Небесный покров святых

Архиепископ Вологодский Никон [2] вспоминал поразительный факт близости святых небожителей к живущим на земле.

По его словам, жил в одном селе благочестивый крестьянин, который неопустительно каждый праздник посещал Божию службу. Где бы этот благочестивый человек ни был, услышав звон церковного колокола, собирал своих детей и вместе с ними шел в храм Божий, а жене приказывал не медлить дома с приготовлением пищи, но спешить к богослужению.

Однажды в день памяти святителя Николая его жена так торопилась закончить свои хозяйственные дела, что забыла в суете запереть дверь своего дома. После ее ухода мимо дома случайно проходил известный всему селу вор. Заметив незапертую дверь, он вошел и начал собирать все, что было там ценного.

Уже все он связал в узел, и только осталось выйти из комнаты, как вдруг через закрытую дверь входит в этот дом святитель Николай в полном архиерейском облачении. Грозно взирая на вора, он воскликнул: «Как?! Люди, любящие Бога, поспешили в храм, забыли запереть свою хижину, а ты воспользовался этим, чтобы похитить их достояние, приобретенное трудом?» При этих словах святитель Божий ударил вора рукой по щеке, и тот моментально почувствовал, что ослеп. Крайне смущенный, он начал бродить по комнате, чтобы найти дверь, но никак не мог выйти из дома.

Между тем хозяева, вернувшись из церкви, заметили, что в доме кто-то ходит. Когда они вошли в дом, то их глазам предстал знакомый вор, который с плачем рассказал о явлении ему святителя Николая, который наказал его за воровство.

Вор был осужден на поселение в Сибирь, к радости всего села, тревожимого его грабежами. При этапировании в Сибирь вор проходил мимо села. Он пожелал зайти в храм, где стоял образ святителя Николая. Здесь, упав перед образом на колени, горько со слезами просил прощения у угодника Божия в своем грехе с обещанием больше его не повторять. Когда он, помолившись, прикладывался к иконе святителя, его слепые очи вдруг чудесно прозрели.

Небесный покров святых

В день погребения архиепископа Вологодского Никона одна монахиня, по имени Клеопатра, готовившаяся в тот день ко святому причащению, видела сон: «Вхожу я, – рассказывала она, – в Трапезную церковь Сергиевой Лавры, куда было внесено тело архиепископа Никона для отпевания. Вижу гроб. В нем лежит усопший, пред гробом иеромонах читает святое Евангелие четко и ясно. Народа в храме не видно. Царские врата открыты, и алтарь наполнен великим светом, но и там никого не замечаю. Я, как монахиня, имела благословение на вход в алтарь. Думаю про себя: «Вот я войду в алтарь и посмотрю, есть ли там кто». Открыла южную дверь алтаря и вижу: алтарь весь полон святителей Божиих! В древних митрах они стояли вокруг престола, а диаконы были юноши небесной красоты, в стихарях, препоясанные орарями. Зная, что архиепископ Никон был близок к архиепископу Николаю Японскому [3] , я приняла смелость вопросить одного из святых юношей: «Кого же дожидают в алтаре, не начиная богослужения? Вероятно, Николая Японского?» Но юноша с особым благоговением ответил мне: «Дожидаем прибытия архиепископа Николая, но не Японского, а Мирликийского»».

На этом сон матери Клеопатры прервался, но его можно принять к сведению как ответ Неба к прославлению имени чудного архиерея Божия святителя Николая.

Небесный покров святых

Иеромонах Троице-Сергиевой Лавры Авенир рассказал следующую повесть о спасении жизни своего друга, некоего Томилина, предстательством святителя Николая Мирликийского.

Это было много лет тому назад. Родной брат известного в Москве богача Томилина служил у него доверенным по торговым операциям. Каждый год ему приходилось по работе ездить в Сибирь на Ирбитскую ярмарку и здесь совершать большие торговые дела. В одну из ярмарок Томилин, приезжая в Ирбит на лошадях (в то время железных дорог еще не было), остановился на постоялом дворе, где предстояла смена лошадей. По выезде со станции Томилин заметил, что новый ямщик везет его не той дорогой, которая ему была уже известна, и что едут они рекой. Томилин спросил ямщика: «Почему ты везешь меня не той дорогой?» Тот уверял ездока, что по реке путь намного сократится, и тем успокоил его. Проехали они еще верст десять. Ямщик вдруг пронзительно свистнул. В тот же момент где-то близко впереди послышался ответный свисток. Это Томилину показалось подозрительным. Он выхватил из кармана револьвер, наставил его к уху ямщика и грозно потребовал от него повернуть назад. Но ямщик тряхнул головой и вышиб револьвер из рук Томилина, он упал в передок саней.

Обезоруженный Томилин мысленно стал готовиться к смерти. В предсмертной своей молитве он слезно воззвал к Николаю Чудотворцу и молил его горячо о спасении жизни ради своих детей. Не успел еще Томилин окончить тайной сердечной молитвы, как молниеносно явился святитель Николай с каким-то прекрасным юношей. Грозно смотря на ямщика, он воскликнул: «Как ты осмелился посягнуть на жизнь этого человека? Я слышу его скорбную молитву. Ради своих детей он избежит смерти, а ты, если не оставишь своего преступного намерения, сам погибнешь». С этими словами святитель Христов стал невидим. Тогда ямщик в ужасе грозно гикнул на коней и сильно ударил их кнутом. Лошади вихрем понеслись вперед. Разбойники, стоявшие на дороге и поджидавшие путников, едва-едва успели отскочить. Сзади проезжавших послышались выстрелы и невыразимая адская ругань. Затем все затихло.

Ямщик, подобно урагану, пролетел верст пять и остановился. Он подал Томилину револьвер и, выпрыгнув из саней, опустился перед ним на колени, слезно прося у него прощения. Растроганный явлением святителя Николая, Томилин сказал виновному лишь одно: «Я не тот богач Томилин, за которого ты меня принял. Я его родной брат и служу у него лишь доверенным во всех делах и в данную минуту не имею при себе никакого капитала. Тебе Бог да простит, и я прощаю». В знак примирения он с христианской любовью поцеловал ямщика, и они поехали дальше.

В последующие годы, приезжая на Ирбитскую ярмарку, Томилин всегда останавливался у этого ямщика, брал его в дорогу и по его просьбе был даже крестным отцом родившейся у него дочери.

Икона Николая Угодника имеется практически в каждом доме верующих. Путешественники и торговые люди, много разъезжающие по делам, постоянно возят с собой маленький образок. 19 декабря все вспоминают о святом, покровительствующим детям, и дарят малышам подарки. Даже те люди, которые не ходят в церковь, соблюдают эту традицию. Святитель Николай в числе самых почитаемых святых. Перед его иконой постоянно звучат молитвы.

Кем был Николай Чудотворец в жизни

В 267 году с Малой Азии, городе Патары, у пожилой бездетной семьи родился мальчик. Его назвали распространенным в той местности именем Николай. При крещении новорожденного происходили различные чудеса, указывающие, что младенец необычный и выделен Богом.

Малыш воспитывался в праведной христианской семье и получил образование. Мальчик рано стал сиротой и его дальнейшим воспитанием занялся дядя, епископ Патарский. Он сначала назначил племянника чтецом, затем продвигал его по служебной лестнице до назначения через несколько лет епископом в Мир Ликие.

Родители Николая были богатыми людьми. После их смерти он раздал все нуждающимся и полностью посвятил себя проповедованию христианской веры и просветительству. Он служил Господу и помогал людям. Одаренный необычными способностями, святой совершил много чудес еще при жизни.

Просветитель любил детей и заботился о них постоянно. После того, как он подарил трем дочерям разорившегося богача золото на приданное, его день стали праздновать 19 декабря. Именно епископ Мирликийский послужил прообразом святого Николая, приносящего детям подарки перед празднованием католического Рождества и Нового Года.

История появления иконы

В России обретение иконы Епископа Мирликийского состоялось в 1383 году, возле деревни Крутицы. На берегу притока Вятки, реки Великой, местный крестьянин Семен Агалаков увидел свечение. Подойдя ближе, он обнаружил икону. Сияние исходило от нее.

Вскоре проявилась чудотворная сила образа. Неходячий до этого местный житель после моления перед иконой, пошел своими ногами. Весть о силе образа Николая Чудотворца, быстро распространилась и к нему потянулись паломники.

На месте обретения иконы, на берегу реки была построена деревянная часовня. Через время образ перенесли в главный храм Прокопия Устюжного, города Хлынова, Вятского края. Затем в честь чудотворного образа построили Никольский собор. Торжественный перенос иконы с Крутицы стал первым Крестным Ходом. После этого он совершался ежегодно.

Небесный покров святых

В 1555 году Иван Грозный приказал доставить икону в Москву. Маршрут крестного хода царь определил сам, через присоединенные накануне города Нижний Новгород, Казань, Коломну. По его же указу начали строительство Покровского собора на Рву, специально под икону Николая Чудотворца.

Во время нашествия татар чудотворный образ отправили в Вологду, спрятать от завоевателей. После освобождения земли Русской, царь приказал построить Александро-Невскую церковь в том месте, где прятали образ просветителя, и поместить в ней список. Саму икону вернуть в Вятку.

С иконы Николая Чудотворца было сделано несколько списков и размещено в храмах, построенных специально под них. Все они имеют чудесную силу.

Описание иконы Николая Чудотворца

На иконе святой Николай изображен в епископской мирте на голове. Левой рукой он держит Евангелие, правая поднята для благословения.

В более поздних образах можно встретить варианты, когда на левой длани у него стоит храм, а правая рука держит поднятый кверху меч. Это Мир Ликийская церковь, которую священник построил и служил в ней до самой смерти. Подняты вверх меч означает защиту от нашествия чужих войск. На плечах святого вышитые на одежде кресты. Образок Богородицы висит на шее.

Как правильно молиться

Молитва перед иконой Николая Угодника немного отличается от обращения к другим святым. Читается она не только в утреннем правиле, но и отдельно, когда необходима помощь святого. В руки берется образок. В случае невозможности отойти в сторону, уединиться, можно читать сидя в движущемся поезде, машине, самолете.

Сосредоточившись на образе Чудотворца, читается «Отче наш» трижды, как перед любым молитвенным ритуалом. Затем трижды повторяется молитва перед иконой Николаю Угоднику. Первый раз тихим голосом, затем шепотом. Самое главное чтение текста, которое дойдет на Небеса, происходит молча, мысленно. Каждое слово производится в уме четко, раздельно, с правильно расставленными ударениями.

По завершении молящийся трижды крестится. Маленький образок должен находится в руке. Если вокруг много любопытных глаз, его можно прикрыть одеждой. Чтобы не отвлекаться на звуки и события вокруг, глаза можно закрыть.

Небесный покров святых

Небесный покров святых

Вопросы священнику

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector