Православные праздники и традиции

Сочинение ученицы 4 класса Бариновой Юлии по ОРКСЭ о православных праздниках, которые отмечаются во многих семьях: Рождество, Крещение и пасха.

Скачать:

Вложение Размер
sochinenie_pravoslavnye_traditsii_v_prazdnikakh_moey_semi.docx 16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Православные традиции в праздниках моей семьи.

Каждая семья имеет свои необыкновенные традиции, обычаи. В нашей семье отмечают множество православных праздников. Одними из основных праздников являются Рождество, Крещение и Пасха.

Рождество – один из красивых и загадочных праздников. В ночь перед Рождеством девушки гадают на суженого, загадывают желания. Моя бабушка в молодости тоже гадала с подругами. Этот день кажется сказочным.

В доме стоит ёлка, и мы накрываем праздничный стол. К нам приходит много гостей. Мы дарим подарки и сами принимаем их.

Ещё один из праздников, которые принято отмечать в нашей семье – Крещение. В этот день наша семья едет в Дивеево. Мы ходим в храмы, которые очень красивые изнутри и снаружи, кто желает, купается в источнике.

Много загадочного и интересного происходит в этот день. Люди рассказывают о чудесных исцелениях от болезней. Мы набираем святой воды из источника и привозим в город.

Самым светлым праздником считается Пасха. Обычно она бывает весной и поэтому у всех нас уже весеннее настроение. Заканчивается Великий пост. Мы красим яйца, наносим на них красивые узоры и обмениваемся ими с родными и друзьями. Мы ходим в гости, едим освящённые куличи, пасху. В душе радостно и светло, и каждый старается друг другу улыбнуться.

Все праздники хороши, каждый по-своему. Но объединяет их то, что они несут энергию добра, красоты, хорошего настроения и взаимопонимания между людьми.

XX столетние ознаменовано возрождающимся интересом широкой общественности нашей страны к религии, православию как к первоисточникам истинных знаний и человеческой нравственности. Многим русским людям пришлось заново проходить этап возвращения к церкви, знакомства с родной религией – христианством.

Изучая произведение И.С.Шмелёва «Лето Господне» в рамках школьной программы, мы заинтересовались проблемами, поднятыми в этом произведении. Тема религии, духовного устройства общества живо волновала писателя во все периоды творчества. Нам стало интересно, насколько востребованы и актуальны проблемы, поднятые автором произведения. Ещё в пятом классе, прочитав «Лето Господне», я выбрала одну из тем годового проекта по литературе, название которого «Мир глазами ребёнка в произведении И.С. Шмелёва «Лето Господне».

В шестом классе я продолжила изучение данного произведения, расширив круг проблем, которые меня заинтересовали. В этом году я продолжаю работать над годовым проектом по литературе, и снова в центре изучения – книга И.С.Шмелёва. Особый интерес вызывает личность самого автора, который в книге повествует о личном опыте воцерковления с детства, особенностях жизни в религиозной православной семье.

Произведение написано в эмиграции, уже в зрелом возрасте, с мельчайшими подробностями в описании православных праздников, обычаев и устоев семьи автора. Возможно, личная религиозность автора позволила ему глубоко раскрыть красоту традиций православных праздников, семейных обычаев и устоев. Темой нашего дальнейшего исследования станет «Религиозность автора и её отражение в описании русских народных традиций и православных праздников в книге И.С. Шмелёва «Лето Господне».

Практическая направленность исследовательской работы заключается в том, что получен авторский продукт – изготовленный совместно с семьей настольный календарь под названием «Православный календарь для школьников на 2017 год» (приложение к докладу), которым активно интересуются взрослая и детская аудитория школы, желающая иметь такой календарь у себя в семье. Нам пришла уникальная идея: перенести содержание книги на календарь для школьников, который в доступной форме знакомит ровесников с основными православными праздниками.

В рамках исследования выдвинуто следующее предположение: повышение знаний в области духовной культуры и изучение истории зарождения жизни в Святых местахна земле помогает укрепить духовное самосознание подрастающего поколения, позитивное оценивание им ценностных ориентиров и смысла жизни и деятельности человека в обществе.

Понять красоту и содержание жизни согласно православным канонам помогают народные традиции. Народные традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в течение длительного времени. Ценность традиций в том, что они хранят накопленный культурный опыт наших предков, обогащают нашу жизнь духовным наследием народа через практику празднования и соблюдения знаковых религиозных событий.

В книге «Лето Господне» Ивана Шмелева к народным традициям относятся: православные праздники, обряды, обычаи, игры. Это изображение мира глазами ребенка: полнота радости, присутствие Бога, благой ритм праздников. «Русский дух», склад народной мысли и чувствования, впитанные в детстве, звучание гибкой, выразительной, колоритной московской речи, теперь почти забытой,– всё это оживает в произведении И.С.Шмелёва.

До революции 1917 года православные праздники (двунадесятые и великие) совпадали с государственными. И вся жизнь России была подчинена церковному кругу праздников. В свою очередь история православной религии – это часть истории и культуры русского народа [1].

В ходе прочтения художественного произведения мы постарались понять смысл кольцевой композиции произведения И.С. Шмелёва «Лето Господне», познакомиться с традициями православных русских праздников в романе. Символический смысл «закольцованной» композиции романа заключается в том, что жизнь семьи Вани подчинена православному годовому циклу. Каждый день имеет свое значение. Особую роль играют двунадесятые праздники: Рождество Христово, Крещение Господне, День Святой Троицы, Преображение Господне. Повествование начинается с Великого поста и заканчивается Масленицей. За Масленицей вновь следует Великий пост. Круг замыкается. Есть ощущение мира, который будет существовать вечно в таком круговороте.

Среди учащихся 6-х классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Надыма» проведён соцопрос: какие православные праздники и народные традиции известны в их семье и особо чтятся? В опросе участвовали учащиеся 6 б класса, 25 человек. По результатам опроса лидируют православные праздники – их отмечают 64% одноклассников. Среди особо отмечаемых: Рождество Христово, Крещение Господне, Масленица и Пасха. Традиционно в семьях ставится Рождественская елка, посещается Вертеп в Свято-Никольском храме г.Надыма, на Крещение происходит купание в проруби. На Масленицу пекутся блины. Пасха – это всегда крашеные яйца и куличи, многие одноклассники ходят всей семьей в церковь на службы.

Произведение И.С. Шмелёва «Лето Господне» не оставило нас равнодушными. Лейтмотив повести – формирование нравственных качеств человека. Писатель показывает нам подлинный уклад русской жизни. Семья Вани следует христианским традициям, отмечает православные праздники, помогает всем обездоленным и нищим, а также воспитывает детей в соответствии с христианскими канонами.

По мнению М.Дунаева, «Лето Господне» – книга Шмелёва о Промыслительной Божией помощи человеку в деле его спасения. И не случайно, пишет исследователь, начинается «Лето Господне» с Чистого понедельника, с Великого Поста – с сугубо очищения души через духовное переживание сорокадневного поста Самого Спасителя перед началом его проповеднического земного служения. В произведении укрепляется вера человека, питающая его дух. Человек идёт по времени, отмеченному событиями церковной жизни[2]. Не случайно и главы «Лето Господне» получили заглавия согласно названиям православным праздникам.

Есть ощущение мира, который будет существовать вечно в таком круговороте. Также мне близка тема семьи, любви к родителям, Богу, Родине, родной природе. В нашей семье и семьях моих одноклассников отмечаются православные праздники, чтятся христианские традиции.

Современная молодежь находится перед выбором своего жизненного пути, который в будущем определит, в конечном счете, и состояние развития всего российского общества. В современном обществе происходит переоценка всех базовых ценностей человека. Духовное возрождение современной России невозможно без соборов, храмов и церквей, приобщения детей и молодежи к ценностям православного мира. Если мы будем знать историю своей страны, своей малой Родины, то молодое поколение получит возможность сохранить, укрепить и развить традиции Православной России. Главную роль в становлении нравственных ориентиров для подрастающего поколения должна играть Церковь.

Желаю вам идти одной дорогой,

Желаю вместе строить храм,

Такой, в котором светлых окон много,

В котором петь и радоваться вам [6].

Список используемой литературы

1. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. – К., 2004. – С.17.

2. Дунаев М.М. Творчество И.С. Шмелева (1873-1950).// Православие и русская литература. Ч.5. – М., 2003. – С. 614-727.

3. Прокопов Т.Ф. Москворецкий златоуст: жизнь и книги Ивана Шмелева // Шмелев И.С. Неупиваемая чаша: Избр. произв. – М.: Школа-пресс, 1996. — С.12.

В августе 2023 года православные отметят сразу три связанных между собой церковно-народных праздника — Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. «Ямал-Медиа» рассказывает, как появились эти торжества и какие традиции с ними связаны.

Принято считать, что эти торжества названы в честь Иисуса Христа-Спасителя. По другой версии, Спас можно интерпретировать как «спасение себя» с помощью пищи: меда, яблок и хлеба. Все три праздника приходятся на сезон сбора урожая и имеют к нему прямое отношение.

Церковно-народные праздники в 2023 году начнутся примерно с середины августа. Сначала православные отметят Медовый Спас, а затем Яблочный. А уже ближе к концу месяца наступит Ореховый (Хлебный) Спас.

Медовый или Маковый Спас

Дата празднования Медового Спаса — 14 августа — остается неизменной из года в год. Торжество отмечается в первый день строгого Успенского поста, который длится две недели — с 14 по 27 августа. Он приурочен к Успению Пресвятой Богородицы. Это событие считается одной из важнейших дат для верующих.

Многие традиции, приуроченные к празднику, берут свое начало в Константинополе. В византийской столице 14 августа освящали воду во время молебна. В некоторых русских землях люди стали приносить на водосвятие только что собранный мед. Так и появился обычай святить этот продукт.

Принято святить и мак. В Медовый Спас церковь вспоминает семерых мучеников Маккавейских — братьев Авима, Гурия, Елеазара, Антонина, Маркелла, Евсеона и Алима. В 166 году до нашей эры они не стали поклоняться языческим богам. Разгневанный отказом сирийский царь Антиох Эпифан по очереди убил членов семьи Маккавей на глазах у их матери. Женщина не выдержала мук и тоже умерла. Так это имя связали с маком, а праздник получил название Маковей или Маковый Спас.

К народным традициям на Медовый Спас относится, например, купание домашней скотины. Животных заводят в реку или озеро и читают заговоры, чтобы они хорошо пережили зиму. К празднику относится и традиция помогать нуждающимся, дарить освященные подарки и поминать усопших.

Считается, что после 14 августа нельзя заходить в воду, так как она становится слишком холодной и можно заболеть. Еще в этот день принято сажать озимые растения. Есть поверье, что если в Медовый Спас идет дождь, то урожай будет хорошим.

Яблочный Спас

Яблочный Спас отмечается 19 августа. В церковном календаре этот день отмечен как Преображение Господне.

За несколько дней до Тайной вечери Иисус поднялся на гору Фавор в сопровождении апостолов и преобразился перед ними. На вершине Христу явились пророки Илия и Моисей. На Фавор опустилось облако, из которого прозвучал голос Бога Отца, благословивший Иисуса. С помощью Преображения Христос хотел укрепить веру в своих апостолах и показать им, что он не просто учитель, а сын божий, совмещающий в себе два начала — человеческое и божественное.

В Яблочный Спас в церкви и храмы приносят собранные яблоки, чтобы освятить их. Принято готовить пироги, вранья и пастилу из яблок. По обычаю, угощения предлагают близким людям и нуждающимся.

Ранее кулинарный блогер Максим Сырников поделился рецептом пастилы, которая может храниться годами и со временем становится только вкуснее.

Существует поверье, что нельзя есть яблоки до наступления праздника. Однако иеромонах Макарий Маркиш считает, что это просто суеверие, пишет «Лента.ру».

По традиции в этот день семьи начинали утро со сбора урожая яблок. Затем женщины готовили из плодов различные блюда, а вечером все садились за стол. Торжество происходило во время поста, поэтому угощения были скромными.

Согласно приметам, в Яблочный Спас не стоит убивать или прогонять насекомых — это сулит неудачи. Верующие также считают, что в этот день греховно заниматься тяжким трудом. Другие запреты относятся к Успенскому посту, на время которого выпадает праздник. В Яблочный Спас нельзя ссориться, осуждать людей, веселиться и пить крепкий алкоголь.

По погоде в Яблочный Спас определяют, какой будет зима. Если идет дождь, то стоит ждать больших холодов. А солнечный день указывает на то, что грядет снежная и теплая зима. Если к 19 августа некоторые листья на деревьях уже пожелтели, то сильное похолодание не заставит долго себя ждать. Ясный день предвещает сухую осень, а дождливый — сырую.

Ореховый или Хлебный Спас

В конце августа — 29 числа — отмечается Ореховый Спас. У праздника есть церковное название — Спас Нерукотворный. Верующие вспоминают, как возник нерукотворный образ Господа Иисуса Христа.

Предание гласит, что царь Эдессы Авгарем отправил Иисусу письмо с просьбой помочь избавиться от проказы. Прочитав обращение, Христос умылся приготовленной для него водой и вытер лицо полотенцем (убрусом). На ткани отпечатался его лик. Полотно доставили в Эдессу. Царь приложил ткань к своему лицу и моментально исцелился от недуга. Через некоторое время Авгарь вместе с подданными принял крещение от ученика Иисуса.

Полотно с нерукотворным образом Христа торжественно перенесли из Эдессы в Константинополь 29 августа 944 года. Поэтому именно в эту дату и отмечают Спас Нерукотворный или Ореховый Спас.

По традиции 29 августа собирают урожай орехов. Плоды освещают в церквях и храмах. В этот праздник также принято печь хлеб, поэтому торжество имеет еще одно название — Хлебный Спас. В Ореховый Спас посещают баню всем семейством и париться вениками из орешника. Считается, что это дерево способно защищать от болезней.

Выпечка и свежий хлеб были главными угощениями торжества еще и потому, что в пору праздника проходит уборка урожая злаков. Орехи тоже имеют важное значение на столе — их употребляют в чистом виде или делают настойку. Дома украшают ветками орешника с плодами.

Приметы гласят, что хороший урожай пшеницы и орехов не может быть в один год. Поэтому, если в этот сезон уродились злак, то в следующий ждали много орехов. Многие приметы Орехового Спаса могут указать на будущее. Например, червивый плод при сборе урожая сулит неприятности. А вкус первого ореха указывает, какой человека ждет год: спелый — к достатку и любви, гнилой — к проблемам, недозрелый — к известиям.

Ровно через неделю после Пасхи у верующих есть особый праздник — так называемая Красная горка, или Антипасха. Знаменательная дата сочетает в себе христианские обычаи и ритуалы язычества и является продолжением главного православного праздника. В 2023 году Антипасха приходится на 23 апреля. «Известия» раскрывают смысл праздника и знакомят читателя с его традициями.

Красная горка (Антипасха) – 2023 — суть

Несмотря на причудливое название, праздник не является противопоставлением Пасхи. Напротив, он призывает верующих продолжать радоваться воскрешению Иисуса Христа и указывает на то, что каждый седьмой день в неделе является напоминанием о чуде.

Торжество также называют Фоминым воскресеньем в память о евангельском сюжете. В соответствии со Священным Писанием один из 12 апостолов — учеников Христа отказался верить в чудесное воскрешение наставника. Тогда Сын Божий лично предстал перед Фомой, и апостол уверовал в силу Господа и стал одним из самых ревностных проповедников христианства. Так в народе появилось выражение «Фома неверующий».

Красная горка (Антипасха) – 2023 — традиции

Красная горка считается праздником весны и обновления. Он сопровождается гуляньями и веселыми застольями, молодые люди знакомятся друг с другом, подыскивая себе пару.

Кроме того, на Антипасху православная церковь впервые с дней поста разрешает проводить венчания. Согласно приметам, браки, заключенные в Фомино воскресенье, будут крепкими и счастливыми.

Красная горка (Антипасха) – 2023 — чего нельзя делать

В день праздника нельзя предаваться унынию, а также сеять раздор, начинать конфликты. Следует воздерживаться от ссор и не допускать бранной лексики.

Домашние дела и заботу о хозяйстве и огороде лучше отложить на потом. На Антипасху принято лишь гулять и веселиться, не обременяя себя обязанностями.

Не стоит на Красную горку ходить на кладбища и поминать усопших, ведь через два дня наступит особый день для почитания памяти умерших — Радоница. О других православных праздниках 2023 года можно узнать в специальном календаре «Известий».

АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельства о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 76208 от 8 июля 2019 года, ЭЛ № ФС 77 — 72003 от 26 декабря 2019 года

Программа «Православные традиции» способствует в полной мере решению задачи духовно-нравственного развития личности современного школьника, приобщает к миру традиционной православной культуры, к народному творчеству своего края, базируется на духовно – нравственных нормах православной и народной традиций, в их соединении.

Закладывая в школе знания народно – православных традиций, закладывается фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры.

Новизна программы. Отличительными особенностями настоящей программы является то, что ее содержание отражает глубокий смысл православных праздников и народных традиций, основанных на традиционной культуре своего края, предполагает использование краеведческого материала, собранного учащимися МБОУ Семлевской СОШ №1.

Религиозные праздники — невероятно важный элемент в жизни любого верующего. В эти дни близкие люди собираются вместе, чтобы почтить то, что для них важнее всего. Испокон веков религиозные праздники отмечали время восхваления божеств за их помощь и защиту и время проведения ритуалов и обрядов с просьбами о благословении. Православная христианская церковь не является исключением. Например, 12 важнейших праздников Православной Церкви по-прежнему отмечаются посещением церкви, молитвами и проведением общественных мероприятий. Эти святые дни часто изображаются на русских иконах: обычно они либо посвящены какому-то определенному празднику, либо изображают все двенадцать событий в клеймах. Но что же такое Двунадесятые церковные праздники и как их отмечают? Давайте разбираться.

12 важнейших праздников Православной Церкви и их традиции

Помимо праздника Воскресения Христова (Пасхи), есть еще 12 важнейших праздников Православной Церкви, которые называются Двунадесятыми и связаны с событиями из жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Это Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, День Святой Троицы, Преображение Господне, и Успение Пресвятой Богородицы. Некоторые из этих святых дней являются переходящими, что означает, что каждый год они приходятся на разные даты. Те из них, что непосредственно связаны со Спасителем, обычно считаются более важными, чем остальные.

Все православные христианские праздники отмечаются посещением церковных служб. Однако у каждого праздника есть свои собственные праздничные традиции. Например, в Вербное воскресенье — день, когда Иисус вошел в Иерусалим — люди обычно собирают ветки вербы и несут их в церковь для освещения. На Пятидесятницу – празднование в честь Святой Троицы – верующие украшают стены и пол церкви березовыми ветками и свежесобранными цветами и травами.

Существует множество русских икон с изображениями 12 важнейших праздников Православной Церкви. Некоторые из них посвящены определенным событиям, в то время как другие включают их все одновременно, обычно располагая праздники вокруг средника со сценой Воскресения. Такие иконы чаще всего писались палехскими мастерами и были особенно популярны в XIX веке: они помещались на семейные алтари и даже служили в качестве аграрных календарей.

Педагоги и родители зачастую сталкиваются с трудностями проведения православных праздников с детьми. С одной стороны, хочется соблюсти традицию, с другой – соответствовать современным подходам в эстетическом направлении в воспитании. Данная работа является попыткой синтеза православной культурной традиции и современных форм досуговой педагогики. Воспитательный аспект, заложенный в содержании православных праздников, рассматривается автором как в теории дидактики (беседы для педагогов и родителей, творческие задания для учащихся и др.), так и в практической сфере. Книга содержит увлекательные сценарии утренников и театральных постановок, которые окажут помощь в проведении воспитательных мероприятий эстетической и духовно-нравственной направленности. Издание представляет несомненный интерес для педагогов воскресных школ, преподавателей предмета «Основы православной культуры», руководителей детских театральных студий, студентов-педагогов при подготовке к педагогической практике в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, оздоровительных детских лагерях и воскресных школах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector