Молитва в мечети

Молитва приветствия мечети (тахийятуль-масджид) – один из дополнительных намазов, совершаемых во время посещения мечети. Намаз тахият следует выполнить сразу же после вхождения в мечеть. При входе в мечеть произносят:

اللَّهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِك

«Аллахумма-фтахлии абваба рахматика» перевод: «О Аллах, открой мне врата Твоей милости». затем читают салават – формулу благословения Пророка Мухаммада ﷺ.

В мечеть желательно войти с правой ноги, и прежде чем сесть, следует совершить два ракаата намаза-тахийят. Так велит достоверный хадис, приводимый имамами аль-Бухари и Муслимом.

В одном из хадисов Посланника Аллаха ﷺ сказано: «Если кто-либо из вас зайдет в мечеть, пусть не садится, пока не совершит два ракаата молитвы приветствия» (Бухари, Муслим). В случае, если верующий посещает дом Аллаха несколько раз в день, то прочтения одного намаза тахият в день является достаточным.

Нежелательно садиться в мечети, не совершив тахийят, если нет на то особой причины (болезнь и т. п.) Однажды, когда сподвижник Пророка ﷺ Абу Зарр присел в мечети, не совершив два ракяата намаза приветствия, Пророк ﷺ окликнул его: «О Абу Зарр! Воистину, у мечети есть приветствие в виде двухракяатной молитвы. Встань же и соверши ее!». Но если есть необходимость без промедления возместить упущенный намаз или заканчивается время обязательного намаза, то совершать тахийят запрещено (харам). Тахийят нежелательно совершать и в том случае, если прозвучал призыв к началу молитвы (икамат) или уже начался коллективный намаз.

Если человек придя в мечеть намеренно сядет даже на малое время, например, человек сел выпить воду, касаясь задней части тела о землю то намаз упускается. Но если он сел на ноги так, что задняя часть не прикасается к земле, и не прошло много времени, то тахият-намаз не упускается в этом случае ему следует встать и выполнить намаз приветствия. Также не упускается тахият-намаз, если он нечаянно или не зная сел, при этом и не прошло много времени.

Намаз упускается, если он стоял долго, в независимости от того, было ли это сделано осознанно или по забывчивости. Длинным считается такой промежуток времени, который превышает среднее время совершения двух ракаатов. Но если он стоял не долго, то время намаза-тахият не упускается, даже если он стоял умышленно.

Если же кто-то из-за невозможности совершить омовение и его отсутствия не может совершить намаз или не желает его совершить а так же если не умеет совершать намаза, то ему желательно произнести:

سُـبْحانَ اللهِ، والحمْـدُ لله ، ولا إلهَ إلاّ اللهُ واللهُ أكبَر، وَلا حَولَ وَلا قوّة إلاّ باللّهِ العليّ العظيم

«СубханаЛлахи, валь хамдулиЛляхи, ва ля иЛляха илляЛлаху ваЛлаху акбар, валя хавля валя куввата илля биЛляхиль Алиййиль Азим» Перевод: «Пречист Аллах, хвала Аллаху; нет никого достойного поклонения кроме Аллаха; Аллах велик; нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха Высокого, Великого». Некоторые сказали, что желательно это прочитать четыре раза. И это заменяет тахийят намаз. Сказано, что это замещает тахийят, а также земной поклон (саджда), совершаемый при чтении Корана или с целью благодарения Аллаха. Но если есть возможность совершить омовение, то эта молитва не замещает тахийят, но со слов имама аль-Газали, приводимых в его книге «Ихяу улуми ддин», понимается обратное.

Намаз-тахийят считается совершённым также, если сразу при входе в мечеть совершить любой намаз (намаз-фарз, намаз-суннат, будь он своевременный или возмещаемый), потому что главная цель – совершение намаза, прежде чем сядете в мечети. Поэтому, если мусульманин сразу при входе в мечеть приступит к совершению любого намаза, он получит вознаграждение и за тахийят. Если вместе с намерением совершить любой намаз, вознамериться и совершить тахийят, то вознаграждение возрастает. Больше всего вознаграждение полагается за совершение раздельно сначала тахийята, затем и другого намаза.

Когда не следует совершать намаз-тахият?

  • Во время посещения Запретной мечети «Аль-Харам», расположенной в Мекке (в данном случае роль приветствия выполняет обход вокруг Каабы)
  • При входе в мечеть с намерением совершить праздничную молитву (салятуль-‘ийд) в праздник Разговения (‘Ийдуль-фитр, Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам). Пророк Мухаммад ﷺ не совершал никаких молитв до и после праздничной
  • В случае входа в мечеть в момент начала обязательной молитвы (фард) Пророк ﷺ сказал: «Если люди встают на обязательную молитву (уже читается икамат), то никакая иная, кроме данной, не совершается»
  • В случае входа в мечеть во время чтения пятничной хутбы (проповеди) это — согласно ханафитскому мазхабу. (однако шафиитские ученые допускают выполнение намаза тахият во время хутбы. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву»)
  • В случае, если верующий после посещения мечети уже выполнил какой-либо иной намаз, так как данная молитва заменяет приветствие.
  • В периоды, порицаемые для выполнения молитвы (Относительно не желательности совершения данной молитвы в периоды, порицаемые для выполнения молитвы (незадолго до восхода и заката солнца, а также во время нахождения солнца в зените), мнения мусульманских ученых расходятся. Согласно ханафитскому мазхабу, выполнение намаза тахият в данные промежутки времени является нежелательным. Подтверждением этому служит хадис Пророка ﷺ: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» (Бухари, Муслим). Шафиитские ученые полагают, что мусульманину следует совершить намаз тахият, даже если человек посетил мечеть в порицаемое для выполнения намаза время. Оба мнения основаны на Сунне Пророка, однако их отличают разные критерии, легшие в основу богословского анализа. Так же прочитайте статью когда нельзя читать намаз?)

Как читать тахитуль-масджид намаз?

Молитва приветствия мечети состоит из 2 ракаатов, выполнение которых идентично двухракаатным намазам. Намерение произносится так: «Намериваюсь совершить намаз-тахийят в 2 ракаата».

Целью намаза-тахийят является возвеличивание хозяина мечети – Всевышнего Аллаха, а не возвеличивание самой мечети, и если человек намерился при соблюдении намаза-тахият возвеличить саму мечеть, его намаз не засчитывается. При совершении намерения, если даже мы и произносим его следующим образом (я намерен совершить двухракаатный намаз возвеличивания мечети), то должны иметь в виду возвеличивание не самой мечети, а её Хозяина, то есть Всевышнего Аллаха.

Мусульманские учёные всех мазхабов едины во мнении, что джума-намаз вменяется в обязанность каждому верующему в степени ваджиб (во всех суннитских правовых школах, кроме ханафитской, этот хукм приравнивается к фарду).

В Своей Книге Господь миров сказал следующее:

О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха… (62:9)

Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) дал пятнице эпитет «госпожа всех дней». Её величественность считается большей, чем даже у двух исламских праздников – Ид аль-Адха (Праздник жертвоприношения) и Ид аль-Фитр (Праздник разговения). Соответствующий хадис приводится в сборнике аль-Байхаки.

Кликните на эту ссылку, чтобы посмотреть время джума-намазов в городах России и других стран СНГ.

Как читать пятничную молитву

1. После азана молящийся обычно произносит дуа:

Аллахумма, Рабба хазихи дагватит-таммати, уас-салятиль каа има’. Ати Мухаммадан-иль уасилята уаль фадылята уабгасху макамам-махмуданиллязи уагьадта. Иннакя ля тухлифуль-мигад

Перевод: «О Аллах, Господин этого совершенного призыва и готовящейся к исполнению молитвы! Дай Мухаммаду самое высокое положение в Райской обители, добродетели и воскреси его на самом хвалебном месте, обещанное Тобою. Нет никаких сомнений в том, что Ты выполнишь обещанное».

2. Завершив дуа, молящийся встаёт на совершение первых четырёх ракаатов. Он выполняет все действия, как и в случае с обязательными ежедневными намазами, которые состоят из точно такого же числа ракаатов.

3. Далее имам встаёт на минбар, произносит приветствие в адрес мусульман. Сделав это, он садится на ступеньки минбара.

4. В этот момент муэдзином произносится второй азан и верующие снова читают про себя вышеописанную молитву-дуа.

5. Затем имам принимается рассказывать проповедь прихожанам и произносит хутбу. В ней он традиционно произносит слова восхваления Создателя миров, благословляет Заключительного Его посланника (с.г.в.) и поднимает какую-нибудь актуальную тему, объясняя её сквозь призму Священного Корана, а также Пречистой сунны.

6. После проповеди следуют 2 ракаата фарда коллективно всем джамаатом и 4 ракаата суннат.

Особенности джума-намаза

Для этого намаза, помимо обычных требований к обязательным молитвам (наличие тахарата, покрытие постыдных мест, направление на Кыйблу и т.п.), существуют дополнительные условия, например, в плане гендерного представительства. Для мужчин этот намаз обязателен, тогда как на женщин это обязательство не распространяется.

Время пятничной молитвы – солнце должно пройти стадию зенита до того, пока тень объектов не станет равна их высоте.

Различные богословско-правовые школы устанавливают разные условия по необходимой численности джамаата, чтобы намаз был засчитан как пятничный. Согласно ханафитскому мазхабу, требуется от 3 или 5 человек (некоторые учёные этой богословско-правовой школы говорят о 7 верующих). Шафииты и ханбалиты настаивают на численности джамаата в 40 мусульман, включая имама. Маликитский мазхаб занимает срединную позицию – 12 человек, без учёта имама.

Намаз джума включает в себя четыре ракаата суннат, два ракаата фарда и четыре ракаата суннат. Однако в данном вопросе есть некоторые нюансы. Первые четыре ракаата богословы каждого из мазхабов признают важными на уровне сунны-муаккада. Если вести речь о последних четырёх ракаатах, то тут ситуация не столь однозначная. Ханафитская, шафиитская и ханбалитская школы также склонны считать суннат после двух ракаатов фарда сунной-муаккада, тогда как маликиты рассматривают её как практику Пророка Мухаммада (с.г.в.), которую порой он мог оставить.

Джума-намаз равен полуденному?

Интересно мнение алимов четырёх мазхабов относительно того, заменяет ли джума намаз-зухр. Единой позиции по этому вопросу нет. Если в населённому пункте есть одна мечеть, и всё мужское население проходит туда на пятничный намаз, то нет потребности читать дневной. Но в ситуации, когда мечетей много, то дело приобретает следующий вид.

Богословы-ханафиты настаивают на том, что джума-намазы во всех мечетях самодостаточны, нет никакой необходимости совершать отдельно молитву-зухр. Если же человек всё-таки решит прочитать полуденную молитву, он может сделать это, но не в составе джамаата. Ведь такое действие в рамках ханафитского мазхаба считается сильно порицаемым (махрук тахриман).

Учёные-шафииты считают иначе. По их мнению, молитва засчитывается как пятничная и не требует отдельного дополнения её полуденной только в той мечети, такбир тахрим на два ракаата фардовой части которой будет произнесён раньше остальных в городе. В этой мечети чтение молитвы-зухр будет желательным действием (мустахаб). Однако в остальных мечетях полуденный намаз должен совершаться в обязательном порядке.

Позиции, похожей на мнение шафиитов, придерживаются маликитские богословы. На их взгляд, полуденная молитва должна читаться в каждой из мечетей данного населённого пункта, кроме той, где пятничный намаз завершился раньше всех.

По мнению ханбалитских учёных, молитва джума восполняет собой и полуденную лишь в том случае, если в джамаате присутствует руководитель государства либо города. В остальных мечетях намаз зухр должен быть прочитан после намаза джума.

Существует мнение, что в современных реалиях наиболее целесообразную точку зрения в этом вопросе предлагает ханафитский мазхаб. Оно основывается на том, что при жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.) в поселениях не было множества мечетей, так как умма имела небольшую численность. В связи с этим прямое перенесение практики первых десятилетий распространения ислама на нынешнюю повседневность, когда приверженцев ислама в крупных городах куда больше, нецелесообразно.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

молитва в мечети

Альтернативные описания

• В исламе ежедневное пятикратное моление

• Мусульманский религиозный обряд, молитва, состоящая в чтении отрывков из Корана

• ежедневная пятикратная молитва

• ежедневная пятикратная мусульманская молитва

• к нему призывает мулла с минарета

• м. мусульманская урочная молитва. На закате солнца татары отправляют свой намаз. Намазный, к намазу относящийся

• молитва из стихов Корана

• молитва по указке муэдзина

• молитва после азана

• мусульм. обряд с «масляным» названием

• мусульманский обряд с «масляным» названием

• мусульманский обряд, ежедневная 5-кратная молитва с чтением отрывков из Корана

• обязательная пятикратная молитва в исламе

• пятикратная молитва в исламе

• салат, но не блюдо из овощей, а богослужение

• скажите по-персидски «молитва»

• мусульм. обряд с «масляным» названием

• мусульманский обряд с «масляным» названием

от Замиль · Апрель 9, 2018

Вы живете недалеко от мечети, но все равно не приходите совершать коллективную молитву? Возможно, вы просто не знаете обо всех благословениях коллективной молитвы!

Существует целых 10 веских причин, почему каждому мусульманину стоит начать совершать молитвы в мечети. Вот они:

1) Коллективная молитва в мечети награждается в 27 раз больше, чем молитва, совершенная в одиночестве

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал в достоверном хадисе: «(Обязательная) коллективная молитва ценнее индивидуальной в 27 раз» (Сахих Аль-Бухари).

Согласно другому варианту этого хадиса, вознаграждение увеличивается в 25 раз. Независимо от количества, понятно, что это крайне вознаграждаемое деяние

2) Ангелы будут молиться за вас

В одном из своих прекрасных хадисов Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ангелы молятся за того, кто помолился и остался на своем месте, не нарушив вуду (малое омовение). Они говорят: «Господи, прости его. Господи, смилостивься над ним»» (Сахих Аль-Бухари)

3) Коллективная молитва способствует единству мусульман

Представьте себе, если бы все мусульмане сидели в своих домах и никогда не видели друг друга, никогда не взаимодействовали друг с другом? Или, может быть, мы встречались бы только на работе и на праздниках. Как мы узнаем друг друга? Как мы будем помогать друг другу?

Если же мы будем молиться коллективно пять раз в день, то станем более едиными, укрепим любовь и дружбу между собой, будем поддерживать друг друга в вере и благочестии. Ведь разве есть лучшее место для общения с братьями, чем дом Аллаhа?

4) Многие ученые утверждают, что это обязательно (фард)

В Кyр`ане после повеления совершать молитву Всевышний Аллаh говорит (смысл): «…кланяйтесь вместе с кланяющимися» (2:43).

Многие достойные доверия ученые поняли из этого аята, что коллективные молитвы обязательны для каждого мусульманина мужского пола.

Необходимо заметить, что хотя не все ученые считают коллективные молитвы обязанностью, называя их крайне поощряемой сунной, это все равно должно побудить мусульман увеличить количество молитв, совершаемых в мечети

5) Это испытывает и укрепляет вашу веру

Правда в том, что ходить в мечеть действительно нелегко — ведь мы должны оставить все наши дела и преодолеть путь до мечети и обратно. Именно поэтому это испытание для крепких верой людей. Наш Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда вы видите человека, посещающего мечеть, свидетельствуйте, что он верующий, потому что Аллаh говорит: «Мечеть Аллаhа посещают только те, кто верит в Аллаhа и в последний день»» (Ат-Тирмизи)

6) Это убережет вас от лицемерия

Пророк (мир ему и благословение) предупреждал нас о том, что наиболее трудными для лицемеров являются коллективные молитвы фаджр и иша: «Если бы они знали, что в них (награды за молитвы фаджр и иша), они бы обязательно совершали их, даже если бы им пришлось ползти ползком» (Сунан Ибн Маджа)

7) Вы получите награду, приравниваемую к молитве в течение всей ночи

Говоря о молитвах фаджр и иша, Пророк (мир ему и благословение) рассказал нам, что совершающий молитву иша коллективно будет вознагражден так, будто он молился половину ночи, а тот, кто совершает коллективно молитвы иша и фаджр, будет вознагражден так, будто бы он простоял в молитве всю ночь (Ат-Тирмизи).

8) Того, кто идет в мечеть утром и вечером, ждет рай

Абу Хурайра сообщил, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тому, кто ходит в мечеть утром или вечером, Аллаh готовит место в раю всякий раз, когда он идет в мечеть утром и возвращается из нее вечером» (Аль-Бухари и Муслим)

9) Самая большая награда ожидает того, кто живет далеко от мечети

Пусть то, что вы живете далеко от мечети, не препятствует вам в ее посещении. Знайте, наивысшую награду получают те, кому приходится преодолевать большие расстояния до мечети.

Так, Абу Муса сообщил, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Человек, который получит самую высокую награду за свою молитву — это тот, кто приходит, чтобы совершить ее в мечети с самого дальнего расстояния. И тот, кто ждет молитву для того, чтобы совершить ее с имамом (коллективно), получит больше вознаграждения, чем тот, кто совершает ее один, а затем ложится спать» (Аль-Бухари и Муслим).

10) Это способствует прощению ваших грехов и поднятию вас на новый уровень

Пророк (мир ему и благословение) рассказал нам, что один из способов очиститься от грехов и поднять наш уровень, это увеличить количество шагов к мечети (Муслим).

Это лишь десять из многих причин, почему вам стоит совершать молитвы в мечети. Никогда не поздно начать делать это. И пусть Всевышний Аллаh сделает нас одними из тех, кто регулярно посещает Его дом!

Молитва в мечети

Каждый понедельник мы публикуем молитвы, которые должен знать каждый мусульманин, и этот не исключение. Сегодня мы предлагаем нашим читателям выучить дуа, которую нужно читать при входе в мечеть.

В мечети душа человека находит покой от беспрерывных мирских сует. Пророк Мухаммад (мир ему) говорил:

«Мечети – дома богобоязненных, и Аллах берёт на себя заботу о душах и комфорте тех, для которых мечети стали домами; также Аллах разрешит переход через мост (сират) и обеспечит спасение от огня ада» (Хайсам и Табарани).

Считается что ходить в мечеть — это все равно, что ходить в гости ко Всевышнему Аллаху. Поэтому находясь в доме Аллаха, человек должен выказывать определенные виды проявления уважения.

Дуа при входе в мечеть:

الَّلهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِكَ وَانْشُرْ عَلَيَّ خَزَائِنَ رَحْمَتِكَ

Транслитерация: Аллахумма-фтахли абуаба рахматикяван-шур’аляйя хазаина рахматик;

Перевод : О Господь! Открой мне врата твоей милости и раскрой мне сокровища Твоей милости;

Молитва в мечети

Дуа при выходе из мечети:

اللّهُـمَّ إِنّـي أَسْأَلُكَ مِـنْ فَضْـلِكَ الْعَظِيم

Транслитерация: Аллахумма инни асъалюка мин фадликаль ‘азыйм;

Перевод : О Господь, поистине, я прошу у тебя великой милости и блага.

Вопрос № 257:
«Через сколько минут после восхода солнца наступает время намаза ад-духа? И какова награда для того, кто остался в мечети до этого времени и помолился там?»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

По поводу намаза ад-духа существует известный хадис, который приводится в сборнике имама Тирмизи, да помилует его Аллах. Пророк ﷺ сказал:

مَنْ صَلَّى الْغَدَاةَ فِي جَمَاعَةٍ، ثُمَّ قَعَدَ يَذْكُرُ اللَّهَ حَتَّى تَطْلُعَ الشَّمْسُ، ثُمَّ صَلَّى رَكْعَتَيْنِ كَانَتْ لَهُ كَأَجْرِ حَجَّةٍ وَعُمْرَةٍ

«Тому, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два ракаата молитвы, полагается такая же награда, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры»[1].

Есть несколько версий этого хадиса: от Абдуллаха Ибн ‘Умара, Анаса Ибн Малика и других сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Однако наиболее достоверной среди них является версия, которую мы привели выше. Но даже она, по мнению имама ат-Тирмизи, является слабой, так как после того, как он привел этот хадис, он сказал: «وهذا حديث حسن غريب». Этот термин означает слабость хадиса. Известно, что Абу Зыляль, один из передатчиков этого хадиса, был слабым передатчиком, как сказали Яхья ибн Ма’ин[2], Абу Дауд, Ибн Хиббан[3], аль-Бухари[4], ан-Насаи[5] и другие[6]. И из-за слабости этого передатчика весь хадис становится слабым. Более того, Яхья ибн Ма’ин вообще не посчитал Абу Зиляля передатчиком. Поэтому, конечно же, мы тоже считаем этот хадис слабым.

Однако слабость этого хадиса не указывает на слабость деяния, которое он описывает: совершения утреннего намаза в джамаате и дальнейшего пребывания в мечети, сопровождающегося поминанием Аллаха, до восхода солнца. Это действие является сунной. В достоверном сборнике имама Муслима передается, что Пророк ﷺ и его сподвижники сидели в мечети до восхода солнца и поминали Аллаха[7].

Минут через 10–15 минут после восхода можно уже расходиться. Кто хочет, делает ад-духа, если считает, что хадисы упомянутые здесь, уместны; кто так не считает, тот не делает. Суть в том, что это действие дозволено и является сунной, однако хадис о награде за него, подобной награде за хадж и умру, является слабым. И следует различать два этих момента. Пророк ﷺ не говорил ничего по этому поводу, однако он сидел в мечети после утренней молитвы, пока не всходило солнце, а значит, это является сунной. А что касается награды, то об этом Аллаху известно лучше. У нас нет достоверного довода, указывающего на то, что поступающему подобным образом причитается какая-то награда. Возможно, эта награда больше, чем за хадж и умру, возможно, меньше. Мы не знаем. Милость Аллах велика, Он дает Своим рабам, что пожелает.

Уже за то, что ты следовал Сунне Пророка ﷺ, тебе положена награда. Всевышний Аллах сказал об этом:

وَإِن تُطِيعُوهُ تَهْتَدُوا

«Если вы подчинитесь ему, то последуете прямым путем»
[сура «ан-Нур», аят 54].

Может ли существовать бόльшая награда, чем прямой путь?! Больше этой награды нет и быть не может. Ты подчиняешься Пророку ﷺ — и Аллах ведет тебя прямым путем. А подобного тому, что Он уготовил Своим праведным рабам в Судный день, человеку даже и не снилось, и не слышали о подобном его уши, и не видели подобного его глаза. И в этом нет у нас никаких сомнений.

А Аллаху известно лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
17 Джумада ас-сани 1441 г. (11.02.2020)

[1] Сунан ат-Тирмизи, хадис № 586.

[2] Тарих Ибн Ма’ин риуая ад-Даури, т. 4, с. 100.

[3] Аль-Маджрухин Ибн Хиббана, т. 2, с. 433.

[4] Ат-Тарих аль-Кабир аль-Бухари, т. 8, с. 205.

[5] Ад-Дуафа ан-Насаи, с. 251 а также с. 257.

[6] Тахзиб аль-Камаль, т. 30, с. 350; Тахзиб ат-Тахзиб, т. 4, с. 292; Такъриб ат-Тахзиб, с. 1028.

[7] Сахих Муслима, хадис № 670.

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Всевышний Аллах повелел нам:

«О те, которые уверовали! Когда вас призывают на молитву в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали!» (Коран, 62:9).

Внешний смысл аята может натолкнуть некоторых на вывод, что джума (пятничное собрание в мечети) является шариатской обязанностью лишь для того, кто услышал азан, как и хадис:

«Джума (обязательна) для того, кто услышал призыв» (Абу Дауд. Имам ан-Навави назвал хадис достоверным в «аль-Маджмугь», 4/352-353).

Однако в реальности речь идёт обо всех мужчинах-мусульманах, находящихся в пределах города или посёлка, где совершают джума. Имам ан-Навави, разбирая этот хадис, передал:

«Сказали аш-Шафи’и и его сторонники: «Если в городе сорок или более дееспособных жителей (мусульман), то джума обязательна для каждого из них, даже если черта города охватывает много фарсахов, и безразлично, слышат они азан или нет; с этим согласны все. Что же касается оседлых жителей вне посёлка и его округи: если их (численность) достигла сорок дееспособных человек, то джума обязательна для них без каких-либо разногласий»» («аль-Маджмугь», 4/353).

Доводом на это служат хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который говорил:

«Клянусь Аллахом, либо люди перестанут пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся в числе рассеянных (равнодушных)» (Муслим);

«Кто оставит три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ахмад. Хадис хороший. См. «ат-Тальхысу-ль-хабир» Ибн Хаджара, 2/108-109).

Имам аш-Шаукяни сказал:

«И если в каком-либо месте нет мусульман (мужчин), кроме двух, то один из них произносит хутбу, а другой слушает, затем они вдвоём совершают пятничную молитву!» («Сайлю-ль-джарар», 1/298).

Процитируем также шейха Ибн Усеймина (да помилует его Аллах):

«Если человек находится в городе, где совершают джума, то джума для него обязательна, даже если между ним и мечетью расстояние во много фарсахов — до тех пор, пока он пребывает в городе. И неважно, слышит он призыв (азан) или нет, ибо мечеть, (где проходят джума), предназначена для всех. Если же он находится вне города, т.е. в его окрестностях, то имам Ахмад сказал об этом: «Между ним и мечетью не должно быть больше фарсаха». Фарсах — это три мили» («Ликау-ль-баби-ль-мафтух», ч. 42).

Иное дело — ежедневный намаз, который можно совершать вне мечети. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто услышал призыв (азан) и не отозвался на него, то нет у него намаза, кроме случая, (когда он не пришёл) по уважительной причине» (Ибн Маджа, хадис удостоверен Ибн Хаджаром в «ат-Тальхысу-ль-хабир», 2/65).

Имам ан-Навави так разъяснил вопрос о слышимости азана:

«Важное значение в (вопросе) слышимости призыва имеет то, чтобы муэдзин стоял на окраине города, голоса (людей) были спокойными, а ветер — тихим. (Другой же) вслушивается; если он услышал (азан), то для него обязательно (идти в мечеть), а если не услышал, то необязательно» («аль-Маджмугь», 4/353).

Отсюда прямо следует, что естественная слышимость азана, обязывающая мусульман к участию в коллективной молитве, — это его слышимость без микрофонов и рупоров (разумеется, для того, у кого здоровый слух). Как сказал шейх Ибн Баз:

«Что же насчёт того, кто находится далеко от мечети и не может услышать призыв без помощи (звукового) усилителя, то он не обязан присутствовать в мечети (на групповом намазе). Ему достаточно совершить намаз вместе с теми, кто рядом, в отдельном коллективе» («Маджму’у фатава-ш-шайхы Ибни Баз», 12/60).

Некоторые учёные, опираясь на данный хадис, считали молитву того, кто, услышав азан, не пришёл в мечеть без каких-либо оправданий, недействительной. Однако более верное мнение гласит, что такой человек совершает грех и теряет награду Аллаха, однако он не подобен тому, кто вообще пропустил обязательный намаз или пренебрёг его условиями (например, состоянием ритуальной чистоты; см. также Кто те, которые не молятся?). Процитируем в конце шейха аль-Альбани:

«Шейху-ль-исламу Ибн Таймии принадлежало мнение, что у того (мусульманина), который не молится (в мечети за имамом) без каких-то оправданий, молитва недействительна — на основе внешнего смысла этого хадиса. Однако это мнение входит в противоречие со взглядами большинства учёных, ибо некоторые (шариатские) доводы и тексты сообщают нам о том, что отрицание (намаза) в этом хадисе является отрицанием его совершенства, а не отрицанием правильности» (оригинал здесь).

Опубликовано: 6 апреля, 2017

«О, верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Всевышнего и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О, если бы вы только знали!» (Коран, 62:9).

Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ораза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)».

Также необходимо помнить слова Посланника Всевышнего Аллаха: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Всевышним Аллахом».
Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву (джума намаз), она будет им засчитана вместо полуденной (уйле).
Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусуль)».
Время совершения – это время полуденной молитвы (уйле). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы (намаза).
Пятничный намаз состоит из 10 рекятов (рекят — порядок слов и действий, составляющих мусульманскую молитву). Коллективно совершается 2 рекята вместо 4 рекятов полуденного. С наступлением времени намаза необходимо совершить 4 рекята суннета (дополнительная молитва, которую совершал Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, и советовал совершать другим), затем после проповеди (хутбы) 2 рекята с джемаатом (фарз – обязательная молитва), в завершении 4 рекята суннета.

Четыре рекята суннета
Первый эзан.
По окончании эзана как читавший, так и слышавший его произносят «саляват» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после эзана.
Ниет (намерение): «Искренне ради Всевышнего Аллаха я намереваюсь выполнить четыре рекята суннета пятничной молитвы».
Последовательность совершения аналогична четырем рекятам молитвы уйле. Выполняется, как все молитвы-суннеты, каждым самостоятельно.
Проповедь (хутбе)
Имам поднимается на во время чтения второго эзана и садится. По окончании прочтения второго эзана, имам встаёт для проповеди (хутбе). Проповедь начинается словами восхваления Всевышнего Аллаха и прошением благословения для пророка Мухаммеда. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Суннет, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман.
По завершении первой части проповеди имам-хатиб садится на одну из ступенек минбера и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву (дуа). Вторая часть проповеди более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.
Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбер и до призыва (икамета) на два рекята фарза все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]».
Два рекята фарза
Икамет (призыв имама).
Ниет (намерение): «Искренне ради Всевышнего Аллаха я намереваюсь выполнить два рекята фарза пятничной молитвы».
Два рекята фарза выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух рекятов фарза утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.
Четыре рекята суннета
Ниет (намерение): «Искренне ради Всевышнего Аллаха я намереваюсь совершить четыре рекята суннета пятничной молитвы».
После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре рекята суннета пятничной молитвы.
По завершении четырех рекятов суннета и тем самым всей пятничной молитвы (джума намаз), продолжая сидеть, желательно вместе с имамом выполнить «тесбихат».
Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва (уйле).

О важности совершения утреннего и вечернего намаза с коллективом в мечети

О важности совершения утреннего и вечернего намаза с коллективом в мечети

  • ВЕРОУБЕЖДЕНИЕ (‘АКЫДА)
  • ↳ ВЕРА В АЛЛАХА
  • ↳ 1 — ЕДИНОБОЖИЕ В ГОСПОДСТВЕ («ТАУХИ́Д АР-РУБУ́БИЯ»)
  • ↳ 2 — ЕДИНОБОЖИЕ В ПОКЛОНЕНИИ («ТАУХИ́Д АЛЬ-АЛЮ́ХИЯ»)
  • ↳ 3 — ЕДИНОБОЖИЕ В ИМЕНАХ АЛЛАХА И ЕГО КАЧЕСТВАХ («ТАУХИ́Д АЛЬ-АСМА́Ъ УА АС-СЫФА́Т»)
  • ↳ ТЕМЫ, НЕ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПО РАЗДЕЛАМ
  • ↳ ДРУГИЕ СТОЛПЫ ВЕРЫ
  • ↳ ВЕРА В АНГЕЛОВ
  • ↳ ВЕРА В НИСПОСЛАННЫЕ ПИСАНИЯ
  • ↳ ВЕРА В ПОСЛАННИКОВ
  • ↳ ВЕРА В СУДНЫЙ ДЕНЬ
  • ↳ ВЕРА В ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУДЬБУ
  • ↳ РАЗНЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСЛАМСКИМ ВЕРОУБЕЖДЕНИЕМ
  • МЕТОДОЛОГИЯ (МАНХАДЖ)
  • ↳ ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ (МАНХАДЖА), ЕГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ
  • ↳ МЕТОДОЛОГИЯ (МАНХАДЖ) В РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТАХ РЕЛИГИИ
  • ↳ ПРИЗЫВЕ К АЛЛАХУ
  • ↳ ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ
  • ↳ ОТНОШЕНИЕ К ПРОРОКУ (صلى الله عليه وسلم)
  • ↳ ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРЯМ ПРАВОВЕРНЫХ И СПОДВИЖНИКАМ
  • ↳ ПОЗИЦИЯ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ СУННЫ В ВОПРОСАХ ИМАНА
  • ↳ ОТНОШЕНИЕ К УЧЕНЫМ
  • ↳ ОТНОШЕНИЕ К ПРАВИТЕЛЯМ МУСУЛЬМАН
  • ↳ ОБВИНЕНИЕ В НОВОВВЕДЕНИИ («АТ-ТАБДИ́’»)
  • ↳ ОТНОШЕНИЕ К ПРИВЕРЖЕНЦАМ НОВОВВЕДЕНИЙ
  • ↳ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ ЗАБЛУДШИХ СЕКТ И ЛИЧНОСТЕЙ
  • ↳ ДРУЖБА И НЕПРИЧАСТНОСТЬ («УЛЬ-УАЛЯ́Ъ УА АЛЬ-БАРА́Ъ»)
  • ↳ ОБВИНЕНИЕ В НЕВЕРИИ («АТ-ТАКФИ́Р»)
  • ↳ ЗАБЛУДШИЕ СЕКТЫ И ЛИЧНОСТИ
  • ↳ ХАРИДЖИТЫ
  • ↳ ШИИТЫ
  • ↳ КЪАДАРИТЫ И ДЖАБРИТЫ
  • ↳ МУРДЖИИТЫ
  • ↳ ДЖАХМИТЫ
  • ↳ МУ’ТАЗИЛИТЫ
  • ↳ КАРРАМИТЫ
  • ↳ СУФИСТЫ
  • ↳ АШ’АРИТЫ И МАТУРИДИТЫ
  • ↳ МАТУРИДИТЫ
  • ↳ КОРАНИТЫ
  • ↳ СОВРЕМЕННЫЕ СЕКТЫ И ТЕЧЕНИЯ
  • ↳ ИХУАНУ АЛЬ-МУСЛИМИН. СУРУРИТЫ И КУТБИСТЫ
  • ↳ ХАДДАДИТЫ
  • ↳ ХАДЖУРИТЫ
  • ↳ ХАЛЯБИТЫ
  • ↳ ДЖАМА’АТ АТ-ТАБЛИГЪ
  • ↳ ХИЗБУ АТ-ТАХРИР
  • ↳ О ЗАБЛУДШИХ ПРИЗЫВАЮЩИХ СНГ
  • КОРАН
  • ↳ СМЫСЛОВОЙ ПЕРЕВОД АЯТОВ КУРЪА́НА
  • ↳ ТОЛКОВАНИЕ КУРЪА́НА (ТАФСИ́Р)
  • ↳ НАУКА ОБ ОСНОВАХ ТОЛКОВАНИЯ КУРЪА́НА («УСУ́ЛЬ АТ-ТАФСИ́Р»)
  • ↳ НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА В КУРЪА́НЕ («ГАРИ́Б АЛЬ-КУРЪА́НА»)
  • ↳ РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С КОРАНОМ
  • ХАДИСЫ
  • ↳ СМЫСЛОВОЙ ПЕРЕВОД ХАДИСОВ
  • ↳ ТОЛКОВАНИЕ ХАДИСОВ (ШАРХ)
  • ↳ НЕДОСТОВЕРНЫЕ И ВЫДУМАННЫЕ ХАДИСЫ
  • НАУКИ ХАДИСОВЕДЕНИЯ
  • ↳ НАУКА О ТЕРМИНОЛОГИИ ХАДИСОВ («МУСТАЛЯХ АЛЬ-ХАДИ́С»)
  • ↳ НАУКА О ДИСКРЕДИТАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ («АЛЬ-ДЖАРХ ВА АТ-ТА`ДИ́ЛЬ»)
  • ↳ НАУКА О ПЕРЕДАТЧИКАХ ХАДИСОВ
  • ↳ НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА В ХАДИСАХ («ГАРИ́Б АЛЬ-ХАДИ́С»)
  • АДАБ
  • ↳ ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ
  • ↳ ЭТИКЕТ И НРАВСТВЕННОСТЬ (АДАБ)
  • ФИКХ
  • ↳ ОЧИЩЕНИЕ (АТ-ТАХАРА)
  • ↳ ПОЛОЖЕНИЯ ОЧИЩЕНИЯ (ТАХАРА) И ВОДЫ
  • ↳ СОСУДЫ
  • ↳ ЭТИКЕТ СПРАВЛЕНИЯ НУЖДЫ
  • ↳ СИВАК
  • ↳ СУННАТЫ ФИТРЫ
  • ↳ МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ (ВУДУЪ)
  • ↳ ПРОТИРАНИЕ КОЖАНЫХ НОСКОВ, ЧАЛМЫ И ШИНЫ (ПОВЯЗКИ)
  • ↳ ПОЛОЖЕНИЯ БОЛЬШОГО ОМОВЕНИЯ (ГУСЛЬ)
  • ↳ ОЧИЩЕНИЕ ЗЕМЛЕЙ (ТАЯММУМ)
  • ↳ ПОЛОЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НЕЧИСТОТАМИ И СПОСОБЫ ЕЕ УДАЛЕНИЯ
  • ↳ МЕСЯЧНЫЕ (ХАЙД) и ПОСЛЕРОДОВЫЕ КРОВОТЕЧЕНИЯ (НИФАС)
  • ↳ МОЛИТВА — НАМАЗ (АС-САЛЯТ)
  • ↳ ПОСТ (АС-СОУМ)
  • ↳ ЗАКЯТ
  • ↳ ПАЛОМНИЧЕСТВО (ХАДЖ И ‘УМРА)
  • ↳ ОБРЯДЫ ПОХОРОН В ИСЛАМЕ (ДЖАНАЗА)
  • ↳ БРАК И РАЗВОД (НИКЯХ И ТАЛЯКЪ)
  • ↳ ТОРГОВО-ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  • ↳ ДЖИХАД
  • ↳ МЕДИЦИНА И ЛЕЧЕНИЕ (АТ-ТЫББ)
  • ↳ ОДЕЯНИЯ И УКРАШЕНИЯ
  • ↳ ЕДА, ПИТЬЕ, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
  • ↳ СЕМЕЙНЫЙ ВОПРОС. ДЕТЯМ
  • ↳ О ГРЕХАХ В ИСЛАМЕ
  • ↳ РАЗНОЕ
  • ДУ’А И ЗИКРЫ
  • ↳ МОЛЬБЫ И ПОМИНАНИЯ АЛЛАХА (АД-ДУ’А И АЗ-ЗИКР)
  • ЗНАНИЯ
  • ↳ О ВЕЛИЧИИ И ВАЖНОСТИ ЗНАНИЯ И УЧЕНЫХ
  • ↳ С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ?
  • ↳ О ТРУДАХ УЧЕНЫХ
  • ↳ РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОИСКОМ ЗНАНИЙ
  • ↳ АРАБСКИЙ ЯЗЫК
  • ЖИЗНЕОПИСАНИЯ И БИОГРАФИИ
  • ↳ СИРА (ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРОРОКА)
  • ↳ О ПРОРОКАХ АЛЛАХА
  • ↳ О СПОДВИЖНИКАХ (САХАБАh)
  • ↳ О ПЕРВЫХ ПОКОЛЕНИЯХ (ТАБИ’ИНАХ И ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ)
  • ↳ ОБ УЧЁНЫХ И САЛЯФИТСКИХ ШЕЙХАХ
  • ↳ О ПРАВЕДНИКАХ
  • ↳ О РАЗЛИЧНЫХ ПРОПОВЕДНИКАХ
  • ДЛЯ ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ ИСЛАМОМ
  • ↳ ПРИНЯТЬ ИСЛАМ
  • ↳ НОВИЧКУ
  • ↳ ОТВЕТЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ СОМНЕНИЯ ВОКРУГ ИСЛАМА
  • ОБЪЯВЛЕНИЯ
  • ↳ ИНСТИТУТ И МАРКАЗ АЛЬ-ФУРКЪАН
  • ↳ НАШ ФОРУМ
  • Пророческий путьСписок форумов
  • Часовой пояс: UTC
  • Удалить cookies
  • Связаться с администрацией
  • С в я з а т ь с я с а д м и н и с т р а ц и е й

Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited

Ссылка на основную публикацию