Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского

В День России, в праздник Святой Троицы началось грандиозное принесение мощей преподобного Сергия Радонежского по городам России. В этот день протоиререй Андрей Ткачёв в своей проповеди рассказал о том, что нужно знать каждому русскому человеку о преподобном Сергии Радонежском и о том, какой участи избежала сегодня наша страна.

В минувшее воскресенье, 12 июня, наша страна отметила сразу тройной праздник, о чём напомнил во время своей проповеди в храме святителя Василия Великого в Одинцово п ротоиререй Андрей Ткачёв . Сюда, в Православную гимназию св. Василия из Свято-Троицк ой Сергиев ой Лавр ы привезли ковчег с мощами преподобного Сергия Радонежского в рамках грандиозного путешествия по всей России . Был совершён первый молебен в череде многих, которые будут сопровождать путешествие святыни по России до Сахалина и Камчатки.

Сегодня День России, праздник сошествия Святого Духа, иначе Святой Троицы. И к нам пришли частицей своей многоцелебные мощи богоносца, преподобного Сергия Радонежского. Это всё соединяется воедино без всякого труда, потому что Россия выносилась на плечах преподобного Сергия много раз, — обратил внимание верующих отец Андрей. — Сегодня День России в полном смысле этого слова. Бездуховная Россия — это не Россия. Россия — это Царство Божие. Ради него здесь кровь пролили и костями легли самые лучшие люди земли.

Он напомнил о том, что в годы своей жизни ещё в далёком четырнадцатом веке преподобный Сергий совершил удивительный подвиг.

Почти при отсутствии духовного образования создать обитель в честь самого сложного догмата христианской веры, который открывается самым чистым душам — это было само по себе большое дерзновение, — отметил отец Андрей. — Догмат Троицы — это крест для ума. И он без духа Святого не подъемлется человеческой душой. Нужно сочетать в себе и благочестие, и благословие.

Напомнил протоиререй Андрей Ткачёв и о том, что в 17 веке Россия прошла великую смуту не без помощи святого, и о том, что на своих плечах преподобный Сергий «вынес то поношение, которое было на Церкви нашей и нашем народе» уже в двадцатом веке.

Его мощи были первыми раскрыты, разобраны, описаны, обверчены в руках большевиками, не вынимавших цигарки из зубов в храме. И началась кампания открытия и осквернения мощей, когда один достойный пастырь понять не мог, как может такое случаться, молился преподобному, спрашивал: «Как это?» — рассказал в своей проповеди батюшка. — Преподобный Сергий явился ему и сказал, что весь народ сегодня опозорен и над всем народом сегодня издеваются. И он решил не быть вдалеке, разделить с народом чашу позора.

То есть преподобный Сергий Радонежский несёт на себе со всей реальностью всю историю русской цивилизации.

Напомнил отец Андрей и о той пропасти, возле края которой очень долго стояла Россия. Но голливудский сценарий с русским народом не прошёл, и сегодня наш страна возрождается.

Просто Голливуд нас научил всю жизнь смеяться — мы не замечали, что у нас под ногами пропасть, у которой нет дна. Сегодня Россия, отходя от края пропасти, превращается в ту самую Россию, которую замысли Бог, — отметил отец Андрей. — У Бога есть замысел о каждом народе, и о России есть Замысел Божий. Она должна быть престолом Всемогущего Вседержителя, светилом Православной веры, благочестие во всю вселенную. Она пошла в эту сторону тяжёлым путём.

И сегодня преподобный Сергий попадает как никогда в день нашего Отечества и в день нашего государства, обратил внимание батюшка, призвав верующих не только просить для себя, но «молиться за себя и за того парня — за тех, кто должен бы быть в храме, но нет его»:

12 июня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил участников грандиозного принесения мощей преподобного Сергия Радонежского по городам России.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра стала отправной точкой путешествия. Отсюда 12 июня ковчег с мощами перевезли в Одинцово, в Православную гимназию св. Василия. А ранним утром 13 июня ларец отправился на Урал:

13 июня — Екатеринбург;

15 июня — Челябинск;

17 июня — Тюмень;

Таковы ближайшие точки маршрута, о которых мы чуть более подробно рассказывали в нашем недельном графике. Дальнейшее путешествие маршрутом своим будет похоже на гигантский крест и проляжет по 57 городам, о которых мы также уже говорили. В каждом из городов России ковчег будет выставлен в православных храмах. Верующие смогут приложиться к мощам Преподобного Сергия Радонежского.

Кем был Сергий Радонежский

Величайший русский подвижник, духовный собиратель Русской Земли — так оценивается роль игумена Русской Церкви Сергия Радонежского политическими и духовными деятелями нашей страны. Историк Василий Ключевской так характеризовал значение преподобного: «Поднял упавший дух родного народа, пробудил в нём доверие к себе».

Сергий Радонежский жил в XIV веке и стал возобновителем традиций русского монашества, идеологом духовного и культурного возрождения страны, находящейся под игом монголов. Сергий Радонежский — основатель целого ряда монастырей, включая Свято-Троицкую Лавру. Он был великим миротворцем, способствуя воссоединению русских княжеств в эпоху усобицы. Преподобный Сергий благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, предрёк ему победу.

Сергий Радонежский — чудотворец

Преподобный ещё при жизни прославился чудесами. Одно из преданий гласит о его чудесном научении грамоте, есть предания об исцелении больных и даже воскрешении мёртвого.

Посмертные чудеса связаны главным образом с защитой России от враждебных сил и покровительством. Однако много есть свидетельств тому, что молитва Сергию Радонежскому исцеляла немощных и наставляла людей на путь истинный. Кстати, о чудесах Сергия Радонежского мы подробно говорим в расширенной публикации.

Когда мощи вернутся в Подмосковье

В октябре мощи вернутся в Подмосковье, побывают в храмах Одинцова (3 октября), Подольска (4 октября), Коломны (5 октября) и Балашихи (6 октября). Завершится путешествие 7 октября в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Царьград каждую неделю будет рассказывать, где можно поклониться святыне, а наши корреспонденты на местах покажут, как ковчег встречают верующие. Все детали — в нашем специальном разделе на сайте «Первого русского».

Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у Ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

В житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес «Святая святым». Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне – матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Благодетелю всех – Богу. Господь даровал им сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла: страннолюбия не забывайте, тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы (Евр.13:2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем вместе со святителем Платоном сказать, что сам происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!

Со временем семейство обеднело из-за частых хождений преподобного Кирилла «с князем в Орду, из-за частых набегов татарских на Русь, из-за частых посольств татарских, из-за многих даней тяжких и сборов ордынских, из-за частого недостатка в хлебе». Около 1328 г. обедневшие Кирилл и Мария со сродниками, со всем домом своим, переселились из Ростова в Радонеж. «И, пришедши туда, поселился [Кирилл с семейством] около церкви, названной в честь святого Рождества Христова».

Сыновья Кирилла, Стефан и Петр, женились; третий же сын, блаженный юноша Варфоломей, не захотел жениться, а весьма стремился к иноческой жизни. Об этом он многократно просил отца, говоря: «Теперь дай мне, владыка, свое согласие, чтобы с благословением твоим я начал иноческую жизнь». Но родители его ответили ему: «Чадо! Подожди немного и потерпи для нас: мы стары, бедны, больны сейчас, и некому ухаживать за нами. Вот ведь братья твои Стефан и Петр женились и думают, как угодить женам; ты же, неженатый, думаешь, как угодить Богу, — более прекрасную стезю избрал ты, которая не отнимется у тебя. Только поухаживай за нами немного, и когда нас, родителей твоих, проводишь до гроба, тогда сможешь и свой замысел осуществить. Когда нас в гроб положишь и землею засыпешь, тогда и свое желание исполнишь».

Чудесный же юноша Варфоломей с радостью обещал ухаживать за ними до конца их жизни и с того дня старался каждый день всячески угодить родителям своим, чтобы они молились за него и дали ему благословение. Так жил он некоторое время, прислуживая и угождая родителям своим всей душой и от чистого сердца.

Верстах в трех от Радонежа был Хотьковский Покровский монастырь, в то время одновременно бывший и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ. В этот монастырь и направили они свои стопы, чтобы там провести остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 г. они с миром отошли ко Господу.

Блаженный же юноша проводил до гроба родителей своих, и пел над ними надгробные песнопения, и завернул тела их, и поцеловал их, и с большими почестями положил их в гроб, и засыпал землей со слезами как некое бесценное сокровище. И со слезами он почтил умерших отца и мать панихидами и святыми литургиями, отметил память родителей своих и молитвами, и раздачей милостыни убогим, и кормлением нищих. Так до сорокового дня он отмечал память родителей своих». После этого вернулся будущий преподобный Сергий в свой дом и начал расставаться с житейскими заботами этого мира, чтобы скорее начать монашескую жизнь.

Летопись Хотько́вского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек. Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. По преданию преподобный Сергий завещал — «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Так и повелось — паломники, едущие на богомолье в Троицкую Лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель. В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени. К сожалению, после 1917 года Хотько́вский монастырь был ликвидирован. Но, наконец, в июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых в котором были прославлены схимонахи Кирилл и Мария. В 1989 году в Покровском храме монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь начались службы и в него были перенесены мощи праведных родителей преподобного Сергия.

Общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии состоялось на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 3 апреля 1992 г., в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Преподобный Сергий (в миру — Варфоломей) родился в 1314 году под Ростовом. Его родителями были благочестивые бояре Кирилл и Мария, которые воспитывали мальчика в христианской вере. Дни памяти — 18 июля и 8 октября.

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали обучаться грамоте, но она плохо давалась мальчику. Ему приходилось тяжело: родители переживали, учителя наказывали, а одноклассники попросту смеялись над ним.

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского

Варфоломей усердно молился Богу о даровании ему разума. Однажды в лесу он встретил ангела в образе старца-монаха. Узнав о его печали, старец благословил мальчика и сказал, что теперь Варфоломей будет понимать книжное учение лучше других. Так и случилось.

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского

После смерти родителей Варфоломей и его брат Стефан ушли в лес для пустынножительства. Они построили келлию и храм во имя Святой Троицы.

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского

Не выдержав суровой жизни в глухом лесу, Стефан переходит в московский Богоявленский монас­тырь, а Варфоломей принимает постриг с именем Сергий. Позже слава о подвижнике собирает ок­оло него 12 иноков, и Преподобный становится игуменом. Так началась история великой Свято-Троицкой Сергиевой лавры, которая находится в Сергиевом Посаде и теперь известна во всем мире.

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского

В то время Русская земля страдала от татарского ига. Великий князь Дмитрий Донской получает от преподобного Сергия благословение и двух иноков из обители в помощь в борьбе с врагом. Святой предсказывает победу русского войска в битве, которая и произошла на Куликовом поле.

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского

Скончался преподобный Сергий в глубокой старости, завещав братии хранить душевную чистоту и страх перед Богом. Мощи святого находя­тся в Троицком соборе Лавры.

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский положил начало новой эпохи русского монашества. Его ученики основали множество монастырей и храмов, которые известны и по сей день.

Нет сведений ни об их родителях, ни о детских и отроческих годах, ни о времени вступления в супружество. Известно лишь, что они принадлежали к знатному боярскому роду. В начале XIV века праведные супруги бояре Кирилл и Мария жили под Ростовом Великим, в небольшом селении Варницы, где находилось их поместье. Кирилл состоял на службе сначала у Ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича.

Не раз и боярин Кирилл сопровождал своего князя в опасных путешествиях на поклон в Золотой Орде. Перед отъездом обычно писали завещание прощались со всеми близкими, так как многие русские люди там и головы свои слагали за веру Православную. Мария, проводив мужа, слёзно молила Бога о нём и об их малолетнем сыне Стефане.

Однажды, за Божественной литургией, до рождения второго сына, праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни, и когда священник произнес «Святая святым». Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне, матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Богу.

Господь даровал им сына, которого назвали Варфоломеем, будущего преподобного Сергия Радонежского. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

После Варфоломея у праведной четы родился и третий сын, Пётр. Своих детей супруги воспитывали в Законе Божием, благочестии и целомудрии.

Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла о страннолюбии (Евр. 13, 2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника.

До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем, вместе со святителем Платоном, сказать, что сам происшедший от них плод — великий святой преподобный Сергий Радонежский — показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа.

Около 1328 года преподобные Кирилл и Мария переселились из Ростова в Радонеж и поселились там близ церкви Рождества Христова. В трёх верстах от Радонежа находился Хотьковский Покровский монастырь, который при недостатке обителей в Московском княжестве в то время, одновременно был и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и бояре, и князья. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ.

В этот монастырь и направили они свои стопы, чтобы там провести остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу. Дети почтили их слезами сыновней любви и похоронили под сенью той же Покровской обители, которая с того времени сделалась последним приютом и усыпальницей рода Сергиева. Здесь же впоследствии был погребён и младший сын преподобных Кирилла и Марии — Пётр с супругой Екатериной.

Почитание

Предание говорит о том, что преподобный Сергий заповедал прежде чем идти к его мощам в Троицкую обитель, зайти в Покровский монастырь и помолиться об упокоении его родителей.

C конца XVIII века преподобные Кирилл и Мария почитались как местночтимые святые. С того времени их уже изображали с нимбами и читали пред мощами угодников особую молитву. Летопись Покровского Хотькова монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его святым родителям спасала людей от тяжких недугов.

3 апреля 1992 года, в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Канонизация увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Блаженств Христовых причастницы, / честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, / праведнии Кирилле и Марие, / плод благочестия, Сергия преподобнаго нам явившии, / с ним же усердно молите Господа / низпослати нам дух любве и смиренномудрия, / да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную.

Кондак, глас 4

Днесь, вернии, сошедшеся, / восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную, / тыя бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, / ко Единому во Святей Троице Богу / отечество наше в правоверии утвердити, / домы миром оградити, / юныя от напастей и соблазнов избавити, / старость укрепити и спасти души наша.

Использованные материалы

  • Страница календаря портала Православие.Ru:
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life6670.htm

    [1] Андроник (Трубачев), игум., «Канонизация святых в Русской Православной Церкви: 7. Канонизация святых после 1988 г.», Православная энциклопедия, том «Русская Православная Церковь», http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/trubachev_kanonizatsiya_svy. tml

    Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

    «КИРИЛЛ И МАРИЯ РАДОНЕЖСКИЕ» еще можно поискать:

    полнотекстовый поиск в Древе: Google
    в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
    в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

    Нет сведений ни об их родителях, ни о детских и отроческих годах, ни о времени вступления в супружество. Известно лишь, что они принадлежали к знатному боярскому роду. В начале XIV века праведные супруги бояре Кирилл и Мария жили под Ростовом Великим, в небольшом селении Варницы, где находилось их поместье. Кирилл состоял на службе сначала у Ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича.

    Не раз и боярин Кирилл сопровождал своего князя в опасных путешествиях на поклон в Золотой Орде. Перед отъездом обычно писали завещание прощались со всеми близкими, так как многие русские люди там и головы свои слагали за веру Православную. Мария, проводив мужа, слёзно молила Бога о нём и об их малолетнем сыне Стефане.

    Однажды, за Божественной литургией, до рождения второго сына, праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни, и когда священник произнес «Святая святым». Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне, матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Богу.

    Господь даровал им сына, которого назвали Варфоломеем, будущего преподобного Сергия Радонежского. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

    После Варфоломея у праведной четы родился и третий сын, Пётр. Своих детей супруги воспитывали в Законе Божием, благочестии и целомудрии.

    Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла о страннолюбии (Евр. 13, 2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника.

    До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем, вместе со святителем Платоном, сказать, что сам происшедший от них плод — великий святой преподобный Сергий Радонежский — показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа.

    Около 1328 года преподобные Кирилл и Мария переселились из Ростова в Радонеж и поселились там близ церкви Рождества Христова. В трёх верстах от Радонежа находился Хотьковский Покровский монастырь, который при недостатке обителей в Московском княжестве в то время, одновременно был и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и бояре, и князья. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ.

    В этот монастырь и направили они свои стопы, чтобы там провести остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу. Дети почтили их слезами сыновней любви и похоронили под сенью той же Покровской обители, которая с того времени сделалась последним приютом и усыпальницей рода Сергиева. Здесь же впоследствии был погребён и младший сын преподобных Кирилла и Марии — Пётр с супругой Екатериной.

    Почитание

    Предание говорит о том, что преподобный Сергий заповедал прежде чем идти к его мощам в Троицкую обитель, зайти в Покровский монастырь и помолиться об упокоении его родителей.

    C конца XVIII века преподобные Кирилл и Мария почитались как местночтимые святые. С того времени их уже изображали с нимбами и читали пред мощами угодников особую молитву. Летопись Покровского Хотькова монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его святым родителям спасала людей от тяжких недугов.

    3 апреля 1992 года, в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Канонизация увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

    Молитвословия

    Тропарь, глас 3

    Блаженств Христовых причастницы, / честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, / праведнии Кирилле и Марие, / плод благочестия, Сергия преподобнаго нам явившии, / с ним же усердно молите Господа / низпослати нам дух любве и смиренномудрия, / да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную.

    Кондак, глас 4

    Днесь, вернии, сошедшеся, / восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную, / тыя бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, / ко Единому во Святей Троице Богу / отечество наше в правоверии утвердити, / домы миром оградити, / юныя от напастей и соблазнов избавити, / старость укрепити и спасти души наша.

    Использованные материалы

    • Страница календаря портала Православие.Ru:
      • http://days.pravoslavie.ru/Life/life6670.htm

      [1] Андроник (Трубачев), игум., «Канонизация святых в Русской Православной Церкви: 7. Канонизация святых после 1988 г.», Православная энциклопедия, том «Русская Православная Церковь», http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/trubachev_kanonizatsiya_svy. tml

      Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

      «КИРИЛЛ И МАРИЯ РАДОНЕЖСКИЕ» еще можно поискать:

      полнотекстовый поиск в Древе: Google
      в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
      в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

      Житие упоминает о двух братьях преподобного Сергия: старшем Стефане, и младшем Петре. Если про Петра мы можем определенно говорить, что это крещальное имя, то со Стефаном такой уверенности нет. Стефан был рядом с преподобным и в монастыре, где его знали именно под этим именем. Соответственно, оно вполне может быть монашеским, и, скорее всего, именно так оно и есть.

      Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского

      Миниатюра из Лицевого жития преподобного Сергия Радонежского

      Синодик Троице-Варницкого монастыря более пространен. Но, к сожалению, дошедший до нашего времени список относится лишь к началу XIX века. В роду преподобного Сергия этим синодиком упомянуты: схимонах Кирилл, схимонахиня Мария, Стефан, Климент, архиепископ Феодор, Петр, Матфа (Матвей), Екатерина, Анна, епископ Афанасий. С привычными именами Кирилла и Марии, Стефана и Петра все прозрачно, за исключением упоминания схимонашества. Вероятно, если сведения синодика точны, то можно предполагать, что Кирилл и Мария — крещальные имена, поскольку при пострижении в великую схиму обычно давались имена, тождественные крещальным. Остальные упомянутые лица требуют комментариев. Архиепископ Феодор — младший сын Стефана, при крещении получивший имя Иоанн. Климент также назван Епифанием как старший сын Стефана. Архиепископ Никон (Рождественский) полагает, что Екатерина — жена младшего сына Кирилла Петра, а Матвей — их сын. Анна —дочь Кирилла и Марии, жена Дюденя, упомянутого Епифанием в числе переселившихся с Кириллом из Ростова. В самом «Житии. » сестра Варфоломея упомянута косвенно — в списке переселившихся в Радонеж сказано, что «Дюдень — зять Кириллов». Б. М. Клосс, опираясь на описание хранившейся в Хотьковском монастыре древней семейной иконы Божией Матери «Знамение», полагает, что Екатерина и Анна — жены соответственно Петра и Стефана.

      Остается епископ Афанасий. Известны два современных преподобному Сергию русских архиерея, носивших имя Афанасий, — волынский владыка, рукоположивший в Переяславле преподобного Сергия в игумены, и епископ Коломенский. Вероятно, имеется в виду Афанасий Владимиро-Волынский. Весьма неожиданно встретить его имя среди родственников преподобного Сергия. Во всяком случае, сложно объяснить присутствие его в этом списке среди прочих лиц, ни одно из которых не может служить поводом для сомнений в прямых родственных связях с боярином Кириллом. Логика поминального списка не дает оснований считать, что в него были внесены для помина, помимо родичей, имена благодетелей Преподобного, людей, сыгравших важную роль в его жизни. Полностью исключать такое положение нельзя. Но о епископе Афанасии Владимире-Волынском скажем несколько ниже, когда речь пойдет о рукоположении Сергия Радонежского в игумены.

      Имя епископа Афанасия не единственный раз встречается рядом с именем преподобного Сергия и топонимами, с ним связанными. Собор Троице-Варницкого монастыря имеет придел святителей Афанасия и Кирилла. Освящение престолов одновременно в честь двух самых знаменитых предстоятелей Александрийской церкви IV-V веков не уникально для Руси, тем более что память их празднуется одновременно как единая «славословная» служба. Однако такое совпадение если и случайно, то примечательно. Например, древний кладбищенский храм в Радонеже тоже был освящен в память Кирилла и Афанасия, святителей Александрийских. Если с уверенностью можно говорить, что освящение храма в память святителя Кирилла Александрийского связано с тем, что он был небесным покровителем отца преподобного Сергия, то особое почитание памяти святителя Афанасия в местах, где жил преподобный Кирилл Радонежский, может заключать в себе интригу.

      Источник: Т. Крючков. Преподобный Сергий Радонежский и его окружение. Исторический очерк. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.

      Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского

      По дороге из Москвы в Сергиев Посад есть небольшой городок Хотьково, находящийся в непосредственной близости от села Радонеж, места, где провел свои детские годы игумен Земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Своим основанием Хотьково обязано древнему Покровскому Хотькову монастырю. Обители, в которой в 30-х годах XIV века приняли монашеский постриг благочестивые родители преподобного Сергия – Кирилл и Мария Радонежские.

      Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского

      Из жития преподобных Кирилла и Марии Радонежских

      Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского

      Несмотря на закрытие и разорение в советские годы, Покровский монастырь и его главную святыню – честные мощи преподобных Кирилла и Марии – удалось сберечь. И после долгих лет восстановительных работ, в 2012 году, в день родителей Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Кирилл освятил величественный Никольский собор обители, в годы гонений подвергшийся наибольшему поруганию.

      В тот день Предстоятель Русской Церкви особо отметил:

      «Наверное, мало кто мог себе представить, что в 2012 году, в день юбилея святых преподобных Кирилла и Марии, мы освятим этот величественный храм, который восстановлен горячей верой и трудами наших православных людей. «

      Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского

      Молитвами преподобных Кирилла и Марии и трудами настоятельницы Покровского монастыря игумении Олимпиады и сестер обители, эта подмосковная святыня не просто восстановилась, но и возродила свое традиционное богоугодное дело – обучение и воспитание детей.

      Так, 11 октября 2012 года Святейший Патриарх Кирилл в ходе посещения обители особо подчеркнул:

      «У вас действует прекрасный приют для детей. Рад видеть эти светлые и чистые лица и молюсь о том, чтобы воспитанницы Хотьковского приюта сохранили на всю жизнь веру в сердце, чтобы никакие соблазны и искушения не поколебали тех принципов, которые заложены здесь и вашими словами, словами добрых наставников, но более всего — молитвенной атмосферой этого святого места. «

      И сегодня стало доброй христианской паломнической традицией перед тем, как посетить Троице-Сергиеву лавру и поклониться ее преподобному основателю, заехать и в Хотьково, чтобы испросить молитв и благословения и у святых родителей Сергия Радонежского.

      Подписывайтесь на канал «Царьград» в Яндекс.Дзен
      и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

      Рассказывая о графике принесения мощей Преподобного Сергия Радонежского в регионах России, «Первый русский» напоминает о чудесах и уроках, которые дарил нам великий святой.

      В год 600-летия со дня обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского проходит Всероссийский крестный ход. Святыня начала свой путь 7 июня, и до 13 октября верующие в городах России могут поклониться мощам Преподобного Сергия Радонежского.

      Царьград принимает участие в этом уникальном путешествии, не только рассказывая о графике принесения мощей. Мы сопровождаем ковчег и видим, какой отклик крестный ход находит в душах верующих.

      Шествие по русским городам стартовало в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, после дорога следовала через Московскую область к Уральским горам. Всего святыня посетит 57 городов нашей страны.

      Прикоснулись к мощам и в Орле. Как люди встречали святыню, смотрите в нашем репортаже.

      График принесения мощей Сергия Радонежского с 19 по 25 сентября

      Брянск — 19, 20 и 21 сентября. Ковчег с частицей мощей Преподобного Сергия Радонежского будет пребывать в Брянском Кафедральном Соборе во Имя Святой Троицы. Торжественная встреча святыни состоится 19 сентября в 08:50. Поклониться мощам можно будет три дня:

      • 19 сентября — с 09:00 до 21:00
      • 20 сентября — с 08:00 до 21:00
      • 21 сентября — с 08:00 до 11:00

      В эти дни брянское духовенство будет совершать молебное пение с акафистом преподобному Сергию Радонежскому у ковчега с честными мощами святого с 10:30 до 16:00.

      Смоленск — 21 и 22 сентября. В 18:00 среды, 21 сентября, в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска состоится торжественная встреча ковчега. Утром 22 сентября в 09:00 Литургию в соборе возглавит митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. По окончании богослужения митрополит Исидор совершит молебен с чтением акафиста преподобному Сергию Радонежскому.

      11:00, 12:30, 14:00, 15:30, 17:00 — совершение молебнов с акафистом у ковчега духовенством благочиний Смоленской епархии. А в 18:00 состоятся проводы святыни.

      Псков — 23 и 24 сентября. Святыня будет находиться в Троицком кафедральном соборе. Поклониться ей все желающие смогут в следующую пятницу с 09:00 до 20:00, в субботу с 08:00 утра до 19:00.

      Санкт-Петербург — 25 сентября ковчег со святыней прибудет в Северную столицу России, где пробудет несколько дней. Детальная информация о месте и времени принесения будет доступна на сайте Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви по ссылке.

      Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского

      Важный урок Преподобного Сергия Радонежского

      Часто мы так погружены в собственные переживания — и приятные, и печальные, — что не замечаем происходящего вокруг. А иногда и вовсе, поглощённые эмоциями, забываем о молитве. Но ведь именно она показывает нам путь. Вот и Преподобный Сергий Радонежский объяснял это, подарив одно из чудес.

      В дошедших до нас сведениях, наиболее полно изложенных учеником старца Епифанием Премудрым, сообщается о воскрешении Сергием Радонежским из мёртвых. Так, у одного человека, преданного обители, был единственный сын. Он болел смертельным недугом. Тогда человек понёс сына к Преподобному, чтобы тот его исцелил. Ребёнок, как был уверен отец, умер по пути.

      Сергий Радонежский, видя рыдания безутешного отца, смилостивился и, помолившись, воскресил мальчика, пишет его ученик Епифаний Премудрый. Причём после воскрешения ребёнок был абсолютно здоров. Однако сам святой в том же повествовании отрицает то, что мальчик был мёртв, и объясняет:

      Ты обманываешься и не знаешь сам, за что благодаришь. Когда ты нёс сюда больного отрока, он изнемог от сильной стужи и впал в обморок, а тебе показалось, что он умер. Видишь, он вот согрелся у меня в тёплой келье, а тебе показалось, что он воскрес.

      Так что не будем обманываться. И пусть молитва поможет нам сохранять силу духа.

      Подписывайтесь на канал «Царьград» в Яндекс.Дзен
      и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Ссылка на основную публикацию