Кратко о церковном расколе

К середине XVII в. церковь являлась одной из немногих политических организаций общества, нарушающих принцип централизации. Поэтому очередным вопросом было подчинение церкви государству, светской власти.

Образование патриаршества в Москве в 1589 г. подняло авторитет и усилило политическую роль церкви в государстве. Резкое возвышение церкви произошло при патриархе Филарете (1619-1633): в церкви появился патриарший двор (по образцу царского), суд, административно-финансовые приказы. Филарет принял даже титул «великого государя» При Филарете — отце царя — все это возвышало светскую власть, помогало проводимой политике централизации государства. Но при других патриархах такое положение могло еще более укрепить политическое влияние церкви. Это особенно ярко проявилось во время патриаршества Никона (1652-1667), когда проблема взаимоотношений светской и церковной властей вылилась в серьезный политический конфликт. Никон, будучи много старше Алексея Михайловича, имел большое влияние на молодого царя и первоначально сумел убедить его признать приоритет церкви над государством.

Став патриархом по желанию царя, Никон приобрел такую власть, Какой до не: о не имел ни один церковный деятель ни при одном русском государе. Он сразу же повел наступление на законы, ущемляющие права и привилегии церковных организаций, выступил против создания Монастырского прщк]ра, передающего в руки светской власти управление церковными землями, потребовал прекращения посадской реформы (ибо от нее, в первую очередь, страдали именно церковные землевладельцы) и ликвидации Сыскного приказа (производящего сыск беглых людей, многие из которых скрывались в монастырских вотчинах).

Свою деятельность патриарха Никон начал с церковной реформы («Память о поклонах и троеперстии» 14 марта 1653 г.), необходимость которой признавалась всеми политическими деятелями. Суть реформы — в унификации богословской системы (прежде всего в исправлении богослужебных книг) и формально-обрядовой практики: замена обычая креститься двумя пальцами «троеперстием»;введение троекратного произношения слова «аллилуйя» вместо двукратного, а также движения вокруг аналоя не по солнцу («посолонь»), а против него; замена земных поклонов поясными и т.д. В 1654 г. на церковном соборе было принято постановление исправлять богослужебные книги по древним греческим (византийским) и славянским рукописям.

О необходимости преобразований говорили уже давно. Правда «Стоглавый» церковный собор 1551 г., занимаясь проблемами церковных обрядов, принял постановление об их незыблемости в православном варианте. Но к середине XVII в. произошли большие изменения: Россия более активно входила в систему международных отношений, и все более проявлялись «искажения» как по форме осуществления обрядов, так и по существу используемых текстов. Разночтения в богослужебных книгах, используемых в обрядовой практике, с их древнегреческими оригиналами были настолько явными, что уже в 40-е годы обсуждался вопрос об их «исправлении» по греческим оригиналам. Тогда же при патриархах Иоа-сафе I (1634-40) и Иосифе (1642-1652) началась эта трудоемкая работа.

Однако формальные в своей основе реформы Никона встретили решительное противодействие не только в среде русского духовенства, в большинстве своем неграмотного и консервативного, но и среди его недавних сторонников. Тогда Никон в 1656 г. собрал новый церковный собор, на котором предал проклятию всех противников проводимых преобразований, наиболее активные из которых (протопопы Неронов, Аввакум. Логгин, Даниил) были подвергнуты ссылке или заточению.

Решительные, а зачастую и грубые действия Никона вскоре привели к расколу русской православной церкви на сторонников преобразований и их противников (их стали называть «старообрядцами» или раскольниками). Одновременно возникал и конфликт Никона со светской властью.

Сразу же после своего избрания патриархом (посвящен 25 июля 1652 г.) Никон стал решительно вмешиваться в светские дела, требовать участия церкви в решении всех государственных вопросов. Он открыто заявлял, что патриарх по своему значению стоит выше царя. «Священство царства нреболее есть», — говорил он. Никон демонстративно принял титул «великого государя» (наподобие Филарета). Патриарший двор он старался наполнить царской пышностью. Решительно вмешивался в государственные дела (особенно в период отсутствия царя в Москве во время военных походов 1654-1658 гг.). В приговорах Боярской думы в это время стала часто появляться формула: «Святейший патриарх указал и бояре приговорили».

Вначале это привело к личному конфликту между Алексеем Михайловичем и Никоном (в 1658 г. произошел открытый разрыв отношений между ними), но вскоре это противостояние переросло в крупную государственную проблему. Итогом стало так называемое «дело Никона». В 1660 г. царь с помощью собора русских епископов попытался оформить отстранение Никона от власти и избрать нового патриарха, но это ему удалось далеко не сразу.

Напряженная борьба между царем и патриархом продолжалась в течение более чем восьми лет и завершилась лишь после созыва в Москве «вселенского» церковного собора (из четырех зарубежных патриархов на собор прибыли двое: александрийский и антиохийский с полномочиями от константинопольского и иерусалимского). Дипломатическими действиями царь сумел добиться согласия восточных патриархов со своей позицией. Собор осудил действия Никона и лишил его (в декабре 1666 г.) патриаршего сана.

Новым патриархом был избран архимандрит Троице-Сергиева монастыря Иоасаф II (1667-1672). Никон был сослан в Белоозерский край (Ферапонтов, затем Кирилло-Белоозерский монастырь), где провел 15 лет. В следующее царствование он был переведен в основанный им Воскресенский монастырь под Москвой, но умер (17 августа 1681 г.), не доехав до него.

Таким образом, попытка Никона поставить церковь над государством окончилась неудачей. Следующие патриархи уже не вмешивались в государственные дела. Это было большой победой светской власти и означало еще один крупный шаг в утверждении абсолютизма в стране. Еще ранее, в начале 50-х годов, правительство Алексея Михайловича запретило монастырям и архиерейским домам приобретать новые земли, что положило предел росту церковного землевладения.

Борьба официальной церкви со старыми обрядами привела к жестким репрессивным мерам по отношению к старообрядцам. Ответом стали их массовые протесты, в том числе и в виде самосожжений (с начала 70-х годов), а также в форме активного участия в широких народных движениях 60-70-х годов.

При оценке раскола в русской церкви надо учитывать социальную «многослойность» этого явления в русской истории. Нельзя сводить старообрядчество к чисто социальному явлению, имеющему исключительно классовую основу. Социальные противоречия, недовольство народных трудовых масс существующими порядками, в том числе и церковными, разумеется, сыграли немалую роль в становлении старообрядчества. Но основные корни раскола все же религиозные. Среди сторонников старых обрядов оказались не только широкие слои крестьян и посадских людей, низшие слои служилых людей (стрельцов) и низшее духовенство, но и ! представители верхов общества — бояр (боярыни Феодосия Морозова и Евдокия Урусова, князь Иван Хованский и др.).

Раскольники оказали заметное влияние на общественное самосознание русского общества конца XVII — начала XVIII в. Многие народные движения, имея в своей основе социально-экономические и политические I мотивы, оказались связанными и с поддержкой старообрядцев. Такими | были Соловецкое восстание 1668-1676 гг., стрелецкие восстания 80-х го-I дов и др. Разделение православного населения страны по религиозному признаку наложило огромный отпечаток на общественную мысль, нравственную атмосферу и культуру последующих веков.

Кратко о церковном расколе

События, называемые учеными-историками термином церковный раскол, происходили в XVII веке, при правлении Алексея Михайловича. Реформы, которые привели к расколу церкви, были проведены патриархом Никоном. В чем их суть и почему все-таки произошел раскол внутри православной веры?
Как уже было сказано выше, все реформы проводились Никоном, занявшем пост патриарха в 1652 году. Требовались реформы в богослужении для поддержания теории о том, что Москва является «третьим Римом».
Глобальными православными реформами нельзя назвать то, что происходило во время раскола. Это лишь действия, нужные для устранения разногласий между греческими каноническими служениями Богу и неточными переводами их, закрепившимися впоследствии на Руси. Никон понимал, что разница во многих обрядах значительна для передачи их глубинного смысла, именно поэтому он и заставил заново проверять соответствие канону, после чего богослужебные книги были переписаны, в них вносили исправления.
Самыми главными реформами в православии можно назвать следующие:
Креститься нужно было тремя, а не двумя перстами;
Имя Божьего сына теперь писалось «Иисус», а не «Исус»;
Был строгий запрет использовать в иконописи западные методы.
Эти реформы, по мнению Никона, делали православную веру на Руси не просто каноничной, а более верной с точки зрения сакрального смысла обрядов. Но патриарх встретил массовый протест продвигавшейся реформе. Он исходил от тех людей, считавших действия патриарха лишь покушением на чистую православную веру.
Никон все же не останавливался в своих намерениях. Его поддерживал и царь, Алексей Михайлович. Все реформы проходили без принятия возражений, насаждались крайне деспотично.
Церковный раскол проходил очень остро. Все сопротивлявшиеся были казнены, или же отправлены в отдаленные монастыри, что тогда практиковалось. В основном, конечно, с неверными расправлялись.
Всех возражавших было приняло называть не еретиками, а раскольниками. Они ведь все еще следовали истинной православной вере, но в то же время совершенно не поддерживали канон, отклонялись от него. Несмотря на то же вероисповедание, что и было принято, лишь немногие смогли спастись от суровой казни нового патриарха.
Даже не все церковные служители поддержали нового патриарха. Если говорить о церковном расколе кратко, все восстание было спровоцировано в основном противником Никона – Аввакумом. Он также воспринимал происходящее как искажение и издевательство над верой и церковным служением, но в то же время не отмалчивался – организовывал собственные проповеди, проводил беседы с народом об «уродовании» истинной веры. Никто не мог убедить Аввакума, в итоге, чтобы протопоп не мешал движению реформы, его расстригли.
Если говорить о процессе церковного раскола более кратко, весь он пришелся примерно на 8-10 лет. За это время были переписаны практически все существующие тогда церковные книги, которые рассказывали об обрядах и обычаях, подвергшихся реформированию. Старые образцы безоговорочно предавали огню. Все богослужебные писания были пересмотрены, а всем сословиям под угрозой смерти было поручено следовать безоговорочно видоизмененным обрядам.
Были народные восстания, самым крупным из них принято считать протест Соловецкого монастыря, длившийся целых восемь лет. Были и мелкие восстания, но неподавленных не осталось. Сам Никон к концу реформы был не просто патриархом, а первым советником царя, при этом государя он замещал, когда тот выезжал из столицы по важным делам.
Конечно же, невозможно длительное правление деспота. Правление Никона тоже было довольно кратко. Он предъявлял все больше требований к царю, тот постоянно их не соблюдал. Последствием стало лишение сана Никона и его ссылка. Однако все реформы, проведенные им как патриархом, были сохранены, несмотря на образовавшийся раскол в православной вере.
Стоит отметить и то, что раскольники существуют и до сих пор, но теперь уже их видение веры никто не ущемляет. Есть небольшие поселения на территории Сибири, состоящие полностью из потомков тех, кто участвовали в бунтах во время раскола церкви.

Важнейшее событие правления Алексея Михайловича — проведение церковной реформы и раскол РПЦ, о котором далее будет кратко рассказано. Предпосылками для проведения реформы стало развитие в XVII веке отношений с Украиной и бывшими византийскими православными. Поэтому потребовалась унификация церковных обрядов и книг.

Личность Никона

Возглавил реформу Никон, ставший в 1652 году патриархом. Выходец из крестьян, Никон (настоящее имя Никита Минов) быстро поднялся по служебной лестнице в церковной иерархии. Еще в молодости он был членом Кружка ревнителей древнего благочестия в Москве, состоявшего из церковной элиты. Вскоре после пострижения в монахи Никон стал игуменом в монастыре недалеко от Каргополя. Никон тесно общался с царем Алексеем Михайловичем, благодаря поддержке последнего Никон получил титул архимандрита московского Новоспасского монастыря, где покоились предки Романовых.

Целью Никона-патриарха было сделать из русской церкви — центр мирового православия, тем самым реализовав властолюбивые мечты.

Причины реформы

Реформа имела под собой объективные основания:

а) множественные ошибки в церковных книгах

б) многоголосие в церквях (шум, разговоры прихожан во время служб)

в) неподобающее поведение священнослужителей и монахов (разнузданный и распутный образ жизни)

Нововведения

В ходе реформы провели следующие преобразования:

1) вызвали из Киева греческих монахов, которые переписывали священные книги

2) под жесткий контроль взяли образование и поведение монахов

3) провели изменения в обрядах ( «Исус» заменено на «Иисус», двоеперстие на троеперстие, хождение по солнцу во время крестного хода заменено на хождение против солнца, земной поклон — на поясной поклон)

Раскол

Эти перемены не нашли отклика в народе. Произошел раскол на приверженцев старых порядков — старообрядцев, староверов или раскольников — во главе с протопопом Аввакумом и сторонников Никона — никониан. Староверов преследовали, сажали в тюрьмы, они скрывались на Поморском Севере, в Заволжье, Урале и Сибире, устраивали показательные самосожжения — «гари» и «заповещания» — умирали голодной смертью. Простой народ поддерживал их бунтами и восстаниями.

Раскол в РПЦ — одна из форм протеста народных масс против ухудшения положения, которое они связывали с реформой. Самой яркой формой протеста стало восстание монахов Соловецкого монастыря (1668-1676), которое было с трудом подавлено.

Протопопа Аввакума вместе с союзниками отправили в ссылку в Пустозерск, где они в течение 14 лет просидели в земляной тюрьме, после этого их сожгли заживо. Главный враг — «Никон-Антихрист», добившись власти и потеряв всякое уважение перед царем, однажды нарочито покинул Москву, сказав, что не желает больше служить патриархом в столице, а будет патриархом Руси. Алексей Михайлович такое поведение не оценил. В 1666 церковным собором Никон был лишен статуса патриарха и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь. Вернулся Никон из ссылки только после кончины Алексея Михайловича и умер неподалеку от Ярославля, в один год с Аввакумом (1681).

В эпоху правления царя Алексея Михайловича новый патриарх Никон инициировал сравнение русских священных текстов с греческими для выявления расхождений. Созванный в 1654 году в Москве Собор постановил привести богослужебные книги в соответствие со старыми рукописями и новыми греческими книгами.

Появились противники реформы; на них начались гонения, продолжавшиеся около двух веков. Новые обряды и чины богослужений были утверждены на Соборе 1666 года. В отношении старообрядцев, разделившихся со временем на течения и толки, при разных монархах были периоды оттепели и жестких мер: от легальной деятельности Белокриницкой иерархии на Рогожском кладбище в Москве до так называемого «запечатания алтарей», когда староверам было запрещено служить литургию.

В 1800 году для части старообрядцев-поповцев, искавших сближения с Московским Патриархатом, была создана специальная единоверческая структура: сохраняя дореформенный обряд, они переходили под юрисдикцию РПЦ, признавая тем самым, что обрядовые различия не затрагивают общего догматического учения. Так, например, перстосложение в крестном знамении, хотя и различается в способе соединения пальцев, в обоих обрядах символизирует единство трех ипостасей Святой Троицы и двуединую богочеловеческую природу Христа.

В 1905 году Николай II указом о веротерпимости снял все ограничения в правах со старообрядцев, а в 1971 Поместный Собор Русской православной церкви принял постановление о снятии клятв и анафем со старых обрядов.

В середине XVII века патриарх Никон провел ряд реформ в русской церкви. Реформы Никона были направлены на изменение древних церковных традиций. В результате случился церковный раскол.

Причины

Преобразования в русской православной церкви произошло по следующим причинам:

  1. Стремление патриарха к власти.
  2. Необходимость централизации государства.
  3. Необходимость объединения всех церквей после распада в результате политической раздробленности.

Предстоящие перемены патриарх обосновывал различиями между греческой и русской православными церквями. Никон назвал русскую церковь не полностью канонической.

  1. Введение крестного знамения тремя перстами.
  2. Введение поясных поклонов вместо земных.
  3. Иконы допускались только греческого образца.
  4. Запрещение шатровых церквей.
  5. Имя Иисуса стало писаться с двумя буквами «и».

Богослужебные книги тоже подлежали исправлению в соответствии с греческими образцами.

Ход событий

После того как собор в 1654 году одобрил предложение Никона, патриарх приступил к делу. Изменения шли стремительно. Никон требовал от народа немедленного отказа от старых обычаев и принятия новых. От таких резких перемен народ отказался.

Церковный собор

В 1667-1668 состоялся Церковный собор. Сам Алексей Михайлович поддержал реформу. В результате было вынесено 2 решения:

  1. Патриарх Никон лишился сана. Это произошло из-за его стремления к власти и конфликта с царем.
  2. Но реформы Никона все же были приняты.

Последствия

Общество разделилось. Сторонников нововведений стали называть никонианами, а тех, кто не принял реформы – раскольниками-старообрядцами.

Оставшиеся старообрядцы делали всё, чтобы сохранить традиции. Но они подвергались преследованиям со стороны государства. В 1682 году был заживо сожжен Аввакум.

Некоторые из последователей традиций сжигали себя сами в знак протеста. Старообрядцы не сдавались из-за преследований, они проявили удивительную духовную стойкость.

После смерти царя Алексея, при царевне Софье, преследования стали еще ожесточеннее.

Появления старообрядчества ослабило влияние православной церкви на народ и подорвало внутреннюю силу страны.

Кратко о церковном расколе

Среди событий 17 века особенно важным является церковная реформа патриарха Никона и раскол в Русской православной церкви. Ее проведение относится к царствованию второго царя из династии Романовых – Алексея Михайловича.

Предыстория и начало реформы

Один из ключевых вопросов реформы – о порядках в богослужении, стал актуальным еще в середине XVI века под влиянием новогреческих богослужебных традиций.

Кратко о церковном расколе

Рис. 1. Царь Алексей Романов.

К середине XVII века молодой царь Алексей Михайлович попал под модное в духовной среде грекофильство. Об этом говорит переписка московского патриархата, который существовал с 1589 года, с восточными патриархами на территории Османской империи.

Планировалось привести русскую богослужебную практику в соответствие с греческой. В 1653 году Москву посетил Вселенский Патриарх, то есть Константинопольский патриарх, Афанасий III Пателларий.

Пост Московского патриарха с 1652 года занимал патриарх Никон. С 1653 года он внес следующие изменения в богослужебные традиции:

  • Книжная справа, правка богослужебных книг.
  • Замена двуперстного крестного знамения на трехперстное.
  • Крестный ход против солнца. Ранее было наоборот – посолонь.
  • Во время богослужения “Аллилуйя” произносили трижды, а не дважды.
  • Изменение печати на литургическом хлебе – просфоре.

Ориентация патриарха Никона на греческие стандарты породила неожиданные заимствования в одежде священников. Духовенство стало копировать одежду греческих духовных лиц не периода Византии, а турецкий стиль одежды греческого духовенства, например, головной убор камилавка, который восходит к османской феске.

Кратко о церковном расколе

Рис. 2. Патриарх Никон.

Ход реформы

В 1656 году в Москве был создан собор русских епископов. На нем было принято решение об отлучении от церкви тех, кто крестился двумя перстами. Чуть раньше, в феврале 1656 года Москву посетил Антиохийский патриарх Макарий. В ходе его визита в Успенском соборе Московского Кремля отлучили от церкви сторонников двуперстного крещения.

Датой церковного раскола логично считать 1666-1667 годы. В апреле 1666 года в Москве прошел Большой церковный собор. Противников обновленного православия тогда называла раскольниками. В мае перед этим собором выступил противник реформы – протопоп Аввакум. Вскоре его отправили в ссылку в Пустоозерский острог на реке Печора. К началу 1667 года сторонников старых обрядов объявили раскольниками и еретиками. Это привел к оттоку населения на окраины государства и даже за его пределы.

Одним из последствий церковного раскола стали вооруженные конфликты с раскольниками. Например, Соловецкий монастырь сопротивлялся с 1668 по 1676 год. В 1687 году царские войска произвели штурм Палеостровского мужского монастыря на Онежском озере.

Кратко о церковном расколе

Рис. 3. Церковный раскол.

Что мы узнали?

Для понимания церковной истории России следует знать когда была проведена церковная реформа патриарха Никона и в чем заключалась реформаторская деятельность середины XVII века, есть какие реформы провел царь Алексей Михайлович, отец Петра I. Кратко суть реформы и ее последствия проходят в школьном курсе истории 7 класса.

Кратко о церковном расколе

В середине XVII в. отношения между церковью и властью в Московской державе осложнились. Происходило это в момент усиления самодержавия и нарастания общественной напряжённости. В этих условиях прошли преобразования православной церкви, которые привели к серьёзным изменениям в политической, духовной жизни российского общества и церковному расколу.

Кратко о церковном расколе

Причины и предпосылки

Разделение церкви произошло в 1650-х – 1660-х годах в ходе проведения церковной реформы, начатой патриархом Никоном. Причины раскола церкви на Руси в 17 веке можно разделить на несколько групп:

  • социальный кризис,
  • церковный кризис,
  • духовный кризис,
  • внешнеполитические интересы страны.

Социальный кризис был вызван стремлением власти ограничить права церкви. Она обладала значительными привилегиями по влиянию на политику и идеологию. Церковный кризис был порождён низким уровнем профессионализма духовенства, его распущенностью, различиями в обрядах, толкованием содержания священных книг. Духовный кризис – общество менялось, люди по-новому понимали свою роль и положение в социуме. Они ожидали, что и церковь будет соответствовать требованиям времени.

Кратко о церковном расколе

Рис. 1. Двоеперстие.

Интересы России во внешней политике также требовали преобразований. Московский царь хотел стать наследником византийских императоров как в делах веры, так и в их территориальных владениях. Чтобы осуществить желаемое, необходимо было привести обряды в единство с греческими образцами, принятыми на территориях православных земель, которые правитель стремился присоединить к России, или взять под её контроль.

Реформа и раскол

Раскол церкви на Руси в 17 веке начался с избрания Никона патриархом и начатой им церковной реформы. В 1653 г. во все московские церкви отправили документ о замене двоеперстного крестного знамения на троеперстное. Спешка, репрессивные методы Никона при проведении реформы вызывали протест населения и привели к расколу.

Кратко о церковном расколе

Рис. 2. Патриарх Никон.

В 1658 г. Никона выдворили из Москвы. Опалу вызвало и его властолюбие, и происки бояр. Преобразования продолжил сам царь. В соответствии с новейшими греческими образцами реформировали церковные обряды и богослужебные книги, которые в течение веков не менялись, а сохранялись в том виде, в котором получили их из Византии.

Кратко о церковном расколе

Церковь на Руси с первых лет принятия христианства играла важную политическую и духовную роль в стране. К 17 веку в ней возникли противоречивые процессы, которые привели к тому, что патриарх Никон, при поддержке царя Алексея Михайловича, предложил провести реформу.

Церковный раскол – это появление в обществе представителей духовенства и мирян, не согласных с изменениями, проводимыми по церковной реформе. Людей, отстаивающих прежние положения церкви, называли раскольниками или старообрядцами. Во главе старообрядцев был протопоп Аввакум.

Ссылка на основную публикацию