Распад церкви на католическую и православную

Распад церкви на католическую и православную

16 июля 1054 года посланники римского папы Льва IX объявили о низложении константинопольского патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви. Состоялась Великая Схизма — раскол, окончательно разделивший христианскую Церковь.

С тех пор она распалась надвое — Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Разделение, вызванное расколом, не преодолено до настоящего времени, невзирая на то, что в 1965 году взаимные анафемы были обоюдно сняты и Папой и Вселенским Патриархом.

Исторические предпосылки схизмы восходят своими корнями к поздней античности и раннему Средневековью (начиная с разорения Рима войсками Алариха в 410 году) и обусловливаются появлением обрядовых, догматических, этических, эстетических и других различий между западной (часто называемой латинско-католической) и восточной (греко-православной) традициями.

Разногласия между Папой римским (западной частью единой Церкви) и Константинопольским патриархом (четырьмя восточными патриархатами Церкви) по вопросам догматического и канонического, а также литургического и дисциплинарного характера на протяжении веков усиливались. После 2-го низложения патриарха Фотия (в 886 г.) контакты между сторонами почти прекратились и раскол стал совершенно очевиден. Дело оставалось лишь за его формальным оформлением.

Которое и произошло в 1054 году, когда папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Непосредственным поводом явилось закрытие в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Никифор выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами.

В 1054 году Лев направил Кируларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви содержало пространные извлечения из поддельного документа, известного как Дарственная Константина, настаивая на его подлинности. Патриарх отверг притязания Папы на верховенство, после чего Лев послал в том же году легатов в Константинополь для улаживания спора. Главной политической задачей папского посольства было стремление получить от византийского императора военную помощь в борьбе с норманнами.

16 июля 1054 года, уже после смерти самого Папы Льва IX, в соборе Святой Софии в Константинополе папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов, а папская булла была прилюдно сожжена.

Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим окружным путём, чтобы оповестить об отлучении Михаила Керулария других восточных иерархов. Среди прочих городов они посетили Киев, где с подобающими почестями были приняты великим князем и духовенством, которое не знало ещё о произошедшем в Константинополе разделении. Однако поскольку Киевская Русь приняла крещение чуть больше чем за полвека до раскола, то она не имела ни автокефалии, ни собственных митрополитов из славян; во главе Киевской митрополии были греческие иерархи, которые полностью подчинялись Константинопольскому патриарху.

В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между патриархом Афинагором, предстоятелем Константинопольской православной церкви, и папой римским Павлом VI, в результате которой в декабре 1965 года были сняты взаимные анафемы и подписана совместная декларация. Однако этот «жест справедливости и взаимного прощения» (Совместная декларация, 5) был именно жестом и не имел никакого практического или канонического значения.

Это прямо следует из самого текста декларации: «Папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом сознают, что этот жест справедливости и взаимного прощения недостаточен для того, чтобы положить конец разногласиям, как древним, так и недавним, всё ещё остающимся между Римско-Католической Церковью и Церковью Православной».

Распад церкви на католическую и православную

Раскол церкви в 1054 году: причины разделения христиан

Распад церкви на католическую и православную

Раскол христианства на православие и католицизм: итоги

  • Тысячелетнее существование без привязки к Ватикану укрепило разделение двух подходов к христианской истории и поклонению Богу.

Православная церковь так и не стала единой: существует много организаций в разных странах, возглавляемых своими Патриархами.

  • Католические лидеры осознали, что ни подчинить, ни уничтожить ответвление не получится. Они признали неохватные масштабы новой религии, равной их собственной.
  • Единая христианская церковь разделилась в 1054 г. Это событие еще назвали Великим расколом. С того времени и по сегодняшний день существуют восточная православная церковь под управлением константинопольского патриарха и западная римско-католическая церковь, которую возглавляет римский папа.

    Как произошел раскол?

    Главы христианских церквей Востока и Запада давно не находили общего языка, но только в 1054 г. кардинал Гумберт с легатами по заданию папы римского Льва IX отправился к константинопольскому патриарху, чтобы разрешить конфликт. Он начался после того, как Михаил Кируларий распорядился закрыть латинские церкви на территории Константинополя. Также в Риме были возмущены поведением сакеллария Константина, который вошел в дарохранительницы со Святыми Дарами, приготовленными по западной традиции из пресных хлебов, и выбросил их оттуда, а затем растоптал.

    Примирения папы римского с патриархом так и не произошло. 16 июля Кируларий был низложен легатами и отлучен от церкви в Софийском соборе. Через четыре дня он наложил анафему на папских гонцов. С тех пор христианство разделено на православие и католичество, а снятие взаимных проклятий состоялось только в 1965 г.

    Распад церкви на католическую и православную

    Почему христианская церковь разделилась?

    Разделение единой христианской церкви произошло по нескольким причинам, которые имеют этический, догматический и обрядовый характер. Восточная и западная церкви различались по этим вопросам. Кроме того, раскол произошел из-за имущественных споров. Константинопольский патриарх и римский папа хотели единолично возглавлять христианскую церковь. Также во время богослужений по восточному и западному обрядам священники читали молитвы на разных языках, в первом случае на греческом, а во втором – на латыни.

    В чем папа римский обвинял восточную церковь?

    Вручение отлучительной грамоты константинопольскому патриарху состоялось в соборе Святой Софии 16 июля 1054 г. Богослужение проводил кардинал Гумберт. В этом документе было несколько обвинений:

    1. Константинополь не хочет признавать, что Святая Римская церковь – это первая апостольская кафедра и главный попечитель всех церквей.
    2. Михаил не может иметь патриарший чин.
    3. Как симониане представители Константинополя торгуют даром Божьим.
    4. Как у валезиан у них оскопляются пришельцы, которых возводят в клирики и даже епископы.
    5. Как арианы восточные священники занимаются перекрещиванием крещеных, включая латинян, во имя Св. Троицы.
    6. Как донатисты они говорят о погибели крещения, истинной Евхаристии и церкви Христовой на Западе, а признают только церковь Греческую.
    7. Как у николаитов в Константинополе разрешают священникам вступать в брак.
    8. Как севериане там занимаются злословием над законом Моисеевым.
    9. Как духоборцы восточные священники не признают символом веры исхождение Духа Святого от Сына.
    10. Как манихеи они думают о квасном, как об одушевленном.
    11. Как назореи константинопольские церковники смотрят за иудейскими телесными очищениями, новорожденные дети проходят у них обряд крещения еще до 8 дней после появления на свет, матери не причащаются, а язычниц не крестят.

    Распад церкви на католическую и православную

    Как на отлучительную грамоту отреагировала восточная (православная) церковь?

    В Константинополе не признали решение римского папы и посчитали его оскорбительным. Патриарх осудил действия Ватикана. 20 июля на собранном Михаилом соборе состоялся суд над зачинщиками раздора между церквями, которых приняли за нечестивых людей, пришедших из западной тьмы в благочестивое царство. Патриарх назвал Константинополь источником с водами чистого учения, а легатов сравнил с приходом глада, бури и грома, а также дикими кабанами, пришедшими для низвержения истины. На папских послов и их сторонников была наложена анафема.

    Как на Руси восприняли раскол церкви?

    После отъезда из Константинополя группа папских легатов направилась в Ватикан. По дороге они сделали небольшой крюк для того, чтобы встретиться с другими восточными иерархами и рассказать им, что Михаил Кируларий отлучен от церкви. Папские легаты побывали в Киеве, где их торжественно принял великий князь и духовенство.

    У Русской церкви не было однозначного решения по поводу поддержки определенной стороны, участвующей в конфликте, но на Руси сохранилось православие. При этом греки вели антилатинскую полемику без участия русских священников, которые не могли понять их претензии к Ватикану, имевшие обрядовый и догматический характер.

    Русское духовенство продолжало общаться с константинопольским патриархом и с папой римским. Во время принятия своих решений оно ставило во главу угла политическую целесообразность.

    В 1074 г. великий князь Киевский Изяслав-Димитрий Ярославич обратился к папе святому Григорию VII за поддержкой. Его младшие братья претендовали на киевский престол, поэтому князь вначале скрывался от их преследований в Польше, а затем в Германии. Княжеским посольством в Риме было доверено управлять сыну Изяслава – Ярополку-Петру, которому отец поручил передать русские земли под покровительство Ватикана. Григорий VII оказал поддержку Изяславу и тот в 1077 г. снова занял киевский престол. Впоследствии его вместе сыном Ярополком канонизировала Русская православная церковь.

    Примерно в 1089 г. русский митрополит Иоанн встретился с послами, которых прислал антипапа Гиберт (Климент III) с целью укрепления своих позиций на Руси. Киевский митрополит имел греческое происхождение. Он почтительно отклонил предложение Гиберта и назвал его действия «заблуждением». Но приемнику Иоанна, митрополиту Ефрему, который по национальности был русским, захотелось еще раз обсудить с антипапой все вопросы. С этой целью он отправил в Ватикан посла, который вернулся домой в 1091 г. и привез из Рима святые мощи.

    Представители папы посетили Киев в 1169 г. и побывали в латинских монастырях. В те времена на русской территории часто можно было встретить папских миссионеров. В 1181 г. от князей Полоцких бременские монахи-августинцы получили разрешение на крещение ливского и латышского населения, проживавшего в районе Западной Двины. Представители высших русских сословий неоднократно заключали браки с латинянами, что очень не нравилось грекам. Церковная жизнь на Руси в то время находилась под западным влиянием. Это продолжалось до тех пор, пока на русские территории не напали татаро-монголы.

    Снятие взаимных анафем

    В 1964 г. на святой земле в городе Иерусалим во время встречи папы римского Павла VI и константинопольского патриарха Афинагора состоялось снятие взаимных анафем, а через год они подписали Совместную Декларацию. Но это было лишь формальным «жестом доброй воли».

    Распад церкви на католическую и православную

    В католицизме существует точка зрения о невозможности отмены анафем I Ватиканского Собора на отрицающих первенство пары римского и его суждения по нравственным и религиозным вопросам.

    Киевский Владимирский собор принял Иоанна Павла II, которого сопровождали главы православных церквей непризнанной УПЦ КП. В 2005 г. первый раз в истории православия там же на заупокойном богослужении молились за скончавшегося папу римского.

    Распад церкви на католическую и православную

    Распад церкви на католическую и православную

    Разделение церквей, также Великая схизма — церковный раскол на Римско-католическую церковь на Западе, с центром в Риме, и Православную на Востоке, с центром в Константинополе. Разделение не преодолено до настоящего времени, хотя известно, что в 1965 году взаимные анафемы были обоюдно сняты Папой римским Павлом VI и Вселенским Патриархом Афинагором.

    Разногласия между церквями до раскола 1054 г, представлены в инфографике

    В данной статье будут рассмотрены причины, закрепление раскола и , как следствие , оценочное суждение автора .

    Содержание

    • 1 Причины раскола
    • 2 Выводы
    • 3 Интернет-ресурсы
    • 4 Список литературы и источников

    Причины раскола

    Распад церкви на католическую и православную

    Культурные различия латинского Запада и греческого Востока были всегда, но в прежние времена они не заходили далее несущественных особенностей. Ознакомиться с разными точками зрения историков о причинах раскола 1054 г., можно в презентации.

    Обрядовая унификация, протекавшая на Западе вокруг Рима, а на Востоке — вокруг Константинополя, привела к резкой поляризации латинской и греческой традиции. Часть западных христиан читали главный вероучительный текст — Символ веры — с добавкой, касающейся исхождения Святого Духа. Если в классическом варианте, принятом на II Вселенском соборе, стояло:

    В начале XI веке оно проникло в официальный папский церемониал. Что уже серьезно, ведь речь идет о догматическом новшестве, об искажении Символа веры.

    Другим важным отличием, ставшим особенно заметным в XI веке, стало безбрачие духовенства. Если на Востоке безбрачие требовалось только от епископов, то на Западе брак любого клирика был недопустим.

    Наконец, в XI веке добавилось еще одно существенное различие в обрядах Востока и Запада: если греки использовали для причастия обычный, заквашенный хлеб, то латиняне употребляли хлеб без закваски — опресноки.

    В 1054 году папа Лев направил Михаилу Керуларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви содержало извлечения из (позднее известного, как, поддельного) документа, известного как Дарственная Константина, настаивая на его подлинности. Патриарх отверг притязания Папы на верховенство. Более подробно о событиях 1054 года в презентации

    Выводы

    Распад церкви на католическую и православную

    «Великая схизма» протекала как частный спор и вылилась в осуждение отдельных лиц. По сути, латинский Запад и греческий Восток уже давно шли разными курсами, и разрыв между ними был вопросом времени. На протяжении многих столетий две ветви христианства формировались и развивались в отрыве друг от друга, все больше отдаляясь и укореняя различия. Несмотря на то, что взаимные анафемы 1054 года были торжественно сняты папой Павлом VI и константинопольским патриархом Афинагором в 1965 году, воссоединение двух христианских направлений не представляется возможным, так как сформировавшиеся ветви имеют отдельные обряды, символы, трактовки и историю. Культурное развитие общества 21 века предполагает решение конфликтов путем толерантности и сотрудничества ,следовательно будущее католичества и православия заключается в сосуществовании и снятия остроты противоречий между ними.

    Для того, чтобы упорядочить информацию полученную из данной статьи, предлагаю пройти тест

    Интернет-ресурсы

    Историко-ориентированные информационные системы:

    Список литературы и источников

    1.Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви

    2.Булгаков С., прот. Православие: Очерки учения Православной Церкви

    3.Катанский А.Л. «О попытках соединения церквей восточной и западной»

    4.Лебедев А. П. История разделения церквей в IX, X и XI веках

    5.Суворов Н.С. Римское папство до разделения церквей: Актовая речь

    Распад церкви на католическую и православную

    Зыбкий, но все же единый христианский мир просуществовал до XI века, пока пути православия и католичества окончательно не разошлись. Первоначально церкви не считали этот разрыв безвозвратным, рассматривая его как очередной спор из-за различий между латинским и греческим мирами. Тем не менее Великая схизма (раскол) 1054 года разделила христианство на две части, которые отныне начали развиваться независимо друг от друга.

    Расхождения между церквями со временем только усилились, что в итоге породило взаимную враждебность и даже кровопролитие. Колыбель православия — Византия — после схизмы начала ослабевать, утратив в 1453 году роль центра восточного христианства, когда под турецким натиском пал Константинополь.

    Однако католичество не сумело этим воспользоваться, чтобы навязать себя в качестве краеугольного камня учения Христа. Уже к середине XV века появился самостоятельный очаг православия – Московское княжество.

    Особенности развития

    Христианизация западной Европы к XI веку практически была завершена, а схизма и последующее противостояние католицизма православию отчасти способствовали сближению западноевропейских стран. Основой их единства являлась, прежде всего, латынь, которая была не только богословским, но и научным языком. Папство благодаря этому могло унифицировать религиозное учение, а также лучше контролировать его проповедь на всей территории католического мира.

    Связующими звеньями политически раздробленной Европы являлись латынь и католицизм. Выросшие из монастырской культуры университеты могли принимать студентов из разных частей Старого света, что способствовало научному и культурному единству. В то же время для основной массы населения смысл церковных богослужений на чуждой латыни ускользал, в результате чего люди воспринимали только внешнюю, обрядовую сторону веры. Главенствующую позицию в Европе папство утратило только с XV века, когда во Франции и Англии начали складываться фактически свои национальные церкви.

    Православие в отличие от католичества допускало богослужение и перевод священных текстов на местные наречия, что во многих странах способствовало развитию собственного литературного языка. Ещё в IX веке византийские миссионеры Кирилл и Мефодий создали старославянскую азбуку и перевели книги, без которых не могли совершаться церковные службы.

    Православный мир в противоположность католическому во многом за счёт этого оказался не столь сильно централизован, что помогло ему сохраниться даже после падения Константинополя.

    Византия и Крестовые походы

    Несмотря на провозглашённые взаимные анафемы в 1054 году, католический и православные миры связывала общая борьба с исламским Востоком. Византийские императоры уже со времён Михаила VII Парапинака (1071-1078 годы) просили латинян прислать подмогу для борьбы с экспансией мусульман.

    Однако только Алексей I Комнин (1081-1118) сумел добиться расположения католиков, а римский папа Урбан II даже освободил его от церковного отлучения. Тем не менее латинский мир, преследуя, прежде всего, свои цели, решил поддержать Византию, кода ей это было уже не так нужно. Помощь Константинополю обернулась Первым крестовым походом, созываемым под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине.

    Крестоносцы прибыли в Константинополь в 1096 году, при этом взаимоотношения между католиками и православными были натянутыми. Смотревшие с недоверием на «ортодоксов-схизматиков» латиняне нередко участвовали в грабежах местного населения. Алексей I Комнин с большим трудом сумел добиться от предводителей крестоносцев обязательств вернуть Византии отбитые у мусульман земли.

    Однако западные рыцари не стремились исполнять договоренности, создавая вместо этого на захваченных территориях католические графства и княжества.

    Окончательную точку в разрыве христианства поставил Четвертый крестовый поход, целью которого изначально был провозглашен Египет. Крестоносцы, провоцируемые Венецией, которая соперничала с Византией, решили вмешаться во внутренние дела Константинополя.

    В результате в 1204 году город был захвачен, православное население подверглось гонениям, а на значительной территории Византии почти на 60 лет была образована так называемая Латинская империя.

    Унии и падение Константинополя

    Распавшаяся после 1204 года Византия вновь стала единой в 1261 году, когда греки-православные вернули себе Константинополь и восстановили патриархат. Однако государство уже не обрело былой силы. Император Михаил VIII Палеолог (1261-1282), опасаясь реванша со стороны латинян, пообещал папе примирения церквей. В результате Второго Лионского собора 1274 года была заключена уния между католичеством и православием, которую вскоре расторг Андроник II, сын Михаила VIII.

    Следующая попытка объединения была предпринята в 1438-1445 годах на Ферраро-Флорентийском соборе, где православная церковь признала католическое вероучение и главенство римских пап при условии сохранения в своих патриархиях православной обрядности. На союзе восточной и западной церквей настаивал византийский император, однако большинство восточных церквей не признало соглашения.

    Мало того, несмотря на согласие с унией русского митрополита Исиодора, московский князь Василий II Тёмный разорвал её, а священнослужителя-униата низложили. Заключение унии не привлекло помощь Византии со стороны Запада, а лишь ослабило внутреннее единство православного мира. В итоге в 1453 году Константинополь был захвачен турками-османами.

    Москва — третий Рим

    Широкая турецкая экспансия привела к захвату не только Византии, но и значительный части Балкан, Палестины и Египта. После чего православие в этих землях стало довольно жестоко подавляться мусульманами. Крупными центрами восточного христианства в середине XV века являлись Великое княжество Литовское и русские земли.
    Однако, по сути, единственным представлявшим силу монолитным православным государством осталось Московское княжество. Подчеркивая преемственность Восточно-Римской империи, Иван III (1462-1505) стал использовать вместо обращения «князь» титул «царь» (цесарь), а также византийский герб в виде двуглавого орла. Женитьба на племяннице последнего константинопольского императора — Софье Палеолог — также указывала на связь с Византией.

    В период правления отца Ивана III — Василия II русская церковь фактически стала автокефальной от Константинопольского патриархата. Католичество ещё не оставляло попыток втянуть Московское княжество в сферу своего влияния, используя последнюю унию, однако православие надежно укоренилось в русских землях.

    Псковский монах Филофей, используя идеи митрополита Зосимы времен Ивана III, в первой половине XVI века сформулировал теорию о Москве как о Третьем Риме, который продолжит традиции Византии и православия.

    Распад церкви на католическую и православнуюЯвление Великой схизмы (Великого церковного раскола), занимает видное место в истории оформленного культа христианского вероучения как первое несогласие всеобъемлющего плана, которому суждено было перерасти в официальное разделение западного и восточного христианского мира на самостоятельные единицы церковной власти. Общепринятой датой церковного раскола принято считать 1054 г., но причины нарастания конфликта и его результата следует искать в комплексном рассмотрении событий периода с IX – XI вв.

    Внутренние разногласия

    К внутренним причинам напряженности в христианском мире можно отнести изменения, которые, начиная с 589 г. западная церковь (после католическая), начала вносить в документы догматического характера. Так на 12-м поместном соборе латинской церкви в Толедо (681 г.), ссылаясь на необходимость привести доказательства богоначалия и равночтимости Иисуса Христа с Отцом, для обращения ариан, был письменно закреплен возмутительный в глазах восточной церкви стих, носящей название филиокве (лат. filioque – и Сына), который по словам латинских отцов только открывал в словесной форме то, что логически следует из 8-го положения Символа Веры.

    Сами папы долго не признавали филиокве, в официальном порядке. Так и при папстве Льва III, высеченный им Символ веры не содержит филиокве, а сам папа в письме (808 г.) к Карлу Великому говорит, что хотя это (исхождение Св. Духа от Отца и Сына) с богословской стороны западной традиции верно, но не следует рушить принятую форму исповедания во всем христианском мире.

    Причиной закрепления данного догмата в дальнейшем стало влияние германского богословия, в котором филиокве признавалось непререкаемо.

    Формальное признание католической церковью данного нововведения относится к папству Бенедикта VIII, который во время коронации Генриха II в 1014 г. упомянул его в торжественном пении Credo (Символа веры), признав, таким образом, его правоверность всему католическому миру. После этого между восточной и западной церковью наступил негласный разрыв, в форме изъятия имении папы римского из диптиха и, следовательно, не оглашения его во время литургии.

    Другие причины внутреннего разногласия относятся к чисто условным положениям борющихся сторон, которые можно свести к нескольким категориям:

    • Этические, которые вытекают из догматического несоответствия, такими являются обвинения в отношении к таинству бракосочетания, вкушения свиного сала и проч.
    • Эстетическими можно назвать обвинения в поддержании определенного характера внешнего вида, а также использовании украшений в одеянии епископов.
    • Ритуальными (обрядовыми) несоответствиями являются те, которые относятся к форме крещения, крестного знамения, качества хлеба используемого в таинстве евхаристии и друг.

