Русская православная церковь занимает видное место в истории Московского государства. Библиография работ, посвященных взаимоотношениям светской и духовной власти в России, церковному расколу — огромна. Различные точки зрения на роль православия и церкви в Московском государстве можно свести к двум направлениям — историко-религиозному и социально-политическому. Для западной историографии характерно непонимание и неприятие православия и православной церкви, что приводит к утверждению об их тоталитарном характере, о том, что церковь была служанкой государства.
Православие определяло этническое самосознание русского народа в период борьбы с татаро-монгольским жом, что вместе с общерусской церковной организацией (метрополией) и наряду с социально-экономическими факторами способствовало политическому объединению земель и созданию единого Московского государства.
Взаимоотношения церкви и государства в XVI—XVII вв. богаты переменами, которые детерминируются внутренним развитием церкви и государства, социально-экономическими и внешнеполитическими причинами. Большей частью историческая литература рассматривает эти взаимоотношения в духе европейского опыта борьбы королевской власти и церкви за политическое господство. При этом не учитывается значение византийско-православной теории «симфонии власти», предполагавшей двуединство независимо существующих светской и духовной властей, ко совместно отстаивавших православные ценности. Эта доктрина во многом определяла строительство самодержавной власти в России и равнодушие русской православной церкви, ее высших иерархов к собственно государственному управлению, что зачастую трактуется как зависимость церкви от царя. «Симфония власти» была идеалом государственного устройства едва ли когда достигнутым в истории Московского государства. Со времен Ивана IV власть царя — помазанника Божьего носила сакральный характер, так как ее источником был только Бог, и ограничивалась она только христианскими заповедями, церковно-каноническими уложениями и традициями. Православная церковь, не посягая на светское управление, выступала нравственным противовесом русскому самодержавию. Эта ее роль проявлялась в открытом осуждении высшими церковными иерархами опричных казней.
Определенное значение в этом плане имел освященный церковью институт юродивых, которые обладали неограниченной возможностью обличать власть и пользовались всеобщим уважением.
В XVI—XVII вв. церковь, опираясь на государство, подавила многочисленные ереси, проникшие в высшие слои административного аппарата и имевшие достаточно широкую социальную базу. Либеральная и марксистская историографии рассматривали эту борьбу как подавление свободомыслия, течений общественной мысли, аналогичных западной реформации. Церковная история трактует разгром ересей как защиту веры, православной самобытности русского народа и российской государственности, причем, размах и жестокость борьбы с ересями в России не шли ни в какое сравнение с деятельностью инквизиции или протестантских церквей.
Церковь и монастыри обладали значительной экономической мощью, развитым и эффективным хозяйством, были культурными центрами. Монастыри строились часто в стратегически важных местах и имели огромное значение в обороне страны. Церковь была в состоянии выставлять до 20 тыс. ратников. Эти обстоятельства определяли материальную базу авторитета церкви (своего рода государства в государстве), которая, тем не менее, не использовалась в противостоянии светской власти.
Освященный Собор, как орган церковного управления, принимал активное участие в работе Земских Соборов, В годы Смуты патриаршество (учреждено в 1589 г.), несмотря на некоторые колебания, сыграло большую роль в борьбе с самозванцами и польско-шведской интервенцией (трагическая судьба патриарха Гермогена, гибель монахов при защите православных святынь, материальная поддержка ополчения и т. п.). Патриарх Филарет, отец Михаила Романова, фактически управлял Россией, являясь соправителем царя в течение 14 лет, укрепил самодержавие и новую династию, с одной стороны, и роль церкви, с другой,
В середине XVII в. начинается переориентация в отношениях между церковью и государством. Ее причины исследователями оцениваются по-разному В советской литературе преобладает точка зрения, согласно которой процесс становления абсолютизма вел с неизбежностью к лишению церкви ее феодальных привилегий и подчинению государству. Поводом для этого стала попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской. Церковные историки отрицают такую позицию патриарха, считая Никона последовательным идеологом «симфонии власти». Инициативу в отказе от этой теории они усматривают в деятельности царской администрации и влиянии протестантских идей о подчинений церкви государству. Собор 1667 г., низложивший патриарха Никона, постановил: «У царя власть править превыше патриаршей и всех иерархов». Однако государство в качестве компромисса подтвердило автономные хозяйственные, административные и судебные права церкви и даже закрыло Монастырский приказ.
Коренные изменения во взаимоотношениях церкви и государства произошли в связи с реформами Петра I в XVIII столетии.
1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV — XVIII вв., т. 1-3. М., 1987-1992.
2. Вернадский Г. В. Замечания о юридической природе крепостного права // Родина, 1993. № 3.
3. Головатенко А. Два кризиса русской государственности: опричнина и Смутное время // Преподавание истории в школе, 1993, № 2.
4. Гумилев Л. Н. От Руси к России. М., 1992.
5. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994.
6. Кристенсен С. О. История России XVII в. М., 1939.
7. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
8. Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб, 1992.
9. Скрынников Р. Г. Россия накануне «Смутного времени». М., 1980.
Православие, одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы Православия определились в Византии в 9-11 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 с разделением христианской церкви на католическую и православную.
Принятие христианства оказало огромное влияние как на дальнейшее развитие Русского государства, так и на каждого русского человека: изменило быт наших далеких предков и их нравы. Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры, как наследнице античной традиции.
Церковь, чтобы примирить славян с новой религией, сохранила некоторые языческие праздники. Так, праздник Коляды слился с Рождеством, а масленица- с Великим Постом. Разрушались культовые сооружения — идолы, капища. Уничтожались представители реакционной русской духовной элиты: волхвы и ведуны.
Укрепившись в экономическом отношении, церковь стала играть большую роль и в политической жизни. Некоторые епископы и митрополиты участвовали в политических интригах, но в целом, они выступали против междоусобиц и за единство Руси.
При церквях создавались школы. Стало бурно развиваться церковное искусство — иконопись, составление летописей. Церковь получила земли, на которых организовала свое хозяйство.
Церквям князья стали поручать судопроизводство по семейным и религиозным делам.
Существенно изменилось и международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Наиболее тесные связи установились с Византией. Именно она оказывала в то время на Русь особенно сильное влияние.
В начале 13в. татаро-монгольское нашествие причинило значительный ущерб православной церкви. Татаро-монгольские завоеватели, придавая православной церкви большое значение в своей системе властвования на Руси, освободили её от уплаты дани, наделили привилегиями и установили неприкосновенность церковных владений. В 1261г. была учреждена Сарайская епископия в столице Золотой Орды. В дальнейшем, в связи с подъёмом русского народа на борьбу за свержение татаро-монгольского ига, православная церковь, боясь потерять влияние в народных массах, поддержала освободительное движение. Московские князья в своей политике, направленной на объединение разрозненных русских земель в единое централизованное государство и свержение иноземного ига, широко использовали экономическое и политическое влияние православной церкви. При митрополите Петре митрополия была перенесена в Москву; с этого времени сложился союз между церковью и московскими князьями.
Переломный период отечественной истории 1917_1934гг. положил начало коренному переустройству всех сторон жизни российского общества. Русская Православная Церковь не стала исключением. Таким образом, победившая в России революция в октябре 1917г. круто изменила судьбу церкви, судьбу народа и всей страны в целом.
Была развернута борьба за «атеистическое государство». Первые государственные мероприятия по вопросу отделения церкви от государства были проведены уже на следующий день после свержения Временного правительства. Декретом о земле, принятым в ночь с 26 на 27 октября 1917г., монастыри и церкви лишались своих земель.
Школы духовного ведомства передавались в ведение Наркомпроса. При этом их движимое и недвижимое имущество (здания, земельные участки, библиотеки, ценные бумаги и т.д.) также уходило в ведение государства. Тревога служителей Церкви усиливалась еще и от того, что революционный процесс сопровождался значительным количеством эксцессов, жертвами которых становились православные храмы, монастыри, духовные лица. В Петрограде были закрыты дворцовые церкви, конфискована синодальная типография. Ряд облеченных властью деятелей говорили в это время о предстоящем изъятии из храмов священных сосудов, сравнивая причащение с «колдовским актом».
В последующие годы русская православная церковь в значительной степени разделила судьбу всего советского народа. Начинается широкое применение административных мер в борьбе с религией. По стране прокатилась волна массового закрытия церквей. Закрытые храмы нередко использовались под производственные цеха, склады, квартиры и клубы, а монастыри — под тюрьмы и колонии. Разворачивавшееся социалистическое строительство требовало в те годы огромного количества средств, которых катастрофически не хватало. По этой причине церковные ценности, как сравнительно легкий и доступный источник пополнения бюджета, вновь стали привлекать все более пристальное внимание государства.
Колокола снимались с колоколен по всей стране. Часто это делалось под предлогом того, что они мешают слушать радио.
Во второй половине XIX — начале XX вв. Русская православная церковь продолжала вести активную миссионерскую деятельность.
Существовали внутренняя и внешняя миссии. Первая вела работу среди старообрядцев, сектантов, католиков, протестантов и других христианских конфессий на территории России, вторая — среди нехристианского населения как в России, так и за рубежом.
Большая роль в победе над врагом во времена войн принадлежала Русской православной церкви. Она укрепляла дух народа и оказывала материальную помощь государству и армии.
Россия почти семьдесят лет была страной безбожников. Последствия гонений и развала духовности у российского народа, привели к тяжёлыми последствиям. Особо явно это можно было увидеть в начале 90-х годов. Люди не имея чёткого духовного ориентира, готовы были верить чему угодно. В то время повсеместно открылось множество различных «сект», которые увлекли не малое число своих приверженцев в духовные ереси. Всё это духовное безумие произошло вследствие развала духовности и моральных устоев.
В 1988г в Русской Православной Церкви произошёл перелом. Это был Юбилейный год — год 1000-летия Крещения Руси. Взаимоотношения Церкви и государства изменились в лучшую сторону. Гонение на Церковь было прекращено, стали открываться храмы. В 1931 г. уничтожен самый большой православный собор в столице, великий памятник воинской славы — храм Христа Спасителя, который был воздвигнут в честь победы россиян над армией Наполеона. К началу 1996 года Храм стоял в центре столицы, точно восстановленный в прежнем виде и размерах. Возвращение храма — добрый знак. В народе говорят: раз возродился Храм Христа — значит, возродится и Россия.
Церковь в истории славянских народов. М.: Институт славяноведения РАН, 1997. (Балканские исследования. Вып. 17). – 312 с.
Полный текст книги
Редакционная коллегия: И. Ф. Макарова, А. И. Рогов, И. В. Чуркина (ответственный редактор)
В. И. Шеремет. Османский султан и константинопольский патриарх. XV–XIX вв. (Конфликтологический анализ)
И. Ф. Макарова. Вселенская церковь и проблема этнической консолидации болгар в XV–XVI вв.
И. С. Достян. Сербская церковь в эпоху турецкого господства. XVI–XVIII вв.
Б. Н. Флоря. Привилей короля Владислава III Православной церкви на территории Польского королевства
Г. П. Мельников. Исторический путь церкви Чехии XIV–XVII вв. в его общественно-политических аспектах
Л. П. Лаптева. Русский ученый И. С. Пальмов как исследователь Общины чешских братьев
Л. Н. Титова. Иезуиты и чешская театральная культура первой половины XVIII в.
А. В. Липатов. Эпоха Просвещения: личность, государство, конфессия
И. И. Лещиловская. Сербское Просвещение и национальная православная церковь
О. А. Дубовик. Религия и церковь в болгарской исторической мысли XVII–XVIII вв.
И. Г. Воробьева. Венеция и православная церковь в Далмации в XVII–XVIII вв.
Л. А. Кирилина. Роль духовенства в словенском национальном Возрождении и в 1848 г.
Т. И. Чепелевская. Религиозный театр и паратеатральные формы в словенской культуре XVII–XIX вв.
И. М. Бакушина. Поэт и меценат: С. С. Краньчевич и Й. Ю. Штросмайер
Н. А. Лучинина. Вопрос о православной церкви в русско-дубровницких отношениях последней трети XVIII – начала XIX в.
Ю. В. Костяшов. Русско-сербские церковные связи в XVIII веке (По материалам российского посольства в Вене)
В. П. Грачев. Православная церковь и Первое Сербское восстание 1804–1813 гг.
В. Н. Виноградов. Официальная Россия, балканские христиане и Восточный вопрос
Е. К. Вяземская. Русская помощь православной церкви в Черногории, Старой Сербии и Северной Албании в середине XIX в.
В. М. Хевролина. Православная церковь в Боснии и Герцеговине в 50–70-х годах XIX в. и Россия
Л. А. Софронова. Церковь и восточнославянская театральная культура XVII–XVIII вв.
В. А. Соско (Беларусь). Секуляризация церковных владений на Беларуси в 30–40-е годы XIX в.
В. И. Косик. К истории деятельности православных братств
И. В. Чуркина. К вопросу о попытке объединения старокатолической церкви с православной (70–90-е годы XIX в.)
А. Л. Шемякин. Сербский митрополит Михаил. Годы изгнания (1883–1889)
П. А. Искендеров. Сербо-ватиканский конкордат 1914 г.
Р. П. Гришина. Общественно-политическая деятельность митрополита Стефана в 20–30-е годы XX в.
МБОУ «Шемалаковская ООШ» Яльчикский район Чувашская Республика.
Контактные телефоны (с кодом города),
8 937 012 74 58
Тема сообщения, доклада или научной статьи
Статья: «Роль православия в развитии нашего государства и общества на основе исторических событий и фактов».
Ключевые слова (до 7 слов)
Религия. Государство. Православие. Культура. Духовность. Единство. Россия.
«Роль православия в развитии нашего государства и общества на основе исторических событий и фактов».
Ключевые слова: религия, православие, государство, культура, духовность, единство, Россия.
Религия издревле является носителем культурных ценностей, важным элементом любой культуры. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его места в мире.
Православие, одно из основных и старейших направлений в христианстве. Основываясь на исторические факты и события, помимо той роли, которую сыграло православие для становления и развития нашего государства, оно само исторически развивалось, приобретая новые функции и претерпевая изменения, вызванные исторической необходимостью.
В период раздробленности Древнерусского государства, киевский митрополит Илларион был единственным лицом, чья власть распространялась на всю Русь. Духовенство, как правило, призывало людей к единству, выступало за преодоление розни и прекращение усобиц, говорило о необходимости защиты и сохранения веры предков, единого Отечества. Русским людям всегда была дорога, как сама православная вера, так и ее плоды. Православие сплачивало их в единую нацию. Особое положение Русская православная церковь занимала в период татаро-монгольского ига. Из-за постоянных междоусобиц князья не могли объединиться и отразить набеги татар. Церковь не раз пыталась призвать к миру князей, отстоять и защитить великую Русь. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Князь Дмитрий Донской накануне битвы посетил Троице – Сергиев монастырь и получил благословение на борьбу с Ордой у Сергия Радонежского. Сергий отправил с князем монахов-богатырей Пересвета и Осляблю. Широко известно высказывание, «Святой Сергий Радонежский был духовным отцом Куликовской победы», которое показывает важную роль великого святого – преподобного Сергия Радонежского в истории Великой Руси. Тогда преподобный провёл огромную работу по идейной и духовной подготовке русского народа к борьбе против поработителей, по воспитанию свободолюбия и уверенности в собственных силах. Этим он показывал, что дело освобождения Руси свято даже для монахов, поклявшихся никогда не брать в руки оружия. После обретения автокефалии церковь поддерживала и укрепляла политику московских князей, она способствовала утверждению в Российском государстве самодержавной формы правления. Очень важный социально-политический аспект данного исторического свидетельства заключен в осознании того, что единство государства неразрывно связано с единой верховной властью, что соответствует христианскому принципу, высказанному Даниилом Заточником: «Женам глава муж, а мужем князь, а князем Бог». В этом высказывании впервые, в полной ясности выражена идея божественного благословления самодержавной власти. Царь не был для народа личностью или политической идеей. Он был помазанником Божьим, носителем божественной силы и правды. Характерной чертой русских царей было то, что многие они были истинно верующими. Яркими примером для нас служит семья Романовых.
В январе 1944 г. во время отступления немецких войск отец Феодор спас от угона в Германию более 300 своих земляков. А какова была сила Веры в Бога в тылу и на фронте! Именно вера скрепила всех людей единым сознанием противостоять врагам в трагические дни.
В настоящее время, на пороге третьего тысячелетия православие, как и прежде, является одной из главных форм мировоззрения, вплетенных в его духовную и материальную жизнь. Стоит заметить, что православная религия освящает значимые для христианина социальные ценности и цели, тем самым оказывая непосредственное влияние на мировоззрения, и жизнь человека. Представители Русской православной церкви, равно как и других конфессий, принимают активное участие в духовном возрождении российского общества. Регулярно проводятся Рождественские чтения, в ходе которых обсуждаются формы участия церкви в возрождении духовности и нравственности россиян. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в одном из интервью высказал мысль о том, что «Православную Церковь в России нельзя отделить от народа – это многократно доказано историей, в том числе историей смут и гонений».В единстве наша сила! В единстве наше будущее!
Oops! Looks like we’re having trouble connecting to our server.
Refresh your browser window to try again.
Покупайте с уверенностью
Сведения о продавце
Характеристики товара
Книга, которая не выглядит новой, была в употреблении, но находится в отличном состоянии. Видимые повреждения обложки отсутствуют, книга в твердом переплете обернута в суперобложку (если применимо). Нет отсутствующих или поврежденных страниц, загибов или надрывов, а также подчеркиваний и выделений в тексте или надписей на полях. На внутренней стороне обложки могут быть очень незначительные идентифицирующие отметки. Абсолютно незначительные следы износа. См. подробные характеристики товара и описание его недостатков в объявлении продавца. См. определения всех условий открывается в новом окне или вкладке
Об этом товаре
Product Identifiers
Product Key Features
Additional Product Features
Описание товара, предоставленное продавцом
Обработка заказа и доставка
Срок обработки заказа |
---|
Отправка обычно происходит в течение 1 раб. дн. после получения обработанного платежа. |
Налог с продаж за товар № 204104889102
Налог с продаж за товар № 204104889102
Регион | Налоговая ставка с продаж |
---|
Условия возврата товаров
Подробное описание условий возврата |
---|
Продавец не принимает возврат этого товара. |
Для получения подробной информации см. Условия возврата eBay открывается в новом окне или в новой вкладке . Если вы получили товар, не соответствующий описанию, на вашу покупку распространяется действие Гарантии возврата денег eBay открывается в новом окне или в новой вкладке .
Сегодня, 25 сентября, состоялось открытие 11-го конкурса молодых педагогических работников «Педагогический дебют». В мероприятии принял участие заместитель председателя Брянской областной Думы Владимир Пронин. (далее…) →
Военнослужащий из Брянска получил юбилейную медаль
Юбилейную медаль «80 лет освобождения Брянской области» получил офицер мотострелковых войск Вооруженных сил РФ, выпускник школы № 35 лейтенант Дмитрий Митраков. Военнослужащего наградил глава Фокинского района Александр Гаврилов. (далее…) →
Ремонтные работы проходят возле территории храма «Неопалимая Купина»
Преображение городской среды продолжается в Дятьково. Так возле Храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» проходят ремонтные работы. На данном этапе строители занимаются подготовкой дорожного полотна к установке будущего ограждения. →
Уроженец Брянской области стал победителем кубка России
Выступление митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла на конференции «Религиозное многоголосие и национальное единство», организованной Международным дискуссионным клубом «Валдай»
Более 1030 лет назад состоялось Крещение Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Совершенный им по Промыслу Божиему выбор стал определяющим фактором развития российской цивилизации и российской государственности. На месте разрозненного восточнославянского племенного союза в днепровской купели родилось единое государство, объединенное не только общим языком и великокняжеской династией, но и единой верой. Уже во время правления святого князя Владимира, а особенно при его сыне и преемнике — святом благоверном князе Ярославе Мудром, Русь стала одной из признанных европейских держав, к союзу с которой стремились как соседние восточноевропейские и скандинавские государства, так и королевства Западной Европы и, конечно же, великая Византийская империя, преемницей которой в духовном и культурном плане станет впоследствии Россия.
Принятие христианства, несомненно,возвысило прежде языческую Русь и в глазах стран мусульманского Востока, признавшего в ее лице новую народность, приобщенную к вере в Единого Бога. При этом нельзя забывать, что мир ислама был для Руси не где-то далеко: эту религию исповедовали ближайшие соседи, прежде всего Волжская Булгария, которая стала еще одним фундаментом для возникновения современной многонациональной и многоконфессиональной России, простирающейся от берегов Черного и Балтийского морей до Тихого океана.
С приходом на Русь православного христианства наш народ приобщился не только к системе вероучения, но и к тем нравственным ценностям, которые раскрыл Господь человечеству через Авраама и Моисея, через евангельскую проповедь Самого Господа Иисуса Христа, через учение святых апостолов и святых отцов, через опыт жизни Церкви, ее подвижников и аскетов. Уникальность нравственного учения Церкви состоит в том, что оно, с одной стороны, обращено к внутренней жизни души человека, а с другой — преображает окружающую действительность, никогда не отстраняясь от общественной, культурной, политической жизни страны и народа.
В печальную эпоху феодальной раздробленности в Древней Руси именно церковное единство — единой Русской митрополии — сохраняло общность древнерусских земель. В период вассальной зависимости русских княжеств от Золотой Орды и выстраивания отношений с властями последней именно Православная Церковь играла существенную миротворческую роль, получив признание и уважение со стороны ордынских ханов. Благословение великих подвижников Святой Руси, таких как преподобный Сергий Радонежский, а также первосвятителей Русской Церкви неизменно сопутствовало процессу собирания русских земель вокруг Москвы и формированию новой российской государственности.
Расширение российских границ в XVI—XIXвеках привело к распространению Православия на огромных пространствах нашей Родины. В то же время входившие в состав России народы имели свои религиозные и культурные традиции, поэтому весьма рано в процессе их взаимодействия с православной культурой формируется тот уникальный опыт мирного сосуществования, дружбы и согласия людей разных национальностей и вероисповеданий, который значительно отличает Россию от многих других регионов Земли. Любовь к Отечеству, стремление к миру и согласию, уважение к истории, памяти предков, их культурному наследию, общие традиционные семейные ценности, трудолюбие, бескорыстность, «к благу стремление, в счастье — смирение, в скорби — терпение» (как пелось в российском гимне «Молитва русского народа») — все это поныне характерно для многонационального российского народа. И сформировались эти традиции при непосредственном участии традиционных российских конфессий, в том числе Православия.
Сегодня человечество столкнулось с беспрецедентными цивилизационными вызовами. На наших глазах произошло продуманное и беспощадное изменение сознания значительной части населения стран, прежде бывших частью единого российского цивилизационного пространства. Эта целенаправленная работа не ограничивается насаждением крайней русофобии, она включает и подмену иных традиционных ценностей, сформировавшихся под влиянием христианства и других традиционных религий. Заметнее всего эта подмена на уровне семейных отношений: узаконивание однополых союзов, превращение отцов и матерей в «бесполых» родителей №1 и №2, навязывание детям с младенческих лет отказа от идентификации своей личности со своим биологическим полом и многое другое, о чем страшно говорить вслух.
Конечно, мы понимаем, что со времени грехопадения первых людей грех, к сожалению, неизменно сопутствует жизни каждого человека и общества в целом. Но все же во все века грех оставался грехом. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4), — наставляет нас Господь через святого апостола Иоанна Богослова. Однако сегодня мы видим, как грех из беззакония становится «законом», как греховное поведение не только не осуждается, а его носители не только не призываются к покаянию и исправлению, но наоборот: грех объявляется нормой, осуществляются законодательные попытки обеспечить право грешника на осуществление греха и на его пропаганду среди других людей, и даже законодательно поражаются в правах и преследуются те, кто не согласен с такой позицией, кто в силу своей веры, своей религиозной традиции и нравственных ценностей не готов считатьбеззаконие законом, а зло — благом. Об этом ясно изрек Господь через ветхозаветного пророка Исаию: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет —тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!» (Ис. 5:20). И не без Промысла Божия сегодня именно Россия стала форпостом борьбы за традиционные ценности человечества. Ценности, которые были сформированы на протяжении более чем тысячелетней истории нашего Отечества при прямом участии Православия и других традиционных религий, сегодня являются нашим цивилизационным кодом, от верности которому напрямую зависит дальнейшее существование нашей цивилизации и человечества в целом. И все мы верим и надеемся, что с помощью Божией добро победит зло, свет победит тьму и торжество Истины станет явным и непререкаемым для всех.
Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон в Telegram. ? Для подписки перейдите по ссылке .