Покровская икона божией матери

Покровская икона божией материЗнаменитая православная святыня икона Покров Пресвятой Богородицы значение которой для христианского мира невозможно переоценить. Великая Заступница за людей перед Богом никогда не оставляет нуждающихся, просящих о помощи уже более двух тысяч лет. Истинное величие и уникальность образа заключается в том, что Пресвятая Богородица – единственный человек, когда-то живший в мире среди обычных людей, который смиренно, кротко прошел свой нелегкий путь и получил право неустанно обращаться к Господу с просьбами о спасении грешных. Появление Пречистой Божьей Матери было предопределенным, предсказанным событием. Ветхозаветная Библия содержит повествования о том, как проходили детские и отроческие годы девочки, которой суждено было стать Матерью Господа. Божественное провидение вело ее по жизни к исполнению Великой Миссии.

Никто не может сказать об авторстве этого образа Пресвятой Богородицы. Но известно, что послужило поводом для его написания. Это — явление Божией Матери Дорофею, старцу Псково-Покровского монастыря, перед весьма драматическими событиями, а именно — генеральным штурмом Пскова польскими захватчиками. Этот рассказ, передаваемый из уст в уста, и воплотился сначала на бумаге, а после — в иконе.

До ста тысяч вооруженных поляков во главе с лучшим полководцем того времени Стефаном Баторием собирались напасть на Псков, обратив в бегство небольшое количество (7 тысяч воинов гарнизона) защитников. Сдаться или в сражении погибнуть? Псковичи решили стоять до конца и им помогла выстоять Сама Владычица Небесная.

Вот как это было. За несколько дней до сражения благочестивый старец, в прошлом занимавшийся кузнечным ремеслом, скорбел в сенях своей келлии о беде, поджидающей родной город. В дивном видении, представшем пред его глазами, Богоматерь повелела благочестивому старцу немедленно сообщить боголюбивым воеводам и Печерскому игумену, что надлежит крепко молиться ко Господу. А еще следует принести старый Печерский образ и хоругвь на стену города, где Она стояла, поставить тут пушку, а еще одну — внизу. А людям следовало объявить о том, что им надо непременно плакать о грехах своих и просить Господа помиловать, и Она об этом тоже будет просить Бога.

Вдохновленные псковичи, несмотря на упорную сечу и на малое количество защитников, прогнали ляхов от стен города. В благодарность возле пролома в стене, сделанного захватчиками, они воздвигли храм во имя Рождества Пресвятой Владычицы, т.к. враг был посрамлен 21 сентября, в день Ее Рождества. Позднее для храма был написан и Псково-Покровский образ Богородицы.

Особого внимания заслуживает не только иконография иконы – она уникальна, и ей нет аналогов. Автор запечатлел на ней дивное видение старцу Дорофею, Богородицу со св. князьями Василием-Владимиром Киевским, Всеволодом-Гавриилом, Довмонт-Тимофеем Псковскими, архиепископом Новгородским и Псковским Нифонтом, преподобными Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псково-Печерским, Николой Блаженным Псковским и святыми преподобными Евфросином Псковским и Саввой Крыпецким, со старцем, удостоившимся дивного видения. Также на иконе написаны монастыри Мирожский, Печорский и Покровский с Покровской башней, Троицкий собор и другие церкви, р. Великая и выстоявшие при нападении крепостные стены.

Список образа, прославившегося множеством знамений заступления Богородицы, считался погибшим. Он, оказывается, был вывезен в Великую Отечественную войну фашистскими оккупантами. В 1970 г. стало известно, что он был трепетно храним более сорока лет владельцами частной коллекции из Мюнхена.

А в 2001 г. город торжественно встречал живую часть древнего Пскова. Псково-Покровская икона Божией Матери и сейчас находится в Свято-Троицком соборе Пскова.

Еще одно необычное событие, связанное с образом, случилось в январе 2005 г. Икона вдруг обильно замироточила. Это случилось впервые!

Пред сим образом с трепетом и верою псковичи и гости города молят Царицу Небесную защитить от нападения врагов, о мире, защите от междусобной брани и во время бедствий, о сохранении Отечества

12:38, 05 сентября 2001, ПАИ 7 сентября в Пскове пройдет торжественная встреча Псково-Покровской иконы Божией Матери. Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий отбыл в Московскую патриархию, где ему будет передана эта одна из самых почитаемых псковских святынь. Таким образом, закончится полувековое ожидание всеми псковичами своей городской иконы, пропавшей во время оккупации Пскова немецко-фашистскими захватчиками в 1944 году.