    Все они были сформулированы в отлучительной грамоте как Римско-католической, так и Византийской церкви, во время взаимного обмена анафемами в 1054 г.

    Внешние причины

    Причины внешнего характера, к которым относятся поступательная политика расширения своей власти в географическом пространстве, имеют не менее важный аспект в общей характеристике раскола.

    Его началом является вручение папе Захарии в 755 г. Равеннского экзархата Пипином Коротким, который ранее входил в состав Византийской империи. Это отметило этап самостоятельного управления западной церкви, во главе с папой римским.

    Дальнейшее распространение догматического и юридического владычества Рима на испанские, галльские и африканские церкви, вызывало большое недовольство Византии, последней каплей для которого стало посягательство на Болгарскую церковь и на территории северных славянских племен. Это произошло во времена понтификата Николая Первого, претензии которого послужили причиной первого негласного разрыва западной и восточной церкви.

    Итог

    Непосредственной причиной окончательного раскола 1054 г. выступил вопрос о владычестве над итальянскими провинциями Западной церкви. Лев IX пытался убедить византийского патриарха в первенстве Рима, к которому весь восточный мир должен выказывать почтение как к матери, с чем никак не мог согласиться патриарх Михаил.

    Тенденция смещения центра христианского мира в сторону папского престола в Риме, завершилась принятием решительных мер со стороны Византийского патриархата. Так патриархом восточной церкви Михаилом Керуларием в 1053 г. были закрыты латинские храмы и монастыри, находящиеся в Константинополе, и как особый вид непринятия западной традиции, диакон прислуживавший патриарху (секелларий) надругался над Святыми дарами (опресноками), растоптав их ногами.

    Папские легаты (представители папы на время исполнения необходимой миссии) во главе с кардиналом Гумбертом были уполномочены урегулировать конфликт. Однако после трехмесячного избегания патриархом Михаилом общества и беседы с папскими легатами переговоры закончились возложением 16 июля 1054 г. на престол собора Св. Софии анафемного листа, в котором кардинал от имени на то время уже умершего папы и Святого и Римского, Первенствующего и Апостольского престола говорил о снятии с патриарха Михаила сана и вечного осуждения его и потворствующих порожденному им беззаконию.

    Добившись хитростью возвращения в Константинополь легатов, на то время находившихся уже далеко, константинопольский патриарх 20 июля 1054 г. ответил взаимным отлучением западной церкви как еретической. Перед этим он попытался разжечь в народе вражду, прочитав исковерканный им перевод врученной 16-го июля хартии. Посредничество императора помогло избежать умерщвления папским посланникам, но конфликт, усугубленный взаимными действиями двух сторон, так и не удалось преодолеть.

    Это отметило новый этап в христианской истории – самостоятельное управление западной – присвоившей название Католической (Вселенской) церкви, и восточной – избравшей себе определение Православной (единоверной) церкви.

    Однажды я заинтересовалась тем, почему же существует столько видов христиан, если все они поклоняются одному Богу. Изучение этого вопроса заняло у меня много времени и дало мне обширный пласт ценной и интересной информации. В этом материале я поделюсь краткой выжимкой и расскажу о том, почему из одного единого христианства со временем появились три основные ветви — православные, католики и протестанты.

    Раскол католиков и православных

    Официальной датой раскола христианства на католичество и православие принято считать 1054 год. Именно тогда представители обеих религий взаимно предали церкви друг друга анафеме (отлучению), которая просуществовала более 900 лет и была снята только в 1965 году.

    Распад церкви на католическую и православную

    Разумеется, этот раскол возник не на пустом месте, и предпосылки к нему появились за много лет до. Официальными причинами разъединения двух церквей называются богословские различия — в толковании Библии, в выполнении обрядов и таинств, в длительности постов, в правилах для священнослужителей и в достаточно большом перечне других мелких и крупных вопросов.

    Разумеется, все не ограничивается лишь этими поводами, на деле причины глубже. И как и в политике — это деньги и власть. Церковь — богатый могущественный институт даже сейчас, а почти тысячу лет назад тем более, и церковные иерархи стремились оттяпать кусок побольше от этого очень лакомого «пирога».

    Раскол католиков и протестантов

    Это разъединение произошло несколько веков спустя после первого — во втором десятилетии 1500-х годов. Лицом раскола был христианский немецкий богослов Мартин Лютер, человек глубоко и искренне верующий.

    Распад церкви на католическую и православную

    Он считал, что католичество того времени крайне далеко ушло от истинных христианских ценностей и зациклилось на мирских удовольствиях и богатствах. Список того, что он предлагал изменить, огромен, но вкратце его можно свести к тому, чтобы церковь стала значительно проще, скромнее и честнее.

    Лютера поддержали другие богословы, множество мирян и политиков, и постепенно протестантизм из Германии разошелся и на многие другие страны Европы. Где-то реформация была мирной, как, например, в Скандинавии и США, где-то тяжелым и кровавым, например, в Нидерландах и Франции.

    Объединятся ли все христиане

    Рассматривать возможность слияния всех трех ветвей их многочисленных ответвлений в единую не стоит. Слишком много различий между ними, лишь укрепившихся за прошедшие с первого раскола годы.

    Однако последние десятилетия на уровне церковных иерархов однозначно присутствует курс на сближение и сотрудничество. Вместо того, чтобы продолжать искать различия, обсуждать их и лишь усугублять противостояние, они стараются концентрироваться на том общем, что есть у всех христиан и налаживать взаимодействие по всем возможным каналам.

    Распад церкви на католическую и православную

    С середины прошлого века все три ветви принимают крещение и другие таинства друг друга (то есть при смене конфессии не требуется креститься заново), а церковные служители не рукополагаются заново, а принимаются в текущем сане.

    Распад церкви на католическую и православную

    ТАСС-ДОСЬЕ. 12 февраля 2016 г. на Кубе состоится встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска. Это первая в истории встреча предстоятелей русской православной и римско-католической церквей.

    Предыстория конфликта

    Крещение Руси состоялось в 988 г. по Византийскому обряду. Русская церковь стала новой митрополией Константинопольской патриархии, к тому времени уже не подчинявшейся западной церкви, возглавляемой папой римским.

    Догматической конфликт между католической и русской православной церковью возник сразу после раскола западной и восточной христианских церквей в 1054 г. Политический же конфликт начался в XIII-XIV веках, когда католицизм начал распространять свое влияние на славянские, в том числе русские земли.

    В 1438-1439 гг. состоялся Ферраро-Флорентийский собор, на котором православному духовенству было предложено признать главенство папы римского в обмен на военную помощь Византии перед угрозой наступления турок. Несмотря на то, что Византия согласилась на это предложение, тем не менее помощи она не получила. Уния по ряду причин так и не состоялась, в том числе из-за сопротивления византийского духовенства и нежелания европейских монархов оказывать помощь Константинополю. Русская и грузинская церкви подписывать унию отказались, причем русская церковь объявила в 1448 г. о своей автокефалии (самостоятельности) от Константинопольского патриархата.

    Возникновение униатства в Восточной Европе

    В результате захвата Византийской империи турками в 1453 г., православный патриархат в Константинополе начал терять влияние в Восточной Европе. В результате, католическая церковь активизировала процесс создания новой подчиненной Риму церкви восточного обряда (известна как греко-католическая или униатская церковь) на территории преимущественно православных восточных и южных частей Речи Посполитой (объединенного государства Польши и Литвы). В 1596 г. в Бресте (ныне на территории Белоруссии) рядом епископов киевской митрополии была подписана Брестская церковная уния. Она заключалась в том, что православные Речи Посполитой переходили в подчинение папе римскому с сохранением своей литургической традиции. Значительная часть православных отказалась поддержать унию, что привело к кровопролитным конфликтам на территории Речи Посполитой. Этот конфликт стал одной из причин, приведших к воссоединению Украины с Россией в 1653 г.

    Католичество в Российской империи

    • Основные различия между православием и католичеством
    • Несостоявшиеся встречи глав Русской православной и Римско-католической церквей
    • Высказывания иерархов РПЦ и католической церкви о межконфессиональных отношениях

    В XVIII-XIX веках Российская православная и Римско-католическая церкви не имели прямых контактов. При этом со времен Петра I и массового принятия иностранцев на государственную службу, отношение к католикам стало терпимей, им было дозволено открывать новые церкви в российских городах. В 1773 г. без согласования с Римом была создана католическая Могилевская архиепархия. В 1783 г. для ее канонического утверждения в Россию прибыл первый чрезвычайный посол Ватикана — Джованни Аркетти. После этого предстоятелей католических российских епархий Рим начал назначать с согласия российского императора.

    В результате трех разделов Польши (1772, 1793 и 1795 гг.) в состав России вошли крупные области с католическим населением. В итоге в 1818 г. между российским правительством и Ватиканом был подписан первый конкордат (церковно-государственный договор), регулировавший правовое положение католиков. Он был расторгнут после польского восстания 1830-1831 гг.

    В 1839 г. собор Русской греко-католической церкви в Полоцке (ныне Белоруссия) отменил Брестскую унию, приходы униатской церкви присоединились к Российской православной церкви. Униатскими остались только храмы на территории Австрийской империи. Окончательно Брестская уния была ликвидирована на Львовском соборе Украинской греко-католической церкви 1946 г. Соборы 1839 и 1946 гг. Католической церковью не признаются.

    В 1847 г. был заключен второй конкордат, который, в частности, гарантировал финансирование российскими властями деятельности католической церкви в России. Однако и он был расторгнут в 1866 г. из-за поддержки Ватиканом польского восстания 1863 г. Разрыв отношений сопровождался конфискацией имущества католического духовенства и ликвидацией всех оставшихся униатских епархий (завершена в 1875 г.).

    Дипломатические отношения России с Ватиканом были восстановлены только в 1893 г. После Октябрьского манифеста 1905 г. Римско-католическая церковь (РКЦ) получила возможность свободно осуществлять религиозную деятельность.

    В советское время

    5 февраля 1918 г. Советом народных комиссаров (СНК) был принят декрет об отделении церкви от государства, который, в частности, лишал имущественных прав все религиозные организации. Как православное, так и католическое духовенство подвергалось репрессиям со стороны советской власти. Имущество обеих церквей было национализировано, значительное число священнослужителей было приговорено к тюремному заключению или ссылке, причем католических епископов чаще всего высылали за рубеж.

    В 1926 г. вместо епархий на территории СССР были образованы апостольские администратуры. Однако к середине 1930-х гг. почти все католические структуры в стране были разгромлены, священнослужители высланы или репрессированы.

    Прямые двусторонние контакты между Русской православной церковью Московского патриархата (РПЦ МП) и Ватиканом стали развиваться со второй половины 1950-х гг. Наиболее активно — во время понтификата папы Иоанна XXIII (1958-1963), сторонника интенсификации межцерковного диалога. На I Всеправославном совещании на острове Родос (Греция) в 1961 г. было принято решение развивать отношения православных церквей «в духе любви Христовой». После этого представители РПЦ МП впервые присутствовали в качестве наблюдателей на II Ватиканском соборе в 1962 г.

    В 1967 г. между церквями начался богословский диалог (обсуждение разногласий основ вероучения) на общецерковном уровне. Первые контакты состоялись в Ленинграде. В 1979 г. для диалога между четырнадцатью автокефальными православными церквями (включая РПЦ МП) и Ватиканом была создана Специальная международная комиссия по богословскому диалогу между Римско-католической церковью и православными церквями.

    Распад церкви на католическую и православную

    В 1054 году состоялся Большой Раскол христианской церкви, который разделил ее на две части, а именно: Западная Римско-Католическая (Рим) и Восточная Православная церковь (Константинополь). Основными причинами реформирования стало противоречия из-за канонических, догматических, литургических и дисциплинарных вопросов. Раскол привел к возникновению вражды между католиками и православными, которые стремились доказать истинность именно своей веры. Далее более подробно рассмотрим основные причины церковного раскола в 1054 году.

    Причины раскола христианской церкви в 1054 году

    1. Римские папы пытались завоевать духовный приоритет и укрепить духовную власть в мире.

    2. Одной из причин церковного раскола является возникновение конфликта между Папой Римским и Константинопольским патриархом.

    3. Обострение вопроса о филиокве между восточными и западными священниками.

    4. Восточные священники считали западных варварами, правители которых очень активно и агрессивно вмешивались в вопросы веры, устанавливали новые правила.

    5. Западная церковь считала восточную разбалованной роскошью и богатством, полностью подчиненной светской власти, подрывающей устои строгой церковной организации.

    Для тех кто любит историю или. готовится к ЕГЭ. (Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВУ — c выездом по Казани и дистанционно другие города) Заявки принимаются на WhatsApp +7-927-444-28-27

    Поиск по этому блогу

    среда, 26 июня 2019 г.

    Разделение Христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую) — 1054 год (ЕГЭ по истории)

    В 1054 году папа Лев направил Керуларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви содержало пространные извлечения из поддельного документа, известного как Дарственная Константина, настаивая на его подлинности. Патриарх отверг притязания Папы на верховенство, после чего Лев послал в том же году легатов в Константинополь для улаживания спора.

    Главной политической задачей папского посольства было стремление получить от византийского императора военную помощь в борьбе с норманнами.

    Окончательное же разделение между Востоком и Западом наступило только с началом крестовых походов, которые принесли с собой дух ненависти и злобы, а также после захвата и разорения Константинополя крестоносцами во время IV крестового похода в 1204 году.

    Ссылка на основную публикацию