Круги богослужения в православной церкви

Словарь церковных терминов

— определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий. 1. Суточной богослужебный круг — последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения. В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается — опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове. По древней традиции богослужебные сутки начинаются с вечера. 2. Седмичный богослужебный круг — тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. Богослужение понедельника посвящено бесплотным силам — ангелам Господним; вторника — пророкам и Иоанну Крестителю; четверга — апостолам, святителям и, особенно, Николаю Чудотворцу, архиепископу ликийского города Миры (Малая Азия, IV в.); среды и пятницы — воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа; субботы — поминовению умерших христиан; богослужение воскресного дня посвящено воскресению Господа Иисуса Христа. Службы — совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга — содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа. Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресение. 3. Годовой богослужебный круг — тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг — связанный с солнечным календарем — включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный годовой богослужебный круг — связанный с лунным календарем (см. пасхалия) — включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы. Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного — в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.

Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать и распечатать его в формате А3 в качестве учебного пособия.

Смотрите также:

«Фома» работает только благодаря пожертвованиям читателей и попечителей. Сегодня нам особенно нужна ваша помощь. Даже небольшое, но ежемесячное пожертвование поможет планировать нашу работу и дальше рассказывать людям о Христе, Евангелии и православии.

Круги богослужения в православной церквиКак-то на воскресной проповеди батюшка сказал, что часть из нас, людей приходящих в Церковь на службу, не понимают как и для чего происходит Богослужение.

Выйдя из Храма, задумалась, а ведь и правда в общей сложности я ничего не знаю о Богослужении. Приходя в Церковь, я, как и все, заказываю обедни о здравии и упокоении, ставлю свечки, прикладываюсь к иконам, молясь, а во время службы слушаю песнопения и молитвы, крестясь и делая поклоны. Каждый раз хочется полностью погрузиться в происходящее, но очень редко получается это сделать, так как в голове постоянно крутятся мысли о здоровье, о бытовых проблемах и много других мирских забот.

Придя домой, я решила хоть немного понять, так что же происходит во время Богослужений.

Часть 1. Три Круга Богослужений

В церковном богослужении существует ТРИ КРУГА:

СУТОЧНЫЙ – это богослужения, которые совершаются в течении дня (суток): вечерня, утреня, часы и литургия. Самое главное из них – литургия, во время которой совершается Таинство превращения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, Которых мы причащаемся.

НЕДЕЛЬНЫЙ – каждый день недели посвящен какому-нибудь важному событию, празднику или памяти святого.

  • В воскресенье Церковь отмечает и прославляет Воскресение Христово;
  • В понедельник прославляются Ангелы, верные слуги Господа;
  • Во вторник Церковь отмечает память святого Иоанна Пророка, Крестителя Господня;
  • В среду (день постный) проходит служба в память Креста Господа, вспоминается предательство Господа Иудой;
  • В четверг Церковь славит святых апостолов и святого Николая Чудотворца
  • В пятницу (день постный) вспоминаются крестные страдания и смерть Иисуса Христа;
  • В субботу прославляются Пресвятая Богородица, апостолы, пророки, мученики и все святые

Соответственно с воспоминанием об этих событиях и лицах в неизменный круг седмичного богослужения входят некоторые песнопения и молитвы, изменяющиеся с каждым днём недели.

ГОДОВОЙ – начинается осенью. Каждый день года посвящается памяти тех или иных святых, а также особым священным событиям – праздникам. Различаются:

  • Неподвижный годовой богослужебный круг — связанный с солнечным календарем – включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых.
  • Подвижный годовой богослужебный круг – связанный с лунным календарем — включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы.

Есть праздники неподвижные: Рождество Христово (Рождественский пост), Успение Божией Матери (Успенский пост). Существуют и подвижные праздники, которые в разные годы приходятся на разные числа. К ним относятся праздники, связанные с Пасхой: например, Вербное воскресенье, Вознесение и Троица.

Суточный круг богослужений

Ежедневно (в течении суток) Православная Церковь совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. Каждое из этих богослужений состоит, в свою очередь, из трёх видов служб, в совокупности объединенных в суточный круг богослужений:

  • Вечернее – из 9-го часа, вечерни и повечерия;
  • Утреннее – из полунощницы, утрени и 1-го часа
  • Дневное – из 3-го, 6-го часа и Божественной литургии.

Вечерня – служба, совершаемая в конце дня, вечером. На вечерне Церковь вспоминает об основных событиях Священной Истории Ветхого Завета: о творении мира Богом, грехопадении прародителей, о Моисеевом законодательстве и служении пророков. За службой христиане возносят благодарение Господу за прожитый день.

Повечерие – служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница – служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах.

Утреня – одна из самых длительных служб, совершаемых утром, перед восходом солнца. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Часы

1-й час (около семи утра), освящает молитвою уже наступивший день. Так названа краткая служба, на которой Православная Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.

3-й час (девять часов утра), служится в воспоминание событий, происходивших в претории Пилата, где Спасителю был вынесен смертный приговор; и в Сионской горнице, где на апостолов снизошел Дух Святой

6-й час (полдень) и 9-й час (три часа пополудни), служатся в воспоминание крестных страданий и смерти Спасителя.

Современная богослужебная практика привнесла свои изменения в предписания Устава. Так, в приходских храмах повечерие совершается только во время Великого поста, а полунощница – один раз в год, накануне Пасхи. Не всегда служится и 9-й час.

Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три: вечером одно за другим совершают вечерню, утреню и 1-й час. Современные Всенощные бдения длятся два-три часа на приходах. Утром последовательно служатся 3-й, 6-й часы и Божественная литургия.

Божественная Литургия — есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.

Тот, кто постоянно ходит в церковь, замечает, что богослужение состоит из ежедневно или еженедельно повторяющихся молитвословий и из молитвословий, повторяющихся через определенные промежутки времени или читаемых раз в год. Это обусловлено тем, что богослужение состоит из нескольких связанных между собой кругов: дневного, недельного, восьмигласного, годового подвижного и годового неподвижного.

Суточный круг создает основную структуру богослужения и состоит из вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего, шестого, девятого часа и литургии. В приходских храмах все эти службы ежедневно не правятся. В древности существовали святые обители неусыпающих, где богослужения и молитвы совершались непрерывно. Уходили на отдых или на хозяйственные послушание одни монахи, — другие шли на молитву в храмы, — молитва о всем мире и спасении всех шла в монастыре непрестанно.

Обычными службами современной церковной практики являются вечерня, утреня, первый, третий, шестой час, литургия. Они состоят из основных молитвословий и из молитв, песнопений и чтений дня в зависимости от его положения в недельном, восьмигласном и обоих годовых кругах. Годовой неподвижный круг включает в себя молитвословия, посвященные праздникам и святым, чествуемым в определенные дни года. Они написаны в книге, называемой Минеей. Молитвословия и службы подвижного круга связаны с праздниками, приходящимися в разные годы на разные числа. Они содержатся в книгах, называемых Постной и Цветной Триодями; в первой содержатся службы Великого поста и приготовительных к нему недель, во второй — службы от Пасхи до Троицы.

Каждый день седмицы имеет свою молитвенную тему: воскресение — по–церковнославянски неделя — посвящено воскресению Христову; понедельник — бесплотным силам; вторник — Предтече и Крестителю Иоанну; среда и пятница — Кресту и Страданиям Христовым; четверг — апостолам и святителю Николаю; суббота — всем святым и молению за умерших.

Чтобы не было однообразия недель, дневные службы — точнее, дневные песнопения — группируются по восемь, согласно восьми основным церковным напевам — гласам, образуя таким образом еще один круг молитвословий, содержащийся в книге Октоих , или «Осьмогласник».

Конечно, мирянину в своем домашнем, семейном богослужении соблюдать все многоцветие церковного богослужения, предусмотренного уставом и церковной практикой, практически невозможно. Однако в той или иной мере приближаться к этому идеалу вполне доступно даже с тем количеством пособий, которые имеются.

Читайте также

Богослужебные циклы

Богослужебные циклы Одна из главных отличительных черт византийской богослужебной традиции — изобилие и разнообразие гимнографических текстов, отмечающих различные циклы богослужебного года. Специальные богослужебные книги содержат песнопения для каждого из

«… и возвращается ветер на круги свои»

«… и возвращается ветер на круги свои» «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.» Екклесиаст После 1990 года для многих эмигрантов

Суточный и седмичный круги богослужения

Суточный и седмичный круги богослужения Суточный круг богослужения состоит из Вечерни, Повечерия, Полунощницы, Утрени, Часов (1-го, 3-го, 6-го и 9-го) и Литургии (простонародное название – Обедня).Вечерня потому поставляется первою среди повседневных служб суточного круга,

Суточный и седмичный круги

Суточный и седмичный круги Суточный круг богослужения состоит из Вечерни, Повечерия, Полунощницы, Утрени, Часов (1-го, 3-го, 6-го и 9-го) и Литургии (простонародное название – Обедня).Вечерня потому поставляется первою среди повседневных служб суточного круга, что по

Богослужебные цвета

Богослужебные цвета Всякий, кто хотя бы раз присутствовал на православном богослужении, непременно обращал внимание на красоту и торжественность облачений. Цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики, средством воздействия на

Богослужебные тексты

Богослужебные тексты Песнопения и молитвословия, которые мы слышим на богослужении, имеют несколько источников. Прежде всего, это Священное Писание, а в нем – чтение Святого Евангелия.Евангелие читается на Литургии, а также на утрене воскресных и праздничных дней.

Богослужебные книги

Богослужебные книги 1. Минея. – М.: Издат. Совет Русской Православной Церкви, 2002.2. Общая Минея. – М.: Правило веры, 2004.3. Октоих. Т. 1–2. – М.: Правило веры, 2003.4. Цветная Триодь. – М.: Изд. Московской Патриархии,

5. Богослужебные Тексты.

5. Богослужебные Тексты. Вопрос о богослужебных текстах одинаково важен как для людей церковных, для которых течение богослужения уже привычно, так и для людей, еще не имеющих достаточного опыта, потому что нельзя допустить, чтобы богослужение сливалось в единый

11. Седмичный и Годовой Богослужебные Круги

11. Седмичный и Годовой Богослужебные Круги Из приведённых свидетельств Тертуллиана видно, что даже в конце II в. седьмичный круг едва намечен тремя опорными точками: днями стояний (т.е. однодневных постов в среду и пятницу) и воскресеньем, которое полностью вытеснило

7. Седмичный и Годовой Круги

7. Седмичный и Годовой Круги В 3 веке христианство уже настолько далеко ушло от иудейства, что жгучие родственные отношения близости и неприязни ослабевают, сменяются равнодушием. Здесь причина того, что иудейская суббота, отрицаемая писателями 2 века, вдруг начинает

СВОИ КРУГИ У СУЕТЫ

СВОИ КРУГИ У СУЕТЫ Никогда не клянутся между сынами человеческими и между зверями земли истинною клятвою до века; но в тот самый день они уже замышляют злое друг против друга, и враг ищет убить своего врага.(Юб. 37)…Ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение

7. Богослужебные книги

7. Богослужебные книги Книги, по которым совершается в храме богослужение, называются богослужебными книгами. Они делятся на простые и нотные

Концентрические круги года

Концентрические круги года Течение времени на земле можно изобразить в виде концентрических кругов: круг в центре— день, следующий, более широкий круг — неделя, еще один круг — время года, затем — год, и на каждом из этих концентрических кругов иудаизм оставил свою

Глава 18. Круги на воде

Глава 18. Круги на воде Вера никогда не знает, куда ее поведут, зато она знает и любит Того, Кто ее ведет. Освальд Чамберс И наконец, словно откуда-то издалека, до его слуха добрался знакомый восторженный голос:— Он сжал мне пальцы! Я почувствовал! Клянусь!Он не мог открыть

Круги богослужения в православной церкви

В состав ежедневно совершаемых служб суточного круга в зависимости от наличия или отсутствия праздника включаются песнопения и чтения двух других богослужебных кругов: седмичного и годового подвижного и неподвижного.

Седмичный или недельный круг богослужения – это цикл памятей, распределенных по дням недели. Началом и центром седмичного круга является воскресный день, посвященный Воскресению Христову. К прочим дням могут быть приурочены те или иные памяти святых или событий священной истории. В современном православном богослужении на каждый день недели приходится по две литургические темы:

  • в понедельник – покаянная и Небесных Сил,
  • во вторник – покаянная и святого Иоанна Крестителя,
  • в среду и пятницу – Креста Христова и Пресвятой Богородицы,
  • в четверг – святых Апостолов и святителя Николая, архиепископа Мирликийского,
  • в субботу – всех святых и заупокойная.

Формирование седмичного богослужебного круга восходит к ветхозаветному почитанию субботы. В христианском богослужении особое отношение к субботе сохранилось, но первенствующее место в седмичном круге закрепилось за Днем Господним – воскресеньем. Остальные памяти седмичного круга были закреплены за соответствующими днями постепенно. В разные исторические периоды и в рамках литургических традиций даже в одном обряде набор памятей для седмичных дней мог сильно различаться, современная система окончательно сложилась к XI в.

Круги богослужения в православной церкви

Годовой неподвижный круг богослужения представляет собой цикл воспоминаний, привязанных к различным календарным датам в течение года. В основе лежит римская календарная система. Его формирование началось во II-III вв. с почитания дней памяти мучеников, а также праздников Богоявления и Рождества Христова. После IV в. число памятей этого богослужебного круга стало быстро увеличиваться. В современной православной традиции число памятей годового неподвижного круга настолько велико, что нет ни одного дня без воспоминания какого-либо святого или праздника, многие дни имеют даже несколько памятей, поэтому была создана система обозначений степени праздничности каждой памяти. В православном богослужении основными книгами, содержащими песнопения и чтения годового неподвижного круга, являются служебные Минеи. Соединение песнопений и чтений, относящихся к разным богослужебным кругам, регулируется богослужебным уставом – Типиконом.

Богослужебный круг // Православная энциклопедия. – 2009. – Т. 5. – С. 536.

БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ — принятое в литургике наименование временных циклов богослужений. В христ. Церкви существуют 4 Б. к. суточный, седмичный и 2 годовых (подвижный и неподвижный). В суточный круг богослужения входят службы, к рые должны совершаться ежедневно в… … Православная энциклопедия

Суточный богослужебный круг — в православии  череда богослужений, совершаемых на протяжении суток. Согласно Уставу, суточный круг состоит из следующих богослужений: Вечерня Повечерие Полунощница  служба, предназначенная для совершения в полночь, в воспоминание… … Википедия

Седмичный богослужебный круг — последовательность богослужений в пределах одной седмицы в православной Церкви. Изложен в Октоихе. Каждый день седмицы посвящён: Неделя прославлению Воскресения Христова. Понедельник прославлению бесплотных сил Ангельских. Вторник св. Иоанну… … Википедия

ГОДОВОЙ НЕПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ — в правосл. Церкви цикл праздников и памятей святых, приуроченных к тем или иным дням года по юлианскому календарю. В связи с тем что в Церкви издавна прославляются святые, происходят знаменательные и исторические события, к рые запечатлеваются в… … Православная энциклопедия

ГОДОВОЙ ПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ — в правосл. Церкви одна из составляющих круга праздников года церковного. Праздники и воспоминания Г. п. б. к. (в отличие от праздников и воспоминаний годового неподвижного богослужебного круга) не приурочены к датам по солнечному календарю, а… … Православная энциклопедия

Седмичный Богослужебный Круг — Каждый день седмицы (недели) посвящен прославлению священного лица (или лиц) или подвига Спасителя. Первый день седмицы посвящен Воскресению Господа нашего Иисуса Христа; понедельник – Бесплотным Силам; вторник – ветхозаветным пророкам и… … Православие. Словарь-справочник

ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ — порядок служб Православной Церкви на протяжении всего года. Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг богослужений строится применительно к празднику Пасхи. Каждый день в году посвящается памяти тех или… … Русская история

ГОД ЦЕРКОВНЫЙ — система праздников, постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни Церкви. Посвящен воспоминанию событий Свящ. истории, почитанию памятей святых, что служит назиданию верных через ознакомление их с истинами веры. Несмотря на нек… … Православная энциклопедия

Круги богослужебные — определенная последовательность богослужебных чтений и вообще богослужений, повторяющаяся в течение определенного времени. 1) Суточный круг состоит из богослужений одного дня. В полный суточный круг входят девятый час, вечерня, повечерие,… … Православная энциклопедия

ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ — гос., церковные и частные орг ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации. В России в XVII нач. XX в. В XVII в. издание крюковых певч. книг в России не состоялось ни в 1652 г., когда… … Православная энциклопедия

Церковные молитвословия, употребляющиеся в богослужении, связаны или с временем дня, в которое богослужение совершается, или с днем недели (по церковному седмицы), или с днем года (определенным месяцем и числом). Так различаются три круга богослужения: 1. суточный круг, 2. недельный, или седмичный и 3) годовой. Из соединения этих трех элементов и составляется богослужение каждого данного дня.

Глава 1

Суточный круг

Суточный богослужебный круг– последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

Богослужебные сутки начинаются с вечера. (По примеру пророка и Боговидца Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера – вечернею.)

Вечерня – служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие – служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница – служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах.

Утреня – служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.

На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

На девятом часе, соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство Евхаристии, установленное самим Спасителем наТайной вечери. Литургия это богослужение совершаемое вне времени и по этому она не входит в суточный круг.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее – из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное – из третьего и шестого часов и Литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».

В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается – опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове.

Схема суточного круга Богослужения

Вечер
1.Девятый час(3 часа дня)
2.Вечерня
3.Повечерие
Утро
1.Полунощница(12 часов ночи)
2.Утреня
3.Первый час(7 часов утра)
День
1.Третий час(9 часов утра)
2.Шестой час(12 часов дня)

Глава 2

Седмичный круг

Седмичный (недельный) богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели.

В воскресенье Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.

В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы – Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.

Во вторник прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.

В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются святые Апостолы и святитель Николай Чудотворец.

В Пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).

В субботу – день покоя – прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

Службы – совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга – содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа.

Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресенье.

Глава 3

Годовой круг

Годовой богослужебный круг –тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги.

Неподвижный годовой богослужебный круг – связанный с солнечным календарем – включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых.

Подвижный годовой богослужебный круг – связанный с лунным календарем – включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям – праздникам и постам.

Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.

Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники – не всегда.

Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Заключение

Православное богослужение. Это великая сокровищница, в которой каждый что-то найдет для себя: драгоценную жемчужину, прекрасный небесно-голубой сапфир или прозрачно-чистый аметист. Богослов найдет здесь бездонные глубины богословия. Душа поэтичная найдет в этой сокровищнице высшую поэзию. Математик удивится стройности и внутренней логике богослужебного устава, увидит математическую красоту (есть такое понятие у математиков). Проповедник обретет неисчерпаемый источник для вдохновенных поучений. Молитвенник — образцы совершеннейших молитв. Церковь движима и управляется Духом Святым.

Дневным кругом богослужения называют те церковные службы, которые совершаются в течение дня: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы (1-й, 3-й, 6-й и 9-й) и Литургия. Вечерня и утреня в канун воскресных дней соединяются в одно богослужение, именуемое всенощным бдением (или, в просторечии, «всенощной»). В древней Церкви всенощное бдение длилось всю ночь, в современной приходской практике оно начинается и завершается вечером. 1-й час обычно присоединяется к утрене, 3-й и 6-й читаются перед Литургией, 9-й предшествует вечерне.

На всех церковных службах исполняются псалмы из ветхозаветной книги Псалти́рь. В этой книге 150 псалмов, и все они, по уставу, должны прочитываться в храме в течение одной недели (в Великий пост — дважды в неделю). Основу богослужений вечерни, утрени и часов составляют специально для этих служб подобранные псалмы. Кроме того, на этих службах исполняются песнопения, составленные христианскими авторами (преимущественно первого тысячелетия), посвященные церковным праздникам и дням памяти различных святых.

Ссылка на основную публикацию