Погребение божией матери

Погребение божией матери

По преданию, которое восходит к свидетельству Дионисия Ареопагита, Преблагословенная Дева Мария по кончине Своей погребена была апостолами в Гефсимании. Там, где покоились Ее праведные родители и Иосиф Обручник. Через три дня после похорон прибыл в Иерусалим апостол Фома. Он сильно скорбел, что не смог попрощаться с Богородицей. Апостолы пожалели его и отвалили камень от могильной пещеры. Но, к их изумлению, тела Богородицы в пещере не было. Господь воскресил Свою Матерь и взял к Себе с пресвятым Ее телом, поставив выше всех ангелов.

В день праздника Успения в православных храмах совершается торжественное всенощное бдение. В современной практике празднование Успения Пресвятой Богородицы часто связывается с чином Погребения Божией Матери. Эта служба в одном из греческих изданий конца 19 в. носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Она встречается в рукописях – греческих и славянских – не ранее 15 в., составлена греческими песнописцами, среди которых – великий ритор Еммануил. Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой Субботы.

На Святой земле

На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверей храма Воскресения Христова, хранится Плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы. С праздника Преображения Господня пред ней ежедневно служатся молебны, акафисты и вечерни. 25 августа (по н. ст.) в два часа ночи настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию. По окончании Литургии настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед Плащаницей. Затем Плащаница торжественно переносится в Гефсиманию. Крестный ход обычно сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, Плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери.

Утром 27 августа совершается сама служба Погребения Богоматери, состоящая из пения 17 кафизмы с припевами — похвалами, подобными великосубботним. Служба совершается Патриархом.

Русская традиция

На Руси чин Погребения получил большое распространение уже в 16 в., но затем был почти забыт. В Синодальный период погребальный чин на Успение совершался в России в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре, в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры. Причем в Киево-Печерской Лавре этот чин не составлял отдельной службы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем, так же как и в Троице-Сергиевой Лавре. А в Гефсиманском скиту, по благословению святителя Филарета Московского, чин погребения служили по иерусалимской традиции –накануне праздника Успения Божией Матери.

Чинопоследование

В настоящее время в приходской практике чин Погребения совершается либо накануне праздника Успения, 27 августа на утрене, что соответствует иерусалимской традиции, либо на праздничном всенощном бдении, либо в один из ближайших дней периода попразднства, обычно вечером 29 или 30 августа.

Богослужение в этот день начинается с всенощного бдения. На «Бог Господь…» при пении особых тропарей из Иерусалимского последования «Благообразных ученик лик», «Слава» — «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати бессмертная», «И ныне» — «Священным учеником в Гефсиманию тело Матери Божия носящим…», поющихся распевом на подобен «Благообразный Иосиф…», духовенство выходит к Плащанице. В это время читаются статии «непорочны». Перед первой статией совершается полное каждение, перед второй – малое, после третьей статии поются особые тропари: «Архангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся…» с припевом «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего». В это время совершается каждение всего храма. Затем малая ектения, антифон четвертого гласа: «От юности моея…», прокимен и Евангелие. Потом поется стихира праздника, произносится ектения, возглас и читаются каноны из Минеи.

В это время не совершается елеопомазание. Духовенство уходит в алтарь, а на великом славословии вновь выходит к Плащанице. Совершаются троекратное каждение вокруг Плащаницы, три земных поклона и обнесение Плащаницы вокруг храма крестным ходом. Предстоятель в полном облачении идет с Евангелием под Плащаницей. В это время хор поет «Святый Боже…». После обнесения Плащаница полагается на свое место при пении тропаря праздника. Затем совершаются каждение вокруг Плащаницы и помазание елеем, ектении и отпуст.

За последнее десятилетие Чинопоследование Погребения Божией Матери очень полюбилось русскому народу. В нашем храме оно ежегодно совершается в один из ближайших дней после праздника Успения Пресвятой Богородицы. В этом году оно будет совершаться вечером 28 августа.

Чин погребения Божией Матери в храме Московской Духовной академии

По благословению Святейшего Патриарха, чин погребения Божией Матери совершается в храме Московской Духовной академии в день праздника вечером (хотя по Уставу положено на третий день). Богослужение начинается со всенощного бдения. (Вначале праздничная вечерня, а затем утреня). На «Бог Господь. » при пении (Болгарским распевом) особых тропарей из Иерусалимского «Последования» — «Благообразных ученик лик…», «Слава»: «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати безсмертная», «И ныне»: «Священным учеником, в Гефсиманию тело Матере Божия носящим. », — поющихся распевом на подобен «Благообразный Иосиф. », духовенство выходит к плащанице, и поются «Непорочны» на 3 статии. Перед 1-й статией совершается полное каждение, перед 2-ой и 3-й – малое. После 3-й статии поются особые тропари: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся. » с припевом «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего». В это время совершается каждение всего храма. Затем — малая ектения, антифон 4-го гласа: «От юности моея. » (полиелей и величание не поются), прокимен «Помяну имя Твое. » и Евангелие от Луки, зач. 4-е. Потом — «Слава»: «Молитвами Богородицы. », «И ныне» — то же, «Помилуй мя, Боже. » и стихира праздника. Далее — «Спаси, Боже, люди Твоя. », возглас и оба канона праздника, читаемые из Минеи. Они же помещены и в Иерусалимском «Последовании».

В это время не помазывают. Духовенство уходит в алтарь, а на великое славословие вновь выходит к плащанице. Совершается каждение (трижды) вокруг плащаницы, земной поклон и обнесение плащаницы вокруг храма. Предстоятель идет с Евангелием под плащаницей в полном облачении. В это время хор поет «Святый Боже. ». После обнесения плащаница полагается на свое место при пении тропаря праздника («Премудрость, прости» не говорится). Совершается каждение (трижды) вокруг плащаницы и помазание елеем. Затем — ектении и отпуст.

Чин погребения Божией Матери в древнем богослужении

В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери. Особо торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на месте предполагаемого погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий конца XIX века (Иерусалим, 1885 г.) носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии». Она открыта в рукописях (греческих и славянских) не ранее XV века и составлена несколькими греческими песнопевцами сравнительно поздних времен, среди которых имя великого ритора Еммануила. Служба совершается по подобию службы утрени Великой Субботы, и основная часть ее — «Похвалы», или «Непорочны», — представляет собой очень искусное подражание великосубботним «Похвалам». В XVI веке она была широко распространена на Руси. Потом эта служба была почти забыта.

В синодальный период (в XIX в.) чин погребения Божией Матери совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе; в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту (близ Троице-Сергиевой Лавры).

В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а совершался («Непорочны» с припевами, разделяющиеся на три статии) на всенощном бдении праздника перед полиелеем.

В Гефсиманском же скиту возле Троице-Сергиевой Лавры при митрополите Московском Филарете праздновался, кроме Успения, и праздник Воскрешения и взятия на Небо (с телом) Богоматери — 17 августа; накануне, на всенощном бдении, совершалось Иерусалимское последование.

В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному Уставу Лавры 1645 года) этот чин в древности совершался на всенощном бдении праздника (после 6-й песни канона): читались статии, затем следовали антифон, прокимен и Евангелие.

В Иерусалиме же, в Гефсимании, эта служба погребения совершается патриархом и в наши дни — накануне праздника, утром 14 августа.

В настоящее время Иерусалимское «Последование на преставлеение Пресвятой Богородицы», или «Похвалы», получило снова распространение у нас во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта совершается обычно на 2-й или 3-й день праздника.

Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому «Последованию» помещен в книге «Церковная Служба на Успение Божией Матери», в виде всенощного бдения (великая вечерня и утреня), на котором не поются лишь полиелей и величание. В «Богослужебных указаниях на 1950 год» также помещен «Чин погребения», но в нем вместо великой вечерни дано последование малого повечерия (по подобию службы Великой Субботы) и после него — утреня с «Похвалами» (по Иерусалимскому «Последованию»).

Особенности всенощного бдения с чином погребения

Возглас: «Слава Святей. », псалом 103-й, «Блажен муж. ». «Господи, воззвах» — 8 стихир: 3 из Минеи и 5 из Иерусалимского «Последования». «Слава, и ныне» — стихира праздника. (Если погребение совершается в субботу, то на «Слава» — стихира праздника, на «И ныне» — догматик текущего гласа). Вход. Прокимен, глас 2: «Воскресни, Господи, в покой Твой. ». Стих: «Клятся Господь Давиду. ». Паримии три, которые читались на самый праздник. На литии — 6 стихир (из Минеи). На стиховне — 4 стихиры со своими стихами (из Минеи). На благословении хлебов — тропарь праздника (трижды).

Далее – утреня с «Похвалами» по Иерусалимскому «Последованию».

Начались работы по реставрации объекта культурного наследия федерального значения.

Благовещение Пресвятой Богородицы

В светлый день Благовещения Церковь воспоминает о том, как Архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве Марии о величайшей благодати быть Божией Матерью.

Чтение Великого канона преподобного Андрея Критского

На пятой седмице Великого поста совершается особая вечерняя служба, в ходе которой прочитывается весь Великий канон преподобного Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Обычно она служится в среду, но в 2022 году этот день выпадает.

Чин Погребения Божией Матери

Погребение божией матери

По Успении Божией Матери одр с пречистым телом Ее святые апостолы перенесли в Гефсиманию, где были погребены святые праведные родители Ее Иоаким и Анна. Вход в пещеру, где располагалась гробница, после погребения прикрыли большим камнем. Молитвы и псалмопения возглашались там три дня.

По прошествии этого времени к месту погребения прибыл святой апостол Фома, который по Божиему Промыслу стал единственным из 12 учеников Христовых, кто не присутствовал при чуде Успения.

Ученик Христов горько скорбел, что не смог попрощаться с Пресвятой Богородицей и слезно просил остальных апостолов открыть вход в пещеру, чтобы можно было поклониться пред Ее одром.

Великое чудо ожидало святых апостолов, отваливших камень от гроба: пещера оказалась пуста, а погребальные пелены указывали на то, что Пресвятая Дева Мария была вознесена с телом на Небо.

Вечером того же дня святые апостолы собрались на трапезу, и им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни». Ученики Христовы подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа») и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». В воспоминание этого чуда совершается чин возношения панагии — обычай возношения части хлеба в честь Матери Божией в монастырях.

В Иерусалиме и Гефсимании во дни праздника Успения проводилась особая торжественная служба с чином погребения Божией Матери. Было составлено «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии». На Руси первые упоминания о службе встречаются не ранее XV века, и совершалась она по подобию утрени Великой субботы. В Свято-Троицкой Сергиевой обители Уставом еще с 1645 года было положено совершение надгробного пения на праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Отдельный чин погребения Божией Матери получил широкое распространение в 40-е годы XIX века тщаньями святителя Филарета митрополита Московского. Он изучил и внес правки в присланное ему митрополитом Фаворским Иерофеем Иерусалимское «Последование на преставление Пресвятой Богородицы», или «Похвалы». Святитель указал совершать Последование в Лавре 15 августа (по старому стилю), а в Гефсиманском Скиту – 17 августа (30 – по новому). Этот день и стал в Гефсиманском скиту престольным, наряду с особым почитанием Страстной седмицы – под Успенской церковью располагался храм в честь Гефсиманского моления Спасителя.

После установления этого празднования появился благочестивый обычай, когда на третий день после Успения богомольцы шли пешком из Лавры (как бы из Иерусалима) в Гефсиманский скит, спрятанный от шумного города густым лесом.

С 1850 года в скиту пребывает камень, привезенный из Гефсимании от гробницы, где была погребена Божия Матерь, с благословением от Патриарха Иерусалимского в северную Новую Гефсиманию. Передавая дары, святитель Филарет Митрополит Московский в сопроводительном письме к преподобному Антонию, наместнику Лавры, указывал: «Прилагаемые греческие бумаги дайте в Академию перевесть. Они надобны для скита. Мы боялись осмелиться назвать его Гефсиманнею: теперь Блаженнейший Патриарх называет его новою Гефсиманиею. Да будет сие в благословение скиту».

