Православная церковь в россии

Еще за несколько лет до октябрьских событий 1917 г. было решено восстановить патриаршество в России, повысив тем самым роль и влияние церкви в стране. Однако Поместный со­бор, на котором это осуществилось, открылся только в авгус­те 1917 г. В ноябре в Москве, буквально под аккомпанемент оружейной стрельбы, из трех кандидатов был избран по жре­бию патриарх Тихон (в миру В.И. Белавин, 1865-1925). От­ношение большевистской власти к церкви с самого начала ус­тановилось враждебное, более того, большевики почти сразу взяли курс на уничтожение церкви. Начались массовые репрес­сии против священников и монахов, закрывались храмы и мо­настыри, сжигались православные святыни, рушились древние памятники архитектуры. Национальной культуре был нанесен огромный непоправимый ущерб. Патриарх Тихон, пользуясь немалым духовным авторитетом, пытался противостоять этим злодеяниям Большевики использовали в своих интересах так называемых обновленцев —священников, начавших ради­кальные церковные реформы и поддерживавших советскую власть. Митрополиты-обновленцы Евдоким (до 1925 г.), Ве­ниамин и Виталий (Введенский) пользовались благосклоннос­тью властей, а некоторые церковные общины целиком перешли на позиции обновленчества. Тихон объявил анафему обновленцам, но сам был лишен сана и монашества «обновленческим» церковным собором. С 1923 г и до смерти он находился под домашним арестом в Донском монастыре в Москве, где и по­хоронен. Патриарх Тихон в наши дни канонизирован как свя­той русской православной церкви. Сами обновленцы не имели успеха, многие из них, в свою очередь, были репрессированы. Следующий фактический руководитель Русской православ­ной церкви (РПЦ) Сергий Старогородский (1867—1944) при­звал паству к лояльному отношению к советской власти (корот­кое время он сам примыкал к обновленцам, но позже раскаялся в этом). Сергий был местоблюстителем(временным главой в отсутствии патриарха)патриаршего пре­стола (до 1937 г заместителем другого местоблюстителя — митрополита Петра, которого арестовали за «контрреволюци­онную деятельность», сослали в Сибирь и расстреляли в 1937 г.) В 1921 г. произошел еще один раскол: группа священ­ников, стоявших на позициях непримиримой борьбы с советс­кой властью, создала в эмиграции (г. Сремски Карловцы в бывшей Югославии) Русскую Православную Церковь за границей (зарубежную, или карловацкую,как ее иногда называ­ют). Эта церковь, возглавляемая митрополитом, не отличалась ничем от РПЦ, кроме своей непримиримой антисоветской и ан­тикоммунистической позиции. Отношения зарубежной церкви с РПЦ после 1927 г. оказались разорваны. Ее деятели счита­ли, что РПЦ в Советской России пошла на поводу у комму­нистической безбожной власти. В свою очередь, иерархи РПЦ не без оснований обвиняли «зарубежников» в расколе. Сейчас Зарубежная православная церковь активизировала свою дея­тельность в России и имеет приходы в некоторых городах.

Еще одно ответвление от официальной церкви, возникшее на почве того, что РПЦ стала поддерживать большевистскую власть, — катакомбная церковь,которая существует авто­номно, хотя по богослужению и догматике ничем не отлича­ется от РПЦ. Во время Великой Отечественной войны положение РПЦ резко изменилось: жизнь заставила власть во главе со Стали­ным обратиться к авторитету церкви во имя победы. Церковь, традиционно стоящая на позициях патриотизма, внесла огром­ный моральный и материальный вклад в разгром фашизма. Начали вновь открываться храмы, а в 1943 г. Сергий был из­бран патриархом (за год до смерти). Новая волна гонений обрушилась на церковь в годы «хру­щевской оттепели». Хотя эти преследования были бескровны, но морально очень тяжелы. Несмотря на некоторую „свободу в искусстве, литературе, поэзии, религия в это время жесто­ко притеснялась. Н.С. Хрущев обещал вскоре «показать на­роду последнего попа». Во второй половине 60-х гг. отноше­ние к церкви снова смягчилось. Из длительного периода гонений РПЦ вышла сохранив­шей свое основное ядро, но ослабленной. Ее деятелей обвиня­ли и по сей день обвиняют в тайных связях с коммунистичес­кими властями, с органами безопасности, но на сегодняшний день мы не имеем (и, вероятно, долго еще не будем иметь) достаточных оснований, чтобы подтвердить или опровергнуть эти обвинения. Да не в этом, наверно, главное. Важно то, что церковь живет, имеет огромный авторитет и возможность вли­ять на процесс возрождения страны. После глобальных изме­нений в России в конце 80-х—начале 90-х гг. РПЦ, как и другие церкви, действующие в нашей многонациональной стране, стала важным фактором общественного развития. С 1990 г. ее возглавляет патриарх Алексий II (А. М. Ридигер, род. в 1929 г.). Церковь ищет пути активизации своей мисси­онерской деятельности, вносит немалый вклад в решение сложнейших вопросов современной жизни России.

Особо следует сказать несколько слов о православии в России. Дело в том, что по византийскому стандарту зависимая от власти и потому не только политически, но и духовно слабая, к тому же огражденная от людей труднопонимаемой ими церковнославянской лексикой, официальная церковь в России (в отличие от гонимых еретических движений, начиная от протопопа Аввакума и кончая более поздними, в том числе современными староверами и другими сектантами с их сильными нравственными убеждениями и соответствующим – обычно столь поражающим привыкших к иному – стилем жизни) не сумела создать в обществе, где она призвана была быть пастырем, жесткой системы нормативной этики. Русская православная церковь оказалась не с состоянии внушить своей пастве должного уважения к святым библейским заповедям и, главное, превратить эти заповеди в непреложную норму, автоматически и жестко соблюдаемую основной массой населения (как того добилась, скажем, католическая церковь в Латинской Америке). Результатом оказалось не столько неуважение к самой церкви (она, пользуясь официальным покровительством властей, могла на него рассчитывать), сколько неуважение к моральной норме – в первую очередь в отношениях между людьми. Конечно, можно было бы в оправдание заметить, что трудно ожидать от крепостного раба хорошего знания и тем более повседневного соблюдения норм высокой морали. Но стоит снова и снова напомнить, что индейцы и негры Латинской Америки и южных штатов США, чье социальное положение вплоть до середины прошлого века было аналогичным положению русских крепостных, относились к соблюдению христианских заповедей и санкционированных церковью моральных норм иначе.

Разумеется, население нашей страны не отрицало ни церковных заповедей, ни связанных с ними моральных норм и тем более обрядов. Но одно дело – признавать норму и совсем иное – автоматически ее соблюдать. Классическая русская поговорка «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» очень наглядно подтверждает именно то, о чем идет речь. Церковь не сумела воспитать автоматизм ни в религиозном сознании народа, ни тем более в соблюдении им жестких моральных принципов.

Отсюда и привычные для российского населения бесцеремонные формы взаимоотношений, основанные на нарочитом неуважении, как к собеседнику, так и к самому себе (чего стоит хотя бы наиболее распространенное у нас матерное обращение людей друг к другу). Отсюда и восходящее к первобытной архаике массовое неуважение к собственности, что выражается – мягко скажем – в примиренческом отношении общества к повсеместному и повседневному воровству, а также издревле широко распространенное пьянство, причем пьянство обычно безмерное, когда о соблюдении норм морали рассуждать вовсе не приходится. К этому же корню восходит и теми же причинами объясняется массовое и чаще всего мерзкое, даже извращенное сквернословие. Нельзя не упомянуть и о недостаточно высокой культуре и дисциплине труда. К сожалению, трудно не прийти к выводу, что многие беды, преследующие нашу страну, включая и драматические события двадцатого века, в немалой степени обусловлены слабостями традиционной народной культуры, за которые, в конечном счете, всегда несет ответственность, господствующая в обществе религия.

Слабости русской православной церкви (трудно сказать, насколько они являются ее виной и насколько – бедой) и хромота санкционированной ею народной культуры – особенно духовной, т. е. генеральных моральных принципов, – во многом объясняются осознанной и даже воинственной политикой православия, видевшего своего заклятого врага только на Западе, во всяком случае, прежде всего и именно там. Главным своим соперником русская церковь считала католицизм, позже также и протестантизм, т. е. основные модификации развитой христианской цивилизации.

Александра Невского, сражавшегося с тевтонскими рыцарями и ползавшего на коленях перед татарскими ханами, она канонизировала как святого. И это не было случайностью. Это был принцип. Принцип, который сближал наше государство (а вместе с ним и церковь) с восточной командно-административно-распределительной структурой, хорошо знакомой с деспотизмом и произволом власти, но незнакомой с основами античной свободы и демократии и с тесно связанной с ними рыночно-частнособственнической структурой западного типа.

В первой половине XV в. происходят важные события, которые изменили положение не только русской православной церкви, но и формирующегося Московского государства.

В 1439 г. на соборе православного и католического духовенства во Флоренции была заключена уния двух христианских церквей, которые пребывали с 1054 г. в состоянии раскола. Согласно унии, греки сохраняли свой церковный обряд, но признавали католические догматы и главенство паны.

Византийский император и константинопольский патриарх пошли на заключение унии в надежде, что прекращение распри двух ветвей христианства будет способствовать объединению сил Запада и Востока в борьбе с турками-османами, угрожавшими Византии.

Патриарх константинопольский в период подготовки к собору назначил Исидора митрополитом Руси. Исидор принял участие во Флорентийском соборе, где выступил в качестве сторонника объединения православия и католичества. В 1441 г. он возвратился в Москву и объявил о соглашении с Римом. Однако в Москве это соглашение не приняли, Исидор был взят иод стражу, но ему удалось бежать.

В 1448 г. митрополитом московским без санкции константинопольского патриарха был избран рязанский епископ Иона, и именно с этого момента московская митрополия становится автокефальной, т.е. самостоятельной.

В конце XV в. русскую церковь раздирали богословские споры. Появлялись различные ереси. Одна из наиболее известных из них – ересь жидовствующих. Ее так называли по причине, возможно, мнимого сходства с иудаизмом. Сторонники этого течения, вероятно, отрицали церковную иерархию, иконы, Троицу. Ересь зародилась в 1470-х гг. в Новгороде, она стала популярной и в Москве. Ее сторонниками были люди, близкие к Ивану III: например, дипломат Федор Курицын.

Имело место еще одно направление в православии, неприемлемое для официальной церкви, – нестяжатели. Их лидером был старец Кирилло-Белозерского монастыря Нил Сорский. Нестяжатели выступали за бедную церковь, против накопления ею мирских богатств и вмешательства ее в государевы дела. Их оппонентами были новгородский архиепископ Геннадий и основатель Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Его сторонники получили наименование иосифляне.

На церковном соборе 1490 г. иосифляне добились осуждения жидовствующих, в Новгороде были организованы публичные казни еретиков. Однако Иосиф Волоцкий и его соратники на этом не останавливались. В 1503 г. церковный собор осудил нестяжателей, а в 1504 г. вновь были совершены массовые казни еретиков. Среди сожженных был и Федор Курицын.

Еще одной важной вехой в укреплении позиций русской православной церкви стало принятие патриаршества в январе 1589 г. Первым русским патриархом стал Иов.

Основную массу населения страны составляли земледельцы. К XVI в. разные их категории слились в общее понятие – крестьяне. Крестьяне делились на три категории: зависимые от частных крупных, средних и мелких землевладельцев (бояр и дворян), монастырские и черносошные (государственные).

С конца XV в. принимаются меры по регулированию перехода крестьян от одного землевладельца к другому. Судебник 1497 г. вводил единовременный для всего государства срок, в течение которого крестьянам разрешалось покидать своего господина: за неделю до Юрьева дня осеннего, т.е. 26 ноября, и неделю после этого дня. Судебник 1550 г. подтвердил эту норму. Новый судебник только увеличивал пожилое – компенсацию, которую крестьянин выплачивал землевладельцу за свой уход.

Проводимая царем политика опричнины и длительная Ливонская война, приведшие к разорению страны и массовому бегству крестьян в Поволжье и на Урал, заставили предпринять меры, целью которых было прикрепление крестьян к земле.

В начале 1580-х гг. были введены «заповедные лета». Это означало, что в тот или иной год запрещался крестьянский «выход». Следующей мерой стал указ 1597 г. об «урочных летах», согласно которому крестьяне, бежавшие от своих господ 5 лет назад, подлежали сыску, суду и возвращению на прежнее место проживания.

В условиях социально-экономического кризиса государству пришлось пойти на данные меры, поскольку они предотвращали разорение служилого сословия, которое обеспечивало обороноспособность страны.

Мнение специалиста

В историографии до сих пор спорят, как сложилось крепостное право в России. Стало ли оно следствием принятия целого комплекса правительственных решений и вместе с тем социальных подвижек в обществе (безуказная теория)? Или же оно возникло в результате утверждения одного конкретного акта действующей власти (указная теория)? В пользу последней точки зрения высказывался известный историк В. И. Корецкий. По его мнению, решение об отмене права крестьян переходить от землевладельца к землевладельцу в Юрьев день было принято правительством царя Федора Иоанновича в 1592–1593 гг. Этот указ, не дошедший до нас, имел общегосударственное значение. Многие современные исследователи не согласны с этой гипотезой и склоняются к безуказной теории (В. М. Панеях, В. А. Аракчеев).

Русская православная церковь в период перестройки и сегодня

Для Русской православной церкви прошли 1980-е гг. под знаком тысячелетия крещения Руси. В 1981 г. при патриархе была создана комиссия по подготовке юбилейных торжеств. Было подготовлено и издано несколько церковно-исторических сочинений, переиздана Библия и молитвослов, ряд других духовных книг.

В 1985 г. к власти пришел М. С. Горбачев. При нем началась либерализация политической системы страны. Подверглись осуждению черты тоталитаризма, в том числе репрессии в отношении религии. Изменилось и отношение к религиозным организациям. Тысячелетие крещения Руси стало поистине общенародным событием.

Церкви начали возвращаться храмы (правда, в разрушенном виде), стали создаваться и регистрироваться новые церковные приходы. Значительно расширился выпуск духовной литературы, к нему подключились светские издательства. Светские руководители признали огромное нравственное влияние церкви. После смерти патриарха Пимена (3 мая 1990 г.) патриархом был избран митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий II, который возглавлял Русскую православную церковь до декабря 2008 г. Его приемником стал патриарх Кирилл.

Период гонений на церковь остался в прошлом, однако преодоление последствий более чем семидесятилетней эпохи безбожия и насаждения атеизма, очевидно, займет еще долгое время. Тем не менее несомненно, что роль религии в посткоммунистическом обществе будет значительной. В условиях падения доверия к власти и общего кризиса духовности именно церковь может стать тем общественным институтом, которому будут доверять. Подтверждением этого являются многочисленные социологические исследования и опросы общественного мнения.

Православная церковь в россии

Преображенская церковь Спасителя в Заславле

В то же время роль церкви, особенно православной, в посттоталитарном обществе стала гораздо более проблематичной. Наряду с прекращением гонений и триумфом возвращения, церкви предстоит выработать четкую позицию по ряду злободневных вопросов. Таковыми в первую очередь являются отношения с другими конфессиями и властью, модернизация религиозной доктрины в условиях становления информационного общества и др.

Должна ли церковь принять участие в политической жизни наряду с другими соперничающими системами убеждений – национализмом и либерализмом – или она выступит в роли борца с крайними проявлениями индивидуализма, своекорыстием и материализмом свободного рынка и будет отстаивать традиционную систему ценностей?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Их жизнь закончилась трагически во II веке в Римской империи

Православная церковь в россии

Мученица София, у которой было три дочери — Надежда, Вера и Любовь, пострадала за веру во Христа. Римский император Адриан хотел, чтобы София и ее дети, которым на тот момент было 12, 10 и 9 лет, отреклись от Христа, стали язычниками. Когда же девочки отказались исполнять волю жестокого правителя, их истязали и убили. Мать, оставшись одна, похоронила их на возвышенности за городом. Три дня София оплакивала своих дочерей, молилась, а после чего сама умерла.

Церковь причислила Веру, Надежду, Любовь и их мать Софию к лику святых мучениц. Их мощи с 777 года находятся в монастыре в местечке Эшо во Франции.

Веру, Надежду, Любовь и Софию с древних времен почитают христиане разных стран. В России к ним относятся с особой любовью. Тем более что эти слова символичны для души каждого русского человека и по тому значению, которое заложено в каждом из этих имен — Вера, Надежда, Любовь и мудрость — София.

30 сентября принято молиться в церкви иконе всех святых, просить помощи в укреплении веры, здоровья и семейного счастья.

В этот день не рекомендуют проводить застолья, так как у праздника был трагический повод. Свадьбы и венчания также под запретом. Святая мученица София была вдовой, не стоит кликать несчастья на новую семью.

Также нельзя ничего делать по дому, в том числе трудиться в огороде.

«Живая Кубань» поздравляет всех представительниц прекрасной половины человечества, носящих эти красивые имена с днем ангела. Пусть вера оберегает вашу душу, надежда – украшает жизнь, а любовь – будет всегда рядом.

Ранее «Живая Кубань» писала о том, что православные России отмечают день Воздвижения Креста Господня.

Православная церковь в россии

Проблема отношений общества, власти и Русской православной церкви стала в России последних месяцев приобрела особую актуальность. Почему именно вокруг этой темы ведутся самые напряженные общественные дискуссии? Об этом говорит петербургский историк Даниил Коцюбинский:

— Причина двоякая, хотя это связанные между собой части. Во-первых, православная церковь и российская авторитарная власть — словно сиамские близнецы. Еще со времен митрополитов Петра и Феогноста православная церковь в России, как бы именно она ни называлась, была институтом особых поручений государственной власти. Когда великому князю, а в дальнейшем царю, а в дальнейшем императору было нужно, Православная церковь всегда присягала на верность. Ну, за одним, может быть, исключением — патриарха Никона. Православная церковь — один из расторопных и безотказных порученцев авторитарной российской власти, с перерывом на советский период, когда место православной идеологии заняла коммунистическая идеология. Но даже здесь, начиная со времен Второй мировой войны, православная церковь — даже в ситуации, когда она была формально и фактически гонимой — все равно присягала на лояльность режиму.

Коль скоро в обществе нарастают оппозиционные настроения в отношении власти, эти настроения автоматически перекидываются и на церковь. Мы можем это проследить и на примере дореволюционной истории, когда кризис самодержавия в начале XX века сопровождался столь же мощным и обвальным кризисом легитимности Русской православной церкви. Это сопровождалось ее публичным осмеянием, феноменом распутинщины, когда Григорий Распутин стал символом Русской православной церкви в глазах образованной части общества. По сути то же самое, но в другой форме, конечено, происходит и сейчас: После того, как коммунистическая идеология ушла в прошлое, а на ее место худо-бедно, хотя не в полном объеме, но пытается водрузиться православная идеология.

Православная церковь все более и более себя проявляет как сервильная субстанция по отношению к Кремлю. Давайте вспомним, что происходило после Болотной площади, после февральского митинга: выступил патриарх Кирилл и заявил о том, что православные на митинги не ходят. Так он отреагировал на оппозиционные митинги. Буквально через два дня состоялся на Поклонной горе пропутинский митинг — и патриарх Кирилл на сей раз не нашел слов для того, чтобы прокомментировать это событие. Он высказался и о том, что, с его точки зрения, наиболее предпочтительным среди разных кандидатов на пост президента является Владимир Путин. Но ведь это же, пусть косвенным образом, присяга на лояльность! Если посмотреть на деятельность тех людей, которые выступают от имени патриарха, то прежде всего, конечно, вспоминается протоиерей Всеволод Чаплин — его заявления представляют собой какое-то ультрачерносотенное и совершенно вне правового поля находящееся действо, по линии противоборства с оппонентами Путина.

Вы прямо связываете всплеск дискуссии о роли церкви в обществе с развитием политического процесса в России?

— Да, разумеется. Церковь приобрела функцию политического помощника и адвоката авторитарной кремлевской власти, и в этом качестве она испытывает давление со стороны той части общества, которая не нравится власти. Это первая часть проблемы. Вторая заключается в том, что традиционно в России оппозиция, еще с эпохи средневековья, приобретает квазирелигиозный оттенок, потому что собственно политической программы у российской оппозиции, то есть у тех, кто недоволен существующим положением вещей, не было вплоть до 19 века. То есть относительно короткий отрезок, где-то начиная с декабристов и до 1917 года, светская оппозиция со своей программой в России существовала, и прежде всего речь шла о конституционной программе. Но несколько столетий российской истории характеризовались тем, что любое оппозиционное движение осознавалось как религиозное, а властью обозначалось как еретическое. И то, что мы имеем сейчас — это пародия на 16 или на 17 век, угадываются в ситуации старые российские архетипы.

Но что-то в деятельности российской оппозиции не заметно сколько-нибудь заметного религиозного, даже квазирелигиозного компонента…

— Квазирелигиозный компонент — это культ и акнтикульт «Pussy Riot». Это вариант такого постмодернистского протестантизма, если хотите, городской протест против церковной иерархии. Это все на грани карнавала, на грани коммерческого протеста. В чем причина? Причина заключается в том, что Россия — страна, которую либеральная идея объединить не может по той простой причине, что либеральная идеология Россию как государство разрушает. Эпоха перестройки как раз это наглядным образом подтвердила. Как только лозунг «Дайте политическую свободу» действительно овладевает и значительной частью элит, и значительной частью общества — происходит распад государства, потому что государство в России по своей структуре антилиберальное.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы «Время Свободы» читайте на странице «Подводим итоги с Андреем Шарым»

Русская православная церковь в период перестройки и сегодня

Для Русской православной церкви прошли 1980-е гг. под знаком тысячелетия крещения Руси. В 1981 г. при патриархе была создана комиссия по подготовке юбилейных торжеств. Было подготовлено и издано несколько церковно-исторических сочинений, переиздана Библия и молитвослов, ряд других духовных книг.

В 1985 г. к власти пришел М. С. Горбачев. При нем началась либерализация политической системы страны. Подверглись осуждению черты тоталитаризма, в том числе репрессии в отношении религии. Изменилось и отношение к религиозным организациям. Тысячелетие крещения Руси стало поистине общенародным событием.

Церкви начали возвращаться храмы (правда, в разрушенном виде), стали создаваться и регистрироваться новые церковные приходы. Значительно расширился выпуск духовной литературы, к нему подключились светские издательства. Светские руководители признали огромное нравственное влияние церкви. После смерти патриарха Пимена (3 мая 1990 г.) патриархом был избран митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий II, который возглавлял Русскую православную церковь до декабря 2008 г. Его приемником стал патриарх Кирилл.

Период гонений на церковь остался в прошлом, однако преодоление последствий более чем семидесятилетней эпохи безбожия и насаждения атеизма, очевидно, займет еще долгое время. Тем не менее несомненно, что роль религии в посткоммунистическом обществе будет значительной. В условиях падения доверия к власти и общего кризиса духовности именно церковь может стать тем общественным институтом, которому будут доверять. Подтверждением этого являются многочисленные социологические исследования и опросы общественного мнения.

Преображенская церковь Спасителя в Заславле

В то же время роль церкви, особенно православной, в посттоталитарном обществе стала гораздо более проблематичной. Наряду с прекращением гонений и триумфом возвращения, церкви предстоит выработать четкую позицию по ряду злободневных вопросов. Таковыми в первую очередь являются отношения с другими конфессиями и властью, модернизация религиозной доктрины в условиях становления информационного общества и др.

Должна ли церковь принять участие в политической жизни наряду с другими соперничающими системами убеждений – национализмом и либерализмом – или она выступит в роли борца с крайними проявлениями индивидуализма, своекорыстием и материализмом свободного рынка и будет отстаивать традиционную систему ценностей?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

К 75-летию контрнаступления под Москвой

Православная церковь в россии

К началу Великой Отечественной войны над Русской Православной Церковью нависла угроза полного уничтожения. В стране была объявлена «безбожная пятилетка», в ходе которой советское государство должно было окончательно избавиться от «религиозных пережитков».

Почти все оставшиеся в живых архиереи находились в лагерях, а количество действующих храмов на всю страну не превышало нескольких сотен. Однако, несмотря на невыносимые условия существования, в первый же день войны Русская Православная Церковь в лице местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) проявила мужество и стойкость, обнаружила способность ободрить и поддержать свой народ в тяжелое военное время. «Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской земли, поможет нашему народу пережить годину тяжких испытаний и победоносно завершить войну нашей победой», – с этими словами митрополит Сергий обратился к прихожанам, собравшимся 22 июня, в воскресный день, в Богоявленском соборе в Москве. Свою проповедь, в которой он говорил о духовных корнях русского патриотизма, владыка закончил словами, прозвучавшими с пророческой уверенностью: «Господь нам дарует победу!»

После литургии, запершись у себя в келье, местоблюститель собственноручно напечатал на машинке текст воззвания к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», которое моментально было разослано по сохранившимся приходам. Во всех храмах за богослужениями стали читать специальную молитву об избавлении от врагов.

Между тем немцы, перейдя границу, стремительно продвигались по советской территории. На захваченных землях они проводили продуманную религиозную политику, открывая храмы и проводя на этом фоне успешную антисоветскую пропаганду. Разумеется, делалось это не из любви к христианству. Обнародованные после окончания войны документы вермахта свидетельствуют, что большая часть открытых церквей подлежала закрытию после окончания русской кампании. Об отношении к церковному вопросу красноречиво говорит оперативный приказ №10 Главного управления безопасности рейха. В нем, в частности, указывалось: «…с германской стороны ни в коем случае не должно явным образом оказываться содействие церковной жизни, устраиваться богослужений или проводиться массовых крещений. О воссоздании прежней Патриаршей Русской Церкви не может быть и речи. Особенно следует следить за тем, чтобы не состоялось прежде всего никакого организационно оформленного слияния находящихся в стадии формирования церковных православных кругов. Расщепление на отдельные церковные группы, наоборот, желательно». О вероломной религиозной политике, проводимой Гитлером, говорил и митрополит Сергий в своей проповеди в Богоявленском соборе 26 июня 1941 года. «Глубоко ошибаются те, кто думает, что теперешний враг не касается наших святынь и ничьей веры не трогает, – предупреждал владыка. – Наблюдения над немецкой жизнью говорят совсем о другом. Известный немецкий полководец Людендорф… с летами пришел к убеждению, что для завоевателя христианство не годится».

Тем временем пропагандистские действия немецкого руководства по открытию храмов не могли не вызвать соответствующей ответной реакции Сталина. К этому его побуждали также и те движения за открытие церквей, которые начались в СССР уже в первые месяцы войны. В городах и селах собирались сходки верующих, на которых избирали исполнительные органы и уполномоченных по ходатайствам об открытии храмов. На селе такие собрания нередко возглавляли председатели колхозов, которые собирали подписи за открытие церковных зданий и затем сами выступали ходатаями перед исполнительными органами. Нередко бывало, что работники исполкомов разного уровня благосклонно относились к ходатайствам верующих и в рамках своих полномочий действительно способствовали регистрации религиозных общин. Многие храмы открывались стихийно, даже не имея юридического оформления.

Все эти процессы побудили советское руководство официально разрешить открывать церкви на территории, не оккупированной немцами. Преследования духовенства прекратились. Священники, находившиеся в лагерях, были возвращены и стали настоятелями вновь открытых храмов.

Широко известны имена пастырей, молившихся в те дни о даровании победы и вместе со всем народом, ковавших победу русского оружия. Под Ленинградом в поселке Вырица жил известный сегодня на всю Россию старец, иеросхимонах Серафим (Муравьев). В 1941 году ему было 76 лет. Болезнь практически не позволяла ему передвигаться без посторонней помощи. Очевидцы передают, что старец любил молиться перед образом своего святого покровителя преподобного Серафима Саровского. Икона преподобного была укреплена на яблоне в саду престарелого священника. Сама яблоня росла у большого гранитного камня, на котором старец, по примеру своего небесного покровителя, совершал на больных ногах многочасовые моления. По рассказам его духовных чад, старец часто говорил: «Один молитвенник за страну может спасти все города и веси…»

В те же годы в Архангельске, в Свято-Ильинском кафедральном соборе служил тезка вырицкого старца – игумен Серафим (Шинкарев), до этого бывший насельником Троице-Сергиевой Лавры. По воспоминаниям очевидцев, нередко он по нескольку дней пребывал в храме на молитве за Россию. Многие отмечали его прозорливость. Несколько раз он предсказывал победу советских войск, когда обстоятельства прямо указывали на печальный исход сражения.

Подлинный героизм в годы войны проявило столичное духовенство. Ни на час не покидал Москву настоятель храма сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, протоиерей Павел Успенский, в мирное время живший за городом. При своем храме он организовал настоящий социальный центр. В церкви было установлено круглосуточное дежурство, а в подклети организовано бомбоубежище, позже переделанное в газоубежище. Для оказания первой помощи при несчастных случаях отец Павел создал санитарный пункт, где были носилки, перевязочный материал и все необходимые лекарства.

Другой московский священник, настоятель храма Илии Пророка в Черкизове, протоиерей Павел Цветков устроил при храме приют для детей и стариков. Он лично нес ночные дежурства и в случае необходимости принимал участие в тушении пожаров. Среди своих прихожан отец Павел организовал сбор пожертвований и лома цветных металлов на военные нужды. Всего за годы войны прихожане Ильинской церкви собрали 185 тыс. рублей.

Работа по сбору средств велась и в других храмах. По проверенным данным, за три первых года войны храмы одной только Московской епархии сдали на нужды обороны более 12 млн рублей.

О деятельности московского духовенства в военный период красноречиво свидетельствуют постановления Моссовета от 19.09.1944 и 03.01.1945 гг. о награждении около 20 московских и тульских священников медалями «За оборону Москвы». Признание властью за Церковью ее заслуг в деле защиты Отечества выразилось еще и в официальном разрешении верующим отмечать церковные праздники и в первую очередь Пасху. Впервые во время войны Пасха была открыто отпразднована в 1942 г., после завершения боев под Москвой. И конечно, самым ярким свидетельством изменения политики советского руководства по отношению к Церкви стало восстановление Патриаршества и открытие Духовной семинарии для подготовки кадров будущего духовенства.

Новый вектор церковно-государственных отношений в итоге позволил укрепить материальное, политическое и правовое положение Русской Православной Церкви, защитить духовенство от преследований и дальнейших репрессий, повысить авторитет Церкви в народе. Великая Отечественная война, став тяжелым испытанием для всего народа, спасла Русскую Церковь от полного уничтожения. В этом, несомненно, проявился Промысл Божий и Его благое произволение о России.

Православная церковь в россии

Весной текущего года Смирнов перенес COVID-19 в тяжелой форме

Православная церковь в россии

Православная церковь в россии

Читинцы выступили против инициативы РПЦ возвести храмово-спортивный комплекс на восьми гектарах Соснового бора. ВИДЕО

Православная церковь в россии

Поводом для принятия такого решения стали случаи разглашения внутрицерковных секретов

Православная церковь в россии

Все то, что говорят и пишут,— это чаще для того, чтобы мы перестали говорить Божию правду, заявил патриарх

Православная церковь в россии

Патриарх напомнил о благословении всем священнослужителям и монашествующим не пользоваться автомобилями, которые принято относить к роскошным

Православная церковь в россии

Лишенный сана схимонах не собирается уходить из Среднеуральского женского монастыря

Православная церковь в россии

Лишенный сана опальный священник Сергий (Николай Романов) записал новон видео, в котором обратился к президенту РФ Владимиру Путину. Он потребовал от главы государства сложить полномочия и передать их ему.

Православная церковь в россии

Игуменья Покровского женского монастыря в Москве Феофания (Ольга Мискина) купила себе Mercedes-Benz S-класса стоимостью в 9,5 миллиона рублей. Это выяснили «Открытые медиа».

Православная церковь в россии

Когда у Наполеона попытались потребовать вернуть произведения искусства, вывезенные им из Египта, он ответил: «Воюйте!»

Православная церковь в россии

23 июня, в квартире дома в Москве на улице Аргуновской были обнаружены пятеро младенцев

Православная церковь в россии

В Греции придумали возможный ответ на план президента Турции по превращению в мечеть константинопольской Святой Софии

Православная церковь в россии

Сам схимонах на слушания в суд не пришел

Православная церковь в россии

В обращении он заявил, что не покинет ранее захваченный Среднеуральский женский монастырь

Православная церковь в россии

Церковный суд лишил сана опального схиигумена Сергия (Николая Романова), который захватил Среднеуральский женский монастырь под Екатеринбургом.

Православная церковь в россии

Президент РФ Владимир Путин 22 июня посетил главный храм Вооруженных сил России. Его построили меньше чем за два года и недавно освятили

Православная церковь в россии

В последнее время СМИ много внимания уделяют конфликту, который разворачивается в Екатеринбургской епархии вокруг схиигумена Сергия Романова — он изложил своё мнение на церковном суде

Православная церковь в россии

Настоятельница и монахини монастыря покинули обитель

Православная церковь в россии

Сегодня патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел чин великого освящения главного храма Вооруженных сил России

Православная церковь в россии

Строительство храма и прихрамового комплекса было завершено 9 мая 2020 года в 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне

Православная церковь в россии

По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, новые здания возводятся не из-за избытка денег

Православная церковь в россии

Задача России в представлении право-консервативной части её правящей элиты состоит в сохранении институтов государства, религии, семьи и отказе от либеральных ценностей

Православная церковь в россии

Уже не в первый раз на местах происходит, по сути, негласное «делегирование» силовых функций неким «активистам», на сей раз — защитникам храма от защитников сквера

Православная церковь в россии

К кому в такой ситуации примыкает РПЦ? К чиновничьей власти? Тогда какие претензии к народу, что он особо не поддерживают церковь?

Православная церковь в россии

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил поздравление Владимиру Зеленскому с избранием на пост президента Украины.

Православная церковь в россии

Российские чиновники рассказали о готовности нашего бизнеса собрать деньги на ремонт сгоревшего собора во Франции

Православная церковь в россии

Российские власти решили не передавать Исаакиевский собор в Петербурге в безвозмездное пользование Русской православной церкви, сообщает РБК со ссылкой на источники в Минкульте и правительстве РФ.

Православная церковь в россии

Патриарх Кирилл попросил Росимущество передать в ведение Русской православной церкви Спасо-Андроников монастырь в Москве и прилегающие к нему здания, в том числе Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Православная церковь в россии

Встраивать религию в государственную систему — подобно закладке взрывчатки под российское государство

Православная церковь в россии

Сегодня, 6 января, Константинопольский патриарх Варфоломей вручил томос об автокефалии главе новой церковной структуры — Православной церкви Украины (ПЦУ) митрополиту Епифанию

Православная церковь в россии

Предстоятель Православной церкви Украины митрополит Епифаний встретился с послом США Мари Йованович.

Православная церковь в россии

Депутаты Рады приняли закон, согласно которому Украинская православная церковь Московского патриархата будет обязана указать в названии принадлежность к РПЦ.

Православная церковь в россии

«Открыть охоту» на священников канонической Украинской православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП) предложил депутат Верховной рады, бывший руководитель запрещенной радикальной группировки «Правый сектор»* Дмитрий Ярош.

Православная церковь в россии

Люди недоумевают – откуда такие деньги у служителя церкви?

Православная церковь в россии

Служба безопасности Украины устроила обыск по месту жительства предстоятеля Киево-Печерской лавры митрополита Украинской православной церкви Московского патриархата Павла

Православная церковь в россии

Московский патриархат правильно сделал, что занял по отношению к Константинопольскому патриарху жесткую позицию

Православная церковь в россии

11 октября Синод Константинопольского патриархата решил вернуть Украину под свою юрисдикцию

Православная церковь в россии

Проявления русофобии, национализма и грубого вмешательства в церковные дела на постсоветском пространстве направлены на переформатирование мира

Православная церковь в россии

Дата проведения объединительного собора существующих на Украине православных церквей пока не известна, однако уже ясно, что по его решению будет создана единая организация

Православная церковь в россии

Русская православная церковь надеется, что Константинопольский патриархат осознает последствия своих действий на Украине

Православие, одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы Православия определились в Византии в 9-11 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 с разделением христианской церкви на католическую и православную.

Крещение Руси — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н.э.). Киевский князь Владимир Святославич нуждался в религии, способной не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе. Поэтому князь принял решение креститься от Константинопольской Церкви.

Принятие христианства оказало огромное влияние как на дальнейшее развитие Русского государства, так и на каждого русского человека: изменило быт наших далеких предков и их нравы. Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры, как наследнице античной традиции.

Церковь, чтобы примирить славян с новой религией, сохранила некоторые языческие праздники. Так, праздник Коляды слился с Рождеством, а масленица- с Великим Постом. Разрушались культовые сооружения — идолы, капища. Уничтожались представители реакционной русской духовной элиты: волхвы и ведуны.

Укрепившись в экономическом отношении, церковь стала играть большую роль и в политической жизни. Некоторые епископы и митрополиты участвовали в политических интригах, но в целом, они выступали против междоусобиц и за единство Руси.

При церквях создавались школы. Стало бурно развиваться церковное искусство — иконопись, составление летописей. Церковь получила земли, на которых организовала свое хозяйство.

Церквям князья стали поручать судопроизводство по семейным и религиозным делам.

Существенно изменилось и международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Наиболее тесные связи установились с Византией. Именно она оказывала в то время на Русь особенно сильное влияние.

В начале 13в. татаро-монгольское нашествие причинило значительный ущерб православной церкви. Татаро-монгольские завоеватели, придавая православной церкви большое значение в своей системе властвования на Руси, освободили её от уплаты дани, наделили привилегиями и установили неприкосновенность церковных владений. В 1261г. была учреждена Сарайская епископия в столице Золотой Орды. В дальнейшем, в связи с подъёмом русского народа на борьбу за свержение татаро-монгольского ига, православная церковь, боясь потерять влияние в народных массах, поддержала освободительное движение. Московские князья в своей политике, направленной на объединение разрозненных русских земель в единое централизованное государство и свержение иноземного ига, широко использовали экономическое и политическое влияние православной церкви. При митрополите Петре митрополия была перенесена в Москву; с этого времени сложился союз между церковью и московскими князьями.

Переломный период отечественной истории 1917_1934гг. положил начало коренному переустройству всех сторон жизни российского общества. Русская Православная Церковь не стала исключением. Таким образом, победившая в России революция в октябре 1917г. круто изменила судьбу церкви, судьбу народа и всей страны в целом.

Была развернута борьба за «атеистическое государство». Первые государственные мероприятия по вопросу отделения церкви от государства были проведены уже на следующий день после свержения Временного правительства. Декретом о земле, принятым в ночь с 26 на 27 октября 1917г., монастыри и церкви лишались своих земель.

Школы духовного ведомства передавались в ведение Наркомпроса. При этом их движимое и недвижимое имущество (здания, земельные участки, библиотеки, ценные бумаги и т.д.) также уходило в ведение государства. Тревога служителей Церкви усиливалась еще и от того, что революционный процесс сопровождался значительным количеством эксцессов, жертвами которых становились православные храмы, монастыри, духовные лица. В Петрограде были закрыты дворцовые церкви, конфискована синодальная типография. Ряд облеченных властью деятелей говорили в это время о предстоящем изъятии из храмов священных сосудов, сравнивая причащение с «колдовским актом».

Попытки верующих и духовенства оказывать сопротивление властям заканчивались, как правило, арестами, судами и высылками. Общее количество «погибших за Церковь» в годы гражданской войны составило около 12 тыс. мирян, несколько тысяч человек приходского духовенства и монашествующих, а так же 28 архиереев (высшего духовенства).

В последующие годы русская православная церковь в значительной степени разделила судьбу всего советского народа. Начинается широкое применение административных мер в борьбе с религией. По стране прокатилась волна массового закрытия церквей. Закрытые храмы нередко использовались под производственные цеха, склады, квартиры и клубы, а монастыри — под тюрьмы и колонии. Разворачивавшееся социалистическое строительство требовало в те годы огромного количества средств, которых катастрофически не хватало. По этой причине церковные ценности, как сравнительно легкий и доступный источник пополнения бюджета, вновь стали привлекать все более пристальное внимание государства.

Колокола снимались с колоколен по всей стране. Часто это делалось под предлогом того, что они мешают слушать радио.

Во второй половине XIX — начале XX вв. Русская православная церковь продолжала вести активную миссионерскую деятельность.

Существовали внутренняя и внешняя миссии. Первая вела работу среди старообрядцев, сектантов, католиков, протестантов и других христианских конфессий на территории России, вторая — среди нехристианского населения как в России, так и за рубежом.

Большая роль в победе над врагом во времена войн принадлежала Русской православной церкви. Она укрепляла дух народа и оказывала материальную помощь государству и армии.

Россия почти семьдесят лет была страной безбожников. Последствия гонений и развала духовности у российского народа, привели к тяжёлыми последствиям. Особо явно это можно было увидеть в начале 90-х годов. Люди не имея чёткого духовного ориентира, готовы были верить чему угодно. В то время повсеместно открылось множество различных «сект», которые увлекли не малое число своих приверженцев в духовные ереси. Всё это духовное безумие произошло вследствие развала духовности и моральных устоев.

В 1988г в Русской Православной Церкви произошёл перелом. Это был Юбилейный год — год 1000-летия Крещения Руси. Взаимоотношения Церкви и государства изменились в лучшую сторону. Гонение на Церковь было прекращено, стали открываться храмы. В 1931 г. уничтожен самый большой православный собор в столице, великий памятник воинской славы — храм Христа Спасителя, который был воздвигнут в честь победы россиян над армией Наполеона. К началу 1996 года Храм стоял в центре столицы, точно восстановленный в прежнем виде и размерах. Возвращение храма — добрый знак. В народе говорят: раз возродился Храм Христа — значит, возродится и Россия.

Греческая православная церковь

В Восточной империи (Византии), пережившей Западную почти на тысячелетие, положение церкви было иным. Здесь она не получила особой самостоятельности и политического влияния. Разделенная к тому же на ряд патриархатов (Константинопольский, Антиохийский, Александрийский, Иерусалимский), она оказалась в почти полной зависимости от государства и практически идентифицировала себя и свои интересы с его интересами. Стоит отметить также, что сфера влияния и массовая база всех этих патриархатов была невелика, а после исламизации ближневосточного мира и вовсе стала мизерной. Но с усилением древней Руси заимствованное ею из Византии православие постепенно укреплялось, пока назначавшиеся из Константинополя митрополиты не превратились наконец в XVI в. в самостоятельных патриархов. Русская православная церковь не только поддерживала царскую власть, но и подчинялась ей, охотно сотрудничала с нею (лишь изредка бывали исключения: например, патриарх Никон в XVII в. пытался поставить церковь выше светской власти).

В православной церкви в целом вследствие ее относительной слабости и политической малозначимости никогда не было массовых гонений типа «святой» инквизиции, хотя это не означает, что она не преследовала еретиков и раскольников во имя укрепления своего влияния на массы. В то же время, вобрав в себя многие древние языческие обычаи тех племен и народов, которые приняли православие (их было немало хотя бы на одной только Руси), церковь сумела переработать и использовать их во имя укрепления своего авторитета. Древние божества превратились в святых православной церкви, праздники в их честь стали церковными праздниками, верования и обычаи получили официальное освящение и признание. Лишь немногие чересчур откровенные языческие обряды, как, например, поклонение идолам, восходившее к фетишизму глубокой старины, преследовались и постепенно отмирали, но и тут церковь умело трансформировала их, направив активность верующих на поклонение иконам.

Догматических и литургических отличий православия от католицизма немного. Православие иначе трактует Троицу (считает, что святой дух исходит только от Бога-отца), не признает чистилища между раем и адом, не практикует выдачу индульгенций, причащает хлебом (причем не пресным, а дрожжевым) и вином. Но за эти различия оно всегда держалось очень крепко, особенно после окончательного разрыва с католицизмом в 1054 г.

Особо следует сказать несколько слов о православии в России. Дело в том, что по византийскому стандарту зависимая от власти и потому не только политически, но и духовно слабая, к тому же огражденная от людей труднопонимаемой ими церковнославянской лексикой, официальная церковь в России (в отличие от гонимых еретических движений, начиная от протопопа Аввакума и кончая более поздними, в том числе современными староверами и другими сектантами с их сильными нравственными убеждениями и соответствующим – обычно столь поражающим привыкших к иному – стилем жизни) не сумела создать в обществе, где она призвана была быть пастырем, жесткой системы нормативной этики. Русская православная церковь оказалась не с состоянии внушить своей пастве должного уважения к святым библейским заповедям и, главное, превратить эти заповеди в непреложную норму, автоматически и жестко соблюдаемую основной массой населения (как того добилась, скажем, католическая церковь в Латинской Америке). Результатом оказалось не столько неуважение к самой церкви (она, пользуясь официальным покровительством властей, могла на него рассчитывать), сколько неуважение к моральной норме – в первую очередь в отношениях между людьми. Конечно, можно было бы в оправдание заметить, что трудно ожидать от крепостного раба хорошего знания и тем более повседневного соблюдения норм высокой морали. Но стоит снова и снова напомнить, что индейцы и негры Латинской Америки и южных штатов США, чье социальное положение вплоть до середины прошлого века было аналогичным положению русских крепостных, относились к соблюдению христианских заповедей и санкционированных церковью моральных норм иначе.

Разумеется, население нашей страны не отрицало ни церковных заповедей, ни связанных с ними моральных норм и тем более обрядов. Но одно дело – признавать норму и совсем иное – автоматически ее соблюдать. Классическая русская поговорка «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» очень наглядно подтверждает именно то, о чем идет речь. Церковь не сумела воспитать автоматизм ни в религиозном сознании народа, ни тем более в соблюдении им жестких моральных принципов. Отсюда и привычные для российского населения бесцеремонные формы взаимоотношений, основанные на нарочитом неуважении, как к собеседнику, так и к самому себе (чего стоит хотя бы наиболее распространенное у нас матерное обращение людей друг к другу). Отсюда и восходящее к первобытной архаике массовое неуважение к собственности, что выражается – мягко скажем – в примиренческом отношении общества к повсеместному и повседневному воровству, а также издревле широко распространенное пьянство, причем пьянство обычно безмерное, когда о соблюдении норм морали рассуждать вовсе не приходится. К этому же корню восходит и теми же причинами объясняется массовое и чаще всего мерзкое, даже извращенное сквернословие. Нельзя не упомянуть и о недостаточно высокой культуре и дисциплине труда. К сожалению, трудно не прийти к выводу, что многие беды, преследующие нашу страну, включая и драматические события двадцатого века, в немалой степени обусловлены слабостями традиционной народной культуры, за которые, в конечном счете, всегда несет ответственность, господствующая в обществе религия.

Слабости русской православной церкви (трудно сказать, насколько они являются ее виной и насколько – бедой) и хромота санкционированной ею народной культуры – особенно духовной, т. е. генеральных моральных принципов, – во многом объясняются осознанной и даже воинственной политикой православия, видевшего своего заклятого врага только на Западе, во всяком случае, прежде всего и именно там. Главным своим соперником русская церковь считала католицизм, позже также и протестантизм, т. е. основные модификации развитой христианской цивилизации. Александра Невского, сражавшегося с тевтонскими рыцарями и ползавшего на коленях перед татарскими ханами, она канонизировала как святого. И это не было случайностью. Это был принцип. Принцип, который сближал наше государство (а вместе с ним и церковь) с восточной командно-административно-распределительной структурой, хорошо знакомой с деспотизмом и произволом власти, но незнакомой с основами античной свободы и демократии и с тесно связанной с ними рыночно-частнособственнической структурой западного типа.

Дата добавления: 2014-11-18 ; Просмотров: 203 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector