Порт артурская икона божией матери

Порт артурская икона божией материВ праздник Введения Божией Матери в Храм в Свято-Владимирской часовне на русском кладбище в г. Люйшунь (Порт-Артур). для молитвенного поклонения был установлен образ Порт-Артурской Божией Матери.

Написанный специально для Порта-Артурской часовни царскосельским иконописцем М. М. Осипенко, образ является точным списком с чудотворной иконы Порт-Артурской Божией Матери, хранящейся во Владивостоке. Сам чудотворный образ, написанный в благословение русскому воинству во время русской-японской войны 1905 года, так и не был доставлен в Порт-Артур. Со временем он был утерян, и обретен в Иерусалиме в 90-е годы 20 века группой паломников из Владивостока.

После установки образа в Свято-Владимирской часовне впервые за 60 лет был совершен водосвятный молебен перед Порт-Артурской иконой Божией Матери. По окончании молебна у Поклонного креста была совершена лития в память о воинах, павших во время военных кампаний на Лаодунском полуострове и погребенных на Порт-Артурском кладбище. За богослужениями в часовне и у Поклонного креста молились верующие, прибывшие из Даляня, Шэньяна, Ханчжоу и Гонконга.

Русское кладбище в Порт-Артуре является частью восстановленного в 2010 году усилиями русских и китайских специалистов мемориального комплекса ….. В время официального визита в КНР Порт-Артурское кладбище впервые посетил Президент России Д. А. Медведев. В настоящее время заботу о мемориальном комплексе……. несут муниципальные власти г. Люйшунь (порт-Артур).

Порт артурская икона божией матери

Порт-Артурская икона Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы»

Pовно за два месяца до начала русско-японской войны, 11 декабря 1903 года, в Киево-Печерскую лавру, в Дальние пещеры, пришел из Бессарабской губернии старик-матрос, участник обороны Севастополя. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Однажды во сне ему; явилась Пресвятая Богородица. Владычица Небесная приказала изготовить образ, точно отображающий видение, и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая помощь, покровительство и победу русскому воинству тотчас по прибытии образа на указанное место. Видение старика-матроса стало известно богомольцам Киево-Печерской лавры. Образ был изготовлен точно по указанию матроса. В начале aвгycтa икона « Торжество Пресвятой Богородицы» была доставлена во Владивосток. После молебна икона была заключена в специально приготовленный для нее футляр и отправлена на норвежский пароход, который увез икону из Владивостока. Владивостокцам осталась копия этой иконы в натуральную величину, писанная на медной доске масляными красками. Вскоре стало известно, что икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в Порт-Артур доставлена не была. Город к тому времени уже был един. Испросив разрешения в Петербурге, ее отправили в действующую армию, к генералу Куропаткину. Дальнейшая судьба Порт-Артурской иконы была не известна.

В феврале 1998 года совершалось паломничество в Святую Землю. По дороге в Гефсиманию русские паломники зашли в один из антикварных магазинов. Осматривая выставленные в нем христианские святыни, они увидели Порт-Артурскую икону. Экспертиза показала, что это не список, а подлинная чудотворная Порт-Артурская икона. 6 мая 1998 года Порт-Артурская икона Божией Матери возвратилась во Владивосток.

История этой иконы получила начало далеко от Приморья. По преданию, ее написали в Киево-Печерской Лавре после того, как одному из пришедших туда паломников случилось во сне откровение.

Порт артурская икона божией материРовно за два месяца до начала русско-японской войны, 11 декабря 1903 года, в Киево-Печерскую лавру, в Дальние пещеры, пришел поговеть из Бессарабской губернии старик-матрос, участник обороны Севастополя. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Однажды во сне ему было видение: стоящая спиной к заливу моря Пресвятая Богородица, держащая в руках продолговатый плат с сиреневой каемкой, на котором был изображен лик Спасителя. Хитон Божией Матери был синим, а верхнее одеяние — коричневым. Обе стопы Ее попирали обнаженные и отточенные обоюдоострые мечи. С правой стороны над пречистым ликом Богородицы находился Архистратиг Михаил, с левой — Архангел Гавриил. Над Нею Ангелы держали в облаках царскую корону, увенчанную перекрещивающимися радугами с крестом наверху. Еще выше Бесплотные Силы поддерживали облака, на которых восседал Господь Саваоф; над ним была надпись по сиянию: «Да будет едино стадо и един пастырь».

Пресвятая Богородица успокоила пораженного страхом матроса и поведала ему, что вскоре начнется война, в которой Россию ждут тяжелые потери и испытания. Владычица Небесная приказала изготовить образ, точно отображающий видение, и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая помощь, покровительство и победу русскому воинству тотчас по прибытии образа на указанное место.
Видение старика-матроса, севастопольца, стало известно богомольцам Киево-Печерской лавры. Когда пришло первое известие о начале русско-японской войны, десять тысяч богомольцев по пятачку (более от одного лица не принимали) собрали сумму, необходимую на материалы для иконы. За работу мастера ничего не взяли.

Образ был изготовлен точно по указанию матроса. На нем эмалированной вязью было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10000 богомольцев и друзей». Образ вместе с резной рамой составлял 2 аршина 1 1/2 вершка (около 149 см) в высоту и 1 1/2 аршина (около 107 см) в ширину. Размеры иконы без рамы: высота — 1 3/4 аршина (около 124 см), ширина — 1 аршин 1 1/2 вершка (около 77 см).
Летом 1904 года икона прибыла на Дальний Восток, о чем подробно рассказали «Владивостокские епархиальные ведомости» (№ 16-17. 1 сентября 1904 года; № 2. 15 января 1905 года; № 10. 15 мая 1905 года).
2 августа Преосвященный епископ Владивостокский и Приморский Евсевий (Никольский) в кафедральном соборе принял святую икону «Торжество Пресвятой Богородицы», предназначавшуюся для Порт-Артурского собора и до того времени находившуюся у начальника Тихоокеанской эскадры вице-адмирала Н. И. Скрыдлова. Вице-адмирал Н. И. Скрыдлов, которому это поручение было дано Государыней Императрицей Марией Федоровной, по прибытии во Владивосток обратился к ней с просьбой о разрешении временно поставить икону во Владивостокском кафедральном соборе. Ее Императорское Величество изъявила согласие в телеграмме, которая была получена во Владивостоке 2 августа.

Многие верующие выражали недоумение и неудовольствие тем, что Порт-Артурская икона не доставляется к месту назначения. Однако задержка с отправкой была обусловлена отсутствием свободных кораблей, способных безопасно доставить икону, и активными военными действиями в осажденном Порт-Артуре.

С иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» было снято несколько копий. Вначале было сделано несколько копий фотографическим способом. С фотокопии один владивостокский живописец снял еще одну копию (писана на дереве масляными красками в уменьшенном размере). Предполагалось, что несколько фотокопий иконы будут посланы сухим путем по почте в Чифу на имя русского консула с просьбой при первом удобном случае переправить их в Порт-Артур.
Копию иконы на дереве было решено отослать в Порт-Артур первым же транспортом. Доставить живописную копию иконы в Порт-Артур взялся доброволец-матрос Пленков, это было в октябре. Но транспорт попал в сильный шторм и вернулся во Владивосток. Вторично на этом же транспорте икона была отправлена 16 ноября. Результаты этой поездки остались неизвестными.

Наконец доставить подлинную икону в Порт-Артур взялся Николай Николаевич Федоров — 50-летний отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в 1904 году — делопроизводитель Императорской охоты. Он из газет узнал о судьбе Порт-Артурской иконы и решил взять на себя трудный и опасный подвиг — доставить означенную икону в Артур. Его духовник отец Иоанн Кронштадтский дал ему на это свое благословение.
В первых числах октября Н. Н. Федоров выехал из Петербурга во Владивосток, куда прибыл 7 ноября 1904 года. 21 ноября (4 декабря), в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, после Литургии в кафедральном соборе при большом стечении народа в последний раз перед иконой «Торжество Пресвятой Богородицы» было совершено торжественное молебствие. После молебна икона была заключена в специально приготовленный для нее футляр и отправлена на норвежский пароход, который увез икону из Владивостока. Владивостокцам осталась копия этой иконы в натуральную величину, писанная на медной доске масляными красками.

Первое сообщение от Н. Н. Федорова было получено 7 января 1905 года, это была телеграмма, поданная им 4 января со станции «Первая застава» на реке Ляохе. В этой телеграмме Федоров пресил выслать его вещи в Харбин до востребования. Об иконе Н. Федоров сообщил в письме, которое пришло 11 января. Стало известно, что икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в Порт-Артур доставлена не была. Город к тому времени уже был сдан. Испросив разрешения в Петербурге, Федоров отправил ее в действующую армию, к генералу Куропаткину.
Дальнейшая судьба Порт-Артурской иконы беспокоила многих владивостокцев, которые неоднократно обращались с запросами к Владыке Евсевию. Выражая общее беспокойство, Владыка обратился к главному священнику армии протоиерею Сергию Голубеву, который телеграммой от 28 апреля 1905 года ответил: «Икона «Торжество Богородицы» после неудавшейся попытки чиновника Федорова препроводить ее в Порт-Артур была доставлена в ставку Главнокомандующего и с этого времени находится в походной церкви Главнокомандующего».

О дальнейших событиях, связанных с иконой, можно только гадать. Известно письмо отца Иоанна Кронштадтского: «Вождь нашего воинства А. Н. Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим».

Личный блог Лапаевой Людмилы

Порт артурская икона божией матери

Порт артурская икона божией материУдивительная история иконы «Торжество Пресвятой Богородицы»

Удивительная история Порт-Артурской иконы Божьей Матери «Торжество Пресвятой Богородицы» началась в далеком 1903г. В декабре в Киево-Печерскую Лавру пришел старый матрос Феодор, участник Севастопольской обороны, один из последних оставшихся в живых, чудом уцелевший в той страшной войне.

Он рассказал о своем видении. Однажды ночью он проснулся от необычного шума в комнате и был потрясен увиденным — перед ним стояла Божья Матерь в сопровождении Архистратига Михаила и Архангела Гавриила, она стояла на берегу моря на обоюдоострых ножах и держала в руках белый плат с голубой каймой с изображением Нерукотворного Лика Христа Спасителя. В тумане за ней был виден город, ангелы над ее головой держали царскую корону, которую венчала другая корона из перекрещивающихся радуг с крестом наверху, а выше на престоле сам Господь вокруг которого в сиянии можно было различить слова — » Да будет едино стадо и един Пастырь».

Порт артурская икона божией материБогородица сказала ему, что скоро на дальних рубежах России начнется кровавая война, для того чтобы она смогла помочь защитить наши берега, надо написать икону с ее образом и всем, что он увидел, и как можно скорее доставить ее в Порт-Артур. Как только икона окажется в крепости, русские воины получат ее покровительство и помощь, и воссторжествует победа.

Но ему никто не поверил, в то время в лавру часто приходили люди со своми видениями и на них перестали обращать внимание. Но через месяц все изменилось. Началась русско-японская война и в центре событий был как раз Порт-Артур. Люди стали приносить пожертвования для написания иконы, причем желающих было столько, что ввели ограничения — жертвовать не более 5 коп. Деньги собрали быстро, но живописец Штронда отказался от гонорара, взял только на материалы.

Старый матрос удивительно четко помнил все детали своего ночного видения и временами, недовольный написаным, брал сам скрюченными руками карандаш и его движения становились необъяснимо легкими и точными. Икона написана была быстро, оставалось только доставить ее в воюющую крепость.

Порт артурская икона божией материНо адмирал Верховский, которому было поручено доставить ее в Порт-Артур не торопился, сначала он устроил дома выставку иконы, чтобы ее смог посмотреть весь город, затем он заказал списки с нее, на что тоже ушло немало времени, а затем пришло известие о гибели под Порт-Артуром командующего флотом адмирала Макарова. Невосполнимая потеря, которая привела к перелому в русско-японской войне.

На его место назначили адмирала Скрыдлова, отозвав его с Черноморского флота, ему же передали икону для доставки ее в крепость. Пока Скрыдлов раскланивался со всеми перед отъездом, крепость была осаждена и попасть в нее уже было невозможно. Адмирал вместо Порт-Артура прибыл во Владивосток.

Вся провославная Россия была возмущена — небесные силы в эти трудные годы пообещали помощь и заступничество, надо только выполнить условие. В редакцию «Церковного Вестника» ежедневно приходили сотни писем с вопросом — «где икона?», «почему ее не доставили в крепость?»

Никогда еще в Успенском соборе Владивостока, куда была помещена икона, не было такого столпотворения людей, плачущих перед иконой, моливших о помощи.

У Скрыдлова не было военной мощи, с которой можно было идти на прорыв, но в его штабе молодые офицеры решились попытаться все-таки доставить икону в крепость. 23-летний мичман Шишко с товарищами сделали 2 попытки прорваться в крепость, но неудачно.

Порт артурская икона божией материТретья попытка была сделана отставным ротмистром лейб гвардии Уланского полка Ее Величиства из Гатчины Н.Н.Федоровым, ему уже было за 50, думать не думал о подвигах, служил делопроизводителем царской охоты, но прочитав в газете о том, что уже полгода икона находится во Владивостоке и никому не удается ее переправить в крепость, он сел на поезд и поехал во Владивосток.

Предварительно попросив благословение у Иоана Кронштатского и сама императрица послала телеграмму во Владивосток Скрыдлову, чтобы Федорову было «дозволено» переправить икону.

В одиночку через Шанхай и порт Чифу он пытался добраться до Порт-Артура, но не успел, крепость была сдана.

Федоров передал икону в ставку главнокомандующего, после окончания войны в мае 1905 г. икона вернулась во Владивосток.

После революции Успенский собор сначала закрыли, а потом взорвали и судьба иконы оставалась неизвестной.

Порт артурская икона божией материВ 1998г в Иерусалиме паломники из Владивостока зашли в антикварный магазин и были изумлены — там была выставлена икона Порт-Артурской Божьей Матери, проведенная экспертиза показала, что это не современный список, одолжив деньги у монахинь Горненского монастыря, они выкупили икону.

После реставрации она вернулась во Владивосток и Крестным ходом прошла по городу.

В 2003г. , через 100 лет, все же был исполнен завет Богородицы, в Порт-Артуре у могилы русских воинов оборонявших крепость, был разрешен крестный ход в поминовение усопших, на киоту надгробного креста, на место разобранной иконы Казанской Божьей матери поставили маленький список Порт-Артурской Божьей Матери и отслужили небольшой молебен о спасении России.

И как по волшебству, в разных городах России стали находиться старинные списки с иконы, а во Владивостоке замироточила икона св.Параскевы. На сегодняшний день уже известно 7 или 8 списков в разных городах.

Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» почитаема как чудотворная, празднования в ее честь проводятся 29 августа в день «Третьего Спаса».

Во Владивостоке ее можно увидеть в храме «Покрова Пресвятой Богородицы» в Покровском парке.

Икона выставлена на поклонение в Свято-Владимирском Соборе города.

Адрес: ул. Плеханова, 44
Район: Жовтневый
Телефон: (0642) 490–532
Факс: (0642) 508–023

Порт артурская икона божией материПорт-Артурская икона Божией Матери («Торжество Пресвятой Богородицы»)

Порт-Артурская икона Божией Матери («Торжество Пресвятой Богородицы») — почитаемая в Русской церкви чудотворная икона Богородицы. На иконе Дева Мария изображена без младенца Иисуса.

Празднование в честь Порт-Артурской иконы совершается 29 августа (16 августа по юлианскому календарю) — в день Третьего Спаса.

Порт-Артурская икона Божией Матери — первая чудотворная икона явленная в XX веке.

Пришедший 11 декабря 1903 года в Киево-Печерскую лавру старый матрос Феодор, участник обороны Севастополя, рассказал, что недавно явилась ему Богородица, стоявшая на берегу залива, держащая в руках большой плат с изображением Нерукотворного лика Спасителя. Ногами Богородица попирала мечи, а над её головой ангелы держали корону; выше в облаках восседал Господь Саваоф и над Ним сияла надпись: «Да будет едино стадо и един Пастырь».

Богородица поведала матросу, что вскоре Россию ожидает тяжёлая война, приказала изготовить явленный образ и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая победу, помощь и покровительство в сражениях, если образ утвердится в стенах города.

С началом русско-японской войны в феврале 1904 года были собраны добровольные пожертвования на изготовление иконы. Икона находилась в Санкт-Петербурге, летом 1904 года была доставлена на Дальний Восток, в начале августа икона была поставлена во Владивостокском кафедральном соборе. В связи с осадным положением крепости исполнить завет Богородицы и безопасно доставить икону в Порт-Артур было крайне затруднительно.

В октябре, узнав о судьбе иконы, 50-летний делопроизводитель Императорской охоты, отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Её Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877–1878 годов, Николай Николаевич Фёдоров взял на себя смелость доставить икону в Порт-Артур.

В начале ноября он прибыл во Владивосток. 21 ноября, в день празднования Введения во храм пресвятой Богородицы был совершён молебен, икона помещена в футляр и доставлена на пароход, а во Владивостоке оставлен список. В начале января была получена первая телеграмма от Фёдорова, где сообщалось, что икона в Порт-Артур доставлена не была, и крепость к тому моменту была уже сдана японцам. Икона была переправлена в ставку главнокомандующего и находилась в его походной церкви.

После войны икона вернулась в Успенский собор Владивостока. В 1932 году собор был закрыт, в 1938 году взорван, и дальнейшая судьба иконы оставалась неизвестной долгое время. В феврале 1998 года паломники в Иерусалим обнаружили в антикварном магазине Порт-Артурскую икону. Деньги на выкуп одолжили монахини Горненского монастыря. Экспертиза установила, что это не современный список. 6 мая 1998 года, после оформления всех необходимых документов на вывоз, икона вернулась в Россию. После реставрации икона была отправлена в Свято-Никольский кафедральный собор Владивостока.

В 80-е годы изограф Михаил Осипенко, работая в храме города Киржач на реставрации росписей вместе со своим братом Сергеем, обнаружил необычную икону, копию чудотворной Порт-Артурской иконы. Он приступил к изготовлению списка, но тогда не довершил свою работу.

Позже, в год столетия явления иконы, Михаил Осипенко вместе с супругой и детьми возобновили работу, и в феврале 2003 года икона была готова. Тогда же возникла мысль, пусть и спустя столетие, исполнить завет — доставить икону в Порт-Артур (Люйшунь). Икону торжественно провожали в Леушинском подворье Санкт-Петербурга. За две недели на личном автомобиле был проделан путь из Кронштадта в Хабаровск до границы с Китаем, где возникла месячная заминка, поскольку в составе группы был иеромонах Георгий, а по законам КНР въезд в страну православных священников запрещён.

Священнослужителю пришлось переодеться в светскую одежду, икона была перевезена в упакованном виде, а крестный ход пропустили только для совершения поминовения оборонявших крепость Порт-Артура. На кладбище, где по повелению императора Николая II был установлен шестиметровый каменный памятный крест, перед иконой была совершена панихида и краткий молебен о спасении России.

В киоте креста когда-то была расположена мозаичная Казанская икона Божией Матери, позже разобранная. На это место была поставлена Порт-Артурская икона, специально изготовленная и освящённая копия, а икона самолётом доставлена в Россию, где её 18 мая 2003 торжественно встречали в храме Леушинского подворья. Икона была передана в Свято-Троицкий Измайловский собор.

Порт артурская икона божией матери

Чудотворные иконы всегда почитались на Руси. Они имели особый статус в церкви и всегда отождествлялись с Божественной Силой, которая неусыпно присутствует среди нас. Одной из таких икон является икона Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы».

Иконы, изображающие Богоматерь, многочисленны, однако эта, пожалуй, одна из немногих, на которой она изображена без Предвечного Младенца. История этой иконы столь же интересна, сколь и творимые ей чудеса. Почитание ее начинается с 20 века, а явление Богоматери до сих пор расценивается как чудо, произошедшее незадолго до обороны Севастополя.

История иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы»

Образ Богоматери явился одному из старых моряков. Дивный лик Богоматери повелел матросу перенести ее образ на икону и передать ее в Порт-Артурскую церковь. Она предсказала скорую войну, пообещала защиту и Божье благословение защитникам, победу в многочисленных сражениях и поведала, что город будет спасен, если икона будет находиться в его стенах. Так произойдет победа православия над язычеством и восторжествует православие.

Произошедшее нападение на русский флот со стороны японцев, не оставило сомнений и множество богомольцев стали жертвовать деньги на написание чудесного лика Божией Матери. Был учрежден совет, на котором стали принимать равные суммы от жертвователей. Образ был изготовлен в Киево-Печерской лавре по описанию матроса, которому явилась Богоматерь.

В время Страстной недели Великого поста икону Богоматери освятили и доставили поездом в город Санкт-Петербург. Длительное пребывание иконы в этом городе и поздняя доставка привели к тому, что образ невозможно было доставить из-за прерванного сообщения с Порт-Артурской крепостью. Множество задержек по доставке образа ухудшили ситуацию на фронте. Лишь в январе икона заняла свое место. Однако было слишком поздно, и сданная врагу крепость на долгое время «похоронила» сведения об иконе.

Прошло более девяноста лет, прежде чем были найдены следы иконы. Она находилась в антикварном магазине города Иерусалим, и лишь в мае 1998 года она была возвращена в Россию.

Где находится чудотворный образ

Образ Богоматери стал покровительницей всех дальневосточных земель, а также всего русского воинства и особенно флота. Икону можно найти во множестве храмов, в том числе одноименных: Владивосток, Екатеринбург, Уссурийск, Санкт-Петербург, Москва, Курган,

Описание иконы

На иконе представлена Богоматерь в полный рост. В ее руках плат с изображением Иисуса Христа. Босыми ногами стоит Пречистая Дева на острых мечах. Справа от нее находится архангел Михаил, с левой — Гавриил. Над головой Богородицы ангелы, держащие царскую корону. Она увенчана радугами скрещивающимися друг с другом, а сверху расположен крест. Точный образ из видения моряка перенесен с мельчайшими деталями искусной рукой иконописца Павла Штронда, который отказался от платы за свои труды.

В чем помогает чудотворный образ Порт-Артурской Богоматери

Главными почитателями иконы, без сомнения, являются люди военных профессий. Особое отношение сложилось с этой иконой у моряков, служащих на военных кораблях. Перед каждым плаванием они стараются попасть в церковь и помолиться Богоматери за удачный исход военных учений, конфликтов с противниками. Покровительствующая им, икона не раз являла свои чудеса, и многие моряки утверждали, что слышали чудесное церковное пение. Это знамение всегда сопровождалось победами и благоприятным разрешением любой кампании.

Помогает Порт-Артурская икона и всем страждущим, желающим исцелиться от недугов. Не раз святой лик исцелял смертельно больных, прежде явившись им во снах и повелевший отправляться в церковь, поклониться перед образом и покаяться в грехах. Вступившие на путь православия и принявшие веру в Христа исцелялись, приводя в недоумение лекарей.

Принявшие православие христиане молятся пред ликом и просят помощи в утверждении и укреплении веры, просят Богоматерь покровительствовать им на нелегком пути, полном соблазнов и искушений. Истинно верующим Божия Матерь не отказывает в Божественном покровительстве и наделяет их Благодатью, позволяющей успешно бороться с негативом и недоброжелателями.

Молитва перед чудотворным образом

Любое обращение к Богородице своими словами, идущими от чистого сердца, обретают силу. Молитвы, произнесенные дома, также будут услышаны. На страницах сайта dailyhoro.ru вы узнаете о правилах молитв вне церкви.

«Пресвятая Дева богородица! Святейшая из всех святых! Смиренно преклоняем колени пред ликом Твоим и образом, просим милостиво, увидь наши прискорбные нужды, да не отринь слов наших, в мольбе к Тебе, Пречистая, взывающих. Помоги нам, беспомощным, помолись за души наши пред Сыном Твоим, Господом нашим трижды единым. Сподвинь врагов Отчизны на вразумление и отступление от варварских замыслов, сохрани нас во сплочении, да не дай болезням вознестись над человечеством. Аминь».

Дата празднования Порт-Артурской иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы»

Праздник в честь чудотворного лика совершается 29 августа (16) в день Третьего Спаса. Он сопровождается торжественной литургией и вознесением всеобщей молитвы, славящей Богородицу-защитницу и покровительницу всего рода людского.

Молитвы являются неотъемлемой частью нашей жизни. Они способны успокоить наши страхи, исцелить недуги, даровать помощь и наставления. С молитвой гораздо проще преодолевать трудности на жизненном пути и бороться со всеми проявлениями зла.

Порт артурская икона божией матери

Икона Божией Матери Порт-Артурская, именуемая «Торжество Пресвятой Богородицы»

История этой иконы – это история о любви Божией Матери к России и об испытании веры русского народа; веры, которая, к сожалению, в то время оскудевала.

За два месяца до начала Русско-японской войны, в конце 1903 года, старому матросу Льву Ефимовичу Катанскому, участнику обороны Севастополя, было чудесное видение – ему явилась Пресвятая Богородица. Однажды ночью он проснулся от странного шума – как будто дул сильный ветер. Вдруг изумленный матрос увидел Божию Матерь, окруженную Ангелами. Она была одета в синий хитон с коричневым покрывалом и держала в руках плат, на котором был изображен нерукотворный Лик Спасителя. Стопами Божия Матерь попирала обоюдоострые мечи. С правой стороны над пречистым Ликом Богородицы был Архистратиг Михаил, а с левой – Архангел Гавриил. Над Самой Богородицей Ангелы держали в облаках царскую корону, увенчанную крестом. Еще выше Бесплотные Силы Небесные поддерживали облака, на которых восседал Господь Саваоф. Над Господом сияла надпись: «Да будет едино стадо и един Пастырь».

Старик обомлел от страха. Пресвятая Богородица успокоила его и поведала: «Вскоре, на берегах далекого моря, России предстоит очень тяжелая война, и многие скорби ожидают Россию. Напиши образ, точно изображающий Мое явление, и отправь его в Порт-Артур. Если икона будет в этом городе, то православие восторжествует над язычеством, и русское воинство получит победу, помощь и покровительство». После этого чудное видение исчезло.

Потрясенный Лев Ефимович рассказал обо всем, что произошло, братии Киево-Печерской Лавры. Однако ему никто не поверил: слишком много в то время приходило в Лавру людей с разными странными «видениями», и на них просто перестали обращать внимание. Впрочем, этому видению поверить все же пришлось. Через месяц началась русско-японская война, и в центре событий оказался как раз Порт-Артур. Когда пришло первое известие о начале Русско-японской войны, десять тысяч богомольцев из Киева собрали сумму, необходимую для написания иконы, причем от одного лица принимали не более 5 копеек. Писать икону поручили известному киевскому иконописцу Павлу Федоровичу Штронде. Гонорара за свою работу боголюбивый мастер не взял.

Икона была написана точно так, как описал свое видение старик матрос. По краям образа сделали надпись: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10000 богомольцев и друзей».

В конце Великого поста при огромном стечении народа образ был освящен. Вечером того же дня он был отправлен по железной дороге в Санкт-Петербург, адмиралу Владимиру Павловичу Верховскому. К иконе киевляне приложили письмо, в котором выражали надежду, что «Его Превосходительство употребит все возможности для скорейшего и безопасного доставления иконы в крепость». Однако адмирал Верховский по каким-то причинам не спешил доставлять образ в крепость. Около недели икона находилась в его доме, затем он попросил написать ее точную копию… Время, между тем, шло. Митрополит Петербургский Антоний увещевал адмирала как можно скорее исполнить волю Пресвятой Богородицы.

Наконец, по требованию вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны, образ Божией Матери передали адмиралу Николаю Илларионовичу Скрыдлову, который и должен был доставить икону в Порт-Артур. 12 апреля 1904 года адмиральский поезд отбыл из Петербурга. Однако и адмирал Скрыдлов не поспешил исполнить поручение, и поехал не на Дальний Восток, а в Севастополь. Там он еще несколько дней устраивал свои дела и только 20 апреля снова тронулся в путь. К сожалению, он опоздал: железнодорожное сообщение с Порт-Артуром был перерезано, и Скрыдлов был вынужден направить свой поезд во Владивосток. Однако икону выставили для поклонения в Кафедральном соборе почему-то только через 90 дней, в августе 1904 года.

Было предпринято несколько попыток отправить из Владивостока в Порт-Артур копии иконы, но они кончились ничем. Оригинал иконы решился доставить в Порт-Артур Николай Николаевич Федоров –отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка, участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. На этот подвиг его благословил духовник, протоиерей Иоанн Кронштадтский. В день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, после Литургии и молебна в Кафедральном соборе Николай Николаевич увез икону из Владивостока на норвежском пароходе. Долгое время от него не было никаких известий. 20 декабря 1904 г. Порт-Артур был сдан японцам.

11 января от Федорова пришло письмо, в котором он сообщал, что не смог доставить икону в Порт-Артур из-за плохих погодных условий. Образ отправили в действующую армию, где поместили в походной церкви Главнокомандующего, генерала Куропаткина.

8 июня 1905 года икона была возвращена в Кафедральный собор Владивостока. После революции 1917 года собор был закрыт, а позже – взорван. Дальнейшая судьба Порт-Артурской иконы письма П.Ф. Штронды до сих пор неизвестна. Одна из точных копий иконы Пресвятой Богородицы была чудесным образом обретена в Иерусалиме в 1998 году паломниками с Дальнего Востока и возвращена во Владивосток.

В Порт-Артуре, на кладбище, где почивают останки православных воинов Русско-японской войны, сейчас находится небольшая копия иконы. Она размещена в каменном кресте, установленном по повелению Государя Николая II.

Празднование иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» Порт-Артурская совершается 16 (29 н. ст.) августа, в день почитания Спаса Нерукотворного.

Порт-Артурская икона Божией Матери — первая явленная в XX веке. Пришедший 11 декабря 1903 года в Киево-Печерскую лавру старый матрос Феодор, участник обороны Севастополя, рассказал, что недавно явилась ему Богородица, стоявшая на берегу залива, держащая в руках большой плат с изображением Нерукотворного лика Спасителя. Ногами Богородица попирала мечи, а над её головой ангелы держали корону; выше в облаках восседал Господь Саваоф и над Ним сияла надпись: «Да будет едино стадо и един Пастырь». Богородица поведала матросу, что вскоре Россию ожидает тяжёлая война, приказала изготовить явленный образ и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая победу, помощь и покровительство в сражениях, если образ утвердится в стенах города.

С началом русско-японской войны в феврале 1904 года были собраны добровольные пожертвования на изготовление иконы. Икона находилась в Санкт-Петербурге, летом 1904 года была доставлена на Дальний Восток, в начале августа икона была поставлена во Владивостокском кафедральном соборе. В связи с осадным положением крепости исполнить завет Богородицы и безопасно доставить икону в Порт-Артур было крайне затруднительно.

В октябре, узнав о судьбе иконы, 50-летний делопроизводитель Императорской охоты, отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Её Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877—1878 годов, Николай Николаевич Фёдоров взял на себя смелость доставить икону в Порт-Артур. В начале ноября он прибыл во Владивосток. 21 ноября, в день празднования Введения во храм пресвятой Богородицы был совершён молебен, икона помещена в футляр и доставлена на пароход, а во Владивостоке оставлен список. В начале января была получена первая телеграмма от Фёдорова, где сообщалось, что икона в Порт-Артур доставлена не была, и крепость к тому моменту была уже сдана японцам. Икона была переправлена в ставку главнокомандующего и находилась в его походной церкви. После войны икона вернулась в Успенский собор Владивостока. В 1932 году собор был закрыт, в 1938 году взорван, и дальнейшая судьба иконы оставалась неизвестной долгое время. В феврале 1998 года паломники в Иерусалим обнаружили в антикварном магазине Порт-Артурскую икону. Деньги на выкуп одолжили монахини Горненского монастыря. Экспертиза установила, что это не современный список. 6 мая 1998 года, после оформления всех необходимых документов на вывоз, икона вернулась в Россию. После реставрации икона была отправлена в Свято-Никольский кафедральный собор Владивостока.

В 80-е годы изограф Михаил Осипенко, работая в храме города Киржач на реставрации росписей вместе со своим братом Сергеем, обнаружил необычную икону, копию чудотворной Порт-Артурской иконы. Он приступил к изготовлению списка, но тогда не довершил свою работу. Позже, в год столетия явления иконы, Михаил Осипенко вместе с супругой и детьми возобновили работу, и в феврале 2003 года икона была готова. Тогда же возникла мысль, пусть и спустя столетие, исполнить завет — доставить икону в Порт-Артур (Люйшунь). Икону торжественно провожали в Леушинском подворье Санкт-Петербурга. За две недели на личном автомобиле был проделан путь из Кронштадта в Хабаровск до границы с Китаем, где возникла месячная заминка, поскольку в составе группы был иеромонах Георгий, а по законам КНР въезд в страну православных священников запрещён. Священнослужителю пришлось переодеться в светскую одежду, икона была перевезена в упакованном виде, а крестный ход пропустили только для совершения поминовения оборонявших крепость Порт-Артура. На кладбище, где по повелению императора Николая II был установлен шестиметровый каменный памятный крест, перед иконой была совершена панихида и краткий молебен о спасении России. В киоте креста когда-то была расположена мозаичная Казанская икона Божией Матери, позже разобранная. На это место была поставлена Порт-Артурская икона, специально изготовленная и освящённая копия, а икона самолётом доставлена в Россию, где её 18 мая 2003 торжественно встречали в храме Леушинского подворья. Икона была передана в Свято-Троицкий Измайловский собор.

Гимнография

Тропарь Иконе Божией Матери Порт-Артурская:

Днесь торжествует град Владивосток / и с ним сликовствуют вси приделы земли Дальнероссийския, / сретая вновь обретенную икону Твою, Богомати, / Порт-Артурскою нареченную, / в благословение и знамение торжества / христолюбивому воинству Дальней России дарованную, / на Ню же взирающи вси зовем: / Русь Святая, / храни веру православную, / в ней же твое утверждение!

Написана икона в начале ХХ века во время русско-японской войны 1904–1905 гг. по заказу жителей Порт-Артура. Но, когда икона прибыла во Владивосток, Порт-Артур уже пал.

После революции икона исчезла.

17 февраля 1998 года дальневосточные паломники обнаружили святыню в антикварном магазине Иерусалима. Паломники заняли деньги в русском Горненском женском монастыре и выкупили икону.

6 мая 1998 года Порт-Артурская икона Божией Матери возвратилась во Владивосток и теперь хранится в Свято-Никольском соборе.

Нужно отметить, что Порт-Артурская икона из-за неканоничного изображения на ней Бога-Отца получила признание не сразу.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 2009 года празднование в честь иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) внесено в месяцеслов официального календаря Русской Православной Церкви.

День празднования: 29 августа (16 августа по старому стилю).

Во Владивостокской епрахии также установлено епархиальное празднование в честь обретения Порт-Артурской иконы Божией Матери 17 февраля и 6 мая по новому стилю.

«Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) икона Божией Матери.

«Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) икона Божией Матери.

«Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) икона Божией Матери.

«Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) икона Божией Матери.

«Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) икона Божией Матери.

«Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) икона Божией Матери.

«Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) икона Божией Матери.

«Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) икона Божией Матери.

«Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) икона Божией Матери.

«Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) икона Божией Матери.

«Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) икона Божией Матери.

«Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) икона Божией Матери.

«Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) икона Божией Матери.

«Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) икона Божией Матери.

«Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) икона Божией Матери.

Порт артурская икона божией матери

ИСТОРИЯ

11 декабря 1903 года, за два месяца до начала русско-японской войны, в Дальние пещеры Киево-Печерск рос, участник обороны Севастополя. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица, держащая в руках плат, на котором был изображен лик Спасителя. Обе стопы Ее попирали обнаженные и отточенные обоюдоострые мечи. С правой стороны над пречистым ликом Богородицы находился Архистратиг Михаил, с левой – Архангел Гавриил. Над Нею Ангелы держали в облаках царскую корону, увенчанную перекрещивающимися радугами с крестом наверху. Еще выше Бесплотные Силы поддерживали облака, на которых восседал Господь Саваоф.

Пресвятая Богородица поведала старому моряку, что вскоре начнется война, в которой Россию ждут тяжелые потери и испытания. Владычица Небесная приказала изготовить образ, точно отображающий видение, и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая помощь, покровительство и победу русскому воинству. Старик-матрос поведал о видении богомольцам лавры, и вскоре была собрана необходимая для изготовления иконы сумма. На образе эмалированной вязью было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».

В начале августа икона «Торжество Пресвятой Богородицы» была доставлена во Владивосток и временно помещена в местный кафедральный собор. Порт-Артур в то время был осажден неприятелем, и вокруг него велись активные боевые действия.

С иконы было сделано несколько копий, которые пытались переправить в Порт-Артур, но безуспешно.

21 ноября (4 декабря) 1904 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, после Литургии и молебна перед иконой «Торжество Пресвятой Богородицы», подлинный образ был заключен в специально приготовленный для нее футляр и отправлен из Владивостока. Препроводить святую икону в Порт-Артур взялся отставной ротмистр лейб-гвардии уланского полка Н.Н. Федоров, духовный сын отца Иоанна Кронштадтского. Однако 11 января 1905 года Федоров сообщил, что икона в город доставлена не была ввиду того, что Порт-Артур к тому времени уже был сдан врагу. Получив разрешение из Петербурга, Федоров отправил образ в действующую армию, где она и пребывала в походной церкви Главнокомандующего.

О дальнейших событиях, связанных с иконой, ничего не было известно до тех пор, пока Господу не угодно было явить новое чудо. 17 февраля 1998 года в Иерусалиме, в одном из антикварных магазинов Порт-Артурскую икону увидели паломники из Владивостока! Икона была выкуплена на деньги, занятые в русском Горненском женском монастыре. Вывезти святыню одальный Отдел Внешних Церковных Связей Московского Патриархата.

6 мая 1998 года Порт-Артурская икона Божией Матери возвратилась во Владивосток крестным ходом и перезвоном колоколов, взорам ликующих православных «…предстала Божия Матерь, стоящая Своими стопами на берегу залива на двух поверженных и обломанных мечах» – какой явилась некогда старику-севастопольцу.

Оригинальная икона хранится в .

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской)

Дне́сь торжеству́ет гра́д Владивосто́к,/ и с ни́м сликовству́ют вси́ преде́лы земли́ Дальнеросси́йския:/ срета́я вно́вь обре́тенную ико́ну Твою́, Богома́ти,/ По́рт-Арту́рскою нарече́нную,/ в благослове́ние и зна́мение торжества́/ христолюби́вому во́инству Да́льней Росси́и дарова́нную,/ на ню́ же взира́ющие вси́ зове́м:/ Ру́сь Свята́я, храни́ ве́ру правосла́вную,// в не́й же твое́ утвержде́ние.

Перевод: Сегодня торжествует город Владивосток и с ним вместе радуются все концы Дальневосточного края, встречая новообретенную икону Твою, Богоматерь, названную Порт-Артурская, дарованную христолюбивому воинству Дальней России как и ознаменование торжества, на нее же взирая все взываем: «Русь Святая, храни веру православную, в ней же твоя сила».

Записки мирянина (Dr.Alex)

Мир Вам! Очень интересно про Порт-Артурскую икону, неск.лет назад, когда была еще прихожанкой русской церкви великом.Георгия, там женщина сделала дар — именно эту икону, старинную, нам дали приложиться, отслужили молебен, и повесили в алтаре. а месяц назад исповедовалась и батюшка подарил мне эту икону маленькую. Видать- вы правы, к скорым испытаниям, их ждешь, но сердце страшиться, слишком мы сластолюбивы, а как спастись по другому?! //Е.И.

5 июня 2011 года, в неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые вышел на богослужение с панагией, изображающей Порт-Артурскую Божию Матерь. 12 ноября 2011 года в ходе официального визита Патриарха в Антиохийскую Православную Церковь была пожертвована Порт-Артурская икона.

Но стоит задуматься, почему все-таки икона была явлена не сразу на Дальнем Востоке, и даже не в России и на Украине, а где-то аж в маленькой Молдавии, простому матросу, который участвовал в защите Севастополя. Зачем, зная немощь людей, и как все на самом деле они выполнят наказ Богородицы, Господь так усложнил задачу? Значит во всем этом есть особый смысл на будущее, нам, которые должны пережить надвигающийся на нас последний 9-ый вал. Господь ничего не делает просто так, во всем есть определенный смысл. Чтобы не повторяться процитирую из первой заметки свои немощные рассуждения на этот счет:

. думаю, в этом всем был особый Божий промысел — сами подумайте — Богородица явилась молдаванину, чтобы тот поехал в Киев, а оттуда, через всю Россию, на крайний Восток — тем самым, можно сказать, икона освятила весь путь и Богородица взяла под свой омофор Молдавию, как исконно православный край земли, дружественный на протяжении всей истории России, на которой родился Святой Штефан Великий [см.тег: Св.Штефан чел Маре] — маленький, но крепкий утес, о который первый раз жестко споткнулась Османская Империя; Киев, как вотчина, корень Православия России, и саму Россию. [«Записки мирянина»]: «Кто разжигает Тульский самовар [part2.2]: Порт-Артурская икона Богородицы. В предверии катаклизмов».

Представьте себе, что икона проделала огромный путь: Бессарабию, Киев, Cевастополь, Санкт-Петербург, Москву, собственно Порт-Артур, Владивосток, Хабаровск, Екатеринбург, Курган, Харьков. И вот была обретена (ее Владивостокский список) в 1998 в Иерусалиме.

Богородица — наша Небесная Защитница

И вот, в какой-то мере отголоски той истории происходят и в наши дни — мне, живущему в Молдавии, незнакомый парень из Москвы, рассказывает свой сон, в котором ему явился о.Николай Гурьянов с иконой Порт-Артурской, с чего и началось все это исследование.

И для меня персонально, знаменательно то, что этот материал закончил в день Почаевской иконы Богородицы (5 августа) — всегда говорил, что именно Богородица привела меня в Церковь, и, на первых же шагах воцерковления, по «случайному» стечению обстоятельств открыл для себя Почаевскую икону (к нам тогда привезли ее копию), и первый раз в своей жизни, присутствовал на акафисте в честь нее (я тогда тогда же еще не знал, что это такое), после чего явственно ощутил, что в моей жизни скоро начнутся какие-то большие изменения. И через короткое время я уже был в пути в загадочный для меня тогда Почаев, где по Божьей милости, меня накрыла большая волна благодати полная чудес, и тогда для меня стала открываться вся красота Православия. Слава Богу за все! Спасибо нашей Матери Небесной за ее молитвы и заступничество за меня скверного. как часто я ощущал ее скорую помощь. Как говорил мученик Феропонт, явившийся тульским паломникам, примерно: «Если бы вы знали, как любит вас Божья Матерь, любовью, которой человечество не сможет понять. Она молится непрестанно за всех вас, и конкретно за каждого , и хочет, чтобы каждый из вас соединился со Христом».

Поэтому повторюсь еще раз: нужно молиться каждый день Богородице. Каждый день! За себя, свою семью, близких и всю страну, и она защитит от всех этих египетских варваров, и оккультно больных финансовых воротил, и всем заправляющих «людей в черном и пейсах» — будут много скорбей и испытаний — будет война, будет ужасный голод, но тот, кто обращается за помощью к Богородице и уповает на Бога — будет под особым покровом и иметь особую помощь. Нужно молиться каждый день Богородице и архангелу Михаилу [см. «Книга «Время Архангела Михаила» ], ибо это его время, а Богородица всегда была нашей главной заступницей. Храни вас всех Господь! Аминь!

Порт артурская икона божией материМатерь Божия явилась, держащей на воздетых горе руках плат с изображением Нерукотворного Лика Спасителя. Необходимо помнить, что этот образ имел особое значение в русской истории. Он укреплялся обычно на крепостных вратах русских городов как некий духовный щит. Икона Нерукотворного Спаса выполняла также роль воинского стяга. До Петра Первого у русской армии не было специальной геральдической символики [прим. dralex: это все масонские затеи большой игры]. Воинские знамена заменяли иконы. Русские войска под предводительством Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Третьего, Дмитрия Пожарского сражались под стягом Спаса Нерукотворного. Икона укреплялась на древке и становилась воинской хоругвью. Спас Нерукотворный исстари осенял христолюбивое русское воинство на полях битв.
В одном из главных церковных песнопений Матерь Божия именуется “Взбранной Воеводой”, но ни на какой другой иконе Она не представлена в такой полноте именно Воеводой как на Порт-Артурском образе. Матерь Божия со Спасом Нерукотворенным в Своих пречистых руках явилась как Взбранная Воевода русского воинства. Эта икона стала откровением о том, что Божия Матерь, как и в древние времена, Силою Лика Своего Сына попирает земные мечи, воюющие против Святой Руси.
Матерь Божия в начале ХХ в. вознесла исконное русское знамя – Лик Спасителя, напомнила русскому воинству о его христолюбии.
Однако не только предстательством русскому воинству ограничивается смысл этой иконы. Лик Пречистой обращен не только к внешним врагам России. Икона останется непонятой, если не увидеть, что Матерь Божия не только является, но и являет всей Руси Нерукотворенный Лик Христа Спасителя. Воздевая плат с Ликом Спасителя, Божия Матерь обращает его и к Самой России, ко всему русскому обществу, которое в то время поколебалось в Христовой вере.
Этот образ стал воплощением русской симфонии, неразрывности Церкви и Отечества.
Увидит ли Россия сие знамя Божией Матери? Обратит ли свой взор к нему? [«Русь Державная» № 05 (107), 2003 год]: Протоиерей Геннадий Беловолов «ТОРЖЕСТВО ВЗБРАННОЙ ВОЕВОДЫ «

Ссылка на основную публикацию