Российская православная церковь история

Российская православная церковь история
Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды / 2-е изд., перераб. — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. — 816 с. ISBN 5-7533-0406-0

Эта книга — первое систематическое описание огромного периода истории Русской Православной Церкви, с начала XVIII до начала XXI веков, принадлежащее перу одного автора. Доктор церковной истории, профессор, известный канонист протоиерей Владислав Цыпин дает впечатляющую картину всепобеждающей силы Божией, когда при самых тяжелых обстоятельствах и в самых трудных условиях Церковь сумела преодолеть все невзгоды и продолжить свою миссию по спасению человека.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Периодизация истории Русской Церкви синодального и новейшего периодов

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Глава I. Русская Православная Церковь в эпоху Петра I

  1. Период местоблюстительства
  2. Учреждение Святейшего Синода
  3. Миссионерство
  4. Духовное просвещение
  5. Монастыри и монашество
  6. Религиозно-нравственное состояние народа и церковная жизнь
  7. Церковное искусство

Глава П. Русская Православная Церковь в XVIII в.

  1. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1725-1741 гг.
  2. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1741-1762 гг..
  3. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1762-1801 гг.
  4. Епархиальное управление
  5. Приходское управление и приходское духовенство
  6. Русская Православная Церковь в Речи Посполитой
  7. Миссионерство
  8. Духовное просвещение
  9. Монастыри и монашество
  10. Подвижники иноческого благочестия
  11. Религиозно-нравственное состояние народа и церковная жизнь
  12. Церковное искусство

Глава III. Русская Православная Церковь в XIX в.

  1. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1801-1825 гг.
  2. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1825-1855 гг.
  3. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1855-1881 гг.
  4. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1881-1894 гг.
  5. Епархиальное управление
  6. Приходское управление и приходское духовенство
  7. Православие на Кавказе и на западе России
  8. Миссионерство
  9. Духовное образование
  10. История духовных академий
  11. Перевод Библии на русский язык и святитель Филарет
  12. Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан (Говоров), затворник Вышенский
  13. Богословская наука
  14. Церковно-историческая наука
  15. Монастыри и монашество
  16. Подвижники иноческого благочестия
  17. Саровская пустынь и преподобный Серафим
  18. Оптина пустынь
  19. Религиозно-нравственное состояние общества и религиозно-философская мысль
  20. Церковная жизнь
  21. Церковное искусство
  22. Русская Церковь и православный Восток

Глава IV. Русская Православная Церковь в царствование святого императора Николая II

  1. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1894-1917 гг.
  2. Миссионерство
  3. Духовная школа и церковная наука
  4. Религиозно-нравственное состояние общества и церковная жизнь
  5. Церковное искусство

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД

Глава I. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. и восстановление патриаршества

  1. Русская Церковь при Временном правительстве
  2. Состав и начало деяний Поместного Собора
  3. Восстановление патриаршества
  4. Биография святителя Тихона
  5. Соборные деяния после восстановления патриаршества

Глава П. Русская Православная Церковь в советскую эпоху

  1. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1917-1925 гг.
  2. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1925 г.
  3. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1926-1936 гг.
  4. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1936-1943 гг.
  5. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1943-1944 гг.
  6. Поместный Собор 1945 г.
  7. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1945-1970 гг.
  8. Поместный Собор 1971 г.
  9. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1971-1987 гг.
  10. Тысячелетие Крещения Руси и конец советской эпохи (1988-1990)
  11. Епархиальное управление
  12. Приходское управление и приходское духовенство
  13. Духовные школы
  14. Церковная наука и церковная печать
  15. Монастыри и монашество
  16. Религиозно-нравственное состояние народа и церковная жизнь

Глава III. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II

  1. Поместный Собор 1990 г. и интронизация Святейшего Патриарха Алексия II
  2. Биография Святейшего Патриарха Алексия II
  3. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1990-2000 гг.
  4. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 г.
  5. Епархиальное управление
  6. Приходское управление и приходское духовенство
  7. Духовное просвещение
  8. Монастыри и монашество
  9. Церковная жизнь

Глава IV. Русское церковное зарубежье

  1. Церковная жизнь на канонической территории Московского Патриархата за пределами Советского Союза (1918-1940)
  2. Церковная диаспора
  3. Духовное просвещение
  1. Численность населения России и СССР, в том числе православных
  2. Количество церквей и часовен
  3. Численность духовенства
  4. Духовные школы
  5. Монастыри и монашество
  6. Святейшие Патриархи Московские и всея Руси
  7. Местоблюстители патриаршего престола
  8. Заместители патриаршего местоблюстителя
  9. Архиереи важнейших епархий
  10. Обер-прокуроры Святейшего Синода
  11. Хронологическая таблица

После Февральской революции 1917 года русская православная церковь пережила новый раскол. Обновленцы критиковали патриарха и сотрудничали с большевиками.

Начало раскола

Идея реформации русской православной церкви давно бродила в умах интеллигентов Российской империи. Но первые организации, готовые воплотить теорию на практике, появились лишь в годы первой революции. А после февральских событий 1917 года течение оформилось в «Союзе демократического духовенства и мирян». Эта небольшая группировка вскоре получит поддержку большевиков, ибо члены «Союза» выступали за независимое существование церкви и государства в отличии от Всероссийского Поместного Собора.

Этот Собор заседал целый год, решая духовные и церковные дела после отречения Николая II от престола. Собор не признал советский декрет СНК об отделении церкви от государства и школы, а руководители «Союза демократического духовенства и мирян» горячо приветствовали его. Так наметился новый крупный раскол в русской православный церкви, где на передовые позиции вышли так называемые обновленцы. Их лидером стал священник Александр Введенский, а колыбелью этого движения — Петроград.

Российская православная церковь история

Обновленец Александр Введенский проводит службу. Источник: поисков. рф

После того, как Всероссийский Поместный Собор прекратил свое существование, советские власти начали проводить активную антицерковную политику. В то время, как возрожденное патриаршество стало одним из главных «контрреволюционных» врагов, обновленцы пригодились «диктатуре пролетариата». Более того, они получали всестороннюю поддержку от НКВД и советской партийной элиты.

В 1919 году Александр Введенский лично беседовал с председателем Коминтерна и Петроградского совета Григорием Зиновьевым касательного союза между обновленцами и большевиками, ибо на тот момент церковь еще не потеряла своих позиций окончательно. По воспоминаниям Введенского, к расколу церкви были причастен еще и Лев Троцкий. Один раз, он как-то телеграфировал членам Политбюро в 1922 году: «Еще раз повторяю, что редакции «Правды» и «Известий» не отдают себе достаточного отчета в огромной исторической важности того, что происходит в церкви и вокруг нее… Мельчайшая генуэзская дребедень занимает целые страницы, в то время, как глубочайшей духовной революции в русском народе (или, вернее, подготовке этой глубочайшей революции) отводятся задворки газет».

Борьба с патриархом Тихоном

Русская обновленческая церковь имела духовного и политического врага в лице патриаршества, установленного Всероссийским Поместным Собором взамен многолетнего Синода. Также этот Собор избрал своего патриарха Тихона, который тоже стал основным идейным противником обновленцев. Вскоре Тихон, как и многие другие церковники, был арестован советскими властями. Сам Александр Введенский в мае 1922 года совершал визит к заточенному патриарху, требуя от него сложить свои полномочия и обвиняя в неправильной политике, приведшей к расколу.

Российская православная церковь история

Арест патриарха Тихона — одного из принципиальных противников обновленчества. Источник: vyksa.ru

После низложения патриарха председатель ВЦИК Михаил Калинин принял коллегию обновленцев и объявил об учреждении ВЦУ — Высшего Церковного Управления, полностью состоявшего из сторонников Введенского. Они, в свою очередь, с помощью ГПУ при НКВД завладели всем патриаршим наследством: от канцелярии до самих приходов.

Храмы передавались обновленцам в бессрочное и безвозмездное пользование. Уже к концу 1922 года обновленцы получили две трети из восьмидесяти тысяч действовавших церквей. Именно таким образом большевики сделали обновленцев своими партнерами. Но это не давало гарантий, что самих новоиспеченных церковников не спишут со счетов.

Раскол в расколе

Но движение обновленцев обладало рядом недостатков, которые позже очень сильно сказались на их деятельности и существовании вообще. Например, у обновленческой православной церкви отсутствовала четкая структурная организация. К тому же, многие обновленцы тянули одеяло на себя, что вело ко внутренним раздорам. Вот епископ Антони создал свой «Союз церковного возрождения» — организация, которая была намерена опираться на мирян, а не на клириков. А другие обновленцы присоединялись к Введенскому и Александру Боярскому, основавшим «Союз общин древнеапостолькой церкви».

Короче говоря, внутри обновленчества царила раздробленность: было множество кружков и группировок, которые по-разному смотрели на развитие церкви. Тогда как одни выступали за ликвидацию монастырей и института монашества в принципе, другие стремились к некому синтезу коммунизма и демократического уклада жизни первых христиан.

Российская православная церковь история

Обновленцы, стараясь закрепиться в сознании простых обывателей, продолжали борьбу против остатков патриаршества. Поместный Собор обновленцев, открытый в Москве в апреле 1923 года, объявил заключенного патриарха Тихона «отступником от подлинных заветов Христа». Но несмотря на это, патриарх Тихон того же года был освобожден из заключения, что было большим ударом по обновленческой церкви. Многие иерархи, клирики и священники каялись в своем грехе отступничества и переходили на сторону Тихона. Кризис внутри обновленческого нарастал все сильнее, ведь его лидеры из-за собственных амбиций не желали идти на компромисс друг с другом. Вскоре освобождённый патриарх запретил иметь с его противниками молитвенное общение вообще. Кто знает, как бы в дальнейшем развивалась борьба между двумя церквями, если бы не скорая смерть Тихона.

Преисполненные чувства энтузиазма от смерти патриарха, обновленцы провели новый собор, однако это было последним событием для этой церкви такого масштаба. Приглашенные на собрание единомышленники Тихона отказывались пойти на мировую. Да и такие резкие реформы как разрешение второбрачия и переход на григорианский календарь не встретили ожидаемой поддержки у населения.

Обновленчество неуклонно шло на спад. Массовые репрессии НКВД в 1930-е годы нанесли невосполнимый урон обновленцам, хоть они и охотно сотрудничали с властями. Еще позже Советы взяли курс на сближение с патриаршеством, оставив реформаторов вне зоны своего внимания. К осени 1944 года от всего этого движения остался единственный приход в Москве, где служил идейный вдохновитель течения Александр Введенский. Его смерть два года спустя ознаменует собой конец истории русской обновленческой церкви.

Ссылка на основную публикацию