стефан. После смерти жены Анны он решил оставить мир, а двоих сыновей передал на поруки брату Петру и его супруге Екатерине. Впоследствии Стефан избрал пустынножительство и удалился из монастыря.

После смерти родителей постриг принял и с детства мечтавший об этом Варфоломей.

Уже будучи игуменом, преподобный Сергий часто ходил из основанного им монастыря (ныне – Троице-Сергиева Лавра) к могилам родителей и, по преданию, завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково. Так и повелось: перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву Лавру, богомольцы приходили в Покровский монастырь.

В 19 веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, хотя свидетельства о чудесах исцеления, происходивших по обращении к преподобным, были и раньше: особенно при страшной моровой язве в 1770-771 годах, эпидемии холеры в 1848 и 1871 годах.

Сергий радонежский кирилл

Мощи прпп.Кирилла и Марии в Хотьковском монастыре.

До самой революции 1917 года мощи преподобных покоились под полом Покровского собора в Хотьковском монастыре. А после ликвидации монастыря рабочие, которые занимались его перестройкой под склады и мастерские… разрешили верующим забрать мощи и, более того, сами помогли вскрыть полы храма и вынести останки. Мощи были положены в склепе на территории монастыря, причем никаких знаков или надписей на склеп не нанесли – место помнили только непосредственные участники этих событий…

Общецерковное прославление Кирилла и Марии в лике святых состоялось в 1992 году, ровно через 600 лет после преставления их «сына радости», преподобного Сергия Радонежского.

Сегодня их мощи возвращены в Хотьковский монастырь. Память празднуется через день после памяти их знаменитого сына – 11 октября, 31 января и в день собора Радонежских святых – 19 июля, на следующий день после памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского. И ведь неспроста человек, ставший одним из самых почитаемых русских святых, родился именно у Марии и Кирилла, явивших высоту и святость как семейной жизни, так и монашества.

Читайте также:

Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия. Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием.

Сергий радонежский кириллПреподобные Кирилл, Мария и Сергий Радонежские

31 (18) января Церковь чтит память преподобных Кирилла и Марии Радонежских, родителей преподобного Сергия Радонежского.

О них мы имеем самые скудные сведения.

Кирилл и Мария вели строгую, благочестивую жизнь – часто посещали богослужения, принимали странников, щедро жертвовали на храмы и монастыри, соблюдали посты. Конечно же, воспитывали детей: Стефана, Варфоломея (будущего Сергия Радонежского), Петра и Анну (согласно некоторым источникам Анна – жена Стефана).

Когда Варфоломею было 12 лет, он просил родителей отпустить его в монастырь, но они попросили его подождать до их смерти.

Около 1328 г. Кирилл и Мария переселились из Ростова в Радонеж. Неподалеку от Радонежа располагался Хотьковский Покровский монастырь, который в то время был и мужским, и женским (в ту эпоху был обычай устраивать специальные монастыри для старцев и стариц, желающих принять иночество и закончить свои дни в молитве и посте).

В конце своей многотрудной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали принять монашеский постриг в Хотьковской обители. В 1337 г. они с миром отошли ко Господу. Будущий игумен всея Руси Сергий, их сын, был рядом с ними все это время. После смерти родителей он 40 дней провел в Хотьковском монастыре, молясь об упокоении их душ, а затем и сам оставил мир, удалившись в радонежские леса.

Святые родители, святой сын… Интересно, что некоторые исследователи говорят о происхождении рода преподобного Сергия от варяга Шимона, строителя Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Если это верно, тогда мы имеем цепочку праведности длиной в несколько веков.

Святая семья – распространенный феномен в христианстве. История Церкви знает множество таких семей. Предание сообщает нам, что подобные семьи были в Церкви с первых же десятилетий ее существования.

«Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся» (1 Кор. 16:15-16) – писал апостол Павел коринфянам. И далее: «Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью» (1 Кор. 16:19).

Очевидно, упоминаемый Стефан со своим семейством не только были крещены первыми в Греции (Ахаия – часть Греции), но через них вера распространилась и дальше по всей стране. Акила и Прискилла – также известная в древней Церкви супружеская пара, которая вела обширную миссионерскую деятельность. Выражение «с домашнею их церковью» указывает как на детей, так и на ближайших родственников Акилы и Прискиллы.

Из дальнейшей истории Церкви вспоминается семья святителя Василия Великого, где было десять детей, шестеро из которых прославлены как святые. Это сам Василий, его братья-епископы Григорий Нисский и Петр Севастийский, еще один брат Навкратий и сестры Макрина и Феозва. К лику святых причислены также отец и мать святителя – Василий и Емилия, и бабка Макрина.

В семье святителя Григория Богослова также было несколько святых: отец-епископ Григорий Назианский, мать Нонна, брат Кесарий Назианзин и сестра Горгония.

Есть подобные примеры и в нашей истории. Равноапостольная Ольга, ее внук Владимир Великий и его дети, страстотерпцы Борис и Глеб. Черниговский князь-мученик Михаил, его дочь преподобная Евфросиния Суздальская, его сын благоверный князь Брянский Роман, а также внук – благоверный Олег Брянский.

«Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится» (Пс. 111:1-2), – пророчествовал псалмопевец. Как важно помнить, что наши добродетели, как и наши грехи, действуют не только на нашу душу, но и на духовное состояние наших потомков. Каким образом действует? Как склонность – или к определенным добродетелям, или к порокам.

То, что расположение к добродетелям или грехам может передаваться из поколения в поколение, доказывают как примеры святых семейств, так и семейства с ярко выраженными родовыми грехами (пьянство, воровство, блуд и т.д.).

Конечно же, предрасположенность к доброму или худому ни в коем случае не программирует человека, ведь наше поведение зависит, прежде всего, от нашей свободной воли. Вместе с Господом мы способны победить любой грех. Но если какие-то пороки культивировались предками человека на протяжении многих поколений, то ему тяжелее будет победить в себе эти грехи.

Каждая наша страсть, как некий вирус, может коснуться впоследствии наших детей и затруднить им путь в Царствие Божие. И напротив – всякая наша победа над грехом очищает не только наше сердце, но и делает светлее жизнь тех, кто родится от нас или уже воспитывается нами.

Да, Новый Завет говорит нам скорее о личной ответственности за грех или добродетель, чем об ответственности коллективной, которая больше свойственна ветхозаветному сознанию. Но, в то же время, мы не рождаемся сами по себе и не живем сами по себе. Мы являемся частью нашего рода и продолжателями его. Мы – члены большой человеческой семьи и имеем некую общечеловеческую солидарность как во грехе, как и в добродетели.

«Мы все друг за друга виноваты» – писал Достоевский. И своей жизнью мы либо помогаем другим спастись, либо тащим за собой в ад связанные с нами души. Особенно речь об этом становится актуальной в теме воспитания детей и родственных отношений.

«Помни, человек, что ты не один на земле!» – как бы так говорит нам сегодня Церковь. «Каждый твой поступок, все мысли и слова влияют не только на твою вечную участь, но и на жизнь многих других людей. И за это влияние ты тоже будешь нести ответственность перед Богом».

Молитвы преподобных Кирилла и Марии, по которым Бог дал им святого сына, пусть пребудут и на нас, и на наших родных и близких. Взирая на их пример, постараемся своим стремлением к истине и добру сделать светлее жизнь не только нашу, но и тех, кто с нами связан.

Преподобный Кирилл был пострижеником московского Симонова монастыря, основанного преподобным Феодором Симоновским (Ростовским). По свидетельству Жития святого, составленного в ХV в. афонским писателем Пахомием Сербом, преподобный Сергий Радонежский, посещая эту обитель, часто и подолгу беседовал с Кириллом «о духовной пользе». Вместе со своим сопостником, преподобным Ферапонтом, преподобный Кирилл ушел в Белозерье и на рубеже ХIV и ХV вв. основал там обитель Уcпения Пресвятой Богородицы (ныне Кирилло-Белозерский монастырь), а чуть позже Ферапонт в нескольких верстах от него основал монастырь Рождества Богородицы (ныне Ферапонтов монастырь).

Преподобный Кирилл Белозерский стал самой яркой фигурой в созвездии основателей монастырей, устроенных учениками и собеседниками преподобного Сергия Радонежского. Белозерский Чудотворец стал духовным отцом для ряда подвижников, из которых позже, в конце XV и в перв. половине XVI в., сформировалось особое направление в монашестве — заволжское старчество, течение так называемых «нестяжателей» с идеологом св. Нилом Сорским во главе.

Сергий радонежский кириллБольшую роль для человека Средневековья играла преемственность. Так, преподобный Кирилл, наследуя духовный опыт преподобного Сергия, передал его своему ученику, преподобному Мартиниану Белозерскому, а тот воплотил его в деле прославления великого троицкого старца. Любимый ученик преподобного Кирилла, Мартиниан, будучи настоятелем Троице-Сергиева монастыря в 1447-1455 гг., способствовал общерусской канонизации Сергия Радонежского, и, по всей вероятности, с его слов были сделаны дополнения к Житию троицкого подвижника — записи Чудес 1449 г. (см. также: Епифаний Премудрый и его творения. Редакция Жития преподобного Сергия с Чудесами 1449 г.).

В ОР РНБ хранится рукопись с Житием преподобного Мартиниана Белозерского. В заставке помещено чрезвычайно редкое изображение святого (шифр: Погод. 739). Эта книга создана в начале ХVIII в. монахами Ферапонтова монастыря, затем она была включена в собрание Кирилло-Белозерского монастыря, откуда попала к археографу П. М. Строеву, передавшему ее М. П. Погодину, который присоединил ее к своей коллекции.

Большая часть Библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря находится в ОР РНБ. Среди них рукопись с Житием преподобного Кирилла Белозерского и Службой ему, в которой помещено изображение святого во весь рост (шифр: Кир.-Бел. 58/1297, л. 4 об.-5). Сергий радонежский кирилл Такого рода миниатюры, в которых был бы представлен белозерский Чудотворец, достаточно редко встречаются в рукописях. Эта книга создана монастырскими писцами в 1837 г., что свидетельствует о почитании белозерского Чудотворца не только сразу после его ухода в жизнь вечную, но и в значительно более позднее время.

Сергий радонежский кириллОб этом же говорит и бережное отношение кирилловских монахов к личным вещам основателя обители. Предметы, с которыми преподобный пришел из Симонова монастыря, запечатлены в альбоме И. Ф. Тюменева «По Руси» (шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 271, л. 43).
Сергий радонежский кирилл Сергий радонежский кирилл На выставке представлены и другие акварели, связанные с именем преподобного Кирилла: Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь преподобного Сергия и Первая келья преподобного Кирилла (шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 271, л. 33 и л. 34).

Ил. 7. Миниатюра «Спас в силах». «Переяславское евангелие». Кон. ХIV-ХV в. Переяславль-Залесский. Писец дьякон Зиновьишко.

11 мая в Троице-Сергиевом Варницком монастыре под Ростовом, на родине преподобного Сергия Радонежского, патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил божественную литургию и освятил соборный храм в честь великого подвижника. Радостное для всего православного мира событие стало первым в череде общероссийских торжеств, посвященных 700-летию со дня рождения игумена земли русской.

– Сергий Радонежский прославился не только святой жизнью, но и тем, что спас народ, раздробленную феодальную Русь, – патриарх Кирилл напомнил о великой роли подвижника в истории страны. – Силой своей духовной и своим словом он объединил людей вокруг князя Дмитрия Донского. И это дало возможность выставить против Батыя мощное войско, которое разгромило врага на Куликовом поле.

С праздничной датой поздравил собравшихся в храме и полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Александр Беглов.

– Прошло 700 лет, но деяния и поступки, которые совершил преподобный, являются и сегодня тем, что скрепляет наше Отечество, – сказал он. Александр Беглов также высоко оценил труд всех тех, кто принимал участие в восстановлении монастыря.

Еще в 90-х годах прошлого столетия мало кто из местных жителей знал, что это великая обитель, связанная с рождением и жизнью преподобного Сергия Радонежского. За последние двадцать лет предпринимались огромные усилия к возвращению ее к жизни с помощью не только братии монастыря, но и благотворителей. Особый вклад в дело возрождения Троице-Сергиева Варницкого монастыря и находящейся здесь гимназии внесли Елена и Виталий Даниленко.

Награды Русской православной церкви – ордена Сергия Радонежского – предпринимателям вручил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

– Нам выпала огромная честь жить на земле, где 700 лет назад родился Сергий Радонежский, – сказал Сергей Ястребов. – Этот человек собрал воедино русские города и начал писать новую страницу истории нашего государства. И мы должны сделать все для того, чтобы память о нем на нашей земле сохранилась навсегда.

На государственном уровне в рамках празднования 700-летия со дня рождения преподобного реализуется большая программа, по которой около 3 млрд. рублей направляется на восстановление 47 памятников, храмов, церквей и монастырей, связанных с именем преподобного Сергия.

– Я думаю, к 18 июля мы полностью завершим работы по восстановлению Троице-Сергиевой лавры, реставрации которой не было несколько десятилетий, – отметил министр культуры РФ Владимир Мединский, также присутствовавший на богослужении.

После божественной литургии патриарх Кирилл совершил обход православной гимназии, расположенной на территории монастыря, ознакомился с условиями обучения и быта учащихся, а также напутствовал гимназистов на будущее церковное служение.

Из истории обители:

Ссылка на основную публикацию