Молитвы читаемые после причастия

Есть немало книг и пособий, посвященных приготовлению к Божественному причащению. Цель этих книг – дать человеку знания, необходимые для сознательного, благоговейного и непостыдного подхода к Чаше с Пищей Бессмертия. Эти книги не однообразны. В них есть разночтения, связанные в основном с разной строгостью приготовления и разными подходами к частоте причащения. Но, все равно, такая литература есть, и она многочисленна. Но вот чего нет у нас! У нас нет книг, ведущих с читателем разговор о том, как вести себя после причащения, как хранить полученный дар, как пользоваться во благо реальностью богообщения! Налицо очевидный пробел. И нет никакой дерзости быстро этот пробел заполнить. Серьезность задачи требует, во-первых, формулировки вопроса, а во-вторых, соборных усилий по поиску правильного ответа.

Молитвы читаемые после причастия
Фото: Екатерина Соловьева

Опыт, равно духовный и житейский, говорит о том, что получить бывает легче, чем удержать. Если речь идет о великом даре, то умение пользоваться им – самое тяжелое, что ожидает получателя. Благословение способно превратиться в проклятие по мере неумелого пользования или пренебрежения дарами. История Израиля – тому пример. Множество чудес, Божие водительство, отношения народа и Бога, подобные супружеским! Чего же более? Но обратной стороной этих отношений неумолимо выступают казни и тяжелые удары, падающие на головы людей, ведущих себя недостойно избрания. Что касается причащения, то реальность присутствия Христа в Евхаристии еще в апостольские времена заставляла говорить о болезнях и смертях недостойных причастников. Итак, давно пора вести речь не только о приготовлении к причастию, но и о правильном образе жизни после полученного причащения.

Вот первая мысль, лежащая на поверхности: не уместно ли в день причащения вместо вечерних молитв, покаянных и сокрушенных, прочесть на ночь еще раз молитвы благодарственные после причастия? В них просьбы не просто простить и помиловать, но «войти во уды и во утробу, укрепить составы и кости, попалить терние всех согрешений» и проч. Эти краткие молитвы весьма сильны, насыщены смыслом, радостны, энергичны. Многократное или хотя бы повторное их чтение в день причастия увеличивает в христианской душе чувство благодарности Богу, рождает трезвение (память о Господе), возгревает желание причащаться чаще.

Святитель Иоанн (Максимович) после совершенной литургии часто оставался в алтаре надолго. Он читал Евангелие, «тянул» четки, совершал иные молитвы и затем с усилием шел на ежедневные труды, поскольку не хотел покидать алтарь. Это тоже урок. Очевидно, что мирской человек загружен заботами и что взвинченный темп жизни есть враг сосредоточенности. Но нужно стараться после причастия не сразу окунаться в дела, нужно постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.

Боюсь утверждать, кто именно из Оптинских старцев (кажется, Варсонофий) советовал читать в день причащения Апокалипсис Иоанна Богослова. Очевидно, имелось в виду, что облагодатствованный ум христианина в это время более способен к восприятию тайн Божиих, нежели в обычные дни. Налицо не столько конкретный совет, сколько контуры общего правила: в день причастия посвящать возможное время и силы изучению слова Божия и другим духовным трудам.

Ставши домом Божиим посредством причащения, христианин становится страшен невидимым врагам добра. От него, как от огня, «бежит всяк злодей и всяка страсть». Существенной задачей для врага поэтому является старание развлечь христианина, втащить его в вихрь всяких забот, окружить его «неведением, забвением, малодушием и окамененным нечувствием». И по мере нашей невнимательности врагу это успешно удается. Стоит ли удивляться разгулу греха и сумятице, царствующей в головах, если мы толком не учимся пользоваться самым победоносным своим оружием – существенным соединением с Богочеловеком и Спасителем?

Вопрос, без сомнения, не раскрыт, но лишь затронут. Он требует церковного внимания, и само звучание вопроса может предваряться призывом: «Вонмем!» И умение прощать обиды, и способность сопротивляться действию страстей, и мужество посреди невзгод, и предвкушение вечных благ, и еще многое-многое другое подается обильно причастникам. Вот что говорил Иоанн Кронштадтский после причащения: «Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворно, что я и ощущаю в себе».

Богатство даров, ощущаемое Кронштадтским пастырем, есть то же самое богатство даров, которое подается всем, но, к сожалению, без столь глубокого со стороны причастников ощущения.

В этом смысле святые и будут судить мир. Имея ровно столько, сколько и мы, они сумели жизнь свою превратить в яркое горение лампады, тогда как мы лишь коптим и в грозный час суда рискуем оказаться без масла.

Кроме того, что уже есть у нас, нам, быть может, вовсе ничего более не нужно для чудотворной полноты и повседневного христианского свидетельства. Ничего не нужно сверх, но нужно научиться пользоваться тем, что есть. И в первую очередь нужно научиться правильно вести себя в отношении к пречистым тайнам Тела и Крови Христовых: к благоговейному принятию их и к достойному хранению их в себе.

Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушая самого Тела и Крови Христовой, таинственно соединяется со Христом и получает залог вечной жизни.
Таинство это установлено было самим Иисусом Христом на Тайной Вечери. Благословив приготовленный хлеб, Он преломил его по числу учеников и, раздавая им, сказал: приимите, ядите, сие есть тело Мое, которое за Вас предается; потом взяв чашу и воздав хвалу Богу, подал им, говоря: пейте из нее все. Ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание (Мф.26:26-29, Мк.14:22-25, Лк.22:19-21).
Причащение необходимо каждому христианину для спасения. Об этом ясно говорит Иисус Христос: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его: то не будете иметь в себе жизни (Ин.6:53).
Сущность этого Таинства состоит в том, что во время совершения Божественной литургии хлеб и вино, силою и действием Святого Духа, прелагаются в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову и служат для причащающихся духовной пищей и залогом вечного блаженства. Право совершать Таинство св. Причащения имеют только епископы и пресвитеры, как преемники апостолов.
Желающие приступить к Таинству св. Причащения, должны приготовиться к этому постом и молитвою и очистить свою совесть от грехов Таинством покаяния.
Ядущий Мою плоть, и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и пребывает во Мне и Я в нем, сказал Господь (Ин.6:54, 56).

Хор братии Валаамского монастыря под управлением иеродиакона Германа (Рябцева):

Божественная литургия включает в себя два таинства исповедь и Причастие. К ним необходимо подготовиться. Для этого нужно читать молитву на русском языке перед исповедью и Причастием или любом языке вам удобном, православие это дисциплина, поэтому относиться к подготовке нужно тщательно.

Молитвы читаемые после причастия

Кто может причащаться

Прежде чем принимать решение о Причастии, нужно сформировать отношение к этому таинству и приступать к нему с трепетом. Потому что это таинство, в котором через Святые Дары происходит соединение Бога с человеком.

Обязательным «пропуском» к Причастию является исповедь. Разумеется, это касается только крещёных людей. Если вы ещё не приняли таинство крещения, то принимать участие в таинстве Причастия вы не можете, как и во всех остальных.

Молитвы читаемые после причастия

Более того, по ходу церковной службы, некрещёные люди должны покинуть храм после особой молитвы за них, эта часть литургии называется молитва об оглашенных. Священник так и обращается к ним: «Оглашенные изыдите».

Эта молитва произносится перед тем, как начнётся исповедь и непосредственно само причастие.

Молитвы читаемые после причастия

Для крещёных людей также есть ограничение, оно касается женщин. В критические дни женщина может находиться в храме, но она не может прикладываться к святыням, иконам, участвовать в церковных таинствах.

В остальных случаях, если нет особого запрета, который называется епитемья, к причастию в православии допускаются все, кто подготовился соответствующим образом, включая молитву перед исповедью и причастием на русском языке или родном для вас.

Молитвы читаемые после причастия

Правила подготовки к причастию

Помимо молитв перед причастием, существуют ещё обязательные правила к выполнению. Одно из них это 3-хдневный пост, то есть, вкушается пища только растительного происхождения. Воздержание касается не только пищи, но и образа жизни.

Посещение развлекательных мероприятий, просмотр передач, фильмов такого же характера ограничивается. Внутренне человек должен быть сосредоточен на мысли, что ему предстоит соприкоснуться с Господом.

Молитвы читаемые после причастия

Ничего важнее этого события быть не должно. Но это не значит, что вашего внимания должны лишиться близкие, родные люди или вы освобождаетесь от каких — то обязанностей. Наоборот,берётся дополнительная нагрузка, только духовного порядка.

Молитва перед исповедью и причастием требует чуть больше времени, чем например утреннее или вечернее молитвенное правило, православие не требует молиться только на русском языке.

Это мировая конфессия, а значит, молитвы есть на разных языках, каждый определяет удобный для себя формат. Поскольку правило ко Причастию содержит ещё каноны, то готовиться можно постепенно, начиная с четверга. Необязательно за один раз вычитывать всё правило. Такой подход приемлем, когда у вас уже есть опыт христианской жизни и молитва становится неотъемлемой частью жизни.

Батюшки рекомендуют не перегружать себя молитвами, чтобы потом не было резкого нежелания или вообще охлаждения к молитвенной практике.

Молитвы читаемые после причастия

Это можно сравнить с тяжёлой атлетикой. Вес набирают постепенно для самого главного победного рывка, иначе, как минимум можно надорваться. Так и в молитве, лучше меньше, но чаще.

Для начала можно слушать правило ко Причастию в аудиоформате. Следить по молитвослову за порядком и ударениями в словах. Это помогает сосредоточиться, разобраться в смысле молитв.

Молитвы читаемые после причастия

Если есть непонятные слова их можно обозначить и затем посмотреть их значение в церковном словарике в интернете. Поскольку на это нужно время, лучше скачать молитвы и не спеша в них разобраться. Хорошим дополнением и помощью будет видео сюжет с батюшкой на тему подготовки к исповеди и Причастию. Возможно и не один сюжет.

Выберите священника по душе, сегодня это можно сделать с помощью интернета. Многие святые отцы имеют свои сайты, видеоканалы. На сегодняшний день рекомендуем отцов: Андрея Ткачёва, Константина Пархоменко, Павла Великанова, Владимира Головина, не ограничиваемся списком этих имён. Этот вопрос каждый может определить для себя самостоятельно.

Молитвы читаемые после причастия

Таинство исповеди

Таинство исповеди требует серьёзной внутренней работы. Если это первая исповедь, первое причастие, то возможно не однодневной работы.

Подготовка к исповеди похожа на серьёзную хирургическую операцию. Её успешный исход зависит от знаний, мастерства, опыта помощников главного хирурга.

В данном случае главный хирург это Господь, его помощник это священник, при чём, на начальном этапе, это не всегда может быть личное общение со священником перед подготовкой. В идеале конечно лучше, чтобы общение было личным, но для этого нужно доверие, которое не всегда сразу формируется.

Несмотря на то, что основой исповеди должно быть понимание, что священник такой же грешник, он всего лишь свидетель между нами и Богом, и мы идём на исповедь к Богу, кто бы, не принимал исповедь, тем не менее, это часто является препятствием к искренности на исповеди.

Молитвы читаемые после причастия

Поэтому роль помощников, которые тоже помогают подготовиться к таинству, выполняют: видеозаписи на духовную тему, духовная литература, общение с опытными христианами.

Главное — это наше искреннее желание отдать тяжесть греховных поступков Господу на таинстве исповеди через искреннее покаяние и приобрести благодать и радость через таинство Причастия.

Ссылка на основную публикацию