Православная церковь в древнерусском государстве

Самые первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам н.э. В IX в. Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге — 957 г.; второй — при Владимире 988 г.

Сразу же после того, как Владимир овладел в 980 г. киевским престолом, устранив старшего брата Ярополка (972-980 гг.), он сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном — богом грозы и установить общий ритуал. Однако механическое объединение старых племенных божеств не могло привести к единству культа и по-прежнему идеологически разъединяло страну. К тому же новый культ сохранял в себе идеи родового равенства, неприемлемые для феодального общества. Владимир понял, что надо не реформировать старое, а принять принципиально новую религию, соответствующую уже сформировавшемуся государству.

Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; здесь были и мусульмане, и иудеи. Но необходимо было принять христианство по нескольким причинам:

1. Это нужно было в интересах развития государства, чтобы избежать изоляции от всего мира.

2. Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом.

3. Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль.

4. Способствовало развитию культуры — философия, богословская литература.

5. Социальное расслоение требовало новой идеологии (язычество — равноправие).

В летописях говорится о религиозных миссиях мусульманской Волжской Булгарии, из иудаистской Хазарии. Мусульманство не подошло, потому что запрещало употребление вина. Католицизм не подходил, потому что служба велась на латыни, а во главе церкви стоял Папа, а не светская власть.

Презентация на тему: » Православная церковь в Киевской Руси. Категории населения Древнерусского государства в XI веке.» — Транскрипт:

1 Православная церковь в Киевской Руси. Категории населения Древнерусского государства в XI веке

2 Митрополит Епископы Архиепископ Церковные священники Монахи

3 Первый митрополит — Иларион

4 Земельная собственность на Руси (XIвек) Общинная Княжеская Вотчиная

5 В усадьбе князя

7 Категории населения Древнерусского государства СвободныеЗависимые Князья Бояре Горожане Дружинники Рядовичи Холопы Смерды Закупы

А) Выступил в поход Олег, взяв с собой много воинов… и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего дружинника. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир

Б) Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев – и нанял печенегов, и заложников у них взял, и пошел на греков в ладьях и на коленях, стремясь отомстить за себя

В) После всего этого Владимир взял царицу…взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуни на горе…Корсунь же отдал грекам…а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь.

Г) Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди их правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом.

Д) Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него

Православная церковь в древнерусском государстве

Православная церковь в Древней Руси

Православная церковь в древнерусском государстве

  • 1. Православие и язычество на Руси.
  • 2. Организация Православной церкви.
  • 3. Древнерусское монашество.

Ключевой вопрос

  • Какую роль играла Православная церковь в древнерусском государстве?

Православие и язычество на Руси

Православная церковь

укрепляла свои позиции

Восприняла и приспособила

Не противилась тому, что многие люди имели два имени

многие дохристианские праздники и традиции

Православная церковь в древнерусском государстве

При крещении русские князья принимали новое христианское имя

Владимир Святославич

Ярослав Мудрый

Владимир Мономах

Православная церковь в древнерусском государстве

Организация православной церкви

Православная церковь в древнерусском государстве

Заполните пропуски в схеме «Организация Православной церкви»

2. Роль православной церкви в создании централизованного государства.

3. Церковный раскол в XVII в., его суть и последствия.

4. Церковь и государство в эпоху Петра I.

Амосов А. Нераскаявшиеся (о расколе русской православной церкви в XVII в.) // Наука и религия. 1987. № 8.

Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI – XIV вв.). — М., 1960.

Гантаев Н.М. Церковь и феодализм на Руси. — М., 1960.

Гордиенко Н.С. Крещение на Руси: факты против легенд и мифов. — Л., 1984.

Греков Б.Д. Культура Киевской Руси: Общественный строй и духовная культура. — М.-Л., 1951.

История России с древнейших времен до конца XX в. В 3 т. Т.1. История России с древнейших времен до конца XVII в. / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров. — М., 1998.

Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XIV  первой половине XVI в. — М., 1960.

Крывелев И.А. История религий. В 2 т. — М., 1988.

Кузьмин А.Г. Падение Перуна: становление христианства на Руси. — М., 1988.

Лихачев Д.С. Культура русского народа ХXII вв. — М.-Л., 1961,

Никольский Н.М. История русской церкви. — М., 1983.

Носова Г.А. Язычество в православии. — М., 1975.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиев Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник (любое издание).

Религия и церковь в истории России (советские историки о православной церкви в России). — М., 1975.

Русское православие: вехи истории. — М., 1989.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М., 1981.

Скрынников Р.Г. Святители и властители. — Л., 1990.

Опорный конспект

Верования восточных славян до принятия христианства. Образование Древнерусского государства. Потребность в монотеистической религии. Языческая реформа Владимира I.

Причины крещения Руси. Методы христианизации населения Древней Руси. Двоеверие. Влияние язычества на русское православие.

Византия и Русь. Создание киевской митрополии – центра православия на Руси. Строительство храмов, возникновение монастырей. Роль церкви в развитии древнерусской культуры.

Церковь в период феодальной раздробленности и ордынского владычества. Перенесение митрополичьей кафедры в Москву. Поддержка русскими митрополитами объединительной политики московских князей. Роль митрополита Алексия в собирании русских сил в борьбе против Орды. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский.

Иосифляне и нестяжатели. Победа идей Иосифа Волоцкого. Усиление экономического и политического могущества церкви. Завершение собирания русских земель. Создание государственной идеологии «Москва – третий Рим».

Учреждение патриаршества в Москве.

Церковь в «смутное время» (начало XVII в.). Патриарх Гермоген.

Патриарх Никон. Изменение в церковных обрядах. Раскол в русской православной церкви. Протопоп Аввакум. Социальный состав старообрядцев. Церковный раскол 1666 г. и начало преследования приверженцев «старой веры».

Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович: проблема взаимоотношений церкви и государства.

Последствия церковного раскола.

Религиозные взгляды Петра I. Отношение церковников к петровским преобразованиям. Церковная реформа Петра I. Отмена патриаршества. Учреждение Синода. Значение реформы для русской православной церкви.

Традиции и верования вообще долго сменяются в людском сознании. Кроме того, языческое мировоззрение сильно отличается от христианского. Язычники легко принимали ещё одного бога, но в их головах не укладывалось, почему нужно вдруг отказываться от всех остальных.

2. Объясните значение слов «митрополит», «епископ», «игумен». Какое место в церковной иерархии занимали эти люди?

Игумен – это глава монастыря, главный над общиной монахов.

Епископ – это церковный иерарх, управляющий определённой областью. Ему подчиняются игумены и приходские священники.

Митрополит – это иерарх высокого ранга, которому подчиняются все епископы определённой земли. Например, в начале все земли Древнерусского государства находились под управлением одного митрополита – киевского. В православной церкви выше митрополита может быть только патриарх.

3. Чем образ жизни монаха отличается от жизни приходского священника? Что было общим?

Общее между ними только то, что и монах, и священник посвящают свою жизнь Господу и много ему молятся. Всё остальное различно.

Монах живёт в монастыре. Некоторые из монахов вынуждены общаться с мирянами, но большинство может их почти не видеть. Священник всегда общается с мирянами, наставляет их, проповедует им. Духовное спасение мирян – именно его обязанность.

В монастыре у монаха есть только небольшая келья: ест, пьёт и работает он вместе со всей общиной. У священника свой дом и своё домашнее хозяйство.

Монаху запрещено жениться, в то время как священнику можно завести семью, более того, эта семья должна стать примером для его прихожан.

Они отличаются даже чисто внешне – монах всё время ходит в простой одежде, в то время как священнику полагаются богатые одеяния, в разное время разные, даже расшитые золотом. Но эта роскошь подчёркивает совсем не его богатство, а величие церкви и веры.

4. Поясните, почему монастыри были духовными и культурными центрами Руси. Приведите примеры.

Книжность очень долго была неразрывно связана в Древнерусском государстве с православной верой. Именно потому монастыри стали центром духовной жизни и культуры, которая до нас дошла в виде книг, церквей, икон и др. Существовала и другая культура, от которой остались некоторые былины – культура народная. К этой культуре монастыри никакого отношения не имели, но от неё почти ничего не осталось. Внутри церкви монастыри гораздо лучше подходили на роль культурных центров, чем приходские церкви. У приходского священника много забот с прихожанами, отнимает время и собственное хозяйство, в то время как у монаха вся жизнь направлена на служение Господу, а культурная жизнь была частью этого служения.

Главным центром культуры и учёности в Древнерусском государстве долго была Киево-Печерская лавра. Именно там создавались первые русские книги (жития святых), а также первая летопись – «Повесть временных лет». Именно там работал знаменитый Нестор.

5*. Выскажите суждение. С какими трудностями приходилось сталкиваться священникам и монахам в период утверждения христианства на Руси? Какими качествами должны были обладать люди, избравшие в то время путь служения Богу?

Первые святители часто сталкивались со враждебностью. Их жизни нередко угрожала опасность, даже несмотря на то, что власть великого князя их защищала. В таких условиях людям церкви нужны были твёрдости характера, уверенность в своих действиях и непоколебимая воля.

Но часто язычники просто не понимали новой веры. Потому проповедникам нужны были терпение, умение находить подход к людям и элементарная доброжелательность.

Особую роль в развитии Древнерусского государства сыграло введение христианства в 988 г. при князе Владимире Святославиче. До этого господствующей религией на Руси было язычество, для которого характерно многобожие.

Проникновение христианства на русские земли началось задолго до эпохи Владимира Святого. Приазовская Русь частично обратилась к христианству уже в середине IХ в., а первая русская епархия была установлена патриархом константинопольским Фотием в 867 г. в Тмутаракани (Тамань).

В Киевскую Русь христианство проникало с варяжскими воинами и купцами, многие из которых были крещены в православную веру. Большую роль в этом играло распространение христианства в Болгарии в 864 г., а также изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием в середине IX в.. К этому времени в Болгарии создалась значительная церковная литература, что облегчало проникновение христианства на Русь. В начале Х в. христианство очень медленно внедрялось на Руси. Этот процесс почти не затрагивал обитавших вне городов землепашцев и охотников. Христианство постепенно приобрело статус религии, терпимой в государстве, но князем не поощряемой. К середине Х в. началось утверждение христианства в государственной системе. Так, договор русских с греками в 944. г. скрепляется двойной клятвой как Перуну, главному языческому богу, так и христианскому богу. В торговой части Киева на Подоле существовала церковь Святого Ильи, которую называли соборной, т.е. главной. Это предполагает наличие и других христианских Храмов.

Вдова князя Игоря княгиня Ольга в 955 г. крестилась в христианскую веру, но этот акт не сопровождался массовым крещением населения Руси. Сын Ольги и Игоря – Святослав остался язычником, несмотря на уговоры матери.

Тем не менее, постепенно христианство распространялось в придворной и дружинной среде, создавались предпосылки для официального признания христианства и для массового крещения восточных славян. Необходимость принятия новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией автономии славянских союзов племенных княжеств складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью, включавшей дружину киевского князя и дружины его родственников-вассалов.

В сфере политико-территориальной в этих условиях оказались непригодны для центральной власти старые центры союзов племенных княжеств и создавались новые, в которых и располагались князья — родственники киевского князя. В сфере идеологической оказались непригодными старые языческие культуры, которые носили местный характер и которые могли служить сепаратистским тенденциям.

Введение христианства на Руси

Сразу же после того, как Владимир в 980 г. овладел киевским престолом, он сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном, которому поклонялись княжеские дружинники. Но эта акция не принесла желаемого результата. Через несколько лет киевский князь ставит вопрос о решительном разрыве со старой традицией — о принятии монотеистической религии.

Существовало несколько возможных вариантов выбора такой религии: восточный, византийский вариант христианства — православие, западноевропейский вариант христианства — католицизм, мусульманство, господствующее в территориально близкой к Руси Волжской Булгарии, иудаизм. Выбор был сделан в пользу уже достаточно известного на Руси православия.

Непосредственно акт принятия христианства Владимиром Святославичем был связан с событиями в отношениях Руси и Византии. В 988 г. императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за по мощью против мятежного полководца Варды Фоки. Владимир поставил условием предоставления помощи свой брак с сестрой императоров Анной. Шести тысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежников. Но византийские императоры нарушили соглашение, отказавшись отправить сестру на Русь. Тогда Владимир выступил походом на центр крымских владений Византии — Херсонес, взял его и тем заставил императоров выполнить договор. Анна была отправлена к нему в Херсонес. Владимир принял крещение и женился на ней.

После возвращения на Русь им было осуществлено массовое обращение в христианство жителей Киева. Киевляне, среди которых к концу Х в. было немало христиан, восприняли переход в «греческую» веру без сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную религию, и отказ от крещения был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было оснований. Спокойно отнеслись к введению христианства жители южных и западных городов Руси, которые часто общались с иноверцами и жили в многоязычной, много племенной среде.

Но очень большое сопротивление религиозные новшества встретили на севере и востоке. Новгородцы взбунтовались против прибытия в город епископа Иоакима. Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян во главе с Добрыней и воеводой Путятой. Жители Мурома отказались впустить в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Похожие конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель.

Одной из причин враждебного отношения к христианству в крупных городах, удаленных от Киева, была приверженность населения традиционным обрядам. В этих городах, особенно в Ростове и Новгороде, сложились существенные элементы религиозной языческой организации: это — регулярные и устойчивые ритуалы, обособленные группы жрецов — волхвов, кудесников.

В сельской местности сопротивление христианству было не таким активным. Земледельцы и охотники поклонялись духам домашнего очага, лесов, полей, рек. Они совмещали свои прежние представления о мире сверхъестественного с элементами христианского мировосприятия. Двоеверие существовало в славянских селах на протяжении десятилетий и даже веков и постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священников.

При Владимире I Крестителе, его потом называли Святым и Красным Солнышком, число христианских священнослужителей на Руси было невелико, и князь-реформатор был вынужден ограничиться христианизацией городов.

Значение введения христианства на Руси

Историческое значение введения христианства на Руси заключалось в приобщении славяно-финского мира к ценностям данной религии, в создании условий для полноправного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.

Русь была признана как христианское государство, что определило качественно иной, более высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами и народами. Христианство на Руси было силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Христианство с его учением о божественности власти укрепляло власть князя, существующий строй и в целом Древнерусское государство:

Благодаря христианству Русь получила возможность ближе познакомиться с более высокой византийской культурой, принять наследие античности. На базе этих познаний была создана русская средневековая культура. Ее оригинальность и высокий уровень были обусловлены единым литературным славянским языком, на котором велись церковные службы. Из постепенно осваиваемых достижений Византии вырастали ранее неведомые восточным славянам каменное зодчество, иконопись и фресковые росписи, житийная литература и летописание, школы и переписка книг.

Большую роль в развитии Древнерусского государства играла церковь. Существовал тесный союз светской и церковной власти, это впоследствии стало традицией россиян. Церковь принесла на Русь письменность. Ведь именно церковнославянская письменность послужила основой для развития русской письменности для выработки древнерусского литературного языка — таким образом, церковь заложила основы национальной русской культуры.

Православная церковь в древнерусском государстве

Государство и Церковь в России Х – XVIII вв

Литература

Абеленцева О. А. Митрополит Иона и установление автокефалии Русской церкви. М.; СПб., 2009.

Алексеев А. И. О складывании поминальной практики на Руси // «Сих же память пребывает вовеки». Материалы междунар. науч. конф. СПб., 1997. С. 5 – 10.

Алексеев А. И. Роль церкви в создании русского государства. Период централизации. Иван III. 1462–1505. СПб., 2003.

Белякова Е. В. К истории учреждения автокефалии русской церкви // Россия на путях централизации. Сб. статей. М., 1982. С. 152 – 156.

Богланов А. П. Московские патриархи. М., 1998. Т. 1, 2.

Борисов Н. С. Русская церковь в политической борьбе XIV — XV веков. М., 1986.

Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начале XVI века. М.-Л., 1955.

Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века. Л., 1970.

Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1 — 2. (Париж, 1959). Переизд.: М., 1992.

Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI вв. М., 1960.

Крушельницкая Е. В. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре в XV – XVII вв. // Духовное, историческое и культурное наследие Кирилло-Белозерского монастыря: К 600-летию основания. СПб., 1998. С. 60 – 72.

Кучкин В. А. , Флоря Б. Н. О профессиональном уровне книг по истории русской церкви // Вопросы истории. 1988. № 11. (Ответ Н.С. Борисова и А.С. Хорошева: Вопросы истории. 1989. № 10).

Лурье Я. С. Как установилась автокефалия русской церкви в ХV в.? // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. XXIII. Л., 1991. С. 181 — 196.

Мильков В. В. Древнерусские апокрифы. СПб., 1999.

Мусин А. Е. Становление церкви на Руси в IX–XIV веке. Средневековая русская христианская культура: Историко-археологическое исследование. Lewiston, 2001.

Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397 — 1625). Т. 2. Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение / Подг. изд. З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, Т. И. Шаблова. СПб., 2006.

Охотина Н. А. Русская церковь и монгольское завоевание (XIII в.) // Церковь, общество и государство в феодальной России. Сб. статей. М., 1990. С. 67 — 84.

Плигузов А. И., Хорошкевич А. Л. Русская церковь и антиордынская борьба в XIII — XV вв. // Там же. С. 84 — 102.

Плигузов А. И. Полемика в Русской церкви первой трети XVI столетия. М., 2002.

Поппэ А. Политический фон крещения Руси (русско-византийские отношения в 986 — 989 годах) // Как была крещена Русь. 2 изд. М., 1990.

Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X — XII вв. СПб., 1913.

Приселков М. Д. Ханские ярлыки русским митрополитам. Пг., 1916.

Рогов А. И. Народные массы и религиозные движения в России второй половины XVII в. // Вопросы истории. 1973. № 4.

Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М., 1986.

Рыбаков Б. А. Стригольники. (Русские гуманисты XIV столетия). М., 1993.

Синицина Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV–XVI вв.). М., 1998.

Синицына Е. В. Автокефалия русской церкви и учреждение Московского патриархата (1448 — 1589) // Церковь, общество и государство в феодальной России. Сб. статей. М., 1990. С. 126 — 151.

Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. СПб., 1898.

Соколов Пл. Русский иерей из Византии и право его назначения до начала XV в. Киев, 1913.

Флоря Б. Н. Отношения государства и церкви у восточных и западных славян. (Эпоха средневековья). М., 1992.

Флоря Б. Н. Государственная власть и формирование духовного сословия в средневековой России // Сословия и государственная власть в России. XV – середина XIX вв. Международная конференция – Чтения памяти акад. Л. В. Черепнина. М., 1994. Ч. 2. С. 158 – 164.

Штайндорф Л. Поминание усопших как общее наследие западного Средневековья и Древней Руси // «Сих же память пребывает вовеки» (Мемориальный аспект в культуре русского православия): Материалы науч. конф. СПб., 1997. С. 39 – 45.

Crummey R.O. The Old Believers and the World of Antichrist. The Vyg Community and the Russian State 1694 — 1855. Madison: Univ. of Wisconsin Press, 1970.

Gonneau P. La maison de la sainte Trinité. Paris, 1993.

Hoesch E. Orthodoxie und “Rechtglaeubigkeit” im Moskauer Russland // Geschichte Altrusslands in der Begriffswelt ihrer Quellen. Stuttgart, 1986. S. 50 – 69.

Michels G. B. At War with the Church: Religious Dissent in Seventeenth-Century Russia. Stanford UP, 1999.

Müller L. Die Taufe Russlands. Die Frühgeschichte des russischen Christentums bis zum Jahre 988. München, 1987.

Poppe A. The Rise of Christian Russia. London: Variorum Reprints, 1982.

Steindorff L. Klöster als Zentren der Tötensorge in Altrussland // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. Bd. 50. 1995. S. 337 – 354.

Steindorff L. Memoria in Altrußland: Untersuchungen zu den Formen christlicher Totensorge. Stuttgart, 1994. (См. также рец. Р.Г.Скрынникова и А.И.Алексеева на эту книгу // Отечественная история. 1997. № 2. С. 201 – 203).

Vodoff V. Naissance de la chretienté russe. La conversion du prince Vladimir de Kiev (988) et ses сonsequences (XI — XIII siècles). Paris: Fayard, 1988.

Православная церковь в древней Руси. Каково значение слов «митрополит», «епископ», «игумен»?

Игумен – это глава монастыря, главный над общиной монахов.

Епископ – это церковный иерарх, управляющий определённой областью. Ему подчиняются игумены и приходские священники.

Митрополит – это иерарх высокого ранга, которому подчиняются все епископы определённой земли. Например, в начале все земли Древнерусского государства находились под управлением одного митрополита – киевского. В православной церкви выше митрополита может быть только патриарх.

Ещё по теме

Общество и государство. Рассказ об управлении древнерусским государством.

Образование самостоятельных русских земель. Когда распалось древнерусское государство?

Литература древней Руси. Какое значение имела письменность для развития древнерусского общества.

Искусство древней Руси. В каких сферах влияние на культуру Руси оказала византийская традиция ?

Великое княжество Литовское и русские земли. Ключевые события на пути объединения Великого княжества Литовского и Польского королевства и создания единого государства — Речи Посполитой.

Народы и государства на территории нашей страны в древности. Представьте в виде схемы, что везли греки из городов-метрополий в колонии и что получали из колоний.

Народы и государства на территории нашей страны в древности. Используя иллюстрации к тексту параграфа, охарактеризуйте достижения ремесла и художественной культуры скифов. Чем привлекают современных людей созданные тысячи лет назад произведения скифского искусства?

Русские земли под властью Золотой Орды. Поясните, что такое ярлык, пайцза. Какое значение имели такие документы, предметы? Как вы полагаете, почему они широко использовались в монгольских государствах?

Русские земли в конце XIV — первой половине XV века. Какие государства возникли в XV веке в бывших владениях Золотой Орды. Как складывались их отношения с Московским княжеством?

Первые русские князья. Известный русский историк Н. М. Карамзин написал о княгине Ольге: «Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь Святою, История Мудрою». Объясните, какие дела, поступки княгини Ольги дали основание так её называть.

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

§ 15. Искусство древней Руси

Как развивались древнерусские архитектура и живопись? Каково значение наследия древнерусского искусства для современных людей?

1. Архитектура. Большинство зданий на Руси строилось из дерева. Дерево — материал недолговечный, поэтому ни одно из них не сохранилось до наших дней. Каменное строительство на Руси началось после принятия христианства, в конце X века. Собст­венных традиций каменного зодчества у русских мастеров не было, поэтому первые постройки из камня возводили приглашённые византийские мастера.

Прежде всего строились церкви с заимствованной из Византии кресто ́ во-ку ́ польной формой храма. В плане такой храм представлял собой крест. Здание изнутри поддер­живалось четырьмя столбами (столпами), а венчал его купол. В Византии существовал и другой, более древний тип храма — бази ́ лика . Базилика — это прямоугольное здание, внутри разделяющееся рядами колонн на коридоры — не ́ фы . На Руси базилики неизвестны, но они строились в Крыму, который входил тогда в состав Византийской империи.

Православная церковь в древнерусском государстве

Схема крестово-купольного храма

Ко многим храмам пристраивали специальные галереи, где хранились книги. Там же велось обучение грамоте, а прихожане обсуждали свои дела. Ведь храм для православного человека той эпохи был местом не только моления, но и общественной жизни.

Каменными строили княжеские дворцы и крепостные башни. Несмотря на то что Киев защищали земляные укрепления: рвы и валы, дополненные мощной дубовой стеной, — центральный вход в город охраняли сложенные из камня Золотые ворота с небольшой надвратной церковью Благовещения. Они были по­строены в 1030-х годах, но сохранились лишь частично. В наше время Золотые ворота были полностью реконструированы.

Православная церковь в древнерусском государстве

Золотые ворота в Киеве. Первая половина XI в. Реконструкция

Постепенно на Руси сложились собственные архитектурные школы.

Работая, древнерусские зодчие пользовались точными математическими расчётами, поэтому храмы так гармоничны и пропорциональны. Для строительства использовали широкий и плоский кирпич — пли ́ нфу , а на севере в ход шёл известняк. Плиты из него получались белокаменные.

Ссылка на основную публикацию