Сам чин Погребения Пресвятой Богородицы обычно служится накануне третьего дня (вечером на второй день) после праздника Успения Божией Матери. На продолжительном и особо торжественном богослужении звучат песнопения, утверждающие нашу веру в особое заступничество Пресвятой Богородицы за весь православный род.

После чтения Канона Успению Богородицы совершается крестный ход вокруг храма с плащаницей Божией Матери. Крестный ход при этом сопровождается колокольным перезвоном, как и при выносе Плащаницы на утрени Великой Субботы. Когда же плащаницу Божией Матери вносят в храм, начинается краткий праздничный трезвон, напоминающий нам о том, что Она будет молить Господа о милосердии и благости ко всякому христианину, взывающему к Ее заступничеству.

Погребение божией матери

Вечером 28 августа, по традиции, в нашей обители был совершен чин Погребения плащаницы Пресвятой Богородицы. Продолжительная служба, напоминающая богослужение Великого Пятка, по-особому торжественна. Ветхозаветные пророчества о Пречистой Деве, стихиры праздника, статии на погребение Богородицы, чтомые священнослужителями на утрене, и завершающий великое славословие крестный ход с плащаницей Богородицы — всё это переносит душу молящегося на две тысячи лет назад, к Гефсимании, к шествию апостолов, несших Пречистое тело Царицы Небесной.

Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (святитель Феофан Затворник)

После крестной смерти Иисуса Христа Пречистая Его Матерь около пятнадцати лет жила в Иерусалиме, в доме святого апостола Иоанна Богослова, которому поручил Ее Сам Господь со креста. Вот приблизилось время переселиться ей в небесную обитель Сына Своего. Когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей, — рассказывает предание, — явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня.

Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный безчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо.

Так окончила земную жизнь Свою Пресвятая Дева Мария! С возжженными светильниками и пением псалмов апостолы понесли тело Богоматери в Гефсиманию, где погребены были Ее родители и Иосиф. Неверующие первосвященники и книжники, пораженные величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Богоматери, послали слуг и воинов, чтобы разогнать провожавших и сжечь самое тело Богоматери. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но были поражены слепотой. В это время проходил мимо иудейский священник Афоний, который бросился ко гробу с намерением повергнуть его на землю; но едва коснулся он руками одра, как Ангел отсек ему обе руки: отрубленные части их повисли у одра, а сам Афоний упал на землю с криком.

Апостол Петр остановил шествие и сказал Афонию: «Убедись, что Христос истинный Бог». Афоний тут же исповедал Христа истинным Мессией. Апостол Петр велел Афонию с усердной молитвой обратиться к Богоматери и приложить останки рук к частям, повисшим у одра. По исполнении этого руки срослись и излечились, а на месте отсечения остались лишь знаки. Ослепший же народ и воины с раскаянием прикоснулись к одру и получили зрение не только телесное, но и душевное, и все с благоговением присоединились к шествию.

На третий день после погребения Божией Матери прибыл отсутствовавший, по воле Божией, апостол Фома, и пожелал видеть Ее гроб. По его желанию гроб был открыт, но в нем не нашли тела Богоматери. Вечером того же дня, во время трапезы своей, апостолы увидели в воздухе Пресвятую Деву на небесах, живую, со множеством Ангелов. Стоящая и неизреченной славой осияваемая Богоматерь сказала апостолам: «Радуйтесь! Я всегда с вами»; апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Это явление Богоматери совершенно убедило апостолов, а через них и всю Церковь в Ее воскресении. В подражание Пресвятой Деве Марии, часто посещавшей места, которые Сын Ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих, возник обычай между христианами — посещать святые места.

Версия для слабовидящих

Версия для слабовидящих

Авторизация

Фотоальбомы

Погребение божией матери

Популярные материалы

  • Фотоальбом: Семинарский Трехсвятительски храм
  • Как помочь семинарии?
  • Правила поступления
  • Фотоальбомы
  • Общие сведения о семинарии

Вечером 29 августа 2018 года в домовом храме Оренбургской духовной семинарии в честь великих вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста состоялось торжественное всенощное бдение с чином Погребения Плащаницы Божией Матери.

Богослужение возглавил исполняющий обязанности ректора ОренДС иерей Пётр Панов, ему сослужил проректор по учебной работе иерей Алексей Колыванов.

Богослужебные песнопения исполнил хор регентского отделения семинарии. В храме молились преподаватели, сотрудники, студенты духовной школы, прихожане семинарского храма.

На утрени перед Плащаницей Божией Матери были прочитаны похвалы с пением «Непорочных». На Великом славословии с Плащаницей был совершен крестный ход, символизирующий погребение Богородицы после Её Успения.

В сам день праздника Успения в Трёхсвятительском храме также были совершены торжественные богослужения: 27 августа – всенощное бдение с литией, 28 августа – Божественная литургия.

Погребение божией матери

Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий возглавил в храме Казанской иконы Божией Матери на Светотехстрое утреню с чином Погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы

Погребение божией матери

В среду седмицы 14-й по Пятидесятнице, 29 августа, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий возглавил в храме Казанской иконы Божией Матери на Светотехстрое утреню с чином Погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Саранской епархии протоиерей Виктор Хохлов, клирики храма.

После тропарей по «Бог Господь» духовенство перед плащаницей с изображением Успения Пресвятой Богородицы пропело статии на погребение Божией Матери.

После великого славословия состоялся крестный ход с плащаницей вокруг храма.

Архиерей совершил помазание прихожан елеем.

В завершение богослужения митрополит Зиновий обратился ко всем молящимся с архипастырским напутствием.

Чин погребения Пресвятой Богородицы — богослужение, во время которого воспоминается Ее Успение и упокоение в Гефсимании. Практика совершения чина на третий день по празднику Успения Божией Матери укрепилась в России с середины XIX века. Чин включает в себя как грустные песнопения, посвященные Успению, так и богослужебные тексты, дарующие человеку надежду на исполнение обетования Богородицы о Ее заступничестве за человечество перед Богом до скончания времен.

Галерея

В Неделю 10-ю по Пятидесятнице митрополит Саранский и Мордовский Зиновий совершил Воскресную Божественную литургию

29 августа митрополит Зиновий совершил Всенощное бдение с чином погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы

5 августа исполняется 20 лет канонизации российского флотоводца Феодора Ушакова

Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий возложил цветы к памятнику основателю Нижнего Новгорода

30 июля митрополит Саранский и Мордовский Зиновий прибыл в Нижний Новгород для участия в юбилейных торжествах по случаю 800-летия со дня основания Нижнего Новгорода

Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий возглавил Божественную литургию в храме святого Предтечи Господня Иоанна

Первый семинарский выпуск в Саранской духовной семинарии

Божественная литургия по случаю 10-летия образования Краснослободской епархии

В Серафимо-Дивеевском монастыре обычно он совершается 29 августа архиерейским служением. В конце чина Плащаницу Пресвятой Богородицы проносят по святой Канавке, которая в этот день украшается травой и цветами. В нынешнем году чин Погребения состоится 28 августа в конце вечерней службы. Перенос богослужения связан с тем, что по церковному Уставу воскресное всенощное бдение, которое служится в субботу вечером, не может совмещаться с чином Погребения.

29 августа 2021 года в Морском соборе архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор совершил богослужение с чином погребения Божией Матери.

Его Высокопреосвященству сослужили: духовник Свято-Пантелеимонова мужского монастыря иеромонах Рафаил (Халитов), протоиерей Алексей Мартышко.

Богослужебные песнопения исполнил хор Морского собора.

Во время богослужения был совершен Крестный ход с плащаницей вокруг Морского собора. Чин Погребения Богоматери совершается во многих церквях на 2-й или 3-й день праздника Успения. Богослужение начинается Всенощным бдением, на великом славословии духовенство выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богородицы, совершается ее каждение, а затем обнесение плащаницы вокруг храма. После этого совершается помазание верующих елеем, читаются ектении и отпуст.

Ссылка на основную публикацию