Презентация на тему Презентация на тему Основные этапы истории русской православной церкви, предмет презентации: История. Этот материал содержит 16 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!
- Главная
- История
- Основные этапы истории русской православной церкви
Слайды и текст этой презентации
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Современное деление истории русской православной церкви основано на периодизации, разработанной митрополитом Макарием (Булгаковым).
Основные этапы истории РПЦ
Первый период (988 — 1448 гг.) – Русская православная церковь (РПЦ) в юрисдикции Константинопольского патриархата.
Второй период (1448 — 1589 гг.) – автокефалия Русской митрополии.
Третий период (1589 — 1700 гг.) – патриаршество.
Четвёртый период (1700 – 1917 гг.) – синодальный период.
Пятый период (1917 – 1988 гг.) – Русская православная церковь в условиях атеистического государства.
Шестой период (с1988 г. до наших дней) – возрождение Русской православной церкви.
Первый период (988 – 1448 гг.)
Начало истории Русской Православной церкви связано с периодом Крещения Руси.
Когда Русь приняла христианство?
Какой киевский князь принял решение о крещении Руси?
Как долго проходил процесс принятия христианства на территории Руси?
Каково значение принятия христианства для славян?
Киевская Русь с конца 10 века ориентировалась на Константинополь, входила в состав его патриаршей церкви.
Организация церкви на Руси
Глава византийской церкви и всех церквей, принявших крещение от Византии
Глава церкви на Руси, назначался константинопольским патриархом
Возглавляют отдельные области — епархии
Ведут богослужение в церквях
Во время монголо-татарского ига РПЦ находилась в достаточно сложном положении. Сам Чингисхан толерантно относился к чужим религиям, это было одним из условий, при котором он мог надеяться создать мировую религию.
В Батыево нашествие (1237-1242 гг.) церковь и духовенство пострадало точно так же, как и весь русский народ. Храмы и монастыри были разграблены и преданы огню, погибло много священников.
Однако, как только монголы утвердили зависимость Руси от Золотой Орды, в русских землях утвердилось покровительственное отношение к церкви. Церковь была освобождена от уплаты дани.
Отношение золотоордынцев к православным священнослужителям имело некоторый оттенок суеверия. Они воспринимались язычниками-монголами отчасти как шаманы, которых, как считалось, лучше не обижать.
Это стало одной из причин значительного роста церковного землевладения.
При преемнике хана Батыя – хане Берке в столице Орды Сарае в 1262 году была учреждена православная епископская кафедра. Эта епархия должна была духовно окормлять русских пленных, прибывавших в Орду князей.
Хан Менгу-Тимур (1266 — 1281 гг.) первым выдал ярлык на управление русской церковью митрополиту Киевскому Кириллу II. Хан Узбек выдал ярлык митрополиту святому Петру.
Ярлыки вменяли в обязанность русскому духовенству молиться за хана и его семью. Ярлык Менгу-Тимура, а сам он уже был мусульманином, объявлял:
«Мы пожаловали попов и чернецов, и всех богадельных людей, да правым сердцем молят за нас Бога, и за наше племя без печали, благословляют нас…»
Митрополит святой Феогност в 1343году получит ярлык от Джанибека, который будучи мусульманином, оставался, однако, весьма благосклонным к русской церкви.
В 1357 году святой Алексий приезжал за ярлыком к хану Бирдибеку. После этого вскоре последовала Куликовская битва, и отношения Руси с Ордой приобрели иной характер.
В 14 — 15 веках церковь становится духовным оплотом объединения русских земель. Идёт возрождение Русского государства после страшных испытаний монголо-татарского ига. Духовный подъем проходил под знаменем преподобного Сергия Радонежского.
Преподобный Сергий Радонежский
В 1439 г. произошла так называемая Флорентийская уния, соединившая православную и католическую церковь. Однако в Москве ее не приняли. Москва тогда впервые осознала себя единственной хранительницей истины православия.