Какой 19 января праздник по церковному календарю

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.

19 января (6 января по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Неделя 31-я по Пятидесятнице (тридцать первый воскресный день после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Великий двунадесятый праздник Святого Богоявления – Крещения Господня. Согласно церковному Уставу, в этот день поста никогда не бывает. Далее коротко расскажем о сегодняшнем церковном торжестве, его смысле и традициях.

Смысл сегодняшнего праздника Святого Богоявления – Крещения Господня, в древности также нередко именуемого «Просвещением», заключается в широко известной евангельской истории, когда Христос пришёл к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан, и принял от него Крещение.

В это же самое время, как повествует в Священном Писании святой апостол-евангелист Лука:

Отверзлось небо, и Дух Святой нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с Небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!

Традиционно в Крещенскую ночь многие люди бесстрашно окунаются в ледяные проруби, именуемые «Иорданями». Многие делают это с надеждой, что за это им простятся все грехи.

Увы, с православной точки зрения, это – суеверие. Хотя для человека, обладающего силой веры, погружение в освящённую крещенскую воду – не просто благочестивый обычай. Так, в одном из своих Первосвятительских слов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл следующим образом прокомментировал эту традицию:

Кто-то начинал это делать в подражание своим предкам, желая себя испытать в удали, желая себя приобщить к народной традиции. Но сегодня уже совершенно очевидно, что те, кто окунулся в крещенскую купель, приобщились не столько к народной традиции, не столько к обычаю предков – из этой купели многие стали выходить другими, почувствовав силу Божественной благодати.

Какой 19 января праздник по церковному календарю

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: patriarchia.ru

Ну а для тех, кто не готов к погружениям в прорубь, в праздник Богоявления ничуть не менее душеполезно посетить храм и помолиться за службой. А после освящения Крещенской воды, издревле именуемой «Великой», испить её. А затем и окропить ею стены своего жилища. Ведь, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, эта великая святыня является важным символом того, что Господь не оставляет нас и весь наш мир своей Божественной милостью.

Поскольку вода представляет собой значительную часть всего материального мира, то через это водное естество Господь освятил ныне Духом Своим человеческое и природное естество. И, покуда будет совершаться таинство, именуемое великой агиасмой, таинство освящения воды, верим, Господь не оставит род человеческий, не оставит мир.

Сердечно поздравляем всех православных христиан с великим двунадесятым праздником Святого Богоявления – Крещения Господня! Как поётся в тропаре этого торжественного дня: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе».

Подписывайтесь на канал «Царьград» в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Какой 19 января праздник по церковному календарю

Праздник Крещения Господня — то есть воспоминание евангельского события, когда Христос пришел на берег реки Иордан и был крещен пророком Иоанном Предтечей (Мф. 3:13-17; Мк. 1: 9-11; Лк 3: 21-22) — мы празднуем 19 января (о самом празднике см. Крещение Господне 2022).

В церковном обиходе этот праздник называется Богоявлением, потому что «на Христа снизошел Дух Святой в образе голубя, а с неба возгремел глас: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3: 22). Это Бог Отец засвидетельствовал, что Иисус — не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий. Так в событии Крещения впервые видимым образом явили Себя все Лица Святой Троицы» (цитата из материала по приведенной выше гиперссылке).

В народе Богоявлением называют 18 января, Крещением — 19 января, но это не совсем правильно. 18 января — это Навечерие Праздника Богоявления, или Крещенский Сочельник, а 19 января — Богоявление (или Крещение Господне).

Что касается поста, 18 января — это день постный, и Сочельником он называется, потому что в этот день было принято есть особое постное блюдо — сочиво (подробнее см. текст о Крещенском Сочельнике). А вот 19 января поста по Уставу нет.

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно ко Крещению Спасителя.

Основная и первоначальная цель установления праздника – воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина и цель установления праздника. Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики-гностики (евиониты, докеты, василидиане), потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Так, евиониты учили, что Иисус был сын Иосифа и Пресвятой Девы Марии и что Христос соединился с Ним при Крещении; докеты признавали во Христе человеческую природу только призрачной; наконец, василидиане не признавали воплощения и учили, что «Бог послал свой Ум, первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса, Который до того был простой человек, доступный греху» (Климент Александрийский). Но ничто так не увлекало христиан в ересь, особенно в гностицизм, как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было гностическому празднику противопоставить свой, такой же.

И вот, Православная Церковь установила и у себя торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти. Чтобы подорвать лжеумствования гностиков относительно Крещения Христова, Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества Христова. И, таким образом, в IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день, а именно 6 января, под общим именем Богоявления. Первоначальным основанием для празднования Рождества Христова 6 января (как и Крещения) служило не историческое соответствие этого числа дню рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам – Христос, по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам, – в шестой, ему соответствовало 6 января, первого месяца года.

Праздник Рождества Христова был впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века (при папе Юлии). Перенесением праздника на 25 декабря Церковь имела в виду создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем. Перенесение праздника на 25-е число и торжественное его богослужение имело своей целью поставить противовес языческим суевериям и тем самым обратить сердца людей к познанию истинного Бога. Известно, что у римлян на 25 декабря падал языческий праздник в честь зимнего солнцеворота – день (рождения) явления непобедимого солнца, которого не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. Этот праздник обновляющегося «бога солнца» был днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов и детей и пр. Таким образом, сам по себе этот день был как нельзя более приличен для воспоминания события Рождества Иисуса Христа, Который в Новом Завете называется Солнцем Правды, Светом мира, Спасителем людей, Победителем смерти.

Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно – во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия по обычаю Римской Церкви и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.

Установление празднования рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. По мысли отцов Церкви III и IV вв. (св. Ипполит, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Кирилл Александрийский, блаж. Августин), 25-е число декабря месяца исторически более всего соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа.

Из рассматриваемых в настоящей службе стихир и тропарей, посвященных Рождеству Христову, наиболее древними, надо полагать, являются 1-я стихира на «Господи, воззвах», кондак и икос. Кондак и икос составлены в VI веке св. Романом Сладкопевцем. Им составлены 24 икоса, из которых современная служба сохраняет лишь первые два (кондак и икос). Тропарь и светилен праздника также весьма древние.

Уже в VII–VIII вв. известны Минеи со службами Рождеству Христову в целом их виде. В Х веке имелись уже службы предпразднства и попразднства. А в XI–XII вв. служба, посвященная Рождеству Христову, принимает на востоке такой вид в изменяющихся ее частях, как и современная служба.

Составителями современной службы на Рождество Христово являются, в основном, песнотворцы VI–IX веков: св. Роман Сладкопевец (кондак и икос), св. Андрей Критский (стихиры на хвалитех), св. Герман, патриарх Константинопольский (ряд стихир на «Господи, воззвах» и стихиры на литии), св. Иоанн Дамаскин (многие из стихир вечерни, канон), св. Косма Маиумский (канон) и другие.

19 января (6 января по старому стилю) православные христиане празднуют день Крещения Господня. В этот день православная церковь вспоминает, как Иоанн Предтеча. РИА Новости, 19.01.2022