Основой для создания иконы «Богородица Псково-Покровская» послужило «Сказание о видении Дорофея», повествующее о чудесном явлении Богородицы и святых старцу Дорофею, монаху Покровского монастыря, во время осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году. «Сказание» — самый ранний литературный памятник, посвященный героической обороне Пскова. В устном варианте оно стало широко известным уже в дни обороны.

На иконе изображены Покровский монастырь и Покровская башня, Троицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая, крепостные стены, Мирожский и Печорский монастыри. В соответствии с текстом «Сказания» изображены: Богородица и святые князья Василий-Владимир Киевский, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский, Никола Блаженный Псковский, а также святые преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, изображен и сам старец Дорофей.

В пространных текстах «Легенд» описывается явление Богородицы, моление святых о заступничестве и повеление Богородицы воеводам и псковскому священству, которое должен поведать им Дорофей. На иконе композиционно выделены Покровский монастырь и Покровская башня — центр происходящего, самое важное место обороны. В память о днях осады монастырь стали называть Покровским от Пролома. Войскам Батория удалось пробить брешь — «пролом» в крепостной стене, но псковичи оттеснили врага, закрыли пролом и отстояли город. Псковская икона была создана для увековечения и прославления небесного заступничества Богородицы, подвига псковичей, памяти защитников города, героически погибших во время осады.

В 1601 г. был учрежден Крестный ход в память о событиях 1581 г., он повторял путь Крестного хода, который совершали псковичи во время осады Пскова. Когда процессия с особо почитаемыми иконами Троицкого собора и Печерского монастыря приближалась к Покровскому храму, из него навстречу выносили новую храмовую икону, почитавшийся чудотворным образ Богородицы Псково-Покровской — сакральный образ Пскова.

Почти ничего сейчас неизвестно об этой легендарной некогда иконе ни в церковных, ни в научных кругах. Сложна и обособленна ее иконография, ей нет аналогов. В 1944 г. немцами икона «Богородица Псково-Печорская» была вывезена из церкви Богоявления с Запсковья. Композиция иконы заключает в себе самое раннее изображение Пскова — бесценный, неисчерпаемый источник для изучения архитектуры и топографии древнего города.

В течение десятков лет после окончания Второй Мировой Войны псковские археологи, архитекторы, реставраторы радовались любой старой фотографии, любой прориси этой иконы. В Пскове считали, что она погибла во время войны. А икона, никем не понятая, не «прочитанная» на протяжении всего этого времени «услаждала» взоры нескольких человек, считавших псковскую святыню своей собственностью.
В 1970 г. неожиданно стало известно ее местонахождение. В Мюнхене, в Haus der Kunst прошла выставка «Ikonen 13 bis 19 Jahrhundert», на которой под номером 234 экспонировалась икона из частного собрания в Berrchtesgadene со странным названием «Pskov (Pleskau) und seine Umgebung» (Псков Плескау и его окрестности). В собрание же икона была помещена с еще более странным объяснением сюжета: «перемещение чудотворной иконы из Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова». Это и была «Богородица Псково-Покровская».

Инициативе реставратора не суждено было тогда завершиться успехом. Но именно он нашел икону и сделал все от него зависящее для ее возвращения. С 1970 г. местонахождение иконы не менялось, она была все в той же частной коллекции. В начале 1990-х гг. Псковский государственный музей-заповедник передал в отдел регистрации Министерства культуры РФ список принадлежавших ему особо выдающихся историко-художественных ценностей, вывезенных в 1941 — 44 гг. оккупантами и не возвращенных музею. Первым номером в этом списке значилась икона «Богородица Псково-Покровская».

Ждали псковские археологи, архитекторы, реставраторы. В Псковском музее ждали вместе с прихожанами ц. Рождества и Покрова Богородицы бывшего Покровского монастыря. Казалось, не случайно этот храм, из которого происходит икона, сейчас находится в совместном использовании музея и общины: возвращенная в музей, откуда она была вывезена, икона вернулась бы и в храм, для которого была написана. Надежда то появлялась, то исчезала. Так продолжалось несколько лет. Вдруг после долгого ожидания просочилась информация, что германские власти выкупили икону из частной коллекции. И опять затишье, полное тревожного ожидания. И вдруг, как гром среди ясного неба, — телеграмма из Германии, где прозвучали слова о том, что икона, названная почему-то «Псково-Печерская» должна быть возвращена «на свое место в Печерский монастырь», находящийся в 70 километрах от Пскова.

Однако, икона никогда не имела никакого отношения к Печерскому монастырю, она никогда не находилась ни в каком другом храме, кроме того, для которого была написана — Покрова Богородицы от Пролома, а после закрытия храма была передана в Псковский музей и никогда до 1944г. не покидала Псков.

Статья подготовлена на основе материалов, предоставленных Натальей Ткачевой, зав. реставрационным отделом Псковского музея-заповедника.

Празднество Псково-Покровской иконе, установлено в память чудесного избавления Пскова от нашествия войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Во время осады в город с крестным ходом принесли чудотворную икону Успения Божией Матери из Печерского монастыря.

Накануне решающего сражения благочестивому слепому старцу Дорофею-кузнецу было видение Пресвятой Богородицы на том месте, где враги готовили приступ — в углу крепости у монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пресвятая Дева явилась старцу Дорофею в предстоянии русских святых — равноапостольного князя Владимира и Псковских князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, преподобных Антония Киево-Печерского, Корнилия Псково-Печерского, Евфросина Спасо-Елеазаровского и Саввы Крыпецкого, блаженного Николая Псковского и святителя Нифонта, архиепископа Новгородского, строителя Псковского Спасо-Мирожского монастыря. Пройдя со стороны Печор от Спасо-Мирожского монастыря через реку Великую, Богоматерь со святыми зашла в храм Покровского монастыря. Святые со слезами умоляли Пречистую Деву пощадить согрешивших псковичей и спасти город «от належащия беды». Пресвятая Богородица, обещав городу Свою милость, повелела установить на месте Ее явления Печерский образ.

Во время боя полякам удалось проломить крепостную стену, но, заступлением Богоматери и святых угодников, они так и не смогли ворваться в город.

После избавления от врагов благодарные жители Пскова поставили церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Для храма Покрова Пресвятой Богородицы в углу на проломе был написан Псково-Покровский образ Богоматери, получивший также название «Явление Божией Матери старцу Дорофею». Явление Пресвятой Богородицы произошло 7 сентября, а празднование Псково-Покровской иконы установлено 1 октября. Празднику Пресвятой Богородицы составлена особая служба.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется Богоспасаемый град Псков / и вся страна Российская / пришествием Матери Бога Вышняго / на избавление града сего от варварскаго пленения. / Услыша плач и слезы раб Своих, / скоро приклонися на мольбу к Сыну Своему и Богу нашему, / и молением Своим гнев Божий укроти и весь мир просвети, / и град сей от скорби на радость премени. / О, дивному знамению, / како Пресвятая Владычице прииде на воздусе в церковь Свою / и на забрало града Пскова / и призва угодников своих, благоверных князей, / и поноси в людех беззаконие, / и Своею пречистою рукою указоваше на поганаго злаго варвара / и его совет на разрушение. / Возвеселися, Богоспасаемый граде Пскове / и все Православие, имеюще такову Заступницу непобориму. / Днесь притецем, вернии, / в дом спасительный Владычицы Богородицы, / светло празднуя, / и ко святому Ея образу со слезами припадем, вопиюще и глаголюще: / О, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородцие, / молися Сыну Своему, Христу Богу нашему, / спасти православныя люди и град сей избавити от огненнаго запаления / и от нахождения поганых и междоусобныя брани, / и спасти души наша, яко Милосердая.

Кондак, глас 8

Заступнице христиан, Предстательнице граду нашему Пскову, / услыши молитву раб Своих, Владычице Богородице, / и скорым Своим пришествием светолучными зарями раб Своих возвесели / и торжествовати устрои, в беде и в сетовании возвесели, / и завеща во граде молити Святую Троицу, / и Сама обещася молити Ю. / О, преславному чудесе, / како Небесная Царице к земным прииде избавити рабы Своя погибающия. / О, дивному знамению, / како вразумляюще рабы Своя, како бы умолити Святую Троицу. / О, Всемилостивая Владычице Богородице, / аще не бы Ты предстояла, молящи за ны, / кто бы нас избавил от толикия беды, / яко не имамы иныя помощи и надежды разве Тебе, Владычице. / Твои бо раби, да не погибнем, / и потщися на умиление раб Своих присно, / Богородице, чтущих Тя.

Празднество Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой Псково-Покровская, установлено в память чудесного избавления Пскова от нашествия войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Во время осады в город с крестным ходом принесли чудотворную икону Успения Божией Матери из Печерского монастыря. Накануне решающего сражения благочестивому слепому старцу Дорофею-кузнецу было видение Пресвятой Богородицы на том месте, где враги готовили приступ — в углу крепости у монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пресвятая Дева явилась старцу Дорофею в предстоянии русских святых — равноапостольного князя Владимира и Псковских князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, преподобных Антония Киево-Печерского, Корнилия Псково-Печерского, Евфросина Спасоелеазаровского и Саввы Крыпецкого, блаженного Николая Псковского и святителя Нифонта, архиепископа Новгородского, строителя Псковского Спасо-Мирожского монастыря.

Пройдя со стороны Печор от Спасо-Мирожского монастыря через реку Великую, Богоматерь со святыми зашла в храм Покровского монастыря. Святые со слезами умоляли Пречистую Деву пощадить согрешивших псковичей и спасти город «от належащия беды». Пресвятая Богородица, обещав городу Свою милость, повелела установить на месте Ее явления Печерский образ. Во время боя полякам удалось проломить крепостную стену, но, заступлением Богоматери и святых угодников, они так и не смогли ворваться в город. После избавления от врагов благодарные жители Пскова поставили церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Для храма Покрова Пресвятой Богородицы в углу на проломе был написан Псково-Покровский образ Богоматери, получивший также название «Явление Божией Матери старцу Дорофею». Явление Пресвятой Богородицы произошло 7 сентября, а празднование Псково-Покровской иконы установлено 1 октября. Празднику Пресвятой Богородицы составлена особая служба.

В октябре 1895 года сход жителей поселка Новониколаевска, обсуждая вопросы местной жизни, решил обратиться с ходатайством к епископу Томскому и Барнаульскому Макарию о закрытии кабаков и притонов и разрешении на строительство каменной церкви во имя святого князя Александра Невского. Понимая, что строительство каменного храма — дело долгое, жители решили построить на первых порах временный молитвенный дом.

В ноябре 1895 года открылся первый на правом берегу Оби молитвенный дом. Это было деревянное здание с небольшой колокольней, отдельно стоящей на столбах. Престол освятили в честь святого Александра Невского. Молитвенный до оставался единственным православным храмом в поселке до ноября 1898 года, когда произошло освящение церкви святого пророка Даниила, построенной близ железнодорожной станции Обь (в районе вокзала Новосибирск-Главный). А в декабре 1899 года состоялось освящение храма святого Александра Невского.

С открытием двух церквей приход молитвенного дома значительно уменьшился. Но прихожане его не забыли: «тщанием добровольных жертвователей» в мае 1901 года на его месте началось возведение небольшой однопрестольной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а рядом, на каменном фундаменте — колокольни. В декабре 1901 года новый храм был освящен.

В 1906 году на средства местного купца Ф. Д. Маштакова и его братьев Покровская церковь была значительно расширена. В 1909 году храм чудом уцелел в огне пожара, уничтожившего почти весь Новониколаевск.

В августе 1939 года постановлением Новосибирского облисполкома Покровская церковь была закрыта, зданию придали «гражданский вид»: кресты спилили, купол и колокольню разобрали, внутренние помещения приспособили для учебных классов театрального училища. Здание Покровской церкви неоднократно меняло владельцев и каждый раз ее интерьеры переделывались под нужды новой организации.

В 1994 году по ходатайству епископа Новосибирского и Томского Тихона городские власти передали Покровскую церковь в ведение Новосибирской епархии Русской православной церкви. За годы, прошедшие с момента закрытия храма, здание пришло в аварийное состояние. В 1998 году в научно-производственном центре по сохранению историко-культурного наследи при администрации Новосибирской области архитекторами С. Н. Богомазовой, Н. И. Лыковой и А. М. Романовым был разработан проект реконструкции Покровской церкви. В январе 2002 года были начаты реставрационные работы. Старое здание было полностью разобрано, построен новый цокольный этаж, на котором из дерева было возведено новое церковное здание, полностью повторяющее своими очертаниями и деталями дореволюционную постройку. 15 февраля 2004 года состоялось малое освящение восстановленного храма.

В июне 2009 года строительные работы по реконструкции церкви были завершены, и архиепископ Тихон совершил молебен с освящением храма.

Святыни храма: икона Казанской Божией Матери, мощи Николая Алма-Атинского, Матроны Московской, Феодора Ушакова, часть ризы Богородицы.

Покровская икона божией матери

Псково-Покровская икона Божией Матери

Псково-Покровская чудотворная икона находилась в Покровской церкви г. Пскова, а точный список в московском Успенском соборе. Празднование ей установлено в память избавления города от упорной осады польским королем Стефаном Баторием в 1581 году. 26 августа поляки обступили Псков и готовили приступ на углу крепости при Покровском монастыре. Накануне приступа один благочестивый старец — слепец Дорофей-кузнец — сидел в сенях своей кельи и скорбел о бедствии города. Вдруг он увидел необыкновенный свет, который подобно столпу возвышался до небес над псковской Печерской обителью и шел от нее ко Пскову через реку Великую. В этом свете узрел он Пресвятую Богородицу, шедшую по воздуху в сопровождении прп. Ан¬тония Печерского и прп. Корнилия, игумена Успенской Псково-Печерской обители. Богоматерь, став на стене города, с видом скорбным сказала: «О люди беззаконные!

Вы прогневали Сына Моего Господа и Бога, и осодомили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас беда велия». Святые же молили Ее о защищении города. Тогда Владычица призвала к себе старца, удостоившегося видения, и пове¬лела: «Старец! Иди немедленно к боголюбивым воеводам и к печерскому игумену, и в собор Пресвятой Троицы, и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога, и принесли бы старый Печерский образ и хоругвь на стену города, где стою Я, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу, для стрельбы из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры». Ука¬зывая рукою на эти места, Пречистая приказала старцу объявить людям, чтобы они плакали о грехах своих и молили милостивого Бога. «А Я буду молиться Сыну Моему и Богу о прощении ваших грехов». Во время боя полякам удалось проломить крепостную стену, но они так и не смогли ворваться в город.

Чудесное видение Богоматери, бывшее Дорофею, изображено на иконе, на которой написана Богоматерь с прпп. Антонием и Корнилием, с благоверными князьями киевским Василием, псковскими Гавриилом и Тимофеем, и Николаем, юродивым псковским. Икона эта прославилась чудесами и стала известна под именем Псково-Покровской, по церкви, в которой находилась, празднество ей совершается в день Покрова Пресвятой Богородицы. В память этого события составлена особая служба.

Икона пропала во время оккупации Пскова в 1944 году. В1970 г. неожиданно стало известно ее местонахождение. В Мюнхене прошла выставка, на которой экспонирова¬лась икона из частного собрания со странным названием «Псков (Плескау) и его окрестности». В собрание же икона была помещена с еще более странным объясне¬нием сюжета: «перемещение чудотворной иконы из Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова». Это и была «Богородица Псково-Покровская». В начале 1990-х гг. Псковский государственный музей-заповедник передал в отдел регистрации Министерства культуры РФ список принадлежавших ему особо выдающихся историко-художественных ценностей, вывезенных в 1941-1944 гг. оккупантами и не возвращенных музею. Первым номером в этом списке значилась икона «Богородица Псково-Покровская». Германские власти выкупили икону из частной коллекции. 31 августа 2001 года икона была передана патриарху Московскому и всея Руси Алексию II послом Германии в РФ. В 2002 году икона вернулась на свое место в главном храме Псковской области — Троицком соборе.

(Псков, 8 сентября, «Татар-информ», Алина Мирова). Сегодня в Пскове проходит празднество во имя Псково-Печерской иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Умиление», которая особо прославилась при защите города и Псково-Печерского монастыря от войск Стефана Батория в 1581 году.

Как сообщает информационная служба псковского епархиального управления, эту икону-защитницу обычно псковичи выносили из Успенского Собора Печерского монастыря в крестных ходах в случае особой военной опасности или мора. Икона «Умиление» написана иеромонахом Арсением с Владимирского образа Божией Матери. При царе Феодоре Иоанновиче она была украшена жемчугом, алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами в память чудесного избавления Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году.

Православные псковичи также сегодня отмечают еще один праздник, который непосредственно связан с главной святыней Пскова, иконой города — образом Божией Матери Псково-Покровской, которая вернулся из Германии в Свято-Троицкий Кафедральный Собор города в 2001 году. На иконе изображено событие 26 августа 1581 года, когда Царица Небесная явилась старцу Дорофею, который молился в своей келье за город, осажденный войском польского короля Стефана Батория. Старец видел Богородицу, идущей по воздуху и поддерживаемой за руки преподобными Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псково-Печерским. В молении за город перед ней предстояли псковские святые — благоверные князья Гавриил и Тимофей, блаженный Николай Христа ради юродивый, Псковский, Равноапостольный князь Владимир. На иконе изображен и сам старец Дорофей. Пресвятая Богородица указала старцу место на стене крепости, где следовало дать бой осаждавшим, и сказала, что она сама там будет. В сентябре начался приступ, к месту, указанному Богородицей, были принесены мощи благоверного князя Гавриила и войско Батория отступило.

Икона имеет народное название «Покровская», является защитницей места, покровительницей земли. Псково-Покровская икона Божией Матери — первое и самое древнее изображение события — видение старцу Дорофею Богородицы на стенах Псковской крепости.

Ссылка на основную публикацию