Можно читать молитвы про себя не вслух

Молитва про себя, мысленно, будет считаться молитвой? Или нет? Дякую.

Отвечает рав Моше Сытин

Этот вопрос обсуждается в Гемаре (Брахот 20 б). Там приводится спор мудрецов: по мнению рава Хисды молитва, прочитанная про себя, не считается молитвой, а по мнению Равины — считается. Закон установлен в соответствии с мнением рава Хисды, т.е. молитва, прочитанная про себя, не считается молитвой (Мишна Брура 62:7, Беур Галаха там). Отсюда следует, что молиться мысленно недостаточно, необходимо проговаривать слова. Если человек помолился мысленно, это не засчитывается и нужно читать молитву снова. Это относится не только к молитве Амида, но и к другим молитвам, таким, как Шма Исраэль, Биркат а-Мазон, благословениям на различные виды пищи и др.

Выводы о том, как надо произносить молитву и какова должна быть ее форма, мудрецы делают, основываясь на стихах, где говорится о молитве Ханы, просившей Творца послать ей сына (Шмуэль I, 1:13): «А Хана говорит (= молится) про себя, только губы шевелятся, а голос ее не слышен…» Мудрецы рассматривают молитву Ханы как идеальную, отсюда выводятся законы молитвы. «Только губы шевелятся…» — из этих слов делают вывод (Брахот 31а), что недостаточно молится мысленно, следует проговаривать слова. «…а голос ее (Ханы) не слышен» — отсюда делают вывод, что молиться надо шепотом, не возвышая голоса. Более того, полагают, что молитва, произнесенная вслух, свидетельствует о недостатке веры: молящийся как бы показывает, что Всевышний не может услышать просьбу, произнесенную шепотом.

При этом, изначально, молящийся должен слышать свой голос. Это не противоречит предыдущему правилу: можно говорить шепотом и при этом слышать свой голос. Это помогает сосредоточиться во время молитвы (Бейт Йосеф 101:1). Однако если человек помолился, не слыша своего голоса, но при этом выговаривая слова губами, молитва засчитывается и молиться повторно не нужно.

Почему так важно проговаривать слова и недостаточно молиться про себя? Ответ на этот вопрос мы находим в книге рава Хаима Воложинера «Нэфеш а-Хаим», гл. 5. Там сказано, что основным в служении Всевышнему является именно физическое действие. (Поэтому недостаточно быть «верующим в сердце», наша вера обязательно должна проявляться на практике. Мысли и намеренья являются только лишь хорошим дополнением к физическому исполнению заповедей, но не его основой). Поэтому, когда человек молится, его мысли и просьбы должны выражаться через физическое действие — движение органов речи. А в записях Аризаля сказано следующее: цель молитвы — это исправление духовных миров, а достичь этого можно только при слиянии трех частей человеческой души: «нэфеш», «руах» и «нэшама». «Нэфеш» — это самая низкая часть души, наиболее приближенная к материи. Ее проявление — физические действия. «Нэшама» — наиболее духовная из трех этих частей, ее порождения — мысли. «Руах» — промежуточная часть. Ей соответствуют колебания звука при произнесении слов. В молитве мы должны задействовать все три части нашей души: через физическое действие — движение органов речи, духовное — сосредоточение и промежуточное — голос. Так молитва будет наиболее эффективной и достигнет своей цели. (Отсюда можно сделать вывод, что не только обязательные молитвы, но и любая личная просьба к Творцу не должна оставаться только на мысленном уровне, ее следует проговаривать).

Заметим: Аризаль в своих записях оперирует каббалистическими понятиями, большинство его записей представляет собой намеки и метафоры, истинное значение которых невозможно понять тем, кто не сведущ в тайном учении. Приведенная цитата дает нам только возможность прикоснуться к глубоким тайнам, стоящим за каждым нюансом еврейского Закона, здесь нет исчерпывающего объяснения слов Аризаля.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector