Православная церковь в европе

В 1949 году несколько православных приходов, возникших в различных городах Венгрии, обратились в Московскую Патриархию с просьбой о принятии их в юрисдикцию Русской Православной Церкви. Священный Синод удовлетворил ходатайство этих приходов и образовал из них благочинничеекий округ, во главе которого был поставлен протоиерей Иоанн Кополович.

С августа 1954 года благочинным венгереких правоелавных приходов состоит, по решению Священного Синода, протоиерей Свято-Николаевского храма в Будапеште Фериз Берки, продолжаюший деятельность своего предшественника по благоустроению церковной жизни Благочиния. В ряду трудов протоиерея Фериза Берки – перевод на венгерский язык богослужебных книг Православной Церкви. С 1952 года Венгерское благочиние выпускает «Церковную летопись».

Благочиние православных церквей в Финляндии.

Основание русской Покровской православной обшины в столице Финляндии Хельсинки относится к 1926 году, когда финляндское правительство утвердило устав частной православной обшины г. Выборга, переместившейся в 1940 году в г. Хельсинки. Новоучрежденная обшина находилась в юрисдикции Управляюшего русскими западноевропейскими приходами митрополита Евлогия. А в 1927 году в г. Хельсинки был основан частный православный Свято-Николаевский приход, который возглавлялся вначале настоятелем Покровской обшины свяшенииком Григорием Светловским. Вместе с другими приходами митрополита Евлогия эти две русские обшины Финляндии были с 1931 по 1945 год разобщены с Матерью – Русской Церковью. Они воееоединилиеь с нею в октябре 1945 года и до декабря 1954 года находилиcь в ведении Митрополита Ленинградского и Новгородекого Григория.

После кончины прот.Г.Светловского, последовавшей 19 июня 1948 года, Покровская обшина приобрела в одном из районов Хельсинки земельный участок и построила на нем храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освяшенный 1 февраля 1953 года. Расширил свой храм и Никольский приход, соорудив новый придел, освяшенный 17 декабря 1950 года.

Епархия Русской Православной Церкви в Бельгии.

Епархия в Бельгии, основанная епископом Брюссельским и Бельгийским Александром (Немоловским) еще до Второй мировой войны, объединила русских православных людей, проживающих в Бельгии. Ныне ее глава – архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон.

Епархия Русской Православной Церкви в Австрии.

Ровно сто лет назад, в 1899 году был освящен храм Святителя Николая в Вене. С июня 1946 года русские православные приходы в Австрии управлялись викарием Западноевропейского Экзарха архиепископом Сергием (Королевым), а с назначением его в 1948 году на кафедру Берлинскую и Германскую управление приходами было возложено на архимандрита Арсения (Шиловского) в должности благочинного. Определением Священного Синода от 27 декабря 1950 года благочинию Московской Патриархии в Австрии предоставлена ставропигия. Ныне приходы объединены в епархию, а ее глава – митрополит Венский и Австрийский Ириней.

Православная русская церковь в Белграде.

До 1954 года русские приходы в Югославии объединялись в ставропигиальное благочиние, возглавляемое благочинным прот. И. Сокалем, а с 1950 года – прот. Виталием Тарасьевым. 12 ноября 1954 года Священный Синод Русской Православной Церкви вынес решение об упразднении благочиния в Югославии с передачей его храмов, клира и приходов в юрисдикцию Сербской Православной Церкви, и с сохраненнем за Московской Патриархией Свято-Троицкого русского Храма-подворья в Белграде, настoятелем которого является прот. Виталий Тарасьев.

Православная русская церковь в Софии.

Решением Священного Синода Русской Правocлавной Цepкви от 10 ноября 1952 года русские приходы в Болгарии и их клир, а также руccкие монашеcкие обители переданы в юрисдикцию Болгарcкой Правоcлавной Церкви. В ведении Моcковcкой Патриархии сохранен Свято-Николаевский храм-подворье в Софии.

Епархия Русской Православной Церкви в Англии.

Первый приход в Лондоне появился еще в 1716 году. Позже, епископом Антонием (Блюм) была основанна Епархия в Англии, которая объединяет православных людей разных национальностей, проживающих в Англии.

Православные русские церкви в Голландии.

Русскими православными людьми устроено в Голландии несколько православных приходов: в Амстердаме и Ротердаме. Богослужения здесь совершаются на славянском и голландском языках.

Епархия Русской Православной Церкви в Германии.

Епархия в Германии основанная после войны епископом Берлинским Александром (Немоловским), но множество приходов стали здесь появляться начиная с XVII века. Сегодня епархия объединяет православных людей разных национальностей, проживающих в Германии. Ныне ее глава – архиепископ Берлинский и Германский Феофан.

Православные русские церкви в Италии.

Русский православные люди построили в 1902-1903 гг. храм Рождества Христова и Св. Николая во Флоренции, а позже – храмы в других городах страны. Благочиние православных церквей в Италии возникло в 60-е годы из нескольких православных приходов Московского Патриархата.

Православные русские церкви в Норвегии и Швеции.

В последние годы нашего века в Швеции возникли, и приняты в общение с Русской Православной Церковью два православных прихода : в Осло и Ставангере. Настоятелем приходов Священным Синодом Русской Православной Церкви назначен иеромонаха Климент (Хухтамяки).

Православные русские церкви в Швейцарии.

Храм Воздвижения Креста Господня в Женеве освящен в 1866 году. После Второй мировой войны в Швейцарии возникло два русских православный прихода: в Женеве и Цюрихе.

Патриарший экзархат Западной Европы с центром в Париже образован решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал № 105).

Главе экзархата Синод постановил иметь титул «Корсунский и Западноевропейский».

На заседании Священного Синода 26 февраля 2019 г. (журнал № 7) принято «Внутреннее положение о Патриаршем экзархате Западной Европы».

Высшая церковная власть в экзархате принадлежит Синоду Патриаршего экзархата Западной Европы, возглавляемому митрополитом Корсунским и Западноевропейским, Патриаршим экзархом Западной Европы, и состоящему из епархиальных архиереев епархий экзархата (Положение, п. 7).

Экзарх является епархиальным архиереем Корсунской епархии (Положение, п. 14).

В состав Экзархата входят епархии: Корсунская (Княжество Лихтенштейн, Княжество Монако, Республика Франция, Швейцарская Конфедерация), Брюссельская (Королевство Бельгия, Великое Герцогство Люксембург), Гаагская (Королевство Нидерландов), Испанско-Португальская (Княжество Андорра, Королевство Испания, Португальская Республика), Сурожская (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Ирландия) епархии, а также приходы Русской Православной Церкви в Италии (Итальянская Республика, Республика Мальта, Республика Сан-Марино) (Положение, п. 20).

Патриаршими ставропигиями, подчиненными непосредственно Патриарху, являются следующие храмы, расположенные на территории Экзархата: Патриаршее подворье святителя Николая чудотворца в Бари; храм Рождества Богородицы в Женеве (Представительство Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей); храм Всех святых в Страсбурге (Представительство Русской Православной Церкви при Совете Европы) (Положение, п. 21).

Западноевропейский экзархат ведёт свою родословную от приходов, сформированных беженцами из России в Западной Европе после революции 1917 года. Первый «управляющий русскими приходами в Западной Европе», эмигрировавший архиепископ Житомирский и Волынский Евлогий (Георгиевский), был назначен на эту должность 1 октября 1920 года указом Южно-Русского Высшего Церковного Управления, находившегося в то время в городе Симферополе, в стане генерала Деникина. Подтвердительный указ в январе 1921 года был издан этим же ВЦУ, уже из Константинополя.

Декретами 423 и 424 от 8 апреля 1921 года патриарх Тихон основал «Временную администрацию русских приходов в Западной Европе» и передал её управление архиепископу Евлогию с согласия митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) (см. письмо от 21 июня 1921 года), который до этого возглавлял юрисдикцию религиозных организаций Русской Православной Церкви в Западной Европе.

Указ патриаршей канцелярии за № 348 от 5 мая 1922, написанный под сильнейшим нажимом безбожной власти, упразднял Высшее Церковное Управление Заграницей и передавал власть над всеми русскими беженцами митрополиту Евлогию, который, однако, не стал вступать в конфликт с прочими зарубежными русскими архипастырями. По его почину и по соборному решению зарубежных архиереев в согласии с указом патриарха совершается роспуск ВВЦУ, а затем организуется Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей, в юрисдикции которого в 1923 году выделяется Западноевропейский митрополичий округ во главе с митрополитом Евлогием. Но уже в 1926 году митрополит Евлогий размежевался с Архиерейским Синодом и, в 1927 году, вошёл в подчинение Московскому Патриархату. Этим он отсёк группу приходов, решивших сохранить верность Русской Зарубежной Церкви, во главе которых встал архиепископ Серафим (Лукьянов). Однако общение с угнетённой Церковью оказалось невозможным – митрополит Евлогий указом митрополита Сергия (Страгородского) от 10 июня 1930 года был отрешён от должности и вскоре запрещён в священнослужении, а временное управление русскими церквами Московского Патриархата в Западной Европе поручено архиепископу Ниццкому Владимиру (Тихоницкому), который отказался от этого назначения. Большинство приходов остались под митрополитом Евлогием, по просьбе которого они, указом от 17 февраля 1931 года, были приняты патриархом Константинопольским Фотием II как «Временный Экзархат Святого Апостольского и Патриаршего Трона Константинополя в Западной Европе».

Лишь немногие приходы сохранили верность Московской Патриархии. По инициативе пребывшего в Париж епископа Вениамина (Федченкова) было организовано Патриаршее подворье с храмом во имя Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста в уповании, что три разветвления русской зарубежной паствы воссоединятся, как соединились в согласии спорившие о превосходстве одного из трёх Вселенских святителей. К 1936 году паства состояла из пяти приходов (трёх из русских и двух из французов), разделённых на два благочиния, слитые в 1939 году в одно. В условиях немецкой оккупации эта паства вынуждено лишилась епископского окормления.

В конце Второй мировой войны, с 1944 года, восстанавливаются связи с митрополитом Евлогием, главой русских приходов в Константинопольской юрисдикции. В ответ на прошение митрополита и его викариев от 29 августа 1945 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 сентября 1945 года Западноевропейский Экзархат был принят в лоно Русской Церкви с сохранением границ. В подчиниение Московскому Патриархату вернулся также и митрополит Серафим (Лукьянов), возглавлявший приходы Зарубежной Церкви в Западной Европе.

Однако по смерти митрополита Евлогия и назначении митрополита Серафима на должность Экзарха, собрание Экзархата в октябре 1946 года в силу ряда обстоятельств, обусловленных политическим положением в СССР, постановило обратиться к Константинопольскому Патриарху с ходатайством о продлении существования Экзархата под его юрисдикцией, которое было удовлетворено 6 марта 1947 года патриархом Максимом V. Группа, вошедшая в подчинение Константинополя, была возглавлена архиепископом Ниццким Владимиром (Тихоницким), также вышедшим из подчинения Русской Церкви. Вновь лишь меньшенство приходов, хотя и большее чем прежде, остались верными Московскому Патриархату и продолжили своё существование как Западноевропейский Экзархат Московского Патриархата. С 1946 года патриаршее Трехсвятительское подворье стало собором Экзархата.

В рамках Экзархата стали вскоре образовываться новые епархии для лучшего устроения церковной жизни на его обширной территории. 18 августа 1972 — принят с паствой перешедший из Русской Православной Церкви Заграницей епископ Гаагский Иаков (Аккерсдайк). Таким образом, при постепенном росте количества приходов, Экзархат организовывал жизнь русского рассеяния и распространял проповедь Православия с возрастающим вниманием к различным условиям и характерам Европейских стран и народов.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 30-31 января 1990 года упразднил зарубежные экзархаты Русской Православной Церкви, подчинив 9 зарубежных епархий Русской Церкви непосредственно патриарху и Священному Синоду.

28 декабря 2018 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви был вновь образован Патриарший экзархат в Западной Европе с центром в Париже.

На Пасху торжественная служба и крестный ход прошли и в Исаакиевском собора Петербурга. Недавно решением региональных властей храм должен быть передан в пользование Русской Православной Церкви. В городе с этим согласились не все. Петербургский избирком зарегистрировал инициативную группу по организации референдума по принадлежности Исаакия. Дискуссия таким образом приобретает затяжной характер.

«Вести недели» поинтересовались, как обстоит дело с самыми великими и знаковыми храмами Европы — Рима, Ватикана, немецкого Кёльна. Общеевропейский опыт таков, что эти великие храмы принадлежат государству, но переданы в пользование той древней структуре, для которой были созданы, — Церкви.

Справедливости ради есть и другой пример использования шедевра мировой архитектуры — это храм Софии в Стамбуле. Как известно, там — музей. Если кого-то вдохновляет такой пример, то так и надо говорить: по модели Софии в Стамбуле.

Каждый день в «сердце Парижа», как называл Нотр-Дам великий Виктор Гюго, звучат звуки органа. Это месса, католическая молитва Господу. Туристы из разных стран и разных вероисповеданий на вопрос, куда они пришли отвечают, не раздумывая: «Это храм. Мы пришли сюда, чтобы увидеть храм».

Собор Парижской Богоматери — собственность государства. Государство несет ответственность за ремонт и состояние, оплачивая реставрацию из своих фондов. Религиозную жизнь храма осуществляет главное объединение католиков страны Конфедерация епископов Франции. Получается, что Нотр-Дам находится в распоряжении служителей Церкви, но формально он им не принадлежит. В этом есть плюсы: Церковь не платит налоги на недвижимость и землю.

Ежегодно храм посещают 14 миллионов человек. Абсолютно бесплатно. Как, кстати, и большинство французских церквей. Платными в Нотр-Дам являются только сокровищница и колокольни.

«Для меня как для истинного парижанина, верующего католика, конечно, это храм, где происходят службы, рукоположения священников. Государство является собственником стен и занимается реставрационными работами. Все, что внутри, принадлежит Церкви», — сказал Бертран Грюненвальд, руководитель хора собора Парижской Богоматери.

За всю историю собор Парижской Богоматери лишь однажды отняли у католиков — 10 ноября 1793 революционеры-якобинцы превратили его в храм разума и отправляли в священных стенах культ Разума и Верховного Существа. Но уже 2 декабря 1804 года Наполеон короновал себя здесь императором всех французов. И хотя короновал он себя сам, церемонию освещал своим присутствием Папа Пий VII. Так храм снова стал храмом и остается им по сей день.

Собор Святого Петра — грандиозная сокровищница шедевров искусства: Рафаэль, Микиланджело, Бернини. Храм открыт ежедневно, а в среду в нем проходит папское богослужение и аудиенция Понтифика. Во время проведения службы храм продолжает действовать и как музей.

Ватикан заинтересован в туристах. Доходы от них составляют значительную часть его бюджета. В музеи Ватикана — а это 54 галереи, где собраны редкие артефакты, — вход платный. А вот попасть в собор Святого Петра можно абсолютно бесплатно — достаточно отстоять очередь. Многие лучшие музеи Италии бесплатные именно потому, что они — действующие храмы.

«Двери храмов открыты всегда и всем, потому что их не воспринимали как музеи. Их воспринимали как литургию, что на греческом означает «общее дело», произведение народа», — отметил кардинал Джанфранко Равази, председатель Папского совета по культуре.

Благодаря этому принципу в Риме можно, например, совершенно бесплатно полюбоваться шестью картинами великого Караваджо, что хранятся в нескольких христианских базиликах. Три шедевра мастера — «Мученичество Святого Матфея», «Призвание апостола Матфея», «Апостол Матфей и ангел» — находятся в храме San Luigi dei Francesi. Радиографический анализ показал, что лик Христа мастер переписывал неоднократно.

То, что доступ к фрескам открытый и бесплатный, — принципиальный вопрос для равного доступа всех к великому наследию. Во многом именно позиция Католической Церкви определила такое важное социальное равенство всех перед искусством.

Отделанный цветным мрамором храм является церковью французской диаспоры в Риме и обязательным местом посещения всеми любителями искусств.

Большая часть храмов — это национальные памятники, реставрацию которых осуществляет государство. Комплексную реставрацию скульптуры Моисея работы Микеланджело в базилике San Pietro in Vincoli государство завершило недавно.

Базилика — символ гармонии Церкви и государства. Периметр с папской гробницей работы Микеланджело принадлежит государству. Граница принадлежности — мраморная черта. Один-единственный шаг — вы оказываетесь на территории Ватикана, то есть Церкви. Государство и Церковь в одних стенах и под одним куполом сосуществуют вместе, друг другу не мешая.

Действительно, церковные службы ничуть не мешают экскурсионной и музейной практике. От туристов требуют лишь соблюдения правил посещения храмов.

«Нужно уважать историю стен. В церкви проходят богослужения, идет духовная жизнь народа. В то же время церковь как камни — это историческое наследие нации. Точкой равновесия между храмом и объектом культуры является уважение к истории», — отметил Паоло Николини, директор музейного комплекса Ватикана.

Такова, например, Сикстинская капелла, рассказывает монсеньер Николини. Священное место, где избираются Понтифики, открыто для публичного посещения. Только каждый час священнослужитель просит посетителей помолится в тишине в течение минуты. Но молится или просто молча любоваться грандиозными фресками, каждый пришедший решает для себя сам.

Кельнский собор, который посещают шесть миллионов человек в год, как до войны, так и сегодня остается собственностью Римско-Католической Церкви. Для посещений Кельнский собор открыт с утра и до вечера. Расположенная в соборе сокровищница имеет музейный статус. Именно поэтому превращение собора в музей лишено всякого смысла.

Долгие столетия Айя София в Стамбуле был самым большим христианским храмом. Сюда приезжали люди со всех концов империи и не только. «Не знаю, на земле мы были или на небе» — так описывали свои ощущения князю Владимиру паломники из Руси. Теперь паломников здесь нет. Только туристы. Вход стоит 40 лир — это примерно 600 рублей — а сам храм открыт только ограниченное время — до середины дня.

Но Айя София уже давно не храм и не мечеть. Гулкое выхолощенное пространство, в центре которого смонтирован пюпитр для светских митингов, выглядит пустынным и бессмысленным нагромождением древностей, которых оторвали от их мистической сути. Впрочем, туристы все равно точно знают, куда они приходят.

В 1967-м Понтифик Павел VI пытался встать здесь на колени и совершить молитву. Ему помешал тогдашний премьер Турции: здесь вам не храм и не мечеть, никаких религиозных церемоний. Тем временем все больше историков называют музейный статус Айя София актом волюнтаризма правительства Ататюрка. А юристы говорят, что он нарушает Конституцию и законы страны, по которым места поклонения не могу служить каким-то иным целям.

Так в турецком обществе Аяй София, скорее, стала яблоком раздора, а не символом примирения. И главный спор сейчас не в том, храм это или мечеть, а в том, что подмена ценностного восприятия уничтожила весь тысячелетний мистический опыт Аяй Софии. И ныне лишенный духовных смыслов, ради которых и возводился, собор мало напоминает о двух великих конфессиях. И храмом Премудрости Божьей — своим историческим именем — сегодня его уже вряд ли кто-нибудь назовет.

24 ноября 2009 года иерархи европейской автономии Американской Православно-Католической церкви объявили о выходе из этой юрисдикции (связь с которой была довольно формальной) и образовании автокефальной церкви (правда под названием «Автономная Православная церковь Европы»). До вхождения в АПКЦ, костяк церкви входил в УАПЦк. Вскоре церковь превратилась в достаточно свободный конгломерат епископов, которых, похоже, принимают в юрисдикцию заочно. На Соборе 7-9 октября 2011 года митрополит Николай был избран патриархом, а Церковь приняла название «Автокефальная Православная церковь Европы». Церковь активно развивается, принимая много новых епископов в состав своего Синода. 18 декабря 2011 года было установлено общение с «Европейской православной церковью» митрополита Исраэля, насчитывающей несколько иерархов, а 9 сентября 2012 года состоялось окончательное слияние обеих церквей. 15 января 2012 года было подписано соглашение об интеркоммунии с Eglise Catholique Apostolique de la Sainte Croix. На Синоде церкви 12-14 октября 2012 года название церкви было вновь изменено — на «Православная церковь Европы», также были приняты новые епископы, в том числе пять епископов «Церкви Святого Креста» (Eglise de la Sainte Croix), с которой в начале года была установлена интеркоммуния, был рукоположен епископ Ниццы. 25 ноября 2012 года было подписано соглашение об интеркоммунии с Патриархия Российской Истинно-Православной Катакомбной Церкви. 5 мая 2013 года Николай, патриарх всея Европы и Венедикт, патриарх Московский и Всероссийский подписали Томос о евхаристическом общении.

Иерархи:

Николас (Дюваль), Архиепископ Парижа и всей Франции (24 ноября 2009 — 9 октября 2011), Патриарх АПЦЕ (9 октября 2011 —
Матье (Матфей), епископ Камеруна и всей Африки (24 ноября 2009 —
Христофор, архиепископ Талахасси и Флориды (24 ноября 2009-
Андрей (Бреннан), архиепископ Канады (24 ноября 2009 —
Иосиф (Ярованджи), епископ Банги (ЦАР, Чад) (24 ноября 2009 —
Климент (Хилари), епископ Тьери, викарий Парижа (24 ноября 2009 —
Хризостом (де Суза Мартинс), епископ Императрицский (Бразилия) (24 ноября 2009 —
Базилио (Василий) III (Бертольо), архиепископ Косио (Италия) (24 ноября 2009 —
Симеон, епископ Кливленда (США) (24 ноября 2009 —
Мануэль (Морон Калзадос/Д’Эльвира), епископ Севильи (Испания) (10 апреля 2010-
Марио (Кальдерон), епископ Меделина (Колумбия) (июнь 2010 —
Фернандо, епископ Экваториальной Гвинеи (23 сентября 2010 —
Иоанн (Ян-Мария Регаццо), архиепископ Праги (28 июня 2011-
Иоанн II (Jonas Maria Röggla), епископ Триеста (12 августа 2011-
Иеронимо, епископ Гаваны и Кубы (2012 —
Василий, архиепископ Манилы, викарий Филиппинский (февраль 2012 —
Жан, епископ Перигё (28 апреля 2012 —
Хризостом (Аугелло), экзарх Силиции и Неаполя (10 мая 2012 —
Жорже, епископ Сан-Сальвадор де Бахиа (Бразилия) (12 мая 2012 —
Сергий (Миронов), епископ Санкт-Петербургский (15 мая 2012 —
Маэлруан, архиепископ Армага (3 июня 2012 —
Исраэль, архиепископ Лиона (12 июля 2012 —
Морис, епископ Пюи (16 июля 2012 —
Афанасий, епископ Браззавиля (Конго) (2012 —
Виктор, епископ Либервилля (Габон) (2012 —
Серафим (Геррера), митрополит Коста-Рики (2012-
Самуэль, епископ Италии (23 сентября 2012 — 30 июня 2013), митрополит и примас Италии (30 июня 2013 —
Йован (Хаджи),архиепископ Македонской Истинно Православной Церкви, митрополит Македонии и македонцев в диаспоре в Палестине и Скандинавии (12 октября 2012 —
Ириней (Кужельный), викарный епископ славянских приходов в Европе (12 октября 2012 —
Клод Филипп, епископ Ниццы и Лазурного берега (14 октября 2012 —
Симеон, епископ Ренна и Аморики (2 февраля 2013 —
Хосе Антоио, епископ Боготы (8 марта 2013 —
Рамиро, викарный епископ Боготы (8 марта 2013 —
Нафанаил, епископ Вены, экзарх Австрии (5 мая 2013 —
Кеннет (МакКьюн), архиепископ, и экзарх свв.Бригитты и КолумКилле (7 мая 2013 —
Давид, епископ экзархата свв.Бригитты и КолумКилле (7 мая 2013 —
Павел (Паоло), епископ Лукки (30 июня 2013 —
Александр (Иванов), епископ Задара (Хорватия) (7 мая 2014 —
Антонио (Канцано), епископ Кампани (21 июля 2014 —
Даниил (Кикнадзе), архиепископ (с 12 октября 2012 митрополит) славянских приходов в Европе, экзарх турок-киприотов, архиепископ Никосии (2012 — 2013 и 18 августа 2014 -)
Савва (Карлос Хулио Торрес Васкес), епископ Каракасский и Венесуэльский (9 января 2015 —
Мелхиседек (Буторин), епископ Киева (2015 —

Бывшие епископы:

Пол Эндрю Худ, епископ Центрального Миссури (США) (июль/август 2010 — октябрь 2010), епископ епископ Сиерра-Висты и всей Аризоны (октябрь 2010 — 13 июля 2011)
Бенедикт (Прадо), архиепископ Манилы и Филиппин (28 июня 2011 — 2012)
Теодорос (Корино), епископ Ираклийский (24 ноября 2009 — 2010)
Кирил, епископ Дириамбы (Никарагуа) (24 ноября 2009 — 2012)
Жан-Жак, епископ Браззавиля (Конго)(24 ноября 2009 — 2012)
Сильвестр (Кванга), епископ Лусаки (24 ноября 2009 — 2012)
Ричард, епископ Киншасы (Демократическая Республика Конго) (24 ноября 2009 — 2012)
Кирилл, епископ Авроры (США) (24 ноября 2009 — 2012)

Православная церковь в европе

Версия 2018.1 Beta
© 2022 МИА «Россия сегодня»
Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Правила использования материалов
Политика конфиденциальности

Главный редактор: Гаврилова А.В.
Адрес электронной почты Редакции: [email protected]
По вопросам размещения пресс-релизов и рекламы: [email protected]
Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601
Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

В 19-20-х веках в европейских странах были построены величественные церкви, опиравшиеся на образцы русской культуры.

Собор святителя Николая Чудотворца в Вене

В конце 19-го века итальянский архитектор Луиджи Джакомелли, руководствовавшийся проектом Григория Котова, занимался строительством Собора святителя Николая Чудотворца в Вене. 400 тыс. рублей на возведение здания пожертвовал лично русский император Александр III. Правда, строительство было закончено уже после смерти царя-миротворца; собор освятили 4 апреля 1899 года.

Православная церковь в европе

Двухэтажный Собор святителя Николая Чудотворца выполнен в неорусском архитектурном стиле. Нижняя часть здания освящена в память об Александре III. Строительство храма символизировало укрепление позиций России на внешнеполитической арене. Однако начало Первой мировой войны, ознаменовавшее разрыв каких-либо отношений между враждующей Россией и Австрией, стало причиной закрытия собора. В 1924 году Советский Союз установил дипломатические отношения с Австрией, в связи с чем здание передали в ведение общины в юрисдикции лояльного социалистической республике митрополита Евлогия (Георгиевского). Во время Второй мировой войны собором завладело Внешнеполитическое ведомство гитлеровской Германии. Но после окончания военного конфликта собор попал под влияние Московского Патриархата. В наши дни здание официально считается собором Венской епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат).

Церковь святых равноапостольных Константина и Елены в Берлине

Православная церковь в европе

Церковь святых равноапостольных Константина и Елены в Берлине. Источник: wikipedia.org

В 1892 году православное Свято-Владимирское братство приобрело в Берлине участки земли для строительства кладбища и Братского дома. Однако позже было решено построить на купленных территориях церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. Строилось здание по проекту из России, Александр III приказал отправить братству 4 т земли и саженцы деревьев. Также церковь получила позолоченный иконостас резного дуба — это был подарок от Александра Елисеева. Вмещает в себя церковь около 40 человек. Она расположена рядом с кладбищем, ставшим мемориалом русским эмигрантам, переехавшим в Германию. Здание относится к Берлинской епархии Русской православной церкви.

Церковь святой равноапостольной Марии Магдалины в Веймаре

Православная церковь в европе

Церковь святой равноапостольной Марии Магдалины в Веймаре. Источник: ru. wikipedia.org

Собор святителя Николая Чудотворца в Ницце

Православная церковь в европе

В 1865 году в Ницце умер наследник русского престола Николай Александрович, сын Александра II. Император выкупил виллу Бермон, на месте которой 14 марта 1867 года заложили Никольскую часовню. Через два года её освятили. Позже Николай II покровительствовал строительству храма. В 1908 году последний русский монарх выделил из личной казны 700 тыс. франков на завершение строительства. 12 декабря 1912 года здание освятили. Этот пятиглавый собор построили, опираясь на образцы московских церквей 17-го века — любимой эпохи Николая II. Собор отделан розовым гранитом и голубой керамической плиткой. С 15 декабря 2011 года собор находится в ведении Корсунской епархии Московского патриархата.

Церковь Преподобного Симеона Дивногорца в Дрездене

Православная церковь в европе

Православный храм в Дрездене, относящийся к Восточному благочинию Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви, был заложен в 1872 году. За 11 лет до этого русская община в немецком городе устроила домовую приходскую церковь в частном доме. Однако эмигрантам пришлось переезжать, и один русский подданный пожелал приобрести земельный участок для постройки полноценного здания. Проект безвозмездно составил Гаральд фон Боссе. Уже летом 1874 года протоиерей Михаил Раевский освятил церковь в честь святого Симеона Дивногорца. Церковь выполнена в русско-византийском стиле, главный корпус храма украшен пятью голубыми главами. С началом Первой мировой войны церковь закрыли. Во времена Третьего рейха здание передали Русской православной церкви за границей. В феврале 1945 церковь чудом уцелела после бомбардировок, однако получила сильные повреждения. После завершения Второй мировой войны на территории Европы здание вновь перешло в Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви.

Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы в Лейпциге

Православная церковь в европе

Собор Святого Александра Невского в Париже

Православная церковь в европе

Собор Святого Александра Невского в Париже. Источник: ru. wikipedia.org

Собор Святого Александра Невского — кафедральный собор, находящийся в столице Франции. Храм относится к Западноевропейскому экзархату русских приходов Константинопольского патриархата. В конце первой половины 19-го века священник русского посольства Иосиф Васильев занялся проектированием здания для русских православных эмигрантов в Париже. Деньги на строительство собора собрали с помощью пожертвований и личной инициативы Александра II, выделившего около 150 тыс. золотых франков. В сентябре 1861 года церковь, ставшую кафедральным собором в 1922 году, освятили. Высота здания составила 48 м. На фасаде можно увидеть мозаику — изображение «Благословляющий Спаситель на троне». В этом соборе отпевали многих гениев русской культуры: Ивана Тургенева, Ивана Бунина, Фёдора Шаляпина, Василия Кандинского, Андрея Тарковского.

Православная церковь в европе

Разбросанные по всему свету, русские православные церкви не только собирают верующих, но и распространяют православную эстетику и влияние русского мира.

1. Покровский собор (Мельбурн, Австралия)

Православная церковь в европе

Прихожанами этого собора, построенного в 2006 году, сегодня являются более четырех тысяч человек. Помимо русских эмигрантов в Мельбурне, его посещают последователи других православных церквей: греки, македонцы, сербы и болгары.

2. Храм-памятник русской славы (Лейпциг, Германия)

Православная церковь в европе

3. Свято-Троицкий монастырь (Джорданвилл, США)

Православная церковь в европе

Chad Husby (CC BY-SA 2.0)

Этот старейший и самый большой русский православный монастырь в США был построен в 1929 году. Будучи одним из самых важных духовных центров русского православия на Западе, он включает в себя Свято-Троицкую духовную семинарию, издательство, иконописную мастерскую и музей.

4. Воскресенский собор (Токио, Япония)

Православная церковь в европе

Построенный в 1891 году собор сильно пострадал во время Великого землетрясения Канто 1923 года. Колокольня и западный вход были полностью разрушены. Все деревянные конструкции сгорели. В огне расплавились колокола и церковная утварь. Собор медленно восстанавливали на протяжении 70 лет. Только в начале 1990-х он был приведен в первоначальный вид.

5. Церковь Святой Марии Магдалины (Иерусалим, Израиль)

Православная церковь в европе

Церковь была заложена в 1881 году в память императрицы Марии Александровны. Расходы на строительство были полностью покрыты ее детьми: Императором Александром III, его четырьмя братьями и сестрой Марией Александровной.

6. Николаевский собор (Ницца)

Православная церковь в европе

Одна из главных достопримечательностей французского города Ницца, Николаевский Собор построен в 1912 году и является самым большим православным собором в Западной Европе.

7. Спасо-Преображенский собор (Лос-Анджелес, США)

Православная церковь в европе

Joe Mabel (CC BY-SA 3.0)

Построенный в 1937 году в Голливуде собор посещают не только местные русские иммигранты, но и многочисленные русские актеры, которые пребывают на «Фабрику грез », чтобы сниматься в кино.

8. Церковь Святой Елизаветы (Висбаден, Германия)

Православная церковь в европе

Император Николай II любил посещать эту церковь,построенную в 1855 году, со своей семьей во время частых поездок в Германию. Сегодня здесь расположено самое большое русское православное кладбище в Европе (за пределами территорий бывшей Российской Империи).

9. Храм Христа Спасителя (Сан-Ремо, Италия)

Православная церковь в европе

С момента строительства в 1912 году, храм стал яблоком раздора между Константинопольским и Московским Патриархатами. В январе 2019 года было принято решение, что Храм Христа Спасителя будет управляться РПЦ.

10. Храм Святителя Николая (Гифхорн, Германия)

Православная церковь в европе

Global Look Press

Построенный в 1994 году, этот деревянный храм является копией Преображенской церкви Суздаля. Храм сделан из лиственницы, имеет высоту 27 метров и увенчан 8 куполами, некоторые из которых позолочены.

11. Владимирский храм-памятник (Джексон, Нью-Джерси, США)

Православная церковь в европе

Geneticist 007 (CC BY-SA 2.0)

Идея построить храм родилась в 1938 году, во время празднования 950-летия крещения Руси. Строительство, однако, началось только в 1948 году и заняло около 40 лет.

12. Церковь Марии Магдалины (Веймар, Германия)

Православная церковь в европе

Global Look Press

Церковь, возведенную в 1862 году, часто посещал Иоганн Гете, проявлявший большой интерес к русской иконописи и церковному пению. Здесь похоронена принцесса Саксен-Веймарской Марии Павловны, дочь императора Павла I.

13. Собор Святителя Николая Чудотворца (Вена, Австрия)

Православная церковь в европе

Собор был построен в 1899 году. После освобождения Вены в апреле 1945 года, Красная Армия подарила собору 1200 кг трофейной меди, которые пошли на создание самого большого колокола собора.

14. Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца (Флоренция, Италия)

Православная церковь в европе

Церковь была возведена в 1899 году , и около 11 лет, с 1925 по 1936, она была временной усыпальницей греческой королевской фамилии в изгнании: Константина I, его матери — королевы Ольги Константиновны и его вдовы — Софии Прусской.

15. Радосте-Скорбященский собор (Сан-Франциско, США)

Православная церковь в европе

Один из самых больших русских православных соборов в мире, построенный в 1965 году Радосте-Скорбященский собор является центром русского православия на западном побережье США и часто принимает важные религиозные события и встречи высокопоставленных деятелей церкви.

16. Церковь Преподобного Симеона Дивногорца (Дрезден)

Православная церковь в европе

Сооруженная в 1861 году, церковь связана со многими выдающимися фигурами русской культуры и истории. Среди ее прихожан были основатель анархо-коллективизма Михаил Бакунин и писатель Иван Тургенев. Здесь крестились Петр Столыпин и Любовь Достоевская, вторая дочь знаменитого писателя.

храм: 28, Soi Wachiratham Sathit 36, Sukhumvit Soi 101/1, Bangchak, Prakonong, Bangkok, 10260, Thailand; Представительство: 26, Soi Wachiratham Sathit 36, Sukhumvit Soi 101/1, Bangchak, Prakonong, Bangkok, 10260, Thailand

121 and 121/1 Moo 7, soi Nanai, Thalang district, tambon Thepkasattri, amper Thalang, Phuket 83110 Kingdom of Thailand, Thailand

  • епископ Нестор (Сиротенко)
  • иеромонах Иосиф (Павлинчук)
  • протоиерей Николай Ребиндер
  • иерей Георгий Егоров
  • иерей Зиновий Гомбесса
  • иерей Максим Политов
  • иерей Николай Никишин
  • протодиакон Алексий Соболев
  • протодиакон Николай Ребиндер
  • диакон Антоний Ивашин
  • диакон Георгий Шешко
  • протоиерей Николай Лосский
  • протоиерей Жерар де Лагард
  • иерей Николай Тихончук
  • протодиакон Андрей Шепелев
  • иеромонах Александр (Росас Лосада)
  • иеромонах Александр (Синяков)
  • протоиерей Сергий Борский
  • диакон Владимир Мутин

Календарь

Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. Свт. Епифания, еп. Кипрского (403). Свт. Германа, патриарха Константинопольского (740). Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (прославление 1913).

На утрене катавасия Преполовения: «Мо́ре огусти́л еси…».
На литургии вместо «Ангел вопияше. Светися. » – «Чужде ма́терем девство. ».

Прп. Дионисия Радонежского (1633). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V), и Полувия, еп. Ринокирского (V). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Румын.). Второе обре́тение мощей прав. Симеона Верхотурского (1989).

Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9 . Лит. – Деян., 32 зач., XIII, 13–24. Ин., 18 зач., VI, 5–14. Сщмч.: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Ин., 36 зач., X, 9–16.

Ссылка на основную публикацию