Православие православные церкви

От Москвы до Тбилиси – около двух тысяч километров. И несмотря на общую границу, культура, история и традиции двух стран кардинально разнятся, все-таки сказывается естественный барьер в виде Кавказского хребта. Одним из стержневых столпов грузинского общества и государственности является местная православная церковь. Грузинский патриарх – реальный духовный авторитет для граждан, а политики в буквальном смысле слова идут к нему за благословением перед стартом очередной избирательной кампании.

В то же время в соседней России уровень доверия к РПЦ и лично патриарху Кириллу, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Причин этому множество: и непомерная роскошь верхушки церкви на фоне сложной экономической ситуации в стране, и ДТП при участии пьяных священников, и государственные преференции, и махинации с реституцией. Но все же главные причины такого разительного отличия значительно глубже – они уходят корнями в историю, которая у каждой церкви своя собственная.

История

Грузинская церковь старше своей северной соседки примерно на тысячу лет. Православие стало официальной религией Грузии, а точнее раздробленных полусамостоятельных княжеств, еще в IV веке. Тогда Церковь Иберии, как называют Грузию византийские источники, входила в состав Антиохийского патриархата.

Это очень важная деталь. Поскольку большинство современных Поместных церквей – это бывшие части Фанара, который давал автокефалию частям своих территорий. Но не Грузии. Она вообще является единственной из современных православных церквей дочерней церковью для Антиохии.

Как указано в Томосе Грузинской церкви, она стала автокефальной в конце V века при Антиохийском патриархе Петре ІІ. И скорее всего, это произошло в его четвертую патриаршую каденцию. Речь тут идет о Восточно-грузинской церкви. Поскольку доподлинная история Западно-грузинской церкви не известна.

К началу XI века состоялось объединение княжеств в одно централизованное государство – Картли. На тот же период припадает объединение Западной и Восточной Грузинских церквей и образование единой ГПЦ в статусе патриархата. Позже, из-за политической нестабильности государство распадется на две части, что потянет за собой разделение церкви.

Церковная аннексия

С расширением границ империи и политической аннексией Грузии Русская церковь захватила Грузинскую. Причем состоялось это вопреки всем мыслимым и немыслимым канонам. Произошло это в 1811 году, когда Синод Русской церкви, вторгшись на территорию другой канонической церкви, снял с должности ее патриарха, ликвидировал все административное устройство, перекроив церковный ландшафт и вообще переподчинил данную церковь себе. Парадокс состоял еще и в том, что церковь во главе с митрополитом подчинила себе церковь во главе с патриархом.

В Тбилиси добились признания Фанаром своей автокефалии и получили Томос лишь в конце 1990 г., когда Грузинская ССР была переименована в Республику Грузия, что де-факто означало выход из СССР. Формально на Фанаре утверждали, мол, в одном государстве должна быть одна церковь, но на деле причины были иные.

Церкви разных культур

Несмотря на то, что у Московской и Грузинской патриархий есть немало точек соприкосновения и общих позиций на межправославной арене (например, обе церкви игнорировали Всеправославный Собор на Крите), между ними достаточно много различий. Начать хотя бы с истории. Кирилл – лишь 16-й патриарх в истории РПЦ, а вот Илия – уже 80-й патриарх всея Грузии, при это он пользуется реальным моральным авторитетом в обществе, в то время как российского духовного лидера собственно даже лидером нельзя назвать. Его персональный уровень доверия снижается из года в год. Кирилл начал свой понтификат во время правления Дмитрия Медведева, а Илия – еще при Брежневе.

Сепаратизм и борьба с империей

В то же время Россия создала там свои марионеточные республики. Но в духовной сфере так не бывает. Грузинская церковь не имеет допуска на неподконтрольные правительству территории, а вот Москва нелегально и под прикрытием отправляет туда своих священников.

Россияне и так уже давно присутствуют на неподконтрольных Грузии территориях. Просто сейчас русские попы говорят, что их там якобы нет, а когда ГПЦ признает ПЦУ, они просто честно признаются, «да, мы тут есть, на чужой канонической территории».

Все равно никто никогда не признает Абхазию канонической территорией РПЦ, так как никто не признает Крым российским. Так что признание Грузинской церковью ПЦУ, равно как и полный разрыв с РПЦ – это всего лишь вопрос времени.

Точка зрения авторов публикаций не обязательно отражает мнение и позицию TRT на русском. Мы приветствуем любые предложения и открыты к сотрудничеству. Чтобы связаться с редакцией, воспользуйтесь формой обратной связи.

Захваты храмов УПЦ до 2022 года

24 декабря 2019 года управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварский Антоний (Паканич) сообщил, что под юрисдикцию ПЦУ добровольно перешли 78 приходов Украинской православной церкви. Еще 220 приходов были незаконно перерегистрированы и приписаны к ПЦУ, а около 100 храмов захвачены рейдерским способом.

6 октября 2021 года митрополит Антоний рассказал, что было зафиксировано около 500 преступлений, связанных с незаконной перерегистрацией уставов религиозных общин УПЦ в пользу ПЦУ, а также 144 случая захвата раскольниками храмов УПЦ.

Закон «о переименовании» УПЦ

Закон об упрощении перехода приходов в другую юрисдикцию

17 января 2019 года Верховная рада приняла поправки в ряд законов, касающиеся подчиненности религиозных организаций (подписаны 28 января 2019 года). Документ, подготовленный депутатами «Народного фронта», «Блока Петра Порошенко» и «Самопомощи», законодательно регулирует принадлежность лиц к религиозной общине и порядок перехода приходов из одной юрисдикции в другую. Первоначально законопроект содержал положения о «самоидентификации члена религиозной общины», которым при желании мог стать любой гражданин, и давал право местным органам власти решать вопрос о смене подчиненности религиозных организаций. После протестов православной общественности эти положения были исключены из закона. В его окончательном варианте изменение принадлежности храмов от одной юрисдикции к другой возможно по решению не менее двух третей членов религиозной общины (в первой редакции предполагалось принятие такого решения простым большинством голосов).

Захваты храмов в 2022-2023 годах

По данным главы юридической службы УПЦ, в 2022 году и в январе — феврале 2023 года произошло около 300 рейдерских захватов общин УПЦ. Кроме того, зафиксировано 10 случаев вандализма в отношении православных храмов.

Репрессивная кампания властей в отношении священнослужителей УПЦ

9 декабря 2022 года профильные комитеты одобрили и рекомендовали Верховной раде рассмотреть четыре законопроекта, внесенных депутатами фракций «Слуга народа», «Европейская солидарность» и другими, касающихся ограничения прав, лишения имущества и запрета религиозных организаций, принадлежащих УПЦ.

Статистические данные

Правосла́вные це́ркви — христианские церкви, либо придерживающиеся православия либо использующие данное именование в своём названии.

Поместные православные церкви

15 автокефальных православных церквей, состоящих в каноническом общении друг с другом:

Автономные церкви, находящиеся в канонической зависимости от той или иной автокефальной церкви:

    (в юрисдикции Иерусалимской церкви); (в юрисдикции Константинопольской церкви); (в юрисдикции Константинопольской церкви); (в юрисдикции Русской церкви); (исторически находилась в юрисдикции Московского патриархата. 9 января 2008 года Священный синод Константинопольского патриархата изменил границы учреждённой им в 1996 году митрополии Гонконга, включив в её пределы Китайскую Народную Республику и ряд государств Юго-Восточной Азии); (с 1965 года имеет статус полуавтономии в составе Константинопольского патриархата).

Древневосточные церкви

Древневосточные церкви — независимые поместные христианские церкви, именующие себя православными (не имеют общения с православными церквами) и исповедующие вероучительные догматы первых трёх Вселенских соборов:

Алжир • Ангола • Бенин • Ботсвана • Буркина-Фасо • Бурунди • Габон • Гамбия • Гана • Гвинея • Гвинея-Бисау • Джибути • Египет¹ • Замбия • Зимбабве • Кабо-Верде • Камерун • Кения • Коморы • Демократическая Республика Конго • Республика Конго • Кот-д’Ивуар • Лесото • Либерия • Ливия • Маврикий • Мавритания • Мадагаскар • Малави • Мали • Марокко • Мозамбик • Намибия • Нигер • Нигерия • Руанда • Сан-Томе и Принсипи • Свазиленд • Сейшельские Острова • Сенегал • Сомали • Судан • Сьерра-Леоне • Танзания • Того • Тунис • Уганда • Центральноафриканская Республика • Чад • Экваториальная Гвинея • Эритрея • Эфиопия • ЮАР • Южный Судан

Азорские острова • Британская территория в Индийском океане • о. Вознесения • Канарские о-ва • Мадейра • Майотта • Мелилья • Реюньон • о. Святой Елены • Сеута • о-ва Тристан-да-Кунья • Французские Южные и Антарктические территории

Сахарская Арабская Демократическая Республика • Сомалиленд

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Абхазия • Гонконг • Палестинская национальная администрация • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра • Южная Осетия

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

Аргентина • Боливия • Бразилия • Венесуэла • Гайана • Колумбия • Парагвай • Перу • Суринам • Уругвай • Чили • Эквадор

Фолклендские острова • Французская Гвиана • Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова

Антигуа и Барбуда • Багамы • Барбадос • Белиз • Гаити • Гватемала • Гондурас • Гренада • Доминика • Доминиканская Республика • Канада • Коста-Рика • Куба • Мексика • Никарагуа • Панама • Сальвадор • Сент-Люсия • Сент-Винсент и Гренадины • Сент-Китс и Невис • США • Тринидад и Тобаго • Ямайка

Американские Виргинские острова • Ангилья • Аруба • Бермуды • Бонайре, Синт-Эстатиус и Саба (Карибские Нидерланды) • Британские Виргинские острова • Гваделупа • Гренландия • Каймановы острова • Клиппертон • Кюрасао • Мартиника • Монтсеррат • Навасса • Пуэрто-Рико • Сен-Бартельми • Сен-Мартен • Сен-Пьер и Микелон • Синт-Мартен • Тёркс и Кайкос

  • Православные церкви

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Православные церкви» в других словарях:

Православные Церкви — Православные церкви христианские церкви, придерживающиеся православия. Православные церкви византийской традиции 15 автокефальных православных церквей, состоящих с друг другом в каноническом общении: Константинопольская православная церковь… … Википедия

Древневосточные православные церкви — Древневосточные православные церкви группа независимых поместных христианских церквей, имеющих друг с другом евхаристическое общение и исповедующих вероучительные догматы трёх Вселенских соборов. Древневосточными православными церквями… … Википедия

Православные храмы Берлина — Православные храмы Берлина это религиозные заведения в столице Германии, в которых православные прихожане разных национальностей могут принять участие в Евхаристии. Масштаб этих заведений может быть различным от небольшой домовой… … Википедия

Церкви Смоленской и Владимирской икон Божией Матери — Православный храм Церковь Смоленской иконы Божией Матери … Википедия

Православные — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия

Православные христиане — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия

Правосла́вные це́ркви — христианские церкви, придерживающиеся православия [прим. 1] . Также могут называться Православными церквями византийской традиции или халкидонскими церквями. Делятся на канонические православные церкви (находящиеся между собой в евхаристическом общении и включающие большинство православных) и неканонические юрисдикции (не находящиеся в евхаристическом общении с каноническими церквями и большинством или всеми неканоническими).

Канонические православные церкви [ ]

  • Албанская
  • Александрийская
  • Антиохийская
  • Болгарская
  • Грузинская
  • Иерусалимская
  • Кипрская
  • Константинопольская
  • Польская
  • Румынская
  • Сербская
  • Православная церковь Чешских земель и Словакии
  • Элладская

Эти церкви находятся в канонической зависимости от той или иной автокефальной церкви.

  • Синайская православная церковь (в юрисдикции Иерусалимской церкви);
  • Финская православная церковь (в юрисдикции Константинопольской церкви);
  • Японская православная церковь (в юрисдикции Русской церкви);
  • Китайская православная церковь (в юрисдикции 2008 года Священный синод Константинопольского патриархата изменил границы учреждённой им в 1996 году митрополии Гонконга, включив в её пределы Китайскую Народную Республику и ряд государств Юго-Восточной Азии);
  • Критская православная церковь (с 1965 года имеет статус полуавтономии в составе Константинопольского патриархата).
  • Латвийская
  • Молдавская
  • Белорусская
  • Неканонические юрисдикции [ ]
  • Абхазская православная церковь
  • Апостольская православная церковь
  • Катакомбная церковь
  • Македонская православная церковь
  • Российская православная церковь
  • РПЦЗ(В)
  • Болгарская
  • Истинно-Православные церкви (ИПЦ):
    • Русская катакомбная церковь истинно православных христиан

    Константинопольский патриархат [ ]

    Существует мнение, что «первой среди равных» между православными церквями является Константинопольская православная церковь , глава которой, — [1] [2] [3] .

    Примечания [ ]

    1. ↑ В данной статье не рассматриваются Ассирийскую церковь Востока и Сноски [ ]
    1. ↑Resolution 1704 (2010): Freedom of religion and other human rights for non-Muslim minorities in Turkey and for the Muslim minority in Thrace (Eastern Greece)
    2. ↑ Fr. John Chrysavgis. The Ecumenical Patriarchate: A Brief Guide. The Order of St. Andrew the Apostle — NY, 2009, стр. 71.
    3. ↑ Ошибка цитирования Неверный тег ; для сносок Econ не указан текст

    Албанская • Александрийская • Антиохийская • Болгарская • Грузинская • Иерусалимская • Кипрская • Константинопольская • Польская • Румынская • Русская • Сербская • Чехии и Словакии • Элладская

    Примечание: * автокефалия или автономия признана не всеми поместными Церквами, при этом каноничность Церкви не оспаривается

    Восточная Православная Церковь это не одна церковь, а «семья» из 13 самостоятельных органов, определяемых страной их местонахождения (например: Греческая Православная Церковь, Русская Православная Церковь). Они едины в своем понимании таинств, доктрин, литургии и церковного управления, но каждый управляет своими делами.

    Православная церковь утверждает, что она – единственная истинная Церковь Христова и стремится доказать свое происхождение от первых апостолов через непрерывную цепь апостольской преемственности. Православные мыслители оспаривают духовный статус католиков и протестантов, а некоторые все еще считают их еретиками. Тем не менее, как католики и протестанты, православные признают Троицу, Библию как Слово Божие, Иисуса как Божьего Сына и многие другие библейские доктрины. Однако в своих доктринах они имеют гораздо больше общего с католиками, чем с христианами-протестантами.

    К сожалению, учение об оправдании верой практически отсутствует в истории и теологии Православной Церкви. Вместо этого, Православие делает ударение на освящении – постепенном процессе, при помощи которого христиане становятся все более и более похожими на Христа. Многие в православной традиции не понимают, что «освящение» является прогрессивным результатом спасения, а не обязательным требованием для спасения самим по себе. Другие характерные черты православия, находящиеся в противоречии с Библией, включают в себя:

    Равный авторитет церковных преданий и Священного Писания
    Толкование Библии совместно с преданиями
    Постоянная девственность Марии
    Молитва за усопших
    Крещение младенцев, не учитывая индивидуальную ответственность и веру
    Возможность получения спасения после смерти
    Возможность потери спасения

    Хотя Восточная Православная Церковь занимает важное место в христианской религии и многое в православной традиции имеет подлинную связь со спасением в Иисусе Христе, Православная Церковь не несет четкого сообщения, которое бы согласованность с библейской вестью Христа. Призыв реформаторов «только Писание, только верой, только благодатью и только Христом» не встречает поддержки в Восточной Православной Церкви, а это – слишком ценное сокровище, чтобы без него обойтись.

    Что такое Восточная Православная Церковь и каковы убеждения православных христиан?

    Храм как явление общественной жизни россиян

    Как вы считаете, что является главной особенностью, а вместе с тем и украшением русского пейзажа, городского или сельского? Конечно же, храм. Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней зримой красотой, и гармоничным звоном колоколов.

    Главное же назначение храма в том, что это общий дом Бога и верующих в Него. Это место, специально предназначенное для встречи с Богом и для соборной молитвы Ему.

    Каждый день в храмах проводятся богослужения, звучат песнопения, возносятся к Богу молитвы.

    Никого не заставляют православные священники приходить на церковные службы; ни в школе, ни на работе никогда и никто не обязывает ходить в храмы, а если люди туда идут, то за это никаких поощрений не получают: денег за это не платят, благодарности не объявляют. Напротив, в храме христианам приходится потрудиться и потратиться на свечи, поминальные записочки, литературу, на восстановление храма. Но почему-то люди идут в храм. Почему?

    Как учит Церковь, сердце каждого христианина должно быть обителью Бога, Его храмом. Воцерковляясь, то есть приучаясь жить в Церкви, христианин очищает своё сердце от грехов, приводит его в порядок по подобию православного храма, чтобы оно стало достойным пребывания в нём Господа.

    Бывает, ходит человек много лет мимо храма и может не замечать его вовсе, но наступает момент (обычно это самые трудные минуты жизни), когда и ему приходится задуматься о Боге, о смысле собственной жизни, о вечности.

    И направляется он в храм как в дом Божий, и становится храм и его самым главным и родным. Отчим домом.

    Трудно ли, радостно ли живётся людям, но без храма жизнь их немыслима: и беды, и праздники собирают их в храме, где всё напоминает о духовном, высоком назначении человека.

    Молитва

    Верующие знают: где бы ни находились они и что бы ни делали, Господь всегда находится рядом; он знает и слышит все наши слова и мысли. Поэтому молиться Господу можно всегда и везде.

    Что же такое молитва? Знаете ли вы, что о молитве написаны многие тома? Что есть подвижники-молитвенники, главным делом жизни которых становится непрестанная молитва? Говорят, что по молитвам таких праведников еще стоит наш мир. А труд их называется духовным деланием.

    В молитве нуждается каждый верующий человек. Молитва — это общение с Богом, когда человек может раскаяться в каких-то поступках, помыслах, желаниях, попросить помощи или поблагодарить Господа. В Евангелии от Матфея записаны слова Самого Спасителя о молитве. Иисус Христос предупреждал, что молиться нужно не напоказ и не многословно.

    Образец молитвы дан Самим Господом и известен как молитва «Отче наш»: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».

    Общение с Богом требует особого состояния души, расположения её к искренности, открытости, благоговению и отрешённости от мелких личных проблем и корыстных интересов. Иногда человек именно так и обращается к Богу, но зачастую это не удаётся из-за сердечной чёрствости и суетности.

    Поэтому для верующих людей важно иметь такое место, где всё способствует обретению настоящей молитвы, единению с Богом. Таким особенным местом является храм Божий.

    Назначение храма

    Храм — это место особенное, специально предназначенное:

    1) для встречи с Богом каждого человека;

    2) для соборных (совместных, общих) молитв;

    3) для совершения богослужений;

    4) для совершения Таинств Православной Церкви (Крещения, Покаяния, Причащения, Миропомазания, Елеосвящения, Священства и Брака, или Венчания).

    «. в храмах есть особенное присутствие Бога благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими и являемое иногда в особенных знамениях», — говорит святитель Филарет, митрополит Московский.

    О благоволении Господа общей молитве говорится в главе 18-й Евангелия от Матфея:

    «19. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

    20. ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

    Разновидности храмов

    Храмы бывают разные: соборы, церкви, часовни. Все эти слова также означают помещение, где собираются верующие во Христа для молитв. Таинств и богослужений, но соборами называются такие храмы, в которых богослужения совершаются духовенством нескольких храмов, то есть это соборные храмы,

    часовней называется небольшая храмовая постройка без помещения для алтаря. Есть кафедральные храмы, это главные , храмы города, монастыря или большого селения, а также некоторые столичные храмы, имеющие особое значение.

    Православные храмы посвящаются Богу в память о том или ином событии из жизни Христа, Божией Матери, святых, отражённом в церковном календаре, или в честь Архангелов или чудотворных икон. Отсюда и соответствующие названия; Христа Спасителя, Святой Троицы, Рождества Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, Святителя Николая Угодника, Архангела Михаила и другие.

    Каждый храм строится по специальному проекту и имеет свой неповторимый облик. Это касается и размеров, и пропорций, и украшений, и цветового оформления, и формы купольных завершений, и их количества.

    Использованы материалы кн.:

    А.В. Бородина Основы православной культуры, Москва, «покров», 2003

    Учебник соответствует федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования последнего поколения. Издание предназначено в первую очередь для бакалавров, обучающихся по направлениям подготовки «Теология» и «История». Материал учебника может быть также использован при подготовке бакалавров по направлениям «Религиоведение» и «Культурология», полезен преподавателям и всем интересующимся историей мирового Православия.

    Рецензенты:

    • Протоиерей Константин Костромин , кандидат исторических наук, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе, доцент кафедры церковной истории (Санкт-Петербургская духовная академия)
    • Иерей Иоанн Кечкин , кандидат богословия, доцент кафедры церковной истории (Московская духовная академия)
    • Георгий Евгеньевич Захаров , кандидат исторических наук, заведующий кафедрой систематического богословия и патрологии богословского факультета (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет)

    Рекомендовано Учебным комитетом Русской Православной Церкви (решение от 01.10.2021 № 10/402)

    Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р22-122-0507

    Переплет: твердый
    Ш х В: 170 х 240 мм

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector