Раскол русской православной церкви произошел в царствование

В чем заключаются принципы исторического познания

1. В их качестве выступают исходные понятия науки

Какой метод из числа традиционных, на ваш взгляд, чаще других используется историками?

Чем вызвана потребность в инновационных методах исторического исследования?

4. Интеграцией наук

Для российской цивилизации характерно

D. Сильное влияние государства на жизнь общества

5. Укажите верное утверждение. Для российской цивилизации характерно:

Сакральное отношение к власти, обожествление ее

Уважительное отношение к личности, как цели развития общества

Укажите верное утверждение. Для российской цивилизации характерен

Экстенсивный путь развития

Коллективизм, общинность

Укажите верное утверждение. Для российской цивилизации характерна ведущая роль

Экономического фактора

Политического фактора

8.Община у восточных славян называлась:

9. В XI в. в Древней Руси появляются земельные владения, принадлежавшие владельцу на правах полной наследственной собственности. Это были:

Произошло раньше

B. поход князя Олега на Византию

На Руси IX-XI вв. старший дружинник назывался

Основными товарами, которые в IX-XI вв. Русь экспортировала в Европу

В. меха, воск, рабы

Одна из категорий зависимого населения по «Русской правде» называлась

Своды законов «Русская правда был создан на основе

С. римского права

Укажите неверное утверждение

Княгиня Ольга (945-964)

А. ввела полюдье

Расцвет Киевской Руси приходится на время князя

D. Ярослава Мудрого

Съезд древнерусских князей 1097 г., где был поставлен вопрос «зачем губим Русскую землю, сами между собой заводя распри», произошел в

Народное собрание у восточных славян называлось

Согласно летописи, в 882 г

А. произошло объединение двух восточнославянских центров: Новгорода и Киева

Ослабление Киева и перемещение центров на окраины было вызвано

А. Усилением бояр, превращавшихся в феодалов землевладельцев

21. Новгородский вариант цивилизационного развития предполагал усиление роли

Первый князь пожелавший стать «самовластцем» в Суздальской земле, — это

А. Андрей Боголюбский

Для хозяйственного развития Новгорода главным было

Русь вступила в полосу феодальной раздробленности в

Особенностью правления во Владимиро-Суздальской земле заключалось в том, что в нем

В. Формировалась наследственная монархия

Период феодальной раздробленности стал для русских земель временем

С. Хозяйственного упадка

Важнейшим признаком феодальной раздробленности было

D. Натуральное хозяйство

Поэма «Задонщина» была написана в.

Превращение Москвы в центр объединения русских земель связано с деятельностью.

C. Ивана Калиты и Дмитрия Донского

Москва стала не только политическим, но и религиозным центром Руси при князе.

В результате Куликовской битвы (1380 г.)

А. усилилась ведущая роль Москвы в образовании единого Русского государства

В Московском государстве XV-XVI вв. поместьем называлось.

B. земельное владение, предоставленное на условии службы

В XV в. на Руси сборник юридических норма назывались.

Современниками были

В. Иван III и Ахмат

Основной причиной феодальной войны в XV в. было (а).

В. неясность системы наследования московского престола

36. Судебник 1497 г. устанавливал:

D. время перехода крестьян от владельца к владельцу двумя неделями

Появление постулата «Москва — третий Рим» было вызвано необходимостью..

D. идеологического обоснования самодержавия

Местничество устанавливало

D. право на занятие государственных должностей в соответствии с личными заслугами и способностями

Денежный сбор с крестьян в XV-XVI вв. при уходе от феодала в Юрьев день назывался

Последователями церковно-политического течения XV — середины XVI вв. во главе с Иосифом Волоцким были

Герб с двуглавым орлом в качестве официального появился в России при

Властные органы в России в 16-17 вв. носили сословно-представительный характер. Назовите государственный механизм управления этого периода.

b) Царь, Земский собор, Боярская дума, Приказа, органы местного самоуправления, духовенство.

В Соборном Уложении 1649 г. получило дальнейшее закрепление право феодальной собственности на землю . Назовите три основных вида феодального землевладения существующих в этот период

b) собственность государства, вотчинное, поместное

Назовите какие основные проблемы старалось решить государство с введением Новоторгового устава 1667 г.?

А. поставить под контроль государства внутреннюю и внешнюю торговлю, защитить национальное хозяйство от иностранной конкуренции

В правление Алексея Михайловича все большее значение в жизни страны принадлежало

В результате русско-турецкой войны 1676-1681 гг. Россия

c) отбила нападение турецких армий, но не добилась никаких дипломатических успехов

Какой ряд отражает вехи формирования политического строя России в 17 в.

Раскол русской православной церкви произошел в царствование

1. Алексея Михайловича

2. Федора Алексеевича

4. Михаила Федоровича

5. Царевны Софьи

О ком В. О. Ключевский сказал: «Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве»

1. О Григории Отрепьеве

2. О Федоре Романове

3. О Борисе Годунове

4. О королевиче Владиславе

В каком году Ярославль становится фактически столицей Русского государства и в это время в нем располагается ополчение К. Минина и Д. Пожарского?

151. Среди опричников Ивана Грозного преобладали:

1. Дворяне – помещики.

2. Выходцы из княжеско-боярской среды.

3. Иностранцы – наемники.

4. Выходцы из податных сословий.

152. Соответствия между событиями и датами:

1. Восстание Болотникова

2. Правление «семибоярщины»

3. Царствование Лжедмитрия I

4. Царствование Василия Шуйского

Б. 1605 — 1606 гг.

В. 1606 — 1607 гг.

Г. 1606 — 1610 гг.

153. Проезжая какую станцию Московского метро, Вы вспоминаете прозвище Лжедмитрия II…..

154. В результате событий Смутного времени Россия утратила:

1. Побережье Каспийского моря.

3. Смоленские земли

4. Левобережную Украину

146. Какой памятник скульптора И. П. Мартоса стоит на Красной площади в Москве с 1818 г. …

147. Год, с которым связано начало династии Романовых:

148. Что не является причиной государственной поддержки церковной реформы Никона:

1. Необходимость повысить роль церкви в государственном управлении

2. Необходимость поднять духовный авторитет церкви

3. Стремление царя властвовать над всеми православными землями

4. Присоединение к России православной Украины

5. Критика русской церкви константинопольским патриархом

149. Скрытое от мира поселение раскольников называлось:

Какое название получило восстание в Москве в 1662 г.?

3. «Поход за зипунами»

151. Основным направлением внешней политики России в середине XVI века являлись:

2. Северо – западное

152. Итогом внешней политики Ивана IV было:

1. Освоение русскими Дальнего Востока

2. Присоединение к России Средней Азии

3. Завоевание Россией Казанского, Астраханского и Сибирского ханств

4. Завоевание Россией выхода к Балтийскому морю

153. «Крестоцеловальная запись», согласно которой царь обещал «всякого человека, не судя истинным судом с бояре своими, смерти не предати», связана с именем:

1. Василия Шуйского

2. Михаила Романова

4. Анны Иоанновны

154. Годы правления царя Алексея Михайловича:

Раскол Русской православной церкви приходится на 1650-1660 годы. Хотя он касается религиозной сферы, однако подоплёка у него – политическая. Он произошел в царствование царя Алексей Михайловича Романова, который видел себя освободителем Константинополя от турок и наследником Византии. Его амбиции отчасти можно связать с другими событиями, которые случились в XVII веке (в 17 веке – ошибочное написание). Так, некоторые исследователи считают, что это была своеобразная попытка реванша. Часть духовенства вместе с русским правителем полагали, что у России – особая роль, особый путь.

Раскол русской православной церкви произошел в царствование

Вполне вероятно, что их претензии были связаны с тем, что в интеллектуальном и культурном, а также во многом в духовном плане Москва тогда не могла предложить что-то аутентичное. В церковных делах она практически постоянно копировала Византию, а после того, как та перестала существовать – начала следовать за современными на тот момент греками. Перенимались не только обряды, но и манера одеваться. Священнослужители стали отказываться от тонзуры и отпускали длинные волосы.

Но дело в том, что возникновение этой традиции у самих греков обусловлено турецким господством, новыми веяниями и вхождением территорий в состав Османской империи. Завоеватели предоставили священникам административные функции, поэтому их внешний вид поменялся. Но в Русской православной церкви, по всей видимости, недостаточно хорошо разобрались в таких моментах. Патриарх Никон вёл переписку, пытаясь понять, как именно следует вести обряды. И полученные им ответы он трактовал в свою пользу.

Правда, не было принято во внимание то, что происходившей переписке явно сопутствовало определённое давление со стороны Османской империи. Вполне вероятно, что вторая сторона не могла выражаться ясно и прямо. Тем не менее Никон решил, что он получил все необходимые ему ответы. И в 1654 году он провёл Собор, где в результате сильнейшего давления на собравшихся добился разрешения исправлять церковные книги, фактически, редактируя их. Что могло быть воспринято мягче, если бы при этом ориентация шла на более древние источники. Но в середине семнадцатого века патриарх взял в качестве оригинального образца современные на тот момент греческие книги.

Не меньшее значение для раскола в Русской церкви имеет еще одна дата: 1656 год. Именно тогда было объявлено о том, что креститься теперь нужно 3 перстами. Те же, кто делал это 2, были преданы анафеме. Нужно отметить, что многие священнослужители, не говоря уже о пастве, не были готовы к произошедшему. И отчасти в этом виноват Никон. В церковной среде, где вообще все изменения крайне редки, должны подготавливаться довольно осторожно, он действовал резко и жёстко. Патриарх скорее отдавал приказы, чем пытался достучаться до людей и объяснить смысл того, что он делает, а также рассказать о причинах. Он не только не занимался особо агитацией проводимой реформы, но и даже не утруждал себя просвещением.

Как ряд историков, так и самих священнослужителей считают, что в расколе во многом виноват сам Никон. Он вёл себя резко, к тому же очень грубо. Например, при столкновении с несогласным с ним епископом Павлом Коломенским он публично избил того, сорвал мантию и лишил кафедры. На что требовалось соборное решение. Аналогичные случаи, только в отношении уже младших священников, происходили неоднократно. В итоге Никоном многие оказались недовольны.

Результатом стало то, что часть священнослужителей и паствы отказалось воспринимать реформу и подчиняться ей. Так появились старообрядцы, то есть в буквальном смысле слова те, кто продолжал служить по старому обряду. Как можно увидеть, даже краткая история показывает, что раскол был весьма неоднозначным.

  • 1 Роль Украины в ситуации
  • 2 Обоснованность проведения реформы
    • 2.1 Похожие статьи

Роль Украины в ситуации

К моменту описанных событий Украина уже вошла в состав России. Но недостаточно было просто присоединить к себе территорию, важно было её удержать. Эта часть страны (в те времена её называли Малороссией) отличалась завидным природным богатством, основу которого составляли на удивление плодородные земли и половодные реки, по ним же можно было торговать. Своё историческое значение сохранял и Киев. Однако украинцы оставались обособленными от остальных народов. Это касалось и веры, в церквях проводили службы по разным обрядам. Духовенство вместе с царём понимали важность единства. Поэтому они решили убрать хотя бы этот разрыв.

Обоснованность проведения реформы

Раскол русской православной церкви произошел в царствование

Нельзя не отметить, что само по себе проведение реформы было отчасти обосновано. С одной стороны претензии царя Алексея Михайловича на освобождение Константинополя казались чрезмерными. С другой стороны, именно цивилизационное равнение на Европу подхватил в своё время Пётр I, который реализовал немало здравых идей. Кроме того, церковные обряды необходимо было реформировать, сделать их более простыми, понятными.

К сожалению, Никон не задумывался о том, как именно его изменения будут восприняты. У греков многое происходило в контексте, патриарх же просто начал копировать, чем вызвал вполне понятное недоумение и протесты. Сопротивление было связано далеко не только с нововведениями, но с тем, какими методами действовал патриарх. Так, есть все основания предполагать, что Пётра Коломенского элементарно убили. Чем дальше развивались события, тем более жёсткими методами действовали реформаторы. Противников называли врагами веры, отрезали языки, сжигали заживо.

Старообрядцы за все деяния прозвали Никона Антихристом. Они указывали на то, что он исказил суть обрядов. Кроме того, по их мнению, тот брал в качестве образца не старые работы, а современные ему греческие, что вводило ещё большую путаницу и отдаляло молящегося от понимания смысла и формы того, что он делает. Окончательного примирения между старообрядцами и новообрядцами не произошло до сих пор. Хотя появилось понятие единоверцев. Тем не менее возникший конфликт оказал огромное влияние на историю Русской православной церкви.

Традиции, которые глубоко вплетены в быт народа, искореняются особенно трудно. Русский народ очень напряженно воспринял раскол Русской Православной церкви. И если бы не политическая воля лидеров того времени, мы и сейчас бы крестились двумя пальцами. Ради формальных, казалось бы, мелочей, высокопоставленные люди шли на смерть. Так поплатились жизнями Феодосия Морозова и Евдокия Урусова. Некоторые люди до сих пор не принимают изменения Никона, которые и вызвали раскол православной церкви. Такие люди ведут особый образ жизни и называются старообрядцами. Что же решил поменять религиозный лидер Никон?

Раскол Русской Православной церкви был создан в сознании своих идеологов задолго до того, как фактически произошел. К концу 17-го века Русское государство укрепилось, стали забываться ужасы Смутного времени. В 15м веке пал Константинополь. Старец Филофей оказался пророком. Он писал о том, что Москва должна стать «третьим Римом». Казалось бы, пророчество сбывалось. Умы высших религиозных деятелей пленила идея теократии. В подражание Византии, они хотели сделать так, чтобы государство было подчинено Церкви. Однако в России это, как всегда, получилось не без крайностей. Если в Византии формально государство не зависело от Церкви, то в России Никону было пожаловано звание «великого государя», которое до этого давали только царям. Патриарх стремился создать модель, свойственную католицизму, при которой религиозный лидер имел бы большее значение, чем светский. В Византии власть же просто выражала свою подчиненность интересам веры и ее идеалам.

Во время, когда только намечался раскол Русской церкви, религия была в очень большой силе. Службы в церквях были очень пышные и торжественные. Однако Никон задумал многое изменить в службах и молитвах по образцу Восточных церквей. Проблема была в том, что экспертами являлись люди разных убеждений. Поэтому в результате получались очень серьезные разночтения насчет того, как стоит молиться и исправлять старые книги. Вторая проблема была в том, что использовались не древние греческие книги, а сравнительно новые.

Наиболее значительными были изменения в обрядовой стороне. На Руси люди привыкли к двуперстному знамению, что символически отображало человеческую и божественную природы Христа. Троеперстное знамение было таким же древним, но более свойственным богослужению в Восточных церквях. Оно свидетельствовало о важности Троицы. До реформы оно считалось просто вариантом, после реформы став обязательным для всех.

Однако этим изменением Никон не ограничился. Ранее крестный ход осуществлялся по солнцу, а после реформы норма стала противоположной, то есть нужно было ходить против солнца. Изменилось количество просфор, на которых служили литургию: вместо семи стали использовать пять. Изменили также текст Символа веры. Некоторые слова были оттуда исключены, потому что в греческом варианте они отсутствовали.

Некоторые сравнивают Никона, спровоцировавшего раскол Русской Православной церкви, с Петром Первым. Только Петр брал за образец все западное, а Никон – все греческое. Однако общей чертой обоих исторических деятелей была бескомпромиссность. Впрочем, раскол Русской Православной церкви, как и любая революция, уничтожил своего отца. Патриарх Никон был обвинен в жестокости и самоуправстве, лишен сана, а после даже отправлен в ссылку. Однако сами реформы были утверждены в 1666-1667 гг , когда было принято решение лишить сана Никона.

Люди, которые отказались от реформы, стали уходить от своих гонителей и жить обособленными общинами, не допуская браков с «никонианцами». Жили они в материальном плане очень хорошо, поскольку были против вредных привычек и развлечений. Именно они – самые ортодоксальные из всех православных. Протест против реформ выразили не только миряне, но и целый монастырь – Соловецкий. Монастырь в результате взяли с помощью предателя, а бунтовщиков по большей части физически уничтожили.

Староверы стали гонимы, причем очень жестоко. Если к их общинам посылали войско, люди нередко закрывались в церквях – и дело оканчивалось самосожжением. Многие, чтобы не предать веру, топились. Некоторые уморили себя голодом, считая себя не самоубийцами, а мучениками. Размах преследований напоминал западную инквизицию.

Стоило ли страдать за неизменность обряда? Дело ведь было не только в форме, но и в сути. Раскольники отстаивали своеобразный путь религиозного развития России, а потому, как минимум, достойны уважения.

Второй царь из династии Романовых, правление которого было отмечено народными бунтами, преодолением последствий Смуты, расколом Русской Православной Церкви, воссоединением России и Украины, а также целым рядом преобразований и достижений во внутренней и внешней политике.

Отцом его был Михаил Федорович, первый Романов на московском престоле. Воспитанием будущего наследника престола было возложено на боярина Морозова. Царь стал править страной в 16-летнем возрасте, но хорошее образование и широкий кругозор позволили ему достичь значительных результатов.

Алексей Михайлович получил прозвище «Тишайший», но время, в которое он правил, характеризуется целым рядом экономических, политических и религиозных кризисов. Страну то и дело охватывали волнения, изнурительные войны с Польшей усугубляли положение, поэтому XVII в. в истории России принято называть «бунташным». Однако Алексей Михайлович так или иначе выводил страну из трудного положения, утверждая «тишину и покой» и оправдывая один из царских титулов «Тишайший» (вольный перевод с латинского clementissimus).

Начало правления было омрачено последствиями мероприятий, которые боярин Морозов, реально управлявший страной при юном царе, предпринял в области налогообложения. В частности, в 1646 г. был введен налог на соль, из-за которого цены на продукты резко выросли. Это привело к падению покупательной способности населения, а купцы понесли громадные убытки из-за сгнившего продовольствия. В 1648 г. произошел Соляной бунт, во время которого погибли родственники царя.

Социальные волнения сделали очевидной необходимость реформирования правовой системы государства, в частности, кодификации правовых норм. Молодой царь совместно с Земским Собором выработал Соборное Уложение 1649 г.

Алексей Михайлович проводил политику протекционизма, поощряя строительство мануфактур. Были приняты Таможенный (1653) и Новоторговый (1667) уставы, которые закрепляли особое правовое регулирование деятельности купцов. Эти своды правил обеспечивали их защиту от иностранных конкурентов.

В 1662 г. было принято решение ввести медные деньги, так как золотых и серебряных монет не хватало для растущего оборота на рынках. Однако, дьяки, которые занимались выпуском новых монет, не устояли перед соблазном и начали чеканить деньги из собственной меди. В результате произошла колоссальная инфляция, и снова начались волнения.

В царствование Алексея Михайловича также произошел раскол Русской Православной Церкви. Идейный вдохновитель преобразований — патриарх Никон — выдвигал определенные претензии на власть, объясняя их верховенством власти духовной перед властью светской. В 1666 г. на Церковном соборе деятельность Никона была осуждена, а сам патриарх сослан в монастырь. Однако церковная реформа, связанная с именем Никона, уже породила раскол, который до сих пор окончательно не преодолен.

Усиление зависимости крестьян от помещиков в результате установления бессрочного сыска беглых крестьян привела к недовольству казаков. В 1670-1671 гг. по стране прокатилось восстание во главе со Степаном Разиным, которое было подавлено.

Во внешней политике велись успешные войны с Польшей, главным результатом которых является отказ поляков от претензий на западнорусские земли, а также воссоединение России и Украины в 1654 г. Алексей Михайлович пытался выйти к Балтийскому морю, воюя со шведами в 1656-1658 гг. Однако достижения на северо-западном направлении были гораздо скромнее успехов на Украине.

Историки полагают, что перу Алексея Михайловича могут принадлежать некоторые литературные произведения, в т.ч. «Повесть о преставлении патриарха», «Послание на Соловки».

Умер царь Алексей Михайлович Романов в 1676 г., в возрасте 47 лет, 30 из которых он провел на троне.

В 1619 году Патриархом Московским и всея Руси был избран, вернувшийся из десятилетнего пленения митрополит Филарет – отец первого царя из династии Романовых Михаила, всенародно избранного на Земском Соборе в Москве. В то время, когда русская Церковь, казалось, достигла наибольшего величия и расцвета, в ней произошел раскол. Это произошло в царствование Алексея Михайловича и в патриаршество Никона во второй половине XVII столетия.

В середине XVII в. патриарх Никон провел реформы по укреплению церковной системы, а также осуществил сверку церковных книг с греческими оригиналами и внес в них исп­равления. Ему противостояла группировка (раскольники), возглавляемая протопопом Аввакумом. Противники церковных реформ стали подвергаться преследованиям. Однако, из-за попыток церкви подчинить себе светскую власть, между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем произошел разрыв. На церковном Соборе 1666 г. Никон был лишен патриаршего сана, а его пре­емники на этом посту уже не претендовали на превосходство над царской властью.

Патриарх Никон стал вводить в русскую Церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие «улучшения» без одобрения собора, самовольно. Он вступил на московский патриарший престол в 1652 году. Еще до возведения в патриархи он сблизился с царем Алексеем Михайловичем. Вместе они и задумали переделать русскую Церковь на новый лад: ввести в ней новые чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на современную им греческую церковь. В окружении патриарха Никона наибольшую роль стал играть международный авантюрист Арсений Грек, человек, кроме всего прочего, весьма сомнительной веры. Воспитание и образование он получил у иезуитов, по прибытии на Восток принял ислам, затем снова примкнул к православию, а потом уклонился в католичество. Когда он появился в Москве, его отправили в Соловецкий монастырь как опасного еретика. Отсюда и взял его Никон к себе и сделал главным помощником в церковных делах. Это вызвало ропот среди русского народа. Но возражать Никону опасались, так как царь предоставил ему неограниченные права в делах церкви. Опираясь на дружбу и власть царскую, Никон приступил к церковной реформе решительно и смело. Проведение Никоном церковной реформы Начал он с укрепления собственной власти.

История сохранила о Никоне такие воспоминания: силён был не в грамотности и смирении, а в жестокости и упрямстве, «…держал себя гордо, недоступно. К архиереям относился надменно, не хотел называть их своими братьями. Страшно унижал и преследовал остальное духовенство. Все тюрьмы наполнились священными лицами, чем-либо провинившимися перед гневным и суровым патриархом. Он истязал даже своего духовного отца: держал его в подвале закованным в цепи, мучил его голодом и побоями. В народе Никона называли волком и лютым зверем. Сам же Никон величал себя, подобно римским папам, «крайним святителем» и «отцом отцов». Титуловался даже «великим Государем»: стремился захватить в свои руки и государственную власть. Никон любил богатство и роскошь, – после царя он был первым богачом в России: ежегодно он собирал более 700.000 рублей дохода». На современные деньги – это миллиарды рублей.

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 263 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

181. Разночинцы – это:
интеллигенты, вышедшие из разных слоев общества

182. Раскол в Русской православной церкви произошел в:
XVII веке

183. Раскол Русской православной церкви произошел в царствование:
Алексея Михайловича

184. Результаты внешней политики Ивана IV:
освоение Дикого поля
поражение в Ливонской войне
присоединение Астраханского ханства
присоединение Казанского ханства

185. Реформы, проведенные Иваном IV:
военная реформа
отмена кормлений и создание института земских и губных старост
создание приказной системы
созыв земских соборов

186. Соборное Уложение – это:
свод законов

187. Соборное Уложение было принято в:
1649 году

188. Соборное уложение:
городское население должно было нести тягло
регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику
юридически оформило систему крепостного права

189. События в период правления Михаила Романова:
Деулинское перемирие с Речью Посполитой
Столбовский мир со Швецией
ликвидация казацкой опасности
продолжение закрепощения крестьян

190. События правления Бориса Годунова:
возвращение балтийских земель
дальнейшее освоение Сибири, южных районов
строительство новых городов
учреждение патриаршества

191. События правления Василия Шуйского:
крестоцеловальная запись
назначение патриарха Гермогена
перенесение останков царевича Дмитрия в Москву

192. Социальные движения XVII века:
Соловецкое восстание
Соляной и Медный бунты
война под руководством С. Разина
городские восстания в Москве, Устюге, Вологде, Курске и др

193. Стрелецкое войско упразднил
Петр Великий

194. Укажите год, с которым связано начало Династии Романовых:
1613 год

195. Условное держание земли феодалом называлось:
поместье

896. Раскол Русской православной церкви произошел в царствование:
• Алексея Михайловича

897. Решение о возвращении СССР Южного Сахалина и Курильских островов впервые было зафиксировано:
• на Тегеранской конференции в ноябре 1943 года

898. Форсированную индустриализацию планировалось проводить, в основном, за счет
• деревни как поставщика средств и рабочей силы

899. В 1950-е годы освоение целины проходило в районах:
• Южного Урала, Казахстана и Сибири

900. 17 августа 1812 года русскую армию возглавил М. И. Кутузов, имевший звание:
• фельдмаршала

Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского общества от господствующей русской православной церкви. Это разделение началось в царствование Алексея Михайловича вследствие церковных новшеств патриарха Никона. Раскольники считали себя такими же православными христианами, какими считали себя и церковники. Старообрядцы, в общем, не расходились с церковниками ни в одном догмате веры, ни в одном основании вероучения; но они откололись от господствующей церкви, перестали признавать авторитет церковного правительства во имя «старой веры», будто бы покинутой этим правительством; поэтому их считали не еретиками, а только раскольниками. Раскольники называли церковников никонианами, а себя старообрядцами или староверами, держащимися древнего дониконовского обряда и благочестия. Если старообрядцы не расходятся с церковниками в догматах, в основах вероучения, то, спрашивается, отчего же произошло церковное разделение, отчего значительная часть русского церковного общества оказалась за оградой русской господствующей церкви.

До патриарха Никона, русское церковное общество было единым и с единым высшим пастырем; но в нем в разное время и из разных источников возникли и утвердились некоторые местные церковные мнения, обычаи и обряды, отличные от принятых в церкви греческой, от которой Русь приняла христианство. Это были двуперстное крестное знамение, образ написания имени Иисус, служение литургии на семи, а не на пяти просфорах, хождение посолонь, т. е. по солнцу (от левой руки к правой, обратившись к алтарю), в некоторых священнодействиях, например, при крещении вокруг купели или при венчании вокруг аналоя, особое чтение некоторых мест символа веры («царствию его несть конца», «и в духа святого, истинного и животворящего «) двоение возгласа аллилуия.0. Некоторые из этих обрядов и особенностей были признаны русской церковной иерархией на церковном соборе 1551 г. и таким образом получили законодательное утверждение со стороны высшей церковной власти. Со второй половины XVI в., когда в Москве началось книгопечатание, эти обряды и разночтения стали проникать из рукописных богослужебных книг в печатные их издания и через них распространились по всей России. Таким образом, печатный станок придал новую цену этим местным обрядам и текстуальностям и расширил их употребление. Некоторые из таких разновидностей внесли в свои издания справщики церковных книг, напечатанных при патриархе Иосифе в 1642-1652 гг. Так как вообще текст русских богослужебных книг был неисправен, то преемник Иосифа патриарх Никон с самого начала своего управления русской церковью ревностно принялся за устранение этих неисправностей. В 1654 г. он провел на церковном соборе постановление о переиздании церковных книг, исправив их по верным текстам, по славянским пергаментным и древним греческим книгам. С православного Востока и из разных концов России в Москву навезли горы древних рукописных книг греческих и церковно-славянских; исправленные по ним новые издания были разосланы по русским церквям с приказанием отобрать и истребить неисправные книги, старопечатные и старописьменные. Ужаснулись православные русские люди, заглянув в эти ново исправленные книги и не найдя в них ни двуперстия, ни Иисуса, ни других освященных временем обрядов и начертаний: они усмотрели в этих новых изданиях новую веру, по которой не спасались древние святые отцы, и прокляли эти книги, как еретические, продолжая совершать служение и молиться по старым книгам. Московский церковный собор 1666-1667 гг., на котором присутствовали два восточных патриарха, положил на непокорных клятву (анафему) за противление церковной власти и отлучил их от православной церкви, а отлученные перестали признавать отлучившую их иерархию своей церковной властью. С тех пор и раскололось русское церковное общество.

По объяснению старообрядцев, церковный раскол произошел от того, что Никон, исправляя богослужебные книги, самовольно отменил двуперстие и другие церковные обряды, составляющие святоотеческое древне православное предание, без которого невозможно спастись, и, когда верные древнему благочестию люди встали за это предание, русская иерархия отлучила их от своей церкви. Но в таком объяснении не все ясно. А каким образом двуперстие или хождение посолонь сделалось для старообрядцев святоотеческим преданием, без которого невозможно спастись? Каким образом простой церковный обычай, богослужебный обряд или текст мог приобрести такую важность, стать неприкосновенной святыней, догматом? Православные дают более глубокое описание. Раскол произошел от невежества раскольников, от узкого понимания ими христианской религии, от того, что они не умели отличить в ней существенное от внешнего, содержание от обряда. Но и этот ответ не разрешает всего вопроса. Положим, известные обряды, освященные преданием, местной стариной, могли получить неподобающее им значение догматов; но ведь и авторитет церковной иерархии освящен стариной, и притом не местной, а вселенской, и его признание необходимо для спасения: святые отцы не спасались без него, как без двуперстия. Каким образом старообрядцы решили пожертвовать одним церковным постановлением для другого, отважились спасаться без руководства законной иерархии, ими отвергнутой? Но религиозный текст и обряд, как и всякий обряд, и текст с практическим, житейским действием, кроме специально богословского имеет еще общее психологическое значение и с этой стороны, как и всякое житейское, т.е. историческое, явление, может подлежать историческому изучению.

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Синонимы — слова, звучание и написание которых различно, но при этом у них похожее значение (например, огонь — пламя, трудный — тяжелый). Чаще всего они принадлежат к одной и той же части речи.
Подробнее почитать про синонимы можно по этой ссылке. А чтобы найти синоним к слову, воспользуйтесь формой наверху.

Если вы копирайтер, поэт, писатель, студент, школьник, ищете, чем заменить слово, либо желаете улучшить свою речь, то этот сайт обязательно поможет вам. С помощью нашего онлайн словаря синонимов русского языка можно легко найти слова с похожим смыслом. Просто введите слово или устойчивое выражение в поле формы поиска и нажмите кнопку «Найти синонимы». Сервис сделает хороший подбор слов и фраз (всего их сотни тысяч, а связей слово-синоним – миллионы). Если слово набрано неправильно (с орфографической ошибкой или в неправильной раскладке), то будет предложено исправленное слово. Также есть следующие возможности:

  • Скрыть словосочетания.
  • Показать синонимы строкой вместо таблицы.
  • Открыть предложения с искомым словом (для поиска предложений есть также специальная страница).
  • Показать значение слова из толкового словаря.
  • Посмотреть исходную (как в искомом слове), начальную форму синонимов, частоту слов.
  • Предложить свой синоним при помощи специальной формы, если их количество недостаточное.
  • Можно оставить комментарий к любой странице.
  • Есть ссылки для печати и скачивания синонимов.
  • Словарь антонимов русского языка.

Если у вас есть еще какие-либо идеи, пишите их в комментариях. Наша цель – быть лучшим сайтом для поиска синонимов онлайн в рунете.

sinonim.org — не онлайн синонимайзер, но хороший помощник для подбора синонимов. При разработке был использован словарь синонимов Тришина В.Н. ( http://trishin.ru ) – один из лучших, наиболее полных словарей, проверка правописания: Яндекс.Спеллер , phpMorphy, а также некоторые наши дополнения. Часто добавляются слова, предложенные пользователями и нашими редакторами. Почти все нецензурные выражения отфильтрованы и скрыты. Есть возможность пожаловаться на слова, нажав в таблице (появляется после 20 переходов по сайту).

1. Какой век в истории России называется “бунташным”:
а) 15 век
б) 17 век +
в) 16 век

2. “Черными землями” назывались:
а) земельные угодья, принадлежавшие государству, на которых проживали черносошные крестьяне, несшие повинности в пользу государства +
б) монастырские земли
в) черноземные территории юга России

3. Привилегированная верхушка купечества называлась:
а) честные мужи
б) лучшие люди
в) гости +

4. “Белые” слободы в городах, принадлежавшие боярам и церкви, отличались от “черных» слобод”, населенных городскими ремесленниками, тем что:
а) их население освобождалось от несения повинностей в пользу государства +
б) здания в них были выкрашены в белый цвет
в) их население носило одежду белого цвета

5. Белое духовенство составляли:
а) архиереи
б) монахи
в) священники +

6. Обет безбрачия давало это духовенство:
а) все лица, принадлежавшие к церковной организации
б) черное +
в) белое

7. Местничество как социальное явление заключалось:
а) в расположении государственных учреждений в строго отведенных местах
б) в получении за службу определенной платы от местного населения
в) в занятии государственных должностей в зависимости от знатности и богатства предков +

8. Годы правления Михаила Федоровича Романова:
а) 1613 – 1645 гг. +
б) 1610 – 1625 гг.
в) 1637 – 1670 гг.

9. Войнами царствования Михаила Федоровича были:
а) Северная война
б) Ливонская война
в) Смоленская война +

10. Кто сменил Михаила Федоровича на русском престоле:
а) царь Петр
б) Алексей Михайлович Тишайший +
в) Иван Михайлович

11. По выражению историка Ключевского “рать заела казну”, так как:
а) государство тратило колоссальные финансовые средства на ведение войн и активную внешнюю политику +
б) основные государственные средства шли на содержание армии
в) стрелецкое войско требовало увеличения жалованья

12. Наиболее распространенной формой пополнения казны в 17 в. считались:
а) внешняя торговля
б) увеличение налогов +
в) захваты территорий иностранных государств

13. “Соборное уложение” Алексея Михайловича было принято в:
а) 1649 г. +
б) 1639 г.
в) 1640 г.

14. “Соборное уложение” как законодательный памятник знаменателен тем, что:
а) был написан лично царем
б) впервые был отпечатан типографским способом
в) запрещал крестьянские переходы от одного владельца к другому, что означало окончательное юридическое оформление крепостного права +

15. Назовите основные направления внешней политики России в середине 17 в.:
а) северо-западное, западное и южное +
б) северное, северо – западное и северо – восточное
в) восточное, юго – восточное и южное

16. Кто был основным военным противником России на южных рубежах в середине 17 в.:
а) иранский шах
б) крымский хан +
в) турецкий султан

17. Украина вошла в состав Российского государства в:
а) 1701 г.
б) 1606 г.
в) 1654 г.+

18. Присоединение Украины к России явилось:
а) результатом военного захвата Россией украинских территорий
б) актом доброй воли со стороны Украины +
в) подарком России Польшей украинских территорий

19. Раскол Русской православной церкви произошел в царствование:
а) Михаила Федоровича
б) царевны Софьи
в) Алексея Михайловича +

20. Какой монастырь стал одним из центров церковного раскола:
а) Ипатьевский
б) Соловецкий +
в) Троицкий

21. Причиной церковного раскола:
а) реформы патриарха Никона по унификации обрядности +
б) иконоборчество
в) намерение РПЦ объединиться с Римской католической церковью

22. Религиозное движение в 17 в., принявшее социальную окраску:
а) иконоборчество
б) старообрядчество +
в) атеизм

23. Какие территории охватила Крестьянская война 1670-1671 гг.:
а) Прикаспия и бассейна Волги
б) Заволжья и Приуралья
в) Дона, Поволжья и Заволжья +

24. Идейный вдохновитель старообрядчества протопоп Аввакум:
а) стал монахом – отшельником
б) был заживо сожжен в 1682 году +
в) отказался от духовного сана и стал купцом

25. Что является основным отличием боярской вотчины от дворянского поместья:
а) размер земельного надела
б) название феода
в) право передачи земельной собственности по наследству от отца к сыну +

26. Во время правления какого царя, в Москве произошел “соляной” бунт:
а) Бориса Годунова
б) Алексея Михайловича +
в) Михаила Фёдоровича

27. Укажите год, в котором произошли волнения в Новгороде и Пскове:
а) 1650 г. +
б) 1640 г.
в) 1630 г.

28. Основной причиной “медного” бунта в Москве послужило:
а) изъятие из обращения медных монет
б) всплеск фальшивомонетничества
в) введение медных денег по цене серебряных +

29. К какому народному движение привела отправка хлеба в Швецию в счёт погашения долгов правительства:
а) к восстанию под предводительством Степана Разина
б) к волнениям в Новгороде и Пскове +
в) к Стрелецкому бунту

30. Кто был первым государем из династии Романовых:
а) Михаил Фёдорович +
б) Борис Годунов
в) Алексей Михайлович

В эпоху становления русского централизованного государства возникла новая форма землевладения поместье

Русская культура XVII в. обогатилась новыми элементами, связанными с ее обмирщением

Раскол Русской Православной церкви произошел в царствование Алексея Михайловича

Основной территориально-административной единицей в XVII — начале XVIII в. был уезд

Русский ученый, изучивший и описавший быт папуасов Новой Гвинеи Н. Н. Миклухо-Маклай

Финляндия вошла в состав Российской империи в результате войны со Швецией в 1808-1809 гг.

Русская армия одержала победу над Турцией в 1811 г. под командованием М. И. Кутузова

В первый раз Наполеон предложил Александру I заключить мир после вступления в Смоленск

Во время войны 1812 г. крестьянский партизанский отряд возглавлял Г. М. Курин

Присоединение части Польши с Варшавой к Россий­ской империи произошло после участия России в войнах 1812-1814 гг.4) войнах 1805-1807 гг.

Министр финансов, проводивший денежную реформу в 1839-1843 гг.Е. Ф. Канкрин

Император Николай I был сыном Павла I

Первая железная дорога Петербург — Царское Село построена в 1837

Во второй половине XIX в. к России присоединили Среднюю Азию

Первый в Сибири университет был открыт в 1888 г. в городе Томске

Жалованная грамота благородному дворянству», оставившая им лишь обязанность о воспитании детей, была опубликована от имени Екатерины II

Имя Н. М. Пржевальского связано с географич. исследованиями в Центральной Азии

В первой половине XIX в. в состав России вошла Армения

Во главе русской армии, действовавшей на юге против Турции в 1811 г., был поставлен М. И. Кутузов

В начале XIX в. в Европе шла череда войн, в которые была втянута и Россия. Военный союз с Англией и Австрией против Франции Россия заключила в 1805 году

Призыв создавать против Наполеона народное ополчение содержался в рескрипте Александра1 смоленскому епископу Иринею

Программным документом «Северного общества» декабристов стала Конституция, разработанная Н. М. Муравьевым

В 1826 г. Николай1 учредил Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии, которое стало органом политического сыска

Практику раздачи в крепостное владение государственных крестьян прекратил Александр I,

Разработка основных положений крестьянской реформы осуществ. в министерстве внутренних дел

Во главе внешнеполитического ведомства России с апреля 1856 г. оказался А.М. Горчаков

Первая гимназия в Сибири была открыта в городе Тобольске

Городская реформа на основе «Жалованной грамоты городам» была проведенаЕкатериной II

Антарктиду открыла русская морская экспедиция под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева

Позже других в состав России вошла Белоруссия

Незаурядное дипломатическое искусство в переговорах с турками в 1812 г. проявил

М. И. Кутузов

Сражение под Аустерлицем, где русские и австрийские войска потерпели поражение от наполеоновской армии, произошло в 1805 году

Первые партизанские отряды в 1812 г. Появились на Смоленщине

В ноябре 1815 г. польскую конституцию утвердил российский самодержец Александр1

Начальником Третьего отделения, созданного в 1826 г. при Собственной его императорского величества канце­лярии, стал А.X. Бенкендорф

Политика «просвещенного абсолютизма» соответствует периоду правления Екатерины II

Первый в России пароход, построенный в 1815г., носил название «Елизавета»

За дипломатические успехи был удостоен чина государственного канцлера и титула светлейшего князя известный российский государственный деятель: 3) А. М. Горчаков

Русская Православная церковь по духовному регламенту 1721 годауправлялась Синодом

Забота властей о привлечении образованной молодежи на государственную службу выразилась в указе, запрещавшем дворянам до окончания школы жениться, который был издан Петром I,

Пролив между Азией и Америкой первым из российских исследователей открыл С.И. Дежнев

Позже других в составе России оказалось ханство Хивинское

Военный конфликт с Турцией в начале XIX в. был улажен примерно за месяц до вторжения Наполеона в Россию (в мае 1812 г.)

Союзники по антифранцузской коалиции действовали несогласованно и потерпели ряд поражений. В июне 1807 г. Наполеон нанес русской армии поражение под Фридландом

Рескрипт Александра I к смоленскому епископу Иринею, направленный в июле 1812 г., узаконилпартизанскую войну

В эпоху становления русского централизованного государства возникла новая форма землевладения поместье

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Раскол русской православной церкви произошел в царствование

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Раскол русской православной церкви произошел в царствование

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Раскол русской православной церкви произошел в царствование

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector