Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси

1. Через постановку проблемного вопроса: «Какую роль играла Православная церковь в жизни общества, государства и человека?» способствовать формированию у учащихся целостного представления об организации и значении Православной церкви в Древней Руси.

2. Продолжить работу над формированием умений работать с учебником, понятиями; на основе учебного материала составлять схему «Организация Православной церкви на Руси»; определять и раскрывать причинно-следственные связи исторических событий и явлений, способствовать развитию умений работать с дополнительными информационными источниками; способствовать формированию навыков анализа и обобщения исторических событий и явлений, умения давать оценку значения Церкви в жизни древнерусских людей и истории нашего государства.

3. Способствовать формированию у учащихся интереса к изучению Отечественной истории, формированию личностно-ориентированного восприятия связи времен. А также развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи при самостоятельной и парной работе, толерантного общения.

Планируемые образовательные результаты:

Ученик должен научиться: определять и характеризовать особенности распространения православного христианства на Руси; составлять схему устройства Православной церкви в Древней Руси, объяснять ключевые понятия; анализировать текст исторического источника (отрывок из Киево-Печерского патерика); раскрывать роль Православной церкви в истории Древнерусского государства и оценивать значение Церкви в жизни древнерусских людей.

Ученик имеет возможность научиться :

— анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям; строить речевые высказывания в устной и письменной форме (познавательные УУД);

— определять значение распространения христианской нравственности, духовных идеалов, понимать значение религии в жизни человека, государства, общества; соблюдать дисциплину, уважительно относиться к участникам образовательного процесса (личностные УУД);

— определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы (регулятивные УУД);

— уметь слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения, делать логически обоснованные рассуждения в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка (коммуникативные УУД).

Оборудование урока : учебник Пчёлов Е.В. «История России с древнейших времён до конца XVI века» (М: Русское слово, 2016 г), настенная карта «Древнерусское государство IX — XI вв.», мультимедийная презентация «Православная церковь в Древней Руси», рабочий лист.

Тип урока: урок освоения новых знаний и учебных действий

Формы обучения: парная, фронтальная работа.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Этапы урока:

1) Мотивационная беседа. Формулирование интегрированной цели урока.

2) Актуализация опорных знаний учащихся по изученным вопросам.

2. Изучение новой темы

3. Закрепление изученного на уроке

6. Домашнее задание

Ход урока.

1. Мотивационно-организационный этап.

1). Мотивационная беседа. Формулирование интегрированной цели урока.

Учитель истории : Здравствуй ребята. Сегодня мы продолжаем определять особенности развития Древнерусского государства (государства Русь).

Задачи : на уроке

1. Мы продолжим развивать навыки работы с учебником, понятиями, составлением схем; умения определять причины и последствия исторических событий, делать выводы.

2. Во время работы с заданиями не забывайте правильно распределять время. При ответе на вопросы старайтесь правильно, четко и полно формулировать предложения.

3. Во время работы на уроке не забывайте основное правило: «Сначала слушаем, потом комментируем, дополняем, исправляем».

2). Актуализация опорных знаний учащихся по изученным вопросам.

Цель: актуализировать основные знания учащихся, подвести к определению цели изучения нового материала.

1. Чтобы определить тему нашего урока и основной проблемный вопрос, который нам предстоит разрешить, давайте проведем небольшую словарную работу. ( Перед вами рабочий лист. Укажите на нем свою фамилию, имя и выполните задание № 1). Какое ключевое слово у вас получилось?

2. Дайте объяснение слову церковь. (Ответы учащихся).

Понятие церковь имеет два значения: (слайд 2)

«ЦЕРКОВЬ» — 1) Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности. 2) Здание, в котором происходит христианское богослужение; храм.

3. С каким событием связано появление церкви на Руси? Ребята, определите, какой будет тема нашего урока? (слайд 3).

(Учащиеся определяют тему урока). Мы сегодня будем говорить о православной церкви. Тема нашего урока «Православная церковь в Древней Руси»

Принятие христианства и появление православной церкви как-то влияло на развитие древнерусского общества? (Значение принятия христианства) (слайд 4) Поэтому цель нашего урока определить какие изменения произошли в древнерусском обществе и «Какую роль играла Православная церковь в жизни общества, государства и человека?»

2. Изучение темы урока: «Православная церковь в Древней Руси»

Цель: Через постановку проблемного вопроса: «Какую роль играла Православная церковь в жизни общества, государства и человека?» способствовать формированию у учащихся целостного представления об организации и значении Православной церкви в Древней Руси.

1). Особенности распространения христианства на Руси и значение утверждения православия для общества. (слайд 5)

Задание: Скажите, принятие христианства в 988 г. сразу же привело к утверждению православия на Руси?

Какое явление возникло и в чем оно проявлялось? (Двоеверие).

Несмотря на принятие православия в течении долгого времени в сознании людей сохранялись языческие традиции. Как же церкви удалось утвердить свое влияние?

А) Найдите пары и объясните, по какому принципу они образованы? (слайд 6-7)

© РИА Новости / Алексей Куденко / Перейти в фотобанк В этот день, 8 апреля, более 850 лет назад, в 1158 году, великий князь Владимиро-Суздальского княжества Андрей Боголюбский заложил Успенский собор во Владимире — выдающийся памятник белокаменного зодчества XII века.

Храм несколько раз перестраивался. При Боголюбове он был шестистолпным, с тремя апсидами и по высоте (32,3 метра) превосходил соборы Киева и Новгорода.

Сейчас Успенский собор во Владимире включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является главным кафедральным собором Владимирской епархии.

В преддверии Пасхи, на страстной неделе сайт «РИА Недвижимость» решил осмотреть самые древнейшие храмы на территории России.

В этот день, 8 апреля, более 850 лет назад, в 1158 году, великий князь Владимиро-Суздальского княжества Андрей Боголюбский заложил Успенский собор во Владимире — выдающийся памятник белокаменного зодчества XII века.

Храм несколько раз перестраивался. При Боголюбове он был шестистолпным, с тремя апсидами и по высоте (32,3 метра) превосходил соборы Киева и Новгорода.

Сейчас Успенский собор во Владимире включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является главным кафедральным собором Владимирской епархии.

В преддверии Пасхи, на страстной неделе сайт «РИА Недвижимость» решил осмотреть самые древнейшие храмы на территории России.

© flickr.com/Alexxx1979 Православный храм Святого Иоана в Керчи был возведен приблизительно в VIII — XI веках и считается одним их старейших подобных построек не только Крыма, но страны в целом.

По своей структуре церковь напоминает строения в азиатских областях Византийской империи, Константинополя и Кипра. Характерна для византийских мастеров и полосато-розовая кладка фасада.

Внешний облик храма со временем менялся. В середине прошлого века в ходе реставрации с целью сохранения купола был установлен металлический каркас, а также была восстановлена кладка, часть росписей и штукатурки.

На сегодняшний день церковь является действующей и охраняется государством.

Православный храм Святого Иоана в Керчи был возведен приблизительно в VIII — XI веках и считается одним их старейших подобных построек не только Крыма, но страны в целом.

По своей структуре церковь напоминает строения в азиатских областях Византийской империи, Константинополя и Кипра. Характерна для византийских мастеров и полосато-розовая кладка фасада.

Внешний облик храма со временем менялся. В середине прошлого века в ходе реставрации с целью сохранения купола был установлен металлический каркас, а также была восстановлена кладка, часть росписей и штукатурки.

На сегодняшний день церковь является действующей и охраняется государством.

© РИА Новости / Юрченко / Перейти в фотобанк Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде считается одним из первых белокаменных храмов Руси. Он был возведен в 1119 году по инициативе великого князя Мстислава I Владимировича.

Архитектура монастыря уникальна. В его ансамбль входят как первоначальные постройки XII века, так и более поздние, относящиеся к XIX столетию. Во время последних реставрационных работ ему был возвращен искомый вид.

Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде считается одним из первых белокаменных храмов Руси. Он был возведен в 1119 году по инициативе великого князя Мстислава I Владимировича.

Архитектура монастыря уникальна. В его ансамбль входят как первоначальные постройки XII века, так и более поздние, относящиеся к XIX столетию. Во время последних реставрационных работ ему был возвращен искомый вид.

© РИА Новости / В. Робинов / Перейти в фотобанк Николо-Дворищенский собор (Никольский собор на Ярославовом Дворище) тоже по праву считается одним из старейших российских храмов. Он был заложен в 1113 году Мстиславом I Владимировичем и освещен только в 1136 году.

Архитектура собора неоднократно страдала из-за много численных пожаров. По некоторым данным, возможно, что в 1217 году именно по этой причине окна алтаря были превращены в узкие амбразуры.

По мнению большинства экспертов, в архитектуре Никольского собора прослеживается подражание стилю Софийского собора на территории Новгородского кремля.

Николо-Дворищенский собор (Никольский собор на Ярославовом Дворище) тоже по праву считается одним из старейших российских храмов. Он был заложен в 1113 году Мстиславом I Владимировичем и освещен только в 1136 году.

Архитектура собора неоднократно страдала из-за много численных пожаров. По некоторым данным, возможно, что в 1217 году именно по этой причине окна алтаря были превращены в узкие амбразуры.

По мнению большинства экспертов, в архитектуре Никольского собора прослеживается подражание стилю Софийского собора на территории Новгородского кремля.

© РИА Новости / Юрий Артамонов / Перейти в фотобанк Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь в Пскове удивляет своей красотой. Во-первых, он построен на слиянии двух рек, Великой и Мирожки. Во-вторых, в нем сохранились прекрасные фрески домонгольской эпохи на стенах главного собора. Он представляет собой крестово-купольный храм.

Возведение храма связано с именем видного деятеля русской церкви XII века – епископа новгородского и псковского Нифонта. Строительство описано рамками с 1136 по 1156 год.

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь в Пскове удивляет своей красотой. Во-первых, он построен на слиянии двух рек, Великой и Мирожки. Во-вторых, в нем сохранились прекрасные фрески домонгольской эпохи на стенах главного собора. Он представляет собой крестово-купольный храм.

Возведение храма связано с именем видного деятеля русской церкви XII века – епископа новгородского и псковского Нифонта. Строительство описано рамками с 1136 по 1156 год.

Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. Христианство, став господствующею религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставляемый Константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (на первых порах их было пять, потом число их дошло до пятнадцати). В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри; причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а через него митрополиту. Таким образом, власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. Как ни слабо оно было на первых порах, оно все же оказывало могучее влияние на познавших его людей. Богослужебные и священные книги принесены были на Русь на доступном для всех языке славянском, том самом, на котором изложили их славянские первоучители св. Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики. Язык этих книг был вполне понятен русским, и «книжное учение» было поэтому незатруднено. Тотчас по крещении на Руси возникают школы с учителями-священниками и появляются книжники-любители просвещения, собиравшие и переписывавшие книги. Митрополит и вообще духовенство управляли и судили подчиненных им людей так, как это делалось в греческой церкви, на основании особого сборника законов, Номоканона, получившего на Руси в болгарском переводе название Кормчей книги. В этом сборнике заключались церковные правила Апостольские и вселенских соборов, также гражданские законы православных Византийских императоров. Церкви принадлежали земли, на которых духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему, руководясь византийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические отношения к земледельцам, какие были приняты в Греции.

Таким образом, на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти, новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и новые землевладельческие обычаи. Так как Русь приняла веру из Византии, то все новое, что пришло вместе с верою, имело византийский характер и служило проводником византийского влияния на Русь. Для того, чтобы понять, как именно сказывалось это влияние, необходимо несколько ознакомиться с теми чертами общественного быта Руси в дохристианское время, которые наиболее характеризуют патриархальность тогдашних общественных отношений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 8 (XVIII–XX) Характер Константина. — Его преемники. — Мотивы и последствия обращения Константина в христианство. — Устройство христианской или Католической Церкви. (306–408 гг.)

Глава 8 (XVIII–XX) Характер Константина. — Его преемники. — Мотивы и последствия обращения Константина в христианство. — Устройство христианской или Католической Церкви. (306–408 гг.) Характер государя, переместившего столицу империи и внесшего столь важные изменения в

Последствия принятия Русью христианства

Последствия принятия Русью христианства Внешнее устройство церкви в древней Руси.Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом

Последствия принятия Русью христианства

Последствия принятия Русью христианства § 12. Внешнее устройство церкви в древней Руси. Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. С принятием христианства возникло на Руси много новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на

Глава 3 Язычество. Проникновение христианства на Русь. Религиозная война Святослава. Язычник Владимир и христианин Ярополк. Пантеон языческих богов. Крещение Руси. Последствия крещения

Глава 3 Язычество. Проникновение христианства на Русь. Религиозная война Святослава. Язычник Владимир и христианин Ярополк. Пантеон языческих богов. Крещение Руси. Последствия крещения Ничего нет странного в том, что приход Рюрика на Русь и его борьба за власть и добычу

3. Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси

3. Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси Внук Ольги Владимир Святославович первоначально был ревностным язычником. Он даже поставил близ княжеского двора кумиров языческих богов, которым киевляне приносили

Глава 2 ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В ВЕЛИКОЙ = МОНГОЛЬСКОЙ» ИМПЕРИИ

Глава 2 ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В ВЕЛИКОЙ = МОНГОЛЬСКОЙ» ИМПЕРИИ 1. ДАТИРОВКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА Здесь мы вкратце напомним полученную нами в 2003 году датировку Рождества Христова 1152 годом н. э. Распятие Христа датируется 1185 годом, на 33 года позже. Подробный анализ

5. ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ПО ЮБИЛЕЯМ

5. ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ПО ЮБИЛЕЯМ Обратимся к истории празднования в католической церкви так называемых Юбилеев. Они отмечались в Ватикане в XV–XVI веках. Сведения о праздновании Юбилеев сохранились, например, в Лютеранском Хронографе, откуда мы их и

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте –

Глава 1. Восточные славяне до принятия христианства. До 979

Глава 1. Восточные славяне до принятия христианства. До 979 Индоевропейские по своему происхождению племена славян, двигаясь, по всей вероятности, с северной части Восточных Карпат, постепенно расселились по Центральной и Восточной Европе на широком пространстве от

9.1. Особенности принятия христианства на Руси

9.1. Особенности принятия христианства на Руси Первые известия о проникновении христианства на территорию расселения славянских племен связаны с именем апостола Андрея Первозванного. Согласно преданию, сохраненному «Деяниями апостолов», он проповедовал на северном

3 РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

3 РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ ДРЕВНЕЙ РУСИ Русская церковь с момента своего создания стала рассматриваться как часть Вселенской константинопольской. Митрополит назначался патриархом. Отчасти это обстоятельство имело место из-за желания Византии контролировать политику

1. Причины принятия христианства

1. Причины принятия христианства Крещение Руси, положившее начало становлению русской цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов:1.1. Политические предпосылки. Владимир стремился укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с

5. Значение принятия христианства

5. Значение принятия христианства Переход Руси к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.5.1. Христианство помогло объединить восточных славян в единое древнерусское общество, создало духовную основу

Первой заботой князя Владимира после крещения Руси было построение церквей и устройство иерархии. На содержание и украшение собора в честь Успения Божией Матери была определена одна десятая часть доходов государства. Поэтому этот храм стал именоваться «Десятинной церковью». Для его постройки и росписи были приглашены мастера из Константинополя.

В соборном храме был устроен придел в память святителя Климента, папы Римского, мученически погибшего в Херсонесе около 101 года, глава которого была привезена князем Владимиром в Киев. Были построены также церкви святителя Василия Великого, имя которого было дано при крещении князю Владимиру, и святого Михаила Архангела, имя которого носил первый киевский митрополит.

Во главе вновь устроенной Русской Церкви стоял вначале митрополит Михаил (†992). В Новгороде первым епископом был Иоаким Корсунянин. Несомненно, что уже во времена князя Владимира были организованы и другие кафедры, например, в Чернигове.

Первосвятитель Руси, святитель Михаил, по одному преданию, был сирийцем или греком, по другим — болгарином. Он прибыл в Киев вероятно еще до походов князя Владимира и крестил его и киевлян. Святой Михаил проявил апостольское рвение о распространении Христовой веры, строил храмы по городам и селам, заботился об искоренении языческих суеверий, основал в Киеве первые школы и много трудился над просвещением вверенной ему паствы. Митрополит Михаил отличался большой кротостью и смирением, привлекая ко Христу любовью. Он много ездил по Киевскому государству, крестя повсюду население. Скончался он в 992 году и, по словам летописи, «мног плачь и рыдание во граде Киеве с его отшествием сотворися». Мощи его находятся в Киево-Печерской Лавре, куда они перенесены из Десятинной Церкви (память 30/13 октября).

Вторым великим святителем и помощником святого Владимира в деле просвещения русского народа был епископ Иоаким Новгородский, основавший в Новгороде училище и боровшийся с язычеством, которое на Севере было значительно сильнее, чем в Киевской Руси.

Князь Владимир решал устроить свое государство на христианских началах. И в своей личной и семейной жизни, и в отношениях со своими подданными он старался осуществлять христианскую заповедь о любви. Он не только ввел в своем государстве милостивое законодательство и отменил смертную казнь, но и организовал общественную поддержку бедным, больным и старым, не существовавшую тогда ни в одном христианском государстве. Всем больным и старикам выдавалась одежда и питание. Если они не могли придти за ней на княжеский двор, она им развозилась ежедневно по домам. Из своей казны князь Владимир широко раздавал деньги нуждающимся. Организованная помощь не была ограничена Киевом, но постепенно стала охватывать все государство.

Благодаря снисходительности князя Владимира к преступникам, в стране увеличился разбой, и епископам пришлось убеждать великого князя принимать суровые меры против разбойников.

Заботясь о просвещении, князь Владимир открыл в своем дворце школу, в которой учились, кроме его 12 сыновей, киевские юноши и в том числе Иларион, будущий митрополит Киевский. Великий князь Владимир не прекращал сношений с христианским Западом, и когда в Киев прибыл монах Бруно, ехавший для проповеди к печенегам, он встретил его с почетом. С Константинопольским патриархом и Болгарской архиепископией поддерживались дружеские отношения. Из Охрида были присланы богослужебные книги, которые переписывались по приказу великого князя Владимира и рассылались по церквам.

Святой Владимир умер 15 июля 1015 года и был погребен в Успенском Соборе в пределе святой Климента. Русская Церковь почитает его как своего просветителя и именует равноапостольным, а народ прозвал его «красным солнышком» (память 15/28 июля).

Перед этими храмами я останавливаюсь в восхищении и замешательстве: понимаю, что их создатели, жившие почти тысячу лет назад, знали нечто, недоступное нам в XXI веке. Это та часть нашего культурного наследия, которая составляет пресловутые скрепы. И в то же время это часть европейской культуры — интересная и самобытная, но тесно связанная с Византией, Грецией, другими странами.
Наверное с потрясения от Покрова на Нерли начался мой интерес к русской культуре и к путешествиям по России. С тех пор прошло 12 лет, и удалось посетить почти все места в России, где есть домонгольские (до 1237 года) храмы. Большинство из них (из тех, что сравнительно неплохо сохранились) есть в моей фотоколлекции, которую я и представляю сегодня. Мне кажется, есть смысл в том, чтобы посмотреть их вместе. Может быть, это поможет нам сделать шаг на пути к пониманию своих корней. Не все фото удовлетворяют меня, но какие есть.

Верхнее фото — Старая Ладога (Ленинградская область), Георгиевская церковь (около 1165). Я не случайно начала с этого не очень известного места: по некоторым данным, именно Старая Ладога в 862 году стала первой столицей Руси: здесь княжил легендарный Рюрик. То есть, отсюда "есть пошла земля русская".
А самый старый древнерусский храм на территории современной России находится в Великом Новгороде

Великий Новгород
2.Софийский собор (1045-1050), духовный центр Новгородской республики
Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси

3.Магдебургские врата (первая половина XII века), фрагмент
Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси

4.Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119-1130)
Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси

5.Изнутри собор кажется огромным
Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси

6.Напротив Новгородского Детинца (Кремля) нахдится Ярославово Дворище с уникальным скоплением старых церквей. Николо-Дворищенский собор (1113-1136) — главный вечевой храм Новгорода. Здесь собиралось Новгородское вече.
Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси

7.Поблизости находятся еще две церкви. От старой церкви Успения на Торгу (1135, на фото слева) сохрапнилась нижняя часть стен. Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу(1207) тоже существенно перестраивалась.
Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси

Псков
8.Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (на фото слева) построен не позднее 1156 года Он известен своими фресками XII века, которые нам, к сожалению, не удалось увидеть.
Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси

9.Собор Иоанна Предтечи (1130-е годы)
Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси

Владимиро-Суздальское княжество
Мне кажется, что именно Владимиро-Суздальское княжество — это вершина древнерусской архитектуры. Его уникальная особенность — белокаменная резьба.
10.Вершина Владимирского зодчества — Покрова на Нерли (1165-1166, Боголюбово, близ Владимира).
Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси

11.
Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси

12.Владимир, Успенский собор (1158—1160, перестроен 1186—1189), главный храм Владимиро-Суздальской Руси
Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси

13.Владимир, Дмитриевский собор (1194-1197)
Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси

14.
Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси

15.Владимир, Золотые ворота (1158-1164, довольно сильно перестроены)
Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси

16.Церковь Бориса и Глеба в Кидекше (близ Суздаля, 1152-1157). Это один из двух самых древних храмов Владимирской руси, заложенный Юрием Долгоруким
Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси

17.Его ровесник — Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Он лучше, чем собор в Кидекше сохранил первоначальный облик
Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси

18.Георгиевский собор в Юрьев-Польском (1234) не сохранил своей древней формы: он обрушился и был собран в 1471 году из тех же блоков. Часть блоков, по-видимому, не была найдена, и собор стал более приземистым.

19.Но хотя и перепутанная местами, сохранилась белокаменная резьба, равной которой нет.
Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси

Смоленск
20.Церковь Михаила Архангела, или Свирская (1180-1197). Это церковь при загородной резиденции Смоленского князя, она впечатляет своей высотой (33 метра), особенно изнутри.

21.Церковь Петра и Павла (1146) реконструирована в 60-е годы XX века в первоначальных формах.

22.Церковь Иоанна Богослова (1176-1180), от XII века сохранились только стены.

1. Через постановку проблемного вопроса: «Какую роль играла Православная церковь в жизни общества, государства и человека?» способствовать формированию у учащихся целостного представления об организации и значении Православной церкви в Древней Руси.

2. Продолжить работу над формированием умений работать с учебником, понятиями; на основе учебного материала составлять схему «Организация Православной церкви на Руси»; определять и раскрывать причинно-следственные связи исторических событий и явлений, способствовать развитию умений работать с дополнительными информационными источниками; способствовать формированию навыков анализа и обобщения исторических событий и явлений, умения давать оценку значения Церкви в жизни древнерусских людей и истории нашего государства.

3. Способствовать формированию у учащихся интереса к изучению Отечественной истории, формированию личностно-ориентированного восприятия связи времен. А также развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи при самостоятельной и парной работе, толерантного общения.

Планируемые образовательные результаты:

Ученик должен научиться: определять и характеризовать особенности распространения православного христианства на Руси; составлять схему устройства Православной церкви в Древней Руси, объяснять ключевые понятия; анализировать текст исторического источника (отрывок из Киево-Печерского патерика); раскрывать роль Православной церкви в истории Древнерусского государства и оценивать значение Церкви в жизни древнерусских людей.

Ученик имеет возможность научиться :

— анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям; строить речевые высказывания в устной и письменной форме (познавательные УУД);

— определять значение распространения христианской нравственности, духовных идеалов, понимать значение религии в жизни человека, государства, общества; соблюдать дисциплину, уважительно относиться к участникам образовательного процесса (личностные УУД);

— определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы (регулятивные УУД);

— уметь слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения, делать логически обоснованные рассуждения в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка (коммуникативные УУД).

Оборудование урока : учебник Пчёлов Е.В. «История России с древнейших времён до конца XVI века» (М: Русское слово, 2016 г), настенная карта «Древнерусское государство IX-XI вв.», мультимедийная презентация «Православная церковь в Древней Руси», рабочий лист.

Тип урока: урок освоения новых знаний и учебных действий

Формы обучения: парная, фронтальная работа.

Методы обучения : частично-поисковый, исследовательский.

  1. Мотивационная беседа. Формулирование интегрированной цели урока.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся по изученным вопросам.

2. Изучение новой темы

3. Закрепление изученного на уроке

6. Домашнее задание

1. Мотивационно-организационный этап.

1). Мотивационная беседа. Формулирование интегрированной цели урока.

Учитель истории : Здравствуй ребята. Сегодня мы продолжаем определять особенности развития Древнерусского государства (государства Русь).

Задачи : на уроке

  1. Мы продолжим развивать навыки работы с учебником, понятиями, составлением схем; умения определять причины и последствия исторических событий, делать выводы.
  2. Во время работы с заданиями не забывайте правильно распределять время. При ответе на вопросы старайтесь правильно, четко и полно формулировать предложения.
  3. Во время работы на уроке не забывайте основное правило: «Сначала слушаем, потом комментируем, дополняем, исправляем».

2). Актуализация опорных знаний учащихся по изученным вопросам.

Цель: актуализировать основные знания учащихся, подвести к определению цели изучения нового материала.

1. Чтобы определить тему нашего урока и основной проблемный вопрос, который нам предстоит разрешить, давайте проведем небольшую словарную работу. ( Перед вами рабочий лист. Укажите на нем свою фамилию, имя и выполните задание № 1). Какое ключевое слово у вас получилось?

2. Дайте объяснение слову церковь. (Ответы учащихся).

Понятие церковь имеет два значения: (слайд 2)

"ЦЕРКОВЬ" — 1) Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности. 2) Здание, в котором происходит христианское богослужение; храм.

3. С каким событием связано появление церкви на Руси? Ребята, определите, какой будет тема нашего урока? (слайд 3).

(Учащиеся определяют тему урока). Мы сегодня будем говорить о православной церкви. Тема нашего урока «Православная церковь в Древней Руси»

Принятие христианства и появление православной церкви как-то влияло на развитие древнерусского общества? (Значение принятия христианства) (слайд 4) Поэтому цель нашего урока определить какие изменения произошли в древнерусском обществе и «Какую роль играла Православная церковь в жизни общества, государства и человека?»

2. Изучение темы урока: «Православная церковь в Древней Руси»

Цель: Через постановку проблемного вопроса: «Какую роль играла Православная церковь в жизни общества, государства и человека?» способствовать формированию у учащихся целостного представления об организации и значении Православной церкви в Древней Руси.

1). Особенности распространения христианства на Руси и значение утверждения православия для общества. (слайд 5)

Задание: Скажите, принятие христианства в 988 г. сразу же привело к утверждению православия на Руси?

Какое явление возникло и в чем оно проявлялось? (Двоеверие).

Несмотря на принятие православия в течении долгого времени в сознании людей сохранялись языческие традиции. Как же церкви удалось утвердить свое влияние?

А) Найдите пары и объясните, по какому принципу они образованы? (слайд 6-7)

Православие было объявлено официальной религией Киевской Руси в 988 году. Князь Владимир Святославович вместе со своей дружиной первым принял крещение. Точная дата доподлинно неизвестна, однако случилось это сразу же после борьбы с Вардой Фокой, где славянские войска выступали на стороне византийского императора Василия II Болгаробойца.

Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси Крещение Руси произошло в 988 году

Причины принятия христианства на Руси

До Х столетия наши предки исповедовали ведическую веру. В божественном пантеоне славян насчитывалось 14 богов, главным из которых был Род – создатель всего сущего. Великий князь киевский также был язычником, однако вопреки сложившимся устоям учредил на место главного божества Перуна и даже возвел несколько памятников, которым велел поклоняться. Люди, почитающие иных идолов, оказались несогласными с Владимиром Великим, что привело к разобщению.

Чтобы воссоединить расколовшееся государство, киевский князь решил учредить новую религию. В 980 году было принято решение разослать послов по нескольким странам с различными вероисповеданиями. После долгих переговоров княжеский выбор пал на византийское христианство, которое поразило правителя Руси своим пышным церемониалом. Еще одной причиной стало желание сохранить партнерские отношения с Византией. Женившись на дочери императора, Владимир Великий отринул ведическую веру, став первым христианином.

Последствия принятия христианства

Принятие православия сыграло важнейшую роль в становлении Российского государства. Вера, которая пришла на смену язычеству, значительно укрепила международные связи Киевской Руси. Благодаря христианизации великий князь обрел мощных союзников со стороны Запада и Южных земель.

Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси Причины и значение принятия христианства

Огромное значение новая религия возымела в социализации славянского общества. Согласно православным постулатам, правитель наделялся божественной природой, а церковь становилась правой рукой власти. Имея влияние на все аспекты человеческой жизни, она быстро реанимировала все государственные институты, скрепив народ единой верой.

Вскоре после того, как зародилось христианство, быстрыми темпами начала расцветать славянская культура. За довольно короткий срок сформировалось новое течение в архитектуре и живописи, где хорошо прослеживалось византийское влияние. Введение новой религии повлекло за собой создание кириллического алфавита. Это событие стало основой древнерусских книжных традиций.

Видео «Крещение Руси»

В этом видеосюжете описана история принятия православия.

Становление церкви на Руси

История русского православия довольно неоднозначная. Судить о том, какое влияние имела на его становление языческая культура, можно по сохранившимся до сегодняшнего дня традициям. Благодаря симбиозу двух вер, христианской и ведической, Киевская Русь возглавила восточное направление Вселенской церкви, а также стала главным двигателем национальной мысли.

Уход от идолопоклонничества оказался менее болезненным, чем предполагал князь Владимир. Поскольку ведическая вера так и не смогла до конца заполнить сознание наших предков, отмена старых богов не повлекла за собой особо крупных мятежей.

Православная церковь довольно мягко проводила замену понятий, однако полностью искоренить языческие суеверия не удалось до сих пор.

Язычество оказалось благодатной почвой для взращивания веры в Иисуса Христа. Церковные богослужения русского православия с первых дней отличались невероятной пышностью и духовностью. У славян особенно сильно ощущалась близость к Всевышнему, а также божественное присутствие Его во всем, что их окружает.

Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси Этапы развития Православной Церкви

Однако становление православной церкви на Руси не обошлось без трагедии. Так, жертвой борьбы двух вер стали сыновья киевского князя – Глеб и Борис, позже возведенные в святые великомученики. Набиравшая оборот чуждая религия отодвигала Святополка – еще одного сына Владимира – от заветного престола. Такая родственная ненависть заставила его избавиться от конкурентов, которые не пожелали отвечать агрессией на агрессию.

Распространение знания о религии

Следующим после Владимира Великого на киевский престол взошел другой его сын – Ярослав. Он занялся активным просвещением славянского народа, чтобы еще больше укрепить в людях веру Христову. Благодаря высокой идее поднять Киевскую Русь до уровня великих держав, он завоевал авторитет не только среди славян, но также среди ведущих европейских стран.

Молодой князь налаживал отношения с другими православными государствами, расширял сознание своего народа, не давал ему замкнуться в себе. Принимая у себя послов из разных держав, Ярослав Мудрый всячески пытался перенять их религиозный опыт, чтобы потом применить его на модели русской церкви.

По приглашению нового правителя местные обители стали посещать иностранные церковники, которые привозили с собой религиозную литературу, позже переведенную на древнерусский. Так началось развитие и становление книжных традиций, откуда вышли известные нам памятники древнерусской письменности. Русские священнослужители переписывали священные рукописи, а обычный народ учили грамоте, открыв для этого воскресные школы. По приказу Ярослава Мудрого была организована первая библиотека, где в свободном доступе размещались религиозные труды.

Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси Расцвет Киевской Руси произошел при правлении Ярослава Мудрого

Религиозная культура на Руси

С развитием христианства начала обозначаться структура церкви. Она представляла собой множество метрополий. Сколько их было изначально, точно установить не удалось, однако все они объединялись общим правлением – константинопольским архиереем.

Позже Ярослав Мудрый назначил митрополитом русского святителя Илариона. Именно он стал главным популяризатором религиозной культуры. Из-под его пера вышел знаменитый трактат «Слова о законе и благодати». С его благословения православные писатели издавали исторические труды, знакомили народ с биографиями древних князей, а также значимыми событиями в истории Киевской Руси. Работы являли собой квинтэссенцию фольклора, архивной документации и устных сказаний очевидцев. Спустя два столетия после крещения Нестор Летописец структурировал все эти сведения, написав известную всем нам «Повесть временных лет».

Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси Нестор Летописец является автором «Повести временных лет»

Сегодня известно даже школьнику, в каком году состоялось Крещение Руси. Однако мало кто рассматривает эту тему с точки зрения причинно-следственной связи. Как видим, принятие христианства возвеличило древнеславянское государство и послужило прочной базой для образования современного православного общества.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вскоре после официального введения христианства на Руси создается и первоначальная организация Русской Православной Церкви в форме митрополии Константинопольского Патриархата. Cчитается, что Киевская митрополия основана между 995 и 997 годом, а Софийский собор (резиденция митрополита) был вначале деревянным, пока на его месте в 1037 — начале 1040 г. не был построен каменный храм.

Согласно древнерусским письменным источникам первый митрополит был прислан из Константинополя в Киев только в 1037 году. До этого времени в Русской Церкви не было иерархии — епископы избирались, а не назначались. Церковь непосредственно подчинялась великому князю.

Все богослужения велись только на славянском языке, и большинство обрядов совершалось по правилам Православной Церкви в кирилло-мефодиевской традиции.

После разделения Единой Христианской Церкви (1054 г.) на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе Киевская Русь остается митрополией Константинопольского Патриаршества.

Киевская Русь, а затем самостоятельные независимые княжества в то время добровольно стремились быть под опекой Церкви. Начиная со святого равноапостольного князя Владимира, все князья призывали митрополитов и епископов к участию в государственных делах. Митрополит или епископ на княжеских советах или съездах всегда располагался рядом с князьями.

Русская Православная Церковь уже в XI веке обладала и определенной судебной властью, причем круг ее судебных прав был значительно шире, чем, например, у Константинопольской Церкви.

Церковь – это один из типов Державы, название образовано от ЦЕРК — «Це Родовой Круг» и ОВ — «Отцов Вышних», т.е. это форма, когда многие Роды объединены не только по крови, но и Единым Вышним Законом своих Отцов (Богов).

Церковь – это единственная общественно-социальная система, которая никогда не меняется. Да, там иерархия, но заметьте, Церковь Староверов-Инглингов на протяжении сотен тысяч и даже миллионов лет — как существовала, так и существует, система не меняется, т.е. она показала свою жизнеспособность. Поэтому она была взята за основу и РПЦ, а потом уже от РПЦ система начала переходить в другие структуры, допустим, тот же Ватикан, но там есть свои видоизменения и пр.

Сравним иерархическую систему Древнерусской Инглиистической Церкови Православных Староверо-Инглингов (ДИЦПС-И) и Русскую «Православную» Церковь (РПЦ).

Конспект урока по теме Православная церковь в Древней Руси

Структура Древнерусской Церкви

* Руководство – Патер Дий, он управляет Духовной Миссионерией, но и Миссионерия предлагает Патер Дию сделать то-то и то-то (поэтому на схеме стрелочка двойная), т.е. всё решается сообща, хотя какие-то вопросы Патер Дий может решить сам.
* Духовная Миссионерия — это Верховный Совет или Круг Жрецов, под их руководством находится Большой Круг из глав – Весевые Духовные Управления (ВДУ), и кроме того, Духовная Миссионерия создаёт учебные заведения: школы (Ш), духовные училища (ДУ), духовные семинарии (ДС).
* Весевому Духовному Управлению подчиняются Общины, и Управление может создавать учебные заведения: школы (Ш), духовные училища (ДУ), а также Скиты (Ск), Скуфы (Сф), и как сейчас принято называть — религиозные предприятия (РП) и религиозные хозяйства (РХ).
* Общины имеют право создавать: родовые школы (РШ) — это школы закрытого типа, и общинные школы (ОШ). А также Общины могут создать для ведения своего хозяйства религиозные предприятия и религиозные хозяйства.

Структура РПЦ

* Руководство – Патриарх, управляет Московской Патриархией.
* Московский Патриархат создаёт Епархиальные Управления (ЕУ), они находятся в его подчинении. Также Патриархат создаёт учебные заведения: приходские школы (ПШ), духовные училища (ДУ), духовные семинарии (ДС). Я уже не говорю, что они могут создавать различные хозяйственные мастерские, предприятия и пр.
* Епархиальное Управление создаёт Приходы, а также церковно-приходские школы (ЦПШ) и епархиальные духовные училища (ЕДУ), создают монастыри (М) и религиозные хозяйства (РХ).
* Приход имеет право создать воскресно-приходскую школу (ВПШ) и приходское хозяйство (ПХ), допустим по изготовлению рамочек, иконок, свечей, хотя это у них считается подпольным, свечи они должны покупать в Московской патриархии.

По структуре ДИЦПСИ и РПЦ видно, что примерно то же самое, но в системе славянской Церкви всего поболее. Плюс на схеме не указано, что Общины создают Капища, Святилища, Городища, Священные Рощи и Дубравы, ставят в них Куммiрни, дольмены, менгиры и т.д. А у Прихода может быть либо церквушка (молельный дом), либо Собор, всё. Хотя у нас одна и та же Община может иметь одновременно и Капище, и Святилище, и Городище, и Священную Рощу, и Священный водоём или Священную Реку, т.е. проводить свои богослужения в различных местах.

Для нас ближе наша родная древняя система. Потому что в РПЦ всё построено на Библии, плюс, как они сами себя подготовили, т.е. переписали. А в Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов всё построено на системе Небесных Законов и кровного Родства. У нас все братья и сестры, а в РПЦ — руководство и рабы.

Ссылка на основную публикацию