19 января (6 января по старому стилю) православные христиане празднуют день Крещения Господня. В этот день православная церковь вспоминает, как Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Праздник также называется Богоявлением, потому что в этот день Бог явил себя миру в виде Пресвятой Троицы. Иисус Христос до тридцатилетнего возраста жил со своей матерью в небольшом городке Назарете, помогая престарелому Иосифу в плотнической работе. Иисус почти ничем себя не проявлял как мессия, и люди считали его одним из детей Иосифа. Когда Христу пришло время начать общественное служение, Бог в особом видении повелел пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной проповедью покаяния и крестить в реке Иордан всех кающихся в знак их желания очиститься от грехов. Иоанн был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида) и приходился по материнской линии родственником Иисусу. Само рождение Иоанна Крестителя было чудесным. Всю жизнь Елизавета и Захария провели в молитвах к Богу о даровании им чада, и только когда благочестивые родители были уже в преклонных летах, у них родился сын, названный Иоанном. Он появился на свет на шесть месяцев раньше Иисуса Христа. Место, где пророк Иоанн начал служение, называлось пустыней Иудейской на западном побережье Иордана и Мертвого моря. Евангелисты называют Иоанна Крестителя гласом вопиющего в пустыне, потому что он громко взывал к людям: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте Его путь», – призывая всех к покаянию. Иоанн крестил, как писал евангелист Лука, «крещением покаяния для прощения грехов». Это еще не было христианским крещением. Смысл его был в духовном приготовлении к принятию крещения водой и Святым Духом. Иоанн Креститель был строгим подвижником, носил грубую одежду из верблюжьего волоса и питался акридами (род саранчи) и диким медом. Он представлял собой противоположность современным ему наставникам иудейского народа, и проповедь его о приближении Мессии, прихода которого многие ожидали, привлекла всеобщее внимание. Иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствовал, что «народ, восхищенный учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве».Тогда же среди прочих к Иоанну пришел Иисус из Назарета Галилейского, чтобы креститься от него. Иоанн никогда не встречал Иисуса и потому не знал, кто он. Но когда Иисус подошел к нему, Иоанн как пророк ощутил его святость, безгрешность и превосходство над собой, поэтому в недоумении спросил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». «Так надлежит нам исполнить всякую правду», – кротко ответил Иисус. Этим он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а будущим христианам дал пример послушания воле Божией и смирения.Крестившись, Иисус молился о том, чтобы Бог благословил начало его служения. В этот момент «отверзлись» небеса, и Иоанн Креститель увидел Духа Божия, который в виде голубя снизошел на Иисуса. Голубя увидел и народ, поскольку цель этого чуда была явить людям Сына Божия в доселе неизвестном Иисусе Христе. При этом все услышали слова Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (явление в виде Пресвятой Троицы). Они указывали Иоанну Крестителю и народу на божественное достоинство Иисуса. Эти слова были ответом Бога Отца на молитву Его Сына о благословении на подвиг спасения человечества.Для христианина таинство Крещения – дверь в Царство света. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», – поется на праздничной службе. Это означает: кто крещен во Христа, тот и облачен в одежды Христовой праведности и, уподобляясь Ему, становится участником Его святости. Сила крещения в том, что крещеный получает способность и силу любить Бога и своих ближних. Эта христианская любовь влечет христианина к праведной жизни и помогает преодолевать грехи.Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. До V века было принято вспоминать рождение и крещение Иисуса Христа в один день – 6 января – и назывался этот праздник Богоявлением. Позднее празднество Рождества Христова было перенесено на 25 декабря (по юлианскому календарю, или старому стилю). Так было положено начало святкам, заканчивающимся Навечерием, или Сочельником праздника Крещения. Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название «сочельник» (сочевник) связано с традицией варить в этот день пшеничный взвар с медом и изюмом – сочиво.Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, церковь установила после святок однодневный пост. Именно отсюда пошла традиция варить сочиво. Меру поста верующие определяют индивидуально и по силам. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после литургии (богослужения) утром и первого причащения крещенской воды.В сочельник после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, ставшего не только образом очищения от грехов, но и действительным освящением самой материи (естества) воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой или крещенской водой.Под влиянием Иерусалимского устава, с XI-XII веков водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. В древней церкви это было связано с тем, что накануне праздника совершалось крещение оглашенных (принявших и усвоивших христианское вероучение). Ради этого таинства и совершалось первое великое водосвятие. Разница между первым и вторым освящением состояла в том, что в Навечерие Богоявления водосвятие совершалось в храмах, где крестились оглашенные, а в день праздника Богоявления христиане шли на реку Иордан.В первые века (включая IV и V столетия) великое водоосвящение происходило только в Иерусалимской Церкви, где было обыкновение выходить на реку Иордан к тому месту, где принял крещение Иисус Христос. Позже освящение воды стали устраивать и в других местах, где были реки или озера. К освященной богоявленской воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Христос крестился и освятил естество вод, и поэтому крещенскую воду приносят домой и хранят весь год. Святость воды проявляется и в том, что она долго сохраняется свежей и неповрежденной. В Русской православной церкви и народе сложилось традиция принимать богоявленскую воду натощак. Ее используют при освящении храмов и жилищ, при молитвах на изгнание злого духа, как врачевство. В качестве дополнительных после- и внебогослужебных (и вовсе не обязательных) упражнений в православных и иных странах иногда практикуется погружение в воды. В России погружаются в «иордань» (специально оборудованную купель в реках, озерах), в Греции юноши прыгают за крестом, который священник бросает в воды моря, и соревнуются, кто первым его достанет. В последние годы в России оборудуют специальные места для крещенских купаний. За общественным порядком и безопасностью людей следят сотрудники МЧС и полиции. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

19 января (6 января по старому стилю) верующие отмечают Крещение Господне, или Богоявление. Крещение, как и Пасха, считается самым древним праздником в христианской культуре. Этот день связан с евангельским событием — крещением Иоанном Предтечей Иисуса Христа в реке Иордан.

Рассказываем об истории, смысле и традициях праздника.

Смысл названия

Праздник Крещение Господне тесно связан с событием земной жизни Иисуса Христа, описанным евангелистами, — крещением, которое совершил в реке Иордан пророк Иоанн Предтеча, он же — Иоанн Креститель. Второе название праздника — Богоявление. Это название напоминает о чуде, которое произошло во время крещения Христа: в облике голубя с небес сошел Святой Дух, и глас с неба назвал Иисуса сыном.

Этот день также часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов» или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым.

История праздника

Согласно Евангелию, после странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии, рассказал про крещение для оставления грехов и начал крестить людей в водах.

Когда Иисусу было 30 лет, он также пришел к водам реки Иордан и попросил Иоанна крестить его. После крещения «отверзлись» небеса и на Иисуса снизошел Святой Дух в виде голубя. При этом все услышали слова Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17).

Они указывали Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство крестившегося Иисуса Христа. Считается, что в этом событии людям была явлена Святая Троица: Бог Отец — голосом с неба, Бог Сын — крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой — снизошедшим на Иисуса Христа голубем.

Как принято праздновать

На Крещение по всей России проходят богослужения и крещенские купания в прорубях (иорданях). Для этого на водоемах делают специальные проруби, а на площадях городов и поселков устанавливают купели. В народе считается, что купание в проруби дает очищающую для души и тела силу.

Впрочем, купание в иорданях остается для верующих исключительно добровольным делом. Для христиан на Крещение главное — посетить службу в церкви, исповедоваться, причаститься и принять крещенскую воду.

Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник, православные соблюдают строгий пост, употребляя в пищу традиционное постное блюдо из крупы — сочиво. Трапезничать можно только после выноса свечи после литургии утром и первого причащения крещенской водой.

Освящение воды

Главная традиция праздника Крещение Господне — освящение воды, которое происходит в храмах и на водоемах. Воду освящают дважды: накануне — 18 января и непосредственно в день Богоявления — 19 января на Божественной литургии.

Крещенская вода называется «агиасма» и считается святыней, исцеляющей душу и тело. Употреблять крещенскую воду можно в течение всего года. Святой водой можно окроплять жилые помещения, вещи, принимать во время болезни, наносить на больные места, а также давать пить тем, кто не может быть допущен ко Святому Причастию.

По словам церковных служителей, даже водопроводная вода из крана в этот день освящается. Освященную в храме воду нельзя использовать для бытовых нужд, мытья или стирки. Хранить святую воду рекомендуется в доме, желательно возле икон.

Праздник Крещения Господня (Богоявления), наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Именно после Крещения Иисус начал просвещать людей, озаряя их светом истины. Кроме того, в Крещении Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, дарующее вечную жизнь. Поэтому принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к церкви.

В церковной традиции праздник получил название Богоявления (греч. Эпифания, Теофания), потому что во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца.

В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II века и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым (Армянская церковь до сих пор придерживается этой традиции). Но в IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а у праздника Богоявления сохранилась прежняя дата — 6 января (19 января по новому стилю).

Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о ее чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей святителя Иоанна Златоуста (387 год): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

Святитель Епифаний Критский сопоставлял этот феномен с чудесным превращением воды в вино в Кане Галилейской — первым чудом, совершенным Иисусом Христом на брачном пиру.

По православному церковному календарю 19 января 2022 отмечают Крещение Господне – один из главных христианских праздников

Sputnik Грузия рассказывает о празднике Крещения Господня, который по православному церковному календарю празднуют 19 января.Крещение ГосподнеПо церковному календарю 19 января отмечают Крещение Господне – великий праздник, установленный в память о Крещении Иисуса Христа в реке Иордан.Один из самых первых церковных праздников начали отмечать еще при жизни апостолов. До IV века Крещение Господне и Рождество были единым праздником, который назывался Богоявление, так как именно в этот день впервые миру явилась Пресвятая Троица: Бог Отец, Сын и Святой Дух – об этом свидетельствуют все четыре Евангелия.Новообращенных, которых называли оглашенными, в первые века христианства крестили на Богоявление. Именно тогда возникла традиция освящать воду в водоемах.Раздельное празднование Рождества и Крещения Господня впервые было введено примерно в 377 году в Константинопольской Церкви. Позднее обычай праздновать рождение Спасителя 25 декабря распространился из Константинополя по всему православному Востоку.Исключение составляет Армянская Апостольская Церковь. Она по сей день Рождество и Крещение Господне отмечает 6 января как единый праздник Богоявления.Несмотря на это, наблюдать отголоски единства этих двух праздников в богослужении можно и сегодня. Так, например, Навечерие (Сочельник) со строгим постом и особыми традициями есть у обоих праздников.В Крещенский Сочельник пост строгий и, в принципе, есть не полагается до освящения воды. Это, по сути, первый постный день после Рождества, так как до этого в церкви празднуются Святки, когда поста нет.Значение праздника Богоявления в богослужебных текстах поясняется так: Господь принял крещение ради спасения людей, не для собственного очищения, в котором Он не нуждался. Современное Таинство Крещения дает благодать Божию потому, что вода крещения освящена Господом.ИмениныПо церковному календарю 19 января именины отмечает Феофан.Материал подготовлен на основе открытых источников

19 января (6 января по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Неделя 31-я по Пятидесятнице (тридцать первый воскресный день после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Великий двунадесятый праздник Святого Богоявления – Крещения Господня. Согласно церковному Уставу в этот день поста нет. Далее коротко расскажем о сегодняшнем церковном торжестве, его смысле и традициях. Вселенская Иордань: 19 января – день Святого Богоявления – Крещения Господня.

Смысл сегодняшнего праздника Святого Богоявления – Крещения Господня – в древности также нередко именуемого «Просвещением», заключается во всем известной евангельской истории, когда Христос пришёл к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан, и принял от него Крещение.

В это же самое время, как повествует в Священном Писании святой апостол-евангелист Лука:

Отверзлось небо, и Дух Святой нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с Небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение! (Лк. 3:21-22)

В Крещенскую ночь по традиции многие люди без страха и сомнения окунаются в проруби, именуемые «Иорданями». Многие делают это с надеждой, что за это им простятся все грехи.

Увы, с православной точки зрения, это суеверие. Но для человека, обладающего силой веры, погружение в освящённую крещенскую воду – не просто благочестивый обычай. Так, в одном из своих Первосвятительских слов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл следующим образом прокомментировал эту традицию:

Кто-то начинал это делать в подражание своим предкам, желая себя испытать в удали, желая себя приобщить к народной традиции. Но сегодня уже совершенно очевидно, что те, кто окунулся в крещенскую купель, приобщились не столько к народной традиции, не столько к обычаю предков – из этой купели многие стали выходить другими, почувствовав силу Божественной благодати.

Ну а для тех, кто не готов к погружениям в прорубь, в праздник Богоявления ничуть не менее душеполезно посетить храм и помолиться за службой. А после освящения Крещенской воды, издревле именуемой «Великой», испить её. А затем и окропить ею стены своего жилища. Ведь, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, эта великая святыня является важным символом того, что Господь не оставляет нас и весь наш мир своей Божественной милостью.

Поскольку вода представляет собой значительную часть всего материального мира, то через это водное естество Господь освятил ныне Духом Своим человеческое и природное естество. И покуда будет совершаться таинство, именуемое Великой Агиасмой, таинство освящения воды, верим, Господь не оставит род человеческий, не оставит мир.

От всего сердца поздравляем всех православных христиан с великим двунадесятым праздником Святого Богоявления – Крещения Господня! Как поётся в тропаре этого торжественного дня: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе».

Подписывайтесь на канал «Царьград» в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Sputnik Грузия рассказывает о празднике Крещение Господне, который по православному церковному календарю празднуют 19 января.

Крещение Господне

По церковному календарю 19 января отмечают Крещение Господне – великий праздник, установленный в память о Крещении Иисуса Христа в реке Иордан.

Один из самых первых церковных праздников начали отмечать еще при жизни апостолов. До IV века Крещение Господне и Рождество были единым праздником, который назывался Богоявление, так как именно в этот день впервые миру явилась Пресвятая Троица: Бог Отец, Сын и Святой Дух – об этом свидетельствуют все четыре Евангелия.

Новообращенных, которых называли оглашенными, в первые века христианства крестили на Богоявление. Именно тогда возникла традиция освящать воду в водоемах.

Раздельное празднование Рождества и Крещения Господня впервые было введено примерно в 377 году в Константинопольской Церкви. Позднее обычай праздновать рождение Спасителя 25 декабря распространился из Константинополя по всему православному Востоку.

Исключение составляет Армянская Апостольская Церковь. Она по сей день Рождество и Крещение Господне отмечает 6 января как единый праздник Богоявления.

Несмотря на это, наблюдать отголоски единства этих двух праздников в богослужении можно и сегодня. Так, например, Навечерие (Сочельник) со строгим постом и особыми традициями есть у обоих праздников.

В Крещенский Сочельник пост строгий и, в принципе, есть не полагается до освящения воды. Это, по сути, первый постный день после Рождества, так как до этого в церкви празднуются Святки, когда поста нет